Сурьядева Яджван
Сурьядева (1191 – по меньшей мере 1248 г. н. э.) был санскрите писателем на , посвященным астрологии и астрономии ( джйотиша ) из царства Чола на юге Индии. Он написал комментарии к нескольким известным произведениям, включая « Арьябхатию» и « Лагху-манаса» .
Биография
[ редактировать ]Сурьядева был брахманом Нидхрува- готры , связанной с Бодхаяна-сутрой , утверждая свое происхождение ( правара ) от мудрецов Кашьяпы , Аватсары и Наидхрувы. [1] В его работах к его имени используются разные суффиксы, в том числе Сури, Яджва, Яджван, Сомасут и Дикшита. [2] Сури ссылается на свою стипендию; другие суффиксы предполагают, что он совершил ритуальное жертвоприношение Сома-ягья . [1]
Согласно его комментарию к Лагхуманасе , Сурьядева родился в 1191 году нашей эры (понедельник, 3-й день темной половины месяца Магха 1113 года Шака ). Он жил в королевстве Чола и проживал в городе, который в разных рукописях по-разному называется Гангапурам, Гангапури и Шри-ранга-гангапури; этот город можно назвать Гангайконда Чолапурам . [3]
Сурьядева не называет имени своих родителей, но предполагает, что он был учеником или протеже своего дяди по материнской линии, которого также звали Сурьядева. [1]
Сурьядева, по-видимому, прочитал большое количество предыдущих работ, поскольку он ссылается на более ранних ученых, таких как Лагадхачарья, Вриддха Гарга , Парашара, Арьябхата I, Харадатта (Харидатта), Латадева, Варахамихира , Бхаскара I (которого он называет «Бхаскарачарьей»), Брахмагупта, Лалла, Притхусвамин (Притхудака Свами), Прашастидхара (которого он называет «Прасастадхара»), Бхаттотпала и Шрипати. [4] Помимо работ этих авторов, Сурьядева также цитирует и цитирует различные ведические, религиозные и философские произведения. [5] Более поздний писатель Яллайя (ок. 1480 г.) в своем комментарии к « Сурья Сиддханте » восхваляет Сурьядеву как «всезнающего астронома». [4]
В своем комментарии к « Лагхуманасе » он указывает положения планет на определенный день 1248 года н.э. (1170 год Шака), что позволяет предположить, что он написал комментарий в возрасте 57 лет, в 1248 году. [6]
Работает
[ редактировать ]Сурьядева написал как минимум пять комментариев в следующем порядке: [3]
- Изложение бхашьи Говинда-свами на Маха ( Бхаскары -бхаскарию 629 г. н.э.)
- Комментарий к «Арьябхатие» Арьябхаты.
- Этот комментарий известен под разными названиями, включая Арьябхата-пракаша , Бхата-пракаша , Пракаша , Арьябхата-пракашика , Бхата-пракашика и Пракашика . [7]
- Яллайя добавил к этому тексту дополнительные примечания, а Парамешвара (ок. 1431) использовал его как источник для написания нового комментария к Арьябхатии . [8]
- Варахамихиры Комментарий к Маха-ятре .
- Манджулы Комментарий к «Лагху-манаса» (1248 г. н. э.) [6] )
- Шрипати Комментарий к Джатака-паддхати
В своем комментарии к « Лагхуманасе » Сурьядева цитирует свою собственную работу «Асмадия-грантха» . [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с К. С. Шукла, К. В. Сарма, 1976 , с. XXVI.
- ^ K.S. Shukla & K.V. Sarma 1976 , p. xxxvii, xxv.
- ^ Перейти обратно: а б К. С. Шукла и К. В. Сарма 1976 , с. XXXVIII.
- ^ Перейти обратно: а б с д К.С. Шукла 1990 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б К.С. Шукла 1990 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б K.S. Shukla & K.V. Sarma 1976 , p. xl.
- ^ К. С. Шукла и К. В. Сарма 1976 , с. xxxvii.
- ^ К. С. Шукла и К. В. Сарма 1976 , с. xxxvii-xxxviii.
Библиография
[ редактировать ]- К.С. Шукла; К.В. Сарма , ред. (1976). Арьябхатия Арьябхаты с комментарием Сурьядевы Яджвана . Том. 3. Индийская национальная академия наук. OCLC 214225031 .
- К.С. Шукла (1990). «Дополнение: критическое исследование Лагхуманасы Манджулы» . Индийский журнал истории науки . 25 (1–4). Индийская национальная академия наук. ОСЛК 24307203 .