Jump to content

Огонь в ущелье Манн

Координаты : 46 ° 52'47 "с.ш. 111 ° 54'18" з.д.  /  46,8796 ° с.ш. 111,9049 ° з.д.  / 46,8796; -111,9049

Исторический район лесных пожаров Манн-Галч
Следователи стоят на крутом выжженном склоне северного склона ущелья Манн, 1949 год.
Пожар в ущелье Манн расположен в Монтане.
Огонь в ущелье Манн
Ближайший город Хелена, Монтана
Область 1195 акров (484 га)
Построен 1949
Номер ссылки NRHP . 99000596 [1]
Добавлено в НРХП 19 мая 1999 г.

Пожар в ущелье Манн — это лесной пожар , о котором сообщалось 5 августа 1949 года в ущелье , расположенном вдоль верхнего течения реки Миссури в районе «Ворот дикой природы гор» (тогда известного как «Ворота дикой природы гор»), Национального леса Хелены в США. штат Монтана . Команда из 15 парашютистов спрыгнула с парашютом в этот район во второй половине дня 5 августа 1949 года для тушения пожара, встретившись с бывшим парашютистом, который работал пожарным в близлежащем палаточном лагере и тушил огонь в одиночку. Когда команда приблизилась к огню, чтобы начать борьбу с ним, неожиданный сильный ветер заставил огонь внезапно расшириться, отрезав мужчинам путь и вынудив их бежать в гору. В течение следующих нескольких минут « взрыв » огня за десять минут охватил 3000 акров (1200 га), унеся жизни 13 пожарных, в том числе 12 парашютистов. Выжили только трое дымоходов. Пожар будет продолжаться еще пять дней, прежде чем его удастся локализовать.

извлекла Лесная служба США уроки из трагедии пожара в ущелье Манн, разработав новые методы обучения и меры безопасности, которые определили подход агентства к тушению лесных пожаров и управлению чрезвычайными ситуациями . Агентство также усилило внимание к исследованиям пожаров и науке о поведении пожаров .

Чикагского университета Английский профессор и писатель Норман Маклин (1902–1990) исследовал огонь и его поведение в своей книге «Молодые люди и огонь» (1992), которая была опубликована после его смерти. [2] Маклин, который в юности работал в лесозаготовительных лагерях на северо-западе Монтаны и в Лесной службе, рассказал о событиях пожара и последовавшей за ним трагедии, а также предпринял детальное расследование причин пожара. В 1992 году книга «Молодые люди и огонь» получила премию Национального кружка книжных критиков за научно-популярную литературу. [3] Фильм 1952 года « Красное небо Монтаны » с актером Ричардом Видмарком в главной роли и режиссером Джозефом М. Ньюманом был во многом основан на событиях пожара в ущелье Манн. [4]

место пожара в ущелье Манн было добавлено в качестве исторического района в Национальный реестр исторических мест США . 19 мая 1999 года [1] Рядом с ущельем Манн установлен знак в память о трагедии, и его можно увидеть из вод близлежащей реки Миссури.

Пожар начался, когда молния ударила к югу от Манн-Галч , притока реки Миссури , который прорезает крутую местность на протяжении примерно пяти миль (8 км) у Ворот Гор . [5] [6] [7] Это место было отмечено и названо Льюисом и Кларком во время их путешествия на запад в 1805 году. [8] Пожар заметил лесничий Джеймс О. Харрисон около полудня 5 августа 1949 года. Харрисон, студент колледжа Университета штата Монтана , летом работал охранником для отдыха и противопожарной защиты в палаточном лагере Мериуэзер-Каньон. В прошлом году он занимался дымоходом, но отказался от этого из-за опасности. [9] Как рейнджер, он по-прежнему был обязан следить за пожарами и помогать тушить их, но это не было его основной ролью. [10] В этот день он боролся с огнем в одиночку в течение четырех часов, прежде чем встретил бригаду дымоходов, отправленную из Хейл-Филд, Миссула, Монтана , на самолете Douglas DC-3 .

Способствующие факторы

[ редактировать ]

Несколько факторов, которые в совокупности создали катастрофу, описаны в книге Нормана Маклина « Молодые люди и огонь» .

  • Склон. Огонь распространяется быстрее вверх по склону, а наклон южного склона к северу от ущелья Манн местами составлял около 75%. Наклон также очень затрудняет бег.
  • Топливо . Огонь быстро распространяется по сухой траве. Южный склон ущелья Манн в основном был покрыт читграсом высотой по колено , особенно летучим топливом. Кроме того, инцидент с возгоранием произошел в жаркий день на южном склоне ближе к вечеру. Все эти факторы способствовали бы неустойчивости пожара, поскольку они снизили бы влажность топлива. [11]
  • Связь. Единственное радио экипажа сломалось, потому что парашют не раскрылся. Возможно, это могло бы предотвратить катастрофу или помочь быстрее доставить помощь двум обгоревшим мужчинам, которые позже скончались. В то же время происходили и другие опасные пожары, и без радиосвязи руководители Лесной службы не знали, что происходит в Манн-Галче.
  • Погода. Сезон был очень засушливым , и день был очень жарким. Ветры в Ущелье также были сильными «вверх по ущелью», в том же направлении, в котором люди пытались бежать.

C-47/DC-3 «Мисс Монтана» (название, примененное во время возможной реставрации, не использовавшееся во время пожара и использования Джонсоном), регистрационный номер NC24320, был единственным самолетом-дымоходом, доступным в Хейл-Филд, недалеко от текущее местоположение средней школы Сентинел , 5 августа 1949 года, когда поступил вызов о поиске 25 дымоходов для тушения пожара в труднодоступной зоне национального леса Хелена. C-47/DC-3 мог вместить только 16 парашютистов и их оборудование. Несмотря на то, что требовалась дополнительная помощь, пожарные решили не ждать второго самолета и вместо этого отправили номер NC24320 самостоятельно. NC24320 летал вместе с Johnson Flying Service из Хейл-Филд в Миссуле, штат Монтана, и использовался для сброса дымовых парашютистов, а также для других операций, на которые Johnson Flying Service имела контракты. «Мисс Монтана» с тех пор была восстановлена ​​до летного состояния и до сих пор летает из Миссулы.

Инцидент

[ редактировать ]
Манн-Галч в 2013 году, вид на юго-восток со стороны реки Миссури. Огонь спустился с ближнего конца гребня справа в ущелье и «взорвался», настигнув убегающий экипаж дымоходов на гребне слева.

Было жарко, температура составляла 97 °F (36 °C), а рейтинг пожарной опасности был высоким — 74 из 100 возможных. [12] [7] [13] Ветровая обстановка была неспокойной. Особенно тяжелым был полет самолета. Один дымоход по дороге заболел и не прыгнул, возвращаясь на самолете в Хейл-Филд. Выйдя из самолета, он уволился из дымоходов. Остальные 15 парашютистов спрыгнули с парашютом на открытую площадку на вершине ущелья. Внизу они могли видеть огонь, горящий на хребте к югу от Манн-Галч, в сторону реки Миссури. Из-за турбулентной погоды снаряжение и отдельные спортсмены были разбросаны. Их радио было уничтожено после того, как его парашют не раскрылся. [14] После того, как парашютисты приземлились, из передней части костра послышался крик. Бригадир Вагнер «Ваг» Додж вышел вперед, чтобы найти кричащего человека и разведать огонь. Он оставил команде указание закончить сбор снаряжения и поесть, а затем выйти к огню. Голосом оказался Джим Харрисон, который уже четыре часа в одиночку тушит пожар. [7] [15] [5]

Эти двое направились обратно в ущелье, и Додж отметил, что из-за жары нельзя было подойти к огню ближе, чем на 100 футов (30 м). Экипаж встретил Доджа и Харрисона примерно на полпути к огню. Додж проинструктировал команду отойти от фронта огня и вместо этого «на склоне холма» (сохраняя тот же контур или высоту) и перейти на заросший редким лесом и травой южный склон, к северу от ручья, где они будут двигаться «вниз по ущелью» (на запад, к слиянию Манн-Галч и реки Миссури). Затем они могли бороться с огнем с фланга и направить его в сторону зоны с низким уровнем топлива. [5] Додж вернулся с Харрисоном в зону снабжения на вершине ущелья. Двое остановились там, чтобы поесть. С высокой точки обзора Додж заметил, как дым вдоль фронта огня поднимается, что указывает на усиление жара огня. Он и Харрисон направились вниз по ущелью, чтобы догнать команду.

"Взорвать"

[ редактировать ]

К тому времени, как Додж добрался до своих людей, огонь к западу от них, вниз по ущелью к реке Миссури, уже перескочил с хребта к югу от ущелья Манн на подножие южного склона к северу от ручья. Сильная жара в сочетании с ветром, дующим с реки, и направление горения вверх по склону (которое предварительно сушит и нагревает топливо и приводит к гораздо более быстрому движению огня, когда огонь горит вверх по склону) подтолкнули пламя вверх по склону. овраг в сухой траве южного склона, вызвавший то, что пожарные называют «взрывом» . Различные боковые гребни, спускающиеся по склону, закрывали обзор экипажу, поэтому они не могли видеть обстановку дальше по ущелью и сначала продолжали двигаться к огню. Когда Додж, наконец, увидел, что происходит, он развернул людей и повел их обратно вверх по склону и вверх по ущелью. Через пару сотен ярдов он приказал мужчинам бросить пуласки , лопаты и торцовочные пилы :

Додж приказал выбросить только рюкзаки и тяжелые инструменты, но, к его удивлению, некоторые из них уже выбросили все свое тяжелое оборудование. С другой стороны, некоторые из них не бросали свои тяжелые инструменты даже после приказа Доджа. Диттерт, один из самых умных членов команды, продолжал нести оба своих инструмента, пока Рамси не догнал его, не взял лопату и не прислонил ее к сосне. Чуть дальше Рамси и Салли прошли мимо охранника Джима Харрисона, который, проведя весь день в огне, теперь был измотан. Он сидел со своим тяжелым рюкзаком и не пытался его снять. [12] [16]

К этому моменту огонь очень быстро распространялся вверх по уклону 76% северного склона (уклон 37,23 градуса) Манн-Галч, и Додж понял, что они не смогут преодолеть линию гребня перед огнем. Поскольку огонь находился на расстоянии менее 100 ярдов (90 м) позади, он достал спичку и поджег траву перед ними . При этом он пытался создать запасной пожар, в котором можно было бы залечь, чтобы, лишенный топлива, основной огонь миновал новую выгоревшую поляну и охватил его и его команду. [5] На заднем плане главного костра горел травяной костер, который Додж разжег в направлении гребня наверху. Повернувшись к трем мужчинам рядом с ним — Роберту Салли, Уолтеру Рамси и Элдону Диттерту — Додж сказал: «Вверх сюда», но люди его неправильно поняли. Все трое побежали прямо к гребню хребта, двигаясь вдоль дальнего края огня Доджа. Позже Салли сказал, что не был уверен, что делает Додж, и подумал, что, возможно, он намеревался сделать огонь буфером между людьми и основным огнем. И только когда он добрался до гребня хребта и оглянулся вниз, он понял, что задумал Додж. Когда подошли остальные члены экипажа, Додж попытался провести их через устроенный им огонь в центр сгоревшей зоны. Позже Додж заявил, что кто-то, возможно, командир отделения Уильям Хеллман, сказал: «К черту все, я ухожу отсюда». Остальная часть команды помчалась мимо Доджа вверх по склону к хребту Манн-Галч, надеясь, что у них будет достаточно времени, чтобы преодолеть линию каменного хребта и добраться до более безопасного места на другой стороне. Только Додж вошел в выгоревшую зону своего спасательного огня.

В ходе более позднего расследования была составлена ​​карта и хронология, воссоздающие события пожара в ущелье Манн 5 августа 1949 года.

Немедленный результат

[ редактировать ]
Маршрут, по которому мужчины добрались до хребта, включая местонахождение троих выживших.

Четверо мужчин достигли гребня гребня, но только двоим, Бобу Салли и Уолтеру Рамси, удалось выбраться через расщелину или глубокую трещину в гребне скалы и добраться до другой стороны. В густом дыму пожара у них не было возможности узнать, действительно ли обнаруженная ими расщелина «проходила» на другую сторону или это была слепая ловушка. Диттерт был правее, чуть выше Салли и Рамси, но не скатился обратно в расщелину и продолжил путь вверх по правой стороне хогбека. Другого пути эвакуации он не нашел и был охвачен огнем. Салли и Рамси добрались на хребте до гребня хребта над местом, которое стало известно как Спасательное ущелье. Спустившись с гребня, им удалось найти каменный оползень , практически лишенный растительности. Они ждали, пока огонь настигнет их, двигаясь от нижней части горки к вершине по мере того, как огонь проходил мимо. Хеллман загорелся на вершине хребта и сильно обгорел. Хотя он и Джозеф Сильвия первоначально пережили пожар, они пострадали. тяжелые травмы , и на следующий день оба скончались в больнице. Ваг Додж вошел в обугленный центр устроенного им аварийного пожара и пережил интенсивно пылающий основной пожар. [14]

Извлечение останков жертв 6 августа 1949 года, на следующий день после катастрофы.

В книге « Молодые люди и огонь » Маклин заявил, что, когда огонь пронесся над позицией Доджа, «его два или три раза отрывало от земли». [17] Позже исследователи повторили это утверждение. [14] Однако это заявление было преувеличением. На самом деле Додж написал в своем заявлении наблюдательной комиссии: «Когда огонь миновал, было три сильных порыва горячего воздуха , которые почти оторвали меня от земли». [18] [19] [20] В другом описании испытаний Доджа Джон Маклин сказал: «Когда основной огонь прошел, он [огонь] подхватил его и потряс, как собаку с костью». [21] «Молодые люди и огонь» приписывают эту историю Эрлу Кули, наблюдателю и игроку на борту самолета . [20] который отверг предложение Маклина о сотрудничестве и приступил к публикации своей собственной книги. Но ошибочная история на самом деле возникла благодаря CE «Майку» Харди, который был главой носильщиков, собиравших тела на следующий день после катастрофы, и разговаривал тогда с Доджем, когда они сидели на бревне. [22] [14] Ротермель в начале 1990-х и Александр в 2009 году цитируют отдельные личные сообщения с Харди, подтверждающие эту версию. Харди помогал Норману Маклину в его исследованиях и сопровождал его в поездке на это место. [23] Четыреста пятьдесят человек еще пять дней боролись, чтобы взять под контроль пожар , который распространился на 4500 акров (1800 га).

Хронология

[ редактировать ]

Все описанные выше события произошли в относительно короткий период времени. Исследования показали, что на этой стадии взрыва пожар охватил 3000 акров за 10 минут, через час и 45 минут после прибытия парашютистов.

Мемориальные фотографии, 13 жертв

Тринадцать пожарных погибли, одиннадцать погибли в результате пожара, двое получили смертельные ожоги и позже скончались в больнице. Выжили только трое из шестнадцати.

Дымоходы

[ редактировать ]

Погибшие в огне:

Те, кто выжил:

Дополнительные лица

[ редактировать ]

Эрл Кули был корректировщиком/кикером (наблюдателем в воздухе, который руководил командой парашютистов, прибывших для тушения пожара) утром 5 августа 1949 года в огненный прыжок в ущелье Манн. 12 июля 1940 года, совершив прыжок вдвоем, Кули был первым в истории парашютистом, совершившим боевой огневой прыжок. В 1950-х годах Кули служил суперинтендантом базы парашютистов-дымоходов и был первым президентом Национальной ассоциации парашютистов-дымоходов . Он умер 9 ноября 2009 года в возрасте 98 лет.

Много споров вызвало бригадира Доджа и огонь, который он зажег, чтобы спастись. Отвечая на вопросы Наблюдательного совета лесной службы о том, почему он предпринял такие действия, Додж заявил, что никогда не слышал о таком поджоге; ему просто это показалось «логичным». Фактически, этот метод не рассматривался Лесной службой, и он не работал в условиях сильной жары обычных высоких лесных пожаров, с которыми они обычно тушатся. Подобные типы спасательных пожаров использовались равнинными индейцами против быстро движущихся и кратковременных травяных пожаров на равнинах , и этот метод был описан Джеймсом Фенимором Купером (1827) в «Прерии» . Но в данном случае Додж, похоже, обнаружил это на месте, как единственное доступное ему средство спасти свою команду. Никто из мужчин не понял, что это было, и только Доджа это спасло. [24]

Несколько родителей прыгунов пытались подать в суд на правительство, обвиняя их в том, что «побег из огня» на самом деле сжег мужчин.

Первоначально считалось, что несгоревшие участки под телами указывали на то, что они задохнулись из-за нехватки воздуха до того, как их охватил огонь. [25] Однако несгоревшие участки называются защищенными территориями, поскольку их тела защищают лежащую под ними траву и лесную подстилку от интенсивного теплового излучения , не пропуская горячие газы и поглощая тепло. [26] В настоящее время известно, что смерть от дыма и отравления токсичными газами , хотя и распространена при пожарах в сооружениях из-за замкнутой атмосферы, практически не встречается среди погибших при лесных пожарах. [27]

Последствия

[ редактировать ]

Через несколько месяцев после пожара ученый-пожарный Гарри Гисборн из Исследовательского центра лесной службы США в Прист-Ривер оценить ущерб приехал . Несмотря на проблемы с сердцем, он, тем не менее, провел осмотр места пожара. У него случился сердечный приступ, и он умер, заканчивая дневное исследование. Гисборн выдвинул теории о причине взрыва еще до своего прибытия на место. Оказавшись там, он обнаружил несколько условий, которые заставили его изменить свои представления о пожарной деятельности , особенно те, которые касались пожарных «взрывов». Он сообщил об этом своему товарищу незадолго до своей смерти 9 ноября 1949 года.

Уроки, извлеченные из пожара в ущелье Манн, оказали значительное влияние на подготовку пожарных. Два протокола обучения — « Десять стандартных приказов по тушению пожара » и «Восемнадцать ситуаций, требующих осторожности» — были включены в программу обучения пожарных Лесной службы, а обучение технике безопасности стало обязательным для получения сертификата для работы на пожарной линии. Однако методология обучения оказалась неадекватной, и трагедия повторилась дважды: во время пожара в Дуде в Аризоне в 1990 году , в результате которого погибло шесть пожарных, и в пожаре в Южном Каньоне в 1994 году в Колорадо , в результате которого погибло 14 пожарных. Главным фактором в последнем случае, по-видимому, стал неожиданный переход от поверхностного огня к верховому, что привело к разработке и принятию LCES, аббревиатуры, обозначающей четырехступенчатую процедуру безопасности, призванную повысить соблюдение предыдущих протоколов обучения. LCES состоит из размещения наблюдателей , обеспечения радиосвязи всех пожарных с наблюдателями, определения путей эвакуации и обозначения действующих зон безопасности. и обеспечение того, чтобы все участники процесса, от «горячих» бригад до сезонных бригад типа 2 волонтеров и «руководителей бригад», понимали и следовали его принципам. [28]

Мемориальный крест на месте, где смертельно сгорел дымоход Джозеф Б. Сильвия, спасаясь от надвигающегося лесного пожара. Тринадцать мемориальных знаков расположены на крутом склоне холма.

Мемориалы

[ редактировать ]

Тринадцать крестов были установлены в местах гибели тринадцати пожарных, погибших при пожаре в ущелье Манн. Однако одним из парашютистов, погибших при пожаре в ущелье Манн, был Дэвид Навон, еврей. В 2001 году крест на месте смерти Навона был заменен на знак со Звездой Давида . [29]

«Мисс Монтана», C-47/DC-3, на котором в тот день находились парашютисты, позже была выставлена ​​на выставке в Миссуле в Музее горных полетов . Самолет был восстановлен как памятник парашютистам-дымоходам и пожарным, погибшим в Манн-Галче 5 августа 1949 года. Он был приведен в боевую готовность и доставлен во Францию ​​в 2019 году в рамках Дня Д празднования 75-летия с полетом. в Нормандию . [30] [31] 5 августа 2019 года «Мисс Монтана» пролетела над ущельем Манн в 70-ю годовщину пожара и сбросила венки в честь 13 погибших мужчин.

Памятный знак в Манн-Гульче, 2013 г.

Изображение в СМИ

[ редактировать ]

Пожар был темой пролога к Адама Гранта книге «Подумай еще раз: сила знания того, чего ты не знаешь» (2021).

Пожар в ущелье Манн стал темой Нормана Маклина книги «Молодые люди и огонь» . [32] который был опубликован после его смерти. В 1992 году книга получила премию Национального кружка книжных критиков в области документальной литературы.

Сын Нормана Маклина Джон Н. Маклин в 2003 году написал книгу под названием « Огонь и пепел: на передовой, борьба с лесными пожарами» , которая также включает раздел, посвященный пожару в ущелье Манн. В 2004 году он также опубликовал статью под названием «Огонь и пепел: последний выживший в пожаре в ущелье Манн» в журнале Montana: The Magazine of Western History . Статья была адаптирована из раздела его книги «Манн Галч», в котором он брал интервью у Боба Салли, последнего оставшегося в живых после пожара. [33]

Фолк-певец Джеймс Килаган написал об этом пожаре песню под названием «Cold Missouri Waters», выпущенную в его альбоме 1995 года A Recent Future . Написанная с точки зрения бригадира Доджа, лежащего на смертном одре, песня описывает «тринадцать крестов высоко над холодными водами Миссури» и подробно опирается на другие детали событий пожара, описывая Доджа следующим образом:

Я оценил огонь, я видел больше
Поэтому я приказал им идти по склону, и мы будем сражаться снизу.
Мы бы стояли спиной к этой реке
Мы бы его вылизали к утру, даже если бы не торопились.
Но огонь увенчался, он прыгнул в долину впереди
Спуска не было, мы направились к гребню.
Слишком большой, чтобы с ним бороться, вместо этого нам придется бороться с этим склоном.

В песне о своем решении поджечь побег Додж говорит: [34]

Не знаю почему, я просто так подумал.
Я чиркнул спичкой по траве высотой по пояс, времени на исходе.
Пытался сказать им: «Вступите в этот огонь, который я устроил.
У нас не получится, это единственный шанс, который у тебя будет».
Но они прокляли меня и вместо этого побежали к камням наверху.
Я лежал лицом вниз и молился над холодными водами Миссури.

Песня была возрождена как дань уважения 19 пожарным, погибшим в результате масштабного пожара на Ярнелл-Хилл недалеко от Ярнелла, штат Аризона , в 2013 году. [35]

«Underneath Montana Skies», еще одна песня о пожаре в Манн-Галче, была написана Патриком Майклом Карнаханом из Black Irish Band и также вошла в альбом Into the Fire . [36]

Росс Браун написал песню под названием «The Mann Gulch», скретч-версия которой доступна на YouTube. [37]

Фильм 1952 года «Красное небо Монтаны» был основан на этом инциденте.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Национальная регистрационная информационная система» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 9 июля 2010 г.
  2. ^ Маклин 1992 .
  3. ^ «Национальный кружок книжных критиков: награды» . Национальный кружок книжных критиков . Награды 1992 года — главный победитель в области документальной литературы. Архивировано из оригинала 4 июня 2019 года . Проверено 31 июля 2013 г.
  4. ^ Маклин 1992 , с. 155.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Тим Сендельбах. «Люди и огонь: Вспоминая Манн Галч» . Проверено 6 марта 2023 г.
  6. ^ «Бюро горной добычи и геологии Монтаны: Льюис и Кларк в Монтане - геологическая перспектива» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2009 года . Проверено 7 июля 2014 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Вейк, Карл Э. (1993). «Крах осмысления в организациях: катастрофа в ущелье Манн». Ежеквартальный журнал административной науки . 38 (4): 628–652. дои : 10.2307/2393339 . JSTOR   2393339 .
  8. ^ «Обследование исторических мест и построек: Ворота Скалистых гор» . Проверено 7 июля 2014 г.
  9. ^ «История лесной службы США, пожар в ущелье Манн» . Проверено 7 июля 2014 г.
  10. ^ Мэтьюз 2007 , с. 31.
  11. ^ Национальная координационная группа по лесным пожарам. «S290 Unit 10 Влажность топлива: Факторы, влияющие на влажность мертвого топлива» . Проверено 6 марта 2023 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Маклин 1992 , с. 42.
  13. ^ Лилквист, Карл (2006). «Обучение с помощью катастроф: интерпретация топографических карт и физическая география лесного пожара в ущелье Манн, Монтана, 1949 год» (PDF) . Журнал геонаучного образования . 54 (5): 561–571. Бибкод : 2006JGeEd..54..561L . дои : 10.5408/1089-9995-54.5.561 . S2CID   141475876 . Проверено 16 июня 2013 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Ротермель, Ричард К. «Пожар в ущелье Манн: гонка, в которой невозможно выиграть» (PDF) . Генерал Тех. Реп. ИНТ-299 . Лесная служба Министерства сельского хозяйства США . Проверено 17 июня 2013 г.
  15. ^ Тернер, Дэйв (1999). «Тринадцатый огонь» (PDF) . История леса сегодня (весна): 26–28 . Проверено 16 июня 2013 г.
  16. ^ Вейк, Карл Э. (1996). «Бросьте свои инструменты: аллегория организационных исследований». Ежеквартальный журнал административной науки . 41 (2): 301–313. дои : 10.2307/2393722 . JSTOR   2393722 .
  17. ^ Маклин 1992 , с. 106.
  18. ^ Анон (12 августа 1949 г.). «Бригада злополучной бригады дымоходов рассказывает о гибели в лесном пожаре». Грейт-Фолс Трибьюн . п. 1.
  19. ^ Анон (14 августа 1949 г.). «Додж описывает трагедию пожарных». Миссулиан . п. 1.
  20. ^ Перейти обратно: а б Кули, Эрл (1984). Тримотор и трейл . Миссула: Mountain Press Publishing Co., с. 98. ИСБН  0-87842-173-4 .
  21. ^ Маклин 2004 , с. 180.
  22. ^ Александр, Мартин Э.; Акерман, Марк Ю.; Бакстер, Грегори Дж. «Анализ пожара, спасающегося Доджем во время пожара в ущелье Манн в 1949 году, с точки зрения зоны выживания для пожарных в дикой природе» (PDF) . Информация о лесных пожарах . FireWhat, Incorporated . Проверено 16 июля 2015 г.
  23. ^ Маклин 1992 , с. 157.
  24. ^ Кляйн, Гэри. Видеть то, чего не видят другие . п. 84.
  25. ^ Лилквист, Карл (ноябрь 2006 г.). «Обучение с помощью катастроф: интерпретация топографических карт и физическая география ущелья Манн 1949 года, лесной пожар в Монтане». Журнал геонаучного образования . 54 (5): 561–571. Бибкод : 2006JGeEd..54..561L . дои : 10.5408/1089-9995-54.5.561 . S2CID   141475876 .
  26. ^ Анон (2014). NFPA 921, Руководство по расследованию пожаров и взрывов . Куинси, Массачусетс: Национальная ассоциация противопожарной защиты. стр. 62–63. ISBN  978-145590862-2 .
  27. ^ Шустерман, Д; Каплан, Дж. З.; Канабарро, К. (1993). «Непосредственные последствия городского лесного пожара для здоровья» . Западный медицинский журнал . 158 (2): 133–138. ПМК   1021964 . ПМИД   8434462 .
  28. ^ Мэтьюз 2007 , стр. 222–225.
  29. ^ Мерриам, Джинни (11 мая 2001 г.). «Звезда Давида» . Missoulian.com . Проверено 7 апреля 2019 г.
  30. ^ «Мисс Монтана – Мисс Монтана в Нормандии» . Проверено 9 июня 2019 г.
  31. ^ Голдс, Алан (2 июня 2019 г.). «Ветеран Великой Отечественной войны возвращается в воздух» . www.cbsnews.com . Проверено 9 июня 2019 г.
  32. ^ Норман Маклин, Молодые люди и огонь (отрывок) , 1992. Проверено 28 февраля 2007 г.
  33. ^ Маклин, Джон Н. (2004). «Огонь + пепел: последний выживший в огне ущелья Манн» . Монтана: Журнал западной истории . 54 (3): 18–33 . Проверено 25 октября 2006 г.
  34. ^ «Джеймс Килаган - Холодные воды Миссури» . Genius.com . Проверено 14 апреля 2024 г.
  35. ^ «Народная мелодия станет данью памяти погибшим пожарным в Аризоне» . США СЕГОДНЯ . 3 июля 2013 года . Проверено 7 апреля 2019 г.
  36. ^ Черный ирландский оркестр (2007). В огонь (CD).
  37. ^ rossbrown406 (18 сентября 2009 г.). «Ущелье Манн», автор Росс Браун (видео на YouTube) . Проверено 14 апреля 2024 г.

Внешние ресурсы

[ редактировать ]
[ редактировать ]

46 ° 52'47 "с.ш. 111 ° 54'18" з.д.  /  46,8796 ° с.ш. 111,9049 ° з.д.  / 46,8796; -111,9049

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1de147d804955a68234121e3eac47db3__1720468860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/b3/1de147d804955a68234121e3eac47db3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mann Gulch fire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)