Сальватор Роза (опера)
Сальватор Роза | |
---|---|
Серия опер Антонио Карлоса Гомеша | |
Либреттист | Антонио Гисланцони |
Язык | итальянский |
На основе | Эжена де Миркура Масаньелло |
Премьера | 21 марта 1874 г. Театр Карло Феличе , Генуя |
«Сальватор Роза» — опера-серия в четырёх действиях, написанная Антонио Карлосом Гомесом на либретто на итальянском языке Антонио Гисланцони . Премьера состоялась в Театре Карло Феличе в Генуе 21 марта 1874 года. Сюжет основан на приключенческом романе Эжена де Миркура 1851 года « Мазаньелло» , который, в свою очередь, во многом основан на жизни итальянского художника и поэта Сальватора Розы и Масаньелло , Неаполитанский рыбак, ставший лидером восстания 1647 года против правления испанских Габсбургов в Неаполе .
Предыстория и история выступлений
[ редактировать ]«Сальватор Роза» стала пятой оперой Гомеса и третьей, мировая премьера которой состоялась в Италии. Он и его либреттист Гисланзони изначально хотели назвать оперу «Мазаньелло » в честь Эжена де Миркура романа , на котором она основана. Однако картина Обера « 1828 года, Муэтта Портичи» действие которой происходит в тот же исторический период, уже была известна в Италии под этим названием. Вместо этого Гисланцони сделал главным героем Сальватора Розу (второстепенного персонажа романа де Миркура). Центральным любовным романом между Изабеллой и Мазаньелло в романе стал роман между Сальватором Розой и Изабеллой в опере. Как и многие художественные произведения, основанные на жизни Сальватора Розы, роман де Миркура основан на биографии художника леди Морган был 1824 года «Жизнь и времена Сальватора Розы» , в которой увековечены легенды о том, что Роза была заключена в тюрьму бандитами, когда он молодой человек и что он вернулся в Неаполь в 1647 году, чтобы помочь Масаньелло в его восстании против испанского владычества . [ 1 ] Именно последняя легенда легла в основу либретто Гисланцони.
Премьера Сальватора Розы состоялась 21 марта 1874 года в Театре Карло Феличе в спектакле под управлением Джованни Росси с Гульельмо Анастази в главной роли, Леоне Джиральдони в роли Масаньелло, Ромильдой Панталеони в роли Изабеллы и французским басом Франсуа-Марселем Жункой как ее отец, герцог Аркос. [ 2 ] После премьеры в Генуе опера была исполнена в Италии в Королевском театре (Турин) (1875 г.), Театре Риккарди в Бергамо (1876 г.) и Королевском театре (Парма) (1882 г.). В Южной Америке она впервые была исполнена в Уругвае в Театре Солис в 1876 году, но прошло еще шесть лет, прежде чем опера была исполнена в Бразилии, родине Гомеса. Бразильская премьера состоялась в городе Белен 29 июля 1882 года. Хотя сейчас эта опера в значительной степени забыта, за исключением великолепной арии для баса «Di sposo, di papre», редкие возрождения оперы в 20-м веке включают в себя возрождения в Рио-де-Жанейро в Театре. Муниципальный в 1946 году (присутствовала дочь Гомеса и транслировался по бразильскому радио), Сан-Паулу в Муниципальном театре в 1977 году и в Нью-Йоркской опере Амато в 1987 году. [ 3 ] Опера была снова возрождена в 2000 году с Дорсетской оперой под управлением Фернандо дель Валье в главной роли и в 2004 году на Фестивале делла Валле д'Итрия в Мартина Франка . [ 4 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 21 марта 1874 г. [ 2 ] |
---|---|---|
Герцог Аркос , вице-король Неаполя | бас | Франсуа-Марсель Жунка |
Изабелла, его дочь | сопрано | Ромильда Панталеони |
Сальватор Роза , художник, влюбленный в Изабеллу. | тенор | Гульельмо Анастази |
Масаньелло , лидер повстанцев и друг Розы | баритон | Леоне Джиральдони |
Дженнариелло, юный друг Розы и Масаньелло. | сопрано ( в трансвестите ) | Клелия Бленио |
Фернандес, командующий испанскими войсками | тенор | Джакомо Ориго |
Граф Бадахос, испанский дворянин. | тенор | Карло Казарини |
Корчелли, разбойник, союзник испанских правителей. | бас | Эмануэле Даль'Альо |
Бьянка, испанка | меццо-сопрано | Антониетта Поццони-Анастази |
Суора Инес, никогда | сопрано | Клелия Каппелли [ 5 ] |
От Лоренцо, монаха | бас | Луиджи Торре |
Записи
[ редактировать ]- «Mia piccirella», ария из оперы «Сальватор Роза» , исполненная Энрико Карузо и записанная в 1919 году. Лейбл: Victor [ 6 ]
- Гомеш: Сальватор Роза – Михаил Миланов (Дука д'Аркос), Лиза Ливингстон (Изабелла), Фернандо дель Валье (Сальватор Роза), Михаэль Глюксманн (Мазаньелло); Дорсетский оперный оркестр и хор; Патрик Шелли, дирижер. Записано с живых выступлений в школе Шерборн , Дорсет , Англия, 11 и 12 августа 2000 года. Лейбл: Regis Records. [ 7 ]
- Гомеш: Сальватор Роза – Франческо Эллеро Д'Артенья (герцог Аркос), Франческа Скайни (Изабелла), Мауро Пагано (Сальватор Роза), Джанфранко Каппеллути (Мазаньелло); Итальянский международный оркестр; Братиславский камерный хор; Маурицио Бенини , дирижер. Записано вживую во Дворце дожей, Мартина Франка , Италия, июль 2004 г. Лейбл: Dynamic
- Гомес: Сальватор Роза - Дэ-Бум Ли (Дука д'Аркос), Мария Порубчинова (Изабелла), Рэй М. Уэйд-младший (Сальватор Роза), Мальте Рознер (Мазаньелло); Брауншвейгский государственный оркестр ; Хор Брауншвейгского государственного театра; Георг Менскес, дирижер. Записано вживую в Государственном театре Брауншвейга , Германия, 20 января 2010 года. Лейбл: Oehms Classics в совместном производстве с NDR Kultur и Государственным театром Брауншвейга.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Пэтти 2005 , с. 101 и пассим .
- ^ Jump up to: а б Касалья 2005 г.
- ^ Киммельман 1987 .
- ^ Кирк nd .
- ↑ Хотя роли Бьянки и Суоры Инес на премьере исполняли две разные певицы (см. Casaglia 2005 ), в либретто указано, что их также может исполнять один певец.
- ^ Дискография американских исторических записей . «Виктор Матрица C-23150. Миа Пикчирелла / Энрико Карузо» . Библиотека Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Проверено 9 июня 2019 г.
- ^ Обзор: Сальватор Роза , запись Дорсетской оперы , musicweb-international.com
Источники
- Казалья, Герардо (2005). « Сальватор Роза , 21 марта 1874 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- Киммельман, Майкл (15 мая 1987 г.). «Опера: Сальватор Роза » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 октября 2010 г.
- Кирк, Дэвид Л. (nd). «Запись рецензии: Сальватор Роза » . Фанфары . Проверено 30 октября 2010 г. - через arkivmusic.com.
- Пэтти, Джеймс С. (2005). Сальватор Роза во французской литературе: от причудливого к возвышенному . Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-2330-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беаг, Жерар (1992), « Сальватор Роза » в Оперном словаре Нью-Гроув , изд. Стэнли Сэди (Лондон) ISBN 0-333-73432-7
- Сальгадо, Сусана, Театр Солис: 150 лет оперы, концерта и балета в Монтевидео , Wesleyan University Press, 2003. ISBN 0-8195-6594-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полное либретто, опубликованное Casa Ricordi на оригинальном итальянском языке.
- Сальватор Роза (Гомес) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Подробный синопсис Кирены Папаротти.