Аврохом Ешая Карелиц
Раввин Авраам Йешая Карелиц | |
---|---|
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 24 октября 1953 г. | ( 74 года
Религия | иудаизм |
Супруг | Баше Бей |
Родители) | Раввин Шмарьягу Йосеф Карелиц Раша Лия Каценелленбоген-Эпштейн |
Занятие | Раввин |
Авраам Йешая Карелиц (7 ноября 1878 — 24 октября 1953), также известный как Хазон Иш ( иврит : החזון איש ) в честь его великого произведения , был белорусского происхождения ортодоксальным раввином , который позже стал одним из лидеров харедимского иудаизма в Израиле . где он провел свои последние 20 лет, с 1933 по 1953 год.
Биография
[ редактировать ]Авраам Ешая Карелиц родился в Косово , в Гродненской губернии Российской империи (ныне Брестская область , Белоруссия ), в семье Шмарьягу Йосефа Карелица, раввина Косавы; его матерью была Раша Лия, [ 1 ] : стр. 29 дочь Шауля Каценельбогена. [ 2 ] Авраам Йешая родился в честь своего старшего брата Меира. Его младшими братьями были Ицхак и Моше. Ицхак сменил их отца на посту раввина Косавы; он, его жена и дочь были застрелены немцами в своем доме в середине 1942 года. [ 2 ]
Его старшими сестрами были Хения Хая, Бадана, Цивия и Батья. Младшая сестра Карелица, Пеша Мириам (Мирил), вышла замуж за раввина Яакова Исраэля Каниевского . [ 3 ] Каниевский называл своего зятя Авраама Йешая своим наставником, пока последний был жив.
В юности Карелица отправили учиться к Хаиму Соловейчику из Бриска. Он не принял метод обучения Брискера , а позже стало ясно, что он фактически выступал против него. Через несколько дней он вернулся домой и продолжил обучение у своего отца, который был главой местного бефдина . Он женился на Баше-бее из Кведарны. [ 4 ] и установил близкие отношения с Моше Розеном (Незер ха-Кодеш) .
Он переехал в Вильно примерно в 1920 году и сблизился с Хаимом Озером Гродзинским , советуясь с ним по всем религиозным и общественным вопросам. Воодушевленный Гродзинским и с помощью Авраама Исаака Кука , Карелиц в 1933 году поселился в Эрец Исраэль , тогда находившейся под британским мандатом в Палестине . Его дом в Бней-Браке стал адресом для тысяч людей, искавших религиозного руководства.
Карелиц, его зять Каниевский и Яаков Галинский были чрезвычайно близки. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Карелиц посвятил свою жизнь изучению Торы , одновременно приобретая знания в таких светских науках, как астрономия , анатомия , математика и ботаника . После женитьбы он продолжал вести чрезвычайно скромную жизнь: его жена обеспечивала их нужды, а он день и ночь углубленно изучал Тору. У него не было детей.
Хотя большую часть своей жизни он служил религиозным лидером, он так и не получил формального рукоположения в раввины. [ 8 ]
Влияние и авторитет
[ редактировать ]Карелиц не опубликовал много ответов , но все же добился признания как ведущий авторитет в области галахи . Как и его зять Каниевский, Карелиц «не занимал никакой официальной должности, но, тем не менее, стал признанным во всем мире авторитетом по многим вопросам, касающимся еврейского закона и жизни». [ 9 ]
Он отказался участвовать в каких-либо религиозно-политических движениях, которые были очень активны до и во время образования Государства Израиль в 1948 году. Тем не менее, он оказал огромное влияние на харедимский иудаизм в Израиле, период формирования которого совпал с его годы в Израиле. Он придерживался антисионистской точки зрения. [ 10 ] [ 11 ] и неохотно признал существование израильского государства. [ 12 ]
Признавая его глубокую проницательность и интерес ко многим областям знаний, многие обращались к нему за советом по социальным и политическим вопросам. Давид Бен-Гурион , премьер-министр Израиля, и Ицхак Бен-Цви , ставший вторым президентом Израиля, однажды посетили его, чтобы обсудить политико-религиозные вопросы. Карелиц процитировал в качестве метафоры одну из пары метафор из дискуссии в Талмуде ( Синедрион 32б): одна о двух верблюдах, которые встречаются на узком горном перевале. Ожидалось, что верблюд без товара уступит верблюду, нагруженному товаром; Точно так же Карелиц утверждал, что светское общество должно подчиняться религиозному обществу, которое несет в себе «товары» традиций. [ 13 ]
Чазон Иш этрог
[ редактировать ]Только этрог из чистого дерева этрог считается пригодным для службы праздника Суккот . Существует общее опасение, что любой этрог мог произойти из дерева, привитого ветвями лимона, - практика, которая приведет к более красивому виду продукта, хотя и сделает плоды непригодными для праздничной службы. есть разновидность цитрона Балади В названии Карелица , которую он сертифицировал для использования в качестве чистого этрога . После одного Суккота Карелиц вручил Мишелю Йехуде Лефковицу пакет семян, взятых из этрога, который он использовал для фестиваля, и велел ему посадить их во дворе. Лефковиц, не имевший опыта в сельском хозяйстве, последовал указаниям своего наставника посадить и полить его, и дерево выросло и принесло плоды. Каждый год Карелиц приходил выбирать с дерева свой этрог к празднику, а также его зять Каниевский и другие старшие раввины. Лефковиц также разрешил производителям этрогов брать черенки с дерева и выращивать целые сады этрогов, сертифицированных Карелицем как кошерные. [ 14 ] [ 15 ]
Галахические и философские позиции
[ редактировать ]Он считал, что галахическая позиция, занятая Шулхан Арухом, не может быть изменена на основании нового открытия рукописей, о которых Шулхан Аруха, автор по-видимому, не знал. Эту позицию иногда неправильно понимают как означающую, что никакие доказательства из рукописей не могут использоваться в галахическом процессе. [ 16 ] : 49
Опубликованные работы
[ редактировать ]свою первую работу об Орах Хаиме и других частях Шулхан Аруха В 1911 году он опубликовал в Вильне анонимно под названием « Хазон Иш» , что означает «Видение человека». [ 1 ] со словом Иш, отсылающим к первым буквам его двух имен ( א ברהם יש עיה), похожим на Яакова Эмдена «Яавец». псевдоним [ 1 ] В последующие годы он стал почти исключительно известен под именем Чазон Иш .
Хотя по сути он был академическим ученым, он занимался практическими проблемами, уделяя много усилий укреплению религиозной жизни и институтов. Его постановления об использовании доильного аппарата в субботу и о выращивании растений с помощью гидропоники в течение субботнего года являются двумя иллюстрациями его практического подхода. Карелиц написал более 40 книг на иврите .
В отличие от других великих ахронимов, таких как Хаим Соловейчик , Карелиц известен тем, что избегает шаблонного или методического анализа отрывков Талмуда, вместо этого предпочитая более разнообразный и интуитивный подход, аналогичный подходу ришонимов . Карелиц также не придавал значения вниканию в мусар как формальному изучению, считая, что жизнь, посвященная традиционному изучению Торы, направит человека на правильный путь. Он особенно отверг такие элементы философии Новардка , как их крайнее самоуничижение и самоуничижение.
На одной из своих регулярных лекций Аарон Лейб Штайнман рассказал об изучении Каббалы и рассказал, что Карелиц обладает обширными познаниями в Каббале. Карелиц учился у тайного каббалиста, известного как «Пекарь Косово». [ 17 ]
Недавно переведено на английский его философское эссе «Эмуна Убитахон» («Вера и доверие»), в котором обсуждается его подход к вере и доверию к Богу.
Художественный портрет Карелица, написанный его бывшим учеником, идишским поэтом и прозаиком Хаимом Граде , можно найти в эпическом романе Града «Цемах Атлас: Ди Ешиве» . [ 18 ] переводится на английский как «Ешива» . [ 19 ] Карелиц появляется там как «Реб Авраам-Шай Косовер».
О Карелице опубликован ряд многотомных биографий, в том числе «Пер Хадор» и более поздняя «Маасе Иш» , обе на иврите.
Академическая биография Карелица на 1000 страниц, написанная Бенни Брауном, была опубликована издательством Magnes Press в 2011 году. [ 20 ] Содержание этой академической биографии впоследствии обсуждалось Брауном и Джошуа Энвелом в журнале Yeshurun , Vol. 30. [ 21 ] В следующем издании «Йешурун» , Vol. 31 Энвел представил свою собственную гипотезу о том, как систематически концептуализировать методологию Карелица. [ 22 ] Подход Энвела был тогда предметом переписки с несколькими читателями Yeshurun , Vol. 32. [ 23 ] Совсем недавно глава из книги Брауна была переведена и опубликована в Hakirah , Vol. 24. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Книга о жизни его сестры Бати: Эстер Остерн (1990). Молчание — твоя хвала: жизнь и идеалы Раббанита Батья Карелица . Публикации Месоры. п. 58. ИСБН 978-0-8990-65687 .
- ^ Jump up to: а б Шдеур, Э. «Харав Ицхак Карелиц из Косово, Хи"д ». Хамодия , 12 января 2012 г., стр. C2.
- ^ «Родословная семьи Карелиц» . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ "Дом" . karelitzfamily.com .
- ^ «Чазон Иш: Государство» . 3 апреля 2016 г.
- ^ «Рав Яаков Галинский зт"л» . matzav.com . 23 января 2014 г.
- ^ "Рав Галинский был чрезвычайно близок к Хазону Ишу и Штейплеру Гаону"
- ^ «Бен-Гурион встречается с религиозным лидером», The New York Times , 21 октября 1952 г.
Его зовут раввин Авраам Йешаягу Карелиц. Он приехал сюда из Литвы восемнадцать лет назад. Он никогда не был рукоположен в сан раввина и не занимает никакой официальной должности, но его слово является законом для тысяч набожных евреев, для которых его официальные главные раввины Израиля слишком либеральны.
- ^ С. Финкельман. «Карелиц, Авраам Йешаягу» . JewishVirtualLibrary.org .
личность, не занимающая никакой официальной должности, которая...
- ^ Амнон Рубинштейн (2000). От Герцля до Рабина: меняющийся образ сионизма . Холмс и Мейер. п. 184 . ISBN 9780841914087 .
Раввин Авраам Йешаяха Карелиц, мудрец, известный как Хазон Иш, «решительно отверг сионизм, считая его ответственным за Холокост».
- ^ Монти Ноам Пенковер (2010). Евреи двадцатого века: формирование идентичности в земле обетованной и в земле обетованной . Пресса академических исследований. п. 247. ИСБН 978-1-936235-20-9 .
А несколько лет спустя раввин Карелиц организовал резкую атаку Эльхонона Вассермана на сионизм «Иквета д'Мешиха» («Следы Мессии»), переведенную с идиша на иврит и опубликованную в Палестине.
- ^ Марк Б. Шапиро (1999). Между миром ешивы и современным православием: жизнь и творчество раввина Иехиэля Якоба Вайнберга, 1884–1966 гг . Литтманская библиотека. п. 208. ИСБН 978-1-874774-52-5 .
... один из которых (Соловейчик) был ярым антисионистом, а другой (Карелиц) лишь неохотно принял Государство Израиль.
- ^ Михаил Хандельзальц (11 февраля 2010 г.). «Pen Ultimate / Лучше на верблюде» . Гаарец .
- ^ Пайнс, Менахем (30 сентября 2009 г.). «Волшебное дерево Эсрог Чазона Иша» (PDF) . Мишпача . Проверено 21 августа 2011 г.
- ^ Фройнд, раввин Тувиа. «Традиция Хазон Иш Эсрогим» Приложение «Хамодия Суккос Тора», 21 сентября 2010 г., стр. 9.
- ^ Роль рукописей в принятии галахических решений: Хазон Иш, его предшественники и современники
- ↑ Дворянский дом, скромная обитель: Рав Эльяшив и его династия Торы, автор Носсон Вайс. Журнал «Мишпача» , выпуск 159, 23 мая 2007 г.
- ^ Нью-Йорк и Лос-Анджелес: Идиш Natzyonaln Arbeiter Farband, 1967-1968, два тома.
- ^ [ Курт Левиант , тр.] (Индианаполис: Боббс-Меррилл, 1976–1977, два тома.
- ^ «Чазон Иш» Бенджамина Брауна Архивировано из оригинала 08.11.2011 . Проверено 8 ноября 2011 г.
- ^ «Йешурон — часть — Ниссан Ташад — редактор: раввин Шломо Гацман (стр. 863 из 932)» .
- ^ «Йешурон - часть № - Элул Цаад - редактор: раввин Шломо Гацман (страница 814 из 952)» .
- ^ «Йешурон - Хелк Лев - Ниссан Тиша - Редактор: раввин Шломо Гацман (страница 938 из 944)» .
- ^ Гаон Виленский, Хатам Софер и Хазон Иш: Минхаг и кризис современности
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чазон Иш. Вера и доверие . Перевод Ю. Гольдштейна. Ам Асефер.2008. ISBN 978-965-7452-00-4
- 1878 рождений
- 1953 смерти
- Английские раввины XX века
- Антисионистские раввины-харедим
- Ашкеназские раввины в Подмандатной Палестине
- Авторы книг по еврейскому праву
- Белорусские раввины-харедим
- Раввины-харедим в Израиле
- Раввины-харедим в Подмандатной Палестине
- Люди из Бней-Брака
- Люди из Косово, Беларусь.
- Жители Слонимского уезда.
- Раввины в Бней-Браке
- харедим поским