Три

В Кении матату Шэне или мататус известный как матри в ( ) [ нужна ссылка ] частные микроавтобусы, используемые в качестве маршрутных такси . [1] Многие матату часто украшены портретами известных людей или лозунгами и высказываниями . [2] Точно так же музыка, которую они играют, также направлена на быстрое привлечение гонщиков. [3] Более 70% пригородных поездок в таких городах, как Найроби, совершаются с использованием матату. [4]
Хотя их происхождение можно проследить до 1960-х годов, матату наблюдался рост в Кении в 1980-х и 1990-х годах. Культура матату возникла под влиянием широко распространенной хип-хоп музыки и культуры чернокожих американцев в 1980-х годах. К началу 2000-х годов типичной формой был (ярко украшенный) японский микровэн . [5] начали использоваться и более крупные автомобили размером с автобус Примерно в 2015 году в качестве матату . Это имя также может использоваться в некоторых частях Нигерии. [6] В Кении эта отрасль регулируется , [7] и такие микроавтобусы по закону должны быть оборудованы ремнями безопасности [8] и регуляторы скорости . [9] [8] Существующее регулирование может оказаться недостаточным сдерживающим фактором для предотвращения мелких нарушений. [10] поскольку даже украшение может быть запрещено. [9] В Кении действует один из «самых обширных нормативных механизмов контроля выхода на рынок». [11] а работника матату могут вытащить с улицы просто за то, что он носит слишком кричащую рубашку. [12]
Они могут курсировать по установленным маршрутам, [13] отобразить этот маршрут, [10] бежать от Термини, [8] [14] курсировать как между городами, так и внутри города, [13] [15] и может остановиться на указанном маршруте для покупки или сбора денег с пассажиров. [16] Помимо водителя, в матату может входить кондуктор , [17] местно известный как маканга , манамба или донда . По состоянию на 1999 год они были единственным видом общественного транспорта, доступным в Найроби , Кения, хотя в 2006 и 2008 годах это уже не так. На протяжении многих лет жесткая конкуренция [18] используется в приложениях совместного использования шины, таких как SWVL . [19]
Этимология
[ редактировать ]
Название происходит от разговорного языка суахили или кикую , что означает «три». [20] [21] Одно из объяснений состоит в том, что три монеты номиналом 10 центов составляли типичный тариф в 30 центов в 1970-х годах. [20] [22] Не существует общепринятого мнения о происхождении этого названия, однако один источник новостей предполагает, что его происхождение происходит от языка кикуйю . [23] в частности, из фразы кикуйю «mang'otore matatu», означающей 30 центов.
Общественное восприятие
[ редактировать ]Иногда в Кении матату ассоциировалось с преступностью или безрассудным вождением. Как пишет один ученый, «к концу 1990-х годов операторы матату обычно рассматривались... кенийцами всех рангов как головорезы, которые эксплуатировали пассажиров и плохо обращались с ними, а также участвовали в бандитском или мафиозном насилии». [20]
за контроль над маршрутами матату привела к насилию. В начале 2000-х годов борьба неформальных групп [24] и современные заголовки подчеркивают тот факт, что матату считалось небезопасным. В их число входит статья 2002 года под названием «Поездка в кенийских такси — это смертельный опыт». [25] и еще один от 1999 года, в котором провозглашается, что «угрозу смертельного мататуса [следует] обуздать». [23] Сообщалось также о жестоком обращении с пассажирами, которое включает в себя: «словесное и физическое насилие, кражу, угон самолета, ... сексуальные домогательства, избиения и изнасилования». [26] Коррупция в индустрии матату усугубляется широко распространенной практикой взяточничества, поскольку операторы матату вынуждены регулярно давать взятки кенийским полицейским, чтобы избежать конфискации их транспортных средств и штрафов. [27]
Кенийское регулирование
[ редактировать ]
Матату были явно признаны законными в 1973 году, но только в 1984 году была создана даже самая базовая нормативная база для матату , когда были обязательны лицензирование и проверки. [5]
Сегодня Кению описывают как страну с обширным нормативным контролем, и работника матату могут выгнать с улицы просто за то, что он носит слишком яркую рубашку. [28] Требуется некоторое базовое защитное оборудование; Эти микроавтобусы должны быть оборудованы ремнями безопасности и регуляторами скорости . [29] Однако неясно, в какой степени такие законы соблюдаются.
Существующее регулирование может оказаться недостаточным сдерживающим фактором для предотвращения мелких нарушений, поскольку даже украшение может быть запрещено. [30] Законы, запрещающие яркую окраску и бросающиеся в глаза цвета, были отменены в 2015 году, а по состоянию на 2016 год матату в Кении ярко украшены, и некоторые операторы платят более 2000 долларов США за нестандартную декоративную краску. [31]
В 1990-х и 2000-х годах появились неформальные группы, управляющие маршрутами и требующие от водителей матату уплаты сборов. [24] Иногда конкуренция за контроль над маршрутами приводила к насилию. [24] Сегодня отдельный матату должен быть связан с одной из более чем 600 независимых, зарегистрированных государством групп, известных как SACCO. [32]
По состоянию на конец 2010 года политика правительства Кении заключается в поэтапном отказе от микроавтобусов «матату» в столице Найроби в пользу более крупных автобусов, вмещающих двадцать пять и более мест. В настоящее время ни один новый транспорт «матату» не может работать в Найроби, а существующим будет разрешено продолжать обслуживать пассажиров до тех пор, пока они не станут полностью неработоспособными. Однако на то, чтобы уменьшить заторы, вызванные более популярными небольшими микроавтобусами, может потребоваться десять лет или больше. [33]
Воздействие на окружающую среду и здоровье
[ редактировать ]Matatu, чаще всего дизельные автомобили, часто простаивают в городских районах, создавая дополнительное загрязнение воздуха и шум. [34] В некоторых регионах водителям матату активно не рекомендуется работать на холостом ходу во время стоянки, что приводит к расходу топлива и выбросам выхлопных газов, когда автомобиль не движется. [34] Некоторые компании рассматривают электрические автобусы в качестве потенциальной замены автомобилям с высоким уровнем выбросов. [4] Такие компании SACCO, как Citi Hoppa и Super Metro, в 2022 году начали использовать электрические автобусы BYD K6 , арендованные BasiGo . [35] [36]
В популярных СМИ
[ редактировать ]В Netflix сериале «Восьмое чувство» Кафеус, главный герой, живущий в Найроби, водит матату Ван Дамна , дань уважения любимой звезде боевиков Кафеуса, Жан-Клоду Ван Дамму .Матату также фигурирует в эпизоде седьмого сезона сериала Netflix « Большой рот» . [37]
См. также
[ редактировать ]- Дала Дала , Танзания
- Верь, верь , Гана
- Джипни , Филиппины
- Колективо , Южная Америка
- Данфо , Нигерия
- Маршрутка , Россия, страны СНГ, Прибалтики, Украина, Армения, Грузия, Туркменистан и некоторые страны бывшего СССР, например, Болгария.
- Долмуш , Турция, Северный Кипр
- Автомобиль Rapide , Сенегал
Диабло Рохо, Панама
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ О Кении и соседних странах см. «Такси-фургоны Кении переполнены и опасны» на сайте nytimes.com, 24 апреля 1988 г.
- О частной собственности см. В Найроби, Кения, тормозится ошеломительный успех csmonitor.com, 28 июня 1999 г.
- О матату как микроавтобусах см. Кения (стр. 383), Том Паркинсон, Макс Филлипс, Уилл Гурли. Lonely Planet, 2006. 416 страниц. 1740597435, 9781740597432.
- Чтобы узнать об использовании пикапов в прошлом, см. « Вы когда-нибудь брали Матату?». Архивировано 25 июня 2011 года на сайте Wayback Machine glpinc.org. и «Полевые заметки: матату, велосипед и прогулка» Шац, Энид. Контексты Том. 2, № 3 (ЛЕТО 2003 г.), стр. 58-59.
- Информацию об использовании универсалов в прошлом см. Муйя, Нафухо. «Заброшенные рабочие» (PDF) . Серия отчетов об исследованиях в области социальных наук, вып. 18 . Организация социальных исследований в Восточной и Южной Африке. п. 7 . Проверено 25 сентября 2012 г.
- ^ Портреты см. в разделе «Найроби сегодня: парадокс раздробленного города»; Скрытый $ Centz: Вращение колес Найроби Матату . Мбугуа ва-Мунгаи. (стр. 376) под редакцией Хелен Чартон-Биго, Дейси Родригес-Торрес. Коллектив африканской книги, 2010. 404 страницы. 9987080936, 9789987080939.
- Лозунги и высказывания см. в разделе « Переверните Снуп Догга, Окампо — новый король матату» csmonitor.com, 29 января 2010 г.
- ^ DJ Edu (21 февраля 2015 г.). «Автобусы выбирают из-за их музыки» . Радио 1Xtra . Би-би-си . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мататус Найроби: необходимое проклятие» . www.downtoearth.org.in . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Строитель, Го (2017). Матату: История популярного транспорта в Найроби . Издательство Чикагского университета. стр. 100-1 7–8. ISBN 978-0-226-47142-6 .
- ^ «Бум Бода-Бода - Часть вторая» . Бум Бода-Бода . 1 марта 2016 г. 6 или 7 минут. BBC.
- ↑ В Найроби, Кения, тормозит ошеломительный успех сайта csmonitor.com, 28 июня 1999 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кения (стр. 383). Том Паркинсон, Макс Филлипс, Уилл Гурли. Lonely Planet, 2006. 352 стр. 1740597435, 9781740597432.
- ^ Перейти обратно: а б Найроби сегодня: парадокс раздробленного города; Скрытый $ Centz: Вращение колес Найроби Матату . Мбугуа ва-Мунгаи. (с. 371). под редакцией Элен Чартон-Биго, Дейси Родригес-Торрес. Коллектив африканской книги, 2010. 404 стр. 9987080936, 9789987080939.
- ^ Перейти обратно: а б Найроби сегодня: парадокс раздробленного города; Скрытый $ Centz: Вращение колес Найроби Матату . Мбугуа ва-Мунгаи (с. 367). под редакцией Элен Чартон-Биго, Дейси Родригес-Торрес. Коллектив африканской книги, 2010. 404 стр. 9987080936, 9789987080939.
- ^ Кумар и Барретт, Застрял в пробке (2008), с. 17. Архивировано 17 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Родригес-Торрес, Дейси; Чартон-Биго, Элен (2010). Найроби сегодня: парадокс раздробленного города . Коллектив африканской книги. ISBN 978-9987-08-093-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Кения (стр. 382). Том Паркинсон, Макс Филлипс, Уилл Гурли. Lonely Planet, 2006. 352 стр. 1740597435, 9781740597432.
- ^ Найроби сегодня: парадокс фрагментированного города; Скрытый $ Centz: Вращение колес Найроби Матату . Мбугуа ва-Мунгаи. (стр. 374) под редакцией Элен Чартон-Биго, Дейси Родригес-Торрес. Коллектив африканской книги, 2010. 404 стр. 9987080936, 9789987080939.
- ^ Переговоры о социальном пространстве: микропредприятия Восточной Африки (стр. 69). Патрик О. Алила, Пол О. Педерсен. Africa World Press, 2001. 353 стр. 0865439648, 9780865439641.
- ^ Установленные маршруты см. в Кении (стр. 382) Том Паркинсон, Макс Филлипс, Уилл Гурли. Lonely Planet, 2006. 352 страницы. 1740597435, 9781740597432.
- Для завершения см. «Найроби сегодня: парадокс раздробленного города»; Скрытый $ Centz: Вращение колес Найроби Матату . Мбугуа ва-Мунгаи. (стр. 374) под редакцией Хелен Чартон-Биго, Дейси Родригес-Торрес. Коллектив африканской книги, 2010. 404 страницы. 9987080936, 9789987080939.
- О поездках внутри города и между городами см. «Переговоры о социальном пространстве: микропредприятия Восточной Африки» (стр. 69) Патрик О. Алила, Пол О. Педерсен. Africa World Press, 2001. 353 страницы. 0865439648, 9780865439641.
- ^ Найроби сегодня: парадокс фрагментированного города; Скрытый $ Centz: Вращение колес Найроби Матату . Мбугуа ва-Мунгаи. (стр. 371) под редакцией Хелен Чартон-Биго, Дейси Родригес-Торрес. Коллектив африканской книги, 2010. 404 страницы. 9987080936, 9789987080939.
- ^ Приложения для совместного использования поездок подрывают индустрию матату в Кении, см.
- ^ Сайт SWVL
- ^ Перейти обратно: а б с Бандиты или предприниматели? Восприятие операторов матату в Найроби, с 1970 года по настоящее время. Кенда Мутонги. Африка: Журнал Международного африканского института Vol. 76, № 4 (2006), стр. 550
- ^ Эдвард Харрис. «Автобусы Matatu добавляют красок и развлечений на разбитые дороги Кении». Воскресная газета-почта. Gazette Daily Inc., 2007. Исследование HighBeam. 13 июня 2015 г.
- ^ МакКинли-младший, Джеймс С. (16 апреля 1996 г.). «Найробийский журнал; садитесь на микроавтобусы, если осмелитесь» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Отани, Роберт. «Угрозу смертельного Мататуса следует обуздать». Африканский бизнес. IC Publications Ltd. 1999. Исследование HighBeam. 6 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Город в осаде: бандитизм и способы накопления в Найроби, 1991–2004 гг. Мусамбайи Катуманга. Обзор африканской политической экономии Vol. 32, № 106, Африка от SAPs к PRSP: Plus Ca Change Plus C'est la Meme Cose (декабрь 2005 г.), стр. 505-520.
- ^ «Поездка в кенийских такси — это смертельный опыт». Чикаго Трибьюн (Чикаго, Иллинойс). Трибуна. 2002. Исследование HighBeam. 6 июня 2015 г.
- ^ «Нет пощады, нет раскаяния»: рассказы из личного опыта об общественном пассажирском транспорте в Найроби, Кения. Мбугуа ва Мунгаи и Дэвид А. Сампер. Африка сегодня. Том. 52, № 3 (весна 2006 г.), стр. 51-81.
- ^ «Цены на топливо и коррупция сильно бьют по общественному транспорту Кении | STP News» . 6 июня 2023 г. Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ Подробную информацию о нормативном контроле в Кении см. в разделе «Застрял в пробке»; Городской транспорт в Африке (стр. 14) Аджай Кумар и Фанни Барретт. Диагностика инфраструктуры страны Африки в сотрудничестве со Всемирным банком, январь 2008 г. Проект итогового отчета.
- О том, что громкие рубашки считаются незаконными, см. «Найроби сегодня: парадокс раздробленного города»; Скрытый $ Centz: Вращение колес Найроби Матату . Мбугуа ва-Мунгаи. (стр. 376) под редакцией Хелен Чартон-Биго, Дейси Родригес-Торрес. Коллектив африканской книги, 2010. 404 страницы. 9987080936, 9789987080939.
- ^ Кения (стр. 383) Том Паркинсон, Макс Филлипс, Уилл Гурли. Lonely Planet, 2006. 352 страницы. 1740597435, 9781740597432.
- ↑ О регулировании как недостаточном сдерживающем средстве см. «Найроби сегодня: парадокс раздробленного города»; Скрытый $ Centz: Вращение колес Найроби Матату . Мбугуа ва-Мунгаи. (стр. 367) под редакцией Хелен Чартон-Биго, Дейси Родригес-Торрес. Коллектив африканской книги, 2010. 404 страницы. 9987080936, 9789987080939.
- О том, что украшения запрещены, см. «Найроби сегодня: парадокс раздробленного города»; Скрытый $ Centz: Вращение колес Найроби Матату . Мбугуа ва-Мунгаи. (стр. 371) под редакцией Хелен Чартон-Биго, Дейси Родригес-Торрес. Коллектив африканской книги, 2010. 404 страницы. 9987080936, 9789987080939.
- ↑ «Внутри Африки» CNN International, 25 октября 2016 г.
- ^ Требования к ассоциации см. «Камваро о Матату Сакко» . Стандартный цифровой. 16 февраля 2011 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- Информацию о количестве SACCO и государственной регистрации см. «ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ САККО И КОМПАНИИ» (PDF) . Национальное управление транспорта и безопасности . Правительство Кении. 13 января 2015 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Нгирачу, Джон (31 декабря 2010 г.). «Новые правила обуздания дикого сектора» . Ежедневная нация . Национальная Медиа Группа . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Странная культура работы двигателя на холостом ходу в Найроби Мататус загрязняет окружающую среду и вредит здоровью» . ЮНЕП . 19 декабря 2018 года . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ «Citi Hoppa и East Shuttle получат электрические автобусы» . Нация . 10 марта 2022 г. Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ «Супер Метро» получит первый электробус» . Звезда . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ «Международная выставка». Большой Рот . 7 сезон. 6 серия. 20 октября 2023. Netflix.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Ma3, группа, вдохновленная матату» . Сеть Африка . Всемирная служба Би-би-си. 27 февраля 2012 г.