Покупка невесты в Индии
Покупка невесты в Индии – это практика принудительных браков по договоренности посредством торговли людьми . В этих рамках невест обычно называют «паро» (с дальней стороны) или «молки» (тот, у кого есть цена). торговцам продают невест Родители людьми, которые перевозят и продают их в относительно богатых регионах Северной Индии . Желание иметь ребенка мужского пола и последующее детоубийство женского пола привели к значительному снижению соотношения полов в Индии, что привело к появлению изобилия неженатых мужчин в Харьяне , Пенджабе , Раджастане и Западном УП . Эти мужчины прибегают к покупке межрегиональных женщин из бедных общин, главным образом, для продолжения своего семейного рода. Основная мотивация малообеспеченных семей продать дочь — получить финансовую компенсацию и избежать необходимости платить приданое . Основными источниками являются бедные районы Северо-Восточной Индии ( Ассам ), Бихар , Джаркханд , Одиша , Западная Бенгалия и Андхра-Прадеш . [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Прогрессивные панчаяты , хапы и активисты лоббируют в правительстве защиту законных прав невест-молки посредством обязательной регистрации брака и расширение государственных льгот для межкастовых браков. [4] [7]
невесты
[ редактировать ]Невестами обычно становятся женщины из бедных районов, некоторым из них всего десять лет. Женщины часто мотивированы избегать нежелательных экономических ситуаций. Поступали сообщения о манипуляциях и похищениях. [6] торговцами людьми, которые обещают более высокий уровень жизни и зарплаты в более богатых районах.
Женщины продаются по ценам, основанным на внешнем виде, таком как здоровье, возраст, красота и девственность. Цены варьируются от 5000 рупий (70 долларов США) до 40 000 рупий (550 долларов США). [8] Для невесты брак часто означает конец ее свободы воли, свободы передвижения и доступа к образованию. [9] поскольку традиционные гендерные роли требуют содержания семейного дома и ухода за родственниками мужа. Из-за физической и умственной неразвитости большинства невест они подвержены серьезным проблемам со здоровьем, возникающим во время беременности и родов; основная причина смерти среди женщин в возрасте 15–19 лет в Индии и других развивающихся странах. [10]
Несмотря на традиционные брачные ритуалы, невестам, ставшим жертвами торговли людьми, трудно быть полностью принятыми в обществе, они регулярно сталкиваются с дискриминацией из-за неопределенности их семейного положения и лишены прав собственности. [11]
Нехватка невест привела к возрождению братской полиандрии , когда одна женщина делится с братом (ами) мужа. [12] Карева (повторный брак вдовы) относится к практике выдачи невесты замуж за брата (или иногда отца) умершего мужа. [13]
Modus Operandi по заключению браков
[ редактировать ]Согласно исследованию, спонсируемому посольством Королевства Норвегии в Дели, невест Молки устраивают бракосочетание четырьмя способами: невесты выступают в качестве посредников в браке , мужья невест Молки устраивают невест для семьи и друзей, брачные посредники, также известные как Далалы, и торговля людьми. женщин для принудительных браков, хотя это не так распространено. [4] Невесты Молки сталкиваются с дискриминацией по цвету кожи , расизмом , оскорблениями , социальной изоляцией и связанными с ними проблемами психического здоровья . [4] Среди невест-молки редко регистрируются случаи торговли людьми, и им трудно добиться справедливости. [3] Семьи женщин, ставших жертвами торговли людьми, часто не сообщают об этом в полицию, поскольку многие люди считают, что это решение проблемы перекоса в соотношении полов в Индии. [3]
Причины
[ редактировать ]Покупка невесты
[ редактировать ]Мужчины отсталых каст, таких как джаты , роры , ахиры и ядавы , испытывают острую нехватку женщин. Богатые мужчины легко могут найти местную невесту из своей касты; однако именно обездоленные мужчины этих каст, которые в основном бедны и не владеют землей, вынуждены искать невесту альтернативными методами. Это явление теперь распространилось на низшие касты и индийские мусульманские общины . [4] [7]
В Индии детоубийство , детоубийство и преднамеренное пренебрежение детьми женского пола. [14] помог вызвать дисбаланс соотношения полов . Предпочтение сыну проистекает из многовековых патриархальных традиций , которые рассматривают женщин как финансовое бремя в культуре, где собственность передается по мужской линии , а расходы на приданое должны оплачиваться семьей невесты. [15] Несмотря на преобладание системы приданого во всех кастах и регионах Индии, [16] небогатые мужчины, которые не могут найти невесту, готовы платить за невесту из подручных средств. [11]
Продажа дочерей
[ редактировать ]
Бедные семьи, как правило, более уязвимы к продаже своих дочерей за деньги, некоторые из которых убеждены, что их дочь вышла замуж за более богатого человека из далекого места. Семьи жертв, как правило, не знают, что посредники перепродают их дочерей в другие штаты с целью получения прибыли. [3] Из-за системы приданого в Индии семья невесты передает товары длительного пользования, наличные деньги, а также естественную или движимую собственность жениху, его родителям или его родственникам в качестве условия брака . [17] Из-за перекосов в законах о наследовании в Индии, в Закон о наследовании в индуизме необходимо было внести поправки, чтобы остановить обычное лишение наследства дочерей. [18]
Внутреннее и международное право
[ редактировать ]Конституция Индии запрещает все формы торговли людьми в соответствии со статьей 23(1), в которой говорится, что «Торговля людьми, нищенство [sic] и другие подобные формы принудительного труда запрещены, и любое нарушение этого положения является преступлением, наказуемым по ст. соответствии с законом». [19] Однако Индии еще предстоит принять всеобъемлющие законы, запрещающие торговлю невестами. Несмотря на явные ссылки на торговлю людьми в Законе о предотвращении аморальной торговли людьми 1956 года, он касается только коммерческой сексуальной деятельности в публичных домах и общественных местах. [20] Закон объединяет проституцию и принудительную сексуальную эксплуатацию, но не проводит различия между жертвами и исполнителями преступления.
Хотя торговля невестами прямо не запрещена индийским законодательством, она криминализирует многие аспекты этой практики в законах. Закон об ограничении детских браков 1929 года предусматривает, что юридический возраст вступления в брак составляет 21 год для мужчин и 18 лет для женщин. [21] 11 декабря 1992 года Индия подписала Конвенцию ООН о правах ребенка, после чего был принят Закон о ювенальной юстиции (уход и защита детей) 2000 года, который был заменен одноименным законом в 2015 году. Закон защищает детей, которые подверглись сексуальной эксплуатации или находятся под угрозой сексуальной эксплуатации, [22] но ограничивает определение ребенка как «человека, не достигшего восемнадцатилетнего возраста». [23] Закон распространяется только на некоторых жертв сексуальной эксплуатации, но не учитывает лиц старше 18 лет.
Индия является участником конвенций по правам человека, которые прямо запрещают принудительные браки, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года (КЛДЖ) и Конвенция о правах ребенка 1989 года (КПР). Правительство Индии приняло внутреннее законодательство с учетом своих международных обязательств, таких как Закон о запрете детских браков 2006 года . Статья 16(1)(b) КЛДЖ гласит, что женщины имеют «одинаковое право свободно выбирать супруга и вступать в брак только со своего свободного и полного согласия». [24] Напротив, КПР прямо не упоминает детские браки, но содержит множество положений, в которых обсуждаются подобные темы. К ним относится статья 19, в которой говорится, что ребенок имеет «право на защиту от всех форм физического или психического насилия, телесных повреждений или жестокого обращения, жестокого обращения или эксплуатации, включая сексуальное насилие, пока он находится на попечении родителей, опекуна или любого другого лица» [25] и статья 34, которая предусматривает «право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального насилия». [26]
В последних заключительных замечаниях по Индии (2014 г.) [27] КЛДЖ рекомендовал Индии внести поправки в Закон о предотвращении аморальной торговли, включив в нее положения, предотвращающие торговлю женщинами, [28] устранить коренные причины торговли людьми, [29] обеспечить эффективное расследование и судебное преследование торговцев людьми, [30] и обеспечить жертвам торговли людьми доступ к поддержке жертв и защите свидетелей. [31]
Состояния источника и назначения
[ редактировать ]Исходные состояния
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2019 г. ) |
Родители, продающие своих дочерей в качестве невест-молки, обычно принадлежат к низшим социально-экономическим слоям слаборазвитых или экономически маргинализированных регионов и штатов, таких как Андхра-Прадеш, Ассам, Бихар, Джаркханд, Одиша и Западная Бенгалия. [2] [3] [4] [6]
Государства назначения
[ редактировать ]Штатами назначения, как правило, являются процветающие провинции Северной Индии , где соотношение полов более несбалансировано. Некоторые из распространенных штатов назначения — Харьяна , Пенджаб, Раджастан и Западный Уттар-Прадеш. [2] [3] [4]
Харьяна
[ редактировать ]Опрос, проведенный в 2019 году фондом «Селфи с дочерью» из Джинда, выявил 130 000 невест-молки в Харьяне. [7] Среди них 1470 таких невест « ограбили и вынесли из дома своих родственников ценные вещи и дорогие вещи » . [7] что указывает на феномен преступных группировок, занимающихся организованной деятельностью. Практика невесты Молки, зародившаяся в регионах Ахирвал и Меват в 1980-х годах, сейчас распространена в Рохтаке , Джинде , Хисаре , Кайтале , Ямунанагаре и Курукшетре . [7] [2]
Харьяна, один из самых богатых штатов Индии с третьим по величине доходом на душу населения в 2014-2015 годах. [32] стоимостью 147 076 рупий (2 293 доллара США), является штатом назначения невест-молки. [7] Непредвиденным последствием экономического развития Харьяны является развитие медицинских технологий и доступность системы здравоохранения, которая предлагает пренатальный скрининг для определения пола плода. Это создало парадоксальную ситуацию [33] где неблагоприятное соотношение полов сохраняется из-за того, что родители регулярно абортируют плоды женского пола в пользу сыновей, что способствует увеличению спроса на импортированных невест.
Правительство Харьяны предприняло ряд мер против детоубийства женского пола и гендерной дискриминации, что сделало этот штат одним из самых успешных с точки зрения улучшения соотношения полов. [34] [35] [36] По данным переписи населения Индии 2011 года , [37] в Харьяне насчитывалось 877 женщин на 1000 мужчин по сравнению со средним показателем по стране 933 женщины на 1000 мужчин. [38] В 2019 году благодаря различным инициативам правительства Харьяны соотношение полов улучшилось до 920 рождений девочек на 1000 детей мужского пола. [7] В 2020 году это соотношение улучшилось: показатель SRB вырос с 920 в 2019 году до 922 в 2020 году. [39] В то время как совокупное число SRB упало с 922 до 911 в первой половине 2021 года, что свидетельствует о неудаче в флагманской программе «Бети Бачао Бети Падхао», несмотря на увеличение количества рейдов и строгие правила в отношении людей, проводящих тесты на определение пола. [40]
Раджастан
[ редактировать ]Невест Молки часто можно встретить в различных районах Раджастана, включая Алвар и Джунджхуну . [4]
Уттар-Прадеш
[ редактировать ]Такая практика также была зафиксирована в Западном Уттар-Прадеше. [2] Это относительно богатый регион штата Уттар-Прадеш. Восточный Уттар-Прадеш является одним из источников таких невест.
Критика
[ редактировать ]Недостатки системы Молки
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2019 г. ) |
Согласно исследованию 10 исходных деревень в Одише, а также 1216 невест-молки в 226 деревнях в штатах назначения Харьяна и Раджастан, спонсируемому посольством Королевства Норвегии и озаглавленному «Связанные узлом — межрегиональные браки в Харьяне и Раджастане», Последствия для гендерных прав и гендерных отношений», невесты-молки сталкиваются с дискриминацией по цвету кожи из-за того, что они обычно более темные, кастовой дискриминации, таких имен, как «молки» (тот, кого купили за деньги), оскорблений, таких как «бихаран» - термин, «который подразумевает бедность, отчаяние, грязь и дикость», осуждающее отношение к своим родителям, которых считают «ворами, продавцами дочерей и примитивными дикарями», что приводит к их социальной изоляции и проблемам с психическим здоровьем. [4]
Преимущества системы Молки
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2019 г. ) |
Преимущества включают социальное расслоение с точки зрения социально-экономически неблагополучных мужчин, которые могут найти невест, которые также находятся в невыгодном положении, бедная семья невесты также получает деньги, нарушение ортодоксальных социальных табу за счет того, что межкастовые и межрелигиозные браки становятся социально приемлемыми и широко распространенными. [2] [4] Некоторые ортодоксальные хапы , которые обычно выступают против межкастовых браков, обычно молчаливо принимают практику невест-молки, сохраняя «ученое молчание». [4] Прогрессивные панчаяты и хапы выступили с инициативой по защите прав невест-молки, проведя кампанию за обязательную регистрацию брака для этих невест, чтобы они и их дети имели законные права. [7] Активистов потребовали, чтобы правительство распространило преимущества межкастовых браков и на браки молки. [4]
Вмешательство в борьбу с торговлей невестами
[ редактировать ]Для решения общенациональной проблемы детоубийства женского пола правительство Индии приняло Закон 1994 года о методах предзачатия и пренатальной диагностики, который запрещает определение пола посредством пренатального скрининга. Однако, даже если вся дискриминационная практика прекратится, по оценкам, населению потребуется не менее 50 лет, чтобы достичь естественного соотношения полов. [41]
В 2002 году Союзное министерство по делам детей и развития запустило Программу помощи женщинам, находящимся в трудных обстоятельствах (SWADHAR), чтобы защитить благополучие уязвимых женщин. Инициатива направлена на то, чтобы помочь жертвам эксплуатации вести свою жизнь достойно и убежденно. [42] SWADHAR реализуется в Харьяне с 2007 года. [43]
Бети Бачао, Бети Падхао Йоджана («Обучайте дочерей, спасайте дочерей»)
[ редактировать ]Бети Бачао, Бети Падхао Йоджана (перевод: Спасти дочь, дать образование дочери ) — это кампания правительства Индии , целью которой является повышение осведомленности и повышение эффективности социальных услуг, предназначенных для девочек. Схема была запущена с первоначальным финансированием в размере фунтов стерлингов 100 крор (12 миллионов долларов США). [44] В основном он нацелен на кластеры в Уттар-Прадеше , Харьяне , Уттаракханде , Пенджабе , Бихаре и Дели . [45] [46] Харьяна является одним из наиболее успешных штатов в быстром увеличении соотношения полов благодаря принятию строгих мер против детоубийства женского пола в рамках этой схемы. [34] [35] [36]
Согласно этой схеме, в Харьяне соотношение полов составляло 834 женщины в 2012 году, а в 2018 году соотношение женщин улучшилось до 914, в результате чего в 17 из 21 округа соотношение полов превысило 900 женщин на 1000 мужчин, и только в 4 округах соотношение полов было достигнуто. от 875 до 900. [47] В некоторых кварталах общественного развития доля новорожденных девочек превышает 1000 женщин. Например: в квартале Ратиа , включающем 53 деревни, годовое соотношение новорожденных на 31 декабря 2018 года составляло 1003 девочки. [48] В 2020 году этот коэффициент SRB улучшился: показатель SRB вырос с 920 в 2019 году до 922 в 2020 году. [39] В то время как совокупное число SRB упало с 922 до 911 в первой половине 2021 года, что свидетельствует о неудаче в флагманской программе «Бети Бачао Бети Падхао», несмотря на увеличение количества рейдов и строгие правила в отношении людей, проводящих тесты на определение пола. [40]
Апни Бети, Апна Дхан Йоджна («Наши дочери, наше богатство»)
[ редактировать ]В ответ на распространенность детских браков в Индии правительство ввело схемы условных денежных трансфертов , которые периодически выплачивают семьям деньги в обмен на отсрочку вступления их дочерей в брак до 18 лет. [49] Эта инициатива, известная как «Апни Бети Апна Дхан» или «Наши дочери, наше богатство», была запущена в Харьяне в 1994–1998 годах Государственным департаментом по делам женщин и детей. Семьям, участвующим в программе, предлагалось 500 рупий (8 долларов США) в течение 14 дней после рождения девочки и вторая выплата в размере 25 000 рупий (380 долларов США) в день ее 18-летия при условии, что она останется незамужней. [50] Его цель заключалась в том, чтобы отложить брак до 18 лет, как того требует закон, и при этом он надеялся повысить ценность девочек в обществе и расширить их образование. [51]
В 2012 году, когда первым участникам исполнилось 18 лет, последующая оценка, проведенная Международным центром исследований женщин, показала, что, хотя участие в программе стимулировало родителей отложить выдачу дочерей замуж, финансовые стимулы без других дополнительных мер оказались недостаточными для глубокого изменения ситуации. укоренившиеся гендерные роли и ожидания в отношении женщин. [52]
Законопроект о торговле людьми (предотвращение, защита и реабилитация) 2016 г.
[ редактировать ]В июне 2016 года был опубликован законопроект о торговле людьми (предотвращение и реабилитация). Он задуман как первый всеобъемлющий закон Индии по борьбе с торговлей людьми, объединяющий все существующие законы о торговле людьми. [53] В нынешней правовой базе Индии отсутствует координация между органами округа и штата, что препятствует эффективному судебному преследованию правонарушителей. В законопроекте основное внимание уделяется трем ключевым аспектам отслеживания: предотвращению, защите и реабилитации жертв. [54] Несмотря на это, законопроект подвергся критике за отсутствие четкого определения торговли людьми и за отсутствие ясности в отношении мер по реабилитации. [53]
Отчет Центра здоровья и прав человека FXB Гарвардского университета за 2016 год. [55] инициативы индийского правительства по борьбе с торговлей людьми показали, что нынешним подходам не хватает многогранной долгосрочной приверженности. Они заключаются в первую очередь в изъятии жертв из эксплуататорской среды, после чего они по-прежнему подвергаются тем же структурным уязвимостям, которые привели к тому, что они первоначально стали жертвами торговли людьми, с предсказуемым результатом, что многие из них подвергаются повторной торговле людьми. [56]
См. также
[ редактировать ]- Брак по расчету на Индийском субконтиненте
- Покупка невесты
- Детские браки в Индии
- Принудительный брак
- Права человека в Индии
- Торговля людьми в Индии
- Лавандовый брак
- Белая свадьба
- Брак по расчету
- Фиктивный брак
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ядав, Джиоти (23 ноября 2020 г.). « Мол ки бахуейн» — женщин, которых мужчины Харьяны покупают в качестве невест» . Печать . Архивировано из оригинала 23 ноября 2020 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж [1] , Датский Раза, «Когда женщины обходятся дешевле, чем скот» (23 марта 2014 г.), Hindustan Times <www.hindustantimes.com>.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Торговля невестами должна прекратиться немедленно , Deccan Herald, 2 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л [2] , Аарти Дхар «В Харьяне, Раджастхан, где доминируют мужчины, межрегиональные невесты лишены прав» (18 октября 2016 г.) The Hindu <www.thehindu.com>.
- ^ [3] , Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Текущее состояние поставщиков услуг для жертв и субъектов уголовного правосудия в Индии по борьбе с торговлей людьми (2013) на [94].
- ^ Перейти обратно: а б с [4] , Камаль Кумар Панди Убийство женского плода, принудительные браки и кабальный труд в Харьяне и Пенджабе: ситуационный отчет (10 декабря 2003 г.) на [13].
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час 1,30 лакха невесты из Харьяны «куплены» в других штатах: опрос , Times of India, 30 ноября 2019 г.
- ^ М. Шафик Хан «Торговля невестами в Индии» в книге Вирендра Мишра (редактор) Торговля людьми: точка зрения заинтересованных сторон (SAGE, Индия, 2013) 47 на 48.
- ^ [5] , Фонд народонаселения ООН «Жениться слишком рано: положить конец детским бракам» (2012), см. [4].
- ^ [6] , Камаль Кумар Пандей Убийство женского плода, принудительные браки и кабальный труд в Харьяне и Пенджабе: Ситуационный отчет (10 декабря 2003 г.) на [9].
- ^ Перейти обратно: а б Прем Чоудри «Кризис мужественности в Харьяне: незамужние, безработные и пожилые люди» (2005) 40 Economic and Political Weekly 5189, 5195. JSTOR 4417491
- ^ Аликс Долсон «Проституция между поколениями в Индии: как культурная практика представляет собой торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации» в книге Маргарет Олстон (редактор) «Женщины, политическая борьба и гендерное равенство в Южной Азии» (Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания, 2014).
- ^ М. Шафикур Хан «Торговля невестами в Индии» в книге Вирендра Мишра (редактор) Торговля людьми: точка зрения заинтересованных сторон (SAGE, Индия, 2013) 47 на 85.
- ^ Сонали Мукерджи «Искаженное соотношение полов и невесты-мигранты в Харьяне: размышления с мест» (2013) 43 Социальные изменения 37 в 38. дои : 10.1177/0049085713475725
- ^ Сонали Мукерджи «Искаженное соотношение полов и невесты-мигранты в Харьяне: размышления с мест» (2013) 43 Социальные изменения 37 в 41. дои : 10.1177/0049085713475725
- ^ Падма Сринивасан и Гэри Р. Ли «Система приданого в Северной Индии: отношение женщин и социальные изменения (2004) 66 Journal of Marriage and Family 1108 на 1109. JSTOR 3600328
- ^ Рани Джетмалани и ПК Дей (1995). Смерти из-за приданого и доступ к правосудию в Юге Кали: расширение прав и возможностей, закон и смерти из-за приданого . стр. 36, 38.
- ↑ Когда феминистка поворачивает направо. Архивировано 22 февраля 2018 года на Wayback Machine , Rediff.com , 2 апреля 2014 года.
- ^ [7] Архивировано 16 апреля 2016 г. в Wayback Machine , Конституция Индии 1949 г. (Индия), статья 23 (1).
- ^ [8] , Камаль Кумар Панди Убийство женского плода, принудительные браки и кабальный труд в Харьяне и Пенджабе: Ситуационный отчет (10 декабря 2003 г.) на [6].
- ^ [9] , Закон об ограничении детских браков 1929 года (Индия), раздел 2 (а).
- ^ [10] Закон о ювенальной юстиции (уход и защита детей) 2015 г., раздел 2(14)(ix).
- ^ [11] Закон о ювенальной юстиции (уход и защита детей) 2015 г., раздел 1(14)(i).
- ^ [12] , Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, статья 16(1)(b).
- ^ [13] , Конвенция о правах ребенка, статья 19.
- ^ [14] , Конвенция о правах ребенка, статья 34.
- ^ [15] , Заключительные замечания по объединенным четвертому и пятому периодическим отчетам Индии.
- ^ [16] , Заключительные замечания по объединенным четвертому и пятому периодическим отчетам Индии, в [23(a)]
- ^ [17] , Заключительные замечания по объединенным четвертому и пятому периодическим отчетам Индии, в [23(b)]
- ^ [18] , Заключительные замечания по объединенным четвертому и пятому периодическим отчетам Индии, в [23(c)]
- ^ [19] , Заключительные замечания по объединенным четвертому и пятому периодическим отчетам Индии, в [23(d)]
- ^ [20] Архивировано 6 марта 2016 года в Wayback Machine , Департамент экономического и статистического анализа, Экономическое исследование штата Харьяна, проводимое правительством Харьяны: 2011-2012 (2012) <www.esharyana.gov.in> на 1.
- ^ Сонали Мукерджи «Искаженное соотношение полов и невесты-мигранты в Харьяне: размышления с мест» (2013) 43 Социальные изменения 37 в 40. дои : 10.1177/0049085713475725
- ^ Перейти обратно: а б Соотношение полов в Харьяне лучшее за последние десятилетия; За успехом стоит схема «Бети Бачао-Бети Падхао» , Financial Express, 15 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харьяна выступила с новой инициативой после успеха «Бети Бачао-Бети Падхао» , UNI, 1 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б КМ поздравляет округа Колумбия с успехом «Бети Бачао-Бети Падхао» , Daily Pioneer, 7 марта 2016 г.
- ^ [21] , Раджендра Хатри «Кризис Харьяны: женихи все нарядны, но жениться не на ком» (20 июля 2014 г.) Firstpost <www.firstpost.com>.
- ^ [22] , Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, правительство Индии (2011 г.), Перепись Индии <www.censusindia.gov.in>.
- ^ Перейти обратно: а б «За первые шесть месяцев 2021 года в Харьяне зафиксировано 911 соотношений полов при рождении» . Индостан Таймс . 17 июля 2021 г. Проверено 2 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «За первые шесть месяцев 2021 года в Харьяне зафиксировано 911 соотношений полов при рождении» . Индостан Таймс . 17 июля 2021 г. Проверено 2 января 2022 г.
- ^ [23] , Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Текущее состояние поставщиков услуг для жертв и субъектов уголовного правосудия в Индии по борьбе с торговлей людьми (2013) на [96].
- ^ [24] , Министерство по делам женщин и детей СВАДХАР ГРЕХ: Схема удовлетворения основных потребностей женщин, находящихся в трудных обстоятельствах (2015) на [1].
- ^ [25] , Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Текущее состояние поставщиков услуг для жертв и субъектов уголовного правосудия в Индии по борьбе с торговлей людьми (2013) на [95].
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2014 года . Проверено 5 ноября 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ К. Сандип Кумар, Раджив Маллик (19 мая 2017 г.). «Правительство UP предупреждает о мошенничестве со схемой Бети Бачао, Бети Падхао» . Индостан Таймс . Проверено 12 июня 2017 г.
- ^ Press Trust of India (28 марта 2017 г.). «Правительство Харьяны предостерегает людей от мошенничества по схеме Бети Бачао-Бети Падхао» . Индийский экспресс . Проверено 12 июня 2017 г.
- ^ Харьяна сохраняет показатель соотношения женщин в предыдущем году на уровне 914 в 2018 году, 17 января 2019 г.
- ^ У Ратии лучшее соотношение полов Дайник Бхаскар, 4 февраля 2019 г.
- ^ [26] Эрин Келли «ICRW публикует результаты оценки условных денежных трансфертов для решения проблемы брака в Индии» (14 октября 2015 г.) Международный центр исследований женщин <www.icrw.org>.
- ^ [27] , Прия Нанда и другие «Влияние программы обусловленных денежных трансфертов на образование девочек и возраст вступления в брак в Индии» (2016), Международный центр исследований женщин <www.icrw.org>, стр. 2.
- ^ [28] , «Достаточно ли экономических стимулов для предотвращения детских браков? Результаты из Харьяны, Индия» (17 октября 2016 г.) Girls Not Brides <www.girlsnotbrides.org>.
- ^ [29] , Прия Нанда и другие «Влияние программы обусловленных денежных трансфертов на образование девочек и возраст вступления в брак в Индии» (2016), Международный центр исследований женщин <www.icrw.org>, стр. 6.
- ^ Перейти обратно: а б [30] , «Достаточно ли экономических стимулов для предотвращения детских браков? Результаты из Харьяны, Индия» (17 октября 2016 г.), Girls Not Brides <www.girlsnotbrides.org>.
- ^ [31] , Дия Наг «Новый закон Индии о борьбе с торговлей людьми: что вам нужно знать» (8 июня 2016 г.) Азиатский фонд <www.asiafoundation.org>.
- ^ [32] , Гарвардский FXB. Это защита? Анализ подхода Индии к спасению и реинтеграции детей, проданных в целях трудовой эксплуатации (март 2016 г.).
- ^ [33] , Гарвард FXB. Это защита? Анализ подхода Индии к спасению и реинтеграции детей, проданных в целях трудовой эксплуатации (март 2016 г.), см. [25].