Анри Ле Сиданер
Анри Ле Сиданер | |
---|---|
![]() Фотография Ле Сиданер в Этапле | |
Рожденный | Анри Эжен Огюстен Ле Сиданер 7 августа 1862 г. Порт-Луи, Маврикий |
Умер | 14 июля 1939 г. Париж | (76 лет)
Образование | Национальная школа изящных искусств |
Известный | Картина маслом, Акварель |
Заметная работа | «Прогулка сирот» (1888), «Стол при лунном свете» (1928), «Лебеди» (1900), «Ступеньки в саду» (1931). |
Движение | Постимпрессионизм , Интимизм , Символизм . |
Награды | Почетного легиона - Рыцарь (1908) Почетного легиона - офицер (1913). [1] |
Анри Эжен Огюстен Ле Сиданер (7 августа 1862 – 14 июля 1939) был художником- интимистом , известным своими картинами домашних интерьеров и тихих уличных сцен. Его стиль содержал элементы импрессионизма с влиянием Эдуарда Мане , Моне и пуантилистов , заметных в его работах. Ле Сиданер предпочитал приглушенное использование цвета, предпочитая оттенки серого и опалы, наносимые неровными, пятнистыми мазками, чтобы создать атмосферу и мистицизм. Опытный художник- ноктюрнист , он много путешествовал по Франции и Европе, прежде чем поселился в Жерберуа в сельской местности Пикардии , где рисовал более тридцати лет. [2]
Картины и пастели Ле Сиданера широко собирались на протяжении всей его карьеры. Его соблазнительные виды садов, которые он создал на руинах средневековой крепости в Герберуа, с их недавно освободившимися столами, залитыми солнечным светом и увешанными розами, укрепили за ним репутацию уникального художника, которому нелегко вписаться в художественное движение. [3]
Ранние годы
[ редактировать ]

Анри Ле Сиданер родился 7 августа 1862 года в Порт-Луи на Маврикии, где жили его бретонские родители Жан Мари (1828–1880) и Амели Генриетта (урожденная Робберехтс). Его отец Жан Мари был судовым инспектором в компании Lloyd's , чей бизнес привел семью обратно во Францию в 1872 году. [примечание 1] Оставшуюся часть своего детства он провел в Дюнкерке , где он учился в колледже и лицее Нотр-Дам-де-Дюны и где он встретил и подружился с Эженом Шиго , который стал его другом и сторонником на всю жизнь. [4] Он проявил способности к живописи, в чем его поддерживали родители, и посещал художественные классы в ателье Альфонса Шиго и у учителя, который был учеником Филиппа-Жака ван Бри . [2] Портфолио Ле Сиданера было признано достаточно хорошим, чтобы город Дюнкерк предоставил ему стипендию, и в 1880 году, в возрасте восемнадцати лет, он переехал в Париж и поступил в престижную национальную высшую школу изящных искусств .
В Париже он учился у Александра Кабанеля , одного из самых влиятельных учителей французской живописи Прекрасной эпохи . [5] Хотя Кабанель в основном писал в академическом насмешливо называли его L'art pompier (буквально «искусство пожарного»). стиле, некоторые критики [6] он обладал глубокими знаниями французского искусства девятнадцатого века, в частности на пленэре . живописи [примечание 2] и натурализм Барбизонской школы . [7] По словам его биографа, Ле Сиданер увидел последние выставки Мане в Парижском салоне и глубоко задумался над тем, что он увидел в работах модерниста Мане. В результате Ле Сиданер ушел из школы Кабанеля из-за творческих разногласий. [2] Интересы Ле Сиданера к использованию цвета, мягкости форм и живописи в сумеречном свете сформировались в этот период, когда он искал художественное лечение в натурализме и живописи на пленэре . [8]
Художественная колония Этапль
[ редактировать ]
В 1883 году он вернулся в Кот-д'Опаль , где присоединился к коллеге-художнику Эжену Шиго в Этапле, чтобы основать мастерскую художников и проводить регулярные выставки, которые в конечном итоге превратились в школу искусств, названную Виллой де Роз . [8] В Этапле существовала традиция живописи на пленэре, заложенная Шарлем-Франсуа Добиньи (1817–1878), который отступил туда после начала Парижской коммуны в 1871 году, и местным довильским художником Эженом Буденом (1824–1898), руководящим постом. импрессионист. В конце девятнадцатого века многих художников привлекали песчаные дюны, атмосферный свет и остатки старой Франции. В частности, художники из США, Австралии и Британских островов поселились вокруг Этапля свободным коллективом. Большинство ушло в начале Великой войны в 1914 году, когда Фландрия стала частью Западного фронта . [9] Ле Сиданер пробыл в Этапле двенадцать лет, предпочитая работать в изоляции. Тем временем в Париже быстро набирали обороты лихорадочные дебаты о значении искусства. Общество независимых художников было основано в 1884 году, когда такие движения, как пуантилизм с их обильным использованием цвета, подрывали основы академизма . [10] На этом фоне в 1887 году Ле Сиданер отправил свою первую картину в Парижский Салон, а в 1888 году — «Променад Орфелин», одну из самых знаменитых его ранних работ. Картина «Бенедикт де ла Мер», выставленная в 1890 году, была награждена медалью за третье место и стипендией на поездку в Рим, где Ле Сиданер сделал сохранившиеся копии работ Джотто и Фра Анджелико . «Бенедиктион Де ла Мер» — картина с ярко выраженным религиозным подтекстом. Это ностальгический и сентиментальный фильм, действие которого происходит на фоне неземного атмосферного неба. [11] Ле Сиданер подружился с норвежским художником-пейзажистом Фрицем Тауловым , и в 1891 году они отправились в Нидерланды, в ходе этого визита было создано несколько картин, в том числе Jong meisje in de duinen («Молодая женщина в дюнах») (1891). [12] и Fillette au Jardin (1894), интимистская картина дочери Таулова, необычная яркостью красок, которые Ле Сиданер выбрал для маленькой девочки. [13]
Пейзажи Ле Сиданера того периода демонстрируют восхищение влиянием изменений света на чувства, особенно в сумерках. В то время как импрессионисты и пуантилисты предпочитали использовать яркие цвета для выражения эмоций, Ле Сиданер начал работать в тональных пастельных тонах и использовал более светлую палитру для создания лунных пейзажей. Эту тему исследовал Жан-Шарль Казен (1840–1901), художник старшего возраста, также родом из Па-де-Кале, который стал известен своими видами необитаемых улиц, часто освещенных единственным светом, исходящим из окна. Ле Сиданер много раз использовал один и тот же мотив на протяжении своей карьеры. [14]
Вдохновение Брюгге
[ редактировать ]
Французское искусство стало свидетелем чего-то похожего на раскол в 1890 году, когда группа признанных художников, в которую входили: Пюви де Шаванн , Эрнест Мейсонье , Каролюс-Дюран и Каррье-Беллез , разочаровалась в том, что они считали атавистической философией Общества французских художников . решил возродить Национальное общество изящных искусств . Они организовали независимую выставку работ художников, не соответствующих критериям принятия Парижским Салоном. Этот шаг получил поддержку правительства и престижное пространство галерей Марсова поля, первоначально построенное для Всемирной выставки 1878 года . [15] Ле Сиданер был одним из молодых художников, предпочитавших отправлять работы в новый Салон, и в 1894 году он прислал две картины «Неж» и символиста «Le Départ De Tobie» .
В 1895 году Ле Сиданер покинул Этапль и переехал в пригород Парижа, где стал частью творческой клики, в которую входили музыкант Габриэль Форе и арт-дилер Жорж Пети, которому Ле Сиданер доверил продажу своих будущих работ. Переезд в Париж, вероятно, был сделан по карьерным причинам. Ле Сиданер предпочитал уединенное существование во французской деревне. Какой бы ни была главная причина, пребывание в Париже было коротким, но важным: в 1898 году он сбежал в Брюгге с двадцатидвухлетней Камиллой Наваррой, на которой впоследствии женился. [16] Успех бельгийской группы художников Les XX позиционировал Брюгге как город, отзывчивый на новые идеи и образ мышления. [17] а для Ле Сиданера годы в Брюгге сыграли решающую роль в его последующей творческой карьере. Именно в Брюгге Ле Сиданер написал серию ноктюрнов, исследующих сумеречный свет сумерек. Они обладают мистикой и передают тишину за стенами и под водами многочисленных каналов Брюгге. [2] [примечание 3] Ла Тур, Брюгге (1890 г.) является ярким примером его периода в Брюгге. Башня изображена на фоне мрачного голубого неба, свет которого быстро тускнеет. Нижняя часть картины находится в темноте, за исключением излюбленного мотива двух одиноких огней в окне. В другой сумеречной картине Crépuscule, Maisons Quai De Rosaire (1900). [18] мрачную палитру вновь оттеняет знакомый мотив освещенного окна, отбрасывающего полутень на безмолвные воды канала.
Переход к Gerberoy и международный успех
[ редактировать ]
Ле Сиданер провел успешные персональные выставки в одной из галерей Джорджа Пети в 1897 году и в La Libre Esthétique в Брюсселе в 1898 году. Он очень хотел купить загородную недвижимость, где он мог бы создать сад и работать в задумчивом одиночестве. По совету керамиста Огюста Делаэрша он арендовал заброшенный дом в Жерберуа в сельской местности Пикардии, который впоследствии купил в 1904 году. [19] Попав в Жерберуа, Ле Сиданер редко снова рисовал фигуры, предпочитая создавать импрессионистические настроения с помощью предметов, предполагающих человеческое присутствие. [20] Он также приступил к созданию великолепного сада, который мог бы конкурировать с садом Моне в Живерни . [21] В 1902 году Ле Сиданер присоединился к своему старому другу Эжену Шиго для продолжительного визита в Гравелин и Жизор. [22] В течение нескольких лет предпочтение заключалось в том, чтобы избежать суровых зим Уазы и разбить лагерь в более мягком климате. В 1903 году Ле Сиданер провел зиму в Шартре , а в 1906 году — в Венеции, где, по словам его биографа Моклера, он завершил некоторые из своих величайших шедевров. [2] В их число входит серия ноктюрнных картин: «Большой канал» , «Дворец герцогов» , «Ружной дворец» и яркая, загадочная «Серенада» , (1906). Эта серия картин получила высокую оценку как примеры способности Ле Сиданера передавать атмосферные световые эффекты, используя пятнистую манеру письма, чтобы создать ощущение яркости сумерек. [3]
Первоначально представленные в салоне Национального общества изящных искусств, они проложили путь к крупной выставке в Лондоне в 1907/8 году, на которой Ле Сиданер создал серию работ, изображающих Лондон, дворец Хэмптон-Корт и его сады. [23] Картины из Лондона обладают сказочным качеством. [3] Балюстрада (Хэмптон-Корт), выставленная в Салоне в 1908 году, представляет собой самую абстрактную картину. Декоративная садовая балюстрада дворца окутана мерцающими синими, зелеными, бирюзовыми, персиковыми и нежными желтыми тонами. Пятнистый угловой свет преломляет влагу в воздухе, создавая нежную, рассеянную химеру, в которой можно различить только перила. [24] Ле Сиданер к тому времени был успешным художником, и это позволяло ему много путешествовать по выставкам своих работ, часто в качестве приглашенного гостя. К ним относятся, например, его участие в жюри Института Карнеги в Питтсбурге в 1910 и 1912 годах, Венецианская биеннале 1914 года, посвятившая ему целый зал, выставка 1921 года в Институте Карнеги в Питтсбурге, в Музее изящных искусств. -Искусства Руана в 1924 году, передвижная выставка 1929 года в США. В 1933 и 1939 годах галерея Шарпантье в Париже посвятила частную выставку его работам, как и Музей Гальера в 1948 году. [25]
Поздние годы
[ редактировать ]
В годы, последовавшие за беспорядками Первой мировой войны, живопись Ле Сиданера развивалась дальше, поскольку его выбор цветов становился ярче и насыщеннее. Улица де л'Эглиз в Вильфранш-сюр-Мер (1928 г.), которая сейчас находится в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде, типична для его более поздних работ. Он переливается красными, оранжевыми и зелеными оттенками и изображает, казалось бы, обычную улицу Вильфранша с видом на узкий крутой проход, ведущий к церкви. На лестнице, почти утопленной в здании, стоит фигура в красном, символ света во тьме. [26] Это был красочный отход от туманных, рассеянных изображений света, которые характеризовали его средние годы. На протяжении 1920-х годов Ле Сиданер рисовал по всей Франции, от Бретани до Лазурного Берега, где он часто останавливался в Вильфранш-сюр-Мер, а также из своих домов в Версале и Герберуа, где он рисовал интимные этюды домашних интерьеров, в частности, освободившихся столов, включающих в себя La Table, Harmonie Blanche (1927) — этюд в белых тонах, напоминающий Уистлера , окутанного поэтической дремотой. Камиль Моклер называет это Art du Silence (искусство молчания). [27]
Моклер высоко уважал Ле Сиданера, но ряд критиков отмечает неодобрение его постоянного повторения знакомых тем. [примечание 4] [28] Совсем недавно, в 2012 году искусствовед С. Б. Лидделл отметил, что он находился в вечных, дефолтных сумерках, один и тот же момент вечно увековечивается в картине за картиной, в ущерб тому, что зритель никогда не ощущает истинных чувств Ле Сиданера. [29] Ле Сиданер умер в Версале 16 июля 1939 года.
Его репутация снизилась в период после Второй мировой войны, но с тех пор получила переоценку благодаря выставкам (избранным), посвященным его работам в: Музее современного и современного искусства в Льеже (1996), Музее шартреза , Дуэ (2001), Музей Понт-Авена (2002 г.), Художественный музей Хиросимы (2012 г.) и Музей барона-Мартена Грея . Франция (2014).
Наследие
[ редактировать ]Сады, которые Ле Сиданер создал в своем доме в Жерберуа, теперь открыты для публики, как и его бывшая студия. [30]
Его именем названы дороги в Монпелье , Версале , Дюнкерке .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Его отец погиб во время шторма в Ла-Манше 15 сентября 1880 года, когда Ле Сиданеру было 18 лет.
- ^ - Живопись на пленэре теория, приписываемая Пьеру-Анри де Валансьену (1750–1819), которую он изложил в трактате под названием « Размышления и советы студенту по живописи, особенно по пейзажу» (1800).
- ↑ Сборник стихов бельгийского писателя Джорджа Роденбаха Le Règne du Silence («Царство тишины») 1888 года передает атмосферу Брюгге. Романы Роденбаха, действие которых происходит в Брюгге, были популярны во франкоязычном мире и стали одной из причин, по которым Брюгге считался модным.
- ^ Марсель Пруст комментирует работу Ле Сиданера в своей эпопее « A la recherche du temps perdu» (« В поисках утраченного времени »), том четвертый: Содом и Гоморра , рассказчик упоминает, что выдающийся адвокат из Парижа посвятил свой доход коллекционированию картин «выдающийся», но «не великий» Ле Сиданер.
Биография
[ редактировать ]
- Камилла Моклер (1928) английский перевод А Рикард (2019), Анри Ле Сиданер, The Obolous Press, Ньюмаркет, Онтарио, Канада. ISBN 9780981178035
- Янн Фарино-Ле Сиданер, (1989) Ле Сиданер, L'Oeuvre peint et grave, Editions André Sauret, Монако. И B00166TYK4
- Анри Ле Сиданер, 1862–1939 и Бретань: выставка, Пон-Авен, Музей Пон-Авен, 29 июня – 30 сентября 2002 г. – Каталог выставки.
Библиография
[ редактировать ]- Ян Фарино-Ле Сиданер, Резюме каталога работ Анри Ле Сиданера, Éditions André Sauret, (1989).
- Жан-Франсуа Мансель, Жозетт Гальег и др., (2001) Анри ле Сиданер в своем саду в Герберуа, Éditions Monelle Hayot. Художественные издания Монель Хайо. ISBN 978-2903824327
- Эдит Марк (2019), Опаловый берег и его художники в XIX веке в конце межвоенного периода: индивидуальность его названия и различные живописные изображения,
- Вероник Буруэ Оберто (2017), Импрессионизм: движение, изменившее западное искусство, AVA Publishing SA, ISBN 9782080203205
- Лаура Гаскойн (2014), Анри Ле Сиданер: художник, попавший между двумя школами, журнал The Spectator, 10 мая 2014 г.
- Хайнц Видауэр (2016), Пути пуантилизма: Сера, Синьяк, Ван Гог, Хирмер. ISBN 9783777426341
- Валентин Гриве (2020), Французская живопись: Французская живопись, Pintura Francesa 1830–1920, Кенеманн. ISBN 9783741929298
- Алан Боунесс (1979), Постимпрессионизм. Перекрестные течения в европейской живописи, Королевская академия искусств и Вайденфельд и Николсон, Лондон ISBN 0297777130
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Министерство культуры и коммуникаций, База Леонор, Национальный архив, Culture.gouv.fr
- ^ Jump up to: а б с д и Камилла Моклер (1930), Эндрю Рикард (2019), Анри Ле Сиданер, The Obolous Press, Ньюмаркет, Онтарио, Канада. ISBN 9780981178035
- ^ Jump up to: а б с Янн Фарино - Ле Сиданер, Ле Сиданер, (1989) L'Oeuvre peint et grave, Editions André Sauret, Монако. И B00166TYK4
- ^ Антуан Дешимакер-Колль (2008), Эжен Шиго, Его жизнь, его нарисованные работы, Editions Henri, Франция. ISBN 9782917698020 на французском языке
- ^ Андреас Блюм (2011), Александр Кабанель: Традиция красоты, Хирмер Верлаг ISBN 9783777436913
- ^ Джошуа Тейлор (1989), Теории искусства девятнадцатого века, страницы 246-7, University of California Press, США. ISBN 0520048881
- ^ Хью Хонор и Дж. А. Флеминг, (2009) Всемирная история искусства. 7-е изд. Лондон: Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 9781856695848
- ^ Jump up to: а б Анри Ле Сиданер (1862-1939) и Бретань (2002): выставка, Понт-Авен, Музей Понт-Авен.
- ^ Эдит Марк (2019), «Опаловый берег» и его художники в XIX веке в конце межвоенного периода: индивидуальность его названия для различных графических изображений на французском языке .
- ^ Карл Рурберг, (1998). «Сёра и неоимпрессионисты». Искусство ХХ века , Том. 2. Кельн: Бенедикт Ташен Верлаг, ISBN 3-8228-4089-0 .
- ^ http://henri.lesidaner.com/project/la-benediction-de-la-mer-etaples-1891/ Благословение моря, Этапль, 1891 г.
- ^ https://studio2000.nl/en/henri-le-sidaner/jong-girl-in-de-duinen [ мертвая ссылка ]
- ^ https://studio2000.nl/en/henri-le-sidaner/fillette-au-jardin [ мертвая ссылка ]
- ^ Американская художественная ассоциация (2018) Каталог картин Жана-Шарля Казена: выставлено под управлением Американской художественной ассоциации, Забытые книги ISBN 9780259965473
- ^ «Общество независимых художников, история» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 2 августа 2020 г.
- ↑ Лаура Гаскойн (2014), Анри Ле Сиданер: художник, попавший между двумя школами, журнал The Spectator, 10 мая 2014 г.
- ^ Джейн Блок (1984), Les XX и бельгийский авангардизм 1868–1894, Исследования в области изящных искусств: авангард, Анн-Арбор: UMI Research press.
- ^ «Сумеречные дома на набережной Розера», Анри Ле Сиданер .
- ^ Янн Фарино - Ле Сиданер, Ле Сиданер, (1989) L'Oeuvre peint et grave, Éditions André Sauret, Монако. B00166TYK4
- ^ Гальег, Виттмер, Фарино Ле-Сиданер (2001), Анри Ле Сиданер в своем саду Герберуа, 1901–1939, Editions d'art Monelle Hayot, ISBN 978-2903824327
- ^ https://www.youtube.com/watch?v=7MWZ4qnG5FA Куратор Королевской академии Энн Дюма представляет сад Анри Ле Сиданера в Герберуа, Пикардия,
- ^ Антуан Дешимакер-Колле (2008), Его жизнь, его нарисованные работы, Editions Henri, Франция. ISBN 9782917698020
- ^ Галерея Гупиль, Лондон, «Хэмптон-Корт и Лондон: небольшая серия картин Анри Ле Сиданера», 1908;
- ^ Л.Баше, Иллюстрированный каталог Салона 1908 года, Париж, 1908, с. 17, кат. № 728, La Balustrade (Хэмптон-Корт)
- ^ «Биография и творчество Анри ле Сиданера (1862-1939)» .
- ^ Гильермо Солана, Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса, предоставленная во временное пользование в Национальном музее Тиссена-Борнемисы.
- ^ Камилла Моклер (1928), Анри Ле Сиданер, см. стр. 17, The Obolous Press, Ньюмаркет, Онтарио, Канада. ISBN 9780981178035
- ^ Марсель Пруст. В поисках утраченного времени Том. IV Содом и Гоморра . Пер. CK Скотт Монкрифф. Нью-Йорк: Современная библиотека, 2003. 278.
- ^ CBLiddle (2012), Анри Ле Сиданер: Художник, который любил розы и лунный свет , в Музее современного искусства, Сайтама, Japan Times
- ^ «Сады Анри Ле Сиданера в Жерберуа» . Сады Анри Ле Сиданера . Проверено 26 октября 2022 г.
Иллюстрации работ (избранное)
[ редактировать ]- Портрет Мари Дюэм.
Галерея Герберуа
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Le Sidaner (на французском языке)
- lesjardinshenrilesidaner.fr

- 1862 рождения
- 1939 смертей
- Французские художники XIX века.
- Французские художники-мужчины
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Маврикийские художники
- Французские художники-импрессионисты
- Французские художники-постимпрессионисты
- Члены Академии Художеств
- Похороны на кладбище Сен-Луи, Версаль.
- Британский народ Маврикия
- Французские художники-мужчины XIX века
- Иммигранты во Францию
- Эмигранты из Британской империи