Jump to content

Диаблада

(Перенаправлено из Диаблада из Оруро )
Диаблада
Танцевальная группа Диаблада проходит по улицам во время Карнавала и Боливии .
Жанр Народный танец
изобретатель Доколумбовая Андская боливия, цивилизации
Год 1500-е годы
Источник Регион Альтиплано , Боливия, Южная Америка

Диаблада « , также известная как Danza de los Diablos (англ. Танец дьяволов »), — это андский народный танец, исполняемый в Боливии, регионе Альтиплано в Южной Америке, для которого исполнители носят маски и костюмы, изображающие дьявола и других персонажей доисторических времен. -Колумбийское богословие и мифология. [1] [2] в сочетании с испанскими и христианскими элементами, добавленными в колониальную эпоху . Многие ученые пришли к выводу, что танец произошел от танца ламы в честь Уру бога Тиу , [3] и аймаранский ритуал демону Анчанчу , оба зародившиеся в доколумбовой Боливии. [4] [5]

Хотя танец исполнялся в Андском регионе еще в 1500-х годах, его название возникло в 1789 году в Оруро, Боливия , где исполнители одевались как дьяволы на парадах под названием Диабладас. Первая организованная группа Диаблада с четкой музыкой и хореографией появилась в Боливии в 1904 году. [2] [6] Есть также некоторые свидетельства того, что танец зародился среди шахтеров в Потоси, Боливия . [7] в то время как региональные танцы в Перу и Чили, возможно, также повлияли на современную версию.

Доколумбовое происхождение

[ редактировать ]
Древний рисунок Колласуюса.
Изображение вечеринки Колласую в книге 17 века Primer Nueva Corónica y Buen Gobierno Фелипе Гуамана Пома де Айяла .

Боливийские историки утверждают, что Диаблада возникла в этой стране и что Оруро следует назвать местом ее происхождения в соответствии с политикой «Шедевры устного и нематериального наследия человечества», продвигаемой ЮНЕСКО ; Боливия также заявила, что исполнение танца в других странах является культурным присвоением . [8] [9] Боливийские историки в настоящее время утверждают, что Диаблада восходит к 2000-летнему периоду ритуалов цивилизации Уру, посвященных мифологическому персонажу Тиу , который защищал пещеры, озера и реки как места убежища. Считается, что танец « Лама-лама» зародился в древнем поселении Оруро, которое было одним из главных центров цивилизации Уру. [10] [11] Танец включает в себя отсылки к животным, появляющимся в мифологии Уру, таким как муравьи, ящерицы, жабы и змеи. [12] [13] [14] Боливийский антрополог Милтон Эйзагирре добавляет, что древние культуры боливийских Анд практиковали культ смерти, называемый купай , и этот термин в конечном итоге превратился в супай или фигуру дьявола в современной Диабладе. [15]

Из-за синкретизма , вызванного испанским влиянием в последующие века, Тив в конечном итоге стал ассоциироваться с дьяволом; Испанские власти также объявили вне закона некоторые древние традиции, но включили другие в христианское богословие. [16] Местные и региональные фестивали Диаблада возникли во время испанского колониального периода и в конечном итоге были объединены в Карнавал де Оруро в современном городе с таким названием. [10]

...Испанцы запретили эти церемонии в семнадцатом веке, но они продолжались под видом христианской литургии: андские боги были скрыты за христианскими иконами, а андские божества стали святыми. Фестиваль Ито превратился в христианский ритуал, отмечаемый на Сретение (2 февраля). Традиционная лама-лама или диаблада в поклонении богу Уру Тив стала главным танцем на карнавале Оруро....

- Провозглашение «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» «Карнавалу Оруро», ЮНЕСКО, 2001 г.

Чилийские и перуанские организации предполагают, что, поскольку танец имеет корни в андских цивилизациях, существовавших до формирования нынешних национальных границ, он должен в равной степени принадлежать трем странам. [17] Некоторые чилийские историки признают, что Диаблада возникла в Боливии и была принята для чилийской Фиесты де Ла Тирана в 1952 году, хотя на нее также повлияла аналогичная чилийская традиция 16-го века под названием Diablos sueltos . [18]

Некоторые перуанские историки также признают, что танец зародился в Боливии, но на него повлияли более ранние традиции, практиковавшиеся в регионе Альтиплано, в том числе некоторые, характерные для Перу. [19] [20] Перуанская версия, Diablada puneña , возникла в конце 1500-х годов среди народа Лупака в регионе Пуно , который, в свою очередь, находился под влиянием иезуитов ; этот танец слился с боливийской версией начала 1900-х годов. [21] [22] Ученые, защищающие происхождение Диаблады в Перу, ссылаются на традиции аймара, окружающие божество Анчанчу , которые были задокументированы историком инков 16-го века Гарсиласо де ла Вега. [4] [23] В Эквадоре также существует версия Диаблады, называемая пилленья. Диаблада [24]

Испанское влияние

[ редактировать ]
«Борьба Диаблады» в исполнении во время карнавала Оруро .

Некоторые историки предполагают, что современная Диаблада испытывает влияние испанских танцевальных традиций. В своей книге La Danza de los Diablos Джулия Елена Фортун предложила связь с каталонскими entremés под названием Ball de diables , исполняемыми в каталонских общинах Пенедес и Таррагона . Этот танец изображает борьбу между Люцифером и архангелом Святым Михаилом . Впервые известно, что он был исполнен в 1150 году. [25] [26] Каталонский ученый Хорди Риус и Меркаде также обнаружил сходство между Балом диаблей аналогичной тематики и несколькими андскими танцами, включая Baile de Diablos de Cobán в Гватемале и Danza de los Diablicos de Túcume в Перу. [25]

Эти теории противоречат более распространенной теории, согласно которой на современную Диабладу больше всего повлияла испанская практика autos sacramentales, во время которой колонизаторы познакомили аборигенов Анд с христианством из-за различных представлений о дьяволе и его искушениях. [27] Процесс autos sacramentales был упомянут как фактор, повлиявший на появление Diablada puneña в Перу, вскоре после испанского завоевания Империи инков , как считал Гарсиласо де ла Вега. [28] Перуанский ученый Никомедес Санта-Крус и боливийский антрополог Фредди Арансибия Андраде предположили аналогичный процесс: танец зародился среди шахтеров, восставших против испанцев в Потоси в 1538 году, сочетая древний ритуал Тинку с христианскими отсылками. [7] [29] Андраде также предложил аналогичный процесс среди бастующих шахтеров в 1904 году как источник современной версии Диаблады. [7]

Период после обретения независимости

[ редактировать ]

Хотя традиции Диаблады были слиты с христианством в колониальный период, значения первоначальных традиций были возрождены и переоценены во время латиноамериканских войн за независимость . Регион Альтиплано, особенно вокруг озера Титикака , стал центром признания доколумбовых танцев и музыки. [30] Во время боливийской войны за независимость главный религиозный праздник в честь Сретения Богородицы был заменен карнавалом , что позволило добиться большего признания дохристианских традиций, включая Диабладу. Нынешний ежегодный фестиваль Диаблада был основан в Оруро в 1891 году. [31]

Первым официальным танцевальным коллективом Диаблада была Gran Tradicional y Auténtica Diablada Oruro, основанная в Боливии в 1904 году Педро Пабло Корралесом. [32] В 1918 году этот отряд основал в Перу аналог под названием «Лос Вапоринос». [33] Команда из Боливии была приглашена на Фиесту де ла Тирана в Чили в 1956 году, и первая сформированная команда этой страны называлась Primera Diablada Servidores Virgen del Carmen с центром в Икике . [34] В 2001 году Карнавал Оруро был объявлен одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества наряду с Диабладой и 19 другими танцами, представленными на фестивале. [35] В 2004 году правительство Боливии наградило выставку Gran Tradicional y Auténtica Diablada Oruro высокой национальной наградой в честь ее 100-летия. [36]

Хореография

[ редактировать ]
Танцоры Диаблада в Пуно, Перу.

В своей первоначальной форме танец исполнялся под музыку оркестром сикурис, игравшим на сику . В наше время танец сопровождается оркестром. Танцоры часто выступают на улицах и площадях, но ритуал также можно проводить в закрытых театрах и на аренах. Ритуал начинается с креве, изображающего Люцифера и Сатану, а также нескольких китайских Супай , или женщин-дьяволов. За ними следуют олицетворенные семь смертных грехов гордыни, жадности, похоти, гнева, чревоугодия, зависти и лени. После этого выходит отряд дьяволов. Их всех возглавляет Святой Михаил в блузке, короткой юбке, мече и щите. Во время танца ангелы и демоны непрерывно движутся. Это противостояние между двумя сторонами затмевается, когда появляется Святой Михаил и побеждает Дьявола. Хореография имеет три версии, каждая из которых состоит из семи движений. [37]

Партитура мелодии Диаблады.
Партитура 1862 года на Диаблада мелодию под названием «Дехаме» композитора Фройлана Севильяно из провинции в Оруро , Боливия. Поопо

Музыка, связанная с танцем, состоит из двух частей: первая известна как Марш , а вторая известна как Мекапакенья Дьявола . Некоторые отряды играют только одну мелодию или начинают Мекапакенью в четвертой части «на четыре». [37] Со второй половины 20 века диалоги опускаются, поэтому основное внимание уделяется только танцу. [38]

Региональные вариации

[ редактировать ]

Диаблада Пуненья (Перу)

[ редактировать ]
Диаблос из Пуно, Перу.

Диаблада Пуненья» «Это боливийские диаблада, прибывшие в Пуно из Оруро, Боливия», когда они объединили догматы христианства из autos sacramentales с древними традициями аймара . [4] [23] некоторые дополнительные влияния культа Девы Марии . В следующем столетии добавились [22] В перуанской версии Диаблады нет никакой разницы, поскольку она является копией оригинальной боливийской версии диаблады, основанной на Уруро, до воссоздания После Пуно Девы Канделарии, покровительницы Оруро в Боливии, более известной как Дева Сокавона в 1965 году. Однако в перуанских версиях продолжают фигурировать доморощенные фигуры, копирующие все танцы Карнавала Оруро, такие как Ла Моренада, Лос Тобас, Тинкус и многие другие, пока в 2024 году они не сделали точную копию Карнавала Оруро, уступив место карнавалу Оруро. Боливианизация Пуно боливийскими танцами. кореография, вестимента и музыка.

Костюмы, использованные в перуанской Диабладе, были привезены из Оруро и представляли собой костюмы с карнавала Оруро в Боливии годом ранее, то есть представляли собой остатки роскошных костюмов, представленных на карнавалах Оруро в Боливии. Музыка для танца изначально исполнялась на сику . [39] но позже его заменили перкуссионисты, известные как Сику-Моренос. [40]

Фестиваль Ла Тирана (Чили)

[ редактировать ]

В Чили Диаблада исполняется во время Фиесты де Ла Тирана в северном регионе этой страны. Фестиваль ежегодно привлекает более 100 000 посетителей в небольшую деревню Ла-Тирана . [41] Фестиваль произошел от празднования Девы Кармен , начавшегося в 1540 году. [41]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Картоми, Маргарет Дж.; Блюм, Стивен (1994). Музыкальные культуры в контакте: конвергенции и столкновения . п. 63. ИСБН  9782884491372 .
  2. ^ Jump up to: а б Королевская испанская академия (2001). «Diccionario de la Lengua Española – Двадцать второе издание» [Словарь испанского языка – 22-е издание] (на испанском языке). Мадрид, Испания . Проверено 30 ноября 2009 г. Типичный танец из региона Оруро в Боливии, названный так из-за маски и костюма носят танцоры дьявола, которые ).
  3. ^ «Боливия (Многонациональное Государство) – Информация, касающаяся нематериального культурного наследия» . ЮНЕСКО . 2001 . Проверено 3 октября 2009 г. Город Оруро, расположенный на высоте 3700 метров в горах западной Боливии и когда-то являвшийся местом проведения церемоний доколумбовой эпохи, был важным районом добычи полезных ископаемых в девятнадцатом и двадцатом веках. Переселенный испанцами в 1606 году, он продолжал оставаться священным местом для народа уру, который часто путешествовал на большие расстояния, чтобы совершить свои ритуалы, особенно во время главного фестиваля Ито. Испанцы запретили эти церемонии в семнадцатом веке, но они продолжались под видом христианской литургии: андские боги были скрыты за христианскими иконами, а андские божества стали святыми. Фестиваль Ито превратился в христианский ритуал, отмечаемый на Сретение (2 февраля). Традиционная лама-лама или диаблада в честь бога Уру Тив стала главным танцем на карнавале Оруро.
  4. ^ Jump up to: а б с Блондинка Туфля, Майкл (осень 2007 г.). «Танцующие дьяволы в Пуно, Перу» [Танцующие дьяволы в Пуно, Перу] ReVista, Гарвардский обзор Латинской Америки (на испанском языке). VII (1): 66–67. Архивировано из оригинала 1 апреля . Получено 24 октября.
  5. ^ Моралес Серруто, Хосе (3 августа 2009 г.). «La Diablada, яблоко раздора на Альтиплано [Диаблада, яблоко раздора на Альтиплано]» (Интервью) (на испанском языке). Пуно, Перу: Коррео . Проверено 27 сентября 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  6. ^ http://www.carnavaldeoruroacfo.com/documentos/FORMULARIO%20DE%20CANDIDATURA.pdf . Архивировано 4 ноября 2009 г. в Wayback Machine. Сборник историков, антропологов, исследователей и фольклористов о карнавале Оруро и Ла Дьяблада.
  7. ^ Jump up to: а б с Аранчибия Андраде, Фредди (20 августа 2009 г.). «Следователь утверждает, что диаблада появилась в Потоси [Следователь утверждает, что диаблада появилась в Потоси]» (Интервью) (на испанском языке). Ла-Пас, Боливия. Архивировано из оригинала 4 сентября 2009 года . Проверено 2 октября 2009 г.
  8. ^ «Перу утверждает, что Диаблада не является исключительной территорией Боливии . » Ла Пренса (на испанском языке). Ла-Пас, Боливия: Editores Asociados SA, 14 августа 2009 г. Проверено 10 декабря 2009 г. [ мертвая ссылка ]
  9. ^ Эчеверс Торрес 2009
  10. ^ Jump up to: а б ACF, О. 2001 , стр. 10–17.
  11. ^ Гуаман Пома де Айала 1615 , стр.235.
  12. ^ Клур Коваррубиас, Хавьер (январь 2009 г.). «Эль Тио де ла мина» [Дядя шахты] (на испанском языке). Стокгольм, Швеция: Arena y Cal, информационный литературный и культурный журнал . Проверено 13 января 2010 г.
  13. ^ Риверс, Эдвин (2009). «Андская мифология Уруса» [Андская мифология Уруса] Мой карнавал (на испанском языке). Архивировано из оригинала 24 декабря . Получено 13 января.
  14. ^ Риверс, Эдвин (2009). «Дьявол зародился в Оруро, Боливия» [ Дьявол зародился в Оруро, Боливия] Мой карнавал (на испанском языке). из оригинала 15 августа. Архивировано Получено 13 января.
  15. ^ «Дьяблада оруренья восходит к временам доколумбовых Урусов . » Ла Разон (на испанском языке). Ла-Пас, Боливия. 9 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 13 августа 2011 года . Проверено 9 апреля 2010 г.
  16. ^ ACF, О. 2001 , стр.3.
  17. ^ Моффетт, Мэтт; Козак, Роберт (21 августа 2009 г.). «В этой ссоре между Боливией и Перу все детали от дьявола» . Уолл Стрит Джорнал . п. А1 . Проверено 4 октября 2009 г.
  18. ^ «Memoria Chilena Diabladas» (на испанском языке).
  19. ^ Америка Валенсия Чакон (3 сентября 2015 г.). «Канделария — предложение, сопряженное с большой ответственностью» (на испанском языке).
  20. ^ Луис Вальверде Кальдас. «Диаблада как танец» (на испанском языке).
  21. ^ Отчеты Ормахеи, 1986 г. , стр. 35–36, 45.
  22. ^ Jump up to: а б Моралес Серруто, Хосе (3 августа 2009 г.). «La Diablada, яблоко раздора на Альтиплано [Диаблада, яблоко раздора на Альтиплано]» (Интервью) (на испанском языке). Пуно, Перу: Коррео . Проверено 27 сентября 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  23. ^ Jump up to: а б Макфаррен, Питер; Столкновение, Сикст; Гисберт, Тереза ​​(2009) [1993]. Макфаррен, Питер (ред.). Маски Боливийских Анд [ Маски Боливийских Анд ] (на испанском языке). Индиана, США: редакция Quipus . Проверено 24 октября 2009 г.
  24. ^ «Муниципалитет обновляет оценку на 2016-2017 гг.» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 19 февраля 2010 г.
  25. ^ Jump up to: а б Реки и рынок 2005 г.
  26. ^ Фортуна 1961 , с. 23.
  27. ^ Фортуна 1961 , с. 24.
  28. ^ Де ла Вега, Гарсиласо ; Серна, Мерседес (2000) [1617]. «ХXVIII» . Королевские [комментарии Castalia Classics (на испанском языке). Том 252 (изд. 2000 г.). Мадрид, Испания: Редакция Castalia. стр. 226–227. ISBN  84-7039-855-5 . OCLC   46420337 .
  29. ^ Санта-Крус, 2004 , с. 285.
  30. ^ Саллес-Риз 1997 , стр. 166-167.
  31. ^ Харрис 2003 , стр. 205-211.
  32. ^ «Дьяблада оруренья восходит к временам доколумбовых Урусов . » Ла Разон (на испанском языке). Ла-Пас, Боливия. 9 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 13 августа 2011 года . Проверено 9 апреля 2010 г.
  33. ^ Отчеты Ормахеи, 1986 г. , стр. 35–36, 45.
  34. ^ «El foclor de Chile y sus tres grandes raíces» [Фольклор Чили и его три великих корня] (на испанском языке). Мемориалы Чиленас. 2004. Архивировано из оригинала 11 сентября 2008 года . Проверено 9 декабря 2009 г.
  35. ^ «Боливия (Многонациональное Государство) – Информация, касающаяся нематериального культурного наследия» . ЮНЕСКО . 2001 . Проверено 3 октября 2009 г. Город Оруро, расположенный на высоте 3700 метров в горах западной Боливии и когда-то являвшийся местом проведения церемоний доколумбовой эпохи, был важным районом добычи полезных ископаемых в девятнадцатом и двадцатом веках. Переселенный испанцами в 1606 году, он продолжал оставаться священным местом для народа уру, который часто путешествовал на большие расстояния, чтобы совершить свои ритуалы, особенно во время главного фестиваля Ито. Испанцы запретили эти церемонии в семнадцатом веке, но они продолжались под видом христианской литургии: андские боги были скрыты за христианскими иконами, а андские божества стали святыми. Фестиваль Ито превратился в христианский ритуал, отмечаемый на Сретение (2 февраля). Традиционная лама-лама или диаблада в честь бога Уру Тив стала главным танцем на карнавале Оруро.
  36. ^ «Ла Диаблада Де Оруро, языческий танец в маске» [ Диаблада Оруро, языческий танец в маске] (на испанском языке). 2009. Архивировано из оригинала 14 июля. Получено 9 декабря.
  37. ^ Jump up to: а б Фортун, Юлия Елена (1961). «Актуальная хореография танца дьяволов» . дьяволов ( Танец DOC ) . Современные боливийские авторы (на испанском языке). Том 5. Ла-Пас, Боливия: Министерство образования и изящных искусств, мэрия национальной культуры. OCLC   3346627 .
  38. ^ Гисберт 2002 , с. 9.
  39. ^ Национальный музей этнографии и фольклора (Боливия) (2003 г.). МУЗЕФ (ред.). Серия Анналов ежегодного собрания этнологии [ Серия отчетов ежегодного собрания этнологии ] (на испанском языке). Том 2. Ла-Пас, Боливия: MUSEF . Проверено 24 октября 2009 г.
  40. ^ Счета Ормачеа, Энрике (23 августа 2009 г.). «Диаблада: хореография, одежда и музыка» [ Диаблада : хореография, одежда и музыка]. Анды (на испанском языке). Пуно, Перу . Проверено 24 октября 2009 г.
  41. ^ Jump up to: а б «Церемониальные танцы северного культурного ареала» (на испанском языке). Чили: Гамайкан. Архивировано из оригинала 9 июня 2009 года . Проверено 8 апреля 2010 г.

Статьи:

Книги

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 019b64e63c40f9a5d1730b89f83782f6__1722788280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/f6/019b64e63c40f9a5d1730b89f83782f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Diablada - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)