Потоси
Потоси | |
---|---|
Город и муниципалитет | |
Прозвище: Вилла Империал | |
Координаты: 19 ° 35'21 "ю.ш. 65 ° 45'12" з.д. / 19,58917 ° ю.ш. 65,75333 ° з.д. | |
Страна | Боливия |
Отделение | Потоси |
Провинция | Томас Фриас |
Муниципалитет | Муниципалитет Потоси |
Основан | 1 апреля 1545 г. |
Правительство | |
• Мэр | Джонни Ллалли ( MPC ) [ 1 ] |
Область | |
• Город и муниципалитет | 118,218 км 2 (45,6 квадратных миль) |
Высота | 4090 м (13 420 футов) |
Население (оценка на 2021 год) [ 2 ] | |
• Городской | 267,907 |
• Метро | 354,771 |
Часовой пояс | UTC -4 |
Веб-сайт | www |
Официальное название | Город Потоси |
Тип | Культурный |
Критерии | ii, iv, vi |
Назначен | 1987 (11-я сессия ) |
Справочный номер. | 420 |
Область | Латинская Америка и Карибский бассейн |
Находящийся под угрозой исчезновения | 2014 | – настоящее время
Потоси , известный в колониальный период как Вилла Императорская де Потоси , является столицей и муниципалитетом департамента Потоси в Боливии . Это один из самых высоких городов в мире, его номинальная высота составляет 4090 м (13 420 футов). [ 3 ] На протяжении веков здесь находился испанский колониальный серебряный монетный двор . Значительная часть колониальной архитектуры города сохранилась в историческом центре города, который, наряду со всемирно важным Серро-Рико-де-Потоси, является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Потоси расположен у подножия Серро-де-Потоси. [ 4 ] — иногда называемая Серро-Рико («богатая гора») — гора, которую обычно считают «сделанной из» серебряной руды, которая доминирует в городе. Серро-Рико является причиной исторического значения Потоси, поскольку оно было основным источником серебра для Испанской империи , пока Гуанахуато в Мексике не превзошло его в 18 веке. [ 5 ]
Серебро было доставлено на поезде с ламами и мулами на побережье Тихого океана, отправлено на север, в Панама-Сити , и перевезено поездом мулов через Панамский перешеек в Номбре-де-Диос или Портобело , откуда оно было доставлено в Испанию на испанском флоте сокровищ . Часть серебра также отправилась на восток, в Буэнос-Айрес , через Рио-де-ла-Плата . [ 6 ] Часть серебра также была перевезена в Акапулько, Мексика была отправлена , куда через манильские галеоны для покупки азиатских товаров. [ 7 ] Пик Серро-де-Потоси находится на высоте 4824 м (15 827 футов) над уровнем моря . [ 8 ] : 376
Сегодня Потоси продолжает оставаться важным горнодобывающим центром и крупнейшим городским центром департамента Потоси. Растущий город Потоси в настоящее время известен своей хорошо сохранившейся колониальной архитектурой и необычным географическим расположением, являясь одним из самых высокогорных городов в мире. Он отличается редким холодным высокогорным климатом и отличается длительным засушливым периодом и коротким, но сильным сезоном дождей. Несмотря на то, что Потоси известен своим доминированием как горнодобывающий центр в ранней испанской колониальной истории, он по-прежнему находится в одной из крупнейших систем месторождений серебра в мире.
Геология
[ редактировать ]Серро-Рико-де-Потоси, расположенный в Боливийском оловянном поясе, является крупнейшим в мире месторождением серебра, его добывают с шестнадцатого века, а к 1996 году было добыто до 60 000 тонн . По оценкам, в рудниках все еще остается столько серебра. Потоси стал вторым по величине городом и местом открытия первого монетного двора в Америке. К 1891 году низкие цены на серебро привели к переходу на добычу олова, которая продолжалась до 1985 года. На пике добычи в шестнадцатом и семнадцатом веках руда содержала до 40% серебра. [ 8 ] : 374
Рудные месторождения расположены в жилах дацитового вулканического купола . Холм представляет собой «соты» с подземными выработками, достигающими глубины от вершины до 1150 м (3770 футов). Конический холм имеет красновато-коричневую госановую шапку из оксидов железа и кварца, серовато-голубой измененный дацит и множество шахтных отвалов внизу. [ 8 ] : 374–376
Породы фундамента состоят из ордовика, обломочных отложений состоящих из филлита с песчаника прослоями . Около 13,8 млн лет назад купол был выдавлен . В ходе эксплозивного процесса брекчия Венеры образовалась, когда восходящая дацитовая магма вступила в реакцию с грунтовыми водами, вызвав фреатическое извержение . Караколес Сброс давления позволил сформировать туфовое кольцо на вершине брекчии. Затем магма вырвалась наружу из дайки , образовав вулканический купол над туфом . Дацитовый купол имеет размеры 1700 м (5600 футов) на 1200 м (3900 футов) на поверхности и сужается до дайки шириной 100 м (330 футов) на глубине. Вскоре последовали гидротермальная циркуляция и трещиноватость , которые изменили дацит и отложили рудные минералы и пустую породу в жилах. [ 8 ] : 375, 381, 384
История
[ редактировать ]Колониальный серебряный бум
[ редактировать ]Основанный в 1545 году как шахтерский город, он вскоре принес баснословное богатство, а население в конечном итоге превысило 200 000 человек. Город породил испанское выражение, которое используется до сих пор: valer un Potosí («стоить Потоси»), что означает «иметь большую ценность». Богатая гора Серро-Рико производила около 60% всего серебра, добываемого в мире во второй половине 16 века. [ 15 ]
Шахтеры Потоси сначала добывали богатые окисленные руды с самородным серебром и хлоридом серебра ( цераргиритом ), которые можно было подавать непосредственно в плавильные печи. [ 16 ] Особенно успешными были небольшие глиняные печи-«цветочные горшки», называемые гуайры , которые использовали инки. К 1565 году горняки исчерпали руду прямой плавки, и производство серебра резко упало. Производство серебра было возрождено с введением процесса патио , изобретенного в Мексике в 1554 году. Процесс патио использовал амальгамацию ртути для извлечения серебра из руд более низкого качества и руд, содержащих сульфид серебра ( аргентит ), что было типично для обнаруженных неокисленных руд. глубже в гору. В 1609 году в Потоси был изобретен еще один метод амальгамации ртути, процесс пан-амальгамации , который оказался лучше адаптированным к условиям Потоси. [ 17 ]
Испано-американские рудники в тот период были самыми богатыми источниками серебра в мире. Способность Испанской Америки поставлять большое количество серебра и высокий спрос Китая на этот товар, который испанцы поставляли через латиноамериканскую торговлю с Филиппинами с использованием манильских галеонов . [ 7 ] привел к впечатляющему буму горнодобывающей промышленности. Истинным чемпионом этого бума в серебряной промышленности действительно была испанская корона. Разрешив частным предпринимателям эксплуатировать шахты по лицензии и установив высокие налоги на прибыль от добычи полезных ископаемых, Испанская империя смогла извлечь наибольшую выгоду. Примером взимаемого налога является квинто — 20% НДПИ от валовой стоимости. [ 15 ] Из сырья, добытого в рудниках, монеты, называемые восьмерками на монетном дворе Потоси чеканили .
Для европейцев Перу – Боливия находилась в составе вице-королевства Перу и была известна как « Верхнее Перу », прежде чем стать независимой в составе Боливии . Потоси был мифической страной богатства, он упоминается в Мигеля де Сервантеса « знаменитом романе Дон Кихот » (вторая часть, глава LXXI) как земля «необычайного богатства». Одна теория утверждает, что знак монетного двора Потоси (буквы «PTSI», наложенные друг на друга) является источником знака доллара .
Городской комплекс в отдаленных Андах был достаточно важным, чтобы его можно было назвать Императорской виллой в иерархии испанских городских поселений. Несмотря на то, что Потоси находился в гористой местности, ядро Потоси было расположено в стандартной испанской сетке, где к 1610 году проживало около 3000 испанцев и 35 000 креолов, в основном мужчин. Поселения коренных народов за пределами ядра были более хаотичными. Виллой управляли испанский коррегидор и городской совет. Около 40 нотариусов документировали и регистрировали коммерческие сделки, а также завещания и завещания. Поскольку Потоси имел такое экономическое значение для Испанской империи , королевская бюрократия имела значительное присутствие. Были построены большие церкви, богато украшенные внутри, и присутствовали монахи доминиканцев, францисканцев, августинцев, мерседерианцев и иезуитов, но не было женского монастыря. Существовал церковный суд по правовым вопросам духовенства. [ 18 ]
Труд
[ редактировать ]Рабочие из числа коренного населения были обязаны работать на серебряных рудниках Потоси через испанскую мита систему принудительного труда , основанную на аналогичной системе мита, традиционной для доиспанского андского общества (хотя мита направляла труд на общественные работы и коллективные сельскохозяйственные проекты). . [ 19 ] Рабочие были набраны из коренного населения территории площадью почти 200 000 квадратных миль. [ 20 ] Ежегодно призывались тринадцать тысяч мужчин, что составляет примерно одного из каждых семи взрослых мужчин коренного населения. [ 21 ] Эти митайо столкнулись с тяжелыми условиями на шахтах, где им часто предоставляли наименее желательную работу. В то время как более квалифицированные рабочие добывали руду, митайо было поручено доставлять ее обратно на поверхность в корзинах, кожаных сумках или тканевых мешках. [ 22 ] [ 23 ]
Эти грузы часто весили от 100 до 300 фунтов, и рабочим приходилось подниматься по шатким лестницам в крутых узких шахтах, освещаемых только свечой, привязанной ко лбу. [ 24 ] [ 23 ] Многие из них погибли или получили серьезные травмы в результате падений, несчастных случаев и тяжелых условий шахтной жизни. Еще одной опасностью были болезни: на такой большой высоте пневмония всегда вызывала беспокойство, особенно с учетом экстремальных и быстрых изменений температуры, с которыми сталкивались рабочие, поднимающиеся от жары глубоких шахт к замерзающим элементам поверхности на высоте 16 000 футов, и ртути. отравление унесло жизни многих участников процесса переработки. [ 25 ] [ 23 ]
Потоси Мита вызвала драматические демографические сдвиги среди местного коренного населения: жены и дети переехали вместе с рабочими в Потоси, в то время как тысячи других покинули свои традиционные деревни, потеряв свои права на землю айллу , чтобы избежать призыва на работу. К концу 17 века верхняя часть Перу потеряла почти 50% своего коренного населения по сравнению с немногим более века назад. [ 26 ] Это только увеличило бремя для оставшихся туземцев, и в какой-то момент в 1600-х годах до половины подходящего мужского населения могло оказаться работающим в Потоси. Тем не менее, к 1689 году число митайо упало примерно до 4000, что побудило вице- короля Палаты снова увеличить это число посредством новой переписи населения и включения новых популяций, не подпадающих под действие миты ( форастерос ). [ 27 ]
Реформа провалилась, и преемник герцога установил официальную цифру в 4108 митайо (1367 активных каждую неделю). В действительности количество митайо было еще меньше из-за растущей практики выкупа себя из обязательств. Однако для остальных сотрудников Mita условия оставались тяжелыми. Владельцы шахт и фабрик, как известно, игнорировали официальные правила, касающиеся продовольствия, и особенно удерживали деньги, которые индейцы должны были получить в качестве компенсации за поездку. Стоимость поездки в Потоси и обратно могла превышать сумму, которую платили за митаё в год, и поэтому многие из них предпочли остаться в Потоси в качестве наемных рабочих, когда их мита была закончена. [ 28 ] Бывшие митайо, живущие в Потоси, не только освобождались от призыва, но и обычно зарабатывали значительно больше благодаря ценным навыкам, приобретенным ими на постоянной службе. [ 29 ]
По словам историка Нобла Дэвида Кука, «ключевым фактором в понимании влияния миты Потоси на индейцев является то, что труд мита был лишь одной из форм работы на рудниках. В отчете 1603 года говорилось, что из 58 800 индейцев, работавших в Потоси, 5100 были митайо , или менее одного из десяти. Помимо митайо было 10 500 мингас (работников по контракту) и 43 200 свободных наемных работников». [ 30 ] Однако историк Питер Бейкуэлл в большей степени подчеркивает роль труда мита в Потоси. Согласно его исследованиям, хотя всего лишь 4500 митайо активно работали в шахтах в любой момент времени, это произошло из-за системы мита ординария , в которой до 13 500 мужчин, призываемых в год, были разделены на три части, каждая из которых работала. каждые три недели. [ 28 ] Кроме того, многие из оставшихся мингас и наемных рабочих были либо работниками мита ординариа в выходные дни, либо бывшими митайо, которые остались в Потоси. [ 31 ]
В шахтах фигура по имени Эль Тио действует как божество самой земли. Эль Тио служит фигурой самой горы. Рабочие на шахтах предлагают листья коки и алкоголь статуям божества, построенным в шахтах, чтобы защитить себя от опасных условий. [ 32 ]
Общество колониальной эпохи
[ редактировать ]Потоси представляло собой многорасовое общество, в котором проживали коренные жители Анд, испанские поселенцы и черные рабы. [ 16 ] Большую часть населения составляли местные мужчины, вынужденные работать под землей, добывая серебряную руду, но у купцов и местных торговцев были значительные возможности, которые разбогатели. В Потоси процветали поставщики продуктов питания, а также владельцы городской и сельской недвижимости. Женщины, особенно вдовы, владеют собственностью, поскольку в соответствии с испанским законодательством им гарантируется часть имущества их мужа. Мелкие торговцы-женщины доминировали на уличных рынках и в ларьках, продавая еду, листья коки и чичу (кукурузное пиво). [ 33 ] Часть женского населения составляли секс-работницы, что является типичным явлением для шахтерских городов в целом.
В начале 17 века баски прочно обосновались в городе и составляли значительную часть жителей Потоси. Они собрались в конфедерацию, противостоящую другой конфедерации, Викуньям , плавильному котлу туземцев и небаскских испанских и португальских колонистов, борющихся за контроль над добычей руды из рудников и ее управлением. В конце концов, напряженность между обеими фракциями достигла апогея, что привело к вспышке открытого вооруженного конфликта, продолжавшегося с 1622 по 1625 год. Вмешалась испанская корона, в какой-то момент перешедшая на сторону басков. Обе фракции достигли соглашения, скрепленного свадьбой между сыном и дочерью лидеров обеих сторон, баска Франсиско Оянуме и генерала викуньи Кастильо. Одной из самых известных баскских жительниц Потоси (1617–1619 гг.) была Каталина де Эраузо , монахиня, сбежавшая из монастыря и переодевшаяся мужчиной, став погонщицей лам и солдатом. [ 34 ]
Эпоха независимости
[ редактировать ]Во время боливийской войны за независимость (1809–1825) Потоси часто находился между контролем роялистов и сил патриотов. прибыла Первая вспомогательная армия Серьезные ошибки руководства произошли, когда из Буэнос-Айреса (под командованием Хуана Хосе Кастелли ), что привело к усилению ощущения, что Потоси необходимо собственное независимое правительство.
Позже, [ когда? ] Вторая вспомогательная армия (под командованием Мануэля Бельграно ) была вынуждена отступить, Бельграно принял решение взорвать Каса- де-ла-Монеда . Туземцы отключили предохранитель, так как многие отказались эвакуироваться и погибли бы. Еще две экспедиции из Буэнос-Айреса захватят Потоси.
Современная эпоха
[ редактировать ]Потоси продолжает оставаться важным административным центром, шахтерским городом, туристической достопримечательностью и населенным пунктом современной Боливии.
Этимология
[ редактировать ]Этот раздел включает список общих ссылок , но в нем отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2010 г. ) |
не существует авторитетной этимологии Для слова Потоси . Согласно легенде, примерно в 1462 году Уайна Капак , одиннадцатый инка Сапа того, что тогда было известно как Империя инков , «отправился в Кколке-Порко и Андаккауа, где находились его рудники, из которых были добыты бесчисленные арробы серебряные » ( арроба — испанская единица веса, равная примерно 25 фунтам (11 кг)). Прежде чем уйти оттуда, он увидел Потоси и, восхищаясь его красотой и величием, сказал (обращаясь к придворным):
«В этом сердце, несомненно, должно быть много серебра»; вследствие чего он впоследствии приказал своим вассалам отправиться в Кколке-Порко... и работать на рудниках и удалить из них весь богатый металл. Они так и сделали и, взяв с собой инструменты из кремня и армированного дерева, поднялись на холм; и после того, как они исследовали его жилы, они уже собирались открыть эти жилы, когда услышали пугающий громовой шум, который потряс весь холм, и после этого они услышали голос, который сказал: «Не берите серебро с этого холма, потому что оно предназначено другим мастерам». Пораженные такими доводами, вассалы инков отказались от своей цели, вернулись в Порко и рассказали королю о том, что произошло; рассказывая об этом происшествии на своем языке, когда они дошли до слова «шум», они сказали «Поточи», что означает сильный громовой шум, и от этого позже произошло (искажая букву) название «Потоси». [ нужна ссылка ]
Считается, что [ ВОЗ? ] что Потоси — слово на языке кечуа . [ нужна ссылка ] Однако на языке кечуа корень p'otoj не относится к громовому шуму, в отличие от языка аймара . Таким образом, если Потоси включает в себя идею громового шума, то это место будет иметь аймаранский корень, а не кечуанский. [ нужна ссылка ]
Фактическая четкая структура термина противоречит природе как аймара, так и кечуа. Другое объяснение, данное несколькими носителями языка кечуа, [ указать ] Дело в том, что поток - это звукоподражательное слово, которое воспроизводит звук молотка по руде, и устная традиция гласит, что город получил свое название от этого слова.
Климат
[ редактировать ]В Потоси редкий климат для города такого размера из-за его чрезвычайной высоты - более 4000 метров. Полузасушливый, со средней температурой в самый теплый месяц около 10 ° C, климат города охватывает субтропический высокогорный климат Cwc , входящий в классификацию климата Кеппена , с субполярными океаническими характеристиками и альпийским климатом (E).
Лето прохладное и влажное. при этом дневные максимумы редко поднимаются выше 20 ° C. Зимой более прохладные дни и гораздо более холодные ночи, в среднем -4 ° C. Эти низкие температуры являются результатом крайнего дефицита осадков в зимние месяцы, что приводит к засушливости, приводящей к увеличению суточных колебаний температуры.
Климатические данные для Потоси, высота 3950 м (12 960 футов) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Рекордно высокий °C (°F) | 28.0 (82.4) |
25.0 (77.0) |
26.8 (80.2) |
26.1 (79.0) |
26.5 (79.7) |
26.0 (78.8) |
23.0 (73.4) |
23.5 (74.3) |
26.1 (79.0) |
26.0 (78.8) |
28.0 (82.4) |
27.0 (80.6) |
28.0 (82.4) |
Среднесуточный максимум °C (°F) | 17.1 (62.8) |
16.9 (62.4) |
17.5 (63.5) |
17.9 (64.2) |
16.8 (62.2) |
15.4 (59.7) |
14.8 (58.6) |
16.2 (61.2) |
17.2 (63.0) |
18.6 (65.5) |
18.9 (66.0) |
18.2 (64.8) |
17.1 (62.8) |
Среднесуточное значение °C (°F) | 10.8 (51.4) |
10.5 (50.9) |
10.6 (51.1) |
9.7 (49.5) |
7.7 (45.9) |
6.1 (43.0) |
5.8 (42.4) |
7.1 (44.8) |
8.5 (47.3) |
10.3 (50.5) |
11.1 (52.0) |
11.1 (52.0) |
9.1 (48.4) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | 4.4 (39.9) |
4.2 (39.6) |
3.7 (38.7) |
1.6 (34.9) |
−1.4 (29.5) |
−3.4 (25.9) |
−3.3 (26.1) |
−1.9 (28.6) |
−0.2 (31.6) |
2.0 (35.6) |
3.3 (37.9) |
4.0 (39.2) |
1.1 (34.0) |
Рекордно низкий °C (°F) | −2.3 (27.9) |
−3.1 (26.4) |
−4.0 (24.8) |
−7.1 (19.2) |
−9.0 (15.8) |
−10.6 (12.9) |
−12.0 (10.4) |
−9.5 (14.9) |
−9.5 (14.9) |
−6.0 (21.2) |
−5.1 (22.8) |
−4.8 (23.4) |
−12.0 (10.4) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 105.1 (4.14) |
93.0 (3.66) |
58.1 (2.29) |
14.7 (0.58) |
2.8 (0.11) |
1.5 (0.06) |
1.1 (0.04) |
3.5 (0.14) |
10.9 (0.43) |
22.5 (0.89) |
38.8 (1.53) |
78.1 (3.07) |
430.1 (16.94) |
Среднее количество осадков в днях | 18.2 | 16.0 | 12.8 | 4.8 | 0.8 | 0.4 | 0.5 | 1.1 | 2.4 | 5.3 | 8.6 | 14.3 | 85.2 |
Средняя относительная влажность (%) | 68.0 | 67.8 | 66.7 | 57.3 | 44.8 | 43.4 | 43.7 | 42.9 | 44.1 | 48.3 | 53.2 | 59.5 | 53.3 |
Источник: Национальная служба метеорологии и гидрологии Боливии. [ 35 ] [ 36 ] |
Районы
[ редактировать ]- Старый город
- Сен-Жерар
- Ферма
- Пивоварня
- Альто-Потоси
- Новый Потоси
- Сен-Мартен
- Пампа Инхенио
- Потоси Национальный
- Сент-Джон
- Концепция
- Святой Кристофер
- Паилавири
- Качи Ранчо
- Голгофа
- Святой Петр
- Святой Рох
- Рынок Уюни
- Святой Бенедикт
- Вилла Испания
- Уачакалла
- Кантумарка
- Сан-Клементе
- Город-спутник
- План 40
- Наслаждения
- Лос-Пинос-Кордепо
- Молочные заводы
- Вилла Механик
- Вилла Копакабана
- Вилла Венесуэла
- Вилла Назарет
Деревни
[ редактировать ]Спорт
[ редактировать ]Потоси является домом для футбольных команд «Реал» и «Насьональ» , которые проводят свои матчи на многофункциональном стадионе «Эстадио Виктор Агустин Угарте» вместимостью 32 000 человек , одном из самых высоких стадионов в мире.
Транспорт
[ редактировать ]Город обслуживает Aeropuerto Capitán Nicolas Rojas , а коммерческие рейсы осуществляет Boliviana de Aviación , флагманский авиаперевозчик Боливии. Есть также железная дорога линия Рио-Мулатос-Потоси .
Наследие
[ редактировать ]Город Сан-Луис-Потоси в Мексике был назван в честь Потоси в Боливии. В Соединенных Штатах название Потоси оптимистично давалось городам Потоси, штат Висконсин , где добывали свинец. [ 37 ] и Потоси, штат Миссури , а также город по добыче серебра Потоси, штат Невада .
Города-побратимы – города-побратимы
[ редактировать ]- Куско , Перу [ 38 ]
- Лхаса , Китай [ нужна ссылка ]
Галерея
[ редактировать ]-
Центральная улица Потоси
-
Панорама Потоси
-
Открытая добыча полезных ископаемых в Потоси
-
Лагуна Верде , Боливия
-
Улица в Потоси на фоне Серро-Рико.
-
Солончаки Чалвири, Потоси
-
Национальный монетный двор Боливии (бывший колониальный монетный двор Потоси)
-
Горы Потоси
-
Фигура Эль Тио в шахтах Потоси, 1993 год.
-
Церковь Сан-Лоренцо-де-Карангас
-
Центр города Потоси, Боливия
-
Потоси, Боливия
См. также
[ редактировать ]- Геология Боливии
- Шахта Сан-Кристобаль (Боливия)
- Гора Пари
- Горный массив Потоси
- Потоси (барк)
- Тинку – местный боевой ритуал и обряд плодородия в сельском хозяйстве.
- Дядя
- Серебряные украшения мапуче
- Cervecería Potosina, одна из немногих боливийских пивоварен.
- В документальном фильме 2005 года «Шахтер дьявола» рассказывается о четырнадцатилетнем мальчике, который вместе со своим двенадцатилетним братом работает на шахтах недалеко от Потоси.
- Великое мошенничество с монетным двором Потоси 1649 года
- Потоси Район
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Джонни Ллалли — новый мэр Потоси» . www.paginasiete.bo (на испанском языке). Архивировано из оригинала 10 сентября 2021 г. Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ «Всемирный справочник» . Архивировано из оригинала 14 июня 2013 г. Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ Боливия и основные города / Потоси. Архивировано 6 декабря 2008 г. в Wayback Machine на сайте boliviaweb.com. Проверено 27 сентября 2010 г.
- ^ Не путать с Серро Потоси , Мексика.
- ^ Тутино, Джон (2017). Сердце Мексики: как сообщества сформировали капитализм, нацию и всемирную историю, 1500–2000 гг . Издательство Принстонского университета .
- ^ Крицлер, Эдвард (2008). Еврейские пираты Карибского моря . Якорные книги. п. 151. ИСБН 978-0-7679-1952-4 .
- ^ Jump up to: а б Шурц, Уильям Литл. Манильский галеон , 1939 год. Стр. 193.
- ^ Jump up to: а б с д Каннингем, К.Г., Зартман, Р.Э., Макки, Э.Х., Рай, Р.О., Назер, К.В., Санджинс В., О., Эриксен, Дж.Е., Тавера В., Ф., 1996, Возраст и термическая история Серро-Рико-де-Потоси , Боливия, Mineralium Deposita, 31, 374–385.
- ^ Беатрис Перес, Соня В. Роуз, Жан-Пьер Клеман (2007). Купцы между двумя мирами: практики и представления в Испании и Америке XV–XVIII веков . Прессует Париж Сорбонну. п. 40. ИСБН 978-2840505136 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перес де Ольгин, Мельчор (1716 г.). «Въезд вице-короля Морсильо в Потоси» . Музея Америки Сайт . Испания.
- ^ «Въезд вице-короля Морсильо в Потоси» . Google Искусство и культура .
- ^ Жан-Франсуа Лежен (2005). Жестокость и утопия: города и пейзажи Латинской Америки . Принстонская архитектурная пресса . п. 77. ИСБН 9781568984896 .
- ^ Келлен Ки Макинтайр, Ричард Э. Филлипс (2007). Женщина и искусство в Латинской Америке раннего Нового времени . Издательство «Брилл» . п. 80. ИСБН 9789004153929 .
- ^ Хирам Бингхэм III (1911). По Южной Америке; отчет о путешествии из Буэнос-Айреса в Лиму через Потоси с примечаниями о Бразилии, Аргентине, Боливии, Чили и Перу . Компания Хоутон Миффлин . п. 128.
- ^ Jump up to: а б Флинн, Деннис; Хиральдес, Артуро (1995). «Рожденный с« серебряной ложкой »: Происхождение мировой торговли в 1571 году». Журнал всемирной истории . Гавайский университет Press.
- ^ Jump up to: а б Локхарт, Джеймс; Отте, Энрике (1976). Письма и люди Испанской Индии, шестнадцатый век . Интернет-архив. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20883-3 .
- ^ Рональд Д. Крозье, «Обработка серебра в Испанской Америке; процесс патио и не только», Бюллетень CIM , июль – август. 1993, т.86 н.972 с.86–91.
- ^ Лейн, Потоси , стр. 107-1. 94–96
- ^ Кансеко, Мария Ростворовски де Диес (1999). История государства инков (Переведено в цифровую печать, 2006 г., изд.). Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн: Кембриджский университет. Пр. п. 63. ИСБН 978-0521637596 . Архивировано из оригинала 17 октября 2022 г. Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ Бейкуэлл, Питер (1984), Бетелл, Лесли (редактор), «Горное дело в колониальной испанской Америке», Кембриджская история Латинской Америки: Том 2: Колониальная Латинская Америка , Кембриджская история Латинской Америки, Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 2 , стр. 105–152, дои : 10.1017/chol9780521245166.005 , ISBN 978-0-521-24516-6
- ^ Буркхолдер, Марк А.; Джонсон, Лайман Л. (2019). Колониальная Латинская Америка (Десятое изд.). Нью-Йорк, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 83. ISBN 9780190642402 .
- ^ Буркхолдер и Джонсон, 155.
- ^ Jump up to: а б с Бэйкуэлл, 130.
- ^ Буркхолдер и Джонсон, 155.
- ^ «BBC - Всемирная история - О фильме: Стенограммы - Эпизод 80 - Части из восьми» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 г. Проверено 7 мая 2016 г.
- ^ Буркхолдер и Джонсон, 125–126.
- ^ Барраган Романо, Р. (2016). Динамика преемственности и изменений: изменения в трудовых отношениях на рудниках Потоси (1680–1812). Международное обозрение социальной истории, 61(S24), 93–114. doi:10.1017/S0020859016000511
- ^ Jump up to: а б Бэйкуэлл, 125.
- ^ Тутино, Джон (2018). «Серебряный капитализм и коренные республики: восстановление сообществ, 1500–1700». Сердце Мексики: как сообщества сформировали капитализм, нацию и всемирную историю, 1500–2000 гг . Принстон; Оксфорд: Издательство Принстонского университета. п. 75. ISBN 978-0-691-17436-5 .
- ^ Кук, Благородный Дэвид (1981). Демографический коллапс, индийское Перу, 1520–1620 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 237. ИСБН 0-521-23995-8 .
- ^ Бэйкуэлл, 128.
- ^ Тауссиг, Майкл Т. (1980). Дьявол и товарный фетишизм в Южной Америке . Издательство Университета Северной Каролины. дои : 10.5149/9780807898413_taussig . ISBN 978-0-8078-7133-1 .
- ^ Дж. Х. Эллиотт, «Серебряная лихорадка» https://www.nybooks.com/articles/2019/11/21/potosi-silver-rush/. Архивировано 14 декабря 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Лейн, Потоси , стр. 107-1. 100–101
- ^ «База данных метеорологической системы – SISMET» (на испанском языке). Национальная метеорологическая и гидрологическая служба Боливии. Архивировано из оригинала 7 июня . Получено 13 июня.
- ^ «Климатические индексы для 149 метеорологических станций в Боливии» (на испанском языке). Национальная служба метеорологии и гидрологии Боливии . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ «Потоси [происхождение географического названия]» . Wisconsinhistory.org. 10.10.1941. Архивировано из оригинала 11 марта 2016 г. Проверено 13 апреля 2010 г.
- ^ «Города-побратимы Куско» . aatccusco.com (на испанском языке). Ассоциация туристических агентств Куско. Архивировано из оригинала 29 марта 2022 г. Проверено 20 декабря 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ангола Маконде, Хуан. «Корни народа: афро-боливийская культура». Ла-Пас: CIMA Productions, 1999.
- Арсанс де Орсуа и Вела, Бартоломе. История императорской виллы Потоси. Под редакцией Льюиса Ханке и Гуннара Мендосы. Провиденс, Род-Айленд: Издательство Брауновского университета, 1965.
- Бэйкуэлл, Питер. «Шахтёры Красной горы: индийский труд в Потоси, 1545–1650». Издательство Университета Нью-Мексико, 2010.
- Бэйкуэлл, Питер. «Серебро и предпринимательство в Потоси семнадцатого века: жизнь и времена Антонио Лопеса де Кироги». Издательство Южного методистского университета, 1995.
- Кобб, Гвендолин Баллантайн. «Потоси, южноамериканский горнодобывающий фронтир». Большая Америка: Очерки в честь Герберта Юджина Болтона. Фрипорт, Нью-Йорк: Books for Libraries Press, 1968, © 1945, стр. 39–58. 1999. ISBN 978-1580930284
- Хил Монтеро, Ракель. «Эфемерные города. Цикл добычи серебра в Липесе (Боливия), XVI–XIX вв.». Французский институт андских исследований – IFEA – множество редакций, 2014 г.
- Ханке, Льюис (писатель) и Жан-Клод Вики (фотограф). Имперский город Потоси. Гаага: Нийхофф, 1956.
- Лейн, Крис . Потоси: Серебряный город, изменивший мир . Беркли: Издательство Калифорнийского университета, 2019. ISBN 978-0520280847 онлайн-обзор
- Росс, Джон Ф. «Горы боли» , журнал Smithsonian, ноябрь 2000 г.
- Тандетер, Энрике. «Принуждение и рынок. Добыча серебра в колониальном Потоси, 1692–1826». Редакция XXI века, 2001.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дж. Х. Эллиотт, «Серебряная лихорадка» https://www.nybooks.com/articles/2019/11/21/potosi-silver-rush/
- Серро-Рико: Величайший из великих. Часть 1. Геология для инвесторов, последнее обновление: 17 октября 2019 г.
- Серро-Рико, часть 2: Геология , Эндрю Уотсон, обновлено в 2019 г.