Концлагерь Печора
Печора (также Печера или Печоара; русский: Печера или Печора) — концентрационный лагерь, управляемый Румынией во время Второй мировой войны в селе Печора , ныне на Украине . 48 ° 51'41 "N 28 ° 42'39" E / 48,86140751888033 ° N 28,710808761276766 ° E Концлагерь был создан на закрытой территории бывшего частного поместья польского дворянского рода Потоцких на берегу реки Южный Буг , которое после русской революции было преобразовано в санаторий для больных туберкулезом. [ 1 ]
Во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Лагерь , расположенный в румынской зоне оккупации Украины, известной как Приднестровье , контролировался румынским жандармом и охранялся украинскими полицейскими с дубинками и винтовками. евреев из окрестных районов, в том числе Тульчина , Брацлава , Шпикова, Тостианца, а позже и из более отдаленных районов, таких как Могилев-Подольский Начиная с ноября 1941 года, в Печору свозили на смерть на огороженной территории . В Печору также отправили румынских евреев из Бессарабии и Буковины. [ 2 ] [ 3 ] В лагере заключенных убивали не в результате систематического уничтожения газом или пулями, а в результате голода, воздействия непогоды и болезней, таких как тиф. Кроме того, многие сотни заключенных были насильственно депортированы дальше на восток через реку Буг для работы в рабских трудовых лагерях DG-IV на оккупированной немцами Украине, где почти никто не выжил. [ 4 ] [ 2 ]
Согласно румынским документам военного времени, у главных ворот лагеря была установлена табличка с надписью «лагерь смерти». Как и в случае со всеми более чем 150 концентрационными пунктами Приднестровья, румынские оккупанты не собирались удерживать еврейское население под своим контролем. В случае с Печорой инспектор жандармерии Приднестровья в октябре 1942 года прямо заявил, что Печора была создана «исключительно» с целью убийства ее заключенных. [ 5 ]
Историки и исследователи, в том числе Мататиас Карп и Раду Иоаннид, считают Печору самым печально известным из всех мест, созданных на оккупированной Румынией Украине. [ 6 ] Согласно отчету, опубликованному в 2004 году Комиссией Визеля , он был одним из мест «самых ужасных преступлений, совершенных против евреев во время Холокоста». [ 7 ] Фотографии действующего лагеря в настоящее время отсутствуют, хотя свидетельств выживших достаточно. [ 8 ]
Начальником лагеря был командир румынского жандарма по имени Стратулат. [ 9 ] По свидетельствам выживших, Стратулат помешал группе этнических немцев, связанных с СС (принадлежащих к зондеркоманде «Руссланд»), уничтожить население лагеря где-то в конце лета 1942 года. [ 1 ] [ 10 ]
Для многих семей, интернированных в лагере Печора, выжить можно было только путем обмена остатков одежды и имущества на еду у жителей деревни, которые собирались у ворот лагеря. Многие выжившие дети позже рассказывали, что выскользнули из плохо охраняемого лагеря и просили еды в селе Печора и в близлежащих населенных пунктах. Многие выжившие в Печорском лагере были обязаны своей жизнью щедрости местных этнических украинцев, которые часто их кормили и размещали. [ 10 ] [ 1 ] Вообще говоря, местные жители в оккупированной румынами зоне Приднестровья относились к евреям гораздо более благосклонно, чем жители других соседних регионов, таких как Западная Украина и Бессарабия, где погромы были широко распространены. Этот феномен в Приднестровье был описан во влиятельном исследовании ученых Дианы Думитру и Картера Джонсона. [ 11 ]
Хотя оценки разнятся, считается, что в лагерь Печоры было доставлено около 11 000 заключенных, из которых около 9 500 погибли. [ 12 ] [ 1 ] Мертвых увозили к братским могилам, включая траншеи на окраине села, и на близлежащее еврейское кладбище. [ 13 ] [ 1 ] К моменту освобождения лагеря Красной Армией 17 марта 1944 года в лагере осталось в живых не более 300-400 выживших узников. Нескольким сотням других выживших удалось бежать и добраться до близлежащих гетто, особенно в 1943 году, где условия в целом были безопаснее и где выжившим предстояло провести оставшиеся месяцы войны. Однако теперь они представляли низший слой общества гетто в таких местах, как Джурынское гетто, обычное место назначения беглецов из Печорских лагерей. [ 14 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Пережив войну, местные евреи советского происхождения, выжившие в лагере, вернулись в свои родные города на юго-западе Украины и в основном оставались там на протяжении десятилетий, составляя немногие места в Восточной Европе, где еврейская жизнь продолжалась и в 21 веке (хотя многие семьи в конечном итоге эмигрировали). в Израиль или на Запад). [ 15 ]
Сразу после войны советский этномузыколог Моисей Береговский посетил города бывшего северного Приднестровья, чтобы поговорить с выжившими, зная тот факт, что уровень выживаемости в Приднестровье намного выше, чем на оккупированной немцами Украине. Его команда записала песни в исполнении выживших печорцев из Тульчина, Брацлава, Бершади и других городов. [ 16 ] Его команда также записала тексты песен. Спустя годы тексты были дополнены новыми музыкальными аранжировками музыкальной группы из Торонто. Их альбом ( Yiddish Glory : The Lost Songs of World War II) был номинирован на премию Грэмми в 2019 году. [ 17 ]
В 1950-х годах многие из осужденных коллаборационистов, этнических украинцев, против которых давали показания некоторые выжившие, были досрочно освобождены из советских трудовых лагерей и вернулись в общины, в которых они служили во время войны. [ 18 ]
Учитывая непрерывность еврейской жизни в городах бывшего северного Приднестровья (сегодня это Винницкая область Украины ) и существование послевоенных общин, говорящих на идише, исследователи проявили большой интерес к остаткам еврейской жизни в этом регионе. В их число входит ученый Джеффри Вейдлингер и группы из Санкт-Петербурга, которые посещали выживших в таких городах, как Тульчин, чтобы взять интервью у выживших в 1990-х и начале 2000-х годов. [ 19 ] [ 15 ] Выдающийся писатель, пишущий на языке идиш, Борис Сандлер также сосредоточил внимание на Печорском лагере и Холокосте в Румынии в своих произведениях, в том числе в сборнике новелл « Красные туфли для Рэйчел» . [ 20 ] Лагерь в Печоре также стал темой документального фильма израильского кинорежиссера Бориса Нафцира « Мы позволяем вам умереть ». В 2022 году внук выжившего в Печоре Мотла Бравермана опубликовал семейные мемуары о выживании своего деда в лагере: « Так они помнят: история еврейской семьи, пережившей Холокост в Советской Украине» . [ 10 ] [ 21 ]
Сегодня территория бывшей усадьбы известна как «Парк Печера» и открыта для посетителей, а главное административное здание на территории функционирует как больница. Напоминаний о его зловещей роли во время войны относительно мало. На территории было установлено несколько мемориальных досок, а более обширный памятник и дополнительные памятные камни стоят на месте братской могилы на близлежащем еврейском кладбище. [ 22 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Главное административное здание на объекте
-
Памятник на братских могилах, еврейское кладбище
-
Памятник на братских могилах, еврейское кладбище
-
Памятник на братских могилах, еврейское кладбище
-
Памятник на братских могилах, еврейское кладбище
-
Памятник на братских могилах, еврейское кладбище
-
Памятник на братских могилах, еврейское кладбище
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Гольберт, Ребекка (1 января 2004 г.). «Места Холокоста в Украине: Печора и политика мемориализации». Исследования Холокоста и геноцида . 18 (2): 205–233. дои : 10.1093/hgs/dch062 .
- ^ Перейти обратно: а б Карп, Маттатиас (2000). Холокост в Румынии: факты и документы об уничтожении румынских евреев-1940-44 (PDF) . Сейфит-Харбор, Флорида. ISBN 0966573471 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Круглов, А.И. (2004). Хронология Холокоста в Украине 1941-1944 гг. (PDF) . Запорожье, Россия. ISBN 966-685-135-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Стоун, Дэн (июнь 2010 г.). «Рэй Брэндон и Венди Лоуэр (ред.): Шоа в Украине: история, свидетельства, увековечение памяти: Блумингтон и Индианаполис: издательство Университета Индианы, совместно с Мемориальным музеем Холокоста США, 2008 г., ISBN 978-0-253-35084 -8" . Еврейская история . 24 (2): 225–227. дои : 10.1007/s10835-009-9097-8 . ISSN 0334-701X . S2CID 161077713 .
- ^ Карп, Мататиас (2000). Саймон, Эндрю Л. (ред.). Холокост в Румынии: факты и документы об уничтожении румынских евреев, 1940–1944 гг. (PDF) . Сейфит-Харбор, Флорида: Публикации Саймона. п. 218.
- ^ Ионид, Раду (2022). Холокост в Румынии: уничтожение евреев и цыган при режиме Антонеску, 1940-1944 гг . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-5381-3808-3 . OCLC 1257549803 .
- ^ Визель, Эли, Тувия Фрилинг, Лия Бенджамин, Раду Иоанид и Михаил Э. Ионеску, ред. "Управляющее резюме." В итоговом отчете Международной комиссии по Холокосту в Румынии , 2004 г. https://www.yadvashem.org/yv/pdf-drupal/en/report/english/EXECUTIVE_SUMMARY.pdf .
- ^ Бронштейн, Морис (2003). Мертвая петля: Интервью с бывшими узниками концлагеря Печора (PDF) . Уолнат-Крик, Калифорния. ISBN 978-1-300-91663-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р.; Хекер, Мел, ред. (21 апреля 2018 г.). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том. III (PDF) . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гольдштейн Максим Григорьевич (2022 г.). Итак, они помнят: историю еврейской семьи, пережившей Холокост в Советской Украине . Норман. ISBN 978-0-8061-7606-2 . OCLC 1273121512 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Думитру, Диана; Джонсон, Картер (январь 2011 г.). «Построение межэтнического конфликта и сотрудничества: почему одни люди причиняли вред евреям, а другие помогали им во время Холокоста в Румынии» . Мировая политика . 63 (1): 1–42. дои : 10.1017/S0043887110000274 . ISSN 0043-8871 . ПМИД 21591305 . S2CID 24344965 .
- ^ Винокурова, Фаина (2010). «Судьба буковинских евреев в гетто и лагерях Приднестровья, 1941–1944: обзор исходных документов Винницкого областного государственного архива» (PDF) . Холокост и современность . 2 (8): 21–22.
- ^ «Печора: Проект международного еврейского кладбища» . Проверено 28 января 2019 г.
- ^ Мир-Тибон, Гали (27 ноября 2017 г.), « Я сторож брату моему?» , Гетто в глобальной истории , Routledge, стр. 127–147, doi : 10.4324/9781315099774-10 , ISBN 978-1-315-09977-4 , получено 16 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вейдлингер, Джеффри (2016). В тени штетла: жизнь местечковых евреев Советской Украины . Блумингтон. ISBN 978-0-253-02297-4 . OCLC 950895117 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Фоноархив еврейского фольклора Национальной библиотеки Украины имени Вернадского» . old.archives.gov.ua . Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ Хоббс, Грег (9 февраля 2019 г.). «ЦБК» .
- ^ Художница Таня (20 сентября 2008 г.). «Местные коллаборационисты под судом» . Записные книжки Русского мира . 49 (2/3): 341–364. дои : 10.4000/monderus.9133 . ISSN 1252-6576 .
- ^ Штетл, XXI век : Область исследования︠a︡ . В.А. Дымшитс, А.Л. Львов, А.М. Соколова, В. А. Дымшиц, А. Л. Львов, А. М. Соколова. СПб: Издательство Европейского университета в СПб. 2008. ISBN 978-5-94380-076-4 . OCLC 318462309 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Сандлер, Борис (2017). Красные туфли для Рэйчел: три новеллы . Барнетт Зумофф, Михаил Крутиков (Первое изд.). Сиракьюс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8156-5406-3 . OCLC 971333755 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Книга призвана пролить свет на роль Румынии в Холокосте» . АП НОВОСТИ . 06.02.2022 . Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ «Яд Вашем: Нерассказанные истории» . Проверено 28 января 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Анна Штерншис , «Люди падали как мухи: Как песни на идиш документируют историю и коллективные действия во время Холокоста в Советском Союзе»