Jump to content

Краткая месса святого Иоанна Божия

(Перенаправлено из «Маленькой органной мессы »)
Краткая месса святого Иоанна Божия
Месса Йозефа Гайдна
Композитор ок. 1770, Портрет Людвига Гуттенбрунна.
Другое имя Маленькая органная месса
Ключ Си-бемоль мажор
Каталог Хоб. 22:7
Составленный 1774
Движения 6
Вокал
  • САТБ преступление
  • сопрано соло
Инструментальный
  • 2 скрипки
  • орган
  • бас

Краткая месса св. Иоанна Божия , Хоб. 22:7, Novello 8 — месса си - бемоль мажор Йозефа Гайдна . [ 1 ] Missa brevis (короткая месса) была написана около 1775 года для ордена Barmherzige Brüder ( Братьев-госпитальеров ) в Айзенштадте , покровителем которого был Иоанн Божий . Написанный со скромными партитурами для сопрано, четырехголосного смешанного хора, двух скрипок, органа и баса, он известен как Kleine Orgelmesse ( Маленькая органная месса ) из-за расширенного органного соло в движении Бенедикта, которое также включает единственный представленный сольный голос - сопрано.

Гайдн сочинил четыре или пять коротких месс, в зависимости от того, Missa brevis Rorate coeli desuper написана ли им или нет. Missa brevis Sancti Joannis de Deo — его последняя Missa Brevis . Все эти короткие мессы объединены скромным оркестром. [ 2 ]

Месса была написана по заказу Barmherzige Brüder , также называемого Братьями Милосердия, в Айзенштадте , Венгерское королевство (ныне Австрия), основателем и покровителем которого был св. Иоанн Божий . [ 3 ] [ 4 ] Гайдн жил в Айзенштадте, работая при дворе Николауса II, принца Эстерхази . Композиция была написана в 1774 году. [ 5 ] Из-за обширного органного соло в Бенедикте оно известно как Kleine Orgelmesse (Маленькая органная месса). [ 3 ] имея в виду Große Orgelsolomesse (Великая органная месса), разговорное название мессы в честь Пресвятой Девы Марии , четвертой мессы Гайдна ми -бемоль мажор . Органное соло в «Бенедикте» было в то время обычной практикой. [ 2 ]

Гайдн играл на органе в первом исполнении. [ 6 ] в больничной часовне Братьев в Айзенштадте. «Kleine» (маленький) может относиться как к органу, так и к композиции, потому что инструмент там был положительным с шестью стопами без педали. [ 2 ]

Оценка и структура

[ редактировать ]

Сеттинг латинской мессы состоит из шести частей. Первоначально он был написан для соло-сопрано, четырехголосного хора ( SATB ), так называемого Wiener Kirchentrio (Венское церковное трио) из двух скрипок и баса, с органом, который выполняет сольную функцию в Бенедикте. [ 3 ] [ 7 ]

В следующей таблице частей голоса, маркировка, тональность и размеры взяты из хоровой партитуры.

Нет. Часть Это начинается Вокал Маркировка Ключ Время
1 Кирие Кирие САТБ Адажио Си-бемоль мажор общее время
2 Глория Глория САТБ Очень веселый Си-бемоль мажор 3/4
3 Я считаю Я считаю САТБ Аллегро Си-бемоль мажор общее время
И он воплотился САТБ Адажио 3/4
И он снова воскрес САТБ Аллегро
4 Святой Святой САТБ Аллегро Си-бемоль мажор 6/8
5 Благословенный Благословенный Сопрано Умеренный Ми-бемоль мажор общее время
Осанна САТБ Аллегро Си-бемоль мажор 6/8
6 Агнус Деи Агнус Деи САТБ Адажио Си-бемоль мажор 3/4

Движения «Глория» и «Кредо» предельно кратки благодаря технике вытянутого текста [ де ] (множественных текстов): «несколько предложений текста [изложены] одновременно разными голосами». [ 3 ] [ 8 ] Тексты мессы повторяются в каждой мессе и поэтому хорошо известны. Расположение разных отрывков, отнесенных к разным частям и звучащих одновременно, отдает должное литургии, но делает музыку короткой. Однако эта установка доводит эту практику до крайности, опуская слова «Et in unum Dominum, Iesum Christum, Filium Dei unigenitum» («И во единого Господа, Иисуса Христа, Единородного Сына Божьего») из Кредо. [ 9 ] «Бенедикт» — единственная часть, написанная не си-бемоль мажор и предназначенная для сольного голоса.

По словам музыковеда Джона Сюя, Kyrie демонстрирует «блестящие инструментальные идиомы и хоровую декламацию. [ 6 ]

Я считаю

[ редактировать ]

Кредо состоит из трех частей, в центре которых находится Адажио о рождении, страданиях и смерти Иисуса, исполняемое хором в основном в гомофонии , сопровождаемое оборванными аккордами скрипки и повторением баса. Третий раздел повторяет музыку из «Глории». [ 6 ]

Sanctus вызывается голосами в быстрой последовательности записей, некоторые в виде длинных, похожих на колокольчики нот, другие в плавных тройках. В «Осанне» голоса идут от самого низкого до самого высокого, с разницей всего в один такт. Инструменты играют колла-парте с голосами, скрипки с сопрано и альтом, виолончель и виолончель с басом. [ 6 ]

Благословенный

[ редактировать ]

Бенедикт, самая длинная часть, представляет собой диалог солистки-сопрано и органа, описываемый как «выразительные, элегантные и богато украшенные мелодические линии». Далее следует повторение Осанна. [ 6 ]

Агнус Деи

[ редактировать ]

Гайдн тщательно отметил Agnus Dei для драматического контраста в динамике, установив «Agnus Dei» (Агнец Божий) как фортиссимо -гомофонический призыв в противовес пианиссимо- молитве «Dona nobispacem» (Дай нам мир). [ 6 ] Конец обозначен как « perdendosi , senzaorgano» (затухающий, без органа), с басом -пиццикато . [ 2 ]

Рецензент оксфордского издания резюмировал: «Произведение доступно большинству хоров. Музыка не слишком сложна, но прочная музыкальная структура и множество отрывков, требующих выразительного пения, делают эта работа доставляет удовольствие хору любого размера. [ 2 ] Х. К. Роббинс Лэндон , редактор композиции, приписал произведению «тихий дух преданности, даже мистицизма, что очень привлекательно». [ 3 ]

Хотя изначально месса была написана для хора, струнных и органа, в более поздних версиях используются трубы , литавры и кларнеты . [ 3 ]

Месса также использовалась в Зальцбурге, где сжатие текста было сочтено «неприемлемым», поэтому брат композитора Михаэль Гайдн расширил «Глорию» с 31 такта до 118. [ 4 ] Однако очень немногие спектакли используют это расширение. Однако в оксфордском издании в основной части текста представлено продолжение Михаэля Гайдна, а в приложении — краткий оригинал Йозефа. [ 2 ] [ 4 ] [ 10 ] Иоганн Георг Альбрехтсбергер написал альтернативному Бенедикту. [ 3 ]

  1. ^ с. 265 (1974) Хьюз
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Макинтайр, Брюс К. «Йозеф Гайдн. Missa brevis SanctiJoannis de Deo (Hob. XXII:7) «Маленькая органная месса» с продолжением «Глории» Майклом Гайдном. Под редакцией Дениса Маккалдина. Оксфорд: Oxford University Press, 1989». Ассоциация музыкальных библиотек. JSTOR   942089 . {{cite web}}: Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Краткая месса святого Иоанна Божия, «Малая органная месса», Хов 22:7 » Гиперион Проверено 22 августа 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б с п. [пусто] (1989) Маккалдин
  5. ^ Алвес, Честер (2015). История западной хоровой музыки: Том 1 . Издательство Оксфордского университета. п. 336.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Сюй, Джон (13 мая 2007 г.). «Гендель и Гайдн» (PDF) . atlantabaroque.org. Архивировано из оригинала (PDF) 3 февраля 2016 года . Проверено 22 августа 2015 г.
  7. ^ Моррисон, Крис. «Франц Йозеф Гайдн / Missa brevis St. Joannis de Deo, для солистов, хора, органа и оркестра си-бемоль мажор («Маленькая органная месса»), H. 22/7» . Вся музыка . Проверено 22 августа 2015 г.
  8. ^ с. 125 (1974) Хьюз
  9. ^ Гайдн, Йозеф (1964). Missa Brevis St Joannis de Deo (Малая органная месса) . Кассель: Бэренрейтер. стр. 12–13. ИСМН 979-0-006-45222-4.
  10. ^ с. 458 (1989) Астон

Библиография

[ редактировать ]
  • Астон (1989) Питер. «Обзор» Август Музыка и письма № 3, Том. 70
  • Хьюз (1974) Розмари. Лондон. Гайдн . Дж. М. Дент и Сыновья, ООО
  • Маккалдин (1989) Денис. Введение. Оксфорд. Франц Йозеф Гайдн: Missa brevis Sancti Joannis de Deo, Hob. XXII:7, Маленькая органная месса с продолжением Михаэля Гайдна. Издательство Оксфордского университета

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 083bcbad9b6d55df9e8879100439ce4d__1692745140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/4d/083bcbad9b6d55df9e8879100439ce4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Missa brevis Sancti Joannis de Deo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)