Ранняя история Бога
Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле [ 1 ] Это книга по истории древней израильской религии , написанная Марком С. Смитом , профессором Библии и исследований древнего Ближнего Востока в Нью-Йоркском университете . Пересмотренное издание 2002 года содержит изменения к исходному изданию 1990 года с учетом промежуточных археологических находок и исследований.
История возникновения иудаизма и монотеизма была предметом изучения, по крайней мере, с XIX века, а также Юлиуса Велльхаузена с «Пролегоменов к истории Израиля» ; в XX веке вышла работа Уильяма Ф. Олбрайта « Яхве и боги Ханаана» (1968), в которой настаивалось на существенном отличии Яхве от ханаанских богов с самого начала истории Израиля. Смит и другие полагают, что Израиль и его религия возникли постепенно на основе западносемитского и ханаанского происхождения .
Краткое содержание
[ редактировать ]Смит говорит, что израильская культура была в основном ханаанской по происхождению, и что такие божества, как Эль , Ваал и Ашера , вовсе не были чужды израильтянам, а составляли часть их наследия. Поэтому он рассматривает израильскую монолатрию (настойчивое требование, чтобы Израиль поклонялся одному богу, Яхве, но не отрицая реальности существования других богов) как разрыв с собственным прошлым Израиля.
Яхве, утверждает он, возник в Эдоме / Мадиане / Темане как бог-воин и впоследствии был ассимилирован в горный пантеон, возглавляемый Элем и его супругой Ашерой и населенный Ваалом и другими божествами. [ 2 ]
Смит рассматривает этот процесс как отмеченный двумя основными фазами, которые он описывает как «конвергенцию» и «дифференциацию». В период Судей и ранней монархии конвергенция привела к объединению качеств других божеств и даже самих божеств в Яхве. [ 3 ] Таким образом, Эль стала идентифицироваться как имя Яхве, Ашера перестала быть отдельной богиней, а качества Эль, Ашеры и Ваала (особенно для Ваала, его отождествление с богом грозы ) были ассимилированы с Яхве. В период с 9 века до нашей эры до вавилонского изгнания некоторые черты израильской религии отличались от культа Яхве, идентифицированного как ханаанский, и отвергались: примеры включают Ваала, жертвоприношение детей , столбы ашеры , поклонение солнцу и луне. и культы «высот » . [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марк С. Смит, Eerdmans, 2002 (2-е издание), ISBN 0-8028-3972-X
- ^ Марк С. Смит, 2-е издание «Ранней истории Израиля» , стр.32
- ^ Марк С. Смит, 2-е издание «Ранней истории Израиля» , стр.6-13.
- ^ У. Ли Хамфрис, обзор «Ранней истории Бога» , Журнал Американской академии религии, Том. 61, № 1 (весна 1993 г.), стр. 157–160.