Иван Аралика
![]() |
Иван Аралика | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | [ 1 ] [ Примечания 1 ] Промина , Королевство Югославия. | 10 сентября 1930 г.
Занятие | Писатель , публицист , политик |
Период | 1967 – настоящее время |
![]() |
Иван Аралика (родился 10 сентября 1930 г.) [ 1 ] [ Примечания 1 ] — хорватский писатель и публицист .
Биография
[ редактировать ]Аралика родилась в Промине недалеко от Книна и окончила педагогическую школу и философский факультет Задарского университета . С 1953 года Аралика работала учителем средней школы в захолустных деревнях сельской местности Северной и Центральной Далмации . [ 2 ] После периода коммунистического увлечения (в результате которого появилось несколько слабых новелл, которые можно назвать произведениями периода соцреализма ), Аралика оказалась в водовороте бурных событий, известных как « Хорватская весна» (1971). В эту бурную эпоху он объединился с теми, кто выступал за большую хорватскую автономию и свободу хорватского народа в Социалистической Федеративной Республике Югославии . Подавление хорватского национального движения и последующая профессиональная и социальная деградация привели к возвращению Аралики к своим христианским и католическим корням, отказу от доктринерской пропагандистской литературы и формированию собственного литературного кредо. Среди мировых авторов на него в основном повлияли реалистическая фантастика и ранний модернизм , ключевыми авторами были Иво Андрич , Томас Манн и Кнут Гамсун . [ нужна ссылка ]
С 1979 по 1989 год Аралика опубликовала восемь романов, которые лучше всего можно охарактеризовать как модернистское переписывание исторической фантастики. Лучшие из них ( «Пси у трговишту» / «Собаки на базаре» , 1979; «Душе робова» / «Души рабов» , 1984; «Градитель свратишта » / «Строитель трактира» , 1986; «Асмодеев шаль » / «Плак Асмодея» , 1988) демонстрируют схожие черты: по существу это романы сложной повествовательной техники воссоздавая драматические события в Хорватии и Боснии и Герцеговине с 16 по 18 века и описывая историческую судьбу хорватов, оказавшихся в « столкновении цивилизаций » – трехвековой войне между Австрийской империей , Османской империей и Венецией . Аралика успешно освоил многие противоречивые элементы в своей художественной литературе, так что его лучшие романы одновременно изобилуют созерцательными мудрыми высказываниями о человеческом состоянии и наполнены действием; кроме того, его артистизм выражен в многочисленных натуралистических отрывках, интегрированных в всеобъемлющее христианское видение жизни, где естественное и сверхъестественное сливаются в одну реальность.
После восстановления многопартийной системы в 1990 году и последующего распада Югославии Аралика была избрана в Хорватскую академию наук и искусств ; кроме того, он снова вошел в политику, на этот раз в списке Хорватского демократического союза (ХДС), который тогда возглавлял первый президент Хорватии с момента ее независимости Франьо Туджман . Аралика занимала несколько влиятельных должностей, наиболее важной из которых была должность вице-президента хорватского парламента . В этот период он написал две книги политических эссе (одна о происхождении сербского империализма , другая об исторических сложностях Боснийской войны ) и два других романа.
2000 год стал еще одним поворотным моментом для Аралики: его партия ХДС проиграла выборы и власть, а писатель был втянут в ожесточенную полемику с новыми властями (которые должны были удерживать власть в течение следующих четырех лет). Аралика начала писать сатирические романы на ключе (тонко замаскированная квазихудожественная литература). [ 2 ] Самым известным из них является «Фукара» («Ни на что не годный») 2002 года, сатирически-политическая атака на « мультикультуралистскую идеологию», пропагандируемую скандальным американским миллиардером Джорджем Соросом . Литературная ценность его произведений, опубликованных в этот период, часто оспаривалась, и многие левые литературные критики (Перишич, Ергович, Тагиров, Алайбегович) считали их не более чем безвкусными политическими памфлетами. Однако Аралика также стала одной из культурных и интеллектуальных икон националистического консерватизма в Хорватии, выступая за возвращение к традиции, символизируемой « огньиште » («очаг»). интеллектуалы Правые защищали его романы, утверждая, что они представляют собой блестящую политическую сатиру.
Работает
[ редактировать ]- Всадник (1971)
- Одержимость адскими рисунками (1977)
- Собаки на рынке (1979)
- Ставить без сна (1982)
- Души рабов (1984)
- Строитель гостиницы (1986)
- Шарф Асмодея (1988)
- Дыхание Империи (1991)
- Аллея трех роз (1992)
- Мать Мария (1992)
- Завязывание и развязывание узлов (1993)
- Что я сказал о Боснии (1995)
- И это конец (1999)
- Эмбер (2000)
- Бедность (2002)
- Улитка (2004)
- Дух зла (2020)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Из-за опечатки в крупной газете дата рождения Аралики часто ошибочно указывается как 30 сентября.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Франко, Янья (5 января 2010 г.). «Месич отбросил нас дешевым коммунизмом» . Глобус (на хорватском языке). Архивировано из оригинала 10 января 2010 года . Проверено 20 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Иван Аралика» . vecernji.hr (на хорватском языке). 1 декабря 2016 года . Проверено 20 февраля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иван Аралика (на хорватском языке)
- Иван Аралика на IMDb
- 1930 рождений
- Живые люди
- Люди из Промины, Хорватия
- Хорватские писатели
- Хорватские писатели-мужчины
- Хорватские эссеисты
- Хорватские эссеисты-мужчины
- Члены Хорватской академии наук и искусств
- Представители в современном хорватском парламенте
- Лауреаты Премии Владимира Назора
- Выпускники Задарского университета
- Хорватские сценаристы