Jump to content

Креперея Трифена

Саркофаг Трифены

Креперея Трифена была молодой римлянкой , предположительно около 20 лет, чей саркофаг был найден во время начатых в 1889 году раскопок фундамента Дворца правосудия и строительства моста Умберто I через Тибр в Риме. Среди предметов, найденных в ее саркофаге, были части погребального наряда, в том числе скульптурная кукла.

Открытие

[ редактировать ]
Фотография раскопок комплекта куклы в саркофаге Крепереи Трифены, описанная ювелиром и антикваром Аугусто Кастеллани. [ 1 ] [ 2 ]

В ходе раскопок было обнаружено несколько археологических находок, в том числе группа из пяти саркофагов, захороненных между серединой II и III веками нашей эры; из них два, все еще запечатанные, были названы в честь членов одной семьи : Crepereia Tryphaena и Crepereius Euhodus. [ 3 ] Два саркофага были похоронены на дне колодца, позже засыпанного землей, и они были помещены рядом и украшены только с двух сторон, как если бы это были гробницы-бисомы или двойные захоронения. [ 3 ]

На мраморном футляре саркофага, посвященного Креперее Трифене, была выгравирована сцена с глубоким барельефом, намекающая на смерть девушки. Она изображена спящей на погребальном ложе, положив голову на левое плечо. На краю кровати, у ее ног, сидит Матрона в покрывале и смотрит на покойника. У постели стоит мужественная фигура в хламиде , испытывающая глубокую боль. [ 4 ]

Погребальный инвентарь, присутствовавший только в саркофаге Трифены , включал множество золотых украшений; более того, рядом с ее скелетом лежала кукла из слоновой кости . [ 3 ] Первоначально считалось, что он сделан из дуба, [ 5 ] тонкой работы и с шарнирными конечностями . Римлянам, которые утром 12 января 1889 года узнали об этой исключительной находке возле моста Умберто I , она напоминала речное божество. Когда саркофаг, который все еще был запечатан, был открыт, молодая женщина, погруженная в воду, текущую из близлежащей реки Тибр , предстала в образе нимфы . Археолог Родольфо Ланчиани , [ 3 ] присутствовавший на раскопках, писал:

Сняв крышку и взглянув на труп сквозь кристалл прозрачной и пресной воды, мы были странно удивлены видом черепа, который, казалось, все еще был покрыт ее густыми и длинными волосами, развевающимися по воде. Слава о таком замечательном открытии быстро привлекла толпы зевак из близлежащих окрестностей, так что эксгумация Crepereia Tryphaena была совершена с самыми торжественными почестями, и память о ней сохранится на долгие годы в районе Прати . Феномен волос легко объясним: через фильтрующуюся воду в полость саркофага проникли луковицы водного растения, производившего очень длинные нити черного дерева, причем эти луковицы предпочтительно размещали свои бородки на черепе. Череп был слегка повёрнут в сторону левого плеча и в сторону доброй кукольной фигурки... [ 4 ]

Неповрежденный скелет девушки, которой на момент смерти было около 20 лет, все еще украшался несколькими драгоценностями и короной из миртовых листьев, перекрытой заколкой из мелких серебряных цветочков. [ 3 ] Во время похорон Креперея носила серьги-подвески из золота и жемчуга и золотое ожерелье с подвесками из мелких кристаллов берилла . [ 3 ] Ее тунику удерживала золотая брошь, украшенная гравированным из аметиста безелем . [ 3 ]

Среди драгоценностей Трифены на пальце молодой девушки было найдено кольцо с выгравированным словом «Филет»; это заставило поэта Джованни Пасколи вообразить, что это имя ее пропавшего обещанного супруга. Присутствие куклы в траурном наряде может свидетельствовать о том, что она умерла накануне свадьбы, не успев пожертвовать свои игрушки богам в обряде «прощания с детством». [ 6 ] По этому случаю Пасколи сочинил стихотворение на латыни, которое он представил по случаю свадьбы дочери достопочтенного Бензони, в то время министра народного просвещения и его друга и протеже в Риме: [ 7 ] [ 8 ]

Кукла Трифены

[ редактировать ]

Кукла ростом 23 см. [ 9 ] это не обычная игрушка, а скорее «престижный» предмет, [ 10 ] произведение искусства с изящно вылепленным лицом, почти как портрет. [ 11 ]

Техническое мастерство мастера, создавшего его, проявляется и в корпусе с подвижными суставами ; ноги и руки соединяются с туловищем маленькими булавками . [ 3 ] Этот тип сустава обеспечивает только анатомически правильные движения конечностей и свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне мастерства. [ 3 ] Вполне возможно, что кукла была предназначена для ношения одежды, поскольку, в отличие от туловища, ее руки, ноги и голова вырезаны с чрезвычайно высокой детализацией. [ 3 ] Археолог и «Гаарец» писатель Терри Маденхольм писал:

Хотя кукла Креперея не изображается беременной, округлый детородный живот куклы и широкие животворящие бедра должны были «подготовить» Креперею к самой ценной роли, которую могла играть женщина в древнем мире: роли матери. Не просто мама, а уважаемая мать: искусно вырезанная прическа куклы представляет собой элегантное воспроизведение той, которую популяризировала икона моды Фаустина Младшая . [ 12 ]

Рядом с куклой были обнаружены остатки шкатулки из слоновой кости . [ 10 ] также первоначально считалось, что это дерево. Перемонтированный на конструкцию из плексигласа , он входил в комплект куклы. На одном из больших пальцев куклы было вставлено кольцо для ключей, подобное тому, которое римляне использовали для шкатулок для драгоценностей . [ 3 ] Другими игрушками, найденными в саркофаге и частью набора куклы, были два серебряных зеркала и два крошечных костяных гребня . [ 3 ] упомянутое выше золотое кольцо ключевого типа, еще одно с безелем , две крошечные проколотые жемчужины, часть сережек , жемчужина и две из стеклянной пасты бусины , а также остатки золотых спиралей, возможно, принадлежавших ожерелью . В комплект куклы также входили . [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]

Происхождение семьи

[ редактировать ]

Трифена была идентифицирована как девушка, жившая в середине II века нашей эры. [ 15 ] Terminus post quem для погребения можно получить через прическу куклы, уложенную по сложной римской модной прическе с элементами времен императрицы Фаустины Майор (годы правления 138–40) (сложное соединение на затылке небольших кос, собирающихся на верхняя часть головы) [ 3 ] и императора Марка Аврелия (годы правления 161–180) и императрицы Фаустины Малой (годы правления 161–75) (волосы на лбу, нисходящие с пробором, опухшими и мягкими волнами, обрамляющими лицо и частично закрывающими уши). [ 3 ] [ 11 ] Более точную датировку смерти девушки можно установить по стилю барельефа, высеченного на короткой стороне ее саркофага, типичному для колористического стиля римской скульптуры около 170 г. [ 3 ]

Имена погибших позволяют предположить греческое происхождение семьи; неясно, были ли они сами либерти (освобожденными рабами) или потомками либерти . [ 3 ] Связь с императорским домом кажется правдоподобной, поскольку участок, где была найдена гробница, — часть Horti Domitiae в Ager Vaticanus. [ 3 ] – принадлежал императорской казне со времен Нерона . [ 16 ] Примечательно, что, согласно эпиграфическим источникам , во II веке нашей эры несколько представителей рода Crepereia , к которому принадлежали эти либерти , действовали в восточной части Римской империи . [ 3 ]

Выставка

[ редактировать ]

После открытия два саркофага Трифены и Евхода экспонировались до 1928 года в комнате под названием «Саркофаги» в Музее Палаццо Консерватори , входящем в состав Капитолийских музеев . [ 3 ] В 1929 году они были перенесены в недавно созданный Antiquarium Comunale на Целийском холме ; два саркофага были выставлены без крышек, что позволило посетителям увидеть скелеты и предметы обстановки Крепереи, расположенные «так же, как они были размещены вначале». [ 3 ]

В 1939 году, после выселения и частичного обрушения Антиквариума, два саркофага и приданое вернулись в фонды Капитолийских музеев и выставлялись только в особых случаях; драгоценности в Турине в 1961 году по случаю большой выставки «Золото и серебро древней Италии» к столетию единства Италии, а также весь наряд на выставке в Палаццо Каффарелли с 1967 по 1971 год. [ 3 ] Это был первый случай, когда погребальный наряд изучался в целом. [ 3 ] Два саркофага с нарядом, куклой и ее комплектом теперь постоянно экспонируются в Центральном музее Монтемартини (входит в состав Капитолийских музеев ) на улице Виа Остиенсе в Риме. [ 16 ]

  1. ^ Кастеллани, А. (1889). «Описание предметов, найденных в саркофаге Крепереи Трифена» . Бюллетень Муниципальной археологической комиссии Рима . 3 (на итальянском языке). Рим: Типично. Академии Р. Линчеи: 178–180.
  2. ^ Ланчиани, Р. (1889). «Об открытиях, произошедших в окрестностях нового Дворца правосудия» . Бюллетень Муниципальной археологической комиссии Рима . 3 (на итальянском языке). Рим: Типично. R. Accademia dei Lincei: Табличка VIII. hdl : 2027/uc1.31158011334488 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Сомелла, Анна Мура. «Crepereia Tryphaena» (на итальянском языке). Рим: Верховный кассационный суд . Проверено 9 января 2020 г.
  4. ^ Jump up to: а б Ланчиани (1889) с. 176
  5. ^ Ланчиани (1889), с. 180.
  6. ^ Сальза и Рикотти (1995), с. 51
  7. ^ Станканелли, Елена (17 февраля 2005 г.). «Креперея и другие волшебные куклы» (на итальянском языке). Республика . Проверено 9 января 2019 г.
  8. ^ Лаес, Кристиан (2019). «Близкие контакты? Crepereia Tryphaena Джованни Пасколи (1893): доступ к римскому детству через призму романтической неолатинской поэмы» . Классический мир . 112 (4): 335–355. дои : 10.1353/clw.2019.0044 . hdl : 10067/1619400151162165141 . S2CID   202361251 .
  9. ^ Долански, Фанни (октябрь 2012 г.). «Игра с гендером: девочки, куклы и идеалы взрослых в римском мире». Классическая античность . 32 (2): 261.
  10. ^ Jump up to: а б Ньюби, Зара; Тулсон, Рут (17 июля 2018 г.). Существенность траура: междисциплинарные перспективы . Рутледж. п. 100. ИСБН  9781351127646 . Проверено 19 января 2020 г.
  11. ^ Jump up to: а б Фитта (1997), с. 57
  12. ^ Маденхольм, Терри (14 декабря 2021 г.). «До Барби: почему девочки играли в куклы в Римской империи» . Гаарец .
  13. ^ Д'Амбра, Ева (2 октября 2014 г.). «Красавица и римский женский портрет» . В Эльснере, Ясь; Мейер, Мишель (ред.). Искусство и риторика в римской культуре . Издательство Кембриджского университета. стр. 155–180. ISBN  9781139991735 .
  14. ^ Моррис, Родерик Конвей (11 января 2013 г.). «Искусство, пропаганда и смерть в Древнем Риме» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 января 2020 г. .
  15. ^ Ланчиани (1889) с. 178
  16. ^ Jump up to: а б «Креперея Трифена» . Капитолийские музеи — Centrale Montemartini (на итальянском языке) . Проверено 9 января 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fcabba8bcda032e49197fee5b63137d2__1699367400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/d2/fcabba8bcda032e49197fee5b63137d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Crepereia Tryphaena - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)