Подводная лодка класса Foca (Бразилия)
![]() Три подводные лодки класса Foca со своими экипажами.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Фокус- класс |
Строители | Верфь Фиат-Сант-Джорджио |
Операторы | ![]() |
Преемник | Умайта |
Построен | 1912–1913 |
В эксплуатации | 1914–1933 |
Завершенный | 3 |
Списано | 3 |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 45,15 м (148 футов 2 дюйма) |
Луч | 4,20 м (13 футов 9 дюймов) |
Установленная мощность | |
Движение | |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 40 м (130 футов) |
Дополнить | 23 |
Вооружение | 2 торпедных аппарата 450 мм (18 дюймов) |
Класс Foca , , или просто F , был первым военно-морским классом подводных лодок эксплуатируемых ВМС Бразилии . В его состав входили подводные лодки F1 , F3 и F5, спроектированные итальянским военно-морским инженером Чезаре Лауренти и построенные в Ла Специи , Италия. Название Foca происходит от португальского судна этого класса. Этот класс был частью военно-морской программы Бразилии 1906 года по приобретению военных кораблей для модернизации своего военно-морского флота. Подводные лодки были приобретены в качестве платформы для обучения и технического обслуживания экипажей, и за 19 лет их активности на море было мало боевых действий. Военно-морской флот зарегистрировал этот класс 17 июля 1914 года и, как следствие, расширил свою военно-морскую структуру, включив в нее эти новые суда, например, создал первую военно-морскую школу для подводников и включил корабли, предназначенные только для поддержки подводных лодок.
Бразильский флот устарел в тот период, когда страна хотела войти в число мировых держав того времени. Поначалу приобретение подводных лодок было оставлено в стороне, поскольку правительство уделяло приоритетное внимание включению в состав крупных стальных кораблей, таких как «Минас-Жерайс» линкоры типа . По инициативе нескольких офицеров по внутренней разработке прототипов подводных лодок и включению этого обсуждения в прессу, бразильское правительство начало анализировать и этот военно-морской носитель, причем первая попытка его приобретения была сделана в 1894 году, когда был подписан контракт. с французским инженером Клодом Губе, но проект не получил развития. Лишь в 1910 году правительство фактически заказало подводные лодки итальянской верфи Fiat-Sant Giorgio. Три подводные лодки в основном служили на побережье штата Рио-де-Жанейро с единственным рекордом за пределами этого района - посещением порта Сантос в 1914 году.
Во время Первой мировой войны подводные лодки участвовали в наблюдении за портом Рио-де-Жанейро. С этого периода класс участвовал в мероприятиях, связанных с Премией Независимости - наградой, вручаемой ВМФ кораблям, имеющим наибольшее количество поражений целей торпедами, которой суда этого класса вручались несколько раз. В ходе учебных комиссий произошли инциденты, некоторые более серьезные, чем другие, в результате которых подводные лодки оказались на дне залива Гуанабара . Однажды у F5 произошел разрыв воздухозаборного клапана, из-за которого субмарина несколько раз выходила из-под контроля, вынуждая экипаж выполнить маневр, который, если его не выполнить правильно, мог оказаться потенциально фатальным.
Класс «Фока» позволил Бразилии разработать концепцию подводной войны, о чем свидетельствовали постоянные приобретения этих военно-морских активов на протяжении всей военно-морской истории страны. было введено в строй более 20 подводных лодок После Foca , последние из которых были введены в эксплуатацию в конце 2010-х — начале 2020-х годов. В 21 веке подводная среда является сектором, в который ВМС Бразилии инвестируют больше всего средств среди всех ведомств, находящихся под его юрисдикцией.
Характеристики
[ редактировать ]
Бразильские подводные лодки имели длину 45,15 метра (148 футов 2 дюйма); имел ширину 4,20 м (13 футов 9 дюймов); 3 м (9 футов 10 дюймов) осадка ; водоизмещение от 250 до 370 тонн (от 250 до 360 длинных тонн ); двигался со скоростью 14,8 узлов (27,4 км/ч; 17,0 миль в час) на поверхности и 9 узлов (17 км/ч; 10 миль в час) в подводном положении; имел высоту надводного борта 1,15 м (3 фута 9 дюймов); дальность действия 1685 морских миль (3121 км; 1939 миль) при скорости 8,5 узлов (15,7 км/ч; 9,8 миль в час) на поверхности и 100 морских миль (190 км; 120 миль) при скорости 4,5 узлов (8,3 км/ч; 5,2 миль в час). ) погруженный; глубина испытаний 40 метров (130 футов) с экипажем из 23 человек, из которых два офицера. [ а ] Их вооружение состояло из двух 450-мм торпедных аппаратов, расположенных в носовой части. длиной один метр (3 фута 3 дюйма) У них было два складных перископа . Двигательная установка была альтернативного типа. Было два дизельных двигателя по 350 лошадиных сил (260 кВт) каждый; два электродвигателя по 260 л.с. (190 кВт) каждый и аккумуляторы на 240 элементов емкостью две тысячи ампер и со скоростью разряда десять часов. Рулевое управление имело ручное управление и состояло из двойного вертикального и двух горизонтальных рулей. [ 2 ]
Они были оборудованы, согласно исторической выписке о подводных лодках из коллекции Управления исторического наследия и документации ВМС Бразилии, «свинцовым балластным килем и булинью, четырьмя балластными цистернами по 46 тонн каждая, компенсационной цистерной емкостью 4,8 тонны. тонн, два триммерных бака по 0,8 тонны, два мазутных бака, внутренние для жидкого мазута по 11 тонн, два смазочно-масляных бака по 0,98 тонны, торпеда Компенсационный бак емкостью 1,8 тонны и два запасных торпедных буферных бака по 0,65 тонны каждый». Радиотелеграфная система подводной лодки типа «Маркони» состояла из пневматического звонка-передатчика и четырех приемных телефонов мощностью 0,2 киловатта и максимальной дальностью действия 30 миль. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В конце XIX века бразильский флот устарел: старые корабли находились в плохом состоянии. [ 3 ] [ 4 ] Во время правления правительства Кампоса Салеса Бразилия с сельским населением и аграрной экономикой начала экономически расти благодаря хорошим ценам на рынках кофе и каучука и увеличению их экспорта. В то время значительная часть населения страны жила в нищете, но элиты имели доступ к технологическим новинкам, существовавшим в Европе. Именно в этот период Бразилия стремилась стать частью избранной группы так называемых современных стран. [ 5 ] [ 1 ]
В военно-морской среде было почти единогласно, что лучшие военно-морские силы владеют самыми мощными стальными линкорами . Молодая элита, обучавшаяся в Европе, привезла в Бразилию ту же точку зрения, которая витала в военно-морском командовании страны. Погружные средства остались за пределами национального плана перевооружения бразильского флота. Несмотря на это, были офицеры, которые решительно защищали приобретение и развитие подводных лодок, поскольку они видели огромный потенциал, который предлагала эта военно-морская среда, видение, которое уже существовало в основных военно-морских силах мира. [ 5 ] [ 1 ]

Лейтенант ВМФ Фелинто Перри в 1891 году начал кампанию по продвижению подводных средств в стране. Его публикации в прессе способствовали дискуссии в военно-морской среде о включении этого типа кораблей в план переоборудования. Высшее командование ВМФ и политики начали анализировать это требование. Первое официальное движение в пользу приобретения подводных лодок произошло в 1894 году, когда правительство Бразилии подписало контракт с французским инженером Клодом Губе на строительство 8-метровой подводной лодки, которая будет укомплектована экипажами с линкора « Риачуэло» , находившийся в то время во Франции, на модернизации, но постройка не состоялась из-за невыполнения контракта французским инженером. [ 5 ] [ 6 ]
Некоторые бразильские офицеры начали разрабатывать собственные проекты, например, модель подводной лодки офицера ВМФ Луиса Хасинто Гомеша. На разработку проекта ушло около 20 лет, и после успешных испытаний в 1901 году военно-морской флот решил производить его на Военно-морском арсенале Рио-де-Жанейро , но строительство не продолжилось из-за отсутствия средств. Луис де Мелло Маркес, бывший офицер, спроектировал модифицированную подводную лодку на основе американского класса Holland . Самым многообещающим проектом был проект военно-морского инженера и лейтенанта Эмилио Хулио Гесса, который в 1905 году построил модель со своим инновационным котлом Гесса, технологией парового двигателя, которая объединила режимы надводной и погружной навигации. Этот проект лучше всего продемонстрировал, как подводные лодки можно использовать в качестве оружия войны. Как и его предшественники, план не был завершен. [ 5 ]
Наконец, начиная с 1904 года, ВМС Бразилии решили начать широкую программу модернизации своего флота. Были составлены проекты приобретения крупных военных кораблей, которые сделали бы страну военно-морской державой. План 1906 года, возглавляемый адмиралом Александрино Фариа де Аленкаром , предусматривал приобретение двух линкоров типа «Дредноут» , двух крейсеров, десяти эсминцев и нескольких других кораблей меньшего размера. План также включал закупку трех заказанных в Италии подводных лодок, которые станут первыми, которые будут действовать в стране. [ 7 ] [ 1 ] В Бразилии субмарины назывались F1 , F3 и F5 , образуя класс Foca . [ 8 ]
Строительство
[ редактировать ]
Класс Foca был разработан итальянским военно-морским инженером Чезаре Лауренти, который также был создателем первой подводной лодки Италии Delfino . Первоначально строительство подводных лодок предназначалось только для Бразилии, заказавшей их в 1910 году. Суда строились на верфях Fiat-Sant Giorgio, в Специи, и представляли собой улучшенную версию итальянского Medusa класса , с модификациями по типу командная турель и улучшения для более быстрого погружения. Это была экспортная версия с F. обозначением Поставка в Бразилию началась в 1913 году. F1 была заложена 23 марта и спущена на воду 11 июня, а подводная лодка была получена Бразилией 11 декабря. F3 была заложена 1 июня 1912 года и спущена на воду 9 ноября 1913 года и была получена. 16 марта 1914 года. F5 была спущена на воду 4 января 1914 года и получена 6 июня. Все бразильские подводные лодки были сданы в эксплуатацию 17 июля. 1914. [ 9 ] [ 8 ] [ 2 ]
В связи с началом Первой мировой войны итальянское правительство решило приобрести новые подводные лодки и воспользовалось уже разработанными субмаринами «Фока» . Подводные лодки от F1 до F20 были построены на верфях Fiat и Orlando в период с 1916 по 1917 год. Португалия приобрела три подводные лодки, которые также назывались Foca : Foca , Golfinho и Hidra , построенные в 1917 году. Наконец, Испания купила еще три подводные лодки, также в 1917 году. : Нарцисо Монтуриоль , Косме Гарсия и А3 . [ 9 ]
Услуга
[ редактировать ]Подводные лодки F1 F3 , . и F5 начали поступать в страну в 1914 году, войдя в строй 17 июля того же года Суда подчинялись командованию Фелинто Перри, который лично руководил их строительством. 17 июля стало датой создания подводной флотилии, состоящей из класса «Фока» и подчиненной Командованию мобильной обороны, базирующейся на острове Моканге в Нитерой . [ 10 ] Подводные лодки Foca в основном служили платформой для обучения экипажу по управлению и техническому обслуживанию судов, при этом задания ограничивались заливом Гуанабара, заливом Илья-Гранде, а также районами Кабу-Фриу и Сан-Себастьян, всегда с надводными кораблями. поддерживать. Насколько известно, единственным портом за пределами этого региона, где класс действовал, был порт Сантос. Также в 1914 году была учреждена Премия Независимости, автором которой был капитан-лейтенант Альберто Лемос Басто, которая награждала суда, набравшие наибольшее количество торпедных попаданий в ходе испытаний, причем Фока . некоторые из них также были присуждены классу [ 11 ]
В следующем, 1915 году, в стране была сформирована первая группа офицеров-подводников. [ 12 ] Два года спустя Подводная флотилия заручилась поддержкой тендерного корабля подводных лодок «Сеара» , который предлагал мобильную поддержку для ремонта, технического обслуживания, снабжения торпедами, электричеством, сжатым воздухом, топливом, питьевой и дистиллированной водой, запасными частями и жилыми помещениями для экипажа. Это был единственный корабль ВМФ, который позволил F пришвартовать подводную лодку для испытаний и ремонта. Однако нет никаких записей о том, что это происходило за весь период деятельности класса. [ 13 ] [ 10 ] По случаю Первой мировой войны подводные лодки были назначены для патрулирования побережья Рио-де-Жанейро, причем единственным инцидентом стало едва не столкновение F1 с торговым судном Gurupy . [ 2 ]

Между 1917 и 1928 годами подводные лодки регулярно работали над своими заказами, получив Премию Независимости в 1917, 1918 и 1922 годах. В этом последнем году у F3 , готовившегося к борьбе за награду, произошел инцидент с горизонтальной устойчивостью, но это не причинило вреда. экипажу. В следующем году F5 потерпел серьезную аварию при погружении, когда протек канализационный клапан, в результате чего соленая вода затопила один из его отсеков, унеся батискаф на дно залива Гуанабара и оставаясь там некоторое время на глубине 23 метра ( 75 футов). Вскоре после этого экипажу удалось вернуться на поверхность. В 1924 году F5 был в числе кораблей, развернутых правительством Бразилии для атаки мятежного линкора « Сан-Паулу» , совершив три погружения и находясь в боевой готовности, однако записей о выстрелах по кораблю не зафиксировано. [ 2 ] [ 14 ] [ 15 ] В 1928 году название флотилии было изменено на «Флотилия подводных лодок». В следующем году подводная лодка S Humaytá , также построенная в Италии. к флотилии присоединилась [ 12 ]
В апреле 1933 года произошел инцидент с F1 . После двухчасового плавания под водой в заливе Гуанабара на глубине десяти метров (33 фута) командир подводной лодки капитан-лейтенант Маттосо Майя приказал подводной лодке всплыть на поверхность, которая достигла глубины двух метров (6 футов 7 дюймов). Однако подводная лодка не завершила маневр и вновь опустилась, стабилизировавшись на глубине десяти метров. Несмотря на все попытки всплытия, судно повторило тот же маневр еще дважды, поднявшись на глубину двух метров, а затем снова опустившись на глубину десяти метров. Считалось, что какая-то труба имела разрыв или плохую герметизацию воздухозаборного клапана, что затрудняло маневр всплытия, что и оказалось, когда инцидент был позже расследован. Экипаж решил отказаться от электрических трюмных насосов, что было опасным поступком в той ситуации, в которой они находились, поскольку любой сбой в процедуре мог привести к несчастному случаю со смертельным исходом, и сумел благополучно поднять подводную лодку на поверхность. [ 11 ] В том же году было издано Министерское уведомление № 4232 от 18 ноября, предписывающее вывести из эксплуатации три подводные лодки, что завершилось демонстрацией разоружения и парадом салютования экипажа 30 декабря. [ 2 ] [ 11 ] Корпуса подводной лодки послужили фундаментом для опор моста Эскалерес Военно -морского училища на острове Вильганьон , в Рио-де-Жанейро . [ 8 ]
Наследие
[ редактировать ]
Включение подводных лодок F1 , F3 и F5 положило начало карьере подводных лодок в стране. Несмотря на скромные размеры, эти подводные лодки позволяли освоить технику управления и вождения, которая послужила основой для подготовки будущих подводников. [ 16 ] Дата зачисления этих судов - 17 июля - была выбрана в честь празднования Дня подводника в ВМС Бразилии. [ 17 ] Приобретение класса «Фока» стало для страны воротами к присоединению к группе стран, которые увидели военный потенциал подводных лодок. [ 5 ] что оказалось верным, учитывая успехи немецких подводных лодок в двух мировых войнах. [ 18 ] [ 19 ] Кроме того, прибытие первых подводных лодок способствовало широким изменениям в структуре бразильского военно-морского флота. В 1915 году была построена первая военно-морская школа для офицеров-подводников, обучавшихся у F. самих командиров подводных лодок [ 20 ] В следующем году появилась постоянная подводная база, пришедшая на смену мобильной базе. [ 21 ] Строительством этих подводных лодок руководили бразильские инженеры. Параллельно с обучением подводников приемам обращения с судном приход подводных лодок способствовал и развитию водолазного дела: в 1914 году был проведен первый курс водолазного дела. [ 20 ]


Через несколько лет после объединения трех подводных лодок Бразилия начала новую программу приобретения этого военно-морского средства, начавшуюся в 1929 году с покупки еще одной итальянской подводной лодки, Humaytá , считавшейся по меркам того времени крупным судном. который действовал в составе ВМС Бразилии до 1950 года. [ 22 ] За этим последовало приобретение Perla подводных лодок класса , также итальянских, которые в Бразилии назывались классом Т: Tupy , Tymbira и Tamoyo . Эти подводные лодки сыграли важную роль во Второй мировой войне в обучении сопровождению конвоев и противолодочной тактике для надводных частей и самолетов. В 1955 году корвет Imperial Marinheiro был включен в состав Флотилии подводных лодок, чтобы заменить уже устаревший тендер Ceará при спасении подводных лодок. были включены подводные лодки «Умаита» (S-14) и «Риачуэло» В 1957 году в состав ВМС США во время Второй мировой войны (S-15) , а в 1963 году — «Риу-Гранде-ду-Сул » (S-11) и «Баия». (С-12), тоже из США. В этом году флотилия стала называться Подводными силами. Начиная с 1970-х годов, в состав Подводных сил стали входить подводные лодки класса «Гуанабара» , также из состава флота США, и, наконец, «Оберон» подводные лодки класса (называемые в Бразилии классом «Хумаита» ), закупленные в Соединенном Королевстве. [ 20 ]
В начале 1980-х годов Бразилия запустила программу местного строительства подводных лодок класса Tupi в результате контракта, подписанного с немецким консорциумом Ferrostaal/HDW, который позволил осуществлять местное строительство подводных лодок на базе IKL-209- 1400 -класс. В 2006 году Бразилия построила самолет «Тикуна» (S-34), также созданный на базе этого класса. [ 23 ] Наконец, в 2008 году была создана Программа развития подводных лодок ВМС Бразилии с целью защиты побережья Бразилии, так называемой «Голубой Амазонки», и ее потенциальных ресурсов. [ 24 ] В рамках этой программы будут спущены на воду четыре обычные подводные лодки: Riachuelo (S-40), Humaitá (S-41), Tonelero (S-42) и Angostura (S-43), основанные на французском классе Scorpène и атомные. Альваро Альберто (SN-10), первый в своем роде, эксплуатируемый в Бразилии. [ 25 ] [ 26 ] Подводные лодки Foca , несмотря на ограниченную вместимость и которые в то время вызвали недовольство адмирала Александрино де Аленкара, были ответственны за внедрение понятия подводной войны в ВМС Бразилии, о чем свидетельствует постоянное приобретение подводных лодок после их включения. именно поэтому в 21 веке именно эта область получает большую часть ресурсов учреждения. [ 27 ] [ 28 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гардинер и Грей, 1985 , с. 403.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бразильский флот-c .
- ^ Филхо 2010 , с. 45.
- ^ Сын 2008 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бразилия, 2014 г. , с. 68.
- ^ ВМС Бразилии-b .
- ^ navy.mil-d .
- ^ Jump up to: а б с Перейра 2008 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б Фонтенуа 2007 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Бразилия, 2014 г. , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Вильтген 2021 .
- ^ ВМС Бразилии-a .
- ^ Бразилия, 2014 г. , с. 133.
- ^ ДефесаТВ 2019 .
- ^ Фернандес 2016 , с. 149.
- ^ Бенто 2015 , стр. 42–48.
- ^ Jump up to: а б с Бразилия 2014 , стр. 82, 89–90, 116.
- ^ Араужо 2005 , с. 79.
- ^ Бразилия 2014 , стр. 100, 174.
- ^ Marine.mil-a .
- ^ navy.mil-b .
- ^ navy.mil-c .
- ^ Терра Портал .
- ^ Галанте 2017 .
Библиография
[ редактировать ]Статьи
[ редактировать ]- Араужо, Джонни Сантана де (2005). «Строительство военно-морской мощи Бразилии в начале 20 века: от военно-морских программ до великой войны (1904-1917)» (PDF) . Навигатор . 1 (2). Рио-де-Жанейро. ISSN 0100-1248 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 ноября 2021 года.
- Бенто, Карлос Норберто Штумпф (2015). «Немецкие и североамериканские подводные кампании во Второй мировой войне» (PDF) . Журнал Виллеганьон. ISSN 1981-3589 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Фернандес, Мариса (2016). «Подводное оружие в стратегии Германии в Первой мировой войне» (PDF) . Нация и оборона (145). ISSN 0870-757X .
- Сын Жоау Роберту Мартинс (2008 г.). «Корабли раздора» . Исторический журнал: Исторический журнал Национальной библиотеки (12). Исторический журнал Национальной библиотеки. ISSN 1808-4001 . Архивировано из оригинала 9 августа 2016 года.
- Бразильский флот-а. «Погружной тендер Сеара» (PDF) . Управление исторического наследия и документации ВМФ.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Бразильский ВМС-б. «Линкор Риачуэло» (PDF) . Управление исторического наследия и документации ВМФ.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Бразильский ВМС-ок. «Подводная лодка F1» (PDF) . Управление исторического наследия и документации ВМФ.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Перейра, Эудес де Алмейда (2008). «Первые подводные лодки» (PDF) . Журнал Виллеганьон. ISSN 1981-3589 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Книги
[ редактировать ]- Бразилия, ВМС (2014). 100 лет подводным силам . Рио-де-Жанейро: Fundação Getúlio Vargas. ISBN 978-85-64878-21-1 .
- Сын Жоау Роберто Мартинс (2010 г.). Бразильский флот в эпоху линкоров, 1895-1910 гг . Рио-де-Жанейро: Fundação Getúlio Vargas. ISBN 978-85-225-0803-7 .
- Фонтенуа, Пол Э. (2007). Подводные лодки: иллюстрированная история их воздействия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1851095636 . OCLC 123967432 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал (1985). Конвей «Все боевые корабли мира 1906-1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 .
Онлайн
[ редактировать ]- ДефесаТВ (17 июля 2019 г.). «День подводника ВМС Бразилии» . DEFESA TV (на португальском языке). Архивировано из оригинала 26 июля 2021 г. Проверено 26 июля 2021 г.
- Галанте, Александр (5 августа 2017 г.). «100 лет Подводному флоту и Просубу» . Военно-морская мощь - комментируемая и обсуждаемая военно-морская информация (на португальском языке) . Проверено 22 марта 2022 г.
- marinha.mil-a. «О ПРОСУБ | ПРОСУБ» . www.marinha.mil.br . Проверено 22 марта 2022 г.
- морской.мил-б. «Назначение | Обычные подводные лодки» . www.marinha.mil.br . Проверено 22 марта 2022 г.
- морской.mil-c. «Цель | Атомная подводная лодка» . www.marinha.mil.br . Проверено 22 марта 2022 г.
- navy.mil-d. «Идея подводной лодки в ВМС Бразилии» . www.marinha.mil.br . Проверено 22 марта 2022 г.
- Военные корабли Бразилии-а. «НГБ — Подводная лодка Ф 1» . www.naval.com.br . Проверено 22 марта 2022 г.
- Бразильские военные корабли-б. «НГБ — Подводная лодка Ф 3» . www.naval.com.br . Проверено 22 марта 2022 г.
- Бразильские военные корабли-ок. «НГБ — Подводная лодка Ф 5» . www.naval.com.br . Проверено 22 марта 2022 г.
- Бразильские военные корабли-d. «НГБ — подводная лодка эскадры Хумайта» . www.naval.com.br . Проверено 22 марта 2022 г.
- Портал Терра. «Подводные лодки Бразилии: бразильский флот, новые модели, атомная подводная лодка и многое другое» . Земля (на португальском языке) . Проверено 22 марта 2022 г.
- Вильтген, Уильям (12 июля 2021 г.). «Командованию подводных сил – 107 лет» . Воздушная и военно-морская оборона (на португальском языке) . Проверено 22 марта 2022 г.