Папирус Ипувера
Папирус Ипувера | |
---|---|
![]() | |
Созданный | в. 1250 г. до н.э. |
Обнаруженный | до 1829 г. Египет |
Текущее местоположение | Лейден , Южная Голландия , Нидерланды |
Папирус Ипувера (официально Папирус Лейдена I 344 лицевая сторона ) — древнеегипетский иератический папирус, созданный во времена Девятнадцатой династии Египта и в настоящее время хранящийся в Рейксмузеуме ван Аудхеден в Лейдене , Нидерланды . [1] Он содержит «Наставления Ипувера» — неполное литературное произведение , оригинальное сочинение которого датируется не ранее конца Двенадцатой династии Египта ( ок. 1991–1803 гг. до н. э.). [2]
Открытие
[ редактировать ]В первой половине XIX века многие древние египетские артефакты были обнаружены в Египте учеными или торговцами, которые пытались получить быструю прибыль. Папирус Ипувера был обнаружен такими непрофессиональными торговцами, которые продали его Джованни Анастази , служившему консулом в Египте от Швеции и Норвегии . В 1828 году Анастази продала папирус голландскому правительству. [3]
Содержание
[ редактировать ]В стихотворении Ипувер – имя, типичное для периода 1850–1450 гг. до н. э. – жалуется, что мир перевернулся с ног на голову: женщина, у которой не было ни одной коробки, теперь владеет мебелью, девушка, которая раньше смотрела на свое лицо в у воды теперь есть зеркало, а некогда богатый человек теперь в лохмотьях. Он требует, чтобы Господь Всего (титул, который может относиться как к королю, так и к богу-солнцу-создателю) уничтожил своих врагов и помнил о своих религиозных обязанностях. Далее следует яркое описание беспорядков: уважения к закону уже нет и даже захоронение царя внутри пирамиды осквернено . История продолжается воспоминаниями о лучших днях , пока внезапно не заканчивается из-за отсутствия последней части папируса. Вполне вероятно, что стихотворение завершилось ответом Господа Всего или предсказанием прихода могущественного короля, который восстановит порядок. [1] [4] [5]
Обсуждение
[ редактировать ]Папирус Ипувера датируется не ранее XIX династии , около 1250 г. до н.э. [1] [6] но сам текст намного старше и датируется не ранее конца Двенадцатой династии Среднего египетского царства . [2] « Наставления» считаются самым ранним известным в мире трактатом по политической этике , в котором предполагается, что хороший король — это тот, кто контролирует несправедливых чиновников, исполняя таким образом волю богов. [7] Это текстовый плач , близкий к шумерским городским плачам и египетским плачам по умершим, использующий прошлое (разрушение Мемфиса в конце Древнего царства ) как мрачный фон для идеального будущего. [8]
Ранее считалось, что « Наставления Ипувера» представляют собой объективный портрет Египта первого промежуточного периода . [4] [5] [9] В более позднее время было обнаружено, что « Наставления» , наряду с «Жалобами Хахеперрасенеба» , скорее всего, являются произведениями царской пропаганды , вдохновленными более ранним Пророчеством Неферти : все три композиции имеют общую тему нации, которая была погрузился в хаос и беспорядок, и нуждался в непримиримом короле, который победил бы хаос и восстановил Маат . [10] Тоби Уилкинсон предположил, что «Наставления» и «Хахеперресенб», возможно, были составлены во время правления Сенусрета III , фараона, хорошо известного своим использованием пропаганды. [10] Ян Шоу не считает « Наставления» надежным отчетом о ранней истории Египта из-за длительного временного интервала между их первоначальным составлением и написанием Лейденского папируса. [6]
Ипувер и Книга Исхода
[ редактировать ]Ипувер часто выдвигался в популярной литературе как подтверждение библейского повествования об Исходе , особенно из-за его утверждения о том, что « река — это кровь », и частых упоминаний о бегущих слугах. Это утверждение не получило признания среди большинства ученых. Между Ипувером и повествованием в Книге Исхода есть несоответствия, например, папирус описывает азиатов как прибывших в Египет, а не уехавших. Утверждение папируса о том, что фраза «река — это кровь», может относиться к красным осадкам, окрашивающим Нил во время катастрофических наводнений, или просто быть поэтическим образом беспорядков. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Квирк 2014 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Виллемс 2010 , с. 83.
- ^ Энн Хабермель, «Папирус Ипувера и Исход» в Дж. Х. Уитморе (ред.) Труды Восьмой Международной конференции по креационизму (Питтсбург, 2018), стр. 1-6
- ^ Jump up to: а б Гардинер 1961 , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: а б Гримал 1992 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Шоу 2013 , с. 745.
- ^ Габриэль 2002 , стр. 23.
- ^ Моренц 2003 , с. 103-111.
- ^ Брешиани 1969 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон 2010 , с. 174–175.
- ^ Энмарт 2011 , с. 173–175.
Библиография
[ редактировать ]- Брешиани, Эдда (1969). Древнеегипетская литература и поэзия . Турин: Эйнауди.
- Энмарч, Роланд (1 апреля 2006 г.). «Новая работа над старыми текстами» . Египетская археология: Бюллетень Общества исследования Египта . 28 . Общество исследования Египта: 36–37 . Проверено 23 июня 2024 г.
- Энмарч, Роланд (2011). «Прием среднеегипетской поэмы: Диалог Ипувера и Господа всего». В Кольере, М.; Снейп, С. (ред.). Исследования Рамессида в честь KA Kitchen (PDF) . Резерфорд. Архивировано из оригинала (PDF) 03 марта 2016 г.
- Габриэль, Ричард А. (2002). Боги наших отцов: Память о Египте в иудаизме и христианстве . Издательство Гринвуд. ISBN 9780313312861 .
- Гардинер, Алан (1961). Египет фараонов: введение . Оксфорд: Университетское издательство. ISBN 9780195002676 .
- Граббе, Лестер (2014). «Исход и история» . В Доузмане, Томас; Эванс, Крейг А.; Лор, Джоэл Н. (ред.). Книга Исход: состав, восприятие и интерпретация . БРИЛЛ. ISBN 9789004282667 .
- Грималь, Николас (1992). История Древнего Египта . Оксфорд: Книги Блэквелла. ISBN 978-0-631-17472-1 .
- Мур, Меган Б.; Келле, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля: меняющееся изучение Библии и истории . Гранд-Рапидс, Мичиган; Кембридж, Великобритания. ISBN 9780802862600 .
- Моренц, Людвиг Д. (2003). «Литература как конструкция прошлого в Поднебесной» . В Тейт, Джон (ред.). «Никогда не случалось ничего подобного»: взгляд Египта на свое прошлое . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781135393625 .
- Квирк, Стивен (2014). Изучение религии в Древнем Египте . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781118610527 .
- Шоу, Ян (2013). «Египет Фараонов» . В Митчелле, Питер; Лейн, Пол (ред.). Оксфордский справочник по африканской археологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191626142 .
- Уилкинсон, Тоби А.Х. (2010). Взлет и падение Древнего Египта . Лондон: Блумсбери. ISBN 9781408810026 .
- Виллемс, Харко (2010). «Первый переходный период и Среднее царство» . В Ллойде, Алан Б. (ред.). Спутник Древнего Египта . Том. 1. Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781444320060 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Увещевания Ипувера — английский перевод папируса Ипувера.