Креперея Трифена

Креперея Трифена была молодой римлянкой , предположительно около 20 лет, чей саркофаг был найден во время начатых в 1889 году раскопок фундамента Дворца правосудия и строительства моста Умберто I через Тибр в Риме. Среди предметов, найденных в ее саркофаге, были части погребального наряда, в том числе скульптурная кукла.
Открытие
[ редактировать ]
В ходе раскопок было обнаружено несколько археологических находок, в том числе группа из пяти саркофагов, захороненных между серединой II и III веками нашей эры; из них два, все еще запечатанные, были названы в честь членов одной семьи : Crepereia Tryphaena и Crepereius Euhodus. [ 3 ] Два саркофага были похоронены на дне колодца, позже засыпанного землей, и они были помещены рядом и украшены только с двух сторон, как если бы это были гробницы-бисомы или двойные захоронения. [ 3 ]
На мраморном футляре саркофага, посвященного Креперее Трифене, была выгравирована сцена с глубоким барельефом, намекающая на смерть девушки. Она изображена спящей на погребальном ложе, положив голову на левое плечо. На краю кровати, у ее ног, сидит Матрона в покрывале и смотрит на покойника. У постели стоит мужественная фигура в хламиде , испытывающая глубокую боль. [ 4 ]
Погребальный инвентарь, присутствовавший только в саркофаге Трифены , включал множество золотых украшений; более того, рядом с ее скелетом лежала кукла из слоновой кости . [ 3 ] Первоначально считалось, что он сделан из дуба, [ 5 ] тонкой работы и с шарнирными конечностями . Римлянам, которые утром 12 января 1889 года узнали об этой исключительной находке возле моста Умберто I , она напоминала речное божество. Когда саркофаг, который все еще был запечатан, был открыт, молодая женщина, погруженная в воду, текущую из близлежащей реки Тибр , предстала в образе нимфы . Археолог Родольфо Ланчиани , [ 3 ] присутствовавший на раскопках, писал:
Сняв крышку и взглянув на труп сквозь кристалл прозрачной и пресной воды, мы были странно удивлены видом черепа, который, казалось, все еще был покрыт ее густыми и длинными волосами, развевающимися по воде. Слава о таком замечательном открытии быстро привлекла толпы зевак из близлежащих окрестностей, так что эксгумация Crepereia Tryphaena была совершена с самыми торжественными почестями, и память о ней сохранится на долгие годы в районе Прати . Феномен волос легко объясним: через фильтрующуюся воду в полость саркофага проникли луковицы водного растения, производившего очень длинные нити черного дерева, причем эти луковицы предпочтительно размещали свои бородки на черепе. Череп был слегка повёрнут в сторону левого плеча и в сторону доброй кукольной фигурки... [ 4 ]
Неповрежденный скелет девушки, которой на момент смерти было около 20 лет, все еще украшался несколькими драгоценностями и короной из миртовых листьев, перекрытой заколкой из мелких серебряных цветочков. [ 3 ] Во время похорон Креперея носила серьги-подвески из золота и жемчуга и золотое ожерелье с подвесками из мелких кристаллов берилла . [ 3 ] Ее тунику удерживала золотая брошь, украшенная гравированным из аметиста безелем . [ 3 ]
Среди драгоценностей Трифены на пальце молодой девушки было найдено кольцо с выгравированным словом «Филет»; это заставило поэта Джованни Пасколи вообразить, что это имя ее пропавшего обещанного супруга. Присутствие куклы в траурном наряде может свидетельствовать о том, что она умерла накануне свадьбы, не успев пожертвовать свои игрушки богам в обряде «прощания с детством». [ 6 ] По этому случаю Пасколи сочинил стихотворение на латыни, которое он представил по случаю свадьбы дочери достопочтенного Бензони, в то время министра народного просвещения и его друга и протеже в Риме: [ 7 ] [ 8 ]
Ты спрятал стеклянную деву под водой |
Ты спряталась, девочка, в прозрачной воде, |
Кукла Трифены
[ редактировать ]Кукла ростом 23 см. [ 9 ] это не обычная игрушка, а скорее «престижный» предмет, [ 10 ] произведение искусства с изящно вылепленным лицом, почти как портрет. [ 11 ]
Техническое мастерство мастера, создавшего его, проявляется и в корпусе с подвижными суставами ; ноги и руки соединяются с туловищем маленькими булавками . [ 3 ] Этот тип сустава обеспечивает только анатомически правильные движения конечностей и свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне мастерства. [ 3 ] Вполне возможно, что кукла была предназначена для ношения одежды, поскольку, в отличие от туловища, ее руки, ноги и голова вырезаны с чрезвычайно высокой детализацией. [ 3 ] Археолог и «Гаарец» писатель Терри Маденхольм писал:
Хотя кукла Креперея не изображается беременной, округлый детородный живот куклы и широкие животворящие бедра должны были «подготовить» Креперею к самой ценной роли, которую могла играть женщина в древнем мире: роли матери. Не просто мама, а уважаемая мать: искусно вырезанная прическа куклы представляет собой элегантное воспроизведение той, которую популяризировала икона моды Фаустина Младшая . [ 12 ]
Рядом с куклой были обнаружены остатки шкатулки из слоновой кости . [ 10 ] также первоначально считалось, что это дерево. Перемонтированный на конструкцию из плексигласа , он входил в комплект куклы. На одном из больших пальцев куклы было вставлено кольцо для ключей, подобное тому, которое римляне использовали для шкатулок для драгоценностей . [ 3 ] Другими игрушками, найденными в саркофаге и частью набора куклы, были два серебряных зеркала и два крошечных костяных гребня . [ 3 ] упомянутое выше золотое кольцо ключевого типа, еще одно с безелем , две крошечные проколотые жемчужины, часть сережек , жемчужина и две из стеклянной пасты бусины , а также остатки золотых спиралей, возможно, принадлежавших ожерелью . В комплект куклы также входили . [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
Происхождение семьи
[ редактировать ]Трифена была идентифицирована как девушка, жившая в середине II века нашей эры. [ 15 ] Terminus post quem для погребения можно получить через прическу куклы, уложенную по сложной римской модной прическе с элементами времен императрицы Фаустины Майор (годы правления 138–40) (сложное соединение на затылке небольших кос, собирающихся на верхняя часть головы) [ 3 ] и императора Марка Аврелия (годы правления 161–180) и императрицы Фаустины Малой (годы правления 161–75) (волосы на лбу, нисходящие с пробором, опухшими и мягкими волнами, обрамляющими лицо и частично закрывающими уши). [ 3 ] [ 11 ] Более точную датировку смерти девушки можно установить по стилю барельефа, высеченного на короткой стороне ее саркофага, типичному для колористического стиля римской скульптуры около 170 г. [ 3 ]
Имена погибших позволяют предположить греческое происхождение семьи; неясно, были ли они сами либерти (освобожденными рабами) или потомками либерти . [ 3 ] Связь с императорским домом кажется правдоподобной, поскольку участок, где была найдена гробница, — часть Horti Domitiae в Ager Vaticanus. [ 3 ] – принадлежал императорской казне со времен Нерона . [ 16 ] Примечательно, что, согласно эпиграфическим источникам , во II веке нашей эры несколько представителей рода Crepereia , к которому принадлежали эти либерти , действовали в восточной части Римской империи . [ 3 ]
Выставка
[ редактировать ]После открытия два саркофага Трифены и Евхода экспонировались до 1928 года в комнате под названием «Саркофаги» в Музее Палаццо Консерватори , входящем в состав Капитолийских музеев . [ 3 ] В 1929 году они были перенесены в недавно созданный Antiquarium Comunale на Целийском холме ; два саркофага были выставлены без крышек, что позволило посетителям увидеть скелеты и предметы обстановки Крепереи, расположенные «так же, как они были размещены вначале». [ 3 ]
В 1939 году, после выселения и частичного обрушения Антиквариума, два саркофага и приданое вернулись в фонды Капитолийских музеев и выставлялись только в особых случаях; драгоценности в Турине в 1961 году по случаю большой выставки «Золото и серебро древней Италии» к столетию единства Италии, а также весь наряд на выставке в Палаццо Каффарелли с 1967 по 1971 год. [ 3 ] Это был первый случай, когда погребальный наряд изучался в целом. [ 3 ] Два саркофага с нарядом, куклой и ее комплектом теперь постоянно экспонируются в Центральном музее Монтемартини (входит в состав Капитолийских музеев ) на улице Виа Остиенсе в Риме. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кастеллани, А. (1889). «Описание предметов, найденных в саркофаге Крепереи Трифена» . Бюллетень Муниципальной археологической комиссии Рима . 3 (на итальянском языке). Рим: Типично. Академии Р. Линчеи: 178–180.
- ^ Ланчиани, Р. (1889). «Об открытиях, произошедших в окрестностях нового Дворца правосудия» . Бюллетень Муниципальной археологической комиссии Рима . 3 (на итальянском языке). Рим: Типично. R. Accademia dei Lincei: Табличка VIII. hdl : 2027/uc1.31158011334488 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Сомелла, Анна Мура. «Crepereia Tryphaena» (на итальянском языке). Рим: Верховный кассационный суд . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ланчиани (1889) с. 176
- ^ Ланчиани (1889), с. 180.
- ^ Сальза и Рикотти (1995), с. 51
- ^ Станканелли, Елена (17 февраля 2005 г.). «Креперея и другие волшебные куклы» (на итальянском языке). Республика . Проверено 9 января 2019 г.
- ^ Лаес, Кристиан (2019). «Близкие контакты? Crepereia Tryphaena Джованни Пасколи (1893): доступ к римскому детству через призму романтической неолатинской поэмы» . Классический мир . 112 (4): 335–355. дои : 10.1353/clw.2019.0044 . hdl : 10067/1619400151162165141 . S2CID 202361251 .
- ^ Долански, Фанни (октябрь 2012 г.). «Игра с гендером: девочки, куклы и идеалы взрослых в римском мире». Классическая античность . 32 (2): 261.
- ^ Jump up to: а б Ньюби, Зара; Тулсон, Рут (17 июля 2018 г.). Существенность траура: междисциплинарные перспективы . Рутледж. п. 100. ИСБН 9781351127646 . Проверено 19 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Фитта (1997), с. 57
- ^ Маденхольм, Терри (14 декабря 2021 г.). «До Барби: почему девочки играли в куклы в Римской империи» . Гаарец .
- ^ Д'Амбра, Ева (2 октября 2014 г.). «Красавица и римский женский портрет» . В Эльснере, Ясь; Мейер, Мишель (ред.). Искусство и риторика в римской культуре . Издательство Кембриджского университета. стр. 155–180. ISBN 9781139991735 .
- ^ Моррис, Родерик Конвей (11 января 2013 г.). «Искусство, пропаганда и смерть в Древнем Риме» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ Ланчиани (1889) с. 178
- ^ Jump up to: а б «Креперея Трифена» . Капитолийские музеи — Centrale Montemartini (на итальянском языке) . Проверено 9 января 2020 г.
Источники
[ редактировать ]
- Ланчиани, Р. (1889). «Об открытиях, произошедших в окрестностях нового Дворца правосудия» . Бюллетень Муниципальной археологической комиссии Рима . 3 (на итальянском языке). Рим: Типично. R. Accademia dei Lincei: 173–178, табл. VIII.
- Кастеллани, А. (1889). «Описание предметов, найденных в саркофаге Крепереи Трифена» . Бюллетень Муниципальной археологической комиссии Рима . 3 (на итальянском языке). Рим: Типично. Академии Р. Линчеи: 178–180.
- Долански, Фанни (октябрь 2012 г.). «Игра с гендером: девочки, куклы и идеалы взрослых в римском мире» . Классическая античность . 32 (2): 256–292. дои : 10.1525/CA.2012.31.2.256 .
- Соммелла, Анна Мура; Таламо, Эмилия, ред. (1983). Crepereia Tryphaena: спрятанное сокровище 2000-летней давности Спрятанные сокровища (на итальянском языке). Турин: Фаббри.
- Сальса, Евгения; Рикотти, Прина (1995). Игры и игрушки . Жизнь и обычаи древних римлян (на итальянском языке). Флоренция: Квазар. ISBN 978-88-7097-084-5 .
- Фитта, Марко (1997). Игры и игрушки в древности (на итальянском языке). Флоренция: Леонардо Арте. ISBN 978-88-7813-641-0 .