Песнь Жана Расина
Песнь Жана Расина | |
---|---|
Священное хоровое произведение Габриэля Форе | |
![]() Габриэль Форе в форме музыкальной школы l'École Niedermeyer , которую он посещал, когда сочинял пьесу. | |
Опус | 11 |
Повод | Конкурс композиций |
Текст | Парафраз Жана Расина гимна к утрене из требника |
Язык | Французский |
Составленный | 1865 |
Преданность | Сезар Франк |
Выполненный | 4 августа 1866 г. Монтивилье. аббатство : |
Вокал | САТБ преступление |
Инструментальный |
|
Cantique de Jean Racine (Песнь Жана Расина), соч. 11 — сочинение Габриэля Форе для смешанного хора и органа фортепиано или . Текст «Verbe égal au Très-Haut» («Слово, единое с Высочайшим») представляет собой французский перефраз Жана Расина латинского гимна из требника для утрени Consors paterni luminis . Девятнадцатилетний композитор подготовил текст в 1864–1865 годах для конкурса композиции в Парижской школе Нидермейера , и он принес ему первую премию. Впервые произведение было исполнено в следующем году, 4 августа 1866 года, в версии с аккомпанементом струнных и органа. Стиль демонстрирует сходство с его более поздними работами «Реквием» . Сегодня эти два произведения часто исполняются вместе.
История
[ редактировать ]Форе поступил в школу церковной музыки École Niedermeyer de Paris в 1854 году, когда ему было девять лет. Там он получил образование по игре на фортепиано, теории, композиции и классическим языкам. Еженедельное хоровое пение было частью учебной программы для всех учащихся. Учителем Форе по игре на фортепиано была Камиль Сен-Санс , которая поощряла его сочинять. В 1861 году Форе участвовал в первом конкурсе композиции в школе. В 1863 году он представил постановку 137-го Super псалма flumina Babylonis для пяти вокальных партий и оркестра. Он получил награду, но не премию, потому что не выполнил всех условий строго. [ 1 ] В 19 лет, в 1864–1865 годах, он сочинил Cantique de Jean Racine , написанный для четырех вокальных партий и фортепиано или органа, и тогда он получил первую премию на конкурсе 1865 года. [ 1 ] [ 2 ]
» Форе «Кантика впервые была исполнена 4 августа 1866 года в версии со струнными и органом, на котором играл композитор, когда был посвящен новый орган аббатства Сен-Совер -Монтивилье . [ 3 ] Сезар Франк , автор композиции, дирижировал ею, возможно, той же версией, на оркестровом концерте 15 мая 1875 года. [ 1 ] Версия для более крупного оркестра с духовыми инструментами, но без органа, возможно, была написана самим Форе и впервые исполнена 28 января 1906 года в соответствии с программой Société de concerts du Conservatoire. Ни одна из этих оркестровых версий не была опубликована. [ 1 ]
Cantique был впервые опубликован примерно в 1875 или 1876 году Шоном в Париже как часть серии Echo des Maîtrises . В последнее время аккомпанемент для струнных и арфы был поставлен Джоном Раттером , что вызвало большой успех. [ 4 ]
Текст и музыка
[ редактировать ]Слово, равное Всевышнему, наша единственная надежда, |
Слово Всевышнего, наша единственная надежда, |
Французский текст « Verbe égal au Très-Haut » («Слово, единое с Высочайшим») был написан Жаном Расином и опубликован в 1688 году в Hymnes traduites du Bréviaire romain . Это перефраз псевдоамброзианского гимна для утрени по вторникам из требника Consors paterni luminis . [ 5 ] Форе назвал свою композицию в честь Расина, а не в честь латинского оригинала, возможно, потому, что он предпочитал «элегантный и довольно витиеватый» французский текст. [ 6 ]
Музыка ре -бемоль мажор , в обычном времени с пометкой Анданте . Инструментальное вступление содержит три элемента: спокойную мелодию, имитируемую голосами, такой же спокойный бас и плавную внутреннюю часть в непрерывных триолях . Голоса входят один за другим, начиная с самого низкого, каждый представляет собой половину строки текста, в то время как более низкие голоса сопровождают его в гомофонии . Вторая строфа отделена от первой короткой интерлюдией, аналогичной вступлению, а третья и последняя строфа следует сразу же в виде репризы . Написание голосов описывается как одновременно прозрачное и хорошо сбалансированное» (« zugleich durchlässig wie klanglich ausgewogen »). Такие модели, как Мендельсон и Гуно, демонстрируют не только личный стиль. [ 1 ] Закари Гейтс отмечает в статье, посвященной этому произведению: «Длинные размашистые мелодии и сильные мелодичные и гармонические апподжиатуры в «Кантике» являются свидетельством романтической стороны произведения, но в том, что он пишет, есть определенный современный оттенок, скрытый в очень минутный и вполне обоснованный выбор атональных нот в гармонической структуре и мелодии. [ 7 ] После десяти лет обучения в школе, посвященной литургии, Форе смог придать «вдохновляющему тексту великолепно сдержанный и уважительный шарм». [ 6 ]
В «Кантике Жана Расина» уже проявились черты его позднего Реквиема, сочиненного Форе в 1887 году, такие как «достоинство и утонченная простота . » [ нужна ссылка ] Оба произведения часто исполнялись вместе на концертах и в записях. [ 3 ] [ 8 ]
Записи
[ редактировать ]«Песнь Жана Расина» часто записывалась вместе с его «Реквиемом». Пааво Ярви дирижировал в 2011 году обеими произведениями вместе с первой записью Super flumina Babylonis под руководством Парижского оркестра и его хора. [ 9 ] Запись обоих произведений в оригинальной партитуре была выпущена в 2014 году совместно с Хором Королевского колледжа Кембриджа и Оркестром эпохи Просвещения под управлением Стивена Клеобери . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Некту, Жан Мишель. Форе / Его музыка / Его жизнь (PDF) (на немецком языке). Бродхед. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2015 года . Проверено 29 сентября 2015 г.
- ^ « Песнь Жана Расина , соч. 11 / Произведение Форе» . britannica.com. стр. 26–28. Архивировано из оригинала 30 мая 2023 года . Проверено 29 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б « Cantique de Jean Racine , Op. 11» (на немецком языке). Архиепископ Кельна . Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года . Проверено 29 сентября 2015 г.
- ^ Оливер, Майкл. «Реквием Форе; Песнь Жана Расина » . Граммофон . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 29 сентября 2015 г.
- ^ Римский Бревиам восстановлен постановлением священного Тридентского Собора, пересмотренным Верховными Понтификами, 1961 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Имеет значение, Джефф. «Форе – Песнь Жана Расина » . Симфонический оркестр Юты . Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 29 сентября 2015 г.
- ^ Гейтс, Закари (9 декабря 2011 г.). «Документ о песне Жана Расина » . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 29 сентября 2015 г. - через Scribd .
- ^ Jump up to: а б Сандерсон, Блэр. Форе: Реквием; Песнь Жана Расина; Низкая масса на AllMusic
- ^ Дубинс, Джерри. «Форе: Реквием, Кантика Жана Расина , Павана/Жарви, Жарусски, Гёрне» . Наксос . Архивировано из оригинала 30 сентября 2015 года . Проверено 29 сентября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Cantique de Jean Racine : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Бесплатные партитуры Кантики Жана Расина , соч. 11 в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Песнь Жана Расина Габриэля Форе (французский) musiquedujour.com, 2009 г.
- Consors paterni luminis (латиница) preces-latinae.org
- Анимированная партитура (аккомпанемент фортепиано) на YouTube , Эрнст Муннеке (фортепиано), Cappella Amsterdam , Даниэль Ройсс (дирижер)