Всемирный форум по гармонизации правил использования транспортных средств
Аббревиатура | WP.29 |
---|---|
Формирование | 1952 |
Тип | Рабочая группа |
Юридический статус | Активный |
Голова | Антонио Эрарио (2021-) |
Головная организация | ЕЭК ООН Комитет внутреннего транспорта |
Веб-сайт | ЕЭК ООН Транспорт - WP29 |
Всемирный форум по гармонизации правил в отношении транспортных средств является рабочей группой ( WP.29 ). [1] Комитета внутреннего транспорта (ITC) Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). В его обязанности входит управление многосторонними соглашениями, подписанными в 1958, 1997 и 1998 годах, относительно технических предписаний по конструкции, утверждению колесных транспортных средств, а также их периодическому техническому осмотру, а также действовать в рамках этих трех соглашений по разработке и внесению изменений в ООН. Правила, Глобальные технические регламенты ООН и Правила ООН, вид регулирования транспортных средств .
WP.29 была создана в июне 1952 года как « Рабочая группа экспертов по техническим требованиям транспортных средств », а ее нынешнее название было принято в 2000 году.
На момент своего создания WP.29 имел более широкую европейскую сферу деятельности. С 2000 года глобальный масштаб этого форума был признан благодаря активному участию стран всех континентов, за исключением США и Канады, которые разработали несовместимые стандарты. [2]
На форуме разрабатываются нормативные акты, касающиеся безопасности транспортных средств , защиты окружающей среды , энергоэффективности и защиты от краж .
Эта работа влияет на де-факто дизайн транспортных средств и облегчает международную торговлю.
Организация
[ редактировать ]Существует шесть постоянных рабочих групп, которые являются вспомогательными органами, рассматривающими специализированные задачи и состоящими из людей с конкретным опытом: [3]
- Шум и шины (GRBP)
- Освещение и световая сигнализация (ОСС)
- Загрязнение и энергетика (GRPE)
- Автоматизированные и подключенные транспортные средства (GRVA)
- Общие положения безопасности (GRSG)
- Пассивная безопасность (GRSP)
Соглашение 1958 года
[ редактировать ]В основе работы Форума лежит «Соглашение 1958 года», формально озаглавленное «Соглашение о принятии единых технических предписаний для колесных транспортных средств, оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и условий взаимного обмена». признание официальных утверждений, предоставленных на основании этих предписаний» (E/ECE/TRANS/505/Rev.2, с поправками от 16 октября 1995 года). Это формирует правовую основу, в которой страны-участницы (договаривающиеся стороны) согласовывают общий набор технических предписаний и протоколов для утверждения типа транспортных средств и их компонентов. Раньше они назывались «Правилами ЕЭК ООН» или, менее формально, «Правилами ЕЭК» в отношении Европейской экономической комиссии. Однако, поскольку многие неевропейские страны в настоящее время являются договаривающимися сторонами Соглашения 1958 года, эти правила официально называются «Правила ООН». [4] [5] В соответствии с принципом взаимного признания, установленным в Соглашении, официальные утверждения типа каждой Договаривающейся стороны признаются всеми другими Договаривающимися сторонами.
Страны-участницы
[ редактировать ]Официально подписание Соглашения 1958 года было возможно до 30 июня того же года, и пять стран решили это сделать: [6] Италия (28 марта), Нидерланды (30 марта), Западная Германия (19 июня), Франция (26 июня) и Венгрия (30 июня). Вскоре к ним присоединились Швеция и Бельгия. Первоначально соглашение допускало участие только стран-членов ЕЭК , но в 1995 году соглашение было пересмотрено, чтобы разрешить участие нечленам ЕЭК. В число нынешних участников входят Европейский Союз и его страны-члены, а также страны, не входящие в ЕС, такие как Норвегия, Россия, Украина, Сербия, Беларусь, Казахстан, Турция и Азербайджан, и даже отдаленные территории, такие как Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия. , Япония, Южная Корея, Таиланд и Малайзия.
Договаривающиеся стороны Соглашения 1958 года обозначаются отличительным номером, исторически соответствующим хронологическому порядку, в котором страны стали такими участниками. По состоянию на 2022 год [update]Участниками Соглашения, имеющими отличительный номер, были: [7] [8]
Расст. Число | Страна | Дата вступления в силу | Примечания |
---|---|---|---|
1 | Германия | 28 января 1965 г. | |
2 | Франция | 20 июня 1959 г. | |
3 | Италия | 26 апреля 1963 г. | |
4 | Нидерланды | 29 августа 1960 г. | |
5 | Швеция | 20 июня 1959 г. | |
6 | Бельгия | 5 сентября 1959 г. | |
7 | Венгрия | 2 июля 1960 г. | |
8 | Чешская Республика | 1 января 1993 г. | (бывшая Чехословакия ) |
9 | Испания | 10 октября 1961 г. | |
10 | Сербия | 12 марта 2001 г. | (бывшая Югославия ) |
11 | Великобритания | 16 марта 1963 г. | |
12 | Австрия | 11 мая 1971 г. | |
13 | Люксембург | 12 декабря 1971 г. | |
14 | Швейцария | 28 августа 1973 г. | |
16 | Норвегия | 4 апреля 1975 г. | |
17 | Финляндия | 17 сентября 1976 г. | |
18 | Дания | 20 декабря 1976 г. | |
19 | Румыния | 21 февраля 1977 г. | |
20 | Польша | 13 марта 1979 г. | |
21 | Португалия | 28 марта 1980 г. | |
22 | Российская Федерация | 17 февраля 1987 г. | |
23 | Греция | 5 декабря 1992 г. | |
24 | Ирландия | 24 марта 1998 г. | |
25 | Хорватия | 8 октября 1991 г. | |
26 | Словения | 25 июня 1991 г. | |
27 | Словакия | 1 января 1993 г. | |
28 | Беларусь | 2 июля 1995 г. | |
29 | Эстония | 1 мая 1995 г. | |
30 | Молдова | 20 ноября 2016 г. | |
31 | Босния и Герцеговина | 6 марта 1992 г. | |
32 | Латвия | 18 января 1999 г. | |
34 | Болгария | 21 января 2000 г. | |
35 | Казахстан | 8 января 2011 г. | |
36 | Литва | 29 марта 2002 г. | |
37 | Турция | 27 февраля 1996 г. | |
39 | Азербайджан | 14 июня 2002 г. | |
40 | Северная Македония | 17 ноября 1991 г. | |
41 | Андорра | 11.04.2023 | |
42 | Евросоюз | 24 марта 1998 г. | |
43 | Япония | 24 ноября 1998 г. | |
45 | Австралия | 25 апреля 2000 г. | |
46 | Украина | 30 июня 2000 г. | |
47 | ЮАР | 17 июня 2001 г. | |
48 | Новая Зеландия | 26 января 2002 г. | |
49 | Кипр | 1 мая 2004 г. | |
50 | Мальта | 1 мая 2004 г. | |
51 | Южная Корея | 31 декабря 2004 г. | |
52 | Малайзия | 4 апреля 2006 г. | |
53 | Таиланд | 1 мая 2006 г. | |
54 | Албания | 5 ноября 2011 г. | |
55 | Армения | 30 апреля 2018 г. | |
56 | Черногория | 3 июня 2006 г. | |
57 | Сан-Марино | 26 января 2016 г. | |
58 | Тунис | 1 января 2008 г. | |
60 | Грузия | 25 мая 2015 г. | |
62 | Египет | 3 февраля 2013 г. | |
63 | Нигерия | 18 октября 2018 г. | |
64 | Пакистан | 24 апреля 2020 г. | |
65 | Уганда | 22 октября 2022 г. | |
66 | Филиппины | 2 января 2023 г. | |
67 | Вьетнам | 26 июля 2023 г. | |
68 | Кыргызстан | 1 сентября 2023 г. |
Большинство стран, даже если они официально не участвуют в соглашении 1958 года, признают Правила ООН и либо отражают содержание Правил ООН в своих национальных требованиях, либо разрешают импорт, регистрацию и использование транспортных средств, одобренных ООН, либо и то, и другое. США Канада и ; (кроме Правил освещения) являются двумя существенными исключениями Правила ООН, как правило, не признаются, а транспортные средства и оборудование, соответствующие требованиям ООН, не разрешены к импорту, продаже или использованию в этих двух регионах, если только они не прошли проверку на соответствие региональным законам о безопасности автомобилей или для ограниченного использования без вождения ( например, дисплеи автосалонов). [9]
Одобрение типа
[ редактировать ]Соглашение 1958 года действует на принципах утверждения типа и взаимного признания . Любая страна, присоединяющаяся к Соглашению 1958 года, имеет право тестировать и утверждать конструкцию любого производителя подконтрольной продукции, независимо от страны, в которой этот компонент был произведен. Каждая отдельная конструкция от каждого отдельного производителя считается одним отдельным типом. После того как какая-либо присоединяющаяся страна предоставит одобрение типа, каждая другая присоединяющаяся страна обязана соблюдать это одобрение типа и считать это транспортное средство или элемент автомобильного оборудования законным для импорта, продажи и использования. Изделия, одобренные по типу в соответствии с правилами ООН, маркируются буквой E и отличительным номером в круге. Этот номер указывает, какая страна одобрила данный элемент, а другие буквы и цифры, окружающие его, указывают точную версию соответствия нормативам и номер утверждения типа соответственно.
Хотя утверждения типа во всех странах юридически эквивалентны, существуют реальные и предполагаемые различия в строгости, с которой правила и протоколы применяются различными национальными органами по утверждению типа. В некоторых странах существуют свои собственные национальные стандарты выдачи разрешений типа, которые могут быть более строгими, чем того требуют сами правила ООН. Например, в отрасли автозапчастей немецкое одобрение типа (E1) рассматривается как мера страховки от подозрений в низком качестве или незаслуженного одобрения типа. [10]
Правила ООН
[ редактировать ]По состоянию на 2015 год [update]к Соглашению 1958 года добавлено 135 правил ООН; большинство правил охватывают один компонент или технологию транспортного средства. Ниже приводится неполный список действующих правил, применимых к легковым автомобилям (к тяжелым автомобилям, мотоциклам и т. д. могут применяться другие правила).
Общее освещение
[ редактировать ]- R3 — Световозвращающие устройства
- R4 — Подсветка задних номерных знаков
- R6 — Указатели поворотов
- R7 — Передние и задние габаритные фонари, стоп-сигналы и габаритные фонари.
- R19 — Передние противотуманные фары
- R23 — Фонари заднего хода
- R37 — Лампы накаливания (лампочки) ( см.: Типы автомобильных ламп )
- R38 — Задние противотуманные фонари
- Р48 — Монтаж устройств освещения и световой сигнализации
- R77 — Стояночные фонари
- R87 — Дневные ходовые огни
- R91 — Боковые габаритные фонари
- R112 — Фары асимметричные
- R119 — Поворотные фонари
- R123 — лампы АФС
- R128 — Светодиодные источники света
- R148 - Устройства световой сигнализации
- R149 - Устройства освещения дороги
- R150 - Рефлекторные устройства
Фары
[ редактировать ]- R1 — Фары , излучающие асимметричный свет ближнего и/или дальнего света, оснащенные лампами R2 или HS1 (заменены лампами R112, но все еще действительны для существующих разрешений)
- R5 — фары Sealed Beam, излучающие асимметричный свет ближнего и/или дальнего света.
- R8 — Фары, оснащенные сменными вольфрамово-галогенными лампами с одной нитью накаливания (заменены на R112, но все еще действительны для существующих допусков)
- R20 — фары, излучающие асимметричный свет ближнего и/или дальнего света и оснащенные галогенными лампами накаливания с двойной нитью H4 (заменены R112, но все еще действительны для существующих допусков)
- R31 — Галогенные фары с закрытым светом, излучающие асимметричный свет ближнего и/или дальнего света.
- R45 — Очистители фар
- R98 — Фары с газоразрядными источниками света.
- R99 — Газоразрядные источники света для использования в одобренных газоразрядных лампах механических транспортных средств ( см. Типы автомобильных ламп ).
- R112 — Фары, излучающие асимметричный свет ближнего и/или дальнего света и оснащенные лампами накаливания.
- R113 — Фары, излучающие симметричный свет ближнего и/или дальнего света и оснащенные лампами накаливания.
Контрольно-измерительные приборы/органы управления
[ редактировать ]- Р35 — расположение ножного управления
- R39 — оборудование спидометра
- R46 — зеркала заднего вида
- Р79 — рулевое оборудование
- R160 — регистратор данных о событиях
Ударопрочность
[ редактировать ]- R11 — дверные защелки и элементы крепления двери.
- Р13-Н — торможение (легковые автомобили)
- R13 — торможение (грузовые автомобили и автобусы)
- R14 — ремней безопасности крепления
- Р16 — ремни безопасности и удерживающие системы
- R17 — сиденья, крепления сидений, подголовники
- R27 — треугольники предупреждающей сигнализации
- R42 — передние и задние защитные устройства ( бамперы и т.п.)
- Р43 — материалы безопасного остекления и их установка на транспортные средства.
- R94 — защита пассажиров при лобовом столкновении
- R95 — защита пассажиров при боковом столкновении
- Р116 — защита автомобилей от несанкционированного использования.
- R129 — усовершенствованная детская удерживающая система (ECRS).
Экологическая совместимость
[ редактировать ]- Р10 — электромагнитная совместимость
- R15 — выбросы и расход топлива (заменен R83, R84 и R101)
- R24 — измерение мощности двигателя, дымовыделение, одобрение типа двигателя
- R51 — уровень шума
- R68 — измерение максимальной скорости
- R83 — выбросы загрязняющих веществ согласно требованиям к моторному топливу
- R84 — измерение расхода топлива
- R85 — электроприводы — измерение полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности электроприводов.
- Р100 — одобрение аккумуляторных электромобилей с учетом особых требований к конструкции , функциональной безопасности и выбросам водорода . [11]
- R101 — измерение выбросов углекислого газа и расхода топлива
- R117 — допустимые пределы шума, сцепления с мокрой дорогой и сопротивления качению. Эти значения также указаны на этикетке шины.
Шины и диски
[ редактировать ]- R30 — Шины для легковых автомобилей и их прицепов.
- R54 — Шины для коммерческих автомобилей и их прицепов.
- R64 — Запасной блок для временного использования, шины Run Flat, система Run Flat.
- R75 — Шины для мотоциклов/мопедов
- R88 — Световозвращающие шины для двухколесных транспортных средств.
- R106 — Шины для сельскохозяйственной техники
- R108 — Восстановленные шины для легковых автомобилей и их прицепов.
- R109 — Восстановленные шины для коммерческого транспорта и их прицепов.
- R124 — Запасные колеса для легковых автомобилей
- R141 — Системы контроля давления в шинах (TPMS)
Правила для автоматизированных/автономных и подключенных транспортных средств
[ редактировать ]- Р155 — кибербезопасность [12]
- R156 — обновления программного обеспечения [12]
- Р157 — автоматизированная система удержания полосы движения
Тормоз
[ редактировать ]- R90 — Правило ЕЭК 90
Северная Америка
[ редактировать ]Наиболее заметной страной, не подписавшей Соглашение 1958 года, являются Соединенные Штаты , которые имеют свои собственные федеральные стандарты безопасности транспортных средств и не признают одобрения типа ООН. Однако и США, и Канада являются участниками Соглашения 1998 года. Транспортные средства и компоненты, соответствующие спецификациям ООН, которые также не соответствуют нормам США, не могут быть импортированы в США без значительных модификаций. В Канаде действуют собственные стандарты безопасности транспортных средств , во многом аналогичные американским FMVSS, но Канада также принимает фары и бамперы, соответствующие требованиям ООН. Предстоящее Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение между Канадой и Европейским Союзом может привести к тому, что Канада признает больше правил ООН в качестве приемлемых альтернатив канадским правилам. [13] В настоящее время Канада применяет 14 из 17 основных стандартов ЕЭК в качестве допустимых альтернатив. [ нужна ссылка ] - исключения на данном этапе касаются органов управления и дисплеев мотоциклов, зеркал мотоциклов и электронного контроля устойчивости легковых автомобилей. [ нужна ссылка ] Этим трем оставшимся группам будет разрешено находиться в Канаде к моменту ратификации торговой сделки. [ нужна ссылка ]
Серый рынок (1976–88)
[ редактировать ]Транспортные средства, построенные в соответствии с глобальными правилами безопасности и выбросов, все еще были доступны американцам в период 1976-88 годов в виде индивидуального импорта. Это было через серый рынок . [2] Многие из лучших, знаковых автомобилей эпохи Малеза , [2] такие как Lamborghini Countach , Mercedes-Benz 500 SEL , Mercedes-Benz G-Class и Range Rover были официально запрещены для американцев, но этот выход на протяжении многих лет оказался жизнеспособным. Серый рынок достиг 66 900 автомобилей, импортированных отдельными потребителями в 1985 году и измененных в соответствии с правилами проектирования США. [14] Больше невозможно ввозить транспортные средства в Соединенные Штаты для личного пользования, за четырьмя исключениями, ни одно из которых не позволяет американцам покупать новые автомобили, официально не доступные в Соединенных Штатах. [15] Даже выдающийся миллиардер Билл Гейтс и его Porsche 959 оказались неспособными. [16]
Самосертификация
[ редактировать ]Вместо системы одобрения типа в стиле ООН правила безопасности автомобилей в США и Канаде действуют по принципу самосертификации, при котором производитель или импортер транспортного средства или элемента автомобильного оборудования удостоверяет – т. е. утверждает и обещает – что Транспортное средство или оборудование соответствует всем применимым федеральным или канадским стандартам безопасности транспортных средств, бамперов и противоугонных стандартов. [17] Никакой предварительной проверки со стороны государственного органа или уполномоченной испытательной организации не требуется, прежде чем транспортное средство или оборудование можно будет импортировать, продать или использовать. Если появляется причина полагать, что сертификация была ложной или ненадлежащей (т. е. что транспортное средство или оборудование фактически не соответствует требованиям), тогда органы власти могут провести испытания и, в случае обнаружения несоответствия, распорядиться об отзыве и/или других корректирующих и/или карательных мерах. меры. Производителям транспортных средств и оборудования разрешено обжаловать такие штрафы, но это трудная задача. [18] В случае выявленных несоответствий, которые, возможно, не влияют на безопасность дорожного движения, можно подать прошение об отказе от требований по отзыву (средства правовой защиты и уведомления) для уже произведенных транспортных средств. [19]
Нормативные различия
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что одним из наиболее заметных различий между правилами ООН и США была конструкция и характеристики фар . Показанный здесь Citroën DS иллюстрирует большие различия в фарах в эпоху 1940–1983 годов, когда правила США требовали фар с закрытым светом , которые были запрещены во многих европейских странах. Аналогичный подход был очевиден и в отношении обязательных боковых габаритных огней в США. [20] [21]
Соглашение 1998 года
[ редактировать ]«Соглашение о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах», или Соглашение 1998 года, является последующим соглашением. Выполняя свою миссию по гармонизации правил в отношении транспортных средств, ЕЭК ООН решила основные проблемы (административные положения по утверждению типа в отличие от самосертификации и взаимного признания утверждений типа), мешающие странам, не подписавшим Соглашение 1958 года, полностью участвовать в его деятельности.
Соглашение 1998 года было создано для разработки метарегламентов, называемых Глобальными техническими регламентами, без административных процедур утверждения типа и, следовательно, без принципа взаимного признания утверждений типа. Соглашение 1998 года предусматривает, что Договаривающиеся стороны путем консенсусного голосования учредят Глобальные технические правила Организации Объединенных Наций (ГТП ООН) в Глобальном реестре ООН. ГТП ООН содержат согласованные на глобальном уровне требования к эксплуатационным характеристикам и процедуры испытаний. Каждые ГТП ООН содержат подробные примечания по их разработке. Текст включает в себя описание технического обоснования, использованных источников исследования, соображений затрат и выгод, а также ссылки на использованные данные. Договаривающиеся стороны используют установленные на национальном уровне процессы нормотворчества при переносе ГТП ООН в свое национальное законодательство. В настоящее время Соглашение 1998 года насчитывает 33 Договаривающиеся стороны и 14 ГТП ООН, которые внесены в Глобальный реестр ООН. [22] Производители и поставщики не могут напрямую использовать ГТП ООН, поскольку они предназначены для обслуживания стран и требуют переноса в национальное или региональное законодательство.
Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, 2013 г. (предлагается)
[ редактировать ]В рамках переговоров по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (TTIP) изучаются вопросы расхождения стандартов в структуре регулирования автомобильного транспорта. Участники переговоров по ТТИП стремятся найти способы сузить нормативные различия, потенциально снижая затраты и стимулируя дополнительную торговлю транспортными средствами. [17]
ОВЦА
[ редактировать ]Международная организация автомобильных конструкторов (МОПАП) размещает на своем веб-сайте рабочие документы различных экспертных групп Организации Объединенных Наций, включая Всемирный форум по гармонизации правил использования транспортных средств. [23]
См. также
[ редактировать ]- Регулирование транспортных средств
- Безопасность автомобиля
- Согласованные во всем мире процедуры испытаний легковых автомобилей
- Национальное управление безопасности дорожного движения
- Федеральные стандарты безопасности транспортных средств
- Федеральный стандарт безопасности транспортных средств 108
- Автомобильное освещение
- Фары
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Транспорт – Транспорт – ЕЭК ООН» (PDF) . www.unece.org .
- ^ Jump up to: а б с Руш, Джо (декабрь 1978 г.). «Ламборгини Каунтах С». Дорога и трек . Ньюпорт-Бич, Калифорния, США: CBS Inc. - Публикации CBS: 38–41.
- ^ «WP.29 – Введение» . ЕЭК ООН . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ «WP.29 – Введение – Транспорт – ЕЭК ООН» . www.unece.org .
- ↑ Конец эпохи ECE , Driving Vision News , 29 августа 2011 г.
- ^ «Серия договоров Организации Объединенных Наций, том 335 (1959 г.): «Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и взаимного признания официального утверждения оборудования и частей транспортных средств. Совершено в Женеве 20 марта 1958 г. » (PDF) . п. 211-227 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ «Всемирный форум ЕЭК по гармонизации правил транспортных средств, часть I: Договаривающиеся стороны Соглашения, дата применения ими правил ООН и назначенные органы по официальному утверждению типа и технические службы))» (PDF) . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ «ECE/TRANS/WP.29/343/Rev.30 – Статус Соглашения, прилагаемых правил и поправок к ним – Редакция 30» (PDF) . ЕЭК ООН . 1 марта 2022 года . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ «Автомобили серого рынка: все, что вам нужно знать, чтобы ваша машина не разбилась» . 30 августа 2013 г.
- ^ «Маркетинговый акцент на одобрение типа E1 в Германии» (PDF) . Проверено 13 ноября 2011 г.
- ^ «Текст Соглашения 1958 года – Транспорт – ЕЭК ООН» (PDF) . www.unece.org .
- ^ Jump up to: а б Ник Бойер (август 2020 г.). «Приняты новые правила ЕЭК ООН по кибербезопасности и обновлениям программного обеспечения» . ИнтерРегс . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ «CETA означает большие перемены для канадской автомобильной промышленности» . 18 октября 2013 года . Проверено 20 марта 2014 г.
- ^ «Налоговая администрация может повысить налоговое соблюдение пожирателей газа» (PDF) . Главное бухгалтерское управление США. 16 июля 1987 г. с. 2 . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ «Иностранные импортеры автомобилей не могут нарушить бюрократическую волокиту на границе» . Архивировано из оригинала 20 июля 2012 года.
- ^ Гай Гульотта (22 августа 1995 г.). «ИНОСТРАННЫЕ АВТОИМПОРТЕРЫ НЕ МОГУТ НАРУШАТЬ КРАТКОВУЮ ЛЕНТУ НА ГРАНИЦЕ» . Вашингтон Пост . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Стандарты США и ЕС на автотранспортные средства: вопросы трансатлантических торговых переговоров» (PDF) . 18 февраля 2014 года . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ «Пресс-релизы» . Архивировано из оригинала 18 июня 2016 года . Проверено 30 июня 2016 г.
- ^ «eCFR — Свод федеральных правил» . www.ecfr.gov .
- ^ «Motivemagazine.com - Motive Tech: разница между освещением в США и Европе» . Архивировано из оригинала 1 мая 2009 года . Проверено 29 декабря 2010 г.
- ^ «Ситроен ДС 1971 года» . 12 января 2015 г.
- ^ «Глобальные технические регламенты (ГТП) ЕЭК ООН» . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ «Документы неэкспертной группы МОПАП» . Оика.нет . Проверено 13 ноября 2011 г.