Бохор (Ксенакис)
Глупый | |
---|---|
Яннис Ксенакис | |
Составленный | 1962 |
Выполненный | 15 декабря 1962 г. |
Продолжительность | 21 : 30 |
Движения | 1 |
Подсчет очков | Электроакустическая музыка |
Bohor (также известный как Bohor I ) — электроакустическая композиция Янниса Ксенакиса , написанная в 1962 году.
Фон
[ редактировать ]В 1954 году Ксенакис присоединился к группе Пьера Шеффера Groupe de Recherches Musicales и в следующем году начал работать в их студии. [1] Во время своего проживания он написал ряд электроакустических композиций, в том числе Diamorphoses (1957), Concret PH (1958) и Orient-Occident (1960). [2] К 1962 году, когда он сочинил «Бохор» , музыкальные интересы Ксенакиса начали расходиться с интересами Шеффера: в то время как интересы Шеффера вращались вокруг изучения « звуковых объектов », Ксенакис хотел сосредоточиться на архитектурных и математических подходах к музыке. [3] Несмотря на это, Ксенакис решил посвятить Бохора Шефферу. [3] хотя позже в том же году он покинул GRM. [4]
Состав
[ редактировать ]«Бохор» был написан в период, когда Ксенакис интересовался исследованием постепенной трансформации чрезвычайно богатых звуков. [5] Он заявил: «Вы начинаете со звука, состоящего из множества частиц, затем смотрите, как вы можете заставить его незаметно меняться, расти, меняться и развиваться, пока не получится совершенно новый звук». [5] Он сравнил этот процесс с медленным наступлением безумия, «когда человек внезапно осознает, что среда, которая казалась ему знакомой, теперь изменилась в глубоком, угрожающем смысле». [5]
В отличие от других произведений того периода, таких как «Герма» для фортепиано, Ксенакис «не делал расчетов» при сочинении «Бохора» , а вместо этого полагался на «новую интуицию, сформировавшуюся в пылу действия». [6] Он использовал четыре источника звука: лаосскую губную гармонику (замедленную), металлические византийские украшения (усиленные), кроталы и удары молотком внутри фортепиано. [7] [8] Музыка была записана на студии GRM на восьми каналах, которые для коммерческого релиза были сведены до двух. [9] Название отсылает к одному из рыцарей Круглого стола . [9]
Материал и форма
[ редактировать ]Ксенакис описал Бохора как «мониста с внутренней множественностью, сходящимся и сжимающимся, наконец, в пронзительный угол конца». [9] Продолжительностью почти 22 минуты, это, по сути, единая, медленно меняющаяся, сложная масса звука; [3] [8] музыковед Макис Соломос сравнил это с «опытом прослушивания звона большого колокола изнутри колокола». [10] Существует два основных типа текстур: низкие, медленные, устойчивые гудящие звуки, которые постепенно появляются и исчезают, и быстро движущиеся металлические лязг и грохот. [3] Они развиваются одновременно и независимо, при этом несколько слоев каждого типа текстур появляются с разной степенью плотности. [3] В последние минуты звук сужается до полосы шума, интенсивность и амплитуда которого увеличивается, пока внезапно не обрывается. [3] [5]
Автор и композитор Джонатан Крамер предположил, что форма Бохора иллюстрирует то, что он назвал «вертикальным временем», поскольку в ней «не хватает внутренней дифференциации фраз», используя звуковой материал, который «практически не меняется на протяжении всего времени». [11] Общий эффект таков: «единое настоящее, растянутое на огромную продолжительность, потенциально бесконечное «сейчас», которое, тем не менее, ощущается как мгновение». [11] Писатель Агостино Ди Сципио отметил, что на момент написания « Бохор » был «одной из самых радикальных попыток аннулировать линейную артикуляцию в западной музыке». [12] поскольку оно «лишено узнаваемого логического развития». [13]
Премьера и прием
[ редактировать ]Премьера фильма «Бохор» состоялась на фестивале Гравезано в Париже 15 декабря 1962 года. [14] и это привело к скандалу, отчасти из-за высокой громкости звуковой системы. [15] По словам Ксенакиса, приверженец Бохора Пьер Шеффер ненавидел это произведение: [16] а сам Шеффер писал: «Это была огромная волна взрывов... оскорбительное скопление стрельчатых ударов в ухо на максимальной громкости». [3] Последующие выступления, как правило, вызывали сильную, интуитивную реакцию. На концерте, состоявшемся в Париже в октябре 1968 года, некоторые зрители кричали во время выступления, а другие стояли и аплодировали. [9] Во время выступления 1971 года в Музее Уитни в Нью-Йорке «одна женщина в зарезервированном зале кричала последние несколько минут и — что невероятно — заставила себя услышать». [17] Выступление в Fillmore East («в Jefferson Airplane »). томе [18] ) было самым громким произведением, которое можно было услышать на концерте, и оно было встречено «восторженными криками». [19]
Критические отзывы были неоднозначными. В обзоре High Fidelity Альфред Франкенштейн заявил, что Бохор «в целом имеет больше разнообразия, цвета, формальной изобретательности и гениальности, чем практически все другие известные электронные произведения, вместе взятые», и заметил: «Поставьте эту работу рядом с Пеллеасом. « «Весна священная» , Лунный Пьеро » — это одна из партитур, по которым будет измеряться музыка нашего столетия». [20] В статье для The New York Times Донал Хенахан описал эту работу как «22-минутную скуку… намекающую на то, что слышишь, когда оказываешься на банкете слишком близко к комнате для мытья посуды». [21] В отдельном обзоре Хенахан назвал Бохора «одним длинным, экспоненциально расширяющимся крещендо, ведущим в небытие и возможным повреждением мозга». [17] Критик Джон Роквелл предположил, что Бохора можно услышать как часть континуума электронных произведений, включающих произведения Ла Монте Янга и Джона Кейла , а также Лу Рида Metal Machine Music . [22]
Отношение к более поздним электронным произведениям
[ редактировать ]Бохор ознаменовал конец сотрудничества Ксенакиса с GRM, и он больше не работал с записанными на пленку звуками до 1967 года, когда он создал музыку для Polytope de Montréal, используя заранее записанные оркестровые звуки. [3] Однако его интерес к звуковому миру Бохора сохранялся на протяжении многих лет; музыка, которую он сочинил для « Многогранника Персеполя» (1971), напоминает Бохора в использовании шумных, многослойных звучностей и волн интенсивности, [23] [24] в то время как музыка для Политопа Клюни (1972) первоначально называлась Bohor II . [25] [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харли 2004 , с. 17.
- ^ Харли 2004 , с. 17–18.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Харлей 2004 , с. 19.
- ^ Варга 1996 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д Холмс 2008 , с. 367.
- ^ Тернер 2015 , с. 102.
- ^ Тернер 2015 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Дороги 2015 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д Броды 1970 .
- ^ Соломос 1997 .
- ^ Jump up to: а б Крамер 1988 , с. 55.
- ^ Ди Сципион 1998 , с. 239.
- ^ Ди Сципион 1998 , с. 203.
- ^ «Бохор» . iannis-xenakis.org . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ Харли 1998 , с. 75.
- ^ Варга 1996 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Хенахан 1971 год .
- ^ Саймон 2003 .
- ^ Русскол 1972 , с. 154.
- ^ Франкенштейн 1970 , с. 116.
- ^ Хенахан 1970 .
- ^ Роквелл 1975 .
- ^ «Многогранник Персеполя» . iannis-xenakis.org . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ Харли 2004 , с. 63.
- ^ «Многогранник Клюни» . iannis-xenakis.org . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ Тернер 2015 , с. 97.
Источники
- Броуди, Джеймс Мэнсбэк (1970). Электроакустическая музыка (примечания). Яннис Ксенакис. Нет таких записей. Н-71246.
- Ди Сципион, Агостино (лето 1998 г.). «Композиционные модели в электроакустической музыке Ксенакиса». Перспективы новой музыки . 36 (2): 201–243.
- Франкенштейн, Альфред (декабрь 1970 г.). «Ксенакис: Конкретный PH, Диаморфозы, Восток-Запад, Бохор» . Высокая точность . стр. 114–116.
- Харли, Джеймс (лето 1998 г.). «Яннис Ксенакис: электронная музыка, диаморфозы, Concret PH, Восток-Запад, Бохор, Хибики-Хана-Ма, С. 709». Компьютерный музыкальный журнал . 22 (2): 75–76.
- Харли, Джеймс (2004). Ксенакис: его жизнь в музыке . Рутледж.
- Хенахан, Донал (8 ноября 1970 г.). «Записи» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 октября 2023 г.
- Хенахан, Донал (13 мая 1971 г.). «Музыка: Ночь Ксенакиса» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 октября 2023 г.
- Холмс, Том (2008). Электронная и экспериментальная музыка (3-е изд.). Рутледж.
- Крамер, Джонатан (1988). Время музыки . Книги Ширмера.
- Дороги, Кертис (2015). Сочинение электронной музыки: новая эстетика . Издательство Оксфордского университета.
- Роквелл, Джон (20 июня 1975 г.). «Поп-жизнь» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 октября 2023 г.
- Русскол, Герберт (1972). Освобождение звука: введение в электронную музыку . Прентис-Холл.
- Саймон, Джефф (19 января 2003 г.). «Безвестность современных мастеров не затмевает достижения этих великих ныне живущих композиторов-классиков» . Новости Буффало . Проверено 16 октября 2023 г.
- Соломос, Макис (1997). Электронная музыка (примечания). Яннис Ксенакис. ЭМФ Медиа. CD003.
- Тернер, Чарльз (2015). «Почему Бохор ?». В Соломосе, Макис (ред.). Яннис Ксенакис. Электроакустическая музыка . Харматтанские издания. стр. 97–108.
- Варга, Балинт Андраш (1996). Беседы с Яннисом Ксенакисом . Фабер и Фабер.