Ратнасимха
Ратнасимха | |
---|---|
Махараджкула Равал | |
Король Мевара | |
Царствование | в. 1302–26 августа 1303 г. |
Предшественник | Самарасимха |
Супруг | Прослушивание Падмини (По словам Падмавата ) |
Династия | Гухила |
Отец | Самарасимха |
Религия | индуизм |
Ратнасимха ( IAST : Ратна-Симха, 1302–03 гг. н.э.) был правителем королевства Мевар в современном Раджастане , Индия . Он принадлежал к Равальской ветви династии Гухила , правившей из форта Читракута (современный Читторгарх ). Последний правитель этой ветви, он потерпел поражение от Алауддина Халджи во время осады Читторгарха в 1303 году нашей эры.
В легендах Раджастхана он упоминается как раджпутский правитель Равал Ратан Сингх . Художественная версия его появляется как Ратан Сен в Малика Мухаммада Джаяси «Падмавате» . Согласно этому стихотворению, Алауддин Халджи напал на Читторгарх, чтобы заполучить свою прекрасную жену Рани Падмини ; Алауддин захватил форт после того, как Ратан Сен погиб в бою с королем Кумбхалнера Девпалом ; впоследствии Падмини и другие женщины поручили Джаухару защитить свою честь. Историчность этой легенды оспаривается.
Вознесение
[ редактировать ]Ратнасимха сменил своего отца Самарасимху на посту Гухилы правителя Мевара около 1302 года нашей эры. [ 1 ] Он принадлежал к ветви семьи Равал, которая правила из форта Читракута (ныне известного как Читторгарх ). [ 2 ]
Ратнасимха подтверждается 1302 г. н. э. (1359 г. до н. э. ) храмовой надписью Дарибы было подарено 16 драм (монет). , в которой записано, что во время его правления храму [ 3 ] [ 4 ] В надписи упоминается его титул Махараджакула (который в разговорной литературе встречается как Махаравал ). [ 5 ]
Также было обнаружено несколько монет, выпущенных Ратнасимхой. [ 6 ]
Поражение от Алауддина Халджи
[ редактировать ]В 1303 году Алауддин Халджи , султан Дели , вторгся в Читтор. Достигнув подножия холма Читтор, два крыла его армии атаковали форт с двух разных сторон. После двух месяцев безуспешной осады нападавшие забросали форт камнями из манджаников ( мангонелей ), но так и не смогли захватить форт. Наконец, 26 августа 1303 года захватчикам удалось войти в форт. [ 7 ] [ 8 ]
Судьба после поражения
[ редактировать ]По словам Амира Хосрау , который утверждает, что вошел в форт вместе с Алауддином, правитель («Рай») Читтора сдался Алауддину. Делийский султан убил 30 000 других индусов, но помиловал правителя и его семью. Он передал форт своему маленькому сыну Хизр-хану, фактическим администратором которого был Малик Шахин, переименовал его в Хизрабад, а затем вернулся в Дели. [ 9 ]
В тот день, когда желтолицый Рай, опасаясь зеленых мечей, искал убежища под красным куполом, великий Император (да продолжится его процветание!) все еще пылал от ярости. Но когда он увидел вегетарианца Раи, дрожащего от страха, как примятая и увядшая трава под императорским шатром, — хотя Рай и был мятежником, но ветер царского милосердия не позволил никакому горячему ветру обдуть его. Вся буря гнева Императора обрушилась на других повстанцев. Он приказал, чтобы везде, где был найден зеленый индус, его срубали, как сухую траву. Благодаря этому суровому приказу за один день было убито тридцать тысяч индусов. Казалось, что на лугах Хизрабада вместо травы выросли люди.
» Амира Хосрова «Хазайн уль-Футух [ 10 ]
Рассказ Хосрова также подтверждается мусульманскими летописцами XIV века Зиауддином Барани и Исами . [ 11 ] Историк Банарси Прасад Саксена считает, что рассказ Хосрова верен. [ 9 ] Кишори Саран Лал , с другой стороны, сомневается в этой версии, утверждая, что кажется невероятным, что Алауддин сохранил жизнь правителю Читтора, приказав устроить резню 30 000 других индусов. [ 12 ]
Джайнский писатель Какка Сури в своей книге «Набхинандана-Джинодхара-Прабандха » (1336 г. н.э.) утверждает: [ 13 ]
Он [Алауддин] захватил господина форта Читракута, отобрал его имущество и заставил его перемещаться, как обезьяну, из одного города в другой.
Набхи-нандана-джиноддхара-прабандха Какки Сури (1336 г.)
По словам историка Дашаратхи Шармы , это предполагает, что правитель Читракуты ( IAST : Citrakūṭa т.е. Читтор) пережил осаду, и подтверждает сообщения мусульманских летописцев. [ 13 ]
Самым ранним индуистским отчетом об этом событии является Кумбхалгарх прашасти (хвалебная надпись) 1460 года нашей эры. [ 14 ] Эта надпись была сделана Кумбхакарной семьи Гухила из ветви Рана , которая была соперником ветви Равал Равал. Надпись гласит: [ 7 ] [ 15 ]
Этот правитель [Самарасимха], очистив все свои грехи поклонением Махеше, стал господином сварги , после того как поручил защиту горы Читракута своему сыну Ратнасимхе. Когда он [Ратнасимха] ушел, Лакшмасимха из семьи Хуммана защитил этот превосходный форт, (ибо) даже несмотря на то, что устоявшиеся традиции семьи были оставлены трусами, те, кто доблестны и стойкие, не отказываются от своего преследования. Уничтожив таким образом своих врагов в бою, он [Лакшмасимха] умер, очищенный оружием, защищая Читракуту.
Кумбхалгархская надпись Кумбхакарны
В надписи титул Ратнасимхи и его предшественников упоминается как « Раула », что указывает на их принадлежность к ветви Равал. Однако Лакшмасимху ( IAST : Lakṣmasiṃha) прямо называют « Махараной », что указывает на то, что он принадлежал к ветви Рана. [ 16 ]
Слово «ушел» ( тасмин ворота на санскрите ) в этом стихе интерпретировалось по-разному как «умер» или «покинул защитников». [ 17 ] Историк Гауришанкар Хирачанд Оджа истолковал этот стих так, что Ратнасимха храбро сражался до самой смерти. [ 18 ] Есть также некоторые другие ученые, принявшие перевод Оджхи, такие как Калика Ранджан Канунго и Р.Б. Халдар. [ 19 ]
Однако, по мнению других историков, таких как Акшай Кирти Вьяс и Р. К. Маджумдар , этот стих означает, что Ратнасимха трусливо бежал с поля битвы. [ 18 ] [ 20 ] Субимал Чандра Датта указывает, что при описании смерти Лакшмасимхи в надписи говорится, что он «отправился на небеса». Но описывая уход Ратнасимхи, там просто упоминается, что он «ушел». Это, в сочетании с капитуляцией «Рая», описанной в мусульманских источниках, позволяет предположить, что Ратнасимха покинул поле битвы и сдался Алауддину. [ 19 ]
XVI века Легенда Падмавата утверждает, что Ратнасимха («Ратан Сен») погиб в бою с правителем Кумбхалнера до завоевания форта Алауддином. [ 21 ] Летописец 17-го века Мухнот Наинси в своем «Наинси ри Кхят» , писавший под покровительством раджпутов, утверждает, что Ратнасимха («Ратан Сингх») погиб на поле битвы. [ 12 ]
Легенда о Падмини
[ редактировать ]Легендарный рассказ о Ратане Сингхе (как Ратане Сене) появляется в эпической поэме Малика Мухаммада Джаяси XVI века «Падмават» . Согласно этому рассказу, он женился на сингальской принцессе Падмини после поисков . Алауддин Халджи вторгся в Читтор, чтобы заполучить Падмини, узнав о ее красоте. Ратан Сен был захвачен войсками Дели, но его воины-раджпуты спасли его по просьбе Падмини. Пока он находился в плену, его сосед-раджпут — Девпал из Кумбхалнера — отправил Падмини предложение руки и сердца. Ратан Сен сражался с Девпалом, чтобы отомстить за это оскорбление, и два короля раджпутов убили друг друга в единоборстве . Затем Алауддин вторгся в Читтор, но прежде чем он смог захватить форт, Падмини (Падмавати) и другие женщины принесли себя в жертву. [ 22 ]
несколько экранизаций легенды о Падмавате . В последующие годы появилось [ 23 ] Историки XVI века Фиришта и Хаджи-уд-Дабир были одними из первых авторов, упомянувших Падмини как историческую фигуру, но их рассказы расходятся друг с другом и с рассказами Джаяси. Например, по мнению Фиришты, Падмини была дочерью (не женой) Ратана Сена. [ 24 ] В некоторых других средневековых легендах, написанных под патронажем раджпутов, говорится, что современным правителем Читтора был Лакхамси (Лакшмасимха), а Ратан Сен (Ратнасимха) был его младшим братом. Другая версия, составленная Джеймсом Тодом , утверждает, что Падмини была женой дяди Лакхамси Бхимси (Бхимасимхи); в этой версии вообще не упоминается Ратан Сен. [ 25 ]
Историчность
[ редактировать ]Историк Калика Ранджан Канунго в своем «Критическом анализе легенды о Падмини» (1960) предположил, что на самом деле существовало четыре разных человека со схожими именами. По его словам, средневековые барды перепутали и связали этих четырех личностей: [ 6 ] [ 26 ]
- Ратнасимха, правитель Гухилы, упомянутый в надписи Кумбхалгарха.
- Ратнасен, упоминаемый как Ратан Сен в Падмавате ; на самом деле он был правителем Читракута в современном Уттар-Прадеше, а не Читтора в Раджастане.
- Ратна, сын Кшемы; он и еще один воин по имени Бхимасимха были убиты в битве у подножия холма Читтор.
- Ратнасимха, сын Чахаманы правителя Хаммиры . Лакшмасимха, правитель Читтора, предоставил ему убежище в Читторе, что побудило Алауддина напасть на Читтор.
Другие историки, такие как Джогендра Прасад Сингх (1964). [ 27 ] и Рам Валлабх Сомани (1976) [ 26 ] раскритиковали теорию Канунго, основываясь на следующих моментах:
- Царь Гухил Ратнасимха и Ратан Сен из Падмавата не могут быть разными людьми, учитывая, что оба описаны как короли Читтора, потерпевшие поражение от Алауддина Халджи. Джаяси называет отцом Ратана Сена не Самарасимху, а человека, отличного от Самарасимхи, но, по мнению Сингха, это просто ошибка, возникшая в результате того, что Джаяси написал более 200 лет спустя. [ 28 ]
- Ратан Сен из Падмавата не мог быть королем современного Уттар-Прадеша, поскольку в тексте явно упоминается Читтор из региона Мевар, а Кумбхалгарх описывается как его сосед. [ 26 ]
- Ратна, сын Кшемы, не мог сражаться против Алауддина: его смерть упоминается в надписи 1273 года, тогда как Алауддин взошел на трон только в 1296 году. [ 28 ] Нет никаких доказательств того, что Бхимасимха, человек, который погиб, сражаясь вместе с ним, был таким же, как Бхим Сингх, упомянутый в бардских легендах. [ 28 ]
- Это всего лишь предположение, что Алауддин напал на Читтора, потому что Лакшмасимха приютил сына Хаммиры Ратнасимху. Источником этого утверждения является «Вамшабхаскара» Сураджмала , произведение XIX века, основанное на исторически недостоверных бардских сказках. Ни один из современных источников не предполагает, что у Хаммиры был сын по имени Ратнасимха. [ 29 ] Хаммира Махакавья , самая ранняя биография Хаммиры, утверждает, что Хаммира назначил своего министра Джаджадеву правителем своего королевства перед тем, как отправиться на битву с Алауддином. Если бы у Хаммиры был сын, он бы назначил своим преемником своего собственного сына (а не Джаджадеву). Более того, Хаммира вторгалась в Читтор в прошлом, и отношения между двумя королевствами не были достаточно сердечными, чтобы Читтор мог предоставить убежище сыну Хаммиры. [ 30 ]
Большинство современных историков отвергли подлинность легенды о Падмини. [ 31 ]
Что касается историчности истории Падмини, историк С. Рой написал в «Истории и культуре индийского народа» , что «... Абу-'л Фазл определенно говорит, что он приводит историю Падмини из «древних хроник», которые очевидно, не может относиться к «Падмавату» , почти современному произведению... следует признать, что в сути истории о Падмини, лишенной всех прикрас, нет никакой невозможности, и ее не следует полностью отвергать. рука как миф, но при нынешнем состоянии наших знаний невозможно однозначно рассматривать его как исторический факт». [ 32 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Ратнасимха появляется как Ратан Сен в Малика Мухаммада Джаяси эпической поэме «Падмават» (1540).
- Ратнасимху сыграл Шиваджи Ганешан в Читрапу Нараяны Рао фильме «Читтур Рани Падмини » (1963). [ 33 ]
- В 1988 году Раджендер Гупта сыграл роль Ратана Сена в эпизоде (26) хинди-драматического сериала « Бхарат Эк Ходж» , снятого по книге Джавахарлала Неру «Открытие Индии» (1946). [ 34 ]
- Рохит Бакши сыграл Ратнасимху в Sony Entertainment Television исторической драме «Читтод Ки Рани Падмини Ка Джохур» . [ 35 ]
- Шахид Капур сыграл Ратана Сингха (Ратнасимху) в эпическом историческом драматическом фильме «Падмаават» (2018) режиссера Санджая Лилы Бхансали . [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ День Упендра Натха 1978 , с. 5: «Он умер в 1302 году нашей эры, оставив Мевара своему сыну Ратнасимхе (1302-1303 годы нашей эры) принять на себя основной удар нападения Хальджи».
- ^ Дашаратха Шарма 1956 , с. 97.
- ^ ПК Мишра 1996 , с. 115: «Надпись храма Дариба, датированная 1359 годом VS, записывает дар храму 16 драм, когда Махараджакула Ратнасимха правил Медапатой».
- ^ Манджит Сингх Ахлувалия 1978 , с. 93: «…его правление над Читором убедительно доказано уже отмеченной надписью Дарибы Маг Суди 5 года 1359/1301 года нашей эры, в которой он обозначен как Медапатмандале Махараджакула Шри Ратна Симха кальян виджай раджье…»
- ^ Калян Кумар Гангули 1983 , с. 120: «...обнаружено, что правящий принц Ратна Симха в своей надписи квалифицируется как Махараджакула, в просторечии именуемый Махаравалом».
- ^ Перейти обратно: а б Джогендра Прасад Сингх 1964 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Раджендра Сингх Кушваха 2003 , с. 273.
- ^ Субмал Чандра Датта 1931 , стр. 291–292.
- ^ Перейти обратно: а б Банарши Прасад Саксена 1992 , с. 368.
- ^ Мохаммад Хабиб 1981 , с. 189.
- ^ Адитья Бел 2012 , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б Кишори Саран Лал 1950 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Дашаратха Шарма 1956 , стр. 96–98.
- ^ Субимальный Чандра Датта 1931 , стр. 288.
- ^ Манджит Сингх Ахлувалия 1978 , с. 96.
- ^ Акшая Кирти Вьяс 1937 , с. 313.
- ^ Дашаратха Шарма 1970 , стр. 39–40.
- ^ Перейти обратно: а б Акшая Кирти Вьяс, 1937 , стр. 313–314.
- ^ Перейти обратно: а б Субимальный Чандра Датта 1931 , с. 293.
- ^ Рамеш Чандра Маджумдар 1977 , с. 343.
- ^ Рамья Шринивасан 2007 , с. 209.
- ^ Рамья Шринивасан 2007 , стр. 207–209.
- ^ Рамья Шринивасан 2007 , с. 2-3.
- ^ Шьяма Прасад Басу 1963 , с. 139-141.
- ^ Рамья Шринивасан 2007 , стр. 139–140.
- ^ Перейти обратно: а б с Рам Валлабх Сомани, 1976 , с. 94.
- ^ Джогендра Прасад Сингх 1964 , стр. 95–96.
- ^ Перейти обратно: а б с Джогендра Прасад Сингх 1964 , с. 96.
- ^ Джогендра Прасад Сингх 1964 , с. 99.
- ^ Джогендра Прасад Сингх 1964 , с. 100.
- ^ Сатиш Чандра 2004 , с. 89.
- ^ ЖК Маджумдар ; А.Д. Пусалкер; АК Маджумдар, ред. (1967). История и культура индийского народа, Том 06, Делийский султанат . Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван. стр. 26–27 . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ Гай, Рэндор (13 июня 2015 г.). «Читур Рани Падмини (1963)» . Индус . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ Хатиб, Алмас (21 ноября 2017 г.). «Шьям Бенегал о том, как он снял «Падмавати» для «Бхарат Эк Ходж» » . Квинт . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ Шах, Шраван (25 сентября 2017 г.). «Рохит Бакши, сыгравший Раджу Ратана Сингха до Шахида, реагирует на новый постер Падмавати» . ТаймсСейчас . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Палат, Лакшана Н. (21 ноября 2017 г.). «Ссора Падмавати: кем был муж Рани Падмавати Махаравал Ратан Сингх?» . Индия сегодня . Проверено 24 января 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адитья Бел (2012). Тонкая магия любви: индийская исламская литературная традиция, 1379–1545 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514670-7 .
- Акшая Кирти Вьяс (1937). «Первая и третья плиты Кумбхалгархской надписи VS 1517». В Н. П. Чакраварти (ред.). Эпиграфия Индика . Том. XXIV. Археологическая служба Индии. стр. 313–314.
- Банарши Прасад Саксена (1992) [1970]. «Хальджи: Алауддин Халджи». Мохаммад Хабиб и Халик Ахмад Низами (ред.). Всеобъемлющая история Индии: Делийский султанат (1206–1526 гг. Н.э.) . Том. 5 (Второе изд.). Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 31870180 .
- Дашаратха Шарма (1956). «Новый взгляд на достижения Алауддина Халджи» . Индийский исторический ежеквартальный журнал . 32 (1). Рамананд Видья Бхаван.
- Дашаратха Шарма (1970). Лекции по истории и культуре раджпутов . Мотилал Банарсидасс. стр. 39–40. ISBN 9780842602624 .
- Калян Кумар Гангули (1983). Культурная история Раджастана . Сандип Пракашан. OCLC 461886025 .
- Джогендра Прасад Сингх (1964). «Ратна, сын Чахаманы Хаммиры, и мешок Читора». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 3/4 (3/4): 95–103. JSTOR 25202760 .
- Кишори Саран Лал (1950). История Халджиса (1290-1320) . Аллахабад: Индийская пресса. OCLC 685167335 .
- Манджит Сингх Ахлувалия (1978). Мусульманская экспансия в Раджастане: отношения Делийского султаната с Раджастаном, 1206-1526 гг . Югантар.
- Мохаммад Хабиб (1981). Политика и общество в период раннего средневековья . Народное издательство. ОСЛК 32230117 .
- ПК Мишра, изд. (1996). Аспекты индийской истории и историографии: том поздравлений профессора Каляна Кумара Дасгупты . Кавери. ISBN 978-81-7479-009-5 .
- Раджендра Сингх Кушваха (2003). Немного истории Бхаратии . Океан. ISBN 978-81-88322-40-4 .
- Рам Валлаб Сомани (1976). История Мевара с древнейших времен до 1751 года нашей эры. Матешвари. OCLC 2929852 .
- Рамеш Чандра Маджумдар (1977). Древняя Индия . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0436-4 .
- Рамья Шринивасан (2007). Множество жизней королевы раджпутов: героическое прошлое Индии, 1500–1900 гг . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98760-6 .
- Субимальный Чандра Датта (1931). Нарендра Натх Ло (ред.). «Первый сака Цитода» . Индийский исторический ежеквартальный журнал . 7 . Кэкстон.
- Сатиш Чандра (2004). Средневековая Индия: От султаната до Великих Моголов-Делийского султаната (1206-1526) - Часть первая . Публикации Хар-Ананда. ISBN 978-81-241-1064-5 .
- Шьяма Прасад Басу (1963). Взлет и падение хильджийского империализма . УН Дхур. ОСЛК 28839991 .
- День Упендра Натха (1978). Мевар при Махаране Кумбхе, 1433–1468 гг. Раджеш. OCLC 4983676 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рассказ Амира Хосрова о завоевании Читора в Хазаин уль-Футух