Контур тона
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
или Контур тона контурный тон — это тон тонального языка, который переходит от одной высоты к другой в течение слога или слова. Контуры тонов особенно распространены в Восточной Азии , Юго-Восточной Азии , Западной Африке , нило-сахарских языках , койсанских языках , отомангейских языках и некоторых языках Южной Америки .
Контуры
[ редактировать ]Когда высота звука понижается, контур называется падающим тоном; когда он поднимается, то тон повышается; когда он опускается, а затем возвращается, то падающий или падающе-восходящий тон; а когда он поднимается, а затем возвращается, это называется пиковым или восходящим-нисходящим тоном. Тон на контурно-тоновом языке, который остается примерно ровным по высоте, называется ровным тоном. Тоны, которые слишком короткие, чтобы иметь большую часть контура, обычно из-за конечной взрывной согласной , могут быть названы контролируемыми , резкими, обрезанными или остановленными тонами.
Было высказано предположение, что относительная синхронность контурного тона не является отличительной. То есть в некоторых акцентах или языках нисходящий тон может располагаться в конце, а в других - в начале, но такие различия не будут отличительными. Однако у динка сообщается, что фонематический нисходящий тон падает поздно (импрессионистически высокий уровень + падение, [˥˦˩] ), тогда как падающий аллофон низкого тона начинается рано (импрессионистически падающий + низкий уровень, [˥˨˩] ). . [1]
Лексические тона, более сложные, чем погружение (нисходящее-поднимающееся) или пиковое (поднимающееся-нисходящее), встречаются довольно редко, а возможно, и вовсе отсутствуют, хотя просодия может вызывать такие эффекты. есть лексических два старосянском диалекте Цян Сообщается, что в тона «двойного контура»: высокое и низкое падение – подъем – падение или, возможно, высокое падение – низкое падение и низкое падение – высокое падение: ˦˨˧˨ и ˨˩˦˨ (4232 и 2142). В отчете не было определено, было ли последнее падение лексическим или это просто склонение, обычно наблюдаемое на концах просодических единиц , поэтому на самом деле это могут быть опускающиеся тона. [2]
Транскрипция
[ редактировать ]- Диакритические знаки, такие как падение ⟨ â ⟩, повышение ⟨ َ ⟩, падение ⟨ a᷉ ⟩, пик ⟨ a᷈ ⟩, высокое падение ⟨ a᷇ ⟩, низкое падение ⟨ a᷆ ⟩, высокий рост ⟨ a᷄ ⟩ и низкий рост ⟨ a᷅ ⟩. Или более простые регистровые тона, диакритических знаков, таких как высокий ⟨á⟩ , средний ⟨ā⟩ и низкий ⟨à⟩ где для транскрипции обычно достаточно . (Они также используются для контурных тонов высокого, среднего и низкого уровня.)
- Буквы тона , такие как средний уровень ⟨ ˧ ⟩, высокий нисходящий ⟨ ˥˩ ⟩, низкий нисходящий ⟨ ˨˩ ⟩, средний восходящий ⟨ ˧˥ ⟩ , низкий восходящий ⟨ ˩˧ ⟩, опускающийся ⟨ ˨˩˦ ⟩ и пиковый ⟨ ˧˦. ˩ ⟩.
- Числовые замены тональных букв. Семь тонов выше будут записываться как ⟨33⟩ , ⟨51⟩ , ⟨21⟩ , ⟨35⟩ , ⟨13⟩ , ⟨214⟩ , ⟨341⟩ для азиатского языка или ⟨3⟩ , ⟨15⟩ , ⟨ 45⟩ , ⟨31⟩ , ⟨53⟩ , ⟨452⟩ , ⟨325⟩ для африканского или американского языка. (Удвоение цифры в ⟨33⟩ в азиатском примере используется для устранения неоднозначности тона среднего уровня от «тона 3» (3-го тона), который обычно не соответствует уровню высоты тона 3.)
- Разное написание одной и той же гласной с разными тонами в таких системах, как Latinxua Sin Wenz , Gwoyeu Romatzyh , Modern Literal Тайваньский и т. д. Сравните Gwoyeu Romatzyh с Hanyu Pinyin (в скобках): bai (bāi), bair (bái), bae (bǎi), бухта (бай).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ремейсен, Берт (2013). «Тональное выравнивание контрастно в нисходящих контурах у динка» (PDF) . Язык . 89 (2): 297–327. дои : 10.1353/lan.2013.0023 . hdl : 20.500.11820/1a385cb5-78ab-44d7-adec-93744524bc3d .
- ^ Чжу, Сяонун; Чжан, Цайцай (сентябрь 2008 г.). Семитоновый диалект в Южном Китае с нисходящим-восходящим-нисходящим контуром: лингвистический акустический анализ (PDF) . ИНТЕРСПИЧ 2008 . Брисбен, Австралия: Международная ассоциация речевой коммуникации . стр. 1113–1115.