Jump to content

Мануэла Саенс

(Перенаправлено с Мануэлы Саенс )

Мануэла Саенс
Освободитель Освободителя
носить медаль Ордена Солнца
первая первая леди Колумбии
В роли
17 июня 1822 г. - 4 мая 1830 г.
Президент Симон Боливар
Предшественник Позиция создана
Преемник Хуана Хурадо Бертендона
шестая первая леди Перу
В роли
10 февраля 1824 г. - 28 января 1827 г.
Президент Симон Боливар
Предшественник Мариана Карселен
Преемник Франциска Сернадас
первая первая леди Боливии
В роли
12 августа - 29 декабря 1825 г.
Президент Симон Боливар
Предшественник Позиция создана
Преемник Мариана Карселен
Личные данные
Рожденный
Мануэла Саенс из Вергары и Айзпуру

( 1797-12-27 ) 27 декабря 1797 г.
Кито , вице-королевство Новая Гранада
Умер 28 сентября 1856 г. ) ( 1856-09-28 ) ( 58 лет
Рубашка , Перу
Супруг Джеймс Торн (женат в 1817 г. - пропал в 1822 г.)
Внутренний партнер Симон Боливар (1822–1830)
Занятие Революционер и шпион
Подпись

Мануэла Саенс де Вергара-и-Аиспуру ( Кито , вице-королевство Новая Гранада , 27 декабря 1797 года — Перу, 23 ноября 1856 года) — эквадорская революционная героиня Южной Америки, которая поддерживала революционное дело, собирая информацию, распространяя листовки и выступая за права женщин. Мануэла получила Орден Солнца Кабальера дель Соль » или «Дама Солнца») в знак признания ее заслуг в революции.

Саенс вышла замуж за богатого английского врача в 1817 году и стала светской львицей в Лиме, ​​Перу . Это создало условия для участия в политических и военных делах, и она стала активно поддерживать революционные усилия. Оставив мужа в 1822 году, она вскоре начала восьмилетнее сотрудничество и интимные отношения с Симоном Боливаром, которые продолжались до его смерти в 1830 году. После того, как она предотвратила покушение на него в 1828 году и способствовала его побегу, Боливар стал называть ее « Свободой дель libertador » («освободитель освободителя»). В неизвестном письме она утверждала, что «Освободитель бессмертен», несмотря на то, что она несет ответственность за его выживание. [ 1 ] Роль Мануэлы в революции после ее смерти обычно игнорировалась до конца двадцатого века, но теперь она признана феминистским символом войн за независимость XIX века.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мануэла родилась в Кито , вице-королевстве Новая Гранада , внебрачный ребенок Марии Хоакины Айспуру из Эквадора и женатого испанского дворянина Симона Саенса де Вергара-и-Йедра (или Саенс-и-Верега). Ее мать была оставлена ​​ее скромной семьей из-за беременности, и ее отец заплатил за то, чтобы юная «Мануэлита» пошла в школу при монастыре Санта-Каталина, где она научилась читать и писать. Там она столкнулась с микрокосмом испанской колониальной кастовой системы, где белые монахини правили большой группой метисов , а также местными слугами и горничными. Большую часть своей жизни она поддерживала контакты с монахинями из высшего сословия Санта-Каталины, и они давали ей советы. Она была вынуждена покинуть монастырь в возрасте семнадцати лет, предположительно потому, что ее соблазнил армейский офицер Фаусто Д'Эльхуяр, сын Фаусто Эльхуяра и племянник Хуана Хосе Эльхуяра , который был одним из первооткрывателей вольфрама. . [ 2 ]

Раннее участие в революции

[ редактировать ]

Несколько лет Мануэла жила со своим отцом, который в 1817 году устроил ее брак с богатым английским врачом Джеймсом Торном, который был вдвое старше ее. Она вышла замуж за доктора Торна из послушания, а не из-за любви. [ 3 ] Пара переехала в Лиму , Перу , в 1819 году, где она жила как аристократка и проводила общественные собрания в своем доме, где среди гостей были политические лидеры и военные офицеры. Эти гости поделились с ней военными секретами о продолжающейся революции, и в 1819 году, когда Симон Боливар принял участие в успешном освобождении Новой Гранады , Мануэла Саенс была радикализированной и активной участницей заговора против короля Перу вице - Хосе де ла Серна э Инохоса в 1820 году. [ 4 ]

В рамках этого заговора Мануэла, ее подруга Роза Кампусано и другие женщины, выступавшие за независимость, попытались завербовать колониальные войска из оборонительного арсенала роялистов в Лиме, ​​охраняемого жизненно важным полком Нумансии. Заговор увенчался успехом: большая часть полка, включая сводного брата Мануэлы, перешла на сторону антииспанской армии Хосе де Сан-Мартина . [ 5 ]

Саенс описывали как героиню, известную своим патриотизмом. Этот патриотизм был замечен в ее симпатиях к креольскому восстанию против испанского контроля в Южной Америке. [ 6 ]

Хосе Де Сан Мартин после провозглашения независимости Перу в 1821 году наградил Мануэлу Саенс высшим знаком перуанской награды - званием перстня-печатки Ордена Солнца Перу. [ 7 ] В ранние периоды она проводила тайные собрания, на которых в качестве шпиона передавала информацию. [ 8 ] Мануэла Саенс участвовала в переговорах с батальоном Нумансии . [ 8 ]

Отношения с Симоном Боливаром (1822–1830)

[ редактировать ]

В 1822 году Саенс оставила мужа и отправилась в Кито , где на балу встретила Симона Боливара, у которого в конечном итоге завязались романтические отношения. Жизнь Боливара была гораздо более захватывающей и опасной, чем жизнь доктора Торна, и поэтому Саенса привлек к нему. Их общее видение свободы испанских колоний было движущей силой, которая поддерживала авантюрный характер их отношений. Однако муж скучал по ней и умолял вернуться к нему, обещая, что простит ей уход от него. Она написала ему и объяснила, что не заинтересована в восстановлении их брака. Она думала, что он слишком серьезен и что их отношениям не хватает страсти. Качества, которые она ненавидела в своем муже, были очевидны в Боливаре. Поэтому, даже несмотря на отсутствие Боливара, она оставалась с ним в постоянном контакте. [ 9 ] Она обменивалась с ним любовными письмами и навещала его, пока он переезжал из одной страны в другую. Боливар называл ее la amable loca , «дорогая сумасшедшая». [ 10 ]

Картина Мануэлы Саенс того времени

Мануэла поддержала революционное дело, собирая информацию, распространяя листовки и выступая за права женщин . Как одна из самых выдающихся женских фигур в войнах за независимость, Мануэла получила Орден Солнца Кабальера дель Соль » или «Дама Солнца») в знак признания ее заслуг в революции. На публике она часто носила форму полковника в сопровождении двух своих чернокожих слуг Джонатаса и Натана, также одетых в солдатскую форму. [ 10 ] В течение первых месяцев 1825 года и с февраля по сентябрь 1826 года она жила с Боливаром недалеко от Лимы , но по мере продолжения войны Боливар был вынужден уехать.

Во время антиболиварианского заговора, возглавляемого колумбийским полковником Хосе Бустаменте, Мануэла была ключевым членом проболиварианских сил. 25 января 1827 года значительная часть Третьей дивизии колумбийской армии подняла мятеж в Лиме, ​​арестовав старших офицеров и захватив ключевые места в городе, требуя лучшего питания и оплаты, поскольку генерал Санта-Крус и заговорщики приостановили действие Боливарианской конституции . Мануэла осталась в Лиме, ​​которой Боливар доверил присматривать за его делами, и двинулась остановить мятеж. Явившись в полную форму, она обратилась к солдатам Третьей дивизии и умоляла их оставаться верными Боливару. [ 5 ] После этого она начала подкупать сержантов и капралов в надежде перебить цену заговорщиков, и с некоторым успехом. Это продолжалось до тех пор, пока 7 февраля она не была схвачена новым правительством Перу и заключена в женский монастырь. Она протестовала против обращения с ней как по боливарианским законам, так и по новым перуанским законам, и эта агитация в конечном итоге привела к ее освобождению из тюрьмы в марте и отправке в изгнание в апреле. В результате этого волнения ее стали называть Либертадорой. [ 5 ] публичная легенда, соответствующая Боливару в сознании некоторых. Теперь Мануэла последовала за Боливаром в Боготу .

25 сентября 1828 года мятежные офицеры попытались убить Боливара. Разбуженный звуками боя, Боливар намеревался провести расследование, но Саенс, которая делила с ним постель, убедила его выйти через окно, пока она противостоит злоумышленникам. Затем она убедила их, что Боливар находится где-то в здании, и продолжила вести их по различным комнатам, притворяясь, что заблудилась, и даже останавливалась, чтобы оказать помощь одному из раненых. В конце концов потенциальные убийцы потеряли терпение и избили ее перед уходом. [ 10 ] Ее действия побудили Боливара позже назвать ее « Либертадора дель Либертадор ».

После покушения Мануэла сыграла ключевую роль в выявлении лояльности и надежности армейских офицеров, пытаясь помочь Боливару сохранить контроль над распадающейся Великой Колумбией. [ 5 ]

Боливар покинул Боготу в 1830 году и умер в Санта-Марте от туберкулеза во время пути, оставив страну в изгнании. Его смерть оставила ее без состояния и сделала ее политической мишенью для национального правительства. [ 6 ] Историки часто связывают последние несколько лет упадка Боливара с репутацией Мануэля. [ 6 ] На смертном одре Боливар попросил своего адъютанта генерала Дэниела Ф. О'Лири сжечь оставшийся обширный архив его сочинений, писем и речей. О'Лири не подчинился приказу, и его сочинения сохранились, предоставив историкам обширную информацию о либеральной философии и мышлении Боливара, а также подробности его личной жизни, такие как его давний роман с Мануэлой Саенс. Эти письма частично очистили ее репутацию, опровергнув стереотипы, используемые для преувеличения важности Боливара. [ 6 ] Незадолго до своей смерти в 1856 году Саенс пополнила эту коллекцию, подарив О'Лири свои собственные письма от Боливара. [ 5 ] Франсиско де Паула Сантандер , который вернулся к власти после смерти Боливара, затем сослал Мануэлу. она уехала на Ямайку . В первые годы своего изгнания [ 4 ] Она оставалась политически активной до середины 1840-х годов, прежде чем разочаровалась. [ 10 ]

Годы ссылки и смерти (1835–1856).

[ редактировать ]
Портрет Мануэлы Саенс (1830 г.) - Богота.

Когда она попыталась вернуться в Эквадор в 1835 году, президент Эквадора Висенте Рокафуэрте отозвал ее паспорт. Ее обвинили в заговоре против испанской короны, и она была сослана, несмотря на то, что не предстала перед судом. [ 11 ] Рокафуэрте оправдал свой приказ изгнать Саенса, заявив: «Именно женщины больше всего пропагандируют дух анархии в этих странах». [ 12 ] Затем она нашла убежище на севере Перу , живя в небольшом прибрежном городке Пайта . Она оставалась политически активной и часто писала письма другим революционерам. [ 13 ] Она впала в нищету, и в течение следующих двадцати пяти лет, будучи обездоленной изгоем, Мануэла продавала табак и переводила письма для североамериканских охотников за китами , которые писали своим любовникам в Латинскую Америку. Там она познакомилась с американским писателем Германом Мелвиллом и революционером Джузеппе Гарибальди .

Саенс основал Общество патриотичных женщин и наградил его членов лозунгом «К патриотизму самых чувствительных». Мануэла Саенс и другие женщины участвовали в заговорах против испанского правления в годы ее изгнания. [ 14 ]

В 1847 году ее муж был убит в Пативилке , и ей было отказано в наследстве в размере 8000 песо . Став инвалидом после обрушения лестницы в ее доме, Мануэла умерла в Пайте 23 ноября 1856 года во время эпидемии дифтерии . Ее тело было похоронено в братской могиле, а ее вещи сожжены. Сохранившиеся предметы, личные письма и артефакты, впоследствии внесли свой вклад в наследие как ее, так и Симона Боливара.

Феминистский вклад

[ редактировать ]

Во времена Саенса женская сфера состояла из частного и домашнего пространства, тогда как политика и война принадлежали мужчинам. Она нашла различные способы физически и символически участвовать в мужских сферах деятельности, а также принимать участие в женских сферах своего периода. Она использовала женское поведение, чтобы иметь некоторое влияние в мужском пространстве, обычно используя свои интимные отношения в качестве инструментов. [ 15 ]

Она не чувствовала себя ограниченной гендерными условностями того, что считалось правильным женским поведением. Она курила, одевалась в мужскую одежду, проходила подготовку к военным действиям. [ 16 ] Саенс была эротическим символом со своей страстью к Боливару. [ 16 ]

Саенс часто описывали как эксцентричную женщину, лесбиянку, которая «днем переодевалась чиновником, а ночью претерпевала метаморфозы с помощью вина». [ 17 ]

Саенс обычно называют эмансипированной женщиной, убежденной в свободе и независимости, а также женщиной, которая нарушает статус-кво. [ 17 ]

В изгнании она разработала беседу о дружбе, чтобы дать женщинам некоторые возможности. Этот дискурс дружбы использовался для оправдания влияния женщин в политике. Ее работа выступала против исключения женщин из политики, соединяя дружбу с женским общением. [ 18 ] Восприятие элитных женщин как друзей, а не жен и матерей, противоречит проблемам, связанным с понятием « республиканского материнства », с которым Саенс была знакома в свое время. [ 12 ] Это представление о материнстве основывалось на идее о том, что женщины лучше как жены и матери, чем как компаньоны и соратницы. Похвала республиканскому материнству показала, что существует страх и беспокойство по поводу того, что женщины могут повлиять на государство и подорвать его, если их оставить в покое. [ 18 ] В дискурсе дружбы женщины будут рассматриваться как друзья и равные мужчинам, как товарищи и соратники.

Мануэла Саенс не протестовала против исключения женщин из политики, но использовала это исключение как аргумент и личный интерес для подтверждения надежности и достоверности женщин. [ 19 ]

Таким образом, дружба стала инструментом для независимых женщин, что дало им степень влияния, большую, чем они видели раньше до этого дружеского дискурса. [ 20 ] Саенс считал, что дружба создаст стабильность и последовательность. Саенс изменил гендерные символы в идеологии того времени, поощряя дружбу и ее ассоциации с женщинами. [ 21 ]

Наконец, отложив в сторону взгляд на материнство или «женскую проблему», работа и имидж Саенс побудили женщин требовать уважения от политиков и интеллектуалов как личностей, а не просто как икон своего пола. [ 22 ]

Сексуальная ориентация и активизм за права ЛГБТ

[ редактировать ]

Мануэла Саенс была бисексуальной женщиной. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Ж. Б. Буссенго писал в своих мемуарах о ее «необъяснимо близких отношениях» с друзьями Поликарпой и Бальтасарой. [ 23 ] [ 24 ] После ее смерти Саенс стала символом не только феминизма, но и борьбы сексуальных меньшинств (в том числе гомосексуалистов и трансгендеров ) за свои права. Ее имя понравилось многим, предлагая контролировать пример Нидерландов и легализовать однополые браки в Эквадоре . [ 25 ] Роберт Т. Конн, однако, написал, что нет четких доказательств того, что Мануэла вступала в однополые отношения, но отметил, что у нее была «поведенческая бисексуальность». [ 26 ]

Признание и перезахоронение в 2010 г.

[ редактировать ]

5 июля 2010 года Мануэлу Саенс похоронили в Венесуэле . Поскольку она была похоронена в братской могиле, ее останков для государственного захоронения не существовало; вместо этого «символические останки», состоящие из части почвы из братской могилы, в которой она была похоронена во время эпидемии, были перевезены через Перу , Эквадор и Колумбию в Венесуэлу . Эти останки были заложены в Национальном пантеоне Венесуэлы , где также увековечены останки Боливара.

Наследие

[ редактировать ]
Бюст Мануэлы Саенс в Парке женщин Аргентины.

После революции Мануэла фактически исчезла из литературы. Между 1860 и 1940 годами только три эквадорских писателя: о ней и ее участии в революции написали [ 6 ] и в этих произведениях она в основном изображалась либо исключительно как любовница Симона Боливара, либо как недееспособная и неправомерно участвующая в политической сфере. Эти изображения также обеспечили ее женственность как основу ее характеристики. [ 6 ] Однако 1940-е годы произвели значительный сдвиг в том, как ее рассматривали и характеризовали. Такая литература, как «Папелес де Мануэла Саенс» (1945) Висенте Лекуны, которая представляла собой сборник документов о жизни Боливара, эффективно опровергла популярные стереотипы о Мануэле. [ 6 ] Представления о том, что она сексуально девиантна, гиперженственна и недееспособна, с течением 20-го века сменились более благоприятными изображениями.

Бюст Мануэлы Саенс, парк Ла Аламеда (Кито).

В конце 20-го века в ее образах произошли изменения, которые соответствовали идеологическим сдвигам в Латинской Америке, например, рост феминизма 1980-х годов и национализма 1960-1970-х годов. Образы в художественном произведении Генерал в своем лабиринте» « Габриэля Гарсиа Маркеса и научно-популярном произведении Альфонсо Румазо «Мануэла Саенс Ла Либертадора дель Либертадор» способствовали ее эффективной гуманизации в популярной культуре и помогли политизировать ее имидж. [ 5 ] Роман Альфонсо Румазо был особенно пронзителен своими идеями панамериканского национализма , которые были представлены через участие Мануэлы в войнах за независимость. Впоследствии Мануэла становилась все более популярной среди радикальных латиноамериканских феминистских групп. Ее образ широко использовался как объединяющий фактор для индо-латиноамериканских движений 1980-х годов. [ 5 ] Популярный образ Мануэлы верхом на лошади в мужской одежде, популяризированный ее изображением в фильме «Генерал в своем лабиринте» , был воспроизведен демонстрантами в Эквадоре в 1998 году. [ 5 ]

24 сентября 1989 года в Пайте прошло собрание феминисток, организованное Неллой Мартинес , которое призвало к признанию Мануэлы Саенс и воздало ей дань уважения. Это было известно как «Начальное знакомство с историей: Мануэла Саенс». Все участники поклялись следовать ее примеру, выступая против сексуальной, расовой и классовой дискриминации и других несправедливостей. Они видели в Саенс героиню-феминистку. [ 6 ]

25 мая 2007 года правительство Эквадора символически присвоило Саенсу звание генерала . [ 5 ]

Музей Мануэлы Саенс

[ редактировать ]

Музей Мануэлы Саенс - это музей в Старом городе Кито , в котором хранятся личные вещи Саенса и Боливара, чтобы «[охранить] воспоминания о Мануэле Саенс, прославленной дочери Кито». [ 27 ] Расположен по адресу Junin 709 y Montufar, Centro Histórico, Кито. Вход в музей бесплатный при покупке одной из книг о жизни Мануэлы. Личные вещи в музее включают письма , марки и картины.

Биографические сочинения

[ редактировать ]
  • «Четыре времени года Мануэлы». Биография Виктора Вольфганга фон Хагена (1974)
  • «Мануэла» . Роман Грегори Кауфмана (1999). ISBN   978-0-9704250-0-3
  • «Мануэла Саенс – Освободительница Освободителя». Автор: Альфонсо Румазо Гонсалес (Кито, 1984 г.)
  • «В защиту Мануэлы Саенс». Авторы: Пабло Неруда , Рикардо Пальма , Виктор фон Хаген , Висенте Лекума, Герман Арсиньегас , Альфонсо Румазо, Педро Хорхе Вера , Хорхе Сальвадор Лара , Хорхе Энрике Адум , Марио Брисеньо Перозо, Мэри Ферреро, Бенхамин Каррион , Хорхе Вильяльба С.Х., Леонардо Алтуве, Хуан Лискано (Кито)
  • «Мануэла Саенс – присутствие и противоречия в истории». Авторы: Мария Могольон и Химена Нарваес (Кито, 1997 г.)
  • «Пылкая жизнь Мануэлиты Саенс». Автор: Альберто Мирамон (Богота, 1946 г.)
  • Во славу и Боливара: Замечательная жизнь Мануэлы Саенс . Биография Памелы С. Мюррей. (Остин, Техас, 2008 г.). ISBN   978-0-292-71829-6
  • Наша жизнь — реки: Роман . Автор: Хайме Манрике .

Биографические фильмы и опера

[ редактировать ]
  • Мануэла Саенс , режиссер Диего Рискес (2000), 97 минут.
  • Мануэла и Боливар , опера в двух действиях композитора и либреттиста Диего Лузуриаги (2006) 2-1/2 часа.
  • Боливар , оригинальный сериал Netflix (2019), 63 серии.
  1. ^ Мазур, Герхард (1949). « Освободитель бессмертен» — неизвестное письмо Мануэлы Саенс» . Латиноамериканское историческое обозрение . 29 (3): 380–383. дои : 10.2307/2508458 . ISSN   0018-2168 . JSTOR   2508458 .
  2. ^ Румазо Гонсалес, Альфонсо (2005). Мануэла Саенс: освободительница освободителя . Богота: Средний уровень. ISBN  958-709-393-3 . OCLC   916067783 .
  3. ^ Мазур, Герхард (1949). « Освободитель бессмертен» — неизвестное письмо Мануэлы Саенс» . Латиноамериканское историческое обозрение . 29 (3): 380–383. дои : 10.2307/2508458 . ISSN   0018-2168 . JSTOR   2508458 .
  4. ^ Jump up to: а б Боливар, Симон (1983). Надежда Вселенной (PDF) . Париж: ЮНЕСКО. ISBN  9231021036 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мюррей, Памела (2008). За Славу и Боливара . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 156–160. ISBN  978-0292721517 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мюррей, Памела С. (2001). «Лока» или «Либертадора»?: Мануэла Саенс глазами истории и историков, 1900–1990» . Журнал латиноамериканских исследований . 33 (2): 291–310. дои : 10.1017/S0022216X01006083 . JSTOR   3653686 . S2CID   145718805 .
  7. ^ «Мануэла Саенс, феминистка-революционерка». История женщин, 7 июля 2019 г. https://histoireparlesfemmes.com/2016/02/08/manuela-saenz-revolutionnaire-feministe/
  8. ^ Jump up to: а б «Мануэла Саенс: феминистка-освободительница». Colombia Informa – Агентство связи, 23 ноября 2018 г. https://www.colombiainforma.info/manuela-saenz-la-libertadora-feminista/
  9. ^ Мазур, Герхард (1949). « Освободитель бессмертен» — неизвестное письмо Мануэлы Саенс» . Латиноамериканское историческое обозрение . 29 (3): 380–383. дои : 10.2307/2508458 . ISSN   0018-2168 . JSTOR   2508458 .
  10. ^ Jump up to: а б с д Лайонс, Мэтью (7 июля 2020 г.). «Спаситель Освободителя «похоронен» » . История сегодня . Том. 70, нет. 7. с. 26. Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 9 июня 2021 г. Боливар называл ее la amable loca , «дорогая сумасшедшая».
  11. ^ Чемберс, Сара К. (2001). «Республиканская дружба: Мануэла Саенс превращает женщин в нацию, 1835–1856» . Историческое обозрение латиноамериканцев . 81 (2): 225–257. дои : 10.1215/00182168-81-2-225 . ПМИД   18637273 . Проверено 10 апреля 2024 г.
  12. ^ Jump up to: а б Чемберс, Сара. (2001). Республиканская дружба: Мануэла Саенс записывает женщин в нацию, 1835–1856 гг. Латиноамериканский исторический обзор. 81. 225-57. дои : 10.1215/00182168-81-2-225 . стр. 226
  13. ^ Чемберс, Сара К. (2001). «Республиканская дружба: Мануэла Саенс превращает женщин в нацию, 1835–1856» . Историческое обозрение латиноамериканцев . 81 (2): 225–257. дои : 10.1215/00182168-81-2-225 . ПМИД   18637273 . Проверено 10 апреля 2024 г.
  14. ^ Чемберс, Сара. (2001). Республиканская дружба: Мануэла Саенс записывает женщин в нацию, 1835–1856 гг. Латиноамериканский исторический обзор. 81. 225-57. дои : 10.1215/00182168-81-2-225 . стр. 232
  15. ^ Хеннес, Хизер. «Гендерные пространства Ла Либертадоры: «Мануэла Саенс» Диего Рискеса». Hispanic Journal 32, вып. 2 (2011): 95–108. JSTOR   44287065 . стр. 99
  16. ^ Jump up to: а б Вилальта, Мария Хосе. «История женщин и историческая память: Мануэла Саенс задает вопросы Симону Боливару (1822-1830)». Европейский обзор исследований Латинской Америки и Карибского бассейна , вып. 93 (2012): 61–78.
  17. ^ Jump up to: а б Янет Овьедо, Мэри. 2013. «Мануэла Саенс в мемуарах Жана Баптисты Буссенго: эмансипированная женщина или эмансипированная?» В книге « Женщины и эмансипация в Латинской Америке и Карибском бассейне в девятнадцатом и двадцатом веках » под редакцией Ирины Баджини, Луизы Кампусано и Эмилии Перасси, 131–37. Ди/Сеньи: 4. Милан, Италия: Миланский исследовательский университет; Ледизиони.
  18. ^ Jump up to: а б Чемберс, Сара. (2001). Республиканская дружба: Мануэла Саенс записывает женщин в нацию, 1835–1856 гг. Латиноамериканский исторический обзор. 81. 225-57. дои : 10.1215/00182168-81-2-225 . стр. 247
  19. ^ Чемберс, Сара. (2001). Республиканская дружба: Мануэла Саенс записывает женщин в нацию, 1835–1856 гг. Латиноамериканский исторический обзор. 81. 225-57. 10.1215/00182168-81-2-225. стр. 231
  20. ^ Чемберс, Сара. (2001). Республиканская дружба: Мануэла Саенс записывает женщин в нацию, 1835–1856 гг. Латиноамериканский исторический обзор. 81. 225-57. дои : 10.1215/00182168-81-2-225 . стр. 246
  21. ^ Чемберс, Сара. (2001). Республиканская дружба: Мануэла Саенс записывает женщин в нацию, 1835–1856 гг. Латиноамериканский исторический обзор. 81. 225-57. дои : 10.1215/00182168-81-2-225 . стр. 252
  22. ^ Чемберс, Сара. (2001). Республиканская дружба: Мануэла Саенс записывает женщин в нацию, 1835–1856 гг. Латиноамериканский исторический обзор. 81. 225-57. дои : 10.1215/00182168-81-2-225 . стр. 256
  23. ^ Jump up to: а б Буссенго, Жан Батист Жозеф Дьедонне (2018). Mémoires de JB Boussingault [ Воспоминания о Ж. Б. Буссенго ] (на французском языке). Том. III (Перепечатано под ред.). Вайоминг: Creative Media Partners, LLC. стр. 164–167. ISBN  978-0-270-76399-7 .
  24. ^ Jump up to: а б Мюррей 2009 , стр. 164–166.
  25. ^ Jump up to: а б Серрано, Амайя Хосе Фернандо (2006). Другие тела, другая сексуальность [ Другие тела, другая сексуальность ] (на испанском языке). Богота: Папский университет Хавериана . стр. 168, 177, 178. ISBN.  978-9-586-83894-8 .
  26. ^ Конн, Роберт Т. (2020). Загробная жизнь Боливара в Америке: биография, идеология и общественная сфера . Чам: Пэлгрейв Макмиллан Чам . п. 194. дои : 10.1007/978-3-030-26218-1 . ISBN  978-3-030-26220-4 .
  27. ^ «Музей Мануэлы Саенс | Кито | Музеи и галереи | любитель событий» . eventeeker.com . Проверено 20 ноября 2016 г. .

Цитируемые источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f01790a922a0211f47226a7d464911cd__1722188520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/cd/f01790a922a0211f47226a7d464911cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manuela Sáenz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)