Jump to content

Аврохом Ешая Карелиц

(Перенаправлено с Авраама Йешаягу Карелица )
Раввин
Авраам Йешая Карелиц
Персональный
Рожденный ( 1878-11-07 ) 7 ноября 1878 г.
Умер 24 октября 1953 г. ) ( 1953-10-24 ) ( 74 года
Религия иудаизм
Супруг Баше Бей
Родители) Раввин Шмарьягу Йосеф Карелиц
Раша Лия Каценелленбоген-Эпштейн
Занятие Раввин

Авраам Йешая Карелиц (7 ноября 1878 — 24 октября 1953), также известный как Хазон Иш ( иврит : החזון איש ) в честь его великого произведения , был белорусского происхождения ортодоксальным раввином , который позже стал одним из лидеров харедимского иудаизма в Израиле . где он провел свои последние 20 лет, с 1933 по 1953 год.

Биография

[ редактировать ]

Авраам Ешая Карелиц родился в Косово , в Гродненской губернии Российской империи (ныне Брестская область , Белоруссия ), в семье Шмарьягу Йосефа Карелица, раввина Косавы; его матерью была Раша Лия, [ 1 ] : стр. 29 дочь Шауля Каценельбогена. [ 2 ] Авраам Йешая родился в честь своего старшего брата Меира. Его младшими братьями были Ицхак и Моше. Ицхак сменил их отца на посту раввина Косавы; он, его жена и дочь были застрелены немцами в своем доме в середине 1942 года. [ 2 ]

Его старшими сестрами были Хения Хая, Бадана, Цивия и Батья. Младшая сестра Карелица, Пеша Мириам (Мирил), вышла замуж за раввина Яакова Исраэля Каниевского . [ 3 ] Каниевский называл своего зятя Авраама Йешая своим наставником, пока последний был жив.

В юности Карелица отправили учиться к Хаиму Соловейчику из Бриска. Он не принял метод обучения Брискера , а позже стало ясно, что он фактически выступал против него. Через несколько дней он вернулся домой и продолжил обучение у своего отца, который был главой местного бефдина . Он женился на Баше-бее из Кведарны. [ 4 ] и установил близкие отношения с Моше Розеном (Незер ха-Кодеш) .

Он переехал в Вильно примерно в 1920 году и сблизился с Хаимом Озером Гродзинским , советуясь с ним по всем религиозным и общественным вопросам. Воодушевленный Гродзинским и с помощью Авраама Исаака Кука , Карелиц в 1933 году поселился в Эрец Исраэль , тогда находившейся под британским мандатом в Палестине . Его дом в Бней-Браке стал адресом для тысяч людей, искавших религиозного руководства.

Карелиц, его зять Каниевский и Яаков Галинский были чрезвычайно близки. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Карелиц посвятил свою жизнь изучению Торы , одновременно приобретая знания в таких светских науках, как астрономия , анатомия , математика и ботаника . После женитьбы он продолжал вести чрезвычайно скромную жизнь: его жена обеспечивала их нужды, а он день и ночь углубленно изучал Тору. У него не было детей.

Хотя большую часть своей жизни он служил религиозным лидером, он так и не получил формального рукоположения в раввины. [ 8 ]

Влияние и авторитет

[ редактировать ]

Карелиц не опубликовал много ответов , но все же добился признания как ведущий авторитет в области галахи . Как и его зять Каниевский, Карелиц «не занимал никакой официальной должности, но, тем не менее, стал признанным во всем мире авторитетом по многим вопросам, касающимся еврейского закона и жизни». [ 9 ]

Он отказался участвовать в каких-либо религиозно-политических движениях, которые были очень активны до и во время образования Государства Израиль в 1948 году. Тем не менее, он оказал огромное влияние на харедимский иудаизм в Израиле, период формирования которого совпал с его годы в Израиле. Он придерживался антисионистской точки зрения. [ 10 ] [ 11 ] и неохотно признал существование израильского государства. [ 12 ]

Признавая его глубокую проницательность и интерес ко многим областям знаний, многие обращались к нему за советом по социальным и политическим вопросам. Давид Бен-Гурион , премьер-министр Израиля, и Ицхак Бен-Цви , ставший вторым президентом Израиля, однажды посетили его, чтобы обсудить политико-религиозные вопросы. Карелиц процитировал в качестве метафоры одну из пары метафор из дискуссии в Талмуде ( Синедрион 32б): одна о двух верблюдах, которые встречаются на узком горном перевале. Ожидалось, что верблюд без товара уступит верблюду, нагруженному товаром; Точно так же Карелиц утверждал, что светское общество должно подчиняться религиозному обществу, которое несет в себе «товары» традиций. [ 13 ]

Чазон Иш этрог

[ редактировать ]

Только этрог из чистого дерева этрог считается пригодным для службы праздника Суккот . Существует общее опасение, что любой этрог мог произойти из дерева, привитого ветвями лимона, - практика, которая приведет к более красивому виду продукта, хотя и сделает плоды непригодными для праздничной службы. есть разновидность цитрона Балади В названии Карелица , которую он сертифицировал для использования в качестве чистого этрога . После одного Суккота Карелиц вручил Мишелю Йехуде Лефковицу пакет семян, взятых из этрога, который он использовал для фестиваля, и велел ему посадить их во дворе. Лефковиц, не имевший опыта в сельском хозяйстве, последовал указаниям своего наставника посадить и полить его, и дерево выросло и принесло плоды. Каждый год Карелиц приходил выбирать с дерева свой этрог к празднику, а также его зять Каниевский и другие старшие раввины. Лефковиц также разрешил производителям этрогов брать черенки с дерева и выращивать целые сады этрогов, сертифицированных Карелицем как кошерные. [ 14 ] [ 15 ]

Галахические и философские позиции

[ редактировать ]

Он считал, что галахическая позиция, занятая Шулхан Арухом, не может быть изменена на основании нового открытия рукописей, о которых Шулхан Аруха, автор по-видимому, не знал. Эту позицию иногда неправильно понимают как означающую, что никакие доказательства из рукописей не могут использоваться в галахическом процессе. [ 16 ] : 49 

Опубликованные работы

[ редактировать ]

свою первую работу об Орах Хаиме и других частях Шулхан Аруха В 1911 году он опубликовал в Вильне анонимно под названием « Хазон Иш» , что означает «Видение человека». [ 1 ] со словом Иш, отсылающим к первым буквам его двух имен ( א ברהם יש עיה), похожим на Яакова Эмдена «Яавец». псевдоним [ 1 ] В последующие годы он стал почти исключительно известен под именем Чазон Иш .

Хотя по сути он был академическим ученым, он занимался практическими проблемами, уделяя много усилий укреплению религиозной жизни и институтов. Его постановления об использовании доильного аппарата в субботу и о выращивании растений с помощью гидропоники в течение субботнего года являются двумя иллюстрациями его практического подхода. Карелиц написал более 40 книг на иврите .

В отличие от других великих ахронимов, таких как Хаим Соловейчик , Карелиц известен тем, что избегает шаблонного или методического анализа отрывков Талмуда, вместо этого предпочитая более разнообразный и интуитивный подход, аналогичный подходу ришонимов . Карелиц также не придавал значения вниканию в мусар как формальному изучению, считая, что жизнь, посвященная традиционному изучению Торы, направит человека на правильный путь. Он особенно отверг такие элементы философии Новардка , как их крайнее самоуничижение и самоуничижение.

На одной из своих регулярных лекций Аарон Лейб Штайнман рассказал об изучении Каббалы и рассказал, что Карелиц обладает обширными познаниями в Каббале. Карелиц учился у тайного каббалиста, известного как «Пекарь Косово». [ 17 ]

Недавно переведено на английский его философское эссе «Эмуна Убитахон» («Вера и доверие»), в котором обсуждается его подход к вере и доверию к Богу.

Художественный портрет Карелица, написанный его бывшим учеником, идишским поэтом и прозаиком Хаимом Граде , можно найти в эпическом романе Града «Цемах Атлас: Ди Ешиве» . [ 18 ] переводится на английский как «Ешива» . [ 19 ] Карелиц появляется там как «Реб Авраам-Шай Косовер».

О Карелице опубликован ряд многотомных биографий, в том числе «Пер Хадор» и более поздняя «Маасе Иш» , обе на иврите.

Академическая биография Карелица на 1000 страниц, написанная Бенни Брауном, была опубликована издательством Magnes Press в 2011 году. [ 20 ] Содержание этой академической биографии впоследствии обсуждалось Брауном и Джошуа Энвелом в журнале Yeshurun , Vol. 30. [ 21 ] В следующем издании «Йешурун» , Vol. 31 Энвел представил свою собственную гипотезу о том, как систематически концептуализировать методологию Карелица. [ 22 ] Подход Энвела был тогда предметом переписки с несколькими читателями Yeshurun , Vol. 32. [ 23 ] Совсем недавно глава из книги Брауна была переведена и опубликована в Hakirah , Vol. 24. [ 24 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Книга о жизни его сестры Бати: Эстер Остерн (1990). Молчание — твоя хвала: жизнь и идеалы Раббанита Батья Карелица . Публикации Месоры. п. 58. ИСБН  978-0-8990-65687 .
  2. ^ Jump up to: а б Шдеур, Э. «Харав Ицхак Карелиц из Косово, Хи"д ». Хамодия , 12 января 2012 г., стр. C2.
  3. ^ «Родословная семьи Карелиц» . Проверено 19 июля 2020 г.
  4. ^ "Дом" . karelitzfamily.com .
  5. ^ «Чазон Иш: Государство» . 3 апреля 2016 г.
  6. ^ «Рав Яаков Галинский зт"л» . matzav.com . 23 января 2014 г.
  7. ^ "Рав Галинский был чрезвычайно близок к Хазону Ишу и Штейплеру Гаону"
  8. ^ «Бен-Гурион встречается с религиозным лидером», The New York Times , 21 октября 1952 г. Его зовут раввин Авраам Йешаягу Карелиц. Он приехал сюда из Литвы восемнадцать лет назад. Он никогда не был рукоположен в сан раввина и не занимает никакой официальной должности, но его слово является законом для тысяч набожных евреев, для которых его официальные главные раввины Израиля слишком либеральны.
  9. ^ С. Финкельман. «Карелиц, Авраам Йешаягу» . JewishVirtualLibrary.org . личность, не занимающая никакой официальной должности, которая...
  10. ^ Амнон Рубинштейн (2000). От Герцля до Рабина: меняющийся образ сионизма . Холмс и Мейер. п. 184 . ISBN  9780841914087 . Раввин Авраам Йешаяха Карелиц, мудрец, известный как Хазон Иш, «решительно отверг сионизм, считая его ответственным за Холокост».
  11. ^ Монти Ноам Пенковер (2010). Евреи двадцатого века: формирование идентичности в земле обетованной и в земле обетованной . Пресса академических исследований. п. 247. ИСБН  978-1-936235-20-9 . А несколько лет спустя раввин Карелиц организовал резкую атаку Эльхонона Вассермана на сионизм «Иквета д'Мешиха» («Следы Мессии»), переведенную с идиша на иврит и опубликованную в Палестине.
  12. ^ Марк Б. Шапиро (1999). Между миром ешивы и современным православием: жизнь и творчество раввина Иехиэля Якоба Вайнберга, 1884–1966 гг . Литтманская библиотека. п. 208. ИСБН  978-1-874774-52-5 . ... один из которых (Соловейчик) был ярым антисионистом, а другой (Карелиц) лишь неохотно принял Государство Израиль.
  13. ^ Михаил Хандельзальц (11 февраля 2010 г.). «Pen Ultimate / Лучше на верблюде» . Гаарец .
  14. ^ Пайнс, Менахем (30 сентября 2009 г.). «Волшебное дерево Эсрог Чазона Иша» (PDF) . Мишпача . Проверено 21 августа 2011 г.
  15. ^ Фройнд, раввин Тувиа. «Традиция Хазон Иш Эсрогим» Приложение «Хамодия Суккос Тора», 21 сентября 2010 г., стр. 9.
  16. ^ Роль рукописей в принятии галахических решений: Хазон Иш, его предшественники и современники
  17. Дворянский дом, скромная обитель: Рав Эльяшив и его династия Торы, автор Носсон Вайс. Журнал «Мишпача» , выпуск 159, 23 мая 2007 г.
  18. ^ Нью-Йорк и Лос-Анджелес: Идиш Natzyonaln Arbeiter Farband, 1967-1968, два тома.
  19. ^ [ Курт Левиант , тр.] (Индианаполис: Боббс-Меррилл, 1976–1977, два тома.
  20. ^ «Чазон Иш» Бенджамина Брауна Архивировано из оригинала 08.11.2011 . Проверено 8 ноября 2011 г.
  21. ^ «Йешурон — часть — Ниссан Ташад — редактор: раввин Шломо Гацман (стр. 863 из 932)» .
  22. ^ «Йешурон - часть № - Элул Цаад - редактор: раввин Шломо Гацман (страница 814 из 952)» .
  23. ^ «Йешурон - Хелк Лев - Ниссан Тиша - Редактор: раввин Шломо Гацман (страница 938 из 944)» .
  24. ^ Гаон Виленский, Хатам Софер и Хазон Иш: Минхаг и кризис современности

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чазон Иш. Вера и доверие . Перевод Ю. Гольдштейна. Ам Асефер.2008. ISBN   978-965-7452-00-4
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d9d612f0c85b85fe730bd02408d26fa__1723307700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/fa/0d9d612f0c85b85fe730bd02408d26fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Avrohom Yeshaya Karelitz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)