Мать Шиптон
Мать Шиптон | |
---|---|
Рожденный | Урсула Саутейл в. 1488 Нэрсборо , Северный Йоркшир , Англия |
Умер | 1561 г. (72–73 года) |
Другие имена | Урсула Соттелл, Урсула Сонтейл |
Род занятий | Гадалка, пророчица |
Урсула Саутхилл ( ок. 1488–1561; также по-разному пишется как Урсула Саутхилл , Урсула Суттел) . [ 2 ] или Урсула Сонтейл [ 3 ] [ 4 ] ), широко известная как Мать Шиптон , была английской прорицательницей и пророчицей согласно английскому фольклору .
Иногда ее называют ведьмой , и она связана с фольклором, связанным с происхождением камней Роллрайта в Оксфордшире. Говорят, что король и его люди превратились в камень после того, как провалили испытание, как сообщил Уильям Камден в рифмованном отчете в 1610 году. [ 5 ] [ 6 ]
Первое известное издание ее пророчеств было напечатано в 1641 году, через восемьдесят лет после ее смерти. Такое время предполагает, что то, что было опубликовано, было легендарным или мифическим рассказом. Он содержал многочисленные преимущественно региональные предсказания и всего два пророческих стиха. [ 7 ]
Одно из самых известных изданий ее пророчеств было опубликовано в 1684 году. [ 7 ] Местом ее рождения стал Нэрсборо , Йоркшир , в пещере, ныне известной как Пещера Матери Шиптон . [ а ] В книге говорилось, что Шиптон ужасно уродлива, и что она вышла замуж за Тоби Шиптона, местного плотника недалеко от Йорка в 1512 году, и всю свою жизнь гадала и делала предсказания.
Личная жизнь
[ редактировать ]Мать Шиптон родилась Урсулой Сонтейл в 1488 году в семье 15-летней Агаты Суттейл предположительно в пещере недалеко от города Наресборо в Северном Йоркшире . Самые ранние источники легенд о ее рождении и жизни были собраны в 1667 году. [ 8 ] автор и биограф Ричард Хэд , а затем Дж. Коньерс в 1686 году. [ 2 ]
Оба источника — 1667 и 1686 — утверждают, что Шиптон родился во время сильной грозы, был уродлив и уродлив, родился горбатым и выпученными глазами. Источники также утверждают, что после рождения Шиптон кудахтала, а не плакала, и когда она это сделала, ранее бушующие штормы прекратились. [ 2 ]
Источники сообщают, что мать Урсулы Агата была бедной и одинокой 15-летней сиротой, оставшейся без средств к существованию; Попав под влияние Дьявола , Агата завязала роман, в результате которого родилась Урсула. [ 8 ] Вариации этой легенды утверждают, что сама Агата была ведьмой и вызвала Дьявола, чтобы зачать ребенка.
Истинное происхождение отца Урсулы неизвестно, поскольку Агата отказывается раскрыть его; в какой-то момент Агату насильно доставили к местному судье , но она все равно отказалась раскрыть свою личность. [ 9 ] Скандальный характер жизни Агаты и рождения Урсулы означал, что эти двое были изгнаны из общества и вынуждены жить одни, в той же пещере , в которой родилась Урсула, в течение первых двух лет жизни Урсулы. [ 10 ] Слухи о том, что Агата была ведьмой, а Урсула - порождением сатаны, увековечивались благодаря известному бассейну в форме черепа в пещере, который превращал предметы в камень. [ 11 ] Пещера известна сегодня как Пещера Матери Шиптон ; хотя эффекты бассейна пещеры не являются эффектами настоящего окаменения , они очень напоминают процесс образования сталактитов , покрытия объектов, оставшихся в пещере, слоями минералов и, по сути, затвердевания пористых объектов до тех пор, пока они не станут твердыми и похожими на камень. . [ 12 ]
Согласно источникам 17-го века, после двух лет жизни в одиночестве в вмешался аббат лесу Беверли Нэрсборо . Настоятель вывел их из пещеры и обеспечил Агате место в монастыре ордена Святой Бригитты. [ 2 ] в Ноттингемшире , [ 10 ] и Урсула - приемная семья в Нэрсборо. Агата и Урсула больше никогда не увидятся.
Судя по ее современным описаниям и изображениям, Урсула, вероятно, имела большой кривой нос, горбатость и кривые ноги. Физические различия служили визуальным напоминанием о тайных событиях ее рождения, которые горожане никогда не забывали. Она нашла признание у своей приемной семьи и нескольких друзей, но в конечном итоге Урсула подверглась остракизму со стороны большей части людей в городе. Она нашла убежище в лесу, как и ее мать, и провела большую часть своего детства, изучая растения и травы и их лечебные свойства. [ 13 ]
Легенды ее детства
[ редактировать ]Утверждалось, что когда Урсуле было два года, она осталась одна дома, а ее приемная мать ушла по делам. Ее мать вернулась и обнаружила, что входная дверь широко открыта. Испугавшись того, что могло еще остаться в доме, она позвала соседей на помощь, и группа услышала громкий вой, словно «тысяча кошек вместе». [ 2 ] по всему дому. Колыбель Урсулы оказалась пустой. После лихорадочных обысков по всему дому ее мать подняла глаза и увидела обнаженную и кудахтающую Урсулу, сидящую на железной перекладине, к которой над камином были прикреплены крючки для кастрюль. [ 2 ] [ 10 ]
Источник датируется 1686 годом. [ 2 ] рассказывает о событии, когда главные члены прихода собрались на собрание. Урсула прошла мимо группы, выполняя поручение своей матери, и мужчины остановились, чтобы издеваться над ней, выкрикивая «ведьма» и «дьявольский ублюдок». [ 2 ] Урсула продолжала идти, чтобы продолжить свои дела, но когда мужчины снова сели, воротник на шее одного из главных йоменов трансформировался, и сиденье унитаза захлопнулось вокруг его шеи. Мужчина рядом с ним начал смеяться, и при этом шляпа, которую он носил, внезапно сменилась ночным горшком. Собравшиеся прихожане начали так громко смеяться, что Хозяин дома прибежал посмотреть, что происходит; когда он попытался пробежать через дверь, его преградила пара больших рогов, внезапно выросших из его головы. Источник сообщает, что вскоре после этого странные явления вернулись в норму и что горожане восприняли их как знак не высмеивать Урсулу публично.
Взрослая жизнь
[ редактировать ]для горожан По мере того, как Урсула росла, росли и ее знания о растениях и травах, и она стала бесценным специалистом по травам . Уважение, которое она заслужила своей работой, дало ей возможность расширить круг общения, и именно тогда она познакомилась с местным плотником. [ 2 ] Тоби Шиптон. [ 14 ]
Когда Урсуле было 24 года, они с Тоби Шиптоном поженились. [ 14 ] С этого момента Урсула взяла фамилию мужа и стала матерью Шиптон. Жители города были потрясены их союзом и шептались о том, как его, должно быть, околдовали, чтобы жениться на ней.
Примерно через месяц после ее замужества к двери подошел сосед и попросил ее о помощи, сказав, что она оставила дверь открытой, и вошел вор и украл новый халат и нижнюю юбку. Мать Шиптон без колебаний успокоила соседку и сказала, что точно знает, кто украл одежду, и заберет ее на следующий день. На следующее утро Мать Шиптон и ее соседка пошли на рыночный крест . Женщина, укравшая одежду, не смогла удержаться от того, чтобы надеть халат поверх одежды с нижней юбкой в руке и пройтись по городу. Когда она подошла к рыночному перекрестку, она начала танцевать и танцевать прямо для матери Шиптон и ее соседки, все время напевая: «Я украла у соседа халат и пальто, я вор, и вот я этого не показываю». Достигнув Матери Шиптон, она сняла халат, отдала его, сделала реверанс и ушла. [ 2 ]
Два года спустя, в 1514 году, Тоби Шиптон умер, и жители города считали, что Урсула виновата в его смерти. Горе потери мужа и резкие слова города побудили Урсулу Шиптон переехать в лес, в ту же пещеру, в которой она родилась, в поисках мира. Здесь она продолжала создавать зелья и лечебные травы для людей. Имя матери Шиптон постепенно становилось все более известным, и люди путешествовали на большие расстояния, чтобы увидеть ее и получить зелья и заклинания.
По мере того как ее популярность росла, она становилась смелее и показала, что может видеть будущее. Она начала с небольших пророчеств, касающихся ее города и жителей, а когда ее пророчества сбылись, она начала рассказывать пророчества о монархии и будущем мира. В 1537 году король Генрих VIII написал письмо герцогу Норфолку, в котором упоминает «йоркскую ведьму». [ 14 ] некоторые считают, что это отсылка к Шиптону.
Пророчества
[ редактировать ] этого раздела Тон или стиль могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( июнь 2023 г. ) |
Река Уз
[ редактировать ]«Вода потечет через мост Уз, и ветряная мельница будет установлена на башне, и вяз будет лежать у двери каждого человека». [ 10 ] [ 15 ]
Река Уз была рекой рядом с Йорком, а мост Уз был мостом через реку. Это пророчество ничего не значило для жителей Йорка, пока в городе не появилась водопроводная система. Система подавала воду через мост Уз по трубам к ветряной мельнице, которая закачивала воду в трубы. Трубы, которые они использовали, были сделаны из вяза, и трубы доходили до дверей каждого человека, доставляя воду по всему городу.
«Прежде чем мост Уз встретится с церковью Троицы, то, что построено днем, упадет ночью, пока самый высокий камень в церкви не станет самым низким камнем моста».
Вскоре после того, как Мать Шиптон произнесла это пророчество, на Йорк обрушился сильный шторм. Во время шторма обрушился шпиль на вершине Троицкой церкви, а часть моста Уз была разрушена и унесена рекой. Позже при ремонте моста в качестве фундамента новой части моста были использованы куски бывшего шпиля церкви. Фактически сделать Троицкую церковь и мост Уз тем, что было построено днем и упало ночью, а шпиль Троицкой церкви, самый высокий камень, стал основанием моста, самым низким камнем моста. [ 10 ] [ 16 ]
Пророчество о конце времен
[ редактировать ]Самое известное заявленное издание пророчеств матери Шиптон предсказывает множество современных событий и явлений. Широко цитируемый сегодня, как если бы это был оригинал, он содержит более сотни пророческих рифмованных двустиший. Но язык явно не 16 века. В это издание вошли знаменитые ныне строки:
Конец света наступит
В тысяча восемьсот восемьдесят первом году. [ 17 ]
Эта версия не была опубликована до 1862 года. Более десяти лет спустя ее истинный автор Чарльз Хиндли признался в печати, что создал рукопись. [ 18 ]
Это вымышленное пророчество публиковалось на протяжении многих лет с разными датами и в нескольких странах (или около них). Буклет « Жизнь и пророчества Урсулы Сонтейл, более известной как Мать Шиптон» (1920-е годы, неоднократно переиздавался). [ 19 ] предсказал конец света в 1991 году. [ 20 ] [ 21 ] (В конце 1970-х годов было опубликовано множество новостных статей о матери Шиптон и ее пророчестве о конце света — в этих сообщениях говорилось, что это произойдет в 1981 году.) [ нужна ссылка ]
Технология
[ редактировать ]Среди других известных строк из вымышленной версии Чарльза Хиндли (часто цитируемых как оригинальные):
Кареты без лошадей поедут;
И несчастья наполняют мир горем...
Железо в воде будет плавать,
Легко, как деревянная лодка. [ 17 ]
Эти строки намекают на изобретения, неизвестные во времена Шиптона, но реальность во времена Хиндли, такие как поезда и железные корабли, а также на такие события, как войны и конфликты. [ нужна ссылка ]
Историчность
[ редактировать ]Основываясь на современных упоминаниях о ней и бесчисленных источниках, подробно описывающих события ее жизни, историки полагают, что Мать Шиптон была настоящей женщиной. [ 9 ] [ 14 ] [ 16 ] родился в 1488 году у пятнадцатилетней девочки-сироты по имени Агата Суттейл в пещере в Северном Йоркшире недалеко от города Нэрсборо . [ 9 ] [ 14 ] [ 16 ] Судя по тому, как все современные записи о ней того времени упоминают ее внешность, она, вероятно, страдала горбуном и большим кривым носом, хотя многое другое, касающееся ее внешности, является лишь предположениями. Она готовила зелья, лечебные травы, читала заклинания и предсказывала будущее.
Возможно, намекая на ее существование, в 1537 году в Йоркшире, когда католики восстали против роспуска католических монастырей , Генрих VIII написал письмо герцогу Норфолку, в котором упомянул «йоркскую ведьму». [ 14 ] Считается, что это письмо является самым ранним упоминанием настоящей матери Шиптон, которая в это время пророчествовала о Генрихе VIII. В 1666 году Сэмюэл Пепис записал в своих дневниках, что, изучая ущерб, Лондону нанесенный Великим пожаром 1666 года , в компании королевской семьи , он услышал, как они обсуждали пророчество матери Шиптон об этом событии. [ 22 ]
Самый ранний отчет о пророчествах матери Шиптон был опубликован в 1641 году, через восемьдесят лет после ее смерти. История гласит, что документ о жизни матери Шиптон был записан женщиной по имени Джоан Уокер. [ 10 ] которая услышала эту историю в детстве и записала ее, как мать Шиптон рассказывала о своей жизни. Мать Шиптон при жизни ничего не записывала и не публиковала.
Пещера , в которой она жила, известна как старейшая туристическая достопримечательность Англии, и на протяжении сотен лет люди ходили туда, чтобы увидеть пещеру, где она родилась. Вода в этой пещере имеет настолько высокое содержание минералов, что все, что находится в бассейне, будет постепенно покрываться слоями камня. Туристы будут складывать предметы в бассейн, чтобы позже вернуться и увидеть, как он превратился в камень. Предполагается, что многие из ее пророчеств никогда не были записаны, а многие легенды и пророчества, приписываемые ей, были созданы после ее смерти, чтобы усилить народную легенду, которой она стала. [ 23 ]
Наследие
[ редактировать ]Фигура матери Шиптон приобрела значительный фольклорный и легендарный статус. Ее имя стало ассоциироваться со многими трагическими событиями и странными событиями, зафиксированными в Великобритании, Северной Америке и Австралии на протяжении 17, 18 и 19 веков. Многие гадалки использовали ее изображение и статую, предположительно в целях ассоциативного маркетинга. В ее честь названы многие английские пабы. Выжили только двое: один недалеко от ее предполагаемого места рождения в Нерсборо , а другой в Портсмуте . У последнего над дверью есть ее статуя.
Карикатура на Мать Шиптон использовалась в ранней пантомиме . Ее появление в пантомиме было упомянуто в песне из Йоркшира , которая была расшифрована в 18 веке и которая гласит (частично): «Из всех красивых пантомим, / Которые видели или пели в рифмах, / Со времен знаменитого Джонни Рича, /Нет никого лучше Матери Шиптон». [ 24 ]
Мать Шиптон бабочка ( Callistege mi В ее честь названа ). Рисунок каждого крыла в профиль напоминает голову ведьмы .
В 2013 году была начата кампания по сбору средств с целью собрать 35 000 фунтов стерлингов на возведение статуи Шиптона в Нэрсборо. Завершенная в октябре 2017 года статуя стоит на скамейке на рыночной площади города рядом со статуей Джона Меткалфа , дорожного инженера 18-го века, известного как Слепой Джек. [ 25 ]
Мать Шиптон упоминается в Даниэля Дефо » «Журнале года чумы (1722), имея в виду 1665 год, когда в Лондоне вспыхнула бубонная чума:
«Эти страхи и опасения народа привели их к тысяче слабых, глупых и злых поступков, к которым они не хотели, чтобы люди действительно злые поощряли их: и это было беготня к гадалкам, хитрецам, и астрологам, чтобы узнать свою судьбу или, как это обычно выражается, чтобы им предсказали судьбу, вычислили дату рождения и тому подобное... И эта торговля стала настолько открытой и широко распространенной, что стало обычным иметь знаки и надписи, установленные на дверях: «Здесь живет гадалка», «Здесь живет астролог», «Здесь вы можете рассчитать свое рождение» и тому подобное, а также медная голова брата Бэкона, которая была обычным знаком этих людей; жилища людей, можно было увидеть почти на каждой улице, или же вывеску Матери Шиптон...» [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Наряду с окаменевшим колодцем и прилегающей к нему парковой зоной, этот объект теперь используется в частном порядке как достопримечательность.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит, Уильям (1883). Старый Йоркшир . Лонгманс, Грин и Ко. с. 191.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Странная и чудесная история матушки Шиптон, ясно излагающая ее чудесное рождение, жизнь, смерть и погребение, с точным собранием всех ее знаменитых пророчеств, более полным, чем когда-либо прежде опубликованным, и обширными объяснениями, показывающими, как они действовали все это время. Выполнено к этому же году. Лондон: напечатано для WH и продано Дж. Коньерсом, 1686 г.
- ^ «Урсула Сонтейл (1488-1561)» . История и женщины. 8 мая 2010 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- ^ «Жизнь и пророчества УРСУЛЫ СОНТЕЙЛ, более известной как МАТЬ ШИПТОН. Нэрсборо, Йоркшир: Amazon.co.uk: JC Simpson: Books» . Amazon.co.uk. 2 января 2011 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- ^ «Уильям Камден», Британская энциклопедия .
- ^ Анон. «Роллрайт Стоунз» . Би-би-си: Где я живу: Оксфорд . Би-би-си . Проверено 19 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Пророчества матери Шиптон (Манн, 1989)
- ^ Jump up to: а б Руководитель, Ричард. Жизнь и смерть матери Шиптон: чудесное описание ее странного и чудовищного рождения, жизни, действий и смерти: с перепиской, которую она имела со злым духом ...: со всеми ее пророчествами, которые сбылись, начиная с периода правления Генриха VII ... до настоящего 1694 года ...: с дайверами, которые еще не сбылись ...: с объяснением каждого пророчества и предсказания. Лондон: Напечатано для Дж. Бэка..., 1667 г.
- ^ Jump up to: а б с «История». Пещера Матери Шиптон. По состоянию на 21 октября 2020 г. https://www.mothershipton.co.uk/the-story/ .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Как ее зовут, доктор Кэти Нельсон и Оливия Мейкл. «ВЕДЬМА Мать Шиптон». Как ее зовут, 10 февраля 2020 г. https://www.whatshernamepodcast.com/mother-shipton/
- ^ «Старейшая туристическая достопримечательность Англии». Пещера Матери Шиптон. По состоянию на 10 октября 2020 г. https://www.mothershipton.co.uk/
- ^ «Старейшая достопримечательность Англии превращает плюшевых мишек в камень» . youtube.com . Том Скотт (артист) . 26 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ «История». Пещера Матери Шиптон. По состоянию на 21 октября 2020 г. https://www.mothershipton.co.uk/the-story/.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Саймон, доктор Эд. «Угадывание Йоркской ведьмы: пропаганда и пророчество -« Мать Шиптон »в средневековой Англии». Brewminate, 22 августа 2019 г. https://brewminate.com/divining-the-witch-of-york-propaganda-and-prophecy-mother-shipton-in-medieval-england/ .
- ^ Марта, Роберт Никсон и Шиптон. «Жизнь и пророчества матери Шиптон». Глава. В «Пророчествах Роберта Никсона, матери Шиптон и цыганки Марты» , стр. 103–96. Лондон: опубликовано для книготорговцев, 1866 г.
- ^ Jump up to: а б с Харрисон, Уильям Х. Расследование матери Шиптон: результат критического исследования в библиотеке литературы, касающейся йоркширской сивиллы, в Британском музее . Фолкрофт, Пенсильвания: Издания библиотеки Фолкрофта, 1977.
- ^ Jump up to: а б Харрисон, Уильям Генри (1881). Мать Шиптон провела расследование. Результат критического исследования в библиотеке Британского музея литературы, касающейся йоркширской сивиллы . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Примечания и вопросы , 26 апреля 1873 г.
- ^ «Жизнь и пророчества УРСУЛЫ СОНТЕЙЛ, более известной как МАТЬ ШИПТОН: Книги» . Amazon.co.uk . Проверено 6 сентября 2012 г.
- ^ Симпсон, Джей Си (24 августа 2017 г.). «Жизнь и пророчества УРСУЛЫ СОНТЕЙЛ, более известной как МАТЬ ШИПТОН» . The Waverley Press – через Amazon.
- ^ «12 неудавшихся предсказаний конца света на период с 1990 по 1994 годы» . Религиозная толерантность.org. 3 ноября 1993 года . Проверено 6 сентября 2012 г.
- ↑ Запись от 20 октября 1666 г., цитируется в «Пророчествах матери Шиптон» (Манн, 1989).
- ^ Араужо: Мать Шиптон: Тайны, ложь и пророчества (2010).
- ^ Инглдью, Си Джей Дэвисон (1860). Баллады и песни Йоркшира, переписанные на основе частных рукописей, редких репортажей и редких публикаций . Лондон, Великобритания: Белл и Далди. п. 123.
- ^ «Кампания в Нэрсборо за статую матери Шиптон» . Новости Би-би-си . 3 октября 2013 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Журнал чумного года (1772), Даниэль Дефо, электронная книга «Проект Гутенберг» , 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с матерью Шиптон, на Викискладе?
- Работы Матери Шиптон или о ней в Wikisource
- Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). 1911. стр. 988–989. .
- Пещера Матери Шиптон и колодец
- Мать Шиптон, ее жизнь и пророчества , Таинственная Британия и Ирландия