Современная архитектура в Афинах
Современная архитектура в Афинах процветала в два периода: между 1930 и 1940 годами и между 1950 и 1975 годами. Под влиянием европейского современного движения во главе с Ле Корбюзье и другими архитекторами греческие архитекторы пытались адаптировать эти принципы в греческую практику. Однако консерватизм часто был сдерживающим фактором, и обычно в одни и те же периоды строились как классические, так и модернистские здания.
Прелюдия
[ редактировать ]Поликатойкия ) (кондоминиум
[ редактировать ]Термин πολυκατοικία ( polykatoikia , буквально «многоквартирный дом») используется в греческом языке для обозначения каждого многоквартирного дома. Один из первых, если не первый, доходный дом в Афинах был построен в 1918–1919 годах архитектором Александросом Метаксасом в эклектичном стиле для Петроса Яннароса на улицах Филеллион и Отонос, примыкающих к площади Синтагма . Благодаря тому, что это здание было одним из первых, построенных из железобетона, оно оказалось неожиданно, а также асимметрично выше соседних. Это привело к яростной реакции и двум королевским указам, один в 1919 году, а другой в 1922 году, которые установили высоту зданий в соответствии с шириной улицы, на которой они расположены, с максимальной высотой 26 метров для широких улиц. [1] [2] [3]
Изменения, произошедшие в греческом обществе после поражения Греции во время греко-турецкой войны 1919–1922 годов , и последовавший за этим обмен населением между Грецией и Турцией создали разные потребности населения в жилье, показали, насколько важным может быть строительный сектор для на греческую экономику и, как следствие, повлияло на правовую основу поликатойкии .
В 1929 году вступили в силу два важных закона, касающихся многоквартирных домов. [1] Закон о «горизонтальной собственности» (οριζόντια ιδιοκτησία) позволил множеству разных собственников владеть одним многоквартирным домом, каждый из которых имеет в собственности одну или несколько квартир. Теоретически каждая квартира соответствует проценту от первоначального участка. Самым важным следствием этого закона была практика «αντιπαροχή» ( antiparochì , буквально «поставка в обмен»). При антипарочи владелец участка, который не может позволить себе построить многоквартирный дом самостоятельно, заключает договор со строительной компанией, согласно которому последняя построит многоквартирный дом, но сохранит за собой право собственности на столько квартир, сколько указано в договоре. . Хотя в межвоенный период практика антипарохи была ограничена, поскольку строительство большинства многоквартирных домов финансировалось исключительно первоначальными владельцами участков, с 1950-х годов антипарочи стали наиболее распространенным методом финансирования строительства кондоминиумов (поликатойки). [4]
Позже, в 1929 году, вступил в силу первый Общий строительный регламент. Самое главное, что он не только регулировал высоту и площадь зданий, но и ввел новшества, которые стали характеризовать современный стиль зданий той эпохи, такие как эркеры или эркеры (έρκερ), как они известны на греческом языке после немецкого термина. [5]
Консерватизм между 1900 и 1930 годами
[ редактировать ]В течение первых двух десятилетий 20-го века греческая архитектура не смогла следовать международным тенденциям, особенно в стиле модерн и, в меньшей степени, ар-деко , или создать архитектурный стиль с последовательными чертами, который мог бы стать преемником греческого неоклассицизма. [7] В результате в Афинах мало зданий, которые можно охарактеризовать как «модерн». При изучении этого периода необходимо учитывать бурные изменения и плохое экономическое состояние греческого общества. [8] Большинство архитекторов того периода, строивших в Афинах, были консервативными и поздно переняли другие неклассические европейские стили, часто изменяя их и смешивая с классическими мотивами, создавая, таким образом, эклектичный стиль. [9]
В последнюю часть этого периода и под влиянием творчества Анастасиоса Метаксаса (1862–1937) большинство общественных зданий было построено в так называемом «упрощенном классическом» стиле (αφαιρετικός κλασικισμός), похожем на « раздетый классицизм ». Такие здания содержат классический орнамент, хотя и в гораздо меньшей степени; [10] Орнаменты в стиле ар-деко также становятся все более распространенными. Такие здания с их внушительными фасадами обычно излучают величие и строгость. Самым важным зданием этого стиля является Банк Греции на улице Панепистимиу, построенный между 1933 и 1938 годами командой архитекторов под руководством Николаоса Зумпулидиса, Кимона Ласкариса и Константиноса Пападакиса. Хотя он относительно легко украшен, каждый орнамент выполнен в классическом стиле, а его фасад даже напоминает греческий парламент , построенный в 1834 году. [11] Другие здания - Афинский университет экономики и бизнеса на улице Патисион, спроектированный в 1926 году Анастасиосом Метаксасом, [10] и Главное бухгалтерское управление Греции на улице Панепистимиу, спроектированное в 1928 году Эммануилом Лазаридисом с элементами ар-деко. [12]
Межвоенное современное движение в Афинах
[ редактировать ]Несмотря на первоначальный консерватизм, современная архитектура стала гораздо более заметной в конце 1920-х годов. Недавним выпускникам Школы архитектуры Афинского национального технического университета (NTUA), основанной в 1917 году, а также выпускникам других европейских архитектурных школ удалось сделать модернизм гораздо более популярным. Очень амбициозным планом было строительство множества государственных школ не только в Афинах, но и во всей Греции Министерством образования правительства Венизелоса 1928–1932 годов . Программу возглавил архитектор Никос Мицакис (1899–1941), выпускник NTUA, который в 1930 году был назначен директором управления по строительству новых школ. Проекты новых школ основаны на принципах Ле Корбюзье , совершенно не украшены большими горизонтальными окнами и построены с использованием обильных и дешевых материалов, таких как каменная кладка и железобетон. [15] Одними из наиболее важных примеров современной школьной архитектуры являются Димитриса Пикиониса школа под горой Ликабеттус, спроектированная в 1931 году, школа Кириакоса Панагиотакоса в Панграти, спроектированная в 1933 году, и многие другие. Во время четвертого конгресса ЦИАМ , проходившего в Афинах в 1933 году, много обсуждались государственные школы. [16] Во время своего визита в Афины на конгресс Ле Корбюзье посетил школу, спроектированную Панагиотакосом на улице Лиосион, и написал на ее стене «Комплименты Ле Корбюзье». [17]
Однако городской пейзаж Афин 1930-х годов формировался большим количеством современных частных многоквартирных домов, построенных за это десятилетие. Во многих районах Афин наблюдался строительный бум, подпитываемый более влиятельным средним и верхним средним классом, который был дружелюбен к модернизму и хотел инвестировать в недвижимость, а также за счет роста населения. К таким кварталам относятся Колонаки , Экзархия , Кипсели , территория вокруг площади Америкас и другие центральные районы.
Под влиянием Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса и Эриха Мендельсона , [18] а также более консервативные архитекторы, такие как Мишель Ру-Шпитц , [19] практически каждый жилой дом, построенный в Афинах в то десятилетие, был построен в этом стиле. Эти здания характеризуются эркерами, которые могут выступать на 1,4 метра в соответствии с Общими строительными правилами 1929 года, отсутствием или тонким орнаментом, таким как редкие мотивы ар-деко, особенно на металлических изделиях, и просторными вестибюлями. На террасах верхних этажей часто устраивают постоянные декоративные беседки. Использование эркеров придает фасадам эффект пластичности. Примером жилого дома с совершенно неукрашенными фасадами и множеством эркеров является знаменитая Бле Поликатойкия возле площади Экзархия , спроектированная в 1932 году Кириакосом Панагиотакосом. [20] Другие архитекторы использовали более смелые элементы Корбуса в своих зданиях с плоскими фасадами без эркеров и с длинными горизонтальными окнами. Одним из таких примеров является жилой дом на улицах Стурнари и Заими, спроектированный Тукидидисом Валентисом и Поливиосом Михайлидисом в 1933 году. [21]
Хотя большинство частных зданий было построено в современном стиле, большинство престижных общественных зданий в 1930-е годы все еще строились в упрощенном классическом стиле, как упоминалось выше. Лишь некоторые общественные здания специального назначения были построены по модернистским принципам. Они включают в себя; многоквартирные дома на проспекте Александрас, спроектированные в 1933 году Кимоном Ласкарисом и Димитриосом Кириакосом и построенные правительством для размещения беженцев в результате обмена населением 1923 года ; [22] Больница Сотирия, спроектированная в 1931 году Иоаннисом Деспотопулосом ; крыло прачечной и кухни в больнице Сотирия, спроектированное в ок. 1937 год, Периклис Георгакопулос; и некоторые промышленные здания. [23] [24]
- Школа, спроектированная в 1931 году Кириакосом Панагиотакосом. Когда Ле Корбюзье посетил его в 1933 году, он написал на стене «Комплименты Ле Корбюзье».
- Жилой дом в Колонаки по проекту архитекторов Жоржа Гольдберга и Прокописа Василеядиса и построенный в 1935–1937 годах. [25]
- Если не считать многоквартирных домов, современные дома в центре Афин встречаются редко. Этот в Кипсели был построен в 1939 году.
- Часть больницы торакальных заболеваний Сотирия. Он был спроектирован в 1931 году Иоаннисом Деспотопулосом с последующими дополнениями в 1937 году Периклисом Георгакопулосом.
Режим Метаксаса и первоначальный консерватизм после Второй мировой войны
[ редактировать ]Застой во время режима Метаксаса
[ редактировать ]Хотя диктатура Иоанниса Метаксаса (1936–1941) не навязывала насильно официальный архитектурный стиль и не запрещала современную архитектуру, она пробудила консервативные идеи греческого общества и, как следствие, повлияла на архитектуру. Общественные здания по-прежнему строились в упрощенном классицизме. [26] Например, Муниципальный рынок Кипсели , который был открыт диктатором в 1937 году и спроектирован архитектором Александросом Метаксасом (они не связаны друг с другом), включает в себя классический карниз и небольшие ионические капители, несмотря на то, что это специализированное здание. здание. [27]
Что также существенно изменило внешний вид афинских зданий, так это уменьшение максимально возможного выступа эркеров с 1,4 метра до 40 сантиметров в 1937 году. Архитектор и профессор NTUA Костас Кицикис активно лоббировал это изменение, поскольку считал, что строители а владельцы злоупотребляли длинными эркерами, чтобы застроить как можно большую площадь, превратив Афины в «плохую копию немецких и голландских городов». [28]
Послевоенный упрощенный классицизм
[ редактировать ]Упрощенный классицизм 1930-х годов оставался доминирующим и лишь незначительно изменился к 1950-м годам. Опять же, общественные и другие важные здания, но на этот раз и жилые дома, были украшены орнаментами классического направления. Главные входные двери, перила и бра были изготовлены из богато украшенного железа. Часто вместо перил использовались балюстрады. Белый мрамор широко использовался, особенно в вестибюлях, которые часто были очень просторными, а белый цвет был предпочтительным цветом фасадов.
Однако, в отличие от довоенного упрощенного классицизма, фасады новых зданий часто включали сетку, образованную балконами и тонкими вертикальными колоннами. Многие многоквартирные дома, построенные в ту эпоху в Колонаки и других центральных престижных районах Афин, были спроектированы архитекторами, предпочитаемыми представителями высшего среднего класса, такими как Эммануил Вурекас и Константинос Капсампелис. [31]
Модернизм 1960-х годов.
[ редактировать ]«Повторное открытие» модернизма
[ редактировать ]Уже с 1949 года завершение строительства здания Фонда помощи ВВС Греции на улице Акадимиас , которое было спроектировано в 1947 году Тукидидисом Валентисом, показало курс, которому последует большинство офисных зданий в центре Афин. Здание совершенно не украшено, с едва заметным бетонным каркасом в виде решетки и построено на многих принципах Корбуса, таких как пилотные помещения первого этажа. Валентис придерживался последовательной идеологии, лежащей в основе принципов проектирования офисных зданий, касающихся практичности и эстетики, которую он позже, в 1960 году, записал в обзоре «Архитектоники» [ Архитектура ]. [32] Несколько лет спустя два молодых архитектора, Никос Вальсамакис (род. в 1924 г.) и Такис Зенетос (1926–1977 г.), также оказали большое влияние на возрождение греческого модернизма. Их здания, в частности, один из первых жилых домов Вальсамакиса на улице Семителу (1951 г.) и Zenetos's Fix пивоварня на проспекте Сингру (1957 г., сейчас частично снесена и отреставрирована, в ней находится Национальный музей современного искусства ), радикально отличаются от своих современных аналогов. Жилой дом Валсамакиса на улице Семителу лишен всякого орнамента и имеет фасадную решетку, образованную балконами и колоннами. Более того, его дизайн вдохновлен традиционной архитектурой только в вопросах материалов, таких как каменная кладка первого этажа и деревянные элементы в других местах, а также цвета, например, контраста между белым и ярко-красным. [33] С другой стороны, проекты Zenetos вдохновлены технологическим и промышленным прогрессом.
Зрелые разработки
[ редактировать ]Постепенно, помимо принципов Ле Корбюзье, таких как пилоты и горизонтальные окна, послевоенный международный стиль стал оказывать влияние на большинство зданий в Афинах. Кроме того, сетка на фасадах, особенно офисных зданий, стала одной из важнейших областей инноваций в дизайне. Отходя от корбузианской прото- бруталистской акцентированной сетки из постоянной каменной кладки, стеклянные и алюминиевые навесные стены начали брать верх. Офисное здание Вальсамакиса на площади Капникареас (1958 г.) и офисное здание Димитриса Папазисиса на площади Синтагма (1961 г.) были первыми зданиями в Афинах, где была реализована полноценная навесная стена, похожая по моде на стены Людвига Миса ван дер Роэ . [34] [35]
Мрамор, широко распространенный материал в Греции, снова стал широко использоваться. В 1961 году Костас Кицикис спроектировал офисное здание OTE на улице Тритис Септемвриу, которое включает в себя 58-метровую башню с навесными стенами и нижнее крыло с длинным подоконником. [36]
Важные здания той эпохи включают; здание Афинской консерватории на улице Ригиллис. Первоначально он был задуман Иоаннисом Деспотопулосом как часть крупного культурного центра в 1959 году, который претерпел множество изменений и, наконец, застопорился. Наконец, только Афинская консерватория была построена в период с 1969 по 1976 год. Здание хвалят за его чистые линии, ощущение перехода при переходе с улицы в здание, а также за подход Деспотопулоса к традициям и монументальности; [37] здание Национального фонда греческих исследований , спроектированное Константиносом Доксиадисом и построенное между 1965 и 1968 годами. Подобно зданиям Оскара Нимейера , его передний и задний фасады имеют строгие сетки, а боковые покрыты гладким мрамором. [38] Более того, крыло библиотеки своей небольшой высотой контрастирует с более высоким офисным крылом на заднем плане; [39] отель Hilton Athens, спроектированный Эммануилом Вурекасом, Прокописом Василейдисом и Спиросом Стаикосом и завершенный в 1963 году. Это современное здание; однако широкое использование белого мрамора и тонких колонн сделало его примером «классического модернизма» того периода, похожего по моде на здание посольства США в Афинах, спроектированное Вальтером Гропиусом и завершенное в 1961 году. [40] [35] [41]
- Афинская консерватория по проекту Иоанниса Деспотопулоса.
- Национальный фонд греческих исследований, созданный Константиносом Доксиадисом.
- Хилтон Афины .
- Посольство США в Афинах по проекту Вальтера Гропиуса.
- Офисное здание на улице Стадиу, спроектированное в ок. 1960, Эммануил Вурекас и Периклис Сакеллариос . [42]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сарияннис 2012 г.
- ^ Мегарон Джаннару в базе данных современных памятников. Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Официальный вестник А 164/07.09.1922 .
- ^ Джакумакатос 2009, стр. 65–67.
- ^ Официальный вестник А 155/22.04.1929 .
- ^ Жилой дом Папалеонардо в базе данных современных памятников. Проверено 21 января 2017 г.
- ^ Джакумакатос 2009, стр. 11–13
- ^ Джакумакатос 2009, стр. 15–17
- ^ Джакумакатос 2009, стр. 13–15
- ^ Перейти обратно: а б Джакумакатос 2009, с. 19
- ^ Банк Греции в базе данных современных памятников. Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Государственная главная бухгалтерия в базе данных современных памятников. Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Фессас-Эммануил 2009, с. 236
- ^ « Развлекательный центр Rex-Kotopouli-Cinéac » на сайте «Открытие современной архитектуры в Париже и регионе Иль-де-Франс, Лондоне и Афинах» . Архивировано 28 марта 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ Джакумакатос 2009, стр. 41–43
- ^ Джакумакатос 2009, с. 45
- ^ Фессас-Эммануил 2009, с. 215
- ^ Джакумакатос 2009, с. 57
- ^ Филиппа Димитриади цитирует Еву Манидаки и Танасиса Демириса в « Мозаичных» жилых домах Афин », Popaganda.gr , 18 апреля 2016 г. Проверено 17 января 2017 г.
- ^ «Жилой дом К. Антонопулоса (Голубой дом)» в журнале «Открытие современной архитектуры в Париже и регионе Иль-де-Франс, Лондоне и Афинах» . Архивировано 28 марта 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ «Доходный дом Михаилидиса» в журнале «Открытие современной архитектуры» в Париже и регионе Иль-де-Франс, Лондоне и Афинах . Архивировано 28 марта 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ «Дома для беженцев» в журнале «Открытие современной архитектуры» в Париже и регионе Иль-де-Франс, Лондоне и Афинах . Архивировано 28 марта 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ Джакумакатос 2009, с. 53
- ^ «Санаторий Сотирия; сегодня Афинская региональная больница общего грудного заболевания» в журнале «Открытие современной архитектуры в Париже и регионе Иль-де-Франс, Лондоне и Афинах» . Архивировано 28 марта 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ «Многоквартирный дом Карапанос» в журнале «Открытие современной архитектуры» в Париже и регионе Иль-де-Франс, Лондоне и Афинах . Архивировано 28 марта 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ Джакумакатос 2009, с. 59
- ^ Фессас-Эммануил 2009, с. 230
- ^ Францискакис 1965, с. 48
- ^ Фессас-Эммануил 2009, с. 56
- ^ Фессас-Эммануил 2009, с. 143
- ^ Джакумакатос 2009, с. 69
- ^ Валентис 1960
- ^ «Жилой дом Луроса» в журнале «Открытие современной архитектуры в Париже и регионе Иль-де-Франс», Лондоне и Афинах . Архивировано 28 марта 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 21 января 2017 г.
- ^ Офисное здание 9 Эрму и Капникареас в Domesindex.com базе данных современной греческой архитектуры . Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фессас-Эммануил 2010 г.
- ^ Башня Греческой телекоммуникационной организации в базе данных современных памятников. Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Фессас-Эммануил 2009, стр. 256–257
- ^ Национальный исследовательский фонд в базе данных современных памятников. Проверено 19 января 2017 г.
- ^ Джакумакатос 2009, с. 95
- ^ Джакумакатос 2009, с. 99
- ^ Филиппидис 2001, с. 75
- ^ Фессас-Эммануил 2009, с. 320
Библиография
[ редактировать ]- [Фессас-Эммануил, Хелен] (редактор) Фессас-Эммануил, Хелен (2009), Греческое архитектурное общество: Архитекторы 20-го века , Потамос, Афины, ISBN 9789606691386 .
- [Фессас-Эммануил, Хелен] Фессас-Эммануил, Хелен (2010), « Афины во второй половине 20-го века », Grequearchitects.gr . Проверено 17 января 2017 г.
- [Филипидис, Димитрис] Филиппидис, Димитрис (2001), «Искусство I: греческое изобразительное искусство, обзор греческой архитектуры и городского планирования», История греческой архитектуры и городского планирования , Греческий открытый университет , Патры , ISBN 9605382911 .
- [Францискакис, Францис К.] (редактор) Францискакис, Францис К. (1965), 50 лет деятельности Костаса Кицикиса , Аспиоти - ELKA, Афины.
- [Джакумакатос, Андреас] Джакумакатос, Андреас (2009), История греческой архитектуры: 20 век , Нефели, Афины, ISBN 9602116862 .
- [Саригианнис, Георгиос М.] Сарияннис, Георгиос М. (2012), « Si le bâtiment va bien, tout va bien (если здание идет хорошо, все в порядке.) », Grequearchitects.gr . Проверено 17 января 2017 г.
- [Валентис, Тукидидис] Валентис, Тукидидис (1960), «Морфология офисных зданий; теоретическое и прикладное введение в архитектуру офисных зданий; исследованные случаи», Архитектура , том 21, страницы 55–62 и тома 22/23, страницы 83–90. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кондаратос, Савас; Ван, Уилфрид (редакторы) (1999), Греция: Архитектура 20-го века , паб Prestel, ISBN 3791321528 .
- [Фессас-Эммануил, Хелен] Фессас-Эммануил, Хелен (2001), архитектуры Очерки неоэллинской , ISBN 9789609159708 .
- Филиппидис, Димитрис (редактор) (1998), Городское жилье 30-х годов; Современная архитектура в довоенных Афинах , Нирее, ISBN 9607597117 .