Маргарита Монно
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Маргарита Монно | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Рожденный | Десиз , Ньевр | 28 мая 1903 г.
Умер | 12 октября 1961 г. Париж, Франция | (58 лет)
Род занятий |
|
Маргарита Монно (28 мая 1903 – 12 октября 1961) была французским автором песен и композитором, наиболее известным как автор многих песен в исполнении Эдит Пиаф (« Милорд », « Гимн к любви ») и музыки для мюзикла. Ирма Ла Дус . [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Она получила классическое образование у своего отца и в Парижской консерватории (среди ее учителей были Надя Буланже , Винсент д'Инди и Альфред Корто ). Монно сделала необычный переход к сочинению популярной музыки после того, как плохое здоровье положило конец ее карьере концертирующей пианистки в Парижской консерватории. восемнадцатилетний возраст. Вскоре после написания своей первой коммерчески успешной песни "L'Étranger". В 1935 году она познакомилась с Эдит Пиаф , а в 1940 году они стали женской командой авторов песен, оставаясь друзьями и соратниками на протяжении большей части своей жизни. [ нужна ссылка ]
Монно работал с такими авторами текстов, как Раймон Ассо , Анри Конте и Жорж Мустаки , а также сотрудничал с музыкантами и писателями, включая Шарля Азнавура , Ива Монтана , Бориса Виана и Марлен Дитрих , которые регулярно собирались в гостиной Пиаф, чтобы играть и петь. . В 1955 году она добилась большого успеха, поставив книгу Александра Брефора « Ирма ла Дус» , которая была переведена на английский язык и имела длительные показы в Лондоне и на Бродвее под руководством Питера Брука .
Ранние годы
[ редактировать ]Маргарита Монно родилась в Десизе , Ньевр , небольшом городке на реке Луаре . Ее отец, Габриэль Монно, потерявший зрение в трехлетнем возрасте, был музыкантом и композитором религиозной музыки. Он был органистом в церкви Сен-Аре в Десизе и давал уроки игры на фортепиано и фисгармонии. Мать Монно, Мари, также давала уроки музыки, была учительницей французской литературы и писательницей. Каждый вечер ученики и друзья собирались у себя дома, чтобы играть и петь, а Монно иногда приглашали к себе известных музыкантов. Она редко посещала школу: мать учила ее дома; она занималась фортепиано по несколько часов в день.
В три года она сочинила свою первую песенку «Bluette». В три с половиной года она аккомпанировала певцу на парижском исполнении « » Моцарта Берсезе , получив в качестве компенсации игрушечного плюшевого кота. В 1911 году в Зале земледельцев в Париже она сыграла Листа , Шопена и Моцарта и получила свои первые отзывы в прессе. С двенадцати до пятнадцати лет она выступала в нескольких разных городах, включая Париж, где, как говорят, Камиль Сен-Санс заметил о ней: «Я только что услышал лучшего пианиста в мире». В пятнадцать лет ее отправили учиться в Париж. Она брала уроки гармонии и фуги у Винсента д'Инди, училась игре на фортепиано у Альфреда Корто и училась гармонии у Нади Буланже . Последняя помогла ей подготовиться к Римской премии , хотя неясно, действительно ли она официально участвовала в конкурсе. Она гастролировала по столицам Европы, когда ей было шестнадцать, и аккомпанировала танцору Винсенте Эскудерро в Мадриде . Там она заинтересовалась испанским фольклором. Ей предложили возможность стать официальным музыкантом при испанском королевском дворе, но вместо этого родители отправили ее обратно в Париж для дальнейшего обучения.
Ее концертная карьера была прервана в 1921 году, накануне турне по США, из-за ухудшения здоровья и того, что французы называют «le trac», или нервного приступа. Она стала заметно застенчивой, когда ей пришлось показать Пиаф новую песню, даже после многих лет сотрудничества.
Ее второе призвание — написание песен — поначалу было просто времяпрепровождением. Поклонница популярной музыки на радио начала 1920-х годов, в том числе джазовой и танцевальной, она начала писать песни, потому что друг семьи посоветовал ей написать вальс для фильма по пьесе Тристана Бернара . Эта песня, написанная вместе с Бернаром в 1931 году, называлась «Ах! les mots d'amour!» и в исполнении Джейн Марни. Затем автор текстов Марк Эли попросил ее написать музыку для песни «Viens dans mes bras» в исполнении Люсьен Бойер и опубликованной Salabert. Ей было предложено продолжить. Она выстояла, и в 1935 году в результате ее сотрудничества с журналистом-автором текстов Робертом Маллероном и аккордеонистом-композитором Робертом Джуэлем, которые были соавторами музыки, родилась песня «L'Étranger». В том же году песня была удостоена Гран-при Академии Шарля Кро .
Годы Пиаф
[ редактировать ]«L'Étranger» сыграла ключевую роль в первой встрече Монно с Эдит Пиаф в 1936 году. Первоначально эту песню пела Аннетт Лажон, и Пиаф хотела приобрести права на ее исполнение. Однако издатель Морис Декрак отклонил ее просьбу, поскольку певица имела эксклюзивные права на песню сроком на шесть месяцев. [ нужна ссылка ] Пиаф выучила ее и спела в ночном клубе Le Gerny's , где она в то время выступала. Говорят, что когда однажды вечером Аннетт Лажон появилась в зале у Джерни, Пиаф извинилась перед ней за «украду» ее песни. Лайон, по-видимому, принял извинения и познакомил Пиаф с композитором Маргаритой Монно, которая сопровождала ее в ночной клуб.
В том же году Монно познакомился с автором текстов Раймоном Ассо. Он был бывшим иностранным легионером и в своей накидке и ботинках выглядел романтично и экзотично. Первой из песен Ассо, музыку к которой написал Монно, была « Mon legionnaire ». Несколько лет спустя, во время поездки в Сиди Бель Аббес, Алжир, Монно и Ассо были награждены орденами Иностранного легиона.
Монно и Пиаф стали близкими друзьями и начали работать над песнями в начале 1940-х годов. Их песни исполняли Пиаф и многие известные певицы того времени, в том числе Дамиа , Мона Гойя и Лайн Виала. К ним относятся песни из фильма «Монмартр -сюр-Сен» («Tu es partout», «Un coin tout bleu», «Y'en a un de trop», «Où sont-ils mes petits copains?»), «Mon». amour vient de finir» ( Дамиа ) и «C'était un jour de fête». Следующие двадцать пять лет Монно посвятил написанию песен для Пиаф.
В своей биографии Пиаф называет Монно своей лучшей подругой и женщиной, которой она восхищается больше всего на свете. Она также говорит о своей гордости за сотрудничество с Монно. Пиаф воздала должное Монно за то, что она поощряла ее интерес к классической музыке и обучению игре на фортепиано. В годы войны, с 1939 по 1945 год, Монно сотрудничал с Анри Конте, написав такие песни, как «Y'a pas de printemps», «Histoire de coeur», «Le ciel est Fermé» и «Le Brun et le blond». . Они также работали вместе над песнями для фильма «Этуаль без света» для Пиаф и «Ma môme, ma p'tite môme [or gosse]» для Ива Монтана .
В те годы Пиаф репетировала несколько песен Монно, которые так и не были записаны, в том числе «Le chant du monde» (слова Ассо), «Mon amour vient de finir», «Les rues du monde» и «Le diable est pres de moi» (слова Пиаф) и «L'hôtel d'en face» (слова Джин Мани). Это был также период, когда Пиаф записала ряд песен, которые так и не были выпущены, например, «Je ne veux plus faire la vaissell» («Я больше не хочу мыть посуду»).
Во время тура Пиаф по шталагам в Германии во время войны одна из знаменитых песен Монно-Ассо, «Le fanion de la Légion», была запрещена, поскольку она якобы вызвала патриотический пыл у парижской публики. Тем временем Монно оставалась в Париже, время от времени совершая поездки домой в Десиз , чтобы навестить свою мать (ее отец умер в 1939 году) и привезти провизию из сельской местности обратно в Париж.
11 июля 1950 года Монно вышла замуж за певца Этьена Джаннезини, сценическое имя которого было Поль Пери. Детей у пары не было. Сообщается, что они много раз ездили в Десиз , чтобы навестить мать Монно, и Монно писал песни для Пери, в том числе музыку к детективному фильму «Les Pépées font la loi», в котором Пери сыграл главную роль в 1954 году.
В 1950-х годах Монно также сотрудничал с несколькими новыми авторами текстов, в том числе с Мишелем Эмером, Луиги, Норбером Гланцбергом, Филиппом-Жераром, Флоранс Веран и Юбером Жиро, а также с оркестром Робера Шовиньи. Она продолжала писать для Пиаф вместе с другим автором песен, Рене Рузо, который уже писал для Дамии, Жоржа Гетари и Лис Готи. Они написали популярную «La goualante du pauvre Jean» («Песня/жалоба бедного Джона»), переведенную как «Бедные люди Парижа» из-за путаницы между «pauvre Jean» и «pauvre gens», которая стала первой французской песней. занять первое место в американских и британских чартах рекордов.
Ирма Ла Дус и не только
[ редактировать ]«Ирма Ла Дус» была открыта 12 ноября 1956 года в Театре Грамон в Париже, где проработала четыре года. Книга и слова написаны Александром Бреффором; Режиссер Рене Дюпюи , в главных ролях Колетт Ренар и Миш Ру . Спустя полтора года после начала показа в Париже выставка открылась в Лондоне. Режиссер Питер Брук , в главных ролях Элизабет Сил и Кит Мичелл. В конце концов, англоязычная «Ирма» стала более популярной, чем оригинальная французская. Мюзикл открылся 17 июля 1958 года в Лирик-театре в лондонском Вест-Энде, где было представлено 1512 представлений. Шоу открылось в Нью-Йорке на Бродвее в Плимутском театре 29 сентября 1960 года и состоялось из 524 представлений.
Он играет одновременно во Франции, Великобритании, США, Канаде, Южной Африке, Австралии, Германии, Испании, Швеции, Дании, Италии, Нидерландах, Бельгии, Бразилии и Аргентине. Он был записан под лейблом Sony, в нем снимались Элизабет Сил и Кит Мичелл, которые оба были частью лондонского актерского состава.
В 1963 году Билли Уайлдер снял киноверсию в главных ролях с Ширли Маклейн и Джеком Леммоном . Во вступительных титрах фильма говорится: «По пьесе Александра Брефора и музыке Маргариты Монно». Андре Превен получил премию «Оскар» за музыкальное сопровождение — «Адаптация или лечение» и поблагодарил Уайлдера, писателя ИАЛа Даймонда , оркестр и Академию, не отметив Монно.
Сообщается, что вскоре после успеха «Ирмы » студия Disney попросила Монно приехать в Голливуд и писать музыку для американских фильмов, но она отказалась оставить свою оседлую жизнь во Франции. С тех пор она регулярно сотрудничала с Марселем Блистеном, в том числе написала несколько песен для фильма «Любители дела» в 1959 году. (Она уже работала с ним над фильмом «Этуаль без света» в 1946 году). Другие песни она написала для певца Пери. «реалистичных» песен, таких как «Encore un verre» и «Ma rue et moi». Она также написала музыку для «Мефисто» и «Сентье де ла Герр» , написанную Клодом Нугаро .
Ее песни также исполняли такие певцы, как Дамиа , Жозефина Бейкер , Сьюзи Солидор и Ив Монтан .
Эти песни представляли собой синтез первых лет сотрудничества Монно-Пиаф и послевоенной песни, времен легионеров и конца мечты о колониализме. В 1957 году в квартире Пиаф Монно познакомилась с автором текстов Мишелем Ривгошем, с которым ей предстояло написать «Salle d'attente», «Fais comme si», «Tant qu'il y aura des jours» и «Les blouses blanches». В 1959 году Эдит Пиаф записала «Милорд» , ставший международным хитом.
Как писали многие биографы Пиаф, дружба между певицей и Монно «потерпела серьезную неудачу» после того, как Пиаф познакомилась с композитором Шарлем Дюмоном в конце 1950-х годов. Дюмон сочинил значимую фирменную мелодию Пиаф « Je ne Sorryte Rien », после чего Пиаф взяла 11 песен Монно из своего репертуара для предстоящего выступления в Олимпии, чтобы освободить место для большего количества песен Дюмона.
Монно заболела симптомами аппендицита в последний год своей жизни, в 1961 году. Похоже, она предчувствовала, что ее болезнь опасна для жизни, но не последовала совету врача и не сделала операцию. Она писала своей подруге, мадам Ньоде:
Ничего не значит стареть, если тебя всегда окружают близкие люди. Но как ужасно быть одному большую часть времени. У меня огромная потребность в отдыхе, особенно умственном и эмоциональном. Как ужасно родиться слишком чувствительным! Скоро ли я обрету спокойствие, в котором так нуждаюсь? Бывают моменты, когда я просто впадаю в отчаяние. Один в своей комнате, радио! Все эти заметки! Все эти минуты, в конце которых смерть, а перед окончательным концом – смерть сердца, любовной жизни. Это ужасно, эта пустота внутри меня.
12 октября 1961 года в возрасте 58 лет Маргарита Монно умерла в парижской больнице от разрыва аппендикса и возникшего в результате перитонита . Похоронена вместе с отцом и матерью на кладбище родного города. Пиаф, которая называла ее «Ла Гит», а также многие друзья и коллеги Монно отдали ей дань уважения. В 1963 году город Десиз переименовал улицу, на которой она жила (улицу де Эколь), в улицу Маргерит Монно. Он также открыл памятную доску на фасаде Дециза. В 1989 году ее именем был назван детский сад в центре города. прошли месса, концерт и выставка В 1991 году, к тридцатой годовщине ее смерти, в Децизе в ее память. Ее истинный памятник можно найти в ее творчестве.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ужасающие факты об Эдит Пиаф, трагической певчей птице» . Фактинат . 5 марта 2021 г. Проверено 15 апреля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Дэвид Брет Легенда Пиаф , 1988 Пиаф: Страстная жизнь JR Books, 2007
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1903 рождения
- 1961 смертей
- Люди из Дециза
- Французские женщины-авторы песен
- Французские авторы песен
- Композиторы французского музыкального театра
- Французские музыканты ХХ века
- Выпускники Парижской консерватории
- Смертность от перитонита
- Французские композиторы музыки к фильмам
- Французские женщины — композиторы музыки к фильмам
- Французские женщины-композиторы XX века
- Французские композиторы XX века