Овимбунду
Общая численность населения | |
---|---|
12,740,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Ангола | |
Языки | |
Умбунду , португальский | |
Религия | |
Христианство , традиционные религии Африки. | |
Родственные этнические группы | |
Амбунду , овамбо , гереро и другие народы банту. |
Южный Мбунду | |
---|---|
Человек | Мне жаль |
Люди | Овимбунду |
Язык | Порог |
Страна | Овимбундуленд |
Овимбунду Мбунду , также известный как Южный , [а] — этническая группа банту , живущая на плато Бие в центральной Анголе и в прибрежной полосе к западу от этого высокогорья. Будучи крупнейшей этнической группой Анголы, они составляют 38 процентов населения страны. В подавляющем большинстве овимбунду исповедуют христианство , в основном Евангелическую игру Анголы (IECA) , основанную американскими миссионерами, и католическую церковь. Однако некоторые из них все еще сохраняют верования и обычаи традиционных африканских религий .
История
[ редактировать ]Истоками овимбунду являются популяции банту , которые пришли с Севера в течение последнего тысячелетия и сформировали местные/региональные группы, которые постепенно стали политическими единицами и очагами социальной идентичности: М'Балунду, Селе, Вамбо, Бьено и другие. Они развили сложное сельское хозяйство, дополненное разведением мелких животных (кур, коз, свиней), а также небольшого количества коров, купленных у фермеров-скотоводов на Юге ( Ньянека-Нхумби , Овамбо ).
Резкие перемены произошли, когда португальцы основали колониальный плацдарм в Бенгеле в 16 веке . Некоторые из небольших «королевств» видели свое преимущество в организации интенсивной караванной торговли между Бенгелой и народами Востока, в частности чокве , лувале и мбунда . [2] от которых они получили воск, каучук, мед и слоновую кость. У каждого торгового каравана был профессиональный руководитель и прорицатель. Торговые соглашения, которые связали независимые вождества, привели к развитию региональной специализации, включая металлообработку и производство кукурузной муки. Рабство и работорговля также были неотъемлемой частью общества Овимбунду. Караванная торговля пришла в упадок после подавления работорговли и, что более важно, строительства Бенгелской железной дороги в 1904 году и прекратилась вскоре после 1910 года.
В последующие годы Овимбунду полностью изменили свою экономику и стали производить товарную кукурузу, продаваемую быстро растущей сети португальских торговцев. [3] Однако из-за демографического роста и того, что значительная часть их земель была присвоена европейцами под плантации кофе, сизаля и других плантаций, многие овимбунду начали работать в качестве оплачиваемой рабочей силы, в основном на европейских плантациях в своем регионе или на северо-западе Анголы, но также в намибийских рудниках.
Овимбунду — основная социальная основа УНИТА , антиколониального движения, которое боролось против португальцев с 1966 по 1974 год, было противником конкурирующего движения МПЛА во время гражданской войны в Анголе с 1975 по 2002 год и в настоящее время является оппозиционным политическим движением. вечеринка. [б]
Во время гражданской войны два крупных города, расположенные на территории Умбунду, Уамбо и Куито , были в значительной степени разрушены МПЛА и УНИТА соответственно, как и значительное количество деревень и значительная часть инфраструктуры (автомобильные, железные дороги, мосты и т. д.). Многие люди погибли, а многие другие бежали в города либо в своем районе ( Бенгела , Лобито ), либо в отдаленные районы (в основном Луанда и ее окрестности, но также и Лубанго ). В течение длительного времени части территории Умбунду находились под контролем УНИТА.
С 2002 года значительные усилия по восстановлению были предприняты правительством, заинтересованным в национальном примирении, но в значительной степени самими людьми, церквями и различными неправительственными организациями. Значительная часть «внутренне перемещенных» овимбунду вернулась в места своего происхождения, где традиционные формы социальной организации зачастую сохранились или затем были восстановлены. Однако более крупные или меньшие общины овимбунду остались во многих городах за пределами своего обитания, так что значительная часть этого народа сейчас разбросана по всей Анголе.
В политическом плане парламентские выборы в Анголе 2008 года отразили важный сдвиг в лояльности Овимбунду: хотя большинство из них голосовало за УНИТА на предыдущих выборах (1992 года), теперь их большинство проголосовало за МПЛА - потому что (после смерти Жонаса Савимби) УНИТА потеряла большую часть своего авторитета, но также и потому, что усиление УНИТА рассматривалось как подразумевающее риск возобновления вооруженного насилия.
См. также
[ редактировать ]- Битва при Кунене
- Баилундо
- поясная кость
- Цитируется
- Лук
- Трава
- Поездка
- Королевство Ндулу
- Сдерживать
- Приходить
- Вамбу
- Грубо
- Добро пожаловать Королевство
- Любить это
Примечания
[ редактировать ]- ^ Термин «Южный Мбунду» также использовался для обозначения амбунду, живущего в южной части региона Амбунду. Оливер и Атмор используют его для тех, кто живет в районе, где развивалось Королевство Ндонго. См. Р.Оливер и А. Атмор, Средневековая Африка 1250-1800 гг., Cambridge University Press, 2001, стр. 168.
- ↑ Основатель и исторический лидер УНИТА Йонас Савимби был овимбунду группы Бьено.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Овимбунду Анголы» . PeopleGroups.org .
- ^ Оппен, Ахим фон (1993). Условия торговли и условия доверия: история и контекст доколониального рыночного производства в Верхнем Замбези и Касаи . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-89473-246-2 .
- ^ Пессингер, Герман (1973). Взаимосвязь между экономическими и социальными изменениями в сельских районах Африки: пример Овимбунду в Анголе . Материалы по развитию и политике. Издательство Всемирного форума. ISBN 978-3-8039-0075-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Глэдвин Мюррей Чайлдс, Родство и характер Умбунду , Лондон: Oxford University Press, 1949.
- Адриан Эдвардс, Овимбунду под двумя суверенитетами: исследование социального контроля и социальных изменений среди народа Анголы , Лондон: Oxford University Press, 1962.
- Линда Хейвуд, Оспариваемая власть в Анголе, с 1940-х годов по настоящее время , Рочестер/Нью-Йорк: University of Rochester Press, 2000 (Научная политическая история Овимбунду)
- Дидье Пеклар, «Неопределенность нации в Анголе: у социальных корней УНИТА», Париж: Картала, 2015 г.