Краткая месса святого Иоанна Божия
Краткая месса святого Иоанна Божия | |
---|---|
Месса Йозефа Гайдна | |
![]() Композитор ок. 1770, Портрет Людвига Гуттенбрунна. | |
Другое имя | Маленькая органная месса |
Ключ | Си-бемоль мажор |
Каталог | Хоб. 22:7 |
Составленный | 1774 |
Движения | 6 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
Краткая месса св. Иоанна Божия , Хоб. 22:7, Novello 8 — месса си - бемоль мажор Йозефа Гайдна . [ 1 ] Missa brevis (короткая месса) была написана около 1775 года для ордена Barmherzige Brüder ( Братьев-госпитальеров ) в Айзенштадте , покровителем которого был Иоанн Божий . Написанный со скромными партитурами для сопрано, четырехголосного смешанного хора, двух скрипок, органа и баса, он известен как Kleine Orgelmesse ( Маленькая органная месса ) из-за расширенного органного соло в движении Бенедикта, которое также включает единственный представленный сольный голос - сопрано.
История
[ редактировать ]Гайдн сочинил четыре или пять коротких месс, в зависимости от того, Missa brevis Rorate coeli desuper написана ли им или нет. Missa brevis Sancti Joannis de Deo — его последняя Missa Brevis . Все эти короткие мессы объединены скромным оркестром. [ 2 ]
Месса была написана по заказу Barmherzige Brüder , также называемого Братьями Милосердия, в Айзенштадте , Венгерское королевство (ныне Австрия), основателем и покровителем которого был св. Иоанн Божий . [ 3 ] [ 4 ] Гайдн жил в Айзенштадте, работая при дворе Николауса II, принца Эстерхази . Композиция была написана в 1774 году. [ 5 ] Из-за обширного органного соло в Бенедикте оно известно как Kleine Orgelmesse (Маленькая органная месса). [ 3 ] имея в виду Große Orgelsolomesse (Великая органная месса), разговорное название мессы в честь Пресвятой Девы Марии , четвертой мессы Гайдна ми -бемоль мажор . Органное соло в «Бенедикте» было в то время обычной практикой. [ 2 ]
Гайдн играл на органе в первом исполнении. [ 6 ] в больничной часовне Братьев в Айзенштадте. «Kleine» (маленький) может относиться как к органу, так и к композиции, потому что инструмент там был положительным с шестью стопами без педали. [ 2 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Сеттинг латинской мессы состоит из шести частей. Первоначально он был написан для соло-сопрано, четырехголосного хора ( SATB ), так называемого Wiener Kirchentrio (Венское церковное трио) из двух скрипок и баса, с органом, который выполняет сольную функцию в Бенедикте. [ 3 ] [ 7 ]
В следующей таблице частей голоса, маркировка, тональность и размеры взяты из хоровой партитуры.
Нет. | Часть | Это начинается | Вокал | Маркировка | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Кирие | Кирие | САТБ | Адажио | Си-бемоль мажор | ![]() |
2 | Глория | Глория | САТБ | Очень веселый | Си-бемоль мажор | 3/4 |
3 | Я считаю | Я считаю | САТБ | Аллегро | Си-бемоль мажор | ![]() |
И он воплотился | САТБ | Адажио | 3/4 | |||
И он снова воскрес | САТБ | Аллегро | ||||
4 | Святой | Святой | САТБ | Аллегро | Си-бемоль мажор | 6/8 |
5 | Благословенный | Благословенный | Сопрано | Умеренный | Ми-бемоль мажор | ![]() |
Осанна | САТБ | Аллегро | Си-бемоль мажор | 6/8 | ||
6 | Агнус Деи | Агнус Деи | САТБ | Адажио | Си-бемоль мажор | 3/4 |
Музыка
[ редактировать ]Движения «Глория» и «Кредо» предельно кратки благодаря технике вытянутого текста (множественных текстов): «несколько предложений текста [изложены] одновременно разными голосами». [ 3 ] [ 8 ] Тексты мессы повторяются в каждой мессе и поэтому хорошо известны. Расположение разных отрывков, отнесенных к разным частям и звучащих одновременно, отдает должное литургии, но делает музыку короткой. Однако эта установка доводит эту практику до крайности, опуская слова «Et in unum Dominum, Iesum Christum, Filium Dei unigenitum» («И во единого Господа, Иисуса Христа, Единородного Сына Божьего») из Кредо. [ 9 ] «Бенедикт» — единственная часть, написанная не си-бемоль мажор и предназначенная для сольного голоса.
Кирие
[ редактировать ]По словам музыковеда Джона Сюя, Kyrie демонстрирует «блестящие инструментальные идиомы и хоровую декламацию. [ 6 ]
Я считаю
[ редактировать ]Кредо состоит из трех частей, в центре которых находится Адажио о рождении, страданиях и смерти Иисуса, исполняемое хором в основном в гомофонии , сопровождаемое оборванными аккордами скрипки и повторением баса. Третий раздел повторяет музыку из «Глории». [ 6 ]
Святой
[ редактировать ]Sanctus вызывается голосами в быстрой последовательности записей, некоторые в виде длинных, похожих на колокольчики нот, другие в плавных тройках. В «Осанне» голоса идут от самого низкого до самого высокого, с разницей всего в один такт. Инструменты играют колла-парте с голосами, скрипки с сопрано и альтом, виолончель и виолончель с басом. [ 6 ]
Благословенный
[ редактировать ]Бенедикт, самая длинная часть, представляет собой диалог солистки-сопрано и органа, описываемый как «выразительные, элегантные и богато украшенные мелодические линии». Далее следует повторение Осанна. [ 6 ]
Агнус Деи
[ редактировать ]Гайдн тщательно отметил Agnus Dei для драматического контраста в динамике, установив «Agnus Dei» (Агнец Божий) как фортиссимо -гомофонический призыв в противовес пианиссимо- молитве «Dona nobispacem» (Дай нам мир). [ 6 ] Конец обозначен как « perdendosi , senzaorgano» (затухающий, без органа), с басом -пиццикато . [ 2 ]
Рецензент оксфордского издания резюмировал: «Произведение доступно большинству хоров. Музыка не слишком сложна, но прочная музыкальная структура и множество отрывков, требующих выразительного пения, делают эта работа доставляет удовольствие хору любого размера. [ 2 ] Х. К. Роббинс Лэндон , редактор композиции, приписал произведению «тихий дух преданности, даже мистицизма, что очень привлекательно». [ 3 ]
Версии
[ редактировать ]Хотя изначально месса была написана для хора, струнных и органа, в более поздних версиях используются трубы , литавры и кларнеты . [ 3 ]
Месса также использовалась в Зальцбурге, где сжатие текста было сочтено «неприемлемым», поэтому брат композитора Михаэль Гайдн расширил «Глорию» с 31 такта до 118. [ 4 ] Однако очень немногие спектакли используют это расширение. Однако в оксфордском издании в основной части текста представлено продолжение Михаэля Гайдна, а в приложении — краткий оригинал Йозефа. [ 2 ] [ 4 ] [ 10 ] Иоганн Георг Альбрехтсбергер написал альтернативному Бенедикту. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ с. 265 (1974) Хьюз
- ^ Jump up to: а б с д и ж Макинтайр, Брюс К. «Йозеф Гайдн. Missa brevis SanctiJoannis de Deo (Hob. XXII:7) «Маленькая органная месса» с продолжением «Глории» Майклом Гайдном. Под редакцией Дениса Маккалдина. Оксфорд: Oxford University Press, 1989». Ассоциация музыкальных библиотек. JSTOR 942089 .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г «Краткая месса святого Иоанна Божия, «Малая органная месса», Хов 22:7 » Гиперион Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с п. [пусто] (1989) Маккалдин
- ^ Алвес, Честер (2015). История западной хоровой музыки: Том 1 . Издательство Оксфордского университета. п. 336.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сюй, Джон (13 мая 2007 г.). «Гендель и Гайдн» (PDF) . atlantabaroque.org. Архивировано из оригинала (PDF) 3 февраля 2016 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Моррисон, Крис. «Франц Йозеф Гайдн / Missa brevis St. Joannis de Deo, для солистов, хора, органа и оркестра си-бемоль мажор («Маленькая органная месса»), H. 22/7» . Вся музыка . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ с. 125 (1974) Хьюз
- ^ Гайдн, Йозеф (1964). Missa Brevis St Joannis de Deo (Малая органная месса) . Кассель: Бэренрейтер. стр. 12–13. ИСМН 979-0-006-45222-4.
- ^ с. 458 (1989) Астон
Библиография
[ редактировать ]- Астон (1989) Питер. «Обзор» Август Музыка и письма № 3, Том. 70
- Хьюз (1974) Розмари. Лондон. Гайдн . Дж. М. Дент и Сыновья, ООО
- Маккалдин (1989) Денис. Введение. Оксфорд. Франц Йозеф Гайдн: Missa brevis Sancti Joannis de Deo, Hob. XXII:7, Маленькая органная месса с продолжением Михаэля Гайдна. Издательство Оксфордского университета
Источники
[ редактировать ]- Месса си-бемоль мажор, Hob.XXII:7 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- , чтобы сохранить Missa Brevis Sancti Joannis De Deo Нажмите «Загрузить» mp3 youtube com
- Джонс, Джилл Энн: историческое исследование «Missa brevis Sancti Joannis de Deo Hob» Йозефа Гайдна XXII:7 Государственный университет Сан-Хосе