Jump to content

Анри Ле Сиданер

Анри Ле Сиданер
Фотография Ле Сиданер в Этапле
Рожденный
Анри Эжен Огюстен Ле Сиданер

( 1862-08-07 ) 7 августа 1862 г.
Порт-Луи, Маврикий
Умер 14 июля 1939 г. ( 1939-07-14 ) (76 лет)
Париж
Образование Национальная школа изящных искусств
Известный Картина маслом, Акварель
Заметная работа «Прогулка сирот» (1888), «Стол при лунном свете» (1928), «Лебеди» (1900), «Ступеньки в саду» (1931).
Движение Постимпрессионизм , Интимизм , Символизм .
Награды Почетного легиона - Рыцарь (1908)
Почетного легиона - офицер (1913). [1]

Анри Эжен Огюстен Ле Сиданер (7 августа 1862 – 14 июля 1939) был художником- интимистом , известным своими картинами домашних интерьеров и тихих уличных сцен. Его стиль содержал элементы импрессионизма с влиянием Эдуарда Мане , Моне и пуантилистов , заметных в его работах. Ле Сиданер предпочитал приглушенное использование цвета, предпочитая оттенки серого и опалы, наносимые неровными, пятнистыми мазками, чтобы создать атмосферу и мистицизм. Опытный художник- ноктюрнист , он много путешествовал по Франции и Европе, прежде чем поселился в Жерберуа в сельской местности Пикардии , где рисовал более тридцати лет. [2]

Картины и пастели Ле Сиданера широко собирались на протяжении всей его карьеры. Его соблазнительные виды садов, которые он создал на руинах средневековой крепости в Герберуа, с их недавно освободившимися столами, залитыми солнечным светом и увешанными розами, укрепили за ним репутацию уникального художника, которому нелегко вписаться в художественное движение. [3]

Ранние годы

[ редактировать ]
Отъезд Товита (1894)
Le Départ De Tobie (1894)
Мертвая вода (1901)
L'Eau morte (1901)

Анри Ле Сиданер родился 7 августа 1862 года в Порт-Луи на Маврикии, где жили его бретонские родители Жан Мари (1828–1880) и Амели Генриетта (урожденная Робберехтс). Его отец Жан Мари был судовым инспектором в компании Lloyd's , чей бизнес привел семью обратно во Францию ​​в 1872 году. [примечание 1] Оставшуюся часть своего детства он провел в Дюнкерке , где он учился в колледже и лицее Нотр-Дам-де-Дюны и где он встретил и подружился с Эженом Шиго , который стал его другом и сторонником на всю жизнь. [4] Он проявил способности к живописи, в чем его поддерживали родители, и посещал художественные классы в ателье Альфонса Шиго и у учителя, который был учеником Филиппа-Жака ван Бри . [2] Портфолио Ле Сиданера было признано достаточно хорошим, чтобы город Дюнкерк предоставил ему стипендию, и в 1880 году, в возрасте восемнадцати лет, он переехал в Париж и поступил в престижную национальную высшую школу изящных искусств .

В Париже он учился у Александра Кабанеля , одного из самых влиятельных учителей французской живописи Прекрасной эпохи . [5] Хотя Кабанель в основном писал в академическом насмешливо называли его L'art pompier (буквально «искусство пожарного»). стиле, некоторые критики [6] он обладал глубокими знаниями французского искусства девятнадцатого века, в частности на пленэре . живописи [примечание 2] и натурализм Барбизонской школы . [7] По словам его биографа, Ле Сиданер увидел последние выставки Мане в Парижском салоне и глубоко задумался над тем, что он увидел в работах модерниста Мане. В результате Ле Сиданер ушел из школы Кабанеля из-за творческих разногласий. [2] Интересы Ле Сиданера к использованию цвета, мягкости форм и живописи в сумеречном свете сформировались в этот период, когда он искал художественное лечение в натурализме и живописи на пленэре . [8]

Художественная колония Этапль

[ редактировать ]

В 1883 году он вернулся в Кот-д'Опаль , где присоединился к коллеге-художнику Эжену Шиго в Этапле, чтобы основать мастерскую художников и проводить регулярные выставки, которые в конечном итоге превратились в школу искусств, названную Виллой де Роз . [8] В Этапле существовала традиция живописи на пленэре, заложенная Шарлем-Франсуа Добиньи (1817–1878), который отступил туда после начала Парижской коммуны в 1871 году, и местным довильским художником Эженом Буденом (1824–1898), руководящим постом. импрессионист. В конце девятнадцатого века многих художников привлекали песчаные дюны, атмосферный свет и остатки старой Франции. В частности, художники из США, Австралии и Британских островов поселились вокруг Этапля свободным коллективом. Большинство ушло в начале Великой войны в 1914 году, когда Фландрия стала частью Западного фронта . [9] Ле Сиданер пробыл в Этапле двенадцать лет, предпочитая работать в изоляции. Тем временем в Париже быстро набирали обороты лихорадочные дебаты о значении искусства. Общество независимых художников было основано в 1884 году, когда такие движения, как пуантилизм с их обильным использованием цвета, подрывали основы академизма . [10] На этом фоне в 1887 году Ле Сиданер отправил свою первую картину в Парижский Салон, а в 1888 году — «Променад Орфелин», одну из самых знаменитых его ранних работ. Картина «Бенедикт де ла Мер», выставленная в 1890 году, была награждена медалью за третье место и стипендией на поездку в Рим, где Ле Сиданер сделал сохранившиеся копии работ Джотто и Фра Анджелико . «Бенедиктион Де ла Мер» — картина с ярко выраженным религиозным подтекстом. Это ностальгический и сентиментальный фильм, действие которого происходит на фоне неземного атмосферного неба. [11] Ле Сиданер подружился с норвежским художником-пейзажистом Фрицем Тауловым , и в 1891 году они отправились в Нидерланды, в ходе этого визита было создано несколько картин, в том числе Jong meisje in de duinen («Молодая женщина в дюнах») (1891). [12] и Fillette au Jardin (1894), интимистская картина дочери Таулова, необычная яркостью красок, которые Ле Сиданер выбрал для маленькой девочки. [13]

Пейзажи Ле Сиданера того периода демонстрируют восхищение влиянием изменений света на чувства, особенно в сумерках. В то время как импрессионисты и пуантилисты предпочитали использовать яркие цвета для выражения эмоций, Ле Сиданер начал работать в тональных пастельных тонах и использовал более светлую палитру для создания лунных пейзажей. Эту тему исследовал Жан-Шарль Казен (1840–1901), художник старшего возраста, также родом из Па-де-Кале, который стал известен своими видами необитаемых улиц, часто освещенных единственным светом, исходящим из окна. Ле Сиданер много раз использовал один и тот же мотив на протяжении своей карьеры. [14]

Вдохновение Брюгге

[ редактировать ]
Канал Брюгге
A Bruges Canal

Французское искусство стало свидетелем чего-то похожего на раскол в 1890 году, когда группа признанных художников, в которую входили: Пюви де Шаванн , Эрнест Мейсонье , Каролюс-Дюран и Каррье-Беллез , разочаровалась в том, что они считали атавистической философией Общества французских художников . решил возродить Национальное общество изящных искусств . Они организовали независимую выставку работ художников, не соответствующих критериям принятия Парижским Салоном. Этот шаг получил поддержку правительства и престижное пространство галерей Марсова поля, первоначально построенное для Всемирной выставки 1878 года . [15] Ле Сиданер был одним из молодых художников, предпочитавших отправлять работы в новый Салон, и в 1894 году он прислал две картины «Неж» и символиста «Le Départ De Tobie» .

В 1895 году Ле Сиданер покинул Этапль и переехал в пригород Парижа, где стал частью творческой клики, в которую входили музыкант Габриэль Форе и арт-дилер Жорж Пети, которому Ле Сиданер доверил продажу своих будущих работ. Переезд в Париж, вероятно, был сделан по карьерным причинам. Ле Сиданер предпочитал уединенное существование во французской деревне. Какой бы ни была главная причина, пребывание в Париже было коротким, но важным: в 1898 году он сбежал в Брюгге с двадцатидвухлетней Камиллой Наваррой, на которой впоследствии женился. [16] Успех бельгийской группы художников Les XX позиционировал Брюгге как город, отзывчивый на новые идеи и образ мышления. [17] а для Ле Сиданера годы в Брюгге сыграли решающую роль в его последующей творческой карьере. Именно в Брюгге Ле Сиданер написал серию ноктюрнов, исследующих сумеречный свет сумерек. Они обладают мистикой и передают тишину за стенами и под водами многочисленных каналов Брюгге. [2] [примечание 3] Ла Тур, Брюгге (1890 г.) является ярким примером его периода в Брюгге. Башня изображена на фоне мрачного голубого неба, свет которого быстро тускнеет. Нижняя часть картины находится в темноте, за исключением излюбленного мотива двух одиноких огней в окне. В другой сумеречной картине Crépuscule, Maisons Quai De Rosaire (1900). [18] мрачную палитру вновь оттеняет знакомый мотив освещенного окна, отбрасывающего полутень на безмолвные воды канала.

Переход к Gerberoy и международный успех

[ редактировать ]
Большой канал, Венеция (1906 г.)
The Grand Canal, Venice (1906)

Ле Сиданер провел успешные персональные выставки в одной из галерей Джорджа Пети в 1897 году и в La Libre Esthétique в Брюсселе в 1898 году. Он очень хотел купить загородную недвижимость, где он мог бы создать сад и работать в задумчивом одиночестве. По совету керамиста Огюста Делаэрша он арендовал заброшенный дом в Жерберуа в сельской местности Пикардии, который впоследствии купил в 1904 году. [19] Попав в Жерберуа, Ле Сиданер редко снова рисовал фигуры, предпочитая создавать импрессионистические настроения с помощью предметов, предполагающих человеческое присутствие. [20] Он также приступил к созданию великолепного сада, который мог бы конкурировать с садом Моне в Живерни . [21] В 1902 году Ле Сиданер присоединился к своему старому другу Эжену Шиго для продолжительного визита в Гравелин и Жизор. [22] В течение нескольких лет предпочтение заключалось в том, чтобы избежать суровых зим Уазы и разбить лагерь в более мягком климате. В 1903 году Ле Сиданер провел зиму в Шартре , а в 1906 году — в Венеции, где, по словам его биографа Моклера, он завершил некоторые из своих величайших шедевров. [2] В их число входит серия ноктюрнных картин: «Большой канал» , «Дворец герцогов» , «Ружной дворец» и яркая, загадочная «Серенада» , (1906). Эта серия картин получила высокую оценку как примеры способности Ле Сиданера передавать атмосферные световые эффекты, используя пятнистую манеру письма, чтобы создать ощущение яркости сумерек. [3]

Первоначально представленные в салоне Национального общества изящных искусств, они проложили путь к крупной выставке в Лондоне в 1907/8 году, на которой Ле Сиданер создал серию работ, изображающих Лондон, дворец Хэмптон-Корт и его сады. [23] Картины из Лондона обладают сказочным качеством. [3] Балюстрада (Хэмптон-Корт), выставленная в Салоне в 1908 году, представляет собой самую абстрактную картину. Декоративная садовая балюстрада дворца окутана мерцающими синими, зелеными, бирюзовыми, персиковыми и нежными желтыми тонами. Пятнистый угловой свет преломляет влагу в воздухе, создавая нежную, рассеянную химеру, в которой можно различить только перила. [24] Ле Сиданер к тому времени был успешным художником, и это позволяло ему много путешествовать по выставкам своих работ, часто в качестве приглашенного гостя. К ним относятся, например, его участие в жюри Института Карнеги в Питтсбурге в 1910 и 1912 годах, Венецианская биеннале 1914 года, посвятившая ему целый зал, выставка 1921 года в Институте Карнеги в Питтсбурге, в Музее изящных искусств. -Искусства Руана в 1924 году, передвижная выставка 1929 года в США. В 1933 и 1939 годах галерея Шарпантье в Париже посвятила частную выставку его работам, как и Музей Гальера в 1948 году. [25]

Поздние годы

[ редактировать ]
Столик в вечерних сумерках (1921).
Petite table dans le crépuscule du soir (1921).

В годы, последовавшие за беспорядками Первой мировой войны, живопись Ле Сиданера развивалась дальше, поскольку его выбор цветов становился ярче и насыщеннее. Улица де л'Эглиз в Вильфранш-сюр-Мер (1928 г.), которая сейчас находится в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде, типична для его более поздних работ. Он переливается красными, оранжевыми и зелеными оттенками и изображает, казалось бы, обычную улицу Вильфранша с видом на узкий крутой проход, ведущий к церкви. На лестнице, почти утопленной в здании, стоит фигура в красном, символ света во тьме. [26] Это был красочный отход от туманных, рассеянных изображений света, которые характеризовали его средние годы. На протяжении 1920-х годов Ле Сиданер рисовал по всей Франции, от Бретани до Лазурного Берега, где он часто останавливался в Вильфранш-сюр-Мер, а также из своих домов в Версале и Герберуа, где он рисовал интимные этюды домашних интерьеров, в частности, освободившихся столов, включающих в себя La Table, Harmonie Blanche (1927) — этюд в белых тонах, напоминающий Уистлера , окутанного поэтической дремотой. Камиль Моклер называет это Art du Silence (искусство молчания). [27]

Моклер высоко уважал Ле Сиданера, но ряд критиков отмечает неодобрение его постоянного повторения знакомых тем. [примечание 4] [28] Совсем недавно, в 2012 году искусствовед С. Б. Лидделл отметил, что он находился в вечных, дефолтных сумерках, один и тот же момент вечно увековечивается в картине за картиной, в ущерб тому, что зритель никогда не ощущает истинных чувств Ле Сиданера. [29] Ле Сиданер умер в Версале 16 июля 1939 года.

Его репутация снизилась в период после Второй мировой войны, но с тех пор получила переоценку благодаря выставкам (избранным), посвященным его работам в: Музее современного и современного искусства в Льеже (1996), Музее шартреза , Дуэ (2001), Музей Понт-Авена (2002 г.), Художественный музей Хиросимы (2012 г.) и Музей барона-Мартена Грея . Франция (2014).

Наследие

[ редактировать ]

Сады, которые Ле Сиданер создал в своем доме в Жерберуа, теперь открыты для публики, как и его бывшая студия. [30]

Его именем названы дороги в Монпелье , Версале , Дюнкерке .

Примечания

[ редактировать ]
  1. Его отец погиб во время шторма в Ла-Манше 15 сентября 1880 года, когда Ле Сиданеру было 18 лет.
  2. ^ - Живопись на пленэре теория, приписываемая Пьеру-Анри де Валансьену (1750–1819), которую он изложил в трактате под названием « Размышления и советы студенту по живописи, особенно по пейзажу» (1800).
  3. Сборник стихов бельгийского писателя Джорджа Роденбаха Le Règne du Silence («Царство тишины») 1888 года передает атмосферу Брюгге. Романы Роденбаха, действие которых происходит в Брюгге, были популярны во франкоязычном мире и стали одной из причин, по которым Брюгге считался модным.
  4. ^ Марсель Пруст комментирует работу Ле Сиданера в своей эпопее « A la recherche du temps perdu» (« В поисках утраченного времени »), том четвертый: Содом и Гоморра , рассказчик упоминает, что выдающийся адвокат из Парижа посвятил свой доход коллекционированию картин «выдающийся», но «не великий» Ле Сиданер.

Биография

[ редактировать ]
Альфонс Шиго (1881), акварель.
  • Камилла Моклер (1928) английский перевод А Рикард (2019), Анри Ле Сиданер, The Obolous Press, Ньюмаркет, Онтарио, Канада. ISBN   9780981178035
  • Янн Фарино-Ле Сиданер, (1989) Ле Сиданер, L'Oeuvre peint et grave, Editions André Sauret, Монако. И   B00166TYK4
  • Анри Ле Сиданер, 1862–1939 и Бретань: выставка, Пон-Авен, Музей Пон-Авен, 29 июня – 30 сентября 2002 г. – Каталог выставки.

Библиография

[ редактировать ]
  • Ян Фарино-Ле Сиданер, Резюме каталога работ Анри Ле Сиданера, Éditions André Sauret, (1989).
  • Жан-Франсуа Мансель, Жозетт Гальег и др., (2001) Анри ле Сиданер в своем саду в Герберуа, Éditions Monelle Hayot. Художественные издания Монель Хайо. ISBN   978-2903824327
  • Эдит Марк (2019), Опаловый берег и его художники в XIX веке в конце межвоенного периода: индивидуальность его названия и различные живописные изображения,
  • Вероник Буруэ Оберто (2017), Импрессионизм: движение, изменившее западное искусство, AVA Publishing SA, ISBN   9782080203205
  • Лаура Гаскойн (2014), Анри Ле Сиданер: художник, попавший между двумя школами, журнал The Spectator, 10 мая 2014 г.
  • Хайнц Видауэр (2016), Пути пуантилизма: Сера, Синьяк, Ван Гог, Хирмер. ISBN   9783777426341
  • Валентин Гриве (2020), Французская живопись: Французская живопись, Pintura Francesa 1830–1920, Кенеманн. ISBN   9783741929298
  • Алан Боунесс (1979), Постимпрессионизм. Перекрестные течения в европейской живописи, Королевская академия искусств и Вайденфельд и Николсон, Лондон ISBN   0297777130
  1. ^ Министерство культуры и коммуникаций, База Леонор, Национальный архив, Culture.gouv.fr
  2. ^ Jump up to: а б с д и Камилла Моклер (1930), Эндрю Рикард (2019), Анри Ле Сиданер, The Obolous Press, Ньюмаркет, Онтарио, Канада. ISBN   9780981178035
  3. ^ Jump up to: а б с Янн Фарино - Ле Сиданер, Ле Сиданер, (1989) L'Oeuvre peint et grave, Editions André Sauret, Монако. И   B00166TYK4
  4. ^ Антуан Дешимакер-Колль (2008), Эжен Шиго, Его жизнь, его нарисованные работы, Editions Henri, Франция. ISBN   9782917698020 на французском языке
  5. ^ Андреас Блюм (2011), Александр Кабанель: Традиция красоты, Хирмер Верлаг ISBN   9783777436913
  6. ^ Джошуа Тейлор (1989), Теории искусства девятнадцатого века, страницы 246-7, University of California Press, США. ISBN   0520048881
  7. ^ Хью Хонор и Дж. А. Флеминг, (2009) Всемирная история искусства. 7-е изд. Лондон: Издательство Лоуренса Кинга. ISBN   9781856695848
  8. ^ Jump up to: а б Анри Ле Сиданер (1862-1939) и Бретань (2002): выставка, Понт-Авен, Музей Понт-Авен.
  9. ^ Эдит Марк (2019), «Опаловый берег» и его художники в XIX веке в конце межвоенного периода: индивидуальность его названия для различных графических изображений на французском языке .
  10. ^ Карл Рурберг, (1998). «Сёра и неоимпрессионисты». Искусство ХХ века , Том. 2. Кельн: Бенедикт Ташен Верлаг, ISBN   3-8228-4089-0 .
  11. ^ http://henri.lesidaner.com/project/la-benediction-de-la-mer-etaples-1891/ Благословение моря, Этапль, 1891 г.
  12. ^ https://studio2000.nl/en/henri-le-sidaner/jong-girl-in-de-duinen [ мертвая ссылка ]
  13. ^ https://studio2000.nl/en/henri-le-sidaner/fillette-au-jardin [ мертвая ссылка ]
  14. ^ Американская художественная ассоциация (2018) Каталог картин Жана-Шарля Казена: выставлено под управлением Американской художественной ассоциации, Забытые книги ISBN   9780259965473
  15. ^ «Общество независимых художников, история» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 2 августа 2020 г.
  16. Лаура Гаскойн (2014), Анри Ле Сиданер: художник, попавший между двумя школами, журнал The Spectator, 10 мая 2014 г.
  17. ^ Джейн Блок (1984), Les XX и бельгийский авангардизм 1868–1894, Исследования в области изящных искусств: авангард, Анн-Арбор: UMI Research press.
  18. ^ «Сумеречные дома на набережной Розера», Анри Ле Сиданер .
  19. ^ Янн Фарино - Ле Сиданер, Ле Сиданер, (1989) L'Oeuvre peint et grave, Éditions André Sauret, Монако. B00166TYK4
  20. ^ Гальег, Виттмер, Фарино Ле-Сиданер (2001), Анри Ле Сиданер в своем саду Герберуа, 1901–1939, Editions d'art Monelle Hayot, ISBN   978-2903824327
  21. ^ https://www.youtube.com/watch?v=7MWZ4qnG5FA Куратор Королевской академии Энн Дюма представляет сад Анри Ле Сиданера в Герберуа, Пикардия,
  22. ^ Антуан Дешимакер-Колле (2008), Его жизнь, его нарисованные работы, Editions Henri, Франция. ISBN   9782917698020
  23. ^ Галерея Гупиль, Лондон, «Хэмптон-Корт и Лондон: небольшая серия картин Анри Ле Сиданера», 1908;
  24. ^ Л.Баше, Иллюстрированный каталог Салона 1908 года, Париж, 1908, с. 17, кат. № 728, La Balustrade (Хэмптон-Корт)
  25. ^ «Биография и творчество Анри ле Сиданера (1862-1939)» .
  26. ^ Гильермо Солана, Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса, предоставленная во временное пользование в Национальном музее Тиссена-Борнемисы.
  27. ^ Камилла Моклер (1928), Анри Ле Сиданер, см. стр. 17, The Obolous Press, Ньюмаркет, Онтарио, Канада. ISBN   9780981178035
  28. ^ Марсель Пруст. В поисках утраченного времени Том. IV Содом и Гоморра . Пер. CK Скотт Монкрифф. Нью-Йорк: Современная библиотека, 2003. 278.
  29. ^ CBLiddle (2012), Анри Ле Сиданер: Художник, который любил розы и лунный свет , в Музее современного искусства, Сайтама, Japan Times
  30. ^ «Сады Анри Ле Сиданера в Жерберуа» . Сады Анри Ле Сиданера . Проверено 26 октября 2022 г.

Иллюстрации работ (избранное)

[ редактировать ]
[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fdef41ad04d3c81fed3c1a22baf609f6__1721488440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/f6/fdef41ad04d3c81fed3c1a22baf609f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Henri Le Sidaner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)