Jump to content

Гола люди

(Перенаправлено с Гола (этническая группа) )
Гола или Койя
Общая численность населения
304,000
Регионы со значительной численностью населения
 Либерия 278,000
 Сьерра-Леоне 26,000
Языки
Гола , английский , крио
Религия
ислам
Родственные этнические группы
Кисси , Шербро , Темне , Бага , Лимба

Гола . или Гула — это западноафриканская этническая группа, имеющая общее культурное наследие, язык и историю и проживающая в основном в западной/северо-западной Либерии и восточной части Сьерра-Леоне Язык гола является изолированным языком нигерско-конголезской языковой семьи. По состоянию на 2015 год , на нем говорят около 278 000 человек.

Имя Гола является возможным источником имени Галла . [1] народ африканского происхождения, проживающий на островах и прибрежных районах Джорджии и Южной Каролины, на юго-востоке США .

Демография

[ редактировать ]

Гола обитают в графствах Лофа , Боми , Монтсеррадо и Гранд-Кейп-Маунт . [2]

Гола исторические личности

[ редактировать ]

Санде и Поро

[ редактировать ]
Гола женщины Либерии
Маска Совей. На Голе он известен как «Зогбе». Зои-Гбай
Шлем-маска (Гбету) с костюмом из рафии Бруклинский музей

существовал всегда, Санде пока существовал народ Гола. Общество Санде возникло раньше Бона или « Поро ». Согласно устной истории (Кабанде), в племени Гола раньше существовал матриархат. Женщины управляли обществами с помощью своих санде и духов-хранителей воды. Женщины были королями (Канданья), и им был дан Небесный мандат от ДАЯ (Бога).

Зогбенья (множественное число от Зогбе) — это особый тип Джина (джиннов/духов природы), которые дружат с предками Гола. Они проявляются через черные маски, которые сегодня танцуют и используют для сессий, танцев и ритуалов Санде. Зогбенья — тренеры женщин Гола. Они «муж с другой стороны» женщины Гола. Зогбенья считают всех людей Гола своими детьми. Многие маски Зогбе можно найти в горах, ручьях, реках и ручьях и являются подарками с другой стороны. Некоторые маски создаются и исчезают, когда Сэнде не на сеансе. Мазо — Верховная жрица Общества Санде и народа Гола. Ее называют «женщиной в белом», поскольку она обычно одевается в белую одежду. Зогбенья заключили завет с предками Гола всегда обучать своих девочек женщинам.

В отличие от Менде, Гола, Вай, Дей и Басса обращаются к Зогбе как он/он. Он мужчина, который тренирует женщин. Менде видят в Зогбе (Совей) женщину. Mende Sowei не такие устрашающие и злобные, как Гола, Басса, Вай и Деи.

Зогбенья приносят справедливость и порядок в общество Гола. Если мужчина проявлял неуважение к женщине или каким-либо образом оскорблял женщину, во время сеанса Санде об этом инциденте сообщали в Зогбе. В зависимости от серьезности ситуации Зогбе мог либо противостоять этому человеку, либо наказать его грыжей, чего боялись. Мужчинам не разрешается выглядеть хвастливыми или чувствовать себя слишком комфортно перед Зогбе. Когда Зогбе танцует, он всегда смотрит на мужчин. Мужчины никогда не должны смотреть в глаза или мешать Зогбе. Только дазо разрешено танцевать или находиться рядом с Зогбе таким образом.

Зогбенья всегда носят мужскую обувь, чтобы показать свое доминирование в обществе. Он всегда танцует с тростью, ножом, палкой или копьем, за которыми лежат тяжелые лекарства и талисманы. Если во время выступления мужчина или непосвященный мешает и в конечном итоге попадает под удар Зогбе, человека не жалеют. Мужчины и Кпола (непосвященные народы) держатся в стороне и наблюдают на расстоянии.

Зогбенья — мастера воды. Вода приносит их природный элемент, они владеют любыми лекарствами, содержащими воду. Вот почему их украшают сетями, ракушками каури, рогами водяного оленя и красят в черный цвет. Они из глубин воды и Вселенной.

Когда Санде проводит сессию клана или вождества, Зогбенья ходят из города в город, «очищая» землю, потому что «мужчины покинули страну грязной» после сессий Поро. Сезоны Санде длятся 2-3 года до влияния западной школы. Сеансы Санде и Поро — это обряды посвящения народа Гола. Этнические группы, прилегающие к Голе, также приняли Санде. Женщины Вай Санде всегда поют песни Санде на языках Менде, Гола или Деи. Менде, живущие в Либерии, часто отправляют своих детей на занятия в Гола Санде.

Согласно устной традиции Гола, другие этнические группы позже начали войну с народом Гола, и женщины не могли сражаться, они зависели только от своих жрецов воды (зонья) и шаманов. Тогда люди Голы пришли в ярость и пошли в глубокий лес, где изгнали разъяренного лесного монстра/демона. Духа называли «Дадɛвэ» (ДАХ-де-ве). У Дадеве глубокий голос, но нет маски, как у Зогбенья (множественное число от Зогбе). У Дадеве также есть яростные зубы, которыми отмечены спины его посвященных. Дазонья (Первосвященники) говорили о том, что их необходимо должным образом подготовить к войне. Затем они привели Дадеве, чтобы тот «проглотил» мальчиков и возродил их мужчинами. Дайя дала Бон (Поро) женщинам, но он был для них слишком сильным, поэтому его передали мужчинам. Как только Дадеве обучил их, они смогли дать отпор и остаться на своей земле.

С тех пор предки Гола заключили договор с Дадеве, заявив, что он будет обучать всех мальчиков/потомков Гола и делать их мужчинами. Они также заявили, что всякий раз, когда в сезон Санде происходит война, ее следует приостановить, а мальчики должны отправиться на обучение в Поро. Они также заявили в завете, что Дадеве будет отправлен в ближайший лес, когда Санде будет на сеансе, потому что женщин пугает его глубокий и громкий голос. Создание Поро – это то, что снова сделало Голу великой после многих лет войны и страданий. Они создали сильные королевства и стали сильным деспотическим племенем в прежней и нынешней Либерии. Сейчас женщинам редко разрешается править вождествами и городами Голы, хотя это случается время от времени.

Поро стало трансэтническим институтом, распространившимся на другие этнические группы, такие как ваи, менде, деи, басса, кпелле, киси и другие. Люди Ваи и Деи считают, что люди Гола первыми стали обладателями Поро и Санде. Многие мужчины и женщины Вай присоединяются к обществам Гола Поро и Санде. Люди Деи (Девоин) и Басса ДОЛЖНЫ всегда приводить Дазо (Верховного Жреца Поро) из секций Гола, чтобы «поднести огонь» на свои занятия в Поро и обучать мальчиков.

Маски Поро, такие как Гбету, Нафаи, Яфи, Джобай, Ньяа и Кɔкпɔ (КОР-кпор), не имеют духовного значения, как Зогбенья. Это 'nɛ fɔwɔ' «Играйте в вещи». У народов Гола раньше были духовные маски, но они нарушили закон Дадава, и их нельзя использовать. Теперь маски Поро используются для развлечений, встреч и торжеств. Все маски созданы под влиянием лесных духов. Духу Поро Дадеве не нужна маска, поскольку его слышат все жители деревни, когда он приближается к городу.

Гола имена

[ редактировать ]

Имена Гола очень характерны и похожи на Ваи , Менде и Кпелле . Некоторые мужские имена Гола: Сиаффа, Сех/Сей, Тарве, Момолу/Момо, Кайме, Секу, Анса, Баимба, Бонокай, Лами (популярны среди Вая и Кпелле), Кайджа, Варни, Варфи, Джаллах, Канне, Кенгбе, Гбесси. Гбессай, Кемокай, Песе, Кармо, Гботое, Конова, Буяма/Бойма (популярны среди Ваи), Кпанна, Лума (Кпелле и Лома ) и Ян.

Некоторые женские имена: Фату (популярно среди Ваи, Менде и Кпелле), Джеббе (Вай и Менде), Чиатта/Чиата/Сиатта, Миата, Сатта, Гбелли, Хава, Мусу, Джанди/Джанде, Джума, Кемах/Кайма, Гбесси. /Гбессай, Дженне, Чианна, Майма (Вай и Кпелле), Фаматта, Фатуматта ( Фула и Малинке ), Бенду, Джабате, Ньянаэ, Кула, Кумба ( Кисси и Лома), Сиах, Тенне (Вай, Менде и Кпелле), Мабаси , Воки, Вейатта, Ятта, Кпанна, Тату/Тарту, Сомо, Джарту, Фофанна, Зои, Масса, Ясса, Чиатта, Лорпу и Сома

Имена, которые люди Гола и Вай дают своим близнецам, часто — Конах, Сандо и Зинна. Это имена как мальчиков, так и девочек.

Культура

[ редактировать ]

Большинство жителей Голы — мусульмане. Гола приняла ислам под влиянием купцов мандинка, начиная с 16 века. [7]

  1. ^ Майкл А. Гомес (9 ноября 2000 г.). Обмен символами нашей страны: трансформация африканской идентичности на колониальном и довоенном Юге . Университет Северной Каролины Пресс. п. 102. ИСБН  978-0-8078-6171-4 .
  2. ^ Данн, Д. Элвуд; Холсо, Свенд Э. (1985). Исторический словарь Либерии . Пугало Пресс. п. 145. ИСБН  978-0-8108-1767-8 .
  3. ^ «Король Золу Дума» . История и культура Либерии . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 г. Проверено 13 декабря 2017 г.
  4. ^ Answers.com, «Чарльз Тейлор: Биография»
  5. ^ Рид Крамер, «Либерия: осыпанный энтузиазмом избранный президент Либерии получает прием на высоком уровне в Вашингтоне», AllAfrica.com, 11 декабря 2005 г.
  6. ^ Интернет-энциклопедия Britannica, "Эллен Джонсон-Серлиф"
  7. ^ Данн, Д. Элвуд; Холсо, Свенд Э. (1985). Исторический словарь Либерии . Пугало Пресс. п. 172. ИСБН  978-0-8108-1767-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ffefc28aa0c69d104b141ed45e5589db__1718921460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/db/ffefc28aa0c69d104b141ed45e5589db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gola people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)