Единая теория принятия и использования технологий
Единая теория принятия и использования технологий ( UTAUT ) — это модель принятия технологий, сформулированная Венкатешем и другими в книге «Принятие информационных технологий пользователями: на пути к единому взгляду». [1] Целью UTAUT является объяснение намерений пользователей использовать информационную систему и последующее поведение при использовании. Теория утверждает, что существует четыре ключевых конструкции: 1) ожидаемая производительность, 2) ожидаемое усилие, 3) социальное влияние и 4) облегчающие условия.
Первые три являются прямыми детерминантами намерений и поведения использования, а четвертый — прямым детерминантом поведения пользователя. Предполагается, что пол, возраст, опыт и добровольность использования смягчают влияние четырех ключевых конструктов на намерение и поведение использования. Теория была разработана путем обзора и консолидации конструкций восьми моделей, которые ранее использовались в исследованиях для объяснения поведения использования информационных систем ( теория обоснованных действий , модель принятия технологии , мотивационная модель, теория запланированного поведения , комбинированная теория запланированного поведения). /модель принятия технологии, модель использования персональных компьютеров , теория распространения инноваций и теория социальной когнитивной деятельности ). Последующая проверка Venkatesh et al. (2003) компании UTAUT в ходе продольного исследования выявили, что на него приходится 70% различий в поведенческом намерении использования (BI) и около 50% при фактическом использовании. [1]
Приложение
[ редактировать ]- Койвумяки и др. применил UTAUT для изучения восприятия 243 человек в северной Финляндии в отношении мобильных услуг и технологий и обнаружил, что время, проведенное с использованием устройств, не повлияло на восприятие потребителей, но знакомство с устройствами и навыки пользователя действительно оказали влияние. [2]
- Экхардт и др. применил UTAUT для изучения социального влияния референтных групп на рабочем месте (начальников, коллег) на намерение внедрить технологию в 152 немецких компаниях и обнаружил значительное влияние социального влияния со стороны референтов на рабочем месте на внедрение информационных технологий . [3]
- Кертис и др. применил UTAUT для внедрения социальных сетей в 409 некоммерческих организациях США. UTAUT ранее не применялся к использованию социальных сетей в связях с общественностью . Они обнаружили, что организации с четко определенными отделами по связям с общественностью с большей вероятностью внедряют технологии социальных сетей и используют их для достижения своих организационных целей. Женщины считали социальные сети полезными, а мужчины проявляли большую уверенность в активном использовании социальных сетей. [4]
- Верховен и др. применили UTAUT для изучения частоты использования компьютера среди 714 первокурсников университетов в Бельгии и обнаружили, что UTAUT также полезен для объяснения различной частоты использования компьютера и различий в навыках использования информационных и коммуникационных технологий в средней школе и в университете. [5]
- Уэлч и др. применил UTAUT для изучения факторов, способствующих внедрению мобильного обучения среди 118 музеев сотрудников в Англии . UTAUT ранее не применялся для использования своевременных знаний для развития технологических знаний в музейном секторе. Они обнаружили, что UTAUT полезен для объяснения факторов, определяющих внедрение мобильного обучения . [6]
Расширение теории
[ редактировать ]- Лин и Анол постулировали расширенную модель UTAUT, включая влияние социальной онлайн-поддержки на использование сетевых информационных технологий. Они опросили 317 бакалавриата студентов на Тайване относительно их социальной онлайн-поддержки при использовании обмена мгновенными сообщениями и обнаружили, что социальное влияние играет важную роль в влиянии на социальную онлайн-поддержку. [7]
- Сайкс и др. предложил модель принятия с поддержкой коллег (MAPS), объединяющую предыдущие исследования индивидуального усыновления с исследованиями социальных сетей в организациях. Они провели трехмесячное исследование с участием 87 сотрудников одной организации и обнаружили, что изучение конструкции социальных сетей может помочь в понимании использования новых информационных систем. [8]
- Ванг, Ву и Ван добавили два конструкта (воспринимаемая игра и самоуправление обучением) в UTAUT в своем исследовании детерминантов принятия мобильного обучения у 370 человек на Тайване и обнаружили, что они являются важными детерминантами поведенческого намерения использовать мобильные устройства. обучаемость у всех респондентов. [9]
- Хьюитт и др. расширил UTAUT для изучения приемки автономных транспортных средств. Два отдельных опроса с участием 57 и 187 человек в США показали, что пользователи меньше принимают высокий уровень автономности и демонстрируют значительно меньшее намерение использовать высокоавтономные транспортные средства. [10]
- Ван и Ван расширили UTAUT в своем исследовании с участием 343 человек на Тайване, чтобы определить гендерные различия в принятии мобильного Интернета . Они добавили к UTAUT три конструкции — воспринимаемую игривость, воспринимаемую ценность и компьютерную самоэффективность размером с ладонь , а также выбрали поведенческое намерение в качестве зависимой переменной. Они не учитывали поведение при использовании, облегчающие условия и опыт. .л. Кроме того, поскольку устройства использовались в добровольном контексте, и они обнаружили, что большинство пользователей были в возрасте от 20 до 35 лет, они не учитывали добровольность и возраст. Воспринимаемая ценность оказала значительное влияние на намерение внедрения, а самоэффективность компьютера размером с ладонь сыграла решающую роль в прогнозировании принятия мобильного Интернета. Воспринимаемая игривость, однако, не оказала сильного влияния на поведенческие намерения, но это могло быть связано с проблемами качества обслуживания или сетевой связи во время исследования. [11]
- Ченг-Мин Чао разработал и эмпирически протестировал модель для прогнозирования факторов, влияющих на поведенческие намерения учащихся в отношении использования мобильного обучения (мобильное обучение). В исследовании применялась модель расширенной единой теории принятия и использования технологий (UTAUT) с добавлением модераторов воспринимаемого удовольствия, мобильной самоэффективности , удовлетворенности, доверия и воспринимаемого риска. В ходе исследования были собраны данные от 1562 респондентов для проведения перекрестного исследования и использована исследовательская модель, основанная на нескольких теориях принятия технологий. [12]
- Цимперман и др. разработали расширенную модель UTAUT для анализа уровня принятия услуг телемедицины на дому среди пожилых людей. Расширенная модель UTAUT имеет шесть предикторов и была эмпирически проверена на эффективность при прогнозировании того, как определенное поведение влияет на скорость принятия. [13]
Критика
[ редактировать ]- Багоцци раскритиковал модель и ее последующие расширения, заявив, что «UTAUT — это благонамеренная и продуманная презентация», но она представляет модель с 41 независимой переменной для прогнозирования намерений и по крайней мере с 8 независимыми переменными для прогнозирования поведения», и что она способствовала к изучению внедрения технологий, «достигающего стадии хаоса». Вместо этого он предложил единую теорию, которая объединяет «многие осколки знаний» для объяснения принятия решений. [14]
- Ван Раай и Шеперс раскритиковали UTAUT как менее экономную , чем предыдущая Модель принятия технологий и TAM2, поскольку в ней высокий R. 2 достигается только при модерировании ключевых взаимосвязей, включающих до четырех переменных. Они также назвали проблематичным группировку и маркировку предметов и конструкций, поскольку множество разрозненных предметов были объединены, чтобы отразить единую психометрическую конструкцию. [15]
- Ли предложил использовать модераторов для искусственного достижения высокого R 2 в UTAUT является ненужным, а также непрактичным для понимания внедрения организационных технологий и продемонстрировало, что хорошая прогностическая способность может быть достигнута даже с помощью простых моделей, если применяются надлежащие процедуры первоначального отбора. Результаты дают представление о дизайне организационных исследований в практических условиях бизнеса. [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Венкатеш, Вишванатх; Моррис, Майкл Г.; Дэвис, Гордон Б.; Дэвис, Фред Д. (2003). «Принятие информационных технологий пользователями: к единому взгляду». МИС Ежеквартально . 27 (3): 425–478. дои : 10.2307/30036540 . JSTOR 30036540 . S2CID 14435677 .
- ^ Койвимяки, Т.; Ристола, А.; Кести, М. (2007). «Восприятие мобильных услуг: эмпирический анализ роли посредников в использовании». Персональные и повсеместные вычисления . 12 (1): 67–75. дои : 10.1007/s00779-006-0128-x . S2CID 6089360 .
- ^ Экхардт, А.; Лаумер, С.; Вайцель, Т. (2009). «Кто на кого влияет? Анализ социального влияния референтов на рабочих местах на внедрение и непринятие ИТ». Журнал информационных технологий . 24 (1): 11–24. дои : 10.1057/jit.2008.31 . S2CID 42420244 .
- ^ Кертис, Л.; Эдвардс, К.; Фрейзер, КЛ; Гудельский, С.; Холмквист, Дж.; Торнтон, К.; Свитсер, К.Д. (2010). «Принятие социальных сетей для связей с общественностью некоммерческими организациями». Обзор связей с общественностью . 36 (1): 90–92. дои : 10.1016/j.pubrev.2009.10.003 . S2CID 154466947 .
- ^ Верховен, Дж. К.; Хервег, Д.; Де Вит, К. (2010). «Информационные и коммуникационные технологии в жизни первокурсников университета: анализ изменений» . Компьютеры и образование . 55 (1): 53–66. дои : 10.1016/j.compedu.2009.12.002 .
- ^ Уэлч, Руэль; Аладе, Темитоп; Никол, Линн (2020). «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ (UTAUT) ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППЫ НАУЧНОГО МУЗЕЯ» (PDF) . Международный журнал по информатике и информационным системам . 15 (1): 85–98 . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Лин, К.-П.; Анол, Б. (2008). «Обучение социальной онлайн-поддержке: исследование сетевых информационных технологий». Киберпсихология и поведение . 11 (3): 268–272. дои : 10.1089/cpb.2007.0057 . ПМИД 18537495 .
- ^ Сайкс, штат Калифорния; Венкатеш, В.; Госейн, С. (2009). «Модель принятия с поддержкой коллег: взгляд на социальные сети для понимания использования системы сотрудниками». МИС Ежеквартально . 33 (2): 371–393. дои : 10.2307/20650296 . JSTOR 20650296 .
- ^ Ван, Ю.-С.; Ву, М.-К.; Ван, Х.-Ю. (2009). «Исследование факторов, определяющих возрастные и гендерные различия в принятии мобильного обучения». Британский журнал образовательных технологий . 40 (1): 92–118. дои : 10.1111/j.1467-8535.2007.00809.x . S2CID 7092931 .
- ^ Хьюитт, Чарли; Политис, Иоаннис; Аманатидис, Теохарис; Саркар, Адвайт (17 марта 2019 г.). «Оценка общественного восприятия беспилотных автомобилей» . Материалы 24-й Международной конференции по интеллектуальным пользовательским интерфейсам . Марина дель Рэй, Калифорния: ACM. стр. 518–527. дои : 10.1145/3301275.3302268 . ISBN 978-1-4503-6272-6 . S2CID 67773581 .
- ^ Ван, Х.-В.; Ван, С.-Х. (2010). «Принятие пользователем мобильного Интернета на основе Единой теории принятия и использования технологий: исследование определяющих факторов и гендерных различий». Социальное поведение и личность . 38 (3): 415–426. дои : 10.2224/сбп.2010.38.3.415 .
- ^ Чао, Ченг-Мин (2019). «Факторы, определяющие поведенческое намерение использовать мобильное обучение: применение и расширение модели UTAUT» . Границы в психологии . 10 : 1652. дои : 10.3389/fpsyg.2019.01652 . ISSN 1664-1078 . ПМК 6646805 . ПМИД 31379679 .
- ^ Цимперман, Миха; Маковец Бренчич, Майя; Тркман, Питер (01 июня 2016 г.). «Анализ поведения пожилых пользователей в отношении принятия услуг телемедицины на дому — применение модели расширенного UTAUT» . Международный журнал медицинской информатики . 90 : 22–31. дои : 10.1016/j.ijmedinf.2016.03.002 . ISSN 1386-5056 . ПМИД 27103194 .
- ^ Багоцци, Р.П. (2007). «Наследие модели принятия технологий и предложение о смене парадигмы» . Журнал Ассоциации информационных систем . 8 (4): 244–254. дои : 10.17705/1jais.00122 .
- ^ ван Раай, EM; Шеперс, JJL (2008). «Принятие и использование виртуальной среды обучения в Китае». Компьютеры и образование . 50 (3): 838–852. doi : 10.1016/j.compedu.2006.09.001 . S2CID 5676829 .
- ^ Ли, Джерри (2020), «Внедрение технологии блокчейн: изучение фундаментальных движущих сил» , Труды 2-й Международной конференции по науке управления и промышленной инженерии , Публикация ACM, апрель 2020 г., стр. 253–260. дои : 10.1145/3396743.3396750