Колетт Гийомен

Колетт Гийомен (28 января 1934 — 10 мая 2017) была социологом Французского национального центра научных исследований и французской феминисткой . [ 1 ] Гийомен — важный теоретик механизмов расизма и сексизма, а также отношений доминирования. [ 2 ] Она также является важной фигурой в материалистическом феминизме . [ 3 ]
Она участвовала в основании журнала «Вопросы феминисток» вместе с другими французскими учёными (такими как Симона де Бовуар ), а также является одним из соучредителей журнала Le Genre Humain .
Гийомен оказал влияние на раннюю академическую область социального конструирования гендера . Ее теории пересекаются с теориями радикальных феминисток и закладывают основу для гендерной критики.
Биография
[ редактировать ]Колетт Гийомен родилась 28 января 1934 года в Тьере . [ 4 ] [ 5 ] Она изучала этнологию и психологию в Париже. Время от времени она преподавала во Франции и Канаде. Она присоединилась к Национальному центру научных исследований в 1959 году сначала в качестве техника, а затем, с 1962 года, в качестве исследователя. В 1969 году она защитила кандидатскую диссертацию «Об аспекте социальной альтернативы». L'idéologie raciste , которую курировал Роже Бастид . [ 4 ] Гийомен стал доктором социологии в центре в 1969 году.
В период с 1969 по 1972 год она участвовала в Лаборатории социологии доминирования вместе с Николь-Клод Матье , Колетт Капитан и Жаком Женни. [ 4 ]
Сначала она провела исследование расизма: вслед за Францем Фаноном она подчеркнула неполноценность цветного населения и иерархию людей в соответствии с их биологическими особенностями. Она была одной из первых в изучении расизма, которая утверждала, что понятие «раса» не имеет научной ценности, не относится к какой-либо естественной реальности и представляет собой произвольный способ классификации. [ 4 ] В частности, она работала над разрушением натурализующих и эссенциалистских дискурсов, которые узаконивают дискриминацию.
В 1972 году результаты ее диссертации были опубликованы Мутоном под названием L'Idéologie raciste, genèse et langage actuel (Расистская идеология, генезис и современный язык), работа, которая была переиздана в 2002 году Галлимаром. [ 5 ] В ней Гийомен анализирует расизм как социальный факт и развивает концепцию расизации, упомянутую в предыдущих исследованиях. [ 6 ] По мнению Наудие и Сориано, эта книга (ее единственная работа, но которая также представляет суть ее мышления) должна была ознаменовать историю возникновения исследований социальных расовых отношений во Франции, но этого поворотного момента не произошло. . [ 5 ]
К концу 1960-х годов Гийомен уже интересовался феминизмом. В 1972 году аналогии между понятиями расы и пола были найдены в L'idéologie raciste . [ 5 ] Гийомен входила в группу феминисток, которые работали над этим вопросом на протяжении многих лет. В рамках этого она и другие основали в 1977 году журнал «Вопросы феминисток» (хотя она не входила в редакционную коллегию, открывшую журнал), который был источником и органом публикации материалистического феминизма. [ 5 ] За это время она работала с Кристин Дельфи , Моник Виттиг , Николь-Клод Матье , Паолой Табе , Моник Плаза и Эммануэль де Лессепс . В 1978 году она опубликовала Pratique du pouvoir et idée de Nature (в двух частях), в которой теоретизировала присвоение женщин посредством материальных социальных отношений и натуралистической идеологии. [ 7 ] [ 8 ] Она проводит параллели между расизмом и сексизмом и называет «сексингом» присвоение одного гендерного класса другим. [ 4 ] В этой области Гийомен написал несколько текстов для Движения против расизма и за дружбу между народами (MRAP) и участвовал в феминистских группах после гражданских беспорядков в мае 1968 года . [ 5 ]
В 1992 году была опубликована книга «Секс, раса и практика власти» , в которую вошли статьи, опубликованные в журналах Sociologie et société (Университет Монреаля) и Le Genre humane, соучредителем которых Гийомен был в 1981 году. [ 5 ] [ 9 ] Она также писала статьи в журнале Sexe et Race (Парижский университет). [ 7 ] Созданный ею термин «сексаж» подхватили Мишель Косс, Даниэль Жюто и Николь Лорен, а также Жюль Фальке. [ 10 ] [ 11 ]
Она умерла 10 мая 2017 года в Лионе. [ 8 ]
Теоретический вклад
[ редактировать ]Расовый
[ редактировать ]В своей книге «L'idéologie raciste, genèse et langage actuel » Гийомен была первой, кто ввел термин Racisé для описания культурных и социальных процессов, которые могут привести к отнесению человека к группе меньшинства в соответствии с тем, как его воспринимают группы большинства. (цвет кожи, религия, сексуальность, ...), независимо от того, кем на самом деле является этот человек. Дискриминация часто является результатом такого отнесения к группе меньшинства. [ 12 ]
Если мы проследим путь Гийомен, когда она изучала психологию и этнографию в Сорбонне в 1950-е годы, мы лучше поймем ее подход. Через несколько лет после обучения в Сорбонне она познакомилась с Николь-Клодом Матье и Ноэль Бисере и вместе с ними внесла свой вклад в коллективную работу под названием: La femme dans sa société . Образ сына в различных социальных средах . [ 5 ] Именно в это же время она заинтересовалась расой и расизмом и опубликовала публикации на эти темы. Хотя расизм не часто обсуждался во Франции на момент написания диссертации, Гийомен сумела окружить себя американскими интеллектуалами (такими как Франц Боас и Рут Бенедикт ), а также антиколониальными и антирасистскими авторами (такими как Эме Сезер и Малкольм Икс ), которые повлияли на ее мышление.
Сексаж
[ редактировать ]По мнению Гийомена, именно в отношениях господства и присвоения мы находим основу расизма. Развивая свои размышления дальше, она распространяет концепцию расизма на отношения силы, которые могут существовать между группами доминирующих и доминируемых. Например, отношения между колонизаторами и колонизированными, иностранцами и гражданами, а также мужчинами и женщинами; это привело ее к созданию теории сексажа. [ 5 ]
Понятие гендера относится к социальным отношениям, посредством которых класс мужчин присваивает, доминирует и эксплуатирует класс женщин. Отношение пола отличается от отношения класса тем, что оно основано на физическом присвоении, то есть класс мужчин присваивает тела класса женщин как «материальную единицу, производящую рабочую силу», а не только их рабочей силы, как это имеет место у пролетариев. [ 7 ] В социально-политическом контексте, где анализ отношений эксплуатации базируется главным образом на марксистской теории, Гийомен показывает, что идея, согласно которой «рабочая сила — это главное, на что человек может жить», неадекватна для всего класса женщин. " [ 7 ] Специфика эксплуататорских отношений, порождающих гендерные классы, заключается в том, что «не существует каких-либо мер по монополизации рабочей силы [...]. Тело является резервуаром рабочей силы, и именно поэтому оно присваивается. Присваивается не рабочая сила, отличная от ее носителя/производителя, поскольку ее можно измерить в «количествах» (времени, денег, задач), а ее происхождение: машина рабочей силы». [ 7 ] Например, в браке, частной форме отношений присвоения, нет ограничений на занятость жены по времени, задачам, количеству рожающих детей и т. д. То же самое относится и к домашнему труду, который не присваивается. в том смысле, что оно не присвоено, в том смысле, что оно не присвоено, в том смысле, что оно не присвоено. То же самое можно сказать и о домашней работе, которую по-прежнему выполняют в подавляющем большинстве женщины и которую невозможно измерить: здесь нет «врезки» или «врезки», а скорее разнообразие задач, которые могут возникнуть в любой момент и которые требуют постоянное наличие. [ 13 ]
Наиболее частными проявлениями половых отношений являются: присвоение времени, присвоение продуктов тела, сексуальные обязательства, физическое бремя нетрудоспособных членов группы (детей, стариков, больных, немощных) и трудоспособные представители мужского пола.
Библиография
[ редактировать ]- Гийомен, Колетт (1995). Расизм, сексизм, власть и идеология . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-09385-6 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Смерть социолога и феминистки Колетт Гийомен» . Освобождение (на французском языке). 12 мая 2017 г. Проверено 14 мая 2017 г.
- ^ Адмиралы, Валери; Салле, Николя (2017). «Колетт Гийомен (1934–2017)» . Социология и общества . 49 (1): 153. дои : 10.7202/1042810ар . ISSN 0038-030X .
- ^ Биде-Мордрель, Энни; Галеран, Эльза; Кергоат, Даниэль (2016). «Критический анализ и материалистический феминизм. Работа, сексуальность(и), культура» . Гендерные тетради . HS4 (3): 5. doi : 10.3917/cdge.hs04.0005 . ISSN 1298-6046 .
- ^ Jump up to: а б с д и Руш, морской пехотинец (15 октября 2017 г.). «Кристин Бард, Сильви Шаперон (реж.), Словарь феминисток. Франция 18 века-» . Блокноты Framespa (25). дои : 10.4000/framespa.4497 . ISSN 1760-4761 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Надье, Дельфин; Сориано, Эрик (2010). «Колетт Гийомен. Раса, пол и достоинства аналогии» . Гендерные тетради . 48 (1): 193. doi : 10.3917/cdge.048.0193 . ISSN 1298-6046 .
- ^ ПОПОВА, Люсия (1 января 1985 г.). «Эргативные конструкции в обоугрских языках и особенно в остякском (вачском диалекте)» . Бюллетень Парижского лингвистического общества . 80 (1): 297–315. дои : 10.2143/bsl.80.1.2013720 . ISSN 0037-9069 .
- ^ Jump up to: а б с д и HR (1 января 1993 г.). «Колетт Гийомен, Секс, раса и практика власти» . Тетради CEDREF (3): 113–114. дои : 10.4000/cedref.1501 . ISSN 1146-6472 .
- ^ Jump up to: а б Жуто, Даниэль (1992). «Колетт Гийомен: Секс, раса и практика власти» . Феминистские исследования . 5 (2): 190. дои : 10.7202/057713ар . ISSN 0838-4479 .
- ^ "Множества - политический, художественный, философский обзор" . множество (на французском языке) . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Лорен, Николь; Жуто, Даниэль (14 июля 2008 г.). «Эволюция форм присвоения женщин: от монахинь к «суррогатным матерям» » . Канадский обзор социологии/Revue Canadienne de Sociologie . 25 (2): 183–207. дои : 10.1111/j.1755-618X.1988.tb00102.x .
- ^ Галеран, Эльза (30 ноября 2015 г.). «Какая концептуализация эксплуатации для какой интерсекциональной критики?» . Феминистские исследования . 28 (2): 179–197. дои : 10.7202/1034181ar . ISSN 1705-9240 .
- ^ « Расизм», «привилегии белых», «интерсекциональность»: лексикон для понимания дебатов вокруг однополых встреч» . Le Monde.fr (на французском языке). 31 марта 2021 г. Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Кутюрье, Ева-Лайн (2014). Домашние дела: до справедливого распределения еще далеко . Институт социально-экономических исследований и информации. ISBN 978-2-923011-51-6 . ОСЛК 903420995 .