Jump to content

Тойпурина

Тойпурина
Рожденный 1760  ( 1760 )
Деревня Ячивит
Умер 22 мая 1799 г. ( 38–39 лет) ( 1799-05-22 )
Национальность
Другие имена Регина Джозефа
Занятие Женщина медицины
Супруг Мануэль Монтеро
Дети
  • Чезарио
  • Жанна Божия
  • Мария Клементина

Тойпурина (1760–1799) [ 1 ] был кижцем [ 2 ] [ 3 ] Индийская знахарка из деревни Джачивит. [ 4 ] Она известна своим сопротивлением колониальному правлению испанских миссионеров в Калифорнии, а также своим участием в запланированном восстании 1785 года против миссии Сан-Габриэль . Она завербовала шесть из восьми деревень, мужчины которых участвовали в нападении.

восстание 1785 года

[ редактировать ]

Причины восстания Сан-Габриэль были сложными. Восстание началось как с Разочарование жителей Габриэлино в связи с навязыванием испанской миссии их традиционной территории, а также их репрессивным правлением над их культурой, языком, трудом и сексуальной жизнью. [ 5 ] Даже неофиты (испанский термин, обозначающий недавно крещеных коренных жителей) возмущались плохим обращением со стороны испанцев и подавлением колонистами их культуры и церемоний. [ 6 ]

Реальная угроза, исходившая от испанских колоний для территориальных границ и поселений, была основным фактором растущего гнева народа. В миссии Сан-Габриэль наблюдался быстрый рост населения новых неофитов. Их население и рост поголовья скота, который конкурировал с их ресурсами, увеличили давление на их способность выживать за счет своей земли. Их недовольство Миссией возросло. [ 7 ]

Крещенные коренные народы в испанских миссиях страдали от трудовой эксплуатации и получали второсортное гражданство при испанцах. В 1782 году испанский губернатор приказал солдатам миссий запретить крещеным коренным народам танцевать в своих деревнях. Осенью они традиционно провели ежегодную траурную церемонию, кульминацию серии посмертных ритуалов, включая танцы. Они считали, что посредством этой практики души умерших достигают освобождения от земли и входа в страну мертвых. К концу октября 1785 года Николас Хосе — неофит и ключевая фигура в восстании 1785 года — и другие члены миссии, похоже, пришли к выводу, что запрет на танцы невыносим и что их неспособность выполнять свои ритуалы ставит под угрозу покой духи своих умерших родственников. [ 6 ]

Николас Хосе обратился к Тойпурине, которая была широко известна как мудрый и талантливый знахарь и чей брат был главой ее деревни. Эта родственная связь, вероятно, привела к тому, что Хосе попросил ее о помощи. Сообщается, что Хосе подарил ей четки, как это принято делать врачам в обмен на их услуги. [ 7 ] - в обмен на то, что она созовет собрание некрещеных коренных народов этого района. [ 6 ] Тойпурина согласилась и связалась с лидерами других деревень, чтобы убедить их присоединиться к восстанию. [ 6 ]

В ночь нападения на задание отправились люди, вооруженные луками и стрелами. Тойпурина сопровождала их, чтобы поощрить их волю к борьбе; она была безоружна. [ 6 ] Хотя Тойпурина был одним из тех, кто возглавил восстание, число испанцев, подвергавшихся риску, было невелико. Она жила за пределами миссии. В результате дальнейшего роста поголовья скота и других факторов численности населения число людей, проживающих в этом районе, увеличилось, что привело к удвоению численности населения в районе Миссии. [ 7 ] Кто-то выдал их охране Миссии, а участники и зачинщики, в том числе Тойпурина, были схвачены. Испанские власти приговорили пятерых участников нападения к двадцати пяти ударам плетью, а еще от двенадцати до пятнадцати или двадцати ударов плетью. Наказания проводились публично в качестве предупреждения и урока всем членам миссии. [ 6 ] [ 7 ] Тойпурина, Николас Хосе и лидеры Томасаджакичи из деревни Джувит и Алидживит из Джаямовита предстали перед судом.

На вопрос о нападении Тойпурина ответила язвительным заявлением, которое стало известным: она участвовала, потому что

[она ненавидела] падре и всех вас за то, что вы живете здесь, на моей родной земле, за то, что вторглись на землю моих предков и разграбили владения наших племен. . . . Я пришел [на миссию], чтобы вдохновить грязных трусов на борьбу, а не дрожать при виде испанских палок, изрыгающих огонь и смерть, и не [тошнить] от зловещего запаха порохового дыма — и покончить с вами, белыми захватчиками. ! [ 6 ]

Эта цитата появилась в статье Томаса Уоркмана Темпла II «Ведьма Тойпурина и индейское восстание в Сан-Габриэле». Другие историки утверждают, что это, скорее всего, неправильный перевод и приукрашивание ее заявления. По словам солдата, записавшего ее слова, она сказала, что «рассердилась на Падре и других членов Миссии, потому что они приехали жить и обосноваться на ее земле». [ 6 ]

Испанские власти признали ее и троих мужчин виновными в нападении. Трое мужчин содержались в тюрьме (presidio) в Сан-Диего, а Тойпурина содержалась в тюрьме в Сан-Габриэле, пока они ждали известия о своем наказании. В июне 1788 года, почти три года спустя, их приговоры прибыли из Мехико: Николас Хосе был изгнан из Сан-Габриэля и приговорен к шести годам каторжных работ в кандалах в самой отдаленной тюрьме региона. [ 6 ] [ 7 ] Тойпурину изгнали из миссии Сан-Габриэль и отправили в самую далекую испанскую миссию.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Согласно протоколам судебного разбирательства, Тойпурину заставили креститься в 1787 году, когда он содержался в миссии Сан-Габриэль. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Вскоре после этого ее перевели в миссию Сан-Карлос Борромео . Через два года после крещения она вышла замуж за испанского солдата по имени Мануэль Монтеро, служившего в Эль-Пуэбло-де-Лос-Анджелес. Они получили от губернатора участок земли. Они жили в Монтерее, и у них было трое детей (Чезарио, Хуана де Диос и Мария Клементина). [ 6 ] Ученые спорят, был ли брак Тойпурины признаком того, что она приняла католицизм и испанский образ жизни, или же этот брак был браком по расчету. Тойпурина, возможно, приняла брак как способ защитить себя от часто суровых условий испанских миссий, или, может быть, она любила его. [ 7 ] 22 мая 1799 года Тойпурина умер в возрасте 39 лет в миссии Сан-Хуан-Баутиста в Альта-Калифорнии . [ 6 ]

Ее прямые потомки [ 2 ] живы и в настоящее время состоят в племени киж .

Наследие

[ редактировать ]

После ареста испанскими властями двадцати одного Габриелиньоса в ночь восстания четверо индейцев, идентифицированные охранниками как лидеры восстания, были допрошены в начале января 1786 года. [ 6 ] Томас Уоркман Темпл II, специалист по генеалогии и потомок некоторых из первых испанских жителей миссии в Альта-Калифорния, был первым ученым, изучившим показания на допросе. Он опубликовал статью о Тойпурине «Ведьма Тойпурина и индейское восстание в Сан-Габриэле» (1958). Хотя ученые считают, что Темпл, возможно, преувеличил некоторые события, [ 6 ] его отчет считается одним из наиболее полных об этом восстании. Он упоминался в качестве основной ссылки в последующих статьях и книгах. [ 6 ]

Тойпурина стала для калифорнийцев и других американцев символом сопротивления Габриелиньо миссиям. Она является центральной фигурой среди коренных женщин Калифорнии, протестовавших против испанского колониализма.

Она жила в рамках матриархальной структуры власти, в которой женщины были в центре ритуальной и духовной жизни племени. После смерти Тойпурины женщины коренных американцев сформировали религиозно-политическое движение, которое наделяло властью и влиянием женские божества и поручало женщинам поддерживать здоровье и благополучие своих сообществ. [ 9 ] Как пишет Уильям Бауэр в книге «Тойпурина» , она «выходит из исторических записей как женщина, которая не только противостояла испанской экспансии в южной Калифорнии, но и наметила путь к своему выживанию и выносливости своего народа». [ нужна страница ]

Хорошо известные отчеты о восстании Тойпурины часто изображают ее как коварную ведьму или соблазнительную волшебницу, в том числе статью Темпл, которая считается одной из самых влиятельных среди последующих работ о туземных женщинах. Сопротивление Тойпуриной колониальным властям посредством медицины и диалога соответствовало «другим средствам создания контристорий», используемым женщинами, например, посредством «устных и визуальных традиций». Именно так женщинам, подвергшимся испанским миссиям, удавалось оставаться в коллективной памяти и сопротивляться на протяжении поколений. [ 9 ] В книге «Порождение истории Альта-Калифорнии, 1769-1848» Антония Кастаньеда предполагает, что «женщины сами использовали колдовство как средство подрыва социально-сексуального порядка, санкционированного религией и закрепленного в колониальном кодексе чести». [ 9 ] Она сказала, что использование «сексуализированной магии для контроля над мужчинами и подрыва мужского порядка посредством символического использования собственных тел» было их способом физического восстановления своей власти перед лицом властного колониального правления.

Ссылки в других СМИ

[ редактировать ]

В начале 21 века Тойпурина стала своего рода поп-иконой сопротивления женщин коренных американцев в своем регионе. Многие ее эскизы и карикатуры появляются в Google Images.

По обе стороны Эль-Монте Тойпурина прославляется монументальными произведениями общественного искусства: Рауль Гонсалес, Рикардо Эстрада и Джозеф «Нюке» Монтальво нарисовали фреску размером 60 на 20 футов под названием Conoce Tus Raíces (2009) (по-испански « Знай свои корни») в Бойл-Хайтс . Фреска была завершена на главной стене Ramona Gardens , жилого комплекса, исторически населенного мексиканскими и латиноамериканскими семьями. Тойпурина изображена на портрете в центре произведения искусства, сверкая вызывающим взглядом и гордой позой. Эта фреска находится в центре многочисленных мероприятий сообщества, таких как дети, наслаждающиеся новой библиотекой того периода, и занятия спортом других молодых жителей. Один из создателей фрески охарактеризовал Тойпурину как воплощение «высшей силы, женщины-борца, матери, которая защищает своих детей от вреда в садах Рамона». [ 10 ]

Джуди Бака , художница Чикана и традиционалист Габриэлиньо, спроектировала 20-футовую арку и 100-футовый молитвенный холм под названием Danzas Indígenas («Танцы коренных народов», 1993), который установлен на Metrolink платформе пригородного поезда в Болдуин-парке . Мемориал был посвящен Тойпурине, а также задуман как отсылка к исторической арке близлежащей миссии Сан-Габриэль. [ 9 ] Некоторые намекнули на иронию местоположения мемориала - платформы пригородного поезда, которое обычно ассоциируется с анонимностью, незнакомостью, мимолетностью и разделением семьи, дома и работы, в отличие от общинной организации коренных племен. [ 9 ] Бака описала свою работу как попытку «вернуть память на кусочек земли». В своей инсталляции она создала каменный курган специально как копию каменного кургана, который Габриэлиньос использовал для молитвы. [ 9 ]

Чилийская писательница Изабель Альенде упомянула Тойпурину в своем романе «Зорро» (2005). Книга начинается с нападения на миссию Сан-Габриэль, которое, как говорят, произошло в 1790 году. Дон Алехандро де ла Вега, руководитель испанской обороны, щадит Тойпурину и вылечивает ее. После трех лет обращения в христианство на далекой миссии Тойпурина принимает имя при крещении Регина , возвращается в Калифорнию и выходит замуж за Дона Алехандро. Первоначально показано, что пара влюблена, но брак распадается. В этом романе у них есть общий ребенок, Диего — будущий Зорро. На него сильно влияет то, что его мать обучает его обычаям своего народа.

13 января 2007 года Студия истории Южной Калифорнии включила Тойпурину в число многих женщин, внесших значительный вклад в историю Калифорнии. [ 11 ]

состоялась премьера пьесы Тойпурина о ее жизни В 2014 году в театре San Gabriel Mission Playhouse . [ 12 ] [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хакель, Стивен В. (1 января 2003 г.). «Источники восстания: свидетельства индейцев и восстание миссии Сан-Габриэль 1785 года». Этноистория . 50 (4): 643–670. дои : 10.1215/00141801-50-4-643 . ISSN   0014-1801 . S2CID   161256567 .
  2. ^ Jump up to: а б Уильямс, Рейган. «Письмо широкой публике» . gabrielenoindians.org . Архивировано из оригинала (PDF) 26 мая 2023 г. Проверено 31 июля 2024 г.
  3. ^ «Блог Джесси: Тойпурина: Жанна д'Арк Калифорнийская» . 23 октября 2013 г.
  4. ^ Эрнандес, Келли Литл (2017). Город заключенных: завоевание, восстание и рост содержания людей в клетках в Лос-Анджелесе, 1771–1965 гг . Книги прессы UNC. стр. 30–34. ISBN  9781469631196 .
  5. ^ Кастаньеда, Антония И. (2014). Три десятилетия порождающей истории: избранные произведения Антонии И. Кастанеды . Издательство Университета Северного Техаса. стр. 75–79.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хакель, SW (01 октября 2003 г.). «Источники восстания: свидетельства индейцев и восстание миссии Сан-Габриэль 1785 года». Этноистория . 50 (4): 643–669. дои : 10.1215/00141801-50-4-643 . ISSN   0014-1801 . S2CID   161256567 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Бауэр, Уильям (весна 2006 г.). «Тойпурина». Новости из родной Калифорнии . 19 (3): 34–36.
  8. ^ Руис, Вики Л.; Санчес-Коррол, Вирджиния (2006 г.). Латиноамериканцы в США, набор . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 761.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж I., Кастанеда, Антония (2014). Три десятилетия порождающей истории: избранные произведения Антонии И. Кастанеды . Хайденрайх, Линда. ISBN  9781574415827 . ОСЛК   898420976 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  10. ^ «Тойпурина: легенда, запечатленная в пейзаже» . Тропики Меты . 23 января 2014 г. Проверено 30 октября 2018 г.
  11. ^ «Студия истории Южной Калифорнии» . socalstudio.org . Проверено 27 сентября 2015 г.
  12. ^ «Тойпурина 2014 – Театр миссии Сан-Габриэль» . Missionplayhouse.org . Проверено 27 сентября 2015 г.
  13. ^ Театр миссии Сан-Габриэль. «Мероприятия в онлайн-кассе The San Gabriel Mission Playhouse — itmyseat.com» . itmyseat.com . Проверено 27 сентября 2015 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1037a5282d2c466b5b6c5c35ad68ae91__1722439980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/91/1037a5282d2c466b5b6c5c35ad68ae91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Toypurina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)