Ахароним
Раввинские эпохи |
---|
В еврейском законе и истории Ахароним ( Иврит: [(ʔ)aχ(a)ʁoˈnim] ; Иврит : последний Аароним ; петь. אחרון , Аарон ; горит. «последние») — ведущие раввины и поским (еврейские судебные чиновники), жившие примерно с 16 века по настоящее время, а точнее, со времени написания Шулхан Аруха (иврит: « Накрытый стол», свод еврейских законов) в 1563 году н.э.
Ахаронимы Геонимами следуют за Ришонимами , «первыми» — учеными-раввинами между 11 и 16 веками, последовавшими за и предшествовавшими Шулхан Аруху . Таким образом, публикация Шулхан Аруха знаменует собой переход от эпохи Ришоним к эпохе Ахароним.
Таким образом, Ахаронимы являются современниками периода раннего Нового времени , основания хасидского иудаизма , еврейской эмансипации в Европе, Хаскалы (еврейского Просвещения), сионизма , Холокоста , основания государства Израиль и исхода евреев из мусульманского мира .
Последствия для галахических изменений
[ редактировать ]Различие между Ахаронимами , Ришонимами и Геонимами имеет историческое значение. Согласно широко распространенному мнению в ортодоксальном иудаизме , Ахаронимы обычно не могут оспаривать решения раввинов предыдущих эпох, если они не найдут поддержки со стороны других раввинов предыдущих эпох. Однако существует и противоположная точка зрения: В «Принципах еврейского права» ортодоксальный раввин Менахем Илон писал:
[такая точка зрения] «по своей сути нарушает предписание Хилхета Ке-Ватра'и, то есть закон соответствует мнению более поздних ученых. Это правило восходит к геоническому периоду. Оно устанавливало, что до времен раввинов Аббая и Рава (4 век) Галаха должна была решаться в соответствии с взглядами более ранних ученых, но с этого времени галахические мнения постталмудических ученых будут преобладать над противоположными мнениями. предыдущего поколения См. Пискей ха-Рош, Бава Меция 3:10, 4:21, Шаббат 23:1.
Хилхета Ке-Ватраи можно интерпретировать так, что православная точка зрения не представляет собой противоречия, с призывом понимать ее в более широком контексте Торы. Хотя авторитет может перейти к ученым более позднего поколения в рамках определенной эпохи, Талмуд не позволяет ученым более поздней эпохи спорить с учеными более ранней эпохи без поддержки со стороны других ученых более ранней эпохи.
Это отражено в «сотнях случаев» в Талмуде, когда амораим бросают вызов таннаитскими источниками с использованием термина מיתיבי, и амораи не могут «отклонить вызов». Амора по имени Рав бросает вызов Таннаи». тические источники «и подтверждается утверждением: Рав Танна ху Упалиг» — «Рав — Танна и не согласен (в Эйрувине 50б, Кесубосе 8а и в других местах) Аналогичный случай существует для Рава Чия, пограничного Танна в Бава Меция 5а» . Это явно подразумевает, что единственная причина, по которой им удается избежать несогласия, заключается в том, что они таннаим. Есть «лишь несколько возможных исключений [из правила], с которыми амораимы фактически не спорили с таннам. 'я." [ 1 ]
Вопрос о том, какие предыдущие постановления могут, а какие не могут быть оспорены, привел к попыткам точно определить, какие постановления относятся к эпохе Ахаронимов. По мнению многих раввинов, Шулхан Арух происходит из Ахарона. Некоторые считают, что « Йосефа Каро » раввина Бейт Йосеф имеет галахический статус произведения Ришона, в то время как его более поздний «Шулхан Арух» имеет статус произведения Ахарона. [ нужна ссылка ]
Известные Ахаронимы
[ редактировать ]Примечание. Этот список неполон и предназначен лишь для того, чтобы предоставить лишь небольшую выборку из широкого списка выдающихся раввинских деятелей эпохи Ахарона.
16 век
[ редактировать ]- Бецалель Ашкенази ( Шитах Мекубецет ) (ок. 1520 – ок. 1592), талмудист
- Моисей бен Якоб Кордоверо ( Рамак ) (1522–1570), ученый-каббалист Святой Земли.
- Джошуа Фальк ( Сма ; Мейрат Эйнаим ; 1555–1614)
- Моше Иссерлес ( Рема ) (1520–1572), польский галахический авторитет и Посек, автор Ха-Мапах компонента Шулхан Аруха.
- Йосеф Каро ( Мехабер ) (1488–1575), испанский язык и юридический кодификатор Кодекса Шулхан Аруха . Закона Торы
- Иуда Лев бен Бецалель ( Махарал ) (1520–1609), пражский мистик и талмудист.
- Исаак Лурия ( Ари ) (1534–1572), великий каббалист, основа самых последних каббалистов.
- Соломон Лурия ( Махаршал ) (1510–1573), Посек и талмудист
- Обадия бен Якоб Сфорно ( Сфорно ) (ок. 1475–1550), итальянский учёный и рационалист
- Хаим Виталь (1543–1620), каббалист и первый ученик раввина Исаака Лурии.
- Давид бен Соломон ибн Аби Зимра ( Радбаз ) (ок. 1479 или ок. 1487–1573), галахист 15–16 веков, Посек и главный раввин Египта
17 век
[ редактировать ]- Сэмюэл Эйдельс («Махарша») (1555–1631), талмудист, известный своими комментариями к Талмуду.
- Хаим Шаббетай («Махархаш») (1557–1643), главный раввин Салоник, известный своими ответами.
- Менассия Бен Исраэль (1604–1657), португальский/голландский каббалист, дипломат и издатель.
- Моисей Рафаэль де Агилар (1611–1679), голландский талмудист и грамматик иврита.
- Моисей бен Исаак Иуда Лима ( Челкат Мечокейк ; ок. 1615 – ок. 1670)
- Шабтай Ха-Коэн (1621–1662; Сифтей Коэн )
- Давид ХаЛеви Сегал ( Турей Захав ) (ок. 1586–1667), галахист, главный комментатор « Шулхан Аруха».
- Авраам Гомбинер ( Маген Авраам ; ок. 1635–1682)
- Гилель бен Нафтали Цви ( Бет Гилель ) (1615–1690), литовский учёный
- Исаак Абоаб да Фонсека (1605–1693), португальский/голландский ученый и каббалист, первый раввин в Америке.
- Езекия да Силва (1659–1698; Пери Ходош )
- Яир Бахарах ( Хаввот Яир ) (1639–1702), немецкий талмудист
- Исаак Абендана (ок. 1640–1710), сефардский ученый в Англии.
- Самуэль Бен Ури Шрага Феб ( Бейт Шмуэль )
18 век
[ редактировать ]- Хаим ибн Аттар ( Ор Хахаим ; Пери Тоар ; 1696–1743)
- Джонатан Эйбешуц ( Урим ве-Туммим ; Керети у-Пелети ) (1690–1764) из Праги ,
- Моше Хаим Луццатто ( Рамхаль ) (1707–1746), итальянский философ, мистик и моралист.
- Иегуда бен Шимон Ашкенази ( Баэр Хетев ; 1730–1770), немецкий раввин
- Захария Мендель бен Арье Лейб Краковский ( Баэр Хетев )
- Йозеф бен Меир Теомим (1727–1792; При Мегадим )
- Виленский Гаон («Гра») (1720–1797), литовский талмудист и каббалист; Примечание: Хазон Иш считал его Ришоном .
- Хаим Йосеф Давид Азулай («Чида»; Биркей Йосеф – комментарий к Шулхан Аруху ) (1724–1806)
- Джейкоб Эмден (1697–1776), датский и немецкий ученый
- Шалом Шараби (1720–1777), йеменский мудрец, каббалист и основатель Бейт-эль-ешивы, Иерусалим.
- Шнеур Залман из Ляд («Баал ха-Танья»; Шулхан Арух ха-Рав ) (1745–1812)
- Элазар Флеккелес (1754–1826)
- Симха Буним из Пешиши (1767–1827)
- Сэмюэл Лоу (ок. 1720–1806; Махацис ха-Шекель )
- Арье Лейб ха-Коэн Хеллер (ок. 1745–1812; Кецот ха-Хошен )
- Авраам Данциг (1748—1820; Хаей Адам ; Хохмат Адам )
- Яаков Лорбербаум (1760–1832; Несивос ха-Мишпат )
- Акива Эгер (1761–1837)
19 век
[ редактировать ]- Иегуда Лейб Альтер ( Сфас Эмес ) (1847–1905), ребе Геррер
- Нафтали Цви Иегуда Берлин ( Нецив , ХаЭмек Давар ) (1816–1893), глава Воложинской иешивы в Литве.
- Авраам Хирш бен Якоб Эйзенштадт из Белостока (1812–1868; Питчей Тешува )
- Барух Эпштейн ( Тора Темима ) (1860–1941), литовский комментатор Торы.
- Moshe Mordechai Epstein ( Levush Mordechai ) (1866–1933), Talmudist and co-head of Slabodka Yeshiva
- Йехиэль Мишель Эпштейн ( Арух ха-Шульхан ) (1829–1908), Галахист и Посек
- Самсон Рафаэль Хирш (1808–1888), немецкий раввин, основатель Тора им Дерех Эрец. движения
- Исраэль Меир Каган ( Хофец Хаим ; Мишна Берура ) (1838–1933), польский галахист, посек и моралист.
- Йосеф Хайим Багдадский ( Бен Иш Чай ) (1835–1909), иракский галахист, Посек , каббалист и общественный деятель.
- Меир Лейб бен Йехиэль Мишель ( Мальбим ) (1809–1879), русский проповедник и учёный.
- Менахем Мендель Шнеерсон ( Цемах Цедек ; 1789–1866)
- Моисей Софер ( Чатам Софер ) (1762–1839), венгерский раввин
- Хаим Соловейчик («Реб Хаим Брискер») (1853–1918), Рош-ешива в Воложине , новатор метода Брискера.
- Яаков Довид Виловский ( Ридбаз ) (1845–1913) из Слуцка, Чикаго и Цфата (1845–1913)
- Меир Симха Двинский ( Ор Самейах , Мешех Хохма ) (1843–1926), литовско-латвийский талмудист и общинный деятель.
20 век
[ редактировать ]- Барух Шалом ха-Леви Ашлаг ( РаБаШ ) (1907–1991), автор «Шлавей ха-Сулам» и «Шамати».
- Иегуда Ашлаг ( Бааль Сулам ) (1884–1954), автор комментария Сулама к Книге Зоар.
- Шломо Залман Ауэрбах 1910–1995 Майор Модерн Посек в Израиле
- Элияху Элиэзер Десслер ( Михтав Ме'Элиягу ) (1892–1953), религиозный философ и специалист по этике 20-го века.
- Мордехай Элияху (1929–2010), галахист, посек и главный сефардский раввин Израиля (1983–1993)
- Моше Файнштейн ( Игрот Моше ) (1895–1986), русско-американский галахист, посек и талмудист.
- Ицхок Хатнер ( Пачад Ицхок ) (1906–1980), американец европейского происхождения и израильтянин Рош-ешива
- Авраам Ешая Карелиц ( Хазон Иш ) (1878–1953), уроженец Беларуси, ведущий галахический авторитет и лидер харедимского иудаизма в Израиле.
- Менахем Мендель Шнеерсон (1902–1994), седьмой Ребе Хабад -Любавич
- Элазар Шах (1899–2001) (рав шач) Рош ешива Поневеж и Посек
- Яаков Хаим Софер (1870–1939; Каф Хахим )
- Джозеф Б. Соловейчик (1903–1993) ( рав йоше бер ) Рош-ешива 20-го века, талмудист и религиозный философ.
- Джоэл Тейтельбаум ( Диврей Йоэль ; 1887–1979), первый сатмарский ребе
- Элиэзер Вальденберг 1915–2006, майор «Циц Элиэзер» Современный Посек в Израиле.
- Шмуэль Вознер ( Шевет Халеви ) (1913–2015), Посек, Иешиват Чачмей Люблин
- Овадия Йосеф (1920–2013), галахист иракского происхождения, посек и главный сефардский раввин Израиля (1973–1983)
См. также
[ редактировать ]- Раввинистическая литература
- Эры истории, важные в еврейском законе
- Список раввинов
- История Респонсы: Ахароним
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мейзельман, Моше (2013). Тора, Хазал и наука . стр. 113–114. ISBN 9781600912436 . OCLC 864716896 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Правила Галахи. Архивировано 23 апреля 2014 г. в Wayback Machine , раввин Арье Каплан.
- Различные раввинские эпохи , faqs.org
- Личности Торы и времена, в которые они жили ( MP3 ), раввин Р.Ю. Эйзенман
- Ранние Ахронимы 5160–5410 (1400–1650) и поздние Ахронимы 5410 (1650 г.) , chabad.org
- Мини-биографии с сайта chaburas.org