Жанна Мамен
Жанна Мамен | |
---|---|
![]() Жанна Маммен, 1975 год. | |
Рожденный | 21 ноября 1890 г. Берлин , Германия |
Умер | 22 апреля 1976 г. (85 лет) |
Известный | Живопись , литография |
Движение | Новая Объективность , Кубизм , Символизм |
Жанна Маммен (21 ноября 1890 — 22 апреля 1976) — немецкая художница, иллюстратор и гравёр. Ее творчество связано с движениями «Новая объективность» , «Символизм» и «Кубизм» . Она наиболее известна своими изображениями странных женщин. [ 1 ] и городская жизнь Берлина в Веймарский период . [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Жанна Маммен родилась в Берлине в семье успешного немецкого купца. Она и ее семья переехали в Париж, когда ей было пять лет. [ 3 ] Она начала учебу в Академии Жюлиана , одной из немногих художественных школ того времени, где женщин обучали с такой же строгостью, как и мужчин. Когда ее семья переехала в Брюссель, в 1908 году она училась в Королевской академии изящных искусств . [ 4 ] Ее ранние работы, созданные под влиянием символизма, модерна и декадентского движения , выставлялись в Брюсселе и Париже в 1912 и 1913 годах. [ 5 ]
В 1916 году Маммен и ее семья бежали из Парижа, чтобы избежать интернирования во время Первой мировой войны . [ 6 ] Хотя ее родители переехали в Амстердам , Маммен предпочла вернуться в Берлин. Теперь она впервые оказалась самостоятельной в финансовом отношении, поскольку французское правительство конфисковало все имущество ее семьи. В течение нескольких лет Маммен изо всех сил пыталась свести концы с концами, берясь за любую работу, которую могла найти, и проводя время с людьми из разных классов. Этот опыт и вновь обретенные симпатии отражены в ее произведениях того периода. [ 7 ]
Веймарский период
[ редактировать ]Со временем Маммен смог найти работу рекламного художника, создавая модные пластинки , постеры к фильмам и карикатуры для сатирических журналов, таких как «Simplicissimus» , «Ulk» , «Simplicissimus» , «Ulk». [ 5 ] и молодежь . [ 8 ] В середине 1920-х годов она стала известна своими иллюстрациями, передающими городскую атмосферу Берлина. Большая часть ее работ изображала женщин. В число этих женщин-сюжетов часто входили высокомерные светские особы, модные продавщицы из среднего класса, уличные певицы и проститутки. [ 9 ] Ее рисунки часто сравнивали с рисунками Джорджа Гросса и Отто Дикса . [ 10 ] В конце 1920-х — начале 1930-х годов она работала в основном карандашом с акварельными размывками, а также пером и тушью. [ 8 ]
В 1921 году Маммен переехала к сестре в квартиру в Берлине. Эта квартира была бывшей фотостудией, в которой она прожила до самой смерти. Помимо искусства на протяжении всей своей жизни Маммен интересовалась и наукой. Она была близким другом Макса Дельбрюка , который покинул Европу, взял с собой некоторые из ее работ и выставил их в Калифорнии. Помимо того, что он привез эти произведения искусства на выставку, он также отправил Маммену посылки с принадлежностями для искусства из Соединенных Штатов. [ 11 ]
В 1930 году у нее состоялась крупная выставка в галерее Фрица Гурлитта . [ 12 ] В течение следующих двух лет по предложению Гурлитта она создала серию из восьми литографий, иллюстрирующих Les Chansons de Bilitis , сборник лесбийских любовных стихов Пьера Луи . [ 12 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В 1933 году, после включения Маммен на выставку женщин-художниц в Берлине, нацистские власти объявили ее мотивы и сюжеты «еврейскими» и запретили ее литографии для «Les Chansons de Bilitis» . [ 12 ] Нацисты также выступали против ее вопиющего игнорирования «уместной» женской покорности в выражениях ее героев, а также против лесбийских образов, присутствующих во многих ее работах. [ 13 ] Нацисты закрыли большинство журналов, в которых она работала. [ 14 ] и она отказалась работать на тех, кто соблюдал их культурную политику. [ 12 ]
До конца войны она практиковала « внутреннюю эмиграцию ». Она перестала выставлять свои работы и сосредоточилась на рекламе. Какое-то время она также торговала подержанными книгами с ручной тележки. [ 14 ] В 1940-х годах, в знак солидарности, Маммен начал экспериментировать с кубизмом и экспрессионизмом , что было рискованным шагом, учитывая осуждение нацистами абстрактного искусства как « дегенеративного ». В это время Маммен, заядлая читательница модернистской литературы, также начала переводить Артюра Рембо «Озарения» . [ 15 ]
Послевоенные и последующие годы
[ редактировать ]После войны она начала собирать провода, веревки и другие материалы с улиц разбомбленного Берлина для создания рельефов. В конце 1940-х годов она снова начала выставлять свои работы, а также создавать декорации для кабаре Die Badewanne . Она создавала абстрактные коллажи из различных материалов, в том числе из оберток конфет. В 1950-х годах она приняла новый стиль, сочетая толстые слои масляной краски с несколькими тонкими отметинами на поверхности. [ 16 ]
Стиль и методы
[ редактировать ]Она работала в различных техниках, включая акварель, масло, литографию и скульптуру, но наиболее известна своими работами акварели и графита Веймарского периода (1919–33). Ее стиль в то время характеризовался «упрощенной, элегантной линией с добавленными позже оттенками цвета, [что] сделало ее популярной среди журналов и журналов с большим тиражом». [ 17 ]
В это время она была частью движения «Новая объективность», в котором художники пытались примириться с Германией после Первой мировой войны, рассматривая социальные проблемы с «дотошными деталями и жестокой сатирой». [ 18 ] При нацистском режиме она тайно экспериментировала с кубизмом и экспрессионизмом, чтобы восстать против правительственного запрета «дегенеративного» искусства. [ 19 ] Особенно ее вдохновили Пикассо и его «Герника». [ 19 ]
Темы
[ редактировать ]Работы Маммена в основном посвящены женской тематике и женским отношениям, как платоническим, так и романтическим. Многие из ее героинь демонстрировали черты «новой женщины» Берлина 1920-х годов — модной, независимой и относительно сексуально раскрепощенной. [ 20 ] В своих иллюстрациях и акварелях Веймарского периода она «обращалась к меняющимся ролям женщин. От вампирши, наивной и молодой до буржуазии и интеллектуалки, она изобразила сложности жизни Новой Женщины, борющейся с новыми ролями». [ 17 ]
Многие из ее работ также посвящены гомосексуализму и бросают вызов традиционным гендерным ролям. Она включила 14 своих иллюстраций в «Путеводитель Курта Морека по развратному Берлину» , опубликованный в 1931 году и представляющий собой путеводитель по лесбийским и геям в Берлине. [ 21 ] В ее работах были изображены проститутки, ночные клубы только для женщин и бары города. [ 21 ] Она также предоставила иллюстрации для Les Chansons de Bilitis , сборника лесбийских стихов о любви. [ 12 ] По словам Лидии Бомерт, в отличие от своих современников, Маммен «с пониманием относилась к гомосексуальной субкультуре». [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]Выставки
[ редактировать ]В 1970-х годах интерес к ранним работам Маммен возродился, поскольку немецкие историки искусства и искусствоведы женского движения заново открыли для себя ее картины и иллюстрации Веймарского периода. [ 16 ] В 2010 году Центр искусств Де-Мойна представил 13 акварельных картин Маммена, вдохновленных Берлином веймарской эпохи . [ 22 ] В 2013 году ее более поздние, более абстрактные работы были представлены на масштабной выставке «Painting Forever!», проходившей в рамках Берлинской недели искусств. [ 2 ]

В 2017–2018 годах в Берлинской галерее прошла крупная выставка работ Маммен под названием «Жанна Маммен: Die Beobachterin: Retrospective 1910–1975» (Jeanne Mammen: The Observer: Retrospective 1910–1975), в которую вошли более 170 работ в различных СМИ, охватывающие период с 1920-х годов до ее более поздних работ. после 1960-х годов. Выставка была обновлением выставки Galerie 1997 года в галерее Мартина Гропиуса Бау, на которой в основном были представлены работы 1920-х годов. [ 23 ]
Фонд и музей-квартира Жанны Маммен
[ редактировать ]Фонд Жанны Маммен создал музей квартиры-студии Жанны на Курфюрстендамм, 29, в которой она жила и работала более 50 лет. [ 11 ] После роспуска фонда в 2018 году музеем управляет Городской музей Берлина. [ 11 ]
Цитировать
[ редактировать ]- «Я всегда хотел быть просто парой глаз, исследовать мир, оставаясь незамеченным, только для того, чтобы видеть других». — Жанна Маммен [ 9 ]
Публичные коллекции
[ редактировать ]- Берлинская галерея
- Гарвардские художественные музеи
- Центр искусств Де-Мойна
- Музей современного искусства
- Метрополитен-музей
- Библиотека и музей Моргана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лампела, Лорел (2007). «Включение лесбиянок и геев в учебные программы по искусству: искусство Жанны Маммен» . Исследования визуальных искусств . 33 (1): 34–43. ISSN 0736-0770 .
- ^ Перейти обратно: а б «Быть просто парой глаз: Обратная сторона Жанны Маммен» . АртМаг . Архивировано из оригинала 1 сентября 2018 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
Подобные акварели и рисунки [принесли] Маммену известность как летописца городской жизни Берлина.
- ^ «МоМА | Коллекция | Жанна Маммен (немка, 1890–1976)» . МоМА.орг . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Бёмерт, Лидия (2017). Жанна Маммен: Париж – Брюссель – Берлин . Берлин: Немецкое художественное издательство. стр. 13–14. ISBN 9783422073777 .
- ^ Перейти обратно: а б Сикора (1988), с. 28.
- ^ Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. 2019. с. 258. ИСБН 978-0714878775 .
- ^ Харрити, Кристофер. «В центре внимания художника Жанна Маммен» . Адвокат.com . Проверено 5 апреля 2015 г.
Жанна Маммен запечатлела сильные и чувственные аспекты женщин веймарской эпохи в Германии.
- ^ Перейти обратно: а б «Жанна Маммен (1890–1976)» . berlinischegalerie.de . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Жанна Маммен» . www.desmoinesartcenter.org . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Сикора (1988), с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с «Студия Жанны Маммен» . Городской музей Берлина . Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Художница Жанна Маммен (1890 – 1976)» . Жанна-Маммен.де . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ женский артблог (13 декабря 2017 г.). «Жанна Маммен и женщины берлинского кабаре» . #женскоеискусство ♀ . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сикора (1988), с. 30.
- ^ Бёмерт, Лидия (2017). Жанна Маммен: Париж – Брюссель – Берлин . Берлин: Немецкое художественное издательство. п. 166. ИСБН 9783422073777 .
- ^ Перейти обратно: а б Сикора (1988), с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Сомервилл, Кристина (2019). «Летописец мегаполиса: Берлинские акварели Жанны Маммен» . Обзор Миссури . 42 (1): 143–153. ISSN 1548-9930 .
- ^ Чилверс, Ян (01 января 2009 г.), «Neue Sachlichkeit» , Оксфордский словарь искусств и художников , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199532940.001.0001/acref-9780199532940-e-1736 , ISBN 978-0-19-953294-0 , получено 8 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Троеллер, Джордан (2019). «Обзор Жанны Маммен, The Observer: Ретроспектива 1910–1975» . Женский художественный журнал . 40 (1): 49–51. ISSN 0270-7993 .
- ^ Смит, Джилл Сюзанна (2013). Берлинская кокетка: проституция и новая немка, 1890–1933 . Издательство Корнельского университета. дои : 10.7591/j.ctt32b611 . ISBN 978-0-8014-5267-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Роял, Сюзанна (2007). Графика в Веймарском Берлине: случай Жанны Маммен (доктор философии). Университет Южной Калифорнии.
- ^ «Жанна Маммен» . www.desmoinesartcenter.org . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ «Выставки в Берлине: Жанна Маммен | Берлинская галерея | Ваш музей современного искусства в Берлине» . www.berlinischegalerie.de (на немецком языке) . Проверено 3 марта 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ассоциация поддержки Фонда Жанны Маммен e. В., Жанна Маммен: Париж – Брюссель Берлин, Berlinische Galerie Berlin, 2017
- Харрити, Кристофер. «В центре внимания художника Жанна Маммен» . Адвокат.com . Проверено 5 апреля 2015 г.
- Сикора, Катарина (осень 1988 г.). «Жанна Маммен». Женский художественный журнал . 9 (2). Woman's Art Inc.: 28–31. дои : 10.2307/1358317 . JSTOR 1358317 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лампела, Лаура (осень 1988 г.). «Включение лесбиянок и геев в учебные программы по искусству: искусство Жанны Маммен». Исследования визуальных искусств . 33 (1). Издательство Университета Иллинойса: 34–43. JSTOR 20715432 .
- Лутгенс, Аннели. «Мать Жанна». В: Луиза Р. Нун (ред.), Три берлинских художника веймарской эпохи: Ханна Хёх, Кете Кольвиц, Жанна Маммен . Де-Мойн, Айова: Центр искусств Де-Мойна, 1994.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на немецком языке)