Jump to content

Феминизм во Франции

Феминизм во Франции — это история феминистской мысли и движений во Франции . Феминизм во Франции можно условно разделить на три волны: Первая волна феминизма , начиная с Французской революции и заканчивая Третьей республикой , которая касалась главным образом избирательного права и гражданских прав женщин. Значительный вклад внесли революционные движения Французской революции 1848 года и Парижской Коммуны , кульминацией которых стал 1944 год, когда женщины получили право голоса.

Вторая волна феминизма началась в 1940-х годах как переоценка роли женщин в обществе, примиряющая худшее обращение с женщинами в обществе, несмотря на их якобы равный политический статус с мужчинами. Феминизм второй волны , созданный такими теоретиками, как Симона де Бовуар , был важным течением в социальных потрясениях, приведших к событиям мая 1968 года во Франции и последовавшим за ними . Политические цели включали гарантию большей физической автономии женщин посредством расширения доступа к абортам и контролю над рождаемостью .

Феминизм третьей волны, начиная с 2000-х годов, продолжает наследие второй волны, добавляя элементы постколониального феминизма , подходя к правам женщин в тандеме с другими текущими дискурсами, особенно с теми, которые касаются расизма .

Феминизм первой волны

[ редактировать ]
Первая страница Декларации прав женщины и гражданки

Французская революция

[ редактировать ]

В ноябре 1789 года, в самом начале Французской революции, женская петиция была адресована Национальному собранию , но не обсуждалась. различные феминистские движения Хотя во время революции возникли , большинство политиков следовали теориям Руссо , изложенным в «Эмиле» , которые ограничивали женщин ролями матери и супруги. философ Кондорсе Заметным исключением был , который выступал за равные права для обоих полов.

Société fraternelle de l’un et l’autre sexe («Братское общество обоих полов») было основано в 1790 году Клодом Дансаром . В него входили такие выдающиеся личности, как Этта Пальм д'Элдерс , Жак Эбер , Луиза-Фелисите де Кералио , Полин Леон , Теруань де Мерикур , мадам Роланд , Тереза ​​Кабаррус и Мерлин де Тионвиль . В следующем году Олимпия де Гуж опубликовала Декларацию прав женщины и гражданки . Это было письмо, адресованное королеве Марии-Антуанетте, в котором содержалась просьба принять меры в защиту прав женщин . Гуж был казнен на гильотине два года спустя, через несколько дней после казни жирондистов .

В феврале 1793 года Полина Леон и Клэр Лакомб создали исключительно женское Société des Républicaines Révolutionnaires (Общество революционных республиканцев - последняя буква «e» в слове «республиканки», явно обозначающая женщин-республиканцев), в которое насчитывалось двести членов. Историк Даниэль Герен рассматривает его как своего рода «феминистскую часть Enrages » . [1] они участвовали в падении жирондистов. Лакомб выступал за раздачу оружия женщинам. Однако в следующем году Общество было объявлено вне закона революционным правительством.

От Реставрации ко Второй республике

[ редактировать ]
Фурье Перспективный вид на городскую территорию фаланстеры

Феминистское движение снова расширилось в социалистических движениях романтического поколения , в частности среди парижских сен-симонианцев . Женщины свободно перенимали новый образ жизни, вызывая возмущение общественного мнения . Они заявляли о равенстве прав и участвовали в обширной литературной деятельности , такой как Клэр Демар « Appel au peuple sur l'affranchissement de la femme» феминистская брошюра (1833) . С другой стороны, Шарля Фурье защищала утопическая социалистическая теория страстей « свободную любовь ». Его архитектурная модель фаланстерного сообщества явно учитывала эмансипацию женщин.

Реставрация Бурбонов восстановила запрет на развод в 1816 году. Когда Июльская монархия ограничила политические права большинства населения, феминистская борьба воссоединилась с республиканской и социалистической борьбой за «Демократическую и социальную республику», что привело к созданию 1848 года. Революция и провозглашение Второй республики . Революция 1848 года стала поводом для публичного проявления феминистского движения, организовавшегося в различные объединения. Политическая деятельность женщин привела к тому, что некоторые из них были запрещены, как и другие «Сорок восемь» .

Эпоха Прекрасной Эпохи

[ редактировать ]

В период культурного процветания « Прекрасной эпохи» , особенно в конце девятнадцатого века, феминизм и взгляд на женственность претерпели существенные изменения, очевидные благодаря смелым действиям женщин и отказу от прежних стигм. [2] Наиболее определяющей характеристикой этого периода, продемонстрированной этими действиями, является право выбора, которым стали обладать женщины. [3] Такие действия включали в себя участие этих женщин в нестандартных способах брака, поскольку развод в то время был юридически восстановлен в результате законов Наке. [4] - практиковать работу, бросающую вызов гендерным ролям, и оказывать глубокое влияние на общественные идеологии относительно женственности посредством писаний. [2]

Феминистские газеты быстро получили более широкое распространение и сыграли роль в изменении взглядов на женщин и их прав. [2] Поскольку эта эпоха обещала равенство, начавшаяся после Французской революции, женщинам еще предстояло получить титул равных граждан. [5] что делает пропаганду мнений, способствующих продвижению прав женщин, трудным и опасным предприятием. Среди этих газет наиболее заметной является «Фронда » Маргариты Дюран . [6] полностью управляется женщинами. [4]

Коммуна и Союз женщин

[ редактировать ]
Луиза Мишель

Некоторые женщины организовали феминистское движение во время Коммуны, продолжая более ранние попытки в 1789 и 1848 годах. Натали Лемель , социалистка-переплетчик, и Елизавета Дмитриева , молодая русская эмигрантка и член русской секции Первого Интернационала (IWA), создали Союз женщин для защиты Парижа и les soins aux blessés («Союз женщин по защите Парижа и уходу за ранеными») 11 апреля 1871 года. Писательница-феминистка Андре Лео , подруга Поля Минка , также принимала активное участие. в Союзе женщин. Ассоциация требовала гендерного равенства , равенства заработной платы, права на развод для женщин и права на светское и профессиональное образование для девочек. Они также требовали подавления различия между замужними женщинами и наложницами , между законными и внебрачными детьми, отмены проституции путем закрытия домов толерантности или законных официальных публичных домов .

Союз женщин также участвовал в работе нескольких муниципальных комиссий и организовывал совместные семинары. [7] Вместе с Эженом Варленом Натали Ле Мель создала кооперативный ресторан La Marmite , который бесплатно кормил неимущих, а затем воевала во время Кровавой недели на баррикадах. [8] С другой стороны, Поль Минк открыл бесплатную школу в церкви Сен-Пьер де Монмартр и оживил клуб Сен-Сюльпис на левом берегу. [8] Русская Анна Жаклар , которая отказалась выйти замуж Достоевского и в конце концов стала женой бланкиста за Виктора Жаклара , основала вместе с Андре Лео газету La Sociale . Она также была членом Комитета бдительности Монмартра вместе с Луизой Мишель и Полем Минком, а также русской секции Первого Интернационала . Викторина Броше , близкая к активистам IWA и основательница кооперативной пекарни в 1867 году, также воевала во время Коммуны и Кровавой недели. [8]

Такие известные личности, как Луиза Мишель , «Красная Дева Монмартра», которая вступила в Национальную гвардию и позже была отправлена ​​в Новую Каледонию , символизируют активное участие небольшого числа женщин в повстанческих событиях. Женский батальон Национальной гвардии защищал Бланш во время репрессий.

Суфражистки

[ редактировать ]
Жанна Шмаль в гостях у премьер-министра Франции Аристида Бриана в 1909 году.

В 1909 году французская дворянка и феминистка Жанна-Элизабет Шмаль основала Французский союз избирательного права женщин , чтобы защищать право женщин голосовать во Франции.

Несмотря на некоторые культурные изменения после Первой мировой войны , в результате которых женщины заменили рабочих-мужчин, ушедших на фронт, они были известны как Années folles , и их изобилие было ограничено очень небольшой группой женской элиты. Картина Виктора Маргариты « Гарсонна» («Хлопушка», 1922), изображающая эмансипированную женщину, была сочтена скандальной и заставила его потерять орден Почетного легиона .

Во время Третьей республики движение суфражисток отстаивало право голоса для женщин, но не настаивало на доступе женщин к законодательным и исполнительным должностям. [9] Однако суфражистки сухой почтили достижения иностранных женщин, находящихся у власти, привлекая внимание к законам, принятым под их влиянием, касающимся алкоголя (например, закон в Соединенных Штатах ), регулированию проституции и защите прав детей . [9]

Несмотря на эту кампанию и новую роль женщин после Первой мировой войны, Третья республика отказалась предоставить им избирательные права, главным образом из-за страха перед влиянием клерикализма . среди них [9] повторяя консервативное голосование сельских районов за Луи-Наполеона Бонапарта во время Второй республики . После победы Народного фронта в 1936 году , хотя он и защищал избирательные права женщин (предложение, включенное в программу Французской секции Рабочего Интернационала с 1906 года), левый премьер-министр Леон Блюм не реализовал эту меру, потому что страха перед Радикально-социалистической партией . [9]

Женщины получили право голоса только после того, как Временное правительство Французской Республики (GPRF) подтвердило 5 октября 1944 года постановление от 21 апреля 1944 года Французского комитета национального освобождения . [9] После выборов в ноябре 1946 года , первых, на которых женщинам было разрешено голосовать, социолог Робер Вердье опроверг гендерный разрыв в голосовании : в мае 1947 года в Le Populaire он показал, что женщины не голосуют последовательно, а разделяют себя, как мужчины. по социальным классам. [9]

Другие права женщин

[ редактировать ]

Ольга Пети , урожденная Шейна Леа-Балачовски, также известная как Соня Ольга Балаховски-Пети, стала первой женщиной- юристом во Франции 6 декабря 1900 года. [10] [11] [12]

Супружеская власть (puissance maritale) была отменена в 1938 году. Однако юридическая отмена конкретной доктрины супружеской власти не обязательно предоставляет замужним женщинам те же законные права, что и их мужьям (или незамужним женщинам), как это было, в частности, во Франции. где юридическое подчинение жены (в первую очередь исходившее из Кодекса Наполеона ) было постепенно отменено, и женщины получили полное равенство в браке только в 1980-х годах. [13]

Феминизм второй волны

[ редактировать ]
Трактат де Бовуар «Второй пол» стал отправной точкой второй волны феминизма.

Военные годы

[ редактировать ]

Союз французских женщин возник во Франции во время Второй мировой войны . Женские комитеты французского Сопротивления возникли из низовых комитетов Сопротивления, созданных Даниэль Казановой . [14] Эти женские комитеты постепенно формировались на местном уровне, затем на региональном и межрегиональном уровне. Они были перегруппированы в Союз французских женщин в оккупированной зоне и Союз женщин Франции в свободной зоне . Лидерами были Жозетт Дюме. [ фр ] , затем Мария Рабате в северной зоне после ареста Даниэль Казановой и Марселя Баржоне. [15] и Симона Бертран [16] в зоне свободы . [17]

Послевоенный период

[ редактировать ]

Женщинам не разрешалось становиться судьями во Франции до 1946 года. [12]

В период бэби-бума феминизм стал второстепенным движением, несмотря на таких предшественников, как Симона де Бовуар , опубликовавшая «Второй пол» в 1949 году. [9]

«Второй пол» — это подробный анализ женского угнетения и основополагающий трактат современного феминизма. Он излагает феминистский экзистенциализм , предписывающий моральную революцию. Как экзистенциалист , де Бовуар принял Жан-Поля Сартра заповедь о том, что существование предшествует сущности ; следовательно, «женщиной не рождаются, но ею становятся». Ее анализ сосредоточен на социальной конструкции Женщины как Другого , которую де Бовуар считает фундаментальной для угнетения женщин. [18] Она утверждает, что исторически женщины считались девиантными и ненормальными, и утверждает, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому должны стремиться женщины. Де Бовуар утверждает, что для того, чтобы феминизм мог двигаться вперед, необходимо отказаться от такого подхода. [18]

Замужние француженки получили право работать без согласия мужа в 1965 году. [19] Закон Нойвирта легализовал контроль над рождаемостью в 1967 году, но соответствующие указы исполнительной власти были заблокированы на пару лет консервативным правительством. [20]

Май 1968 года и его последствия

[ редактировать ]

Сильное феминистское движение возникло только после мая 1968 года , с созданием в 1968 году Движения за освобождение женщин (Женское освободительное движение, MLF), предположительно Антуанеттой Фуке , Моник Виттиг и Жозиан Шанель. Само название было дано прессой в отношении женского либерального движения США. В рамках культурных и социальных изменений, произошедших во время Пятой республики , они выступали за право автономии от своих мужей, а также право на контрацепцию и аборт .

Отцовская власть мужчины над семьей во Франции была прекращена в 1970 году (до этого родительские обязанности принадлежали исключительно отцу, который принимал все юридические решения, касающиеся детей). [21]

С 1970 года процедуры использования титула « Мадемуазель » оспаривались во Франции, в частности, феминистскими группами, которые хотели его запретить. Циркуляр Франсуа Фийона , тогдашнего премьер-министра , от 21 февраля 2012 года призывал удалить слово «мадмуазель» из всех официальных документов. 26 декабря 2012 года Государственный совет одобрил удаление. [22]

В 1971 году юрист-феминистка Жизель Халими основала группу Choisir («Выбирать»), чтобы защитить женщин, подписавших «Le Manifeste des 343 Salopes» (на английском языке « Манифест 343 шлюх » или, альтернативно, «Манифест 343 шлюх»). Суки»), написанная Симоной де Бовуар . Это провокационное название стало популярным после того, как Кабу нарисовал в сатирическом журнале подпись: «От кого забеременели эти 343 шлюхи?» » ); женщины признались, что делали незаконные аборты, и поэтому подвергались судебным искам и тюремному заключению. [23] Манифест был опубликован в Le Nouvel Observateur 5 апреля 1971 года. Манифест послужил источником вдохновения для написания манифеста от 3 февраля 1973 года 331 врача, заявившего о своей поддержке права на аборт:

Мы хотим свободы абортов. Это полностью решение женщины. Мы отвергаем любую сущность, которая заставляет ее защищаться, увековечивает атмосферу вины и позволяет продолжать подпольные аборты... [24]

Шуазир превратился в явно реформистскую организацию в 1972 году, и их кампания во многом повлияла на принятие закона, разрешающего контрацепцию и аборты, проведенного Симоной Вейль в 1975 году. Закон о Вейле в то время горячо оспаривался собственной партией Вейля, консервативным Союзом. за французскую демократию (UDF).

В 1974 году Франсуаза д'Обонн ввела термин « экофеминизм ».

Новая реформа во Франции в 1985 году отменила положение о том, что отец имел единоличное право распоряжаться имуществом детей. [21]

В 1999 году Флоранс Монтрейно основала неправительственную организацию Chiennes de garde .

Французская феминистская теория

[ редактировать ]
Элен Сиксу , теоретик женского письма

В англоязычном мире термин « французский феминизм » относится к ветви теорий и философии женщин и о женщинах, возникшей в 1970-1990-х годах. Эти идеи развивались параллельно, а иногда и в противоположность политическому феминистскому движению во Франции, но их часто называют «французской феминистской теорией», отличающейся более философским и литературным подходом. [25] Его сочинения имеют тенденцию быть экспансивными и метафорическими, они меньше связаны с политической доктриной и обычно сосредоточены на теориях «тела». [26] Этот термин включает в себя писателей, которые не являются французами, но много работали во Франции и во французской традиции. [27]

В 1970-е годы французские писатели подошли к феминизму с концепцией écriture feminine (что переводится как женское или женское письмо). [28] Элен Сиксу утверждает, что письмо и философия фаллоцентричны , и вместе с другими французскими феминистками, такими как Люс Иригарай, подчеркивают, что «письмо из тела» является подрывным упражнением. [28] Работы психоаналитика и философа Юлии Кристевой оказали влияние на феминистскую теорию в целом и феминистскую литературную критику в частности. Начиная с 1980-х годов творчество художницы и психоаналитика Брахи Эттингер оказало влияние на литературную критику, историю искусства и теорию кино. [29] [30] [31]

Посредством американских ученых, создавших свою собственную концепцию французского феминизма, он отделил и проигнорировал и без того маргинализированные самоидентифицирующие феминистки, сосредоточив при этом внимание на женщинах-теоретиках, связанных с Psych et po ( Psychanalyse et politique ), и других ученых, которые сами не всегда идентифицировали себя как феминистки. . В конечном итоге это разделение привело к тому, что большее значение придали теориям французских феминисток, чем политической программе и целям, которые в то время имели такие группы, как радикальные феминистки и MLF. [32]

Феминизм третьей волны

[ редактировать ]

В 2000-х годах некоторые феминистские группы, такие как Ni putes, ni soumises («Ни шлюхи, ни сабмиссивы»), осудили усиление влияния исламского экстремизма в бедных пригородах с большим количеством иммигрантов, утверждая, что на них могут оказывать давление, заставляя носить чадру , бросать школу и вступать в брак. рано. [33] С другой стороны, возникла « третья волна » феминистского движения, объединившая проблемы сексизма и расизма , протестуя против предполагаемой исламофобской инструментализации феминизма французскими правыми.

После того, как активисты Ni Putes Ni Soumises были приняты премьер-министром Жаном Пьером Раффареном и их послание было включено в официальное празднование Дня взятия Бастилии в 2003 году в Париже, различные левые авторы (Сильви Тиссо, [34] Эльза Дорлин, [35] Этьен Балибар , [36] Хурия Бутельджа, [37] и т. д.), а также такие неправительственные организации, как Les Blédardes (под руководством Бутельджи), раскритиковали расистскую стигматизацию иммигрантов, чья культура изображается как изначально сексистская.

Они подчеркивают, что сексизм не является особенностью иммигрантского населения, как будто сама французская культура лишена сексизма, и что акцент на дружественных СМИ и насильственных действиях (таких как сожжение Сохане Бензиане ) замалчивает прекаризацию женщин. [34] [35] В этом свете они оформляют дебаты среди французских левых по поводу закона 2004 года о светскости и заметных религиозных символах в школах , направленного главным образом против ношения хиджаба . [34]

Они утверждали, что «Ни Путес Ни Сумисис» затмила работу других феминистских НПО. После выдвижения ее лидера Фаделы Амары в правительство Николя Саркози Сильви Тиссо осудила «государственный феминизм». [34] (инструментализация феминизма государственными властями), в то время как Бутельджа квалифицировал НПО как идеологический государственный аппарат (АИЭ). [37]

В январе 2007 года коллектив Féministes indigènes выпустил манифест в честь Мулатресс Одиночества . Солитьюд была темно-бордовой героиней, которая вместе с Луи Дельгре боролась против восстановления рабства (отмененного во время Французской революции ) Наполеоном . [38] В манифесте говорилось, что «западный феминизм не обладал монополией сопротивления мужскому доминированию», и поддерживалась мягкая форма сепаратизма , не позволяя другим (мужчинам или белым) говорить от их имени. [39]

Трудный доступ к государственным учреждениям для женщин

[ редактировать ]

В 1930-е годы несколько женщин занимали государственные должности, хотя и вели себя сдержанно. В 1936 году новый премьер-министр Леон Блюм включил в правительство Народного фронта трёх женщин : Сесиль Бруншвик , Сюзанну Лакор и Ирен Жолио-Кюри . [9] Включение женщин в правительство Народного фронта было оценено единогласно: даже крайне правый кандидат Ксавье Валла адресовал свои «поздравления» Блюму с этой мерой, в то время как консервативная газета Le Temps 1 июня 1936 года писала, что женщины могут быть министрами без предыдущие разрешения от мужей. Сесиль Бруншвик и Ирен Жолио-Кюри были по закону «несовершеннолетними» женщинами.

Войны (как Первая, так и Вторая мировая война) привели к временной эмансипации некоторых отдельных женщин, но послевоенные периоды сигнализировали о возвращении к консервативным ролям. [9] Например, Люси Обрак , которая принимала активное участие во французском Сопротивлении (роль, подчеркнутая мифами о Голлисте ), вернулась к частной жизни после войны. [9] На Освобождении были избраны тридцать три женщины, но ни одна не вошла в правительство, и эйфория Освобождения быстро прекратилась. [9]

Женщины оставались в тени во время Четвертой и Пятой республик . В 1949 году Жанна-Поль Сикард была первой женщиной-начальником штаба, но ее называли «секретарем г-на Плевена (тогдашнего министра обороны )». Мари-Франс Гаро , которая вошла в кабинет Жана Фойе в Министерстве сотрудничества и позже стала главным советником президента Жоржа Помпиду , наряду с Пьером Жюйе , получила тот же титул. Левая газета Libération , основанная в 1973 году Жаном-Полем Сартром , изображала Мари-Франс Гаро еще одной фигурой женщин-политтехнологов. Однако новая роль, предоставленная президенту республики в полупрезидентском режиме Пятой республики после референдума 1962 года по избранию президента путем всеобщего прямого избирательного права , привела к усилению роли «первой леди Франции». . Хотя жена Шарля де Голля Ивонна оставалась вне публичной сферы, образ Клода Помпиду все больше интересовал средства массовой информации. [9] Безумие средств массовой информации вокруг Сесилии Саркози , бывшей жены бывшего президента Николя Саркози , станет кульминацией этого течения.

Из 27 кабинетов, сформированных во время Четвертой республики , только четыре включали женщин, и никогда не более чем по одному. Член SFIO Андре Вьено , вдова сопротивления, была назначена в июне 1946 года христианским демократом Жоржем Бидо из Народно-республиканского движения на должность заместителя министра по делам молодежи и спорта. Однако она пробыла на своем посту всего семь месяцев. Следующая женщина, занявшая правительственный пост, Жермен Пуансо-Шапюи , была министром здравоохранения и образования с 24 ноября 1947 года по 19 июля 1948 года в Роберта Шумана кабинете . Оставаясь на своем посту один год, ее имя осталось в указе о финансировании частного образования . Опубликованный в Journal officiel 22 мая 1948 года за ее подписью, указ был составлен в ее отсутствие в Совете министров Франции . Коммунистическая и Радикально-социалистическая партии призвали отменить указ, и, наконец, кабинет Шумана был свергнут после провала вотума доверия по этому вопросу. Жермен Пуансо-Шапюи не продолжила свою политическую карьеру, поскольку ее заставили отказаться от нее Папа Пий XII . [9]

Третьей женщиной, занявшей правительственный пост, станет радикальная социалистка Жаклин Том-Патенотр , назначенная заместителем министра реконструкции и жилья в Мориса Бурже-Монури кабинете в 1957 году. Нафисса Сид Кара затем участвовала в правительстве в качестве заместителя министра, отвечающего за Алжир, от 1959 г. до окончания войны в 1962 г. Мари-Мадлен Динеш , которая перешла от христианской демократии к голлизму (в 1966 году), занимала различные должности заместителя министра в период с 1968 по 1974 год. Наконец, Сюзанна Плу была заместителем министра национального образования в 1973 и 1974 годах. Всего их было всего семь. женщины поступили на государственные должности в период с 1946 по 1974 год, и только одна - на должность министра. [9] Историки объясняют эту редкость, подчеркивая особый контекст Trente Glorieuses (Тридцати славных лет) и бэби-бума, приведшего к усилению семейности и патриархата .

Даже левые кабинеты воздержались от выдвижения женщин: Пьер Мендес-Франс (консультируемый Колетт Бодри ) не включил ни одну женщину в свой кабинет, равно как и Ги Молле , генеральный секретарь СФИО, или центрист Антуан Пине . Хотя элитная административная школа Национальной школы управления (ENA) (которую заканчивают многие французские политики) в 1945 году стала смешанной по признаку пола, в период с 1946 по 1956 год ее окончили только 18 женщин (по сравнению с 706 мужчинами). [9]

Из первых одиннадцати кабинетов Пятой республики в четырех не было женщин. В мае 1968 года кабинет министров был исключительно мужским. Однако такое низкое представительство женщин было характерно не только для Франции: правительство Западной Германии не включало женщин ни на один пост с 1949 по 1961 год, а в 1974–1975 годах только в 12 странах мира были женщины-министры. В британском правительстве были министры исключительно мужчины. [9]

В 1974 году Валери Жискар д'Эстен был избран президентом и в период с 1974 по 1981 год назначил в свое правительство 9 женщин: Симону Вейль , первую женщину-министра, Франсуазу Жиру , назначенную министром по делам женщин, Элен Дорлак , Алису Сонье-Сейте , Анни Лесур и Кристиан Скривенер , Николь Паскье , Моник Пеллетье и Элен Миссофф . В конце 1970-х годов Франция была одной из ведущих стран мира по количеству женщин-министров, уступая только Швеции . Однако они по-прежнему крайне недопредставлены в Национальном собрании . В 1973 году было всего 14 женщин-депутатов (1,8%) и 22 (2,8%) в 1978 году. Жанин Александр-Дербей , 67-летний сенатор от Республиканской партии (ПР), объявила голодовку в знак протеста против полного отсутствия женщин в избирательных списках правительственного большинства в Париже. [9]

Эта новая, относительная феминизация власти была частично объяснена опасениями правительства Жискара перед столкновением с новым маем 1968 года и влиянием MLF: «Поэтому мы можем объяснить рождение государственного феминизма под давлением конкурирующего феминизма [ féminisme de contestation ]». , - написала Кристин Бард. Хотя крайне левые оставались безразличными к феминизации власти, в 1974 году Арлетт Лагиллер стала первой женщиной, представившей себя на президентских выборах (от троцкистской партии «Рабочая борьба », LO) и интегрировавшей феминистские предложения в свою партию. Достижения Жискара в отношении включения женщин в правительство Франсуаза Жиру назвала его самым важным достижением, в то время как другие, такие как Эвелин Сюрро , Бенуа Гроулт или министр Моник Пеллетье , осудили предвыборные «алиби». Социолог Мариетт Сино подчеркнула, что Жискар включал женщин только на низкие уровни правительственной иерархии (государственные секретари) и оставлял их в социально-воспитательных делах. Семь женщин из восемнадцати (с 1936 по 1981 год) занимали должности, связанные с молодежью и образованием, а четыре (включая двух министров) занимали должности, связанные со здравоохранением, что отражает традиционное гендерное разделение. Важное Министерства финансов , обороны , иностранных дел и внутренних дел оставались недоступными для женщин. Лишь шесть женщин из восемнадцати были избраны на основе всеобщего избирательного права. Остальные кандидатуры были предложены премьер-министром. Элен Миссофф была единственным депутатом, которого назначил Жискар. [9]

С 1980-х годов по сегодняшний день

[ редактировать ]

После избрания кандидата от социалистов Франсуа Миттерана в 1981 году Иветт Руди приняла в 1983 году закон против сексизма .

В 1996 году женщины-министры левого и правого толка подписали « Манифест 10» о равном представительстве женщин в политике. [9] Против этого выступила историк-феминистка и психоаналитик Элизабет Рудинеско , которая считала, что существующего законодательства достаточно.

Социалистка Сеголен Руаяль была первой женщиной-кандидатом в президенты, прошедшей в первом туре президентских выборов во Франции в 2007 году, столкнувшись с консервативным от UMP кандидатом Николя Саркози . Саркози победил в жесткой борьбе, но год спустя опросы показали, что избиратели сожалеют, что не отправили Руаяль в Елисейский дворец , и что она легко выиграет матч с Саркози в 2008 году. [ нужна ссылка ] Она была лидером на их выборах руководства, которые состоялись 20 ноября 2008 года, но во втором туре потерпела поражение от соперницы Мартины Обри , также женщины. [40]

Джоан Скотт, профессор Института перспективных исследований , заявила: «Существует давняя приверженность идее, что французы относятся к гендерным отношениям иначе – особенно, чем чопорные американцы – и это связано с французским пониманием соблазнения. альтернатива тому, чтобы думать о [сексуальных домогательствах] как о сексуальных домогательствах». [41] Кристин Бард, профессор Университета Анже , поддержала эти мысли, заявив, что существует «идеализация соблазнения по-французски и что антифеминизм стал почти частью национальной идентичности» во Франции. [41]

Марш в честь Международного женского дня в Париже, 8 марта 2020 г. [42]

В 1990 году после дела, в котором мужчина пытал и изнасиловал свою жену, Кассационный суд санкционировал судебное преследование супругов за изнасилование или сексуальное насилие. В 1992 году Кассационный суд признал мужчину виновным в изнасиловании своей жены, заявив, что презумпция согласия супругов на сексуальные действия, происходящие в браке, действительна только в том случае, если не доказано обратное. [43] До 1994 года Франция сохраняла во французском Уголовном кодексе статью 1810 года, которая освобождала насильника от ответственности, если он впоследствии женился на своей жертве, а в 1994 году Закон 94-89 устанавливал уголовную ответственность за все изнасилования в браке.

Сексуальные домогательства на рабочем месте стали объектом юридических санкций во Франции только с 1992 года. По словам юристов по трудовым спорам, действие этих законов не сопровождалось энергичным их соблюдением. [41] «Нежелание Франции более агрессивно бороться с сексуальными домогательствами отражает глубоко укоренившиеся идеи о сексуальных отношениях и относительной власти между мужчинами и женщинами», - сказал Скотт. [41]

Франция объявила уличные сексуальные домогательства вне закона в 2018 году, приняв закон, объявляющий, что освистывание на улицах и в общественном транспорте влечет за собой штрафы в размере до 750 евро, а за более агрессивное и физическое поведение — еще больше. Закон также заявил, что секс между взрослым человеком и лицом в возрасте 15 лет и младше может считаться изнасилованием, если более молодой человек будет признан недееспособным для дачи согласия. [44] [45] Он также дает несовершеннолетним жертвам изнасилования дополнительное десятилетие для подачи жалоб, продлевая срок до 30 лет с момента достижения ими 18-летнего возраста. [45]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Даниэль Герен , Классовая борьба , 1946 (на французском языке)
  2. ^ Jump up to: а б с Робертс, Мэри Луиза (2002). Подрывные действия: новая женщина во Франции конца века . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  3. ^ Берланштейн, Ленард (весна 2009 г.). «Готовы к прогрессу? Опросы общественного мнения о роли и возможностях женщин в Прекрасной эпохе во Франции». Французская политика, культура и общество . 27 : 1–22. doi : 10.3167/fpcs.2009.270101 — через JSTOR.
  4. ^ Jump up to: а б Меш, Рэйчел (зима 2012 г.). «Новый мужчина для новой женщины? Мужчины, брак и феминизм в эпоху Прекрасной эпохи». Исторические размышления . 38 : 85–106 – через JSTOR.
  5. ^ Холмс, Диана и Кэрри Тарр. "Введение." В «Прекрасной эпохе»?: Женщины во французском обществе и культуре 1890–1914 гг ., Под редакцией Дианы Холмс и Кэрри Тарр, 23–36. Нью-Йорк: Berghahn Books, 2006.
  6. ^ Эллисон, Мэгги. «Маргарита Дюран и Ла Фронда: озвучивание женщин Прекрасной эпохи». В «Прекрасной эпохе»?: Женщины во французском обществе и культуре 1890–1914 гг ., Под редакцией Дианы Холмс и Кэрри Тарр, 23–36. Нью-Йорк: Berghahn Books, 2006.
  7. Женщины и коммуна. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine , в L'Humanité , 19 марта 2005 г. (на французском языке).
  8. ^ Jump up to: а б с Франсуа Бодино, Доминик Пласман, Мишель Рибурдуй. « Мы называли их «нефтяными девочками»… Архивировано 26 марта 2009 г. в Wayback Machine » (на французском языке).
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Кристин Бард, Первые женщины в правительстве (Франция, 1936–1981) , Histoire@Politique , № 1, май – июнь 2007 г. (на французском языке)
  10. ^ "Вы знали?" (на французском языке). Архивировано из оригинала 10 сентября 2017 года . Проверено 27 сентября 2016 г.
  11. ^ Пиау, Доминик (2013). «Жанна Шовен, вечная вторая… настоящая пионерка…» . UJA – Союз молодых юристов Парижа. Архивировано из оригинала 11 мая 2015 года . Проверено 13 сентября 2013 г.
  12. ^ Jump up to: а б Бьюкенен, Келли (6 марта 2015 г.). «Женщины в истории: юристы и судьи | In Custodia Legis: юридические библиотекари Конгресса» . Блоги.loc.gov . Проверено 12 февраля 2018 г.
  13. Хотя власть брака была отменена во Франции в 1938 году, замужние женщины во Франции получили право работать без разрешения мужа только в 1965 году. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 3 апреля 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в качестве титула ( ссылка ) и отцовская власть мужчины над своей семьей закончилась в 1970 году (до этого родительские обязанности принадлежали исключительно отцу, который принимал все юридические решения относительно детей). Более того, только в 1985 году правовая реформа отменила положение, согласно которому муж имел единоличное право распоряжаться имуществом детей. [1]
  14. ^ Гераиш 1999 .
  15. ^ Луазо и Пеннетье, 2023 .
  16. ^ Жиро и Луазо 2023 .
  17. ^ Сапфир 2004 .
  18. ^ Jump up to: а б Бовуар, Симона де; Паршли, HM (1997). Второй секс . Лондон: Винтаж. ISBN  978-0-09-974421-4 .
  19. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 3 апреля 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  20. ^ Пассерон, Андре; Дюпон, Гаэль (26 ноября 2013 г.). «Смерть Люсьена Нойвирта, автора закона о таблетках» . Ле Монд (на французском языке). ISSN   1950-6244 . Проверено 12 декабря 2017 г.
  21. ^ Jump up to: а б Крис Коллетт (сентябрь 2014 г.). «Родительские обязанности во Франции» (PDF) . ceflonline.net . Проверено 10 апреля 2023 г.
  22. ^ «Юриспруденция - Государственный совет подтверждает удаление слова «Мадемуазель» из административных документов | service-public.fr» . сервис-public.fr .
  23. ^ (на французском языке) Текст Манифеста 343 со списком подписавших на Nouvel Observateur . сайте
  24. ^ Мишель Занкарини-Фурнель , «История MLAC (1973-1975)», Clio, номер 18-2003, Смешанность и совместное обучение, [Онлайн], опубликовано в Интернете 4 декабря 2006 г. URL: http:// clio. revues.org/index624.html . По состоянию на 19 декабря 2008 г.
  25. ^ Гринвальд, Лиза (2018). Дочери 1968 года: новое определение французского феминизма и женского освободительного движения . Небраска: Издательство Университета Небраски. ISBN  978-1-4962-1771-4 .
  26. ^ Мой, Т. (1987). Французская феминистская мысль: читатель . Блэквелл. ISBN  978-0-631-14973-6 .
  27. ^ Спивак, Гаятри Чакраворти (1981), «Французский феминизм в международном контексте» , Йельские исследования французского языка , Феминистские чтения: французские тексты/американские контексты (62), Издательство Йельского университета : 154–184, doi : 10.2307/2929898 , ISSN   0044- 0078 , JSTOR   2929898
  28. ^ Jump up to: а б Райт, Элизабет (2000). Лакан и постфеминизм (Встречи с постмодерном) . Книги тотемов или книги иконок. ISBN   978-1-84046-182-4 .
  29. ^ Ванда Зайко и Мириам Леонард (ред.), «Смеясь с Медузой». Издательство Оксфордского университета, 2006. 87–117. ISBN   0-19-927438-X .
  30. ^ Кэрол Армстронг и Кэтрин де Зегер , «Женщины-художницы как тысячелетие». Кембридж, Массачусетс: Октябрьские книги, MIT Press, 2006. 35–83. ISBN.
  31. ^ Кристева, Юлия ; Мои, Торил (1986). Читатель Кристевы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 328. ИСБН  0-231-06325-3 .
  32. ^ Моисей, Клэр Голдберг (1998). «Сделано в Америке: «французский феминизм» в академических кругах». Феминистские исследования . 24 (2): 241–274. дои : 10.2307/3178697 . hdl : 2027/spo.0499697.0024.203 . JSTOR   3178697 . Гейл   A21221517 ПроКвест   233178967 .
  33. ^ Дюмейль, Энни; Эдмистон, Уильям Ф. (23 января 2011 г.). Современная Франция .
  34. ^ Jump up to: а б с д Сильви Тиссо, Оценка государственного феминизма , Plein Droit № 75, декабрь 2007 г.
  35. ^ Jump up to: а б Эльза Дорлин (профессор философии Сорбонны , член NextGenderation ): «Не от нашего имени!» - Против расистского возрождения феминизма французскими правыми. Архивировано 17 января 2008 г. в Wayback Machine (не от наших имен! Против расистского возрождения феминизма французскими правыми), L'Autre Campagne (на французском языке).
  36. ^ Этьен Балибар , Восстание в «пригородах» , Конференция в Чикагском университете, 10 мая 2006 г. (на английском языке) (опубликовано на французском языке в Lignes , ноябрь 2006 г.)
  37. ^ Jump up to: а б Хурия Бутельджа, От церемонии открытия в Алжире (1958 г.) до Ni Putes Ni Soumises: колониальная и неоколониальная инструментализация дела женщин. Ni putes ni submissives, un ideological Аппарат d'Etat , июнь 2007 г. (на английском языке)
  38. Обращение коренных феминисток под высоким спонсорством Одиночества, героиня восстания гваделупских рабов против восстановления рабства Наполеоном. Архивировано 27 марта 2008 г. в Wayback Machine (на французском языке).
  39. ^ Английский: Западный феминизм не имеет монополии на сопротивление мужскому доминированию , Обращение коренных феминисток, Под высоким спонсорством одиночества, героиня восстания гваделупских рабов против восстановления рабства Наполеоном. Архивировано 27 марта 2008 г. в Wayback Machine. (на французском языке)
  40. ^ «Рояль требует переголосования во Франции» . Новости Би-би-си. 22 ноября 2008 года . Проверено 2 мая 2010 г.
  41. ^ Jump up to: а б с д Рубин, Алисса Дж. (19 ноября 2017 г.). « Восстание» во Франции против сексуальных домогательств поражает культурное сопротивление» . Нью-Йорк Таймс .
  42. ^ «Международный женский день отмечают во всем мире» . Новости «Голоса Америки» . 8 марта 2020 г.
  43. ^ Саймон, Рита Джеймс (май 2001 г.). Сравнительный взгляд на основные социальные проблемы . Лексингтонские книги. п. 20. ISBN  978-0-7391-0248-0 .
  44. ^ «Во Франции кэтколлинг теперь незаконен» . Мода . 3 августа 2018 г.
  45. ^ Jump up to: а б «Во Франции объявлены вне закона непристойные оскорбления женщин в общественных местах на фоне волнений, связанных с нападениями» . Рейтер . 2 августа 2018 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мари Серати, Клуб революционных граждан-республиканцев , Париж, изд. социальный , 1966
  • Кэролайн Эйхнер, Преодолевая баррикады: женщины в Парижской коммуне , издательство Indiana University Press, 2004 г.
  • Эрик Фассен, Кларисса Фабр, Свобода, равенство, сексуальность , Белфонд, 2003.
  • Лиза Гринвальд, Дочери 1968 года: новое определение французского феминизма и женского освободительного движения (Небраска: University of Nebraska Press, 2018)
  • М. Жаспар, Расследование насилия в отношении женщин , Французская документация, 2002.
  • Бибия Павар, Флоранс Рошфор, Мишель Занкарини-Фурнель: Не освобождайте нас, мы позаботимся об этом - История феминизма с 1789 года до наших дней , Париж: La Découverte 2020
  • Марк де Вилье, История женских клубов и легионов амазонок (1793-1848-1871) , Париж, Plon-Nourrit et cie, 1910 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6cf4b23e475545481abc36de54bc371e__1720746780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/1e/6cf4b23e475545481abc36de54bc371e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Feminism in France - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)