Jump to content

Пограничный спор в пустыне Атакама

Пограничный спор в пустыне Атакама между Боливией и Чили (1825–1879 гг.)
Пустыня Атакама и Пуна в 1830 году.

Пограничный спор пустыни Атакама — спор между Боливией и Чили с 1825 по 1879 год за территории побережья Атакамы из-за разных взглядов обеих стран на территорию, унаследованную от Испанской империи . В ходе спора обе страны подписали договоры 1866 и 1874 годов . Спор произошел до войны на Тихом океане , которая разрешила спор в пользу Чили. Из-за отказа Боливии от земли спор о Пуна-де-Атакама между Чили и Аргентиной возник , который был урегулирован в 1899 году.

Происхождение

[ редактировать ]

Истоки спора возникли из-за границ, установленных в Испанской империи , которая только что определила пустыню Атакама как северную границу Генерального Капитанства Чили . Боливийские и чилийские историки расходятся во мнениях относительно того, включала ли территория Чаркас , первоначально входившая в состав вице-королевства Перу , позднее вице-королевства Рио-де-ла-Плата и, в конечном итоге , Боливии , выход к морю. Подкрепляя свои утверждения различными документами, боливийцы утверждают, что это так, а чилийцы с этим не согласны. Когда Симон Боливар основал Боливию как нацию в 1825 году, он потребовал доступа к морю, игнорируя дублирующиеся претензии Чили , которая получила независимость 7 лет назад.

Пограничный спор между Боливией и Чили медленно разрастался на протяжении большей части XIX века из-за коридора Атакама, части пустыни Атакама , которая сейчас образует север Чили. Пустыня Атакама граничит с Береговым хребтом на западе и Андами на востоке. География территории сыграла очень важную роль в определении того, как начался пограничный спор. Из-за гор в этом районе дожди идут всего 2–4 раза в столетие, что делает его одним из самых засушливых мест на Земле.

После обретения независимости Чили (1818 г.) и Боливии (1825 г.) ни одно из следующих правительств обеих стран не заботилось об определении своих границ. Национальные границы в регионе Атакама еще не были окончательно определены, когда в этом районе были обнаружены месторождения нитратов , серебра и меди. И Боливия, и Чили предъявили конкурирующие претензии на эту территорию. Интерес других стран был вызван важностью нитратов в производстве удобрений и бризантных взрывчатых веществ ; Великобритания, Испания и Соединенные Штаты имели стратегическую и экономическую заинтересованность в контроле над ресурсами, оказывая поддержку различным сторонам. Влияние Чили в спорной зоне росло по мере того, как горняки, некоторые из которых поддерживались чилийскими и иностранными компаниями, начали продвигаться на север, создавая рудники и портовые сооружения. Большая часть экономической эксплуатации прибрежного региона осуществлялась чилийскими компаниями и британскими интересами под эгидой более сильной экономики Чили и более стабильных институтов.

Пограничный договор 1866 г.

[ редактировать ]

Национальные границы в регионе не были четко согласованы до 1866 года; две страны заключили договор [1] который установил 24-ю параллель юга в качестве своей границы и дал Боливии и Чили право на долю налоговых поступлений от экспорта полезных ископаемых с территории между 23-й и 25-й параллелями .

Война на Тихом океане

[ редактировать ]
Границы между Перу, Боливией, Чили и Аргентиной до и после Тихоокеанской войны 1879 года . Заштрихованная область теперь принадлежит Чили и Аргентине.

27 ноября 1873 года компания Antofagasta Nitrate & Railway Company подписала контракт с правительством Боливии, который разрешал ей добычу селитры беспошлинную в течение 25 лет.

Второй договор 1874 года заменил договор 1866 года, давая Боливии право собирать полные налоговые поступления между 23-й и 24-й параллелями, но предусматривая, что налоговые ставки для чилийских компаний не могут повышаться в течение 25 лет. [2]

В феврале 1878 года Боливийский конгресс и Национальное учредительное собрание признали контракт неполным, поскольку он не был ратифицирован Конгрессом, как того требует Конституция Боливии 1871 года. Впоследствии Конгресс одобрял контракт только в том случае, если компания заплатит 10 центов. налог за центнер добытого полезного ископаемого. [3] [4] Чили утверждала, что договор о границе 1874 года не допускал такого повышения налогов. Компания заявила, что повышение выплат незаконно. Компания оказала значительное давление и потребовала вмешательства правительства Чили. [5]

Когда компания Antofagasta Nitrate & Railway Company отказалась платить, боливийское правительство под руководством президента Илариона Дасы пригрозило конфисковать ее имущество. Чили ответила отправкой военного корабля в этот район в декабре 1878 года. Боливия объявила о конфискации и аукционе компании 14 февраля 1879 года. Чили, в свою очередь, пригрозила, что такие действия сделают договор о границе недействительным .

В 1873 году Перу и Боливия подписали секретный договор о взаимной обороне . В апреле 1879 года, вскоре после того, как стало известно о союзном договоре между Перу и Боливией, Чили объявила войну обеим странам. В течение четырех лет Чили разгромила совместные военные усилия Боливии и Перу. В конечном итоге это привело к чилийской аннексии перуанского департамента Тарапака и провинции Арика , а также боливийского департамента Литораль , в результате чего Боливия осталась страной, не имеющей выхода к морю.

Порт Арика в 2008 году

В 1884 году Боливия подписала перемирие, которое передало Чили контроль над всем боливийским побережьем, провинцией Антофагаста и ее ценными месторождениями нитратов, меди и других полезных ископаемых. Две страны подписали Договор о мире и дружбе в 1904 году, который сделал это соглашение постоянным. Чили построила железную дорогу, соединившую столицу Боливии Ла-Пас с портом Арика , и гарантировала свободу транзита для боливийской торговли через чилийские порты и территорию.

Чилийское предложение 1975 г.

[ редактировать ]
Пиночетом Коридор, предложенный

В 1975 году чилийское правительство Аугусто Пиночета сделало Боливии предложение, заключающееся в обмене узким непрерывным коридором чилийской земли от моря до границы между Чили и Боливией, идущим параллельно границе между Чили и Перу, сделав Ллуту Северная граница реки Чили в обмен на такую ​​же территорию Боливии. [6] [7] Это предложение, известное как Чаранские соглашения , [8] речь шла о бывших перуанских землях, и согласно Анконскому договору Чили не могла передать бывшие перуанские территории другим странам без согласия Перу. Диктатор Перу Франсиско Моралес-Бермудес был против этих изменений, но предложил сделать Арику территорией , управляемой тремя штатами . Чили ответила, что не может принять этот сложный общий суверенитет. [7] Поскольку Пиночет, вероятно, осознавал, что предложения Чараньи в конечном итоге потерпят неудачу из-за оппозиции Перу, юридические и политические аналитики предположили, что он выдвинул их просто как жест в сторону Боливии. [9] [10]

Новейшая история

[ редактировать ]

Боливия по-прежнему желает создания коридора Атакама, но Чили отвергает это предложение. Несмотря на этот конфликт, Чили предоставляет неограниченный доступ ко всем видам боливийских товаров через Атакаму. На территориях, уступленных Боливией и Перу, находятся одни из крупнейших в мире месторождений меди. Их добывает Codelco — государственная горнодобывающая компания, которая приносит значительную часть доходов чилийского государства.

Перу уступило Боливии небольшую арендованную территорию для выхода к морю под названием Боливия Мар . [11] [12] но Боливия в основном не заинтересована в этом из-за последствий того, что Чили может утверждать, что Боливии не нужна никакая часть их земли для выхода к морю. [13]

Во время газовой войны в Боливии спор возобновился, поскольку большинство боливийцев, в том числе Эво Моралес (который впоследствии стал президентом), выступили против будущего экспорта боливийского газа через территорию Чили, чего хотели правительство и иностранные компании. В 2004 году, в годовщину заключения договора 1904 года, претензии Боливии возобновились, и слова «газ в обмен на море» стали лозунгом тех, кто выступал против экспорта. Спор стал очевидным, когда президент Боливии Карлос Меса вступил в публичную ссору с президентом Чили Рикардо Лагосом в Организации американских государств . Меса, которая была вынуждена высказаться о стремлениях Боливии, поставила эту тему перед всеми президентами Америки. Президент Чили отреагировал на это упоминанием об отказе Боливии установить дипломатические отношения с Чили, и с учетом этого он предложил дипломатические отношения между двумя странами здесь и сейчас . [14] Предложение было поспешно отклонено Месой, которая на самом деле не искала предложения, а намеревалась привлечь международный интерес к ситуации.

Президент Боливии Эво Моралес решил прекратить весь диалог с Чили по морскому вопросу, решив вместо этого решать этот вопрос в судебных разбирательствах в международных судах. Таким образом, он нарушил резолюцию ОАГ в 2012 году, в которой большинство государств-членов призвали Боливию заняться решением этого вопроса посредством двустороннего диалога с Чили. Президент Чили Себастьян Пиньера умолял Эво Моралеса продолжить диалог, но безуспешно. Правительство Боливии выполнило свое намерение подать иск в Международный Суд 24 апреля 2013 года. Удивительно, но это дело не оспаривало пограничные договоры, подписанные обеими странами, против которых всегда выступал Эво Моралес. В основу дела легли два двусторонних переговоров в 1970-х и 1950-х годах, когда Чили якобы обещала суверенный маршрут к Тихому океану, но так и не была реализована. Боливия в своем деле отстаивает «право ожидания» — термин коммерческого права, который никогда не использовался в Международном суде. [15] В октябре 2018 года Международный суд вынес окончательное и обязательное решение о том, что Чили не обязана вести переговоры о предоставлении Боливии доступа к морю. [16] [17]

В марте 2021 года президент Боливии Луис Арсе по случаю Диа-дель-Мар заявил, что спор между двумя странами является «открытым и нерешенным», и предложил план из девяти пунктов по установлению дипломатических переговоров с Чили для разрешения спора. [18] Правительство Чили ответило, что оно готово к диалогу, но этот вопрос уже решен Международным Судом. [19] Во время президентской кампании в Чили 2021 года кандидат коммунистов от Даниэль Хадуэ выступал за «взаимовыгодное» соглашение с Боливией, по которому территория будет передана в обмен на приобретение Чили некоторых прав на газ и воду. [20] Жадуэ пояснил, что он поддержал бы такую ​​договоренность только в том случае, если бы она получила демократический мандат через плебисцит. [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Договоры, подписанные между Боливией и Чили — Wikisource» . es.wikisource.org .
  2. ^ «Договор о границе 1874 года между Боливией и Чили — Wikisource» . es.wikisource.org .
  3. ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ] Ретроспектива морского ограждения. Критический взгляд на начало конфликта. Хорхе Гумусио. Ла-Пас, Боливия
  4. ^ Вальдивьесо, Патрисио (июнь 2004 г.). «Отношения Чили, Боливии и Перу: Война на Тихом океане» (PDF) . Папский католический университет Чили . Архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2006 года . Проверено 31 января 2007 г.
  5. ^ [2] Бизнесмены, политика и война на Тихом океане. Луис Ортега. Сантьяго де Чили. 1984 г. (Стр. 18. Файл Antony Gibbs & Sons AGA. Вальпараисо в Лондон. Рядовой N 25. 6 марта 1878 г.)
  6. ^ Газета Ла Терсера. «Абрасо де Чаранья» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 23 марта 2008 года . Проверено 12 марта 2008 г. Чили и Боливия восстанавливают дипломатические отношения спустя тринадцать лет
  7. ^ Перейти обратно: а б «Эво Моралес: Чили предложила Боливии выход к морю в 1975 году» . Новости Би-би-си. 29 октября 2017 года . Проверено 31 октября 2017 г.
  8. ^ Гонсалес Вега, Хавьер А. (15 июля 2019 г.). Понс, Марсьяль; Кардона Льоренс, Йорга; Абад Кастелос, Монтсеррат; Себриан, Мария Асунсьон; Габриэль, Гиллем; Гвинея, Мерседес; Мовилла, Лаура; Санчес, Антонио; Санчес Фриас, Алехандро (ред.). «В поисках неуловимого моря: спор между Боливией и Чили в Международном Суде» (PDF) . Испанский журнал международного права (REDI) (на испанском языке). 71 (2). Мадрид , Испания : Ассоциация профессоров международного права и международных отношений: 75–99. дои : 10.17103/redi.71.2.2019.1.03 . hdl : 10651/56908 . ISSN   0034-9380 . S2CID   211320377 .
  9. ^ Венер, Лесли (1 мая 2010 г.). Хоффманн, Берт; Нельсон, Мелисса; Бюке, Сильвия (ред.). От соперничества к взаимному доверию: процесс отчуждения между Боливией и Чили (PDF) . Исследовательская программа GIGA: «Власть, нормы и управление в международных отношениях» (Институт латиноамериканских исследований GIGA) (Отчет). Гамбург , Германия : Немецкий институт глобальных и региональных исследований (GIGA) . Проверено 7 июля 2021 г. - через JSTOR.
  10. ^ Лопес Скарсена, СебаСтиан (1 декабря 2020 г.). Пол Д., Альваро; Гарсиа-Уидобро Бесерра, Кристобаль; Мэр Родригес Энрике; Андреа, Валенсуэла Ниманн; Гомес Альварес, Мария Хосе (ред.). «Вопрос об обязательстве вести переговоры о доступе к Тихому океану. Комментарий к решению Международного Суда от 1 октября 2018 года» . Чилийский юридический журнал (на испанском и английском языках). 47 (3). Сантьяго-де-Чили , Чили : Папский католический университет Чили: 925–951. дои : 10.7764/r.473.17 . ISSN   0718-3437 . S2CID   234206590 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2021 года . Проверено 7 июля 2021 г.
  11. ^ «Боливия Мар, пляж, который Перу подарил Боливии и который заброшен уже 26 лет» . BBC News World (на испанском языке). 26 марта 2018 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
  12. ^ Clarín, редакция (2 октября 2018 г.). «Боливийский пляж существует: пустынный анклав Боливиамар» . Кларин (на испанском языке) . Проверено 22 апреля 2024 г.
  13. ^ News Mundo, BBC (28 января 2022 г.). «Боливия Мар, заброшенный пляж, который Перу передал Боливии в 1992 году» . Эль Комерсио (на испанском языке). ISSN   1605-3052 . Проверено 22 апреля 2024 г.
  14. ^ Радио Кооператива (13 января 2004 г.). «Лагос предложил Боливии возобновить дипломатические отношения» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 24 июля 2012 года . Проверено 12 марта 2008 г. Лагос предложил Боливии возобновить дипломатические отношения
  15. ^ «18 июня 2013 г. ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПРОВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ О ДОСТУПЕ К ТИХОМУ ОКЕАНУ (БОЛИВИЯ против ЧИЛИ)» (PDF) . Международный Суд . Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2013 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
  16. ^ «Обязательство вести переговоры о доступе к Тихому океану (Боливия против Чили)» . Проверено 1 октября 2018 г.
  17. ^ «Суд ООН отклонил заявку Боливии на доступ к морю через Чили» . Telegraph Media Group Limited 2018. Агентство Франс-Пресс. 1 октября 2018 года . Проверено 1 октября 2018 г.
  18. ^ «Боливия заявляет, что ее морские претензии являются «открытым и нерешенным» вопросом» . Hola News (на испанском языке). 23 марта 2021 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2021 г. Проверено 24 марта 2021 г.
  19. ^ «Боливия и Чили согласны восстановить диалог, Бланко надеется, что «он начнется очень скоро » . Ла Разон (на испанском языке). 23 марта 2021 г. Проверено 24 марта 2021 г.
  20. ^ «Жадуэ поддерживает выход из Боливии на «взаимовыгодных » соображениях CNN Чили (на испанском языке) . Проверено 5 июля 2021 г.
  21. ^ «Мэр Чили предлагает провести плебисцит для решения морской проблемы с Боливией » . Ербол (на испанском языке). 3 сентября 2020 г. Проверено 5 июля 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12b3f3b3833c4d4c4ef0662a13501d80__1722206820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/80/12b3f3b3833c4d4c4ef0662a13501d80.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atacama Desert border dispute - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)