Остров Пейт
География | |
---|---|
Расположение | Индийский океан |
Координаты | 2 ° 06'ю.ш., 41 ° 03' в.д. / 2,100 ° ю.ш., 41,050 ° в.д. |
Архипелаг | Архипелаг Ламу |
Администрация | |
Кения |
Остров Пейт (Пейт) ( произношение на суахили: [ˈpate] ) расположен в Индийском океане недалеко от северного побережья Кении , к которой он принадлежит. Это самый большой остров в архипелаге Ламу , который расположен между городами Ламу и Киунга в бывшей Прибрежной провинции . Остров почти полностью окружен мангровыми зарослями .
Как и большая часть побережья Суахили, история Пейта была отмечена устойчивым переходом от сельскохозяйственных сообществ в начале первого тысячелетия к специализированному городскому торговому обществу примерно в 10 веке, а вероятно, раньше. Ислам распространился по побережью от африканских мусульман на Африканском Роге , помогая развитию того, что впоследствии стало известно как культура суахили. Несмотря на мифы об обратном, Пате не был ни арабской, ни персидской колонией, а африканским городом, который часто посещали торговые арабы, персы, индийцы и другие. Это был центр султаната Пате в 13–19 веках. Суахилиский Ламу порт Пате долгое время соперничал с и Таквой ( на острове Манда ) за экономическое господство в этом районе и приобрел известность примерно в 14 веке. Однако в конце 19 века он был покорен Ламу. [ нужна ссылка ]
Общественный транспорт обеспечивается несколькими микроавтобусами (известными как мататус ). Главный административный центр острова с полицейским участком находится в Фазе .
Фаза
[ редактировать ]Город Фаза на северном побережье, известный португальцами под названием Ампаза. [ 1 ] датируется, по крайней мере, 14 веком. В 1587 году португальцы разрушили Фазу, поскольку местный шейх поддержал Мир Али-бея , известного капера, ранее сыгравшего ключевую роль в изгнании португальцев из Маската . Португальцы прибыли из Гоа с примерно 650 мужчинами в карательной экспедиции и обрушили свою ярость на Фазу. Все, кого они смогли найти, были убиты, включая местного шейха. Португальцы сохранили его голову в бочке с солью для демонстрации в Индии . После четырех дней грабежей они пригласили главных соперников Фазы. [ ВОЗ? ] из Пейта, чтобы забрать из Фазы все, что им понравится. [ 2 ]
Позже Фаза была переселена. Португальцы в Фазе построили там часовню, однако от нее ничего не осталось. В 18 веке Фаза снова пришла в упадок из-за возвышения Пате. Английский консул Холмвуд посетил это место в 1873 году и нашел его «грязным и зараженным болезнями». [ 3 ]
Пейт Таун
[ редактировать ]Султанат Пате был султанатом, по крайней мере, с начала 13 века до 1895 года. С 1858 года это была область, известная как Витуланд . Археологические данные свидетельствуют о том, что к 10 веку Пате занимал видное место в местных торговых сетях. [ 4 ]
Пейт-Таун расположен на юго-западном побережье острова. Согласно « Хроникам Пате» , город Пате был основан беженцами из Омана в 8 веке. Он был вновь основан в 1203 году членами семьи Набхани , также из Омана. В « Хрониках Пейта» также утверждается, что в 14 веке Пейт был настолько могущественным, что завоевал большинство городов на побережье Суахили . [ 5 ] Однако недавние археологические находки ( Невилла Читтика , а затем Марка Хортона ) предполагают, что ссылки в Хрониках на раннюю историю Пейта неверны и что город моложе.
XVIII век был известен как «Золотой век Паштета», когда город находился на пике своего могущества, а также процветал в изобразительном искусстве. Строители построили одни из лучших домов на побережье Суахили с обширной сложной штукатуркой. Ювелиры изготавливали сложные ювелирные изделия, ткачи Пейта шили прекрасные ткани (в том числе шелковые), а плотники изготавливали прекрасную деревянную мебель. использование и производство музыкального инструмента, известного как Сива Наибольшую известность получили . Два экземпляра Сиваса хранятся в музее в Ламу.
И мужчины, и женщины писали стихи на диалекте киаму суахили . Утенди ва Тамбука , один из самых ранних известных документов на суахили, был написан в королевском дворце Юнга в Пейт-Тауне. Падение города Пейт произошло в результате постоянных ссор и войн с соседями с конца 18 века. [ 6 ]
В 1811 году два британских военно-морских офицера, Сми и Харди, посетили Пейт и стали свидетелями распри. [ 7 ]
знаменитая « Битва при Шеле произошла В 1813 году при Шеле » . Это была попытка Пейта, объединившегося с кланом Мазруи из Момбасы / Омана , подчинить Ламу. Попытка полностью провалилась, многие были убиты. Лишь горстке людей удалось вернуться в Пейт, и их потери ощущались годами. [ 6 ]
Томас Ботелер, посетивший Пате в 1823 году, рассказал, что видел остатки португальского форта, но сказал, что в остальном это место выглядело бедно. [ 8 ] Поэт Мвана Купона (ум. 1860) также жил в Пейт-Тауне. К 1892 году число жителей упало с 7000 до 300. Сегодня город частично восстановился. Сельское хозяйство является основным видом экономической деятельности. [ 6 ]
Siyu
[ редактировать ]Город Сию расположен на северном побережье острова Пате. Поскольку в Сию не проводилось крупных раскопок, его возраст неизвестен, но, возможно, он датируется 13 веком. Гаспар де Санто Бернадино посетил город в 1606 году и заявил, что это самый большой город на острове. [ 9 ]
Основная претензия Сию на историческую известность заключается в том, что он в нескольких битвах выстоял против султанов Занзибара . В 1843 году шейх Сию, Бвана Мачака ва Ши, и новый шейх Пате отказались от суверенитета Сейида Саида , султана Омана и Занзибара. В ответ Сейид Саид собрал армию, состоящую из 2000 человек из Маската , Белуджистана и Ламу . Их возглавлял его двоюродный брат генерал Сейид Хемед бин Ахмед Аль-Бусаиди, известный как «Амир Хемед». Ранее он был губернатором Бандар-Аббаса (в 1824 году). Он высадился в Фазе в начале января 1844 года. 6 января они двинулись в сторону Сию, но попали в засаду и были вынуждены вернуться в Фазу. После трех недель без побед Амир Хемед уплыл. [ нужна ссылка ]
В 1845 году Сию нанес Сейиду Саиду одно из его величайших военных поражений, в этом бою был убит знаменитый Амир Хемед и похоронен в Расини, где его могила существует и по сей день. Сейид Саид каждый год отдавал дань уважения своей могиле в Расини. Считается, что Амир Хемед очень быстро владел своим мечом и останавливал все стрелы и копья, выпущенные в него на поле боя. Солдаты Сиу знали об этом, и во время этой битвы два лучника из армии Сиу выпустили в него две стрелы за одну секунду, целясь ему в подмышку. Когда Амир Хемед быстро поднял меч, чтобы остановить первую стрелу, вторая попала ему в грудь из подмышки. Это была отравленная стрела , и она мгновенно убила его. Сейид Саид задумал месть, чтобы отомстить за смерть своего двоюродного брата. Через некоторое время он обманом обманул почти всех правителей, советников и генералов Сиу, отправив к себе дипломатическую миссию на Занзибар, но превратил это в миссию по убийству правителей Сиу. Султан посоветовал им оставить все свое оружие, поскольку оно было дипломатическим. По прибытии на Занзибар Сейид Саид индивидуально спросил каждого человека в миссии Сиу о местонахождении Амира Хемеда, и все, кто ответил, что он мертв, были мгновенно убиты султаном. Некоторых дипломатов, ответивших, что Амир Хемед все еще жив, пощадили, но они были пожизненно заключены в тюрьму в форте Хесус в Момбасе, который тогда также находился под властью султана. После того, как султан Занзибара убил почти всех правителей Сиу, он насильно арестовал тех, кто остался в городе Сиу, и депортировал их в Момбасу для заключения в форте Хесус вместе с другими, пережившими резню на Занзибаре. [ нужна ссылка ]
Когда Сию наконец уступил господству Занзибара при султане Маджиде в 1863 году, это был один из последних городов на всем побережье Суахили, который сделал это. [ 10 ]
Порог
[ редактировать ]Кизинйтини расположен на северном побережье (к востоку от Фазы) и является крупнейшим рыболовным портом на острове. Рыболовный порт, расположенный немного севернее Расини, расположен между 2° 4'11,90" ю.ш. и 41° 8'29,92" в.д. и является южным районом промысла лангустов Кизинитини-Киунга.
Бусы
[ редактировать ]Шанга — важный археологический объект, расположенный на юго-восточном побережье острова. Его раскопки продолжались в течение восьми лет, начиная с 1980 года. Самое раннее поселение датируется VIII веком, а выводы, сделанные на основе археологических данных (монеты местного чеканения, захоронения), указывают на то, что небольшое количество местных жителей были мусульманами, вероятно, с конца VIII века и, по крайней мере, с начала девятого века. [ 11 ] Раскопки также выявили серьезный перелом в развитии Шанги в середине или конце 11 века, связанный с разрушением и восстановлением Пятничной мечети. [ 12 ] Хортон связывает это с сочинениями историка Жоао де Барроса о членах арабского племени, обычно считающегося карматами , которые прибыли на побережье Суахили. Де Баррос связывает этих новоприбывших с республиканским стилем правления. [ 13 ] [ 14 ]
Шанга была заброшена между 1400–1425 гг.; это событие было записано как в «Истории Пате», так и в устной традиции. Васанга («народ Шанги») состоит из клана, который до сих пор живет в соседнем городе Сию на языке суахили. [ 15 ] В описании Сию, сделанном Резенде в 1634 году, говорится, что «в королевстве Сио нет короля, но им управляют губернаторы». [ 16 ]
Свидетельства китайских исследований
[ редактировать ]В 1999 году Николас Кристоф из New York Times сообщил об неожиданной встрече на острове Пейт. Он нашел деревню из каменных хижин. Он поговорил с пожилым человеком, живущим в деревне, который сказал, что он потомок китайских мореплавателей, потерпевших кораблекрушение несколько столетий назад. Китайцы якобы торговали с местными жителями и даже погрузили жирафов на свой корабль, чтобы отвезти их обратно в Китай. Однако китайцы сели на мель на близлежащем рифе. Кристоф нашел доказательства, подтверждающие историю этого человека. Такие доказательства включали азиатские черты жителей деревни, а также фарфоровые артефакты азиатского вида. [ 17 ] [ 18 ]
Затем в июле 2005 года National Geographic опубликовал статью Фрэнка Вивиано. Он посетил остров Пейт во время своего пребывания на Ламу. Вокруг Ламу были найдены фрагменты керамики, которые, по утверждению администратора местного музея истории суахили, имели китайское происхождение; в частности, из путешествия Чжэн Хэ к побережью Суахили. Глаза народа Пате напоминали китайские. Среди них были Фамао и Вэй, имена которых, как предполагалось, имели китайское происхождение. Говорят, что их предки происходили от женщин из числа коренного населения, которые вступили в брак с китайскими моряками династии Мин, когда они потерпели кораблекрушение. Два места на Пате назывались «Старая Шанга» и «Новая Шанга», названные китайскими моряками. Местный гид, заявивший о своем происхождении от китайцев, показал Фрэнку кладбище из кораллов на острове, указав, что это были могилы китайских моряков, которые автор описал как «практически идентичные» гробницам китайской династии Мин, дополненные « купола полумесяца» и «террасные входы». [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сват Соучек, «Португальцы и турки в Персидском заливе» в « Исследованиях по истории военно-морского флота Османской империи и морской географии». , Analecta isisiana, № 102, The Isis press, Стамбул, 2008. ISBN 978-975-428-365-5 , с. 101-106.
- ^ Мартин, 1973, стр.6.
- ^ Мартин, 1973, стр.22.
- ^ Толмачева, Марина; Введение ; «Хроника Пейта»; Ист-Лансинг: Издательство Мичиганского государственного университета; 1993 год; п. 5
- ^ КНАПЕРТ, Дж. (1992). КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЗАНЗИБАРА. Экваториальные Анналы, 13 , 15–37. Получено 21 апреля 2021 г. через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с Мартин, 1973, стр. 25–26.
- ^ Бертон, 1872, стр. 475–480 .
- ^ Ботелер, 1835, с. 373 и далее
- ^ Мартин, 1973, стр.23.
- ^ Мартин, 1973, стр.23-24.
- ^ Хортон, 1996, с. 421
- ^ Хортон, 1996, стр.425.
- ^ Хортон, 1996, стр.426.
- ^ де Баррос, 1778, стр. 22 , 29
- ^ Браун 1985, 67, 71, цитируется по Хортону, 1996, стр.5.
- ^ Фримен-Гренвилл 1962, 181, цитируется по Хортону, 1996, стр. 426.
- ^ 1492: Приквел , Николас Д. Кристоф, 6 июня 1999 г., New York Times
- ^ Древние китайские исследователи , Эван Хэдингем
- ^ Фрэнк Вивиано (июль 2005 г.). «Великая китайская армада, адмирал Чжэн Хэ» . Нэшнл Географик . п. 6. Архивировано из оригинала 17 ноября 2012 года . Проверено 29 сентября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ботелер, Томас (1835). Рассказ о путешествии в Африку и Аравию: исполнен на корабле Его Величества «Левен и Барракута» с 1821 по 1826 год . Том. 1. Р. Бентли . Проверено 10 декабря 2013 г.
- Бертон, Ричард Фрэнсис (1872). Занзибар: город, остров и побережье . Том. 2. Лондон:Братья Тинсли.
- Мартин, Крисси Маккаслер Перри и Эсмонд Брэдли Мартин: В поисках прошлого. Исторический путеводитель по архипелагу Ламу. 1973.
- Марк Хортон ; при участии Хелен В. Браун и Нины Мудида: Шанга: археология мусульманского торгового сообщества на побережье Восточной Африки. Мемуары Британского института Восточной Африки; № 14 Лондон: Британский институт Восточной Африки, 1996. ISBN 1-872566-09-X
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллен, Дж. де В. (1979) Сию в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Трансафриканский журнал истории 8 (2), стр. 1–35,
- Аллен, Джеймс де Вер: об археологических находках из региона Ламу Ламу, с приложением Х. Невилла Читтика . Найроби: Национальные музеи Кении.
- Стэнли, Генри Эдвард Джон (1866). Описание побережий Восточной Африки и Малабара: в начале шестнадцатого века Дуарте Барбоза . Напечатано для Общества Хаклуйт. (около 1517: стр. 15 )
- Баррос, Жуан де (1778 г.): Из Азии Жоао де Барруш и Диого де Коуту , т.2, ч.1 Глава 2: с. 15 и далее (сообщено Freeman-Grenville 1962, 83–84 181)
- Браун, Х. (1985) История Сию: развитие и упадок города суахили на северном побережье суахили. Неопубликованная докторская диссертация, Университет Индианы.
- Браун, Х. (1988) Сию: город мастеров. Азания 26, стр. 1–4.
- Бертон, Ричард Фрэнсис (1872). Занзибар: город, остров и побережье . Том. 2. Лондон:Братья Тинсли.
- Фриман-Гренвилл (1962) Восточноафриканское побережье: избранные документы от первого до начала девятнадцатого века. Лондон: Издательство Оксфордского университета .
- Киркман, Джеймс: Люди и памятники на восточноафриканском побережье.
- Кингэй Китула: Мвана Купона: поэтесса из Ламу, ISBN 9966-951-05-9 , Now Say Publications, 2000.
- Страндес, Юстус: Португальский период в Восточной Африке.
- Толмачева Марина; Вейлер, Дагмар (переводчик): Хроники Пате: отредактированные и переведенные из рукописей 177, 321, 344 и 358 библиотеки Университета Дар-эс-Салама (африканские исторические источники) ISBN 0-87013-336-5
- Вернер, А; Хиченс, В.: Совет Мваны Купоны по поводу женских обязанностей , Azania Press, 1934.