Каменный колокольный дом
Каменный колокольный дом | |
---|---|
Русский : Дом у каменного звону | |
Общая информация | |
Архитектурный стиль | Готика |
Расположение | Староместская площадь , Старый город , Прага 1 |
Адрес | Староместская площадь 605/13 |
Город или город | Прага |
Страна | Чехия |
Координаты | 50 ° 05'16,08 "с.ш. 14 ° 25'19,2" в.д. / 50,0878000 ° с.ш. 14,422000 ° в.д. |
Новаторский | середина 14 века |
Владелец | Национальная галерея Праги |
Технические детали | |
Материал | Камень |
Количество этажей | 3 |
Известный | колокол |
Веб-сайт | |
https://www.ghmp.cz | |
Официальное название | Дом У Каменного звону |
Справочный номер. | 1000150692 |
Каменный колокольный дом ( чеш . Dům U Kamenného zvonu ) расположен на Староместской площади в Праге . Он расположен рядом с Кинским дворцом , на углу Староместской площади и Тынской улицы.
Происхождение имени
[ редактировать ]Дом назван в честь каменного колокола, встроенного во внешний угол. Колокол мог быть напоминанием о прибытии Иоанна Богемского в Прагу в 1310 году после тщетной осады города, оккупированного Генрихом Богемским .
История
[ редактировать ]Краткое содержание
[ редактировать ]Сегодняшний дом представляет собой остаток более крупной резиденции середины 14 века. Скорее всего, он служил временным местом жительства Елизавете Богемской и Яну Богемскому после их переезда в Прагу.
Дом был перестроен в 15-19 веках. В эти годы готический облик дворца практически утрачен. В период с 1975 по 1987 год было проведено масштабное возрождение готики дома. В ходе ремонта был открыт и восстановлен готический фасад вместо существующего в стиле барокко . железобетонный парапет К крыше также добавили , которого раньше в доме не было. С 1988 года находится в ведении Национальной галереи в Праге .
14-16 века
[ редактировать ]Первое документальное упоминание о доме относится к 1363 году, когда он принадлежал дворянину Хенслину Песольду из Хеба . В последующие годы у дома было много владельцев: от богатых дворян до мелких дворян. Кроме того, дом был жемчужиной площади благодаря замысловатому декору фасада, который вдохновил на создание восточного фасада новой ратуши, построенной в конце 14 века .
Между 1484-1513 годами цена дома выросла вдвое. Это говорит о том, что в эти годы в доме проводился капитальный ремонт. В первом десятилетии XVI века, когда домом владел Вацлав Шлехта из Помберка, восточное крыло и ренессансный портал были построены . Также от этого времени несколько росписей драпировок сохранилось , украшавших стены. Спустя некоторое время после завершения строительства было пристроено северное крыло, окружавшее внутренний двор .
17-19 века
[ редактировать ]Значимой вехой в истории дома стал 1685 год, когда в доме прошла очередная капитальная реконструкция. Все готические элементы, выступавшие за фасад, были удалены и использованы при замуровке. Дом также получил новую крышу и уменьшил его высоту. Еще одним важным изменением стало изменение количества этажей угловой башни с трех до четырех, что придало западному фасаду весьма отчетливый характер. Однако сочленение трех окон сохранилось. Северная лестница-улитка утратила функцию главной лестницы из-за изменения высоты этажа и с тех пор использовалась как кладовая.
1775 год стал еще одним годом значительных изменений в доме. Во внутреннем дворе была построена пристроенная галерея на массивных барочных кронштейнах , а западный фасад получил новый лепной акцент.
В XIX веке дом еще раз претерпел меньшие изменения, хотя и не столь значительные, как предыдущие реконструкции. Например, фасад в стиле барокко был упрощен. Однако в 90-е годы дому вернули лепной декор в стиле необарокко .
Реставрация в 20 веке
[ редактировать ]В течение 20 века помещения Каменного дома-колокола использовались как офисы, складские помещения или мастерские, и здание постепенно ветшало. В 60-е годы было проведено несколько исторических исследований, которые показали, что дом представлял собой исключительное готическое здание. Руководитель Государственного института реставрации исторических городов и зданий (SÚRPMO) Ян Мук (инженер-строитель и историк искусства) вместе с Йозефом Хызлером (архитектор и архитектурный реставратор) обнаружили главный фасад готического периода.
После изысканий в 1975 году началось тщательное возрождение готики дома, которое продолжалось до 1987 года. Проектные работы провели архитекторы А. Харватова и В. Пельцбауэр, а реставрация готических архитектурных элементов проводилась под руководством реставратора архитектуры – реставратор Иржи Блажей. В центре Староместской площади была создана временная каменная мастерская, где были восстановлены фрагменты элементов, найденных в кирпичной основе. Фрагменты каменных украшений временно хранились в подвале дома. Некоторые хранились в хранилище коллекций. При ремонте дома было найдено более 12 000 фрагментов.
В угловой башне были восстановлены первоначальные два этажа, при этом были застеклены окна в стиле барокко и восстановлены оригинальные готические окна. Узор с собран из найденных фрагментов, однако балдахины . фронтонами между окнами сохранились только на торсе
Кровля угловой башни не соответствует ее историческому положению. Первоначально дом имел высокую точеную крышу из гонта , заканчивавшуюся только карнизом . Однако при реставрации проектировщики отдали дому шифер , который не использовался в готической Праге из-за его недоступности. Достроили крышу железобетонной решеткой.
Внутри реставраторам удалось найти и восстановить полихромные деревянные потолки на обоих этажах, а также расписные часовни на первом и втором этажах. лестница-улитка с гардеробами Восстановлена также . Однако внутренний двор сохранил барочный облик, включая пристроенную галерею, сидящую на массивных барочных кронштейнах.
Экстерьер
[ редактировать ]Домом «Каменный колокол» сейчас называется угловая башня , к которой примыкает южное крыло. Достроенные позже восточное и северное крылья окружают двор дома. Не сохранившееся поперечное западное крыло находилось на месте нынешнего дворца Кинских. Фасады были оштукатурены, за исключением декоративного камня вокруг косяка , что было очень распространено в средневековых бюргерских домах. Однако западный фасад стал исключением, так как остался совершенно неоштукатуренным.
Западный фасад
[ редактировать ]Фасад, выходящий на Староместскую площадь, самый красивый из всего дома. По сравнению с другими фасадами он гораздо более изыскан и может похвастаться замысловатой резьбой по камню . Западные стрельчатые окна расположены регулярно по трем осям. Он имеет готический узор с трилистниками и четырехлистниками , заканчивающимися монахинями. Над окнами располагались фронтоны с трилистниками внутри, украшенные крохами и отделанные цветами.
Между окнами первого и второго этажа находились ниши с кронштейнами для статуй. Их также завершали стрельчатые арки, украшали монахини, а над ними располагались фронтоны с крючками и растениями. По бокам ниш росли башенки из ватерлистых капителей .
Внутри этих восьми ниш находились статуи. Все они были помещены на кронштейны и защищены балдахинами. Между окнами первого этажа располагались статуи королей и королев, восседающих на троне. Рядом с ними их сопровождали рыцари в полном вооружении. Торсы этих статуй были заново собраны из фрагментов Яном Блажеем, и сегодня их можно увидеть в часовне, расположенной на первом этаже. Статуи в нишах второго этажа не сохранились. Предполагается, что здесь могли находиться статуи святых – чешских покровителей – Вацлава I , Вита , Адальберта Пражского и Прокопия Сазавского . Часть фасада первого этажа не удалось полностью отремонтировать из-за плохого состояния. Однако после обнаружения крупа лошади было высказано предположение, что конная статуя над его порталом могла быть размещена . Расположение статуй на парадном фасаде и орнаменты отсылают как к архитектуре соборов , так и к древневизантийскому искусству .
Все профили оконных косяков и другие каменные элементы однотипны и демонстрируют единство, что свидетельствует о том, что башня была построена в короткий срок (около 1310 г.) одной каменной мастерской. По украшениям статуй видно, что художники принадлежали к одной каменной мастерской, но неизвестно, к какой именно. В то время как некоторые источники относятся к каменной мастерской, ориентированной на французов, другие относятся к ложе из Кельна .
Интерьер
[ редактировать ]Первый этаж
[ редактировать ]Весь первый этаж башни занимает вестибюль , ведущий через проход во двор. Ширина проезда указывает на то, что по дому можно было проехать на лошади, но не в конной повозке. На проезжую часть можно было попасть со стороны Тынского переулка за домом.
В часовню можно попасть из прохода через небольшие готические порталы. Архитектурная концепция помещения указывает на то, что изначально оно не задумывалось как часовня. Это длинное помещение с двумя пролетами ребристых сводов , крестовых разделенных широкой каменной полосой. Окна, выходящие во двор и на улицу, простые, прямоугольной формы. В помещении отсутствует литургический инвентарь, за исключением фресок на сакральную тему, датированных 1310 годом, которые позволяют предположить, что это была часовня, несмотря на то, что стены датируются второй половиной XIII века. помещения До освящения здесь могла находиться лавка или купеческая комната, которая в средневековых домах обычно располагалась за прихожей.
Однако следует отметить, что и в Центральной Европе домашние часовни часто располагались в очень похожих помещениях с двумя пролетами сводов.
Первый этаж
[ редактировать ]В башню можно попасть по винтовой лестнице, расположенной с левой стороны вестибюля. Он соединяет отдельные этажи угловой башни. Он используется для доступа к гардеробам и первоначально позволял войти на первый этаж западного крыла, которое имело меньшую высоту от пола до пола.
Пространство первого этажа угловой башни вновь едино, и нет сомнения, что он использовался как представительский зал . Есть три богато украшенных стрельчатых окна, которые выходят на запад, в сторону площади, и имеют каменные сиденья под ними. Боковые окна, выходящие в переулок, имеют прямоугольную форму, но снаружи они похожи на стрельчатые окна с тимпаном . На северной стене находится отреставрированная роспись, отражающая элементы придворного искусства второй половины XIV века.
Ключевым моментом в определении назначения помещения является портал стрельчатой арки при входе по винтовой лестнице из холла. Портал имеет изящно профилированный косяк с узором наверху. По бокам имелись кронштейны в виде львиных голов, из которых росли башенки.
Также стоит упомянуть частную молельню, расположенную в южном крыле. В отличие от часовни на первом этаже, которая расположена прямо под молельней, здесь цель ясна. Часовня расположена между жилыми помещениями, и по расположению двери видно, что она была доступна с обеих сторон и служила последней комнатой на этом этаже. За богослужениями жильцы дома могли наблюдать из примыкающей палаты через горизонтальное многопроходное окно.
Внутри ораторий изобиловал множеством архитектурных деталей. Самым значительным из них является ниша-трилистник в восточной стене. Самая большая средняя фольга имела стрельчатую арку с узором наверху, помещенную на кронштейны с растительным орнаментом. Внизу его завершал выступающий карниз , заменявший алтарь . Ниши квадратной формы по бокам, дополненные костяшками, служили дарохранителями и реликвариями . Все три ниши украшены крючками и цветами. Частично сохранились и полихромные (насыщенные красные и синие цвета) ниши.
Ораторий имеет два паховых свода с выступающими ребрами свода, закрепленными кронштейнами с снова растительным орнаментом. Предполагается, что северный босс имел форму солнца, а южный босс имел форму коронованного лица.
Предполагается также, что остальные помещения первого этажа служили для частных целей, за исключением несохранившегося поперечного зала, расположенного в западном крыле. Помимо маленькой винтовой лестницы в башне, в комнаты можно было попасть в основном по широкой винтовой лестнице в северном крыле.
Второй этаж
[ редактировать ]На втором этаже башни расположено единое пространство, которое во время реконструкции XX века было переименовано в тронный зал Елизаветы Богемской. Он может похвастаться стрельчатыми окнами на западе и тройной нишей в южной стене, которая, как предполагается, служила местом для великого трона . На восточной стене расположены два кронштейна, найденные при ремонте дома, что свидетельствует о том, что камин здесь когда-то находился . Над ними имеется проем или ниша, соединенная с дымоходом камина. Однако утверждение о том, что тронный зал на самом деле располагался на втором этаже, имеет свои недостатки.
Во-первых, стоит отметить, что проход между винтовой лестницей и залом далеко не так украшен, как портал этажом ниже. Это указывает на пространство меньшей важности. Еще одним нарушением этого предположения является тот факт, что на первом этаже уже существовал представительный зал, поэтому другой зал не имеет смысла. Кроме того, дымоход над камином был неправильно датирован и гораздо новее, чем отверстие над ним. Это доказывает, что камин, скорее всего, был добавлен в комнату во время более позднего ремонта, поэтому каменные кронштейны с ним не сочетаются. Исследования доцента Рыкла и профессора Шкабрады показывают, что эти кронштейны могли быть размещены в вершине тройной ниши, сегодня завершенной неформованными каменными блоками. По их мнению, помещение было разделено на меньшую прихожую, комнату с отоплением и комнату-холл с окнами в стене, выходящими на Староместскую площадь.
Три помещения предположительно были разделены деревянными перегородками , помещение с отоплением имело нижний деревянный потолок , конструкция которого разворачивалась из тройной ниши. Теплый дым затем можно было закачать в пространство над комнатой, откуда дым мог выйти через отверстие в потолке. Деревянные конструкции, образующие комнату с отоплением внутри большей комнаты, не были чем-то необычным в средние века . В холодные месяцы в комнате, вероятно, жили женщины и дети, и она могла даже служить местом для сна. Зал рядом с ним использовался в основном летом. Судя по планировке, можно предположить, что на втором этаже башни располагался комплекс жилых помещений, типологически соответствующий более сложным постройкам того периода.
На второй этаж других крыльев не было прямого доступа со второго этажа башни из-за разницы в высоте. Планировка соответствовала планировке комнат, расположенных на первом этаже, с той разницей, что зал поперечного крыла, вероятно, был заменен более приватными покоями.
Интересные факты
[ редактировать ]- Королевский дворец Пражского Града некоторое время был непригоден для проживания после пожара 1303 года, поэтому не исключено, что в Доме Каменного колокола жили Ян Богемский и Елизавета Богемская, а Карл IV. в 1316 году здесь родился Возможно, он оставался здесь вскоре даже после своего возвращения в Богемию в 1333 году.
- С 2012 года здесь проводится фестиваль Брикчиус – цикл концертов камерной музыки (весна-осень).
- Сегодня трудно понять обширные изменения здания в стиле барокко. Изменения, внесенные ими в готические элементы дома, несколько радикальны и непонятны. Однако важно отметить, что исследование, проведенное Яном Блажеем, показало, что большинство элементов в то время находились в очень плохом состоянии, и весь дом выглядел тусклым. Это произошло из-за неуместного использования марлита на фасаде. Использование некачественного камня или формовка некоторых элементов приводили к тому, что архитектурные элементы подвергались воздействию воды. Поэтому изменения в стиле барокко были необходимы и сделали здание более комфортным для жизни.
- Ремонтные работы 1960-1980-х годов до сих пор являются предметом многих споров. Добавление бетонного венка галереи вызывает споры, как и использование техники анастилоза . Эта техника оставляет оригинальные элементы на месте, где это возможно, и восстанавливает сломанные с помощью точных копий. Хотя мнения о возрождении готического здания различаются, а некоторые научные круги даже отвергают или не согласны с этим, здание по-прежнему остается одним из самых важных в Европе и представляет собой выдающийся пример светской готической архитектуры, не имеющий аналогов в районах к востоку от Франция.
Выставки
[ редактировать ]В здании расположена Пражская городская галерея, поэтому в доме часто устраиваются выставки современного искусства, которые создают очень интересный и особый контраст в старинном пространстве комнат и залов.
- Июнь 2018 г. - сентябрь 2018 г. - Сантьяго Калатрава : Искусство и архитектура.
См. также
[ редактировать ]- Староместская площадь
- Старая Ратуша (Прага)
- Елизавета Богемская
- Иоанн Богемский
- Старый город (Прага)
- Чешская готическая архитектура
Источники
[ редактировать ]- ХАНАК, Милан. Словарь архитектуры и строительства. 1-е издание. Прага: Grada Publishing, as, 2017. ISBN 978-80-247-5035-4 .
- SEFCů, Ондржей. АРХИТЕКТУРА – Лексикон архитектурных элементов и строительных профессий. 1-е издание. Прага: Grada Publishing, as, 2013. ISBN 978-80-247-3120-9 .
- БЕНЕШОВСКАЯ, Клара; ВШЕТЕЦКОВА, Зузана. Дом «У каменного звону» . В: ВЛЧЕК, Павел и др. Художественные памятники Праги. Старый город – Йозефов. Эд. 1. Прага: Академия, 1996, 639 с. ISBN 8020005382 .
- БЕНЕШОВСКАЯ, Клара. Дом у Каменного колокола как королевская резиденция города. В: Царский брак: Элишка Пржемысловна и Ян Люксембургский – 1310. Редактор Клара БЕНЕШОВСКА. Прага: Галерея, 2010, 589 с. ISBN 978-80-86990-55-2 .
- ЛИБАЛ Доброслав. Период высокой готики при Яне Люксембург. В: ПОЧЕ, Эмануэль. Средневековая Прага: четыре книги о Праге: архитектура, скульптура, живопись, художественное ремесло. 1-е изд. Прага: Панорама, 1983, 780 стр., [16] стр. иллюстраций, приложение. Прагенсия (Панорама).
- ШКАБРАДА, Иржи; РИКЛ, Майкл. Квартира на втором этаже башни дома «У звону ». Шкабрада, Иржи – Рыкл, Михаэль. В: Отчеты о сохранении наследия. Журнал государственной сохранности. Прага: Государственный институт охраны памятников 56, № 1–2, (1996), стр. 12–16.
- ШТУЛЦ, Йозеф. Надежды, сомнения и риски проектов реконструкции – на примере дома «У звону» и Малостранской ратуши в Праге /. Штульк, Йозеф. В: Отчеты о сохранении наследия. Журнал государственной консервации. Прага: Институт национальных памятников 67, № 4 (2007), стр. 310–315.
- БЛАЗЕЙ, Иржи. Дорожка за формой скульптур перед домом «У каменного звону ». Блажей, Иржи. Отчеты по сохранению наследия. Журнал государственной сохранности. 62, № 4 (2002), стр. 73–116.