Жан-Батист Сантер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2016 г. ) |
Жан-Батист Сантер | |
---|---|
![]() Автопортрет , 1704, холст, масло, Версальский дворец. | |
Рожденный | 23 марта 1651 г. |
Умер | 21 ноября 1717 г. | (66 лет)
Национальность | Французский |
Образование | |
Известный | рисование |
Движение | Стиль Людовик XIV |
Жан-Батист Сантер (англ. Французское произношение: [ʒɑ̃ batist sɑ̃tɛʁ] ; 23 марта 1651 г. - 21 ноября 1717 г.) [ 1 ] французский художник и рисовальщик стиля Людовика XIV , известный своими историческими картинами , портретами и портретными жанровыми сюжетами . Находясь под значительным влиянием итальянских мастеров болонской школы, а также своих французских современников, Сантер, тем не менее, внес оригинальный вклад в свое искусство, став одним из первых французских художников, привнесших нидерландское влияние .
Сантер родился в Маньи-ан-Вексене недалеко от Понтуаза и учился у художника-историка Бона Булоня и обучался копированию работ старых мастеров . Достигнув первоначального успеха как портретист к концу 1690-х годов, Сантер начал осваивать жанровую живопись, в которой он объединил фантазийный портрет северной традиции, как это видно в искусстве Рембрандта и Геррита Доу , с аллегорический портрет, модный тогда во Франции. В то же время он также писал исторические картины и запрестольные образы на библейские и религиозные темы, пронизанные сильным эротическим характером; Ярким примером этого является «Сусанна в бане» 1704 года, считающаяся одной из самых известных работ Сантера. Успехи Сантера привлекли внимание французской королевской семьи, в частности, короля Людовика XIV и Филиппа II, герцога Орлеанского ; с 1715 года и до самой смерти Сантер служил придворным художником герцога Орлеанского.
Работы Сантера принесли ему неоднозначную репутацию в свете его связи с эпохой французского Регентства ; это было в 19 и 20 веках, когда оно получило более широкое признание. Сантер считается предшественником живописи эпохи рококо , а также неоклассической и романтической живописи и, как говорят, оказал влияние на последующие поколения художников в указанные эпохи. [ а ]
Жизнь и работа
[ редактировать ]Жан-Батист Сантер родился в Маньи-ан-Вексене недалеко от Понтуаза 23 марта 1651 года и был двенадцатым ребенком в семье купца Андре Сантера. Он был учеником художника-портретиста Франсуа Лемэра (1620–1688), прежде чем поступить в студию художника-историка Бона Булоня . [ 11 ] Хотя он написал несколько исторических картин, в начале своей карьеры он начал специализироваться на портретах под влиянием своих французских современников Гиацинта Риго. [ 12 ] и Франсуа де Трой ; [ 13 ] в то же время Сантер стал одним из первых художников во Франции, привнесших голландское и фламандское влияние, особенно Рембрандта. [ 14 ] и Антонис ван Дейк . [ 15 ] В свое искусство Сантер внес оригинальный вклад, соединив фантазийный портрет северной традиции с модным тогда во французской живописи аллегорическим портретом. [ 16 ] [ 17 ]
Будучи утвержденным ( agrée ) в Академию живописи и скульптуры в 1698 году, Сантер был принят в качестве полноправного члена ( reçu ) в октябре 1704 года, после того как подарил Сюзанне в Бани , ныне находящейся в Лувре, и ненарисованный портрет художника Ноэля Койпеля. ; также в 1704 году он выставил некоторые свои работы в Салоне . Успех Сантера в Академии предоставил ему официальные заказы на более традиционные портреты, в том числе портрет матери короля Людовика XV , Марии Аделаиды Савойской написанного старшим Троем , созданный под влиянием портрета герцогини Мэн, . [ 18 ] Помимо «Сусанны в бане» и « Плачущей Магдалины» , религиозные картины Сантера, в частности, включают «Экстаз святой Терезы» , заказ короля Людовика XIV для Версальской капеллы , вызвавший скандал в церковных кругах, учитывая эротический характер сюжета, вдохновленный картинами Бернини . статуя. [ 19 ] [ 20 ]
К 1712 году Сантер получил от короля пенсию, а также студию и жилье в Лувре. После смерти Людовика XIV в 1715 году Сантер стал рядовым художником при дворе регента Франции герцога Орлеанского ; Среди его более поздних работ - портрет регента, который сейчас находится в Бирмингемском музее и художественной галерее , демонстрирующий влияние портретной живописи Риго, а также двойной портрет регента и его любовницы мадам де Парабер в Версальском дворце , причем последняя появляется как Минерва . Адам и Ева ок. «1716–1717», также считающийся двойным портретом регента и мадам де Парабер, оказался последней работой Сантера, созданной незадолго до его смерти 21 ноября 1717 года; Считалось, что после своей смерти он уничтожил блокнот со своими исследованиями обнаженной натуры, что он считал неприличным. [ 17 ]
В культуре
[ редактировать ]Смерть Сантера является предметом картины 1836 года Жозефа-Леона-Ролана де Лестанг-Парада (1810–1881), впервые выставленной в Париже во время Салона а теперь размещенной в Музее изящных искусств Лиона того года , . [ 21 ] [ 22 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Филипп II, герцог Орлеанский, и мадам де Парабер в роли Минервы , ок. 1715–1716, Версальский дворец. [ 23 ]
-
Мария Аделаида Савойская , 1709 год, Версальский дворец.
-
Адам и Ева , ок. 1716–1717, Фонд Дэвида Роша, Мельбурн.
-
Николя Буало , 1690-е, Музей изящных искусств Лиона.
-
Жан Расин , местонахождение неизвестно
-
Две актрисы , 1699, Эрмитаж , Санкт-Петербург.
-
Спящая молодая женщина , ок. 1710, Национальный музей искусств Каталонии , Барселона.
-
Кухонная горничная , Нантский художественный музей
-
Сусанна в бане , ок. 1704, Лувр , Париж.
-
Экстаз святой Терезы , 1710, Часовня Версальского дворца.
-
Девушка с вуалью на голове , 1699, Эрмитаж, Санкт-Петербург. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Художники последующих поколений, среди которых Сантер считался предшественником или влиятельным человеком, включают Антуана Ватто , [ 2 ] [ 3 ] Жан-Марк Натье , [ 4 ] [ 5 ] Франсуа Буше , [ 6 ] Пьер-Антуан Бодуэн , Жан-Оноре Фрагонар , [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] и Пьер-Поль Прюдон . [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бремен 1996 , с. 789 ; Бенези 2006 , с. 396.
- ^ Вольф, Джон Баптист (1962). Возникновение великих держав, 1685–1715 гг . Возвышение современной Европы. Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 254 . OCLC 1148931150 – через Интернет-архив.
Другие, такие как Сантер, очевидно, шли к тем формам, которые Ватто развил в восемнадцатом веке.
- ^ Майерс 1969 , с. 101 .
- ^ Уртик, Луи [на французском языке] (1939). Дэвидсон, Дж. Лерой; Джерри, Филиппа (ред.). Новая стандартная энциклопедия искусства . Нью-Йорк: Гарден-Сити. п. 315 . OCLC 1036767498 – через Интернет-архив.
- ^ Константа 1979 , с. 1659 г.
- ^ Осборн 1970 , с. 1039 .
- ^ Блант 1973 , стр. 393 .
- ^ Милам, Дженнифер (июль 2014 г.). «Обзор H-France, том 14 (июль 2014 г.), № 120» (PDF) .
- ^ Баркер, Эмма (апрель 2013 г.). « Фрагонар и фантастическая фигура: картина воображения Мелиссы Персиваль» . Французские исследования: ежеквартальный обзор . 67 (2): 253. doi : 10.1093/fs/knt012 – через Project MUSE.
- ^ Виардо 1884 , с. 303.
- ^ Мерот 1995 , с. 300; Лесне и Варо 2011 , с. 34 .
- ^ Zolotov, Y. K. [in Russian] (1968). Французский портрет XVIII века (in Russian). Moscow: Iskusstvo. p. 17. OCLC 567935709 , states Santerre's portraits to be somewhat close in style to Rigaud's.
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Брем 1996 , с. 789 , иллюстрирует «Две актрисы» и портрет Марии Аделаиды Савойской , на которые явно повлиял Франсуа де Трой.
- ^ Брукнер 1972 , с. 38 , Меро 1995 , с. 301, пл. 341 и Брем 1996 , с. 789 , цитируйте копии Сантера после «Девушки у окна» , картины Рембрандта, которая сейчас находится в Далвичской галерее .
- ^ Власов 1995–1997 , вып. 3, с. 300, называет Ван Дейка, оказавшего большое влияние на Сантера как портретиста; Феличи 2000 , с. 913 , цитирует версию «Портрета скульптора» в Национальной галерее Праги как отсылающую к искусству Ван Дейка.
- ^ Леймари, Жан (1961). Дух буквы в живописи . Перевод с французского Джеймса Эммонса. Карты с клеймами. п. 62 . OCLC 1036860507 – через Интернет-архив.
- ^ Перейти обратно: а б Бремен 1996 , с. 789 .
- ^ Меро 1995 , с. 204.
- ^ Гулд, Сесил Хилтон Монк (1981). Бернини во Франции: эпизод истории семнадцатого века . Лондон: Вайденфельд и Николсон. п. 137 . ISBN 0-297-77944-3 – через Интернет-архив.
- ^ Тюилье и Шатле 1964 , с. 139 ; Леви 1966 , с. 35 ; Блант 1973 , с. 393 ; Брем 1996 , с. 789 ; Бенези 2006 , стр. 396–397 .
- ^ Объяснение произведений живописи и графики, скульптуры, архитектуры и гравюры ныне живущих художников… (на французском языке). Париж: Виншон. 1836. с. 136 – через Галлику.
- ^ Лесне и Варо 2011 , стр. 113 – 114 .
- ^ Шёнбергер, Арно; Зёнер, Халлдор (1963). Эпоха рококо: искусство и цивилизация XVIII века . Перевод с немецкого Дафны Вудворд. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. п. 357 , пл. 99 – через Интернет-архив.
- ^ Мудрая, Сьюзен; Уорнер, Малькольм (1996). Французские и британские картины 1600–1800 годов в Чикагском институте искусств: Каталог коллекции . Чикаго: Чикагский институт искусств, издательство Принстонского университета. С. 137 – 139 . ISBN 0865591377 – через Интернет-архив.
- ^ Kuznetsova, Irina; Sharnova, Elena (2001). Pushkin Museum, Moscow (ed.). Франция XVI — первой половины XIX века : собрание живописи (collection catalogue) (in Russian). Moscow: Krasnaya Ploschad'. pp. 230–231; cat. no. 205. ISBN 5-900743-57-8 .
- ^ Serebryannaya, N. K. (2018). Hermitage Museum, Saint Petersburg (ed.). Французская живопись XV-XVII веков (collection catalogue) (in Russian). Saint Petersburg: State Hermitage Publishers. pp. 417–418, cat. no. 241. ISBN 978-5-93572-811-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Первоисточники
- «Журнал де Пари», который начинается с панегирика покойного г-на Сантера» . Новый Меркурий (на французском языке). Декабрь 1717 г. с. 185–194 — через Галлику .
- «В сокращении из жизни господина Сантерре Пейнтре» . Новый Меркурий (на французском языке). Сентябрь 1718 г. с. 69–75 – через Галлику.
- Дезалье д'Аржанвиль, Антуан Жозеф (1762) [1745]. Краткое изложение жизни знаменитых художников . Полет. 4. Париж:Де Буре старший. стр. 258–262. OCLC 1038747111 – через Интернет-архив .
- Монтеглон, Анатоль де (1880). Протоколы Королевской академии живописи и скульптуры, 1648–1793 (на французском языке). Полет. 3. Париж: Ж. Баур. OCLC 1050795149 – через Интернет-архив.
- Монтеглон, Анатоль де (1881). Протоколы Королевской академии живописи и скульптуры, 1648–1793 (на французском языке). Полет. 4. Париж: Ж. Баур. OCLC 1050846128 – через Интернет-архив.
- Общие исследования
- Лесне, Клод (1988). «Жан-Батист Сантер, 1651-1717». Бюллетень Общества истории французского искусства : 75–118. ISSN 0301-4126 . OCLC 888444852 .
- Лесне, Клод; Варо, Франсуаза (2011). Жан-Батист Сантер: 1651–1717 (на французском языке). Сен-Уан-л'Омон: Éditions du Valhermeil. ISBN 978-2-35467-088-7 . OCLC 1194420634 – через Интернет-архив.
- Потике, Альфред (1878) [1876]. Жан-Батист Сантер, художник: его жизнь и творчество (на французском языке) (2-е изд.). Маньи-ан-Вексен: Маленький. OCLC 458077934 .
- Дополнительные исследования
- Блант, Энтони (1973). Искусство и архитектура во Франции, 1500–1700 гг . Хармондсворт; Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-14-056104-8 . OCLC 1147992003 – через Интернет-архив.
- Брукнер, Анита (1972). Грез: Взлет и падение феномена восемнадцатого века . Гринвич, Коннектикут: Нью-Йоркское графическое общество. стр. 38 , 40 , 42–43 . ISBN 9780821204832 . OCLC 1244792294 . СБН 8212-0483-1 – через Интернет-архив.
- Гей, Клэр (1972). Живопись восемнадцатого века . Перевод с французского Пола Евы. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 19 , 173–174 . OCLC 1033562355 – через Интернет-архив.
- Юиг, Рене (1965). Французская живопись 17-18 веков . Париж: Фламмарион. п. 58 . OCLC 1150090975 – через Интернет-архив.
- Калнейн, Венд Граф [на немецком языке] ; Леви, Майкл (1972). Искусство и архитектура восемнадцатого века во Франции . Хармондсворт: Книги Пингвинов. OCLC 1008263215 . СБН 14-056037-8 .
- Леви, Майкл (1966). От рококо до революции: основные тенденции в живописи восемнадцатого века . Лондон: Темза и Гудзон . OCLC 1036855531 – через Интернет-архив.
- Марсель, Пьер (1906). Французская живопись начала XVIII века, 1690-1721 (на французском языке). Париж: Г. Баранжер. OCLC 1157122577 – через Интернет-архив.
- Меро, Ален (1995) [1994]. живопись XVII века Французская . Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 204–205, 285, 287, 300–301; пл. 230, 341. ISBN. 9780300065503 . OCLC 983926912 – через Интернет-архив.
- Мюсам, Герд, изд. (1970). Французские художники и живопись от четырнадцатого века до постимпрессионизма . Нью-Йорк: Ангар. стр. 161–163. ISBN 9780804432108 . OCLC 1193947997 . СБН 8044-3210-4 – через Интернет-архив.
- Персиваль, Мелисса (2012). Фрагонар и фантастическая фигура: живопись воображения . Фарнем; Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт. ISBN 978-1-4094-0137-7 . OCLC 780536108 – через Google Книги.
- Рео, Луи [на французском языке] (1925–1926). История живописи XVIII века (на французском языке). Брюссель, Париж: Г. Ван Ост. полет. 1, с. 4. OCLC 491647984 .
- Тюилье, Жак ; Шатле, Альберт (1964). Французская живопись . Женева: Скира. OCLC 1193944713 – через Интернет-архив.
- Виардо, Луи (1884) [1868]. Чудеса живописи . Полет. 2 (4-е изд.). Париж: Хашетт. стр. 302–303 . OCLC 1048225915 – через Интернет-архив.
- Уэйкфилд, Дэвид Ф. (1984). Французская живопись XVIII века . Нью-Йорк: Коллекция альпийского изящного искусства. стр. 12, 117, 177. ISBN. 0-88168-024-9 . OCLC 1149209513 – через Интернет-архив.
- Справочные работы
- Бенези, Эммануэль (2006) [впервые опубликовано на французском языке в 1911–1923 гг.]. Словарь художников Бенезит . Том. 12. Париж: Грюнд. стр. 396–397 . ISBN 2-7000-3082-6 – через Интернет-архив.
- Брем, Доминик (1996). «Сантер, Жан-Батист» . В Тернер, Джейн (ред.). Словарь искусства . Том. 27. Нью-Йорк: Словари Гроува. п. 789. ИСБН 1-884446-00-0 . OCLC 1033667798 – через Интернет-архив.
- Констанс, Клэр (1979). «Сантер (Жан-Батист)». В Лаклотте, Мишель (ред.). Маленький Ларусс живописи . Полет. 2. Париж: Библиотека Ларусса. п. 1659. ISBN 2-03-020149-9 .
- Феличи, Лусио, изд. (2000). Энциклопедия искусства (на французском языке). Париж: Карманная книга. п. 913 . ISBN 2253053031 . OCLC 1193410004 – через Интернет-архив.
- Кепецис, Екатерини (2018). «Сантер, Жан-Батист». В Бейере, Андреас; Савой, Бенедикт и Тегетхофф, Вольф (ред.). Allgemeines Künstlerlexikon . Том. 101. Берлин, Бостон: Де Грюйтер. стр. 136–137. ISBN 978-3-11-023267-7 .
- Лаклотт, Мишель; Кузен, Жан-Пьер, ред. (1999). Словарь живописи (на французском языке). Париж: Ларусс. п. 913. ИСБН 2-03-511441-1 .
- Майяр, Роберт, изд. (1975). «Сантер, Жан-Батист». Универсальный словарь живописи (на французском языке). Полет. 6. Париж: Роберт. п. 66. ИСБН 2-850-36059-7 .
- Майерс, Бернард С., изд. (1969). «Сантер, Жан-Батист» . Художественный словарь Макгроу-Хилла . Том. 5. Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. п. 101. OCLC 1150312272 – через Интернет-архив.
- Осборн, Гарольд, изд. (1970). Оксфордский спутник искусства (переиздание 1989 г.). Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 1039 . ISBN 0-19-866107-Х . OCLC 1036799238 – через Интернет-архив.
- Vlasov, V. G. [in Russian] (1995–1997). Стили в искусстве (in Russian). Vol. 3. Saint Petersburg: Kol'na. p. 300. ISBN 5-88737-010-6 . OCLC 605179863 .
- Фоллмер, Ганс , изд. «Сантер, Жан Батист». Общий лексикон художников (на немецком языке). Том 29. Лейпциг: Э. А. Зееманн. стр. 429–430. OCLC 889110751 .
