Двигатель Тойота Т
Т-двигатель | |
---|---|
![]() Двигатель 2Т-ГЭУ в автомобиле Toyota Sprinter | |
Обзор | |
Производитель | Тойота |
Производство | 1970–1985 |
Макет | |
Конфигурация | Прямой-4 |
Смещение | 1407–2090 куб.см |
блока цилиндров Материал | Чугун |
головки блока цилиндров Материал | Сплав |
Горение | |
Тип топлива | Бензин |
Система охлаждения | С водяным охлаждением |
Выход | |
Выходная мощность | 64–441 кВт (86–592 л.с., 87–600 л.с.) |
Выходной крутящий момент | 105–206 N⋅m (77–152 lb⋅ft) |
Серия Toyota T представляет собой семейство рядных четырехцилиндровых автомобильных двигателей, выпускаемых Toyota с 1970 по 1985 год. Она началась с конструкции с верхним расположением клапанов с двумя распредвалами, ориентированные на производительность ( DOHC с толкателем (OHV), а позже к линейке были добавлены варианты ). . Тойота заработала свою прочную репутацию на надежности этих двигателей.
Вариант этого двигателя 4T-GTE позволил Toyota участвовать в чемпионате мира по ралли в начале 1980-х годов, что сделало ее первым японским производителем, сделавшим это.
К гоночным двигателям на базе 2T-G относятся 100E и 151E.
- Все двигатели T используют цепь привода ГРМ и имеют чугунный блок с головкой блока цилиндров из сплава с закаленными седлами клапанов и полусферической конструкцией камеры сгорания ( HEMI ).
- Все двигатели T карбюраторные, за исключением двигателей с электронным впрыском топлива (обозначение «E»).
- Во всех двигателях T используется двухклапанная конструкция с верхним расположением клапанов, за исключением двигателей с рабочей головкой DOHC, обозначение «G».
- У моделей 12T/13T дополнительный цилиндр расположен непосредственно за свечой зажигания , который ведет в меньшую камеру для контроля выбросов.
Обзор возможностей
[ редактировать ]Код | Отверстие мм | Ход мм | Мощность л.с. (кВт) | Крутящий момент, Нм (фунт-фут) | Сжатие | Годы | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Т | 80 | 70 | 86 (63) при 6000 об/мин | 115 (85) при 3800 об/мин (ранний) 118 (87) при 3800 об/мин |
8.5:1 | 1970–1979 | |
туберкулез | 95 (70) при 6000 об/мин | 121 (89) при 4000 об/мин | 9.6:1 | 1970–1975 | двойной карбюратор | ||
Т-БР | 91 (67) при 6000 об/мин | 118 (87) при 4000 об/мин | 8.5:1 | 1970–1975 | двойной карбюратор, низкая компрессия | ||
Ти Джей | 80 (59) при 6000 об/мин | 111 (82) при 3800 об/мин | 8.5:1 | 1975-1979 | Японский контроль выбросов для коммерческих автомобилей | ||
ТУ | 78 (57) при 5800 об/мин (ранний) 82 (60) при 5800 об/мин |
110 (81) при 3800 об/мин (ранний) 114 (84) при 3400 об/мин |
8,5:1 (рано) 9.0:1 |
1976–197? | Японский контроль выбросов | ||
2Т | 85 | 100 (74) при 6000 об/мин | 134 (99) при 3800 об/мин | 8.5:1 | 50 кВт и 105 Нм (ЮАР) | ||
2Т-С | 88 (65) при 6000 об/мин | (91) при 3800 об/мин | 8.5:1 | 1970–1979 | контроль выбросов ( EGR ) | ||
2Т-Б | 105 (77) при 6000 об/мин | 137 (101) при 4200 об/мин | 9.4:1 | 1970–1975 | двойной карбюратор | ||
2Т-БР | 100 (74) при 6000 об/мин | 136 (101) при 4200 об/мин | 8.5:1 | 1970–1975 | двойной карбюратор, низкая компрессия | ||
2Т-Г | 115 (85) при 6400 об/мин | 142 (105) при 5200 об/мин | 9.8:1 | 1970–1975 | DOHC, двойной карбюратор | ||
2Т-ГР | 110 (81) при 6000 об/мин | (101) при 4800 об/мин | 8.8:1 | 1970–1975 | DOHC, двойной карбюратор, низкая степень сжатия. | ||
2Т-ГЭУ | 115 (85) при 6000 об/мин | 147 (108) при 4800 об/мин | 8.4:1 9,0:1 (поздно) |
1978–1985 | DOHC, EFI, японский контроль выбросов ( TTC-C ) | ||
2Т-Джей | 84 (62) при 5400 об/мин (TownAce) 93 (68) при 6000 об/мин |
128 (95) при 3400 об/мин (TownAce) 128 (95) при 3800 об/мин |
9,0:1 (ТаунЭйс) 8.5:1 |
Японский контроль выбросов для коммерческих автомобилей | |||
2Т-У | 90 (66) при 6000 об/мин | 127 (94) при 3800 об/мин | 9.0:1 | 1975– | Японский контроль выбросов ( TTC-C ) | ||
12Т | 85 (63) при 5400 об/мин (ранний) 90 (66) при 6000 об/мин |
123 (90) при 3400 об/мин (ранний) (94) при 3800 об/мин |
8,5:1 (рано) 9.0:1 |
Японский контроль выбросов ( TTC-L ) | |||
12Т-Джей | 86 (63) при 5600 об/мин | 128 (95) при 3400 об/мин | 8.8:1 | Японский контроль выбросов для коммерческих автомобилей | |||
12Т-У | 88 (65) при 5600 об/мин | 130 (96) при 3400 об/мин | 9.3:1 | Японский контроль выбросов ( TTC-V ) | |||
3Т | 78 | ||||||
3Т-С | контроль выбросов ( EGR ) | ||||||
3Т-У | Японский контроль выбросов ( TTC-C ) | ||||||
3Т-ЕС | 105 (77) при 5400 об/мин | 162 (119) при 3600 об/мин | 9.0:1 | EFI, японский контроль выбросов (TTC-C) | |||
3Т-ГТЭ | 160 (120) при 6000 об/мин | (152) при 4800 об/мин | 7.8:1 | DOHC, EFI, турбонаддув, двойные свечи зажигания, японский контроль выбросов | |||
3Т-ГТЭУ | 160 (120) при 6000 об/мин | (152) при 4800 об/мин | 7.8:1 | 1982-1985 | То же, что и 3T-GTE | ||
13Т | Японский контроль выбросов (TTC-L) | ||||||
13Т-Джей [ 1 ] | 95 (70) при 5400 об/мин | 147 (108) при 3400 об/мин | 8.6:1 | Японский контроль выбросов для коммерческих автомобилей | |||
13Т-У | 95 (70) при 5400 об/мин | 147 (108) при 3400 об/мин | 8.6:1 | 1977-1981 | Японский контроль выбросов (TTC-V) | ||
4Т-ГТЭУ | 85.5 | 180 (130) | Дорожная версия, DOHC, EFI, турбонаддув, двойные свечи зажигания, японский контроль выбросов, 1791 куб.см. | ||||
4Т-ГТЭУ | 89 | 84 | 180 (130) | Гоночная версия, DOHC, EFI, турбонаддув KKK , две свечи зажигания, 2090 куб.см. |
Т
[ редактировать ]Первый двигатель Т объемом 1,4 л (1407 куб.см) производился с 1970 по 1979 год. Диаметр цилиндра и ход поршня составляют 80 мм × 70 мм (3,15 дюйма × 2,76 дюйма).
Мощность составляет 86 л.с. (64 кВт; 87 л.с.) при 6000 об/мин и 115 Нм (85 фунт-фут) при 3800 об/мин. Более мощный двухкарбюраторный двигатель T-B мощностью 95 л.с. (70 кВт; 94 л.с.) производился в течение первых шести лет, а также однокарбюраторный двигатель TD , который имел несколько более высокую степень сжатия для 90 л.с. (66 кВт; 89 л.с.).
С 1977 года выпускался также TJ , версия с простым оборудованием для снижения выбросов, предназначенная для японского рынка коммерческих автомобилей . При степени сжатия 8,5: 1 он производит 80 л.с. (59 кВт; 79 л.с.) при 6000 об/мин и 11,3 кгм (111 Нм; 82 фунт-сила-фут) при 3800 об/мин. [ 2 ]
TU также появился в 1977 году с еще более строгими требованиями по выбросам вредных выбросов для некоммерческих автомобилей японского рынка.
Приложения:
- 1970–1977 Toyota Carina TA10/15/16V (первое поколение)
- 1977–1979 Toyota Carina Van TA16V (второе поколение, TJ) [ 2 ]
- Тойота Селика ТА20
- Тойота Королла ТЭ20/25
- Тойота Королла ТЭ30/35/50
- Тойота Спринтер ТЕ40/50
2Т
[ редактировать ]Более крупный двигатель 2T объемом 1,6 л (1588 куб.см) производился с 1970 по 1984 год. Диаметр цилиндра и ход поршня составляют 85 мм × 70 мм (3,35 дюйма × 2,76 дюйма).
Двигатели 2T обычно сочетаются либо с 4-ступенчатой /5-ступенчатой механической коробкой передач T40 , либо с 3-ступенчатой автоматической коробкой передач A40 .
Мощность ранней конструкции 2T-C bigport составляет 102 л.с. (76 кВт; 103 л.с.), что также связано с различными методами испытаний SAE , тогда как мощность более поздней версии составляет 75 л.с. (56 кВт; 76 л.с.) при 5200 об / мин и 116 Н⋅. м (86 фунт-фут) при 3800 об/мин, степень сжатия 9,0:1. [ 3 ] Двухкарбюраторный 2T-B производит 90–105 л.с. (67–78 кВт; 91–106 л.с.) и 115–138 Нм (85–102 фунт-фут). 2T -J для коммерческих автомобилей с менее строгими стандартами выбросов выдает 93 л.с. (68 кВт; 92 л.с.) при 6000 об/мин и 13,1 кгм (128 Нм; 95 фунт-сила-фут) при 3800 об/мин. [ 4 ]
Приложения:
- Тойота Королла серии от E20 до E30
- Тойота Карина серии от A10 до A60
- Тойота Селика серии от A20 до A60
- Тойота Корона ТТ100/106В/110
- Тойота Корона ТТ130/137В
- Тойота Корона ТТ140
- Дайхатсу Шармант
- Тойота TownAce TR10V (2T-J) [ 5 ]
- Daihatsu Delta Wide TB10
Этот двигатель также широко использовался в австралийских гоночных автомобилях Формулы-2 в 1970-х и 1980-х годах, где их мощность обычно составляла от 180 до 200 л.с. (149 кВт; 203 л.с.). Чемпионат 1979 года выиграл Cheetah mk6 с двигателем Toyota 2T. В 1984 году Питер Гловер одолжил на один круг Cheetah mk7 с двигателем Toyota 2T. Автомобиль выиграл раунд и помог обеспечить себе чемпионство.
12Т
[ редактировать ]1,6-литровый (1588 куб.см) 12T и 12T-U (обедненная смесь) производился с 1970 по 1983 год. Он производит 88 л.с. (66 кВт; 89 л.с.) при 5600 об/мин и 130 Нм (96 фунт-фут) при 3400 об/мин. об/мин. Также существовала версия 12T-J для коммерческих автомобилей, которая не должна была соответствовать строгим стандартам выбросов в Японии. В ответ на CVCC выбросы у Honda компания Toyota представила TTC-L , использующую технологию сжигания обедненной смеси .
Приложения:
- Тойота Королла ТЕ52
- Август 1979 г. – август 1981 г. Toyota Corolla Van TE73 (12T-J)
- Август 1981 г. – август 1983 г. Toyota Corolla Van TE74 (12T-J)
- Март 1976 г. – июль 1977 г. Toyota Carina TA31-A.
- Август 1977 г. – август 1981 г. Toyota Carina TA41-A.
- Август 1979 г. – август 1981 г. Toyota Carina Van TA49V-A (12T-J)
- Август 1977 г. – июнь 1981 г. Toyota Celica TA41-B.
- Январь 1980 г. – февраль 1982 г. Toyota Celica Camry TA41-C.
- Август 1977 г. – сентябрь 1978 г. Toyota Corona TT120.
- Сентябрь 1978 г. – декабрь 1981 г. Toyota Corona TT130.
- Декабрь 1979 г. – декабрь 1981 г. Toyota Corona Van TT138 (12T-J)
- Январь 1982 г. – октябрь 1983 г. Toyota Corona Van TT147 (12T-J) [ 6 ]
- Тойота Спринтер TE66
- Toyota TownAce Универсал TR11G
- Апрель 1978 г. – сентябрь 1981 г. Daihatsu Charmant A40.
- Daihatsu Delta Wide универсал TB11G
2Т-Г
[ редактировать ]
Модель 2T-G , выпускавшаяся с 1970 по 1983 год, представляет собой DOHC версию с цепным приводом и напряжением 8 В. Мощность составляет 110–125 л.с. (82–93 кВт; 112–127 л.с.) и 142–147 Нм (105–108 фунт-футов). с впрыском топлива Варианты включают 2T-GR для Японии , 2T-GU и с впрыском топлива 2T-GEU . PHH с двойной боковой тягой диаметром 40 мм (1,6 дюйма) Карбюраторы Mikuni - Solex использовались в версиях без EFI. Все головки цилиндров 2T-G были отлиты компанией Yamaha , однако некоторые из них не имеют такой маркировки.
В большинстве приложений 2T -G был заменен на 4A-GE .
Приложения:
- Toyota Corolla Levin / Sprinter Trueno серии от E20 до E70
- Toyota Celica серии от A20 до A60
- Тойота Карина серии от A10 до A60
Как и 2,0-литровый 18R-G , 2T-G считался флагманским двигателем Toyota класса 1600, пока в 1980-х годах его не заменил 4A-GE. 2T-G по-прежнему является популярным двигателем для переоборудования классических Celica и Corollas и часто подходит для классических и гоночных серий.
При рассверливании до 89 мм (3,5 дюйма) и использовании коленчатого вала 3T рабочий объем 2T и 2T-G составит почти 2,0 л. В сериях 2T и 3T используются одинаковые размеры шатунов , но с разными высоту пальцев на поршнях. На вторичном рынке доступны поршни со степенью сжатия от очень низкой (<7,0:1) до очень высокой (>13,0:1). Двигатели Racing 2T-G («NOVA») имели диаметр цилиндра и ход поршня 87 мм × 84 мм (3,43 дюйма × 3,31 дюйма) при рабочем объеме 2,0 л (1997 куб.см). Мощность составляет около 170 л.с. (125 кВт; 168 л.с.) при 6000 об/мин и степени сжатия 12,0:1. Этот двигатель использовался в автомобилях Формулы 3 как в Европе, так и в Японии (где он доминировал), а также в Формуле Pacific (FP). [ 7 ]
3Т
[ редактировать ]с Двигатель 3T рабочим объемом 1,8 л (1770 куб.см) производился с 1973 по 1985 год. Диаметр цилиндра и ход поршня составляют 85 мм × 78 мм (3,35 дюйма × 3,07 дюйма). Первоначально 3T -U соответствовал японским стандартам выбросов 1976 года (TTC-C), а с октября 1977 года он использовал систему сжигания обедненной смеси Toyota под названием TGP («Горшок, генерирующий турбулентность»), чтобы соответствовать стандартам выбросов 1978 года.
Двигатели 3T OHV агрегатируются с 4-ступенчатой механической коробкой передач T40, 5-ступенчатой механической коробкой передач T50 или с 3-ступенчатой автоматической коробкой передач A40 или 4-ступенчатой автоматической коробкой передач A40D.
Мощность варьируется от 70–105 л.с. (52–78 кВт; 71–106 л.с.) и 126–162 Нм (93–119 фунт-футов) между California 3T-C и японской версией с впрыском топлива 3T-EU .
Приложения:
- 1978–1981 Toyota Carina TA47 (также TA57 в Японии)
- Тойота Карина ТА60 Серия
- Тойота Королла ТЕ72
- Август 1973 г. – январь 1977 г. Toyota Corona TT121.
- Серия Тойота Корона ТТ130
- Тойота Корона ТТ141
- Тойота Селика А60 серии
- Тойота Селика Камри серии ТА50 [ 8 ]
- Toyota Mark II / Chaser TX30 Серия
13Т
[ редактировать ]объемом 1,8 л (1770 куб.см) Двигатель 13T-U производился с 1977 по 1982 год. Он производит 95 л.с. (70 кВт; 94 л.с.) при 5400 об/мин и 15 кгм (150 Нм; 110 фунт-сила-фут) при 3400 об/мин. с двухцилиндровым карбюратором.
Приложения:
- Август 1979 г. – август 1981 г. Toyota Corolla TE70 (только Япония) [ 9 ]
- Август 1979 г. – август 1981 г. Toyota Sprinter TE70 (только Япония)
- Серия Тойота Селика А40
- Январь 1980– ? Тойота Селика Камри ТА46
- Тойота ТаунАсе ТР15
- Toyota TownAce Грузовик TM20
- Июль 1977 г. – сентябрь 1978 г. Toyota Corona TT126.
- Март 1980 г. – август 1982 г. Toyota Cresta TX50.
- Тойота Чейзер и Тойота Марк II TX60
- Daihatsu Delta Wide Wagon TB15G (TownAce) [ 10 ]
3Т-ГТЭ
[ редактировать ]3T-GTE, впервые выпущенный в сентябре 1982 года, представляет собой наиболее ориентированную на производительность версию двигателя 3T объемом 1,8 л (1770 куб.см). Он оснащен двухкамерной головкой 8 В с двумя искрами (две свечи зажигания на цилиндр) и вихревыми впускными отверстиями для повышения эффективности. В системе EFI был введен контроль детонации. Он оснащен турбонаддувом от Toyota CT20 Turbo (тот же агрегат, что и в дизеле 2L-T ) и развивает мощность 160 л.с. (119 кВт; 162 л.с.) при 6000 об/мин и 206 Нм (152 фунт-фут) при 4800 об/мин. Это был первый двухкамерный двигатель с турбонаддувом, построенный в Японии. Агрегаты, построенные после мая 1983 года, получили турбокомпрессор с водяным охлаждением . [ 11 ] Двигатель был значительно переработан с точки зрения долговечности, например, он имел роликовые цепи с двойными кулачками, поскольку он также должен был стать основой для гоночных двигателей 4T-GT. [ 12 ] Он либо шел в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач W55 с большим сцеплением диаметром 225 мм (8,9 дюйма) и более легким маховиком весом 8 кг (18 фунтов), либо с 4-ступенчатой автоматической коробкой передач A43D.
Приложения:
- Сентябрь 1982 г. – июль 1985 г. Toyota Celica TA63.
- Сентябрь 1982 г. – июль 1985 г. Toyota Carina TA63.
- Январь 1982 г. – август 1985 г. Toyota Corona TT142.
Автомобили с двигателем 3T-GTE имеют обозначение GT-T или GT-TR.
4Т-ГТД
[ редактировать ]Это версия семейства T, которая использовалась в автомобилях Toyota группы B и чемпионатах мира по ралли . Одобренный двигатель, представленный в ноябре 1982 года, имеет увеличенный на 0,5 мм (0,020 дюйма) диаметр цилиндра по сравнению с 3T, что дает объем 1,8 л (1791 куб.см). [ 11 ] С коэффициентом умножения 1,4 для двигателей с турбонаддувом это равнялось 2,5 л (2507 куб.см) в глазах FIA , помещая Celica в класс 2,5–3,0 л (2501–3000 куб.см). Меньший двигатель 3T плотно вписался бы в лимит в 2,5 литра, но принадлежность к более крупному классу позволила Toyota увеличить объем двигателя 4T-GT до 2,1 л (2090 куб.см), 89 мм × 84 мм (3,50 дюйма × 3,31 дюйма). для переделанного рабочего объема 2,9 л (2926 куб.см), который лучше подходил для сравнительно тяжелой Celica. [ 13 ]
В гоночной комплектации это был высокопроизводительный двигатель объемом 2,1 л (2090 куб.см) с Toyota или KKK /K27 турбонагнетателем , электронным впрыском топлива и двухискровой системой зажигания мощностью от 360 до 600 л.с. (от 265 до 441 кВт). ; от 355 до 592 л.с.) в зависимости от гоночной комплектации. [ 14 ] Раллийная версия Группы B 1984 года производила 326 л.с. (240 кВт; 322 л.с.) при 8000 об/мин. [ 13 ] Дорожная омологационная версия (4T-GTEU, построено 200 штук) имеет мощность 180 л.с. (132 кВт; 178 л.с.). Общее количество сборок, включая модифицированные версии, составило 228. [ 15 ]
Приложения:
- Октябрь 1982 г. – август 1983 г. Toyota Celica (A60) GT-TS TA64. [ 14 ]
- Тойота Селика Турбо "ИМСА ГТО"
- Тойота Супра JGTC
- Тойота 83С
- Тойота 84С
- Тойота 85С
- Тойота 86С
- Орел Мк I
Гоночные двигатели
[ редактировать ]В двигателе «151Е» использовалось по 4 клапана на цилиндр . [ нужна ссылка ]
В двигателе «100E» использовались сдвоенные свечи зажигания с двумя клапанами на цилиндр, но он использовался в основном заводской командой Toyota. [ нужна ссылка ]
использовался в большинстве автомобилей Формулы-3 мира. Итальянская корпорация Nova произвела двигатель объемом 2,0 л на базе 2T-G, который долгое время [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Серийный 1,8-литровый (1791 куб.см) 4T-GTE был увеличен до 2,1 л (2090 куб.см) для использования в гонках.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ по японским автомобилям Путеводитель 1980/1981 (на японском языке), том 27, Япония: Японская ассоциация производителей автомобилей , 20 октября 1980 г., стр. 194, 053-800027-3400.
- ^ Перейти обратно: а б New Carina Van (на японском языке), Япония: Toyota, август 1977 г., стр. 16, 131153—5208
- ^ "Выход". Журнал Tekniikan Maailma (на финском языке). Ну №10. 1978.
- ^ New Corona Van (брошюра) (на японском языке), Toyota Motor Corporation, январь 1977 г., стр. 17, 021132-5201
- ^ «Автомобильный путеводитель». Автомобильный путеводитель (на японском языке). 23. Япония: Японская ассоциация производителей автомобилей : 163. 20 октября 1976 г. 0053-760023-3400.
- ^ Список RT140 Coronas, проданных в Японии . Тойота Мотор Ко., № 261150
- ^ Все о Toyota Twin Cam, 2-е изд. , Токио, Япония: Toyota Motor Company, 1984, с. 25
- ^ Мировые автомобили 1982 года . Пелхэм, Нью-Йорк: LEA Automobile Publishing/Herald Books. 1982. стр. 382–383. ISBN 0-910714-14-2 .
- ^ «Японский путеводитель по автомобилям 1979/1980». Автомобильный путеводитель (на японском языке). 26. Япония: Японская ассоциация производителей автомобилей : 116. 01.11.1979, 053-790026-3400.
- ^ «Японский путеводитель по автомобилям». Автомобильный путеводитель (на японском языке). Япония : Японская ассоциация производителей автомобилей : 201. 10.10.1978. 0053-780025-3400.
- ^ Перейти обратно: а б Тойота Твин Кэм , с. 12
- ^ Toyota Twin Cam , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б Тойота Твин Кэм , с. 24
- ^ Перейти обратно: а б "Тойота Селика Твинкам Турбо (ТА64)" . Команда Тойота Европа. Архивировано из оригинала 11 марта 2000 года . Проверено 1 июля 2009 г.
- ^ Toyota Twin Cam , с. 7
- ^ «История двигателя Toyota Novamotor F3 | Ridgeway Racing Engines» . www.ridgewayraceengines.co.uk .
- ^ «Тойота Новамоторор» .
- ^ «Двигатель Toyota Novamotor 2TG F3» . www.racecarsdirect.com .
- ^ «ТОЙОТА НОВАМОТОР» . Справочник поставщиков гоночных двигателей .