Список работ Антуана Бурделя

Ниже приводится неполный список работ французского художника Антуана Бурделя .
Антуан Бурдель (31 октября 1861 - 1 октября 1929), урожденный Эмиль Антуан Бордель , [ 1 ] был влиятельным и плодовитым французским скульптором , художником и педагогом. Его студия стала Musée Bourdelle , художественным музеем, посвященным его работам, расположенным на улице Антуана Бурделя, 18, в 15-м округе Парижа , Франция.
В 1905 году он организовал выставку своих работ в галерее Эбрар в Париже, на которой было представлено 38 скульптур, 18 картин и 21 рисунок. Среди скульптур - Ла Нонн 1888 года, а также голова Аполлона и его Великая трагическая маска Бетховена . Отец Бурделя умер в 1906 году и в 1909 году покинул студию Родена. В 1910 году в Салоне был показан его «Гераклес ту ле оазо дю лак Стимфал» 1909 года, и это имело огромный успех! Версия этой работы хранится в Музее Орсе. Работая скульптором, он также преподавал в Академии Гранд Шомьер на Монпарнасе , среди его учеников были Альберто Джакометти , Аристид Майоль , Рене Ише и Жермен Ришье . В 1910 году он также развелся со Стефани Ван Парис, а в 1911 году у него и Клеопатры Севастос родилась Родия Бурдель. В 1913 году на выставке современного искусства в Нью-Йорке были представлены его «Гераклес» и «Тет д'Аполлон» , был оформлен заказ на памятник генералу Альвеару в Аргентине, и он выполнил скульптуры для Театра Елисейских Полей. Он основал и был вице-президентом Салон Тюильри . [ 2 ]
Многие работы Бурделя можно увидеть в Музее Бурделя - Бюста Бетховена , « Адам» , «Le bélier rétif» , «Centaure mourant» , «La Liberté» и «Vierge à l'enfant» . С 1922 по 1923 год он работал над La Vierge à l'offrande и завершил макет для La France . Он также завершил оперу «Нессанс Афродиты» для Марсельского оперного театра. В 1925 году он выставлялся на Международной выставке декоративного искусства, демонстрируя Сафо , Ле Ливр и Маску Бурделя в Павильоне дю Ливр. В 1926 году после 10 лет работы наконец был открыт его памятник Альвеару, а версия « Ла Франс» была выставлена в Салоне Тюильри. В 1928 году состоялась ретроспективная выставка, посвященная открытию Брюссельского Дворца изящных искусств, а в 1929 году, в год его смерти, был открыт памятник Адаму Мицкевичу. Бурдель умер 1 октября 1929 года в Весине, будучи гостем основателя Рюдье. В 1931 году в Парижской оранжерее прошла большая ретроспектива творчества Бурделя. Он похоронен на Монпарнасе. кладбище. В 1924 году он стал кавалером ордена Почетного легиона. [ 2 ]
Военные мемориалы
[ редактировать ]Имя | Расположение | Дата | Примечания |
---|---|---|---|
Памятник борцам и защитникам Тарна и Гаронны 1870–71 гг. | Монтобан | 1893–1902 гг. | Этот памятник, посвященный тем мужчинам региона Тарн и Гаронна, которые отдали свои жизни во франко-прусской войне, был первым крупным заказом Бурделя. Во Франции уже давно существовала практика присуждать заказы местным художникам, но, учитывая его неопытность, Бурделю повезло, что к нему обратились еще в 1893 году и, наконец, выбрали в 1897 году за самую престижную работу. Макет был представлен в судейскую комиссию, и Бурдель приступил к работе над комиссией, попутно создав множество гипсовых этюдов, как это было в его практике. Он выполнил около 49 этюдов для четырех задействованных голов, 34 в натуральную величину и представил некоторые из них в Салон Национального общества изящных искусств - «Дракон-сюр-Роше» в 1897 году и «Фигуры Хурлантес» в 1899 году. Многие из задействованных гипсовых слепков были утеряны, когда по возвращении из бельгийского литейного завода, изготовившего несколько бронзовых отливок, они были сильно повреждены; литейный завод отправил их обратно по железной дороге без соответствующей упаковки/защиты! Только Гранд Герье де Монтобан. можно было восстановить. Полный памятник был показан в Салоне Национального общества изящных искусств в 1902 году и окончательно установлен в том же году. Композиция отошла от традиционно используемой для подобных мемориалов. Луи Жилле, искусствовед, охарактеризовал работу как «буйную массу», что кажется вполне уместным, но многие критики отреагировали резко. Один критик охарактеризовал эту работу как Бурдель отошел от банальности привычных военно-мемориальных композиций с ранеными солдатами в героических позах и людьми с флагами и т. д. и т. п. и ярко показывает ужас войны. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] ![]() |
Тулузский военный мемориал | Тулуза | 1909 | Этот мемориал стоит на площади Геракла в Тулузе и известен как Монумент спорта . ) работы Бурделя 1909 года. Он В качестве центрального элемента используется картина Бурделя «Геркулес-лучник» ( Héraklès tue les oiseaux du lac Stymphhale был установлен в память обо всех спортсменах, погибших в войне 1914–1918 годов, включая тулузского регбиста Альфреда Майссонье . [ 5 ] [ 6 ]
![]() |
Франция | Бриансон | 1920–23 | Бронзовая статуя в Бриансоне — одна из нескольких отливок работы Бурделя « Ла Франс» . Именно после войны 1914–1918 годов был запущен проект создания скульптуры в ознаменование вступления Соединенных Штатов Америки в эту войну в 1917 году, и архитекторам Вентре и Дамуру было предложено спроектировать ее. Первой мыслью было установить памятник на Пуэнт-де-Грав, недалеко от того места, где в 1917 году высадились американцы, и у архитекторов возникла идея построить маяк, перед которым должна была быть установлена колоссальная статуя, изображающая Францию, ищущую горизонт в поисках зрелища. американцы. Сначала заказ на создание статуи был дан Альберу Бартоломе , но он убедил своего коллегу Бурделя принять его, и в 1922 году Бурдель подготовил первый макет. Тем временем строительство маяка продолжалось, но ушло большую часть средств. выделено на проект, оставив мало денег на переход Бурделя к следующему пункту. Однако Бурделю удалось завершить версию работы, но высотой 4,5 м, что вдвое меньше запланированного полного размера, которая была показана на Салоне 1923 года. Затем французское государство попросило Бурделя выполнить статую высотой 9 метров, которую затем отлили из бронзы и использовали для украшения входа в собор. Гран-Пале на выставке декоративного искусства 1925 года. Бурдель основал центральную фигуру на Афине : она носит копье, щит и шлем. После закрытия выставки скульптуру отправили на хранение с намерением использовать ее в будущем в рамках проекта строительства Дворца декоративных искусств, но пока она томилась на складе, ее увидел Морис Петше, заместитель государственного секретаря. по делам искусств и депутату парламента от Бриансона, который приобрел его для военного мемориала своего города, где он был установлен на месте с видом на долину Дюранс, недалеко от великой крепости Вобана над городом. Еще один слепок был сделан для памятника aux morts в Монтобане. Статуя, посвященная вступлению американцев в войну, никогда не была воздвигнута возле маяка, построенного в Пуэнт -де-Грав , и фактически маяк был взорван немцами во время оккупации 1940-х годов. Однако еще одна бронзовая отливка высотой 9 метров была изготовлена Рюдье и украшала террасу алжирского Музея изящных искусств, но в 1961 году, незадолго до обретения Алжиром независимости, памятник, символ Франции и голлизма, был взорван ОАГ . Фрагменты работы Бурделя были возвращены во Францию, а работа была заново собрана, и ее можно увидеть в «Музее сувениров» Коэткидана в Школе Сен-Сир, хотя группа змей, стоявшая рядом с фигурой Франции в оригинальной композиции Бурделя, часть копья, которую нес фигура, была потеряна. Четвертая отливка была произведена на литейном заводе Ховиллера и установлена возле Токийского дворца как часть памятника в честь «Свободной Франции» и «призыва» де Голля от 18 июня 1940 года. См. более позднюю запись. Сам Бурдель считал «Франс» своим величайшим шедевром. [ 2 ] Слепки версии размером 4,60 м хранятся в Бруклинском музее и других организациях. [ 7 ] |
Монсо-ле-Мин Военный мемориал | Монсо-ле-Мин | 1924-1928 гг. | Это было 17 ноября 1918 года, всего через несколько дней после окончания войны, Монсо-ле-Мин решил установить памятник тем 690 сыновьям Монсо-ле-Мин, которые погибли в конфликте 1914–1918 годов. Был организован конкурс и принято решение о награждении. Однако памятник был установлен лишь много лет спустя, поскольку, хотя комиссия отправилась к Бурделю, ему не понравились проекты, предложенные судейской комиссией, и у него были свои представления о форме, которую примет памятник. Прежде всего он хотел, чтобы памятник подчеркивал, что удостоенные чести люди были представителями горнодобывающей промышленности. Он начал свою работу в 1919 году и фактически посещал рудники для учебы. Когда памятник был завершен в 1930 году, скульптор
умер, но появился уникальный памятник, представляющий собой квадратный постамент, на котором установлено изображение шахтерской лампы. На постаменте расположены четыре барельефа, выполненные в период с 1924 по 1928 год, каждый размером 2,40 х 1,45 метра. На одном изображены трое шахтеров, работающих в карьере, используя инструменты, которые использовались в 1920-х годах, в том числе лампу. На другом изображен шахтер, который записался в армию и прощается со своей матерью, сестрой и/или женой. На третьем изображены три сапера в туннеле, фиксирующие опорные валы, а на последнем рельефе мы видим мертвого солдата, которого держит на руках крылатый ангел, олицетворяющий Родину и носящий фригийский колпак. В руке она держит солдатскую медаль. Под барельефами расположены списки погибших не только из Монсо, но и из соседних деревень Бланзи, Сири, Гурдон, Сен-Берен и Пуйу. Позднее были добавлены имена погибших во Второй мировой войне. В 1956 году памятник Бурделю появился на почтовой марке в гравюре Пьер Мюнье . Марка посвящена столетнему юбилею основания шахтерского городка. [ 8 ] |
Национальный памятник Хартмансвиллеркопф | Сульц-Верхний Рейн Хартмансвиллеркопф Коль-дю-Зильберлох | 1922–24 | Национальный памятник Хартмансвиллеркопф был открыт 9 октября 1932 года и фактически представляет собой склеп, высеченный в скале горы. Ко входу ведет срез с дороги, и его обрамляют два бронзовых «Ангела Победы» в натуральную величину работы Бурделя. Внутри склепа, покрытый большим бронзовым щитом, находится склеп, в котором хранятся останки 12 000 неопознанных солдат. Есть также протестантские и еврейские алтари и католическая часовня. На эспланаде, расположенной над склепом, находится Алтарь Родины с слепком среднего размера работы la Vierge à l'Offrande . За памятником находится Французское военное кладбище и склеп. [ 2 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] |
Военный мемориал Монтобан - памятник погибшим | Монтобан | 1921 | В 1919 году был создан комитет для организации военного мемориала Монтобана 1914–1918 годов, и в 1921 году комиссия отправилась в Бурдель. Огромный храм, неотъемлемая часть памятника, был завершен только в 1930 году, а открытие - до 1932 года. поскольку он умер в 1929 году, Бурдель не смог увидеть свою скульптуру «на месте». Статуя Бурделя, его «Ла Франс» (см. запись выше), имеет высоту 9 метров и стоит перед храмовым сооружением с белыми колоннами. В правой руке женской аллегории находится длинное вертикальное копье, а левая рука поднята в жесте победы. Она несет щит, на котором изображен Сен-Мишель, поражающий дракона ( победа добра над злом ). Эта женская аллегория стоит перед храмом высотой 20 метров с 12 колоннами. [ 12 ] |
«Le Monument de la France libre» — Памятник «Свободной Франции». | Дворец Токио Париж | 1948 | Этот памятник посвящен Свободной Франции и стоит возле Дворца Токио. Аллегория Бурделя о Франции опирается на слова Шарля Пеги. и ниже Лотарингский крест , символ движения Свободной Франции, с посвящением
|
Капулети и Жюнака Военный мемориал . (военный мемориал) | Капулети и Жюнак | Три фигуры в композиции Бурделя олицетворяют страх, страдание и смерть ( la peur , la souffrance и la mort ) и были показаны в 1899 году под названием «La Guerre, lesfigures hurlantes». Первоначально задуманные как часть памятника погибшим в войне 1870 года в Монтобане, на самом деле они не использовались для этой работы, а использовались в Капулет-и-Жунаке независимо, когда мэр Поль Вувенель попросил вдову Бурделя разрешить воспроизвести и отлит из бронзы для военного мемориала Капулети и Жюнака. Скульптура, безусловно, воссоздает тот ужас, который, должно быть, испытали сражавшиеся в окопах. [ 13 ] | |
Троо Военный мемориал | Тру | Бурдель работал над этим довольно мрачным военным мемориалом, в котором мало скульптурного содержания. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] |
Помимо упомянутых выше военных мемориалов, Бурдель также работал над «Monument aux Députés morts pour La France» , мемориалом в честь депутатов, погибших в войне 1914–1918 годов. Он очень хотел разместить мемориал в центральной нише Королевского зала во Дворце Бурбонов , комнате, в которой доминируют картины Делакруа , и спроектировал мемориал так, чтобы не конфликтовать с этими работами. Женская фигура в статуе, предположительно вдохновленная Айседорой Дункан , держала огромный короткий меч и круглую раковину, которую носили греческие гоплиты . Произведение называлось «Победа права» . Бурдель завершил макет, намереваясь сделать окончательную мраморную статую высотой 3,25 метра. Французское государство не реализовало этот проект. [ 2 ]
Работа Бурделя 1922/23 года «La Vierge à l'Offrande» или «Vierge à l'Enfant» из серого известняка Шовиньи в Нидербруке , хотя и не является настоящим военным мемориалом, была напрямую связана с войной 1914–1918 годов. Леон Фогт, ученик Бурделя, владел калийными рудниками в Эльзасе, и в 1914 году его мать поклялась, что, если семейное имущество будет сохранено от разрушения во время войны, она закажет статую в честь этого. Она умерла во время войны, но после войны Леон поручил Бурделю создать подходящую статую. Бурдель выполнил различные исследования, и второе исследование, увеличенное до 2,5 м, было помещено в склеп Хартмансвиллеркопфа. Тот же кабинет, но теперь высотой 6 метров, был размещен на склоне лесистого холма над Нидербруком в долине Манаво, чтобы исполнить клятву мадам Фойгт. Работа выставлялась в «Секции религиозного искусства» Осеннего салона 1921–22 годов. [ 2 ] В работах Бурделя Дева Мария держит младенца Иисуса над своим плечом. Его руки вытянуты, так что его тело принимает форму креста. Надпись на статуе также благодарит Эльзас-Лотарингию за возвращение Франции после войны.
«В знак признания божественной защиты долины Мазево и возвращения Эльзаса-Лотарингии Франции чета Жозеф Фогт 1914–1918»
Изображения военных мемориалов Бурделя
[ редактировать ]-
«Ла Франс» в Бриансоне.
-
Вид на военный мемориал Монсо-ле-Мин перед приходской церковью. Мы видим барельеф, изображающий солдата, прощающегося перед уходом на войну, и репродукцию шахтерского фонаря.
-
Памятник в честь «Свободной Франции». Здесь Бурдель использовал свою работу «Франция» .
-
Одна из двух статуй Бурделя у входа в Национальный памятник Хартмансвиллеркопф.
-
Геракл лучник Тулузский. Памятник погибшим физкультурникам войны 1914–18 гг.
-
Монтобанский мемориал погибшим во франко-прусской войне 1870 года.
-
Мемориал Великой войны Монтобана, состоящий из аллегории победоносной Франции, стоящей перед белым храмом с 12 колоннами. И снова Бурдель использовал свою композицию «Ла Франс» .
-
Военный мемориал Капулети и Жюнака. Воспоминание об ужасах войны.
Бюсты Бурделя
[ редактировать ]Луи Жилле написал
«...никто не сделал прекраснее бюстов, чем бюсты Кеберле, Анатоля Франса, М. Симю, Огюста Перре и сэра Джеймса Фрейзера» [ 3 ]
Вот подробности некоторых из этих бюстов, в том числе знаменитых этюдов Бетховена, которые долгое время занимали Бурдель. Бурдель часто выставлял в Салоны портретные бюсты в надежде привлечь комиссионные. Бюст «Адам» был представлен в Салоне французских художников в 1888 году, а также бюсты Армана Сентиса в 1884 году, Делара в 1885 году, актера «Марэ» в 1886 году, «Маркизы Сильвии де Мари» и «Сен-Мерлатти». " В 1887 году. [ 2 ]
Имя | Расположение | Дата | Примечания |
---|---|---|---|
Бюст Эмиля Гарриссона | Монтобан. Музей Энгра-Бурделя | 1885 | Бронзовый бюст этой личности из Монтобана. [ 19 ]
![]() |
Коклен Эне ( Бенуа-Констан Коклен ) | Музей Бурделя, Париж | Бронзовый бюст старшего брата Коклена. [ 20 ] | |
Бюст Коклена-кадета ( Эрнест Александр Оноре Коклен ) | Музей Энгра-Бурделя, Монтобан | 1891 | Терракотовый бюст младшего Коклена под названием «Коклен-кадет в маскариле». Маскариль был одним из величайших персонажей Мольера. [ 21 ]
![]() |
Бюст Ахилла Буи | Монтобан. Музей Энгра | 1882 | Терракотовый бюст фотографа из Монтобана. [ 22 ] |
Бюст Селестин Арго | Тулуза. Августинский музей | 1885 | Работа из терракоты. [ 23 ] |
Бюсты Фелисьена Шампсара и его жены мадам Шампсор | Местонахождение не известно. | 1891 | Шампсаур был влиятельным искусствоведом, ставшим его близким другом. Он написал весьма хвалебную статью о Бурделе для газеты «Курьер де Монтобан». Эти два бюста были показаны в Салоне изящных искусств Национального общества в 1891 году. [ 2 ] |
Бюст Франсуа Муленка | Монтобан; Музей Энгра | 1894 | Работа выполнена по заказу Археологического общества Тарна и Гаронны. Бурдель выполнил две версии. Один хранится в Музее Монтобана Энгра, а меньшая версия с терракотовой патиной хранится в Валанс д'Ажен . ратуше [ 24 ]
![]() |
«Бетховен с пышными волосами» | Монтобан; Музей Энгра | 1891 | Говорят, что в молодости Бурдель был очень похож на Бетховена, что могло объяснить его одержимость созданием его портретов. [ 2 ] «Бетховен с длинными волосами» — одно из самых известных изображений Бетховена, написанное Бурделем. Гипсовая работа, изображающая продуваемого ветром Бетховена, с надписью
В 1888 году Бурдель поставил свою «Бетховена, la joue appuyée sur une main» - Бетховена, подперев щеку одной рукой. [ 25 ] ![]() |
Бронзовый бюст Леона Кладеля | Монтобан. Музей Энгра | 1894 | Французский писатель Кладель был хорошим другом Бурделя, и после его смерти в 1892 году был сформирован комитет по организации скульптуры, Бурдель получил заказ, а полученный бюст был установлен на одной из площадей Монтобана в 1894 году. В 1937 году он был перенесен в музей Энгра, где также хранится гипсовая версия. [ 26 ]
![]() |
Бюст доктора Мести | Мон-де-Марсан. Городской музей | 1900 | Оригинальная гипсовая версия хранится в Музее Бурделя. [ 27 ] |
Бетховен ( «У колонны» ) | Монтобан. Музей Энгра | 1902 | С 1901 по 1910 год пришлось наблюдать дальнейшие исследования Бетховена. Помимо «à la Colonne» , в 1901 году он исполнил «Бетховена, Великую трагическую маску» , 1902 года «Бетховена, dit Metropolitan» , 1903 года «Большого Бетховена, опирающегося на руку» и «Бетховена в постели» , с 1904 по 1908 год. видел «Бетховена в вентиляции» , а в 1908 году — бронзового «Бетховена с двумя руками» , а в 1910 году — «Бетховена в драпировке» . Композиция «à la Colonne» представляла собой вариацию небольшого изображения Бетховена, известного как «dit Metropolitan», гипсовой работы, представленной Парижскому салону в 1902 году и на которой были написаны слова Бетховена.
![]() |
Жан-Огюст-Доминик Энгр | Музей Энгра-Бурделя | 1907 | Бюст великого французского художника. [ 30 ]
![]() |
Бюст Родена | Монтобан; Музей Энгра-Бурделя | 1909 | Работа из терракоты. Показана в Парижском салоне 1910 года. [ 31 ]
![]() |
Огюст Керси | Монтобан. Музей Энгра-Бурделя | 1911 | На постаменте установлен бюст поэта Бурделя. Керси был хорошим другом Бурделя и играл активную роль в продвижении работ Бурделя в Монтобане. Он возглавлял комитет, который организовал награду Бурделю за бюст Леона Кладеля, и был инициатором обеспечения Бурделю заказа на строительство военного мемориала 1870 года в Монтобане. [ 32 ] [ 33 ]
![]() |
Бюст Тристана Корбьера | Музей Бурделя | 1912 | Бронза французского поэта. [ 34 ] |
Юджин Кеберле | Музей Орсе | 1914 | Бронзовый бюст доктора Кеберле, эльзасского хирурга, которому приписывают разработку предшественника современных хирургических кровоостанавливающих средств . [ 35 ] [ 36 ] |
Онесиме Реклю | Музей Деспио-Влерика. Мон-де-Марсан | 1915 | Гипсовый бюст. [ 37 ] |
Анатоль Франс | Музей Орсе | 1919 | Бронзовый бюст, отлитый Алексисом и Эженом Рюдье. [ 38 ]
![]() |
сэр Джеймс Фрейзер | Музей Энгра, Монтобан | 1922 | Существует множество копий этой работы. Сэр Джеймс Джордж Фрейзер был выдающимся антропологом, чья широко читаемая книга 1890 года «Золотая ветвь» проследила повторяющиеся закономерности в мифах и религиозных практиках ранних культур по всему миру. Об этом бюсте Фрейзер написал
![]() |
Огюст Перре | Музей Орсе | 1922 | Бронзовый бюст французского архитектора, пионера в использовании железобетона. Бюст впервые был показан в Салоне Тюильри в 1923 году. Отлит Алексис Рюдье. [ 41 ] |
Соборы и церкви
[ редактировать ]Имя | Расположение | Дата | Примечания |
---|---|---|---|
«Жанна д'Арк священная» | Соборная церковь Нотр-Дам де л’Ассомпсион. Витри-ле-Франсуа | 1909 | Статуя Жанны д'Арк работы Бурделя находится в часовне Святой Жанны д'Арк. Бурдель создал макет этой работы в 1909 году и выставил окончательную версию на Осеннем салоне того же года. Это каменная скульптура высотой 2,31 метра, на которой изображена Жанна д'Арк, несущая свой штандарт или знамя на коронации Карла VII в Реймсском соборе. [ 42 ] |
«Жанна д’Арк со штандартом» или «Жанна д’Арк со штандартом» | Андреевский собор. Бордо | 1909 | Каменная статуя, выполненная для Витри-ле-Франсуа, имела такой успех, что отливки из бронзы были заказаны для Бордо и еще одной церкви. [ 2 ] Бордоская бронза была отлита Эженом Рюдье в 1910 году. Гипсовая модель хранится в Музее изящных искусств Бордо. [ 43 ] |
«Жанна д’Арк со штандартом» | Церковь Сен-Эглиз Сен-Мартен Барантен | 1909 | Копия упомянутой выше работы 1909 года, но из железобетона. [ 44 ] |
Церковь Нотр-Дам-дю-Рейнси | Ле Рейнси | 1922 | Для этой церкви, спроектированной Огюстом Перре и его братом Гюставом, Будель выполнил Пьету для тимпана над входом в церковь. Церковь, построенная из железобетона, «торговая марка Перре», считается первой «современной» французской церковью. [ 45 ] |
В 1916 году Бурдель также создал небольшой вотив с изображением Святого Барба, который хранится в Лионском музее изящных искусств. Семья его зятя, доктора Кушуда, попросила Бурделя создать обет в качестве защиты их сына, который сражался в артиллерии. Первоначально он был помещен в церковь Сен-Жюльен-де-л'Эрм недалеко от Лиона, а затем передан в музей. [ 2 ] Изделие выполнено из полихромного цемента. Копии работы находятся в Стокгольме, Риме, Брюсселе и Люксембурге. [ 46 ]
Работает в Музее Орсе.
[ редактировать ]Имя | Расположение | Дата | Примечания |
---|---|---|---|
Людвиг ван Бетховен | Музей Орсе | 1903 | Бронзовая версия 1903 года этюда Бурделя о немецком композиторе. Между 1887 и 1929 годами Бурдель работал над различными идеями скульптур Бетховена, и многие из них можно увидеть в Музее Бурделя. Гипсовая версия бюста д'Орсе была показана в Салоне Национального общества изящных искусств 1902 года. Перед постаментом написаны слова [ 47 ] |
«Сдержанный медведь» | Музей Орсе | 1909 | Этот бронзовый этюд пастуха, пытающегося совладать с бараном, был отлит из бронзы Алексисом Рюдье и его братом. Бурдель питал глубокую любовь к животным и сельской местности, вызванную каникулами, проведенными с дедушкой на Коссе. Однажды он описал себя как
В период с 1907 по 1910 год, помимо «Белого воротничка», он работал над «Маленькой пасторалью» в 1907 году, «Фоной и шевром» с 1908 по 1909 год, «Белье Куше» в 1908 году и «Труи» в 1909 году. [ 2 ] [ 48 ] |
«Боец» | Музей Орсе | 1905 | Бронзовая голова Геркулеса, отлитая Адриеном-Орельеном Эбраром. Фактически это реприза части памятника франко-прусской войне Монтобана. |
«Предложение» | Музей Орсе | 1905 | Эта бронзовая статуэтка была отлита на литейном заводе Адриана-Орельена Эбрара. Говорят, что вдохновением для работы послужила Клеопатра Севастос, молодая греческая студентка Бурделя, ставшая его второй женой. [ 49 ] |
«Купальщица в своем туалете» | Бассейн. Рубе | 1906 | Эту бронзовую статуэтку еще называли «Венера в туалете» . Отливки с коричневой и зеленой патиной. Эта версия написана А. А. Эбраром. В настоящее время предоставлен Музеем Орсе в аренду Рубе, где старая общественная купальня была преобразована в художественную галерею. |
Гюстав Эйфель | Музей Орсе | 1928 | Этот бюст стоит на постаменте у подножия Эйфелевой башни.
![]() |
«Сила воли» | Музей Орсе, Париж | 1914-1922 гг. | Бронзовая версия этой работы, отлитая Алексисом Рюдье по гипсовой модели Бурделя 1920 года, стоит на террасе перед Музеем Орсе на улице Лилль. «Ла Форс» является частью памятника Карлосу Марии де Альвеару в Буэнос-Айресе , который Бурделю было поручено построить в 1913 году. Окончательную модель он завершил в 1922 году, в нее вошли генерал верхом на лошади и четыре аллегорические фигуры — «Ла Победа». « , «Ла Форс» , «Ла Свобода» и «Красноречие». Макет и рабочие модели скульптуры можно увидеть в Музей Бурделя . Гипсовая модель «Силы Волонте» 1920 года была показана в Салоне национального общества изящных искусств в 1920 году. Есть еще одна гипсовая модель, хранящаяся в . Музее изящных искусств Гренобля Бурдель получил заказ через своего аргентинского друга в Париже, Родольфо Алькорту, и отправился в Аргентину в 1912 году, чтобы провести некоторые предварительные исследования и поработать над подготовкой макета. Этот макет получил заказ, но с началом войны в 1914 году Бурдель и его семья вернулись в Монтобан. Там ему пришлось работать над комиссией на протяжении всех военных лет при помощи мадемуазель Маркович, постепенно увеличивая размер, пока он не смог выставить фигуры в натуральную величину в Салоне Национального общества изящных искусств в 1920 году. Кастинг был завершен. в 1923 году как раз к выставлению бронзы в Салоне Тюильри. Окончательное открытие состоялось в 1926 году. В 1914 году Бурдель также проводил исследования для памятника Боливару, но заказ так и не был получен. [ 2 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]
![]() |
«Победа» | Музей Орсе, Париж | 1919-1920 гг. | См. запись выше о «Force de la Volonté» . «Виктуар» была еще одной аллегорией, созданной Бурделем для памятника Альвеару. Эта скульптура, также отлитая из бронзы Алексисом Рюдье по гипсовой модели 1920 года, стоит возле Музея Орсе рядом с «Ла Форсом». Эта работа также была показана в Салоне национального общества изящных искусств 1920 года. [ 53 ] [ 54 ]
![]() |
Основные работы
[ редактировать ]Имя | Расположение | Дата | Примечания |
---|---|---|---|
Бюст Пьера Лапрада | Музей Бурделя | 1881 | Бронза художника Монтобана. [ 55 ] |
Первая победа Ганнибала | Музей Энгра | 1885 | В 1885 году Бурдель переехал в студию на тупике дю Мэн, где сейчас находится музей Бурделя, а его гипсовая модель «Первая победа Ганнибала » получила «почетную награду» в Салоне французских художников. Его купила маркиза де Мари и подарила музею Энгра. [ 2 ] |
Великий воин Монтобана | Фонд Бамберга Тулуза | 1898 | Эта бронза была частью франко-прусского военного мемориала в Монтобане и была отлита из бронзы в 1956 году как отдельная работа. Один экземпляр можно увидеть в музее Хиршхорна.
![]() |
Мальчик из Монтобана | Музей Бурделя | 1885 | Ранняя работа Бурделя из бронзы. [ 56 ] |
Материнство | Национальная галерея Австралии, Канберра | 1893 | Работая в студии Родена «практиком» (ассистентом студии, который помогал выполнять работы по мрамору), он завершил эту гипсовую композицию матери и ребенка, которая была отлита из бронзы ограниченным тиражом в 1914 году на литейном заводе Эбрара. [ 57 ] |
Средняя школа Энгра | Монтобан | В фойе колледжа находятся медальоны с изображением Франсуа Араго и Жюля Мишле . [ 58 ] | |
Ле фрукт или Помоне | Малый дворец. Париж | 1902 по 1911 год | Бурдель работал над этой скульптурой, изображающей Помону , с 1902 по 1911 год. Бронзовая версия была отлита на литейном заводе Кубертена, а бронзовые слепки есть как в Пти-Пале, так и в Музее Бурделя. Пти-Пале был построен для Всемирной выставки 1900 года, и сейчас здесь находится Парижский музей изящных искусств (Musée des Beaux-Arts de la ville de Paris). |
Пенелопа | Различные локации, включая Канберру | 1905–12 | В начале 1900-х годов Бурдель нашла большое вдохновение в мифологии, и примером этого является история Пенелопы, вечно верной жены Одиссея, которая десять лет ждала возвращения мужа с Троянской войны. Бронзовая Пенелопа была впервые показана в 1912 году. Отвергая постоянно растущую тенденцию среди скульпторов к прямой резьбе или работе с моделями в натуральную величину, Бурдель был во многом традиционалистом и по большей части начинал проекты с макета, а затем уточнял и увеличивал скульптура через последовательные этапы. Это часто означало долгий период созревания от оригинальной идеи и дизайна до окончательной скульптуры. Скульптура Пенелопы является хорошим примером этого, и она разрабатывалась в четыре этапа: два небольших исследования в 1905 и 1907 годах, а также уменьшенная версия 1909 года (1,20 метра в высоту), прежде чем монументальная скульптура была завершена в 1912 году. со временем будет выставлен в Салоне национального общества изящных искусств. Примеры полноразмерной версии высотой 2,40 метра можно увидеть в голландском музее Кроллермюллера д'Оттерло, в музее Гонолулу и в Национальную галерею Канберры , а версию меньшего размера высотой 1,20 метра можно увидеть в Пти-Пале в Париже, в Амстердаме, в Лилле и в токийском музее Бриджстоун. В версии 1905 года Пенелопа носит веретено, напоминающее нам о ее методе упреждать своих многочисленных женихов во время долгого отсутствия Одиссея; она сказала им, что не может выбирать между ними, пока не закончит работу над гобеленом, но то, что она ткала днем, расплетала ночью. Шпиндель в версии 1907 года не использовался, как и во всех последующих версиях. В версии 1907 года высота была увеличена на 61 см. Окончательная монументальная версия была завершена в 1912 году. [ 59 ] [ 60 ]
![]() |
Жан-Батист Карпо | Ратуша. Париж | 1909 | Бурдель изображает Карпо, великого французского скульптора Второй империи , за работой. Копии этой бронзы можно увидеть возле парижского отеля Hôtel de Ville и в лионском Музее изящных искусств. Бронза высотой 2,46 м была показана в Салоне Национального общества изящных искусств в 1909 году. [ 61 ]
![]() |
Роден работает над своими «Вратами ада». | Музей Родена | 1910 | Бурдель изображает Родена, работающего над своими Порт-де-л'Энфер . Отлит из бронзы в 1927 году Рюдье и подарен музею.
![]() |
Мемориальная доска детям-сиротам войны 1914–1918 годов. | Безансонский музей времени | 1915 | Бурдель выполнил эту прямоугольную прессованную металлическую табличку в рамках кампании по сбору средств для сирот сотрудников французской почты и телекоммуникаций, расположенной в «Фойе де Кашан». Это было написано На мемориальной доске изображен почтальон, доставляющий почту на фоне руин, включая горящую церковь. Он передает письмо женщине, которая, кажется, находится в приюте, и утешает молодую девушку, которая цепляется за него. Предположительно в письме содержится сообщение о смерти мужа/отца. [ 62 ] [ 63 ] |
Геракл убивает птиц озера Стимфалия («Геракл-лучник») | Ле Везине | 1929 | Первая отливка этой композиции из бронзы датируется 1909 годом, после нескольких предварительных исследований (высота около 60 см), и она была выставлена в 1910 году в Салоне Национального общества изящных искусств. Высота составила 2,50 метра. Его купил для своего сада в Медоне Габриэль Томас из Общества театра Елисейских полей, и считается, что это побудило Томаса в конечном итоге работать над знаменитыми декорациями театра. Томас, конечно, поощрял Бурделя проводить исследования для этого проекта. Томас пытался гарантировать, что никаких дальнейших копий не будет сделано, чтобы его работа была уникальной, но Бурдель отказался, и работа была возвращена ему только для того, чтобы ее немедленно купил принц Швеции Евгений. Он до сих пор находится в Вальдемарсудде недалеко от Стокгольма. Затем Томас передумал, но ему пришлось довольствоваться одним из вторых забросов (2,48 метра). Первая и вторая отливки ограничены десятью отливками каждая, есть третья гипсовая версия высотой 2,52 метра. Моделью для фигуры Геркулеса послужил Дуайен Париго, фанатик фитнеса, служивший комендантом кирасиров. Он был убит в 1916 году под Верденом. [ 2 ] Копия в Ле Везине представляет собой бронзовую отливку Алексиса и Эжена Рюдье, датированную 1923 годом и сделанную по заказу Люксембургского музея. Бурдель добавил к работе два рельефа — «Гидру Лерна» и «Немеевского льва» . В Музее Бурделя хранится гипсовая модель 1923 года, но ее копии есть во многих ведущих международных музеях. На фотографии ниже показана копия из Лионского музея изящных искусств. Скульптура находится в Военном мемориале Тулузы. См. запись в разделе «Военные мемориалы». [ 64 ]
![]() |
Памятник Адаму Мицкевичу. | Площадь Альма в Париже | 1909 | Этот памятник с использованием скульптур Бурделя был установлен в 1929 году незадолго до его смерти. Памятник имел затянувшееся происхождение, чему не способствовало ухудшение здоровья Бурделя, и впервые обсуждался в 1908 году. Это прославление великого польского писателя и поэта, патриота Адама Мицкевича. Мицкевич провел время в изгнании в Париже и преподавал в Коллеж де Франс, став хорошим другом Жюля Мишле и Эдгара Кине . Бурдель давно интересовался работой над памятником Мицкевичу и не нуждался в уговорах принять заказ, когда к нему обратились в 1908 году. Он хорошо знал великого поборника польской национальной свободы и во время своего визита в Польшу в 1908 году в качестве члена жюри, оценивавшего В борьбе за памятник Шопену он воочию увидел страдания поляка после третьего раздела 1795 года. Всегда привередливый Бурдель изготавливал макеты в 1909 и 1910 годах и в том же году смог показать «Голову Мицкевича» в Салоне де ла Национальное общество изящных искусств. Лишь в 1928 году работа была завершена: Рюдье отлил ее, а открытие состоялось в 1929 году. [ 2 ] Фигура Мицкевича стоит на колонне, у основания которой расположены барельефы, вдохновленные творчеством Мицкевича; Валленрод , Пленники , Дзиады , Альдона и Старый Хаслбан . Барельеф « Три Полони» — аллегория мучительной истории Польши, разделенной Россией, Австрией и Пруссией. Частью композиции Бурделя является «L'Épopée Polonaise», показанная на фотографии в галерее ниже, копия которой хранится в музее Бурделя. Памятник является подарком Польши Франции. [ 65 ] |
Изображения памятника Мицкевичу, в том числе барельефы
[ редактировать ]-
«Эпопея Полонез» — польский эпос.
-
Памятник Мицкевичу
-
Два барельефа на памятнике Мицкевичу. «Старый Халбан» слева и «Пленники» справа.
-
Два барельефа на памятнике Мицкевичу. «Три Польши» и «Альдона».
-
Один из барельефов на памятнике Мицкевичу. "Дзиады"
Основные работы (продолжение)
[ редактировать ]Имя | Расположение | Дата | Примечания |
---|---|---|---|
«Голова Аполлона» | Музей Орсе | 1900–09 | Многие считают, что эта работа стала переломным моментом, знаменующим фундаментальные изменения в творчестве Бурделя. Кэннон-Брукс написал и когда Роден увидел работу, он сказал: [ 2 ] В музее хранится бронзовая версия, отлитая Алексисом и Эженом Рюдье с патиной из сусального золота. Были отлиты различные издания произведения, его также можно увидеть в Музее Бурделя и музеях Лозанны, Монпелье и Стокгольма. Интересно отметить, что Бурдель начал изучать голову Аполлона, когда еще работал помощником (практиком) Родена. [ 66 ] |
Музей Гревен | Париж | 1900 | В 1900 году Габриэль Томас поручил Бурделю выполнить большие барельефы «Les Nuages» над аркой авансцены и «Les nuées» для входа в музей.
![]() |
«День и ночь» | Музей Бурделя | 1903 | В композиции Бурделя мужчина олицетворяет «День», его глаза обращены к небу. На плече у него рука, рука невнятной «Ночи». [ 67 ] |
Памятник Антуану Бурделю с автопортретом | Площадь Бурдель, Монтобан | 1925 | Эта бронза находится на площади Генерала Пикара в Монтобане. [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] |
Автопортрет в шляпе | Музей Бурделя | 1929 | Бронзовый автопортрет. [ 71 ] |
«Смерть последнего кентавра» | Монтобан | 1914 | Бронзовая версия этой работы стоит на улице de l'Hôtel de Ville в Монтобане / улице Мари Лафон. Работа датируется 1911 годом и была заказана для Буэнос-Айреса мэром Хорхе Лавалье Кобо. Кобо увидел и понравилась небольшая скульптура кентавра, которую он видел в парижской студии скульптора в 1911 году, и заказал большую версию. Несмотря на то, что он был заказан в 1912 году, война 1914–1918 годов задержала его отливку в бронзе, и он достиг Аргентины только в 1916 году. Его можно увидеть недалеко от площади Реколета. [ 72 ]
В 1925 году еще одна бронзовая отливка была установлена в парижском Салоне Тюильри . [ 73 ] ![]() |
Марсельская опера | Марсель | Открытый в 1787 году Марсельский оперный театр был разрушен пожаром в ноябре 1919 года. Он был перестроен между 1921 и 1924 годами с участием различных художников, а планы разрабатывались архитекторами Гастоном Кастелем, Анри Эбрардом и Джорджем Раймондом. Бурдель выполнил пигментированный лепной рельеф над аркой авансцены Марсельской оперы. Фигуры окрашены в кирпично-красный цвет и напоминают о рождении красоты — «La Naissance de la Beauté» . Афродита принимается Эросом, и по обе стороны находятся Музы Искусства. Слева от Афродиты Бурдель изображает «Музыкальную комедию» , «Танец» , «Эпопею» , «Песню» и «Театральную память», а справа от нее «Трагедию» , «Лирическую поэзию» , «Медитация » и «Мемуар» . Над изображением молодой пастух держит дудку Пана, символизирующую «Le Chant agreste» . [ 74 ] | |
«Дева Мария» | Национальная галерея Шотландии. | Композиция, использованная для Нидербрука, использовалась ранее для этой скульптуры. Говорят, что фигура Девы Марии была основана на жене Бурделя Клеопатре, а ребенок Иисус - на его дочери Родии. Его жена также была скульптором, и платок, который носила Богородица, был вдохновлен платком, который она использовала при резьбе по дереву, чтобы защитить волосы от пыли. [ 75 ] | |
Театр Елисейских Полей | Париж | 1910-1913 гг. | Габриэль Томас был финансистом и председателем Общества Эйфелевой башни и Музея Гревен, для которого Бурдель изготавливал рельефы в 1909 году. Он также был первым покупателем «Геракла-лучника». Он задумал построить большой современный театр и купил землю на авеню Монтень в 1910 году. Огюст Перре был назначен архитектором-проектировщиком, а Бурделю было поручено выполнить серию мраморных фризов для фасада театра, а также для атриума . один из многих случаев, когда ему приходилось работать с Перре, который был пионером в использовании железобетона (бетон арме). В ходе «тур де силы» Бурдель создал более 70 отдельных композиций, многие из которых вдохновлены танцами Айседоры Дункан . Один из барельефов назывался «Трагедия» , а гипсовую форму для него можно увидеть в Музее Энгра в Монтобане . Он датируется 1912 годом. В музее также хранятся гипсовые формы для рельефов «Музыка» , «Танец» , «Комеди» , «Аполлон и медитация» , «Скульптура и архитектура». и «Une muse, dite Muse échevelée» . Внутри самого театра скульптурное оформление ограничивается парой узких мраморных барельефов у подножия лестницы - «Страстная любовь» и «Героическая любовь», но Бурдель выполнил несколько картин для потолка театра. [ 76 ] [ 77 ] Один из рельефов на фасаде здания «Скульптура и архитектура» прославляет взаимосвязь двух художественных форм архитектуры и скульптуры, что глубоко обеспокоило Бурделя, который считал скульптуру архитектурной. [ 77 ] [ 78 ]
![]() |
" Сапфо " | Монтобан | 1925 | Эта работа из бронзы стоит перед театром Монтобана «Олимп-де-Гуж» на площади Комеди. Гипсовую версию можно увидеть в Музее Бурделя. Бурдель впервые работал над этой композицией в 1887 году и переработал ее в 1924 году, но в большем масштабе. Две версии были выставлены в Павильоне дю Ливр Музея декоративного искусства в 1925 году, в том числе бронзовая версия 1925 года в Монтобане, отлитая Фондом де Кубертена в Сен-Реми-ле-Шеврез и имеющая высоту 2,08 метра. Добавляя к работе свою монограмму, Бурдель добавил даты «1887–1925».
![]() |
«Бетховен: Капители с виноградом» | Музей Энгра-Бурделя | 1924 | Ближе к концу жизни Бурдель вернулся к занятиям Бетховена с этим этюдом композитора в обрамлении винограда и лоз. В это время он также исполнил свою «Бетховен, архитектура» — голова композитора, выступающая из каменной глыбы. «Бетховен Патетическая». К этому же периоду относится [ 2 ]
![]() |
Памятник Оноре Домье | Марсель | 1949 | Бурдель выполнил предварительные эскизы памятника Оноре Домье с 1925 по 1927 год, а в 1927 году создал композицию высотой 1,13 метра, изображающую художника, сжимающего свой литографский камень. На самом деле он не получил комиссию, но впоследствии, задолго до смерти Бурделя, голова была увеличена в размерах, и теперь она находится на высоком постаменте на площади Давьеля в Марселе. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свидетельство о рождении Эмиля Антуана Борделя, Министерство культуры и коммуникаций, Леонора.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Эмиль Антуан Бурдель, Питер Кэннон-Брукс. Трилистник Букс, ООО. ISBN 0 86294 039 7 .
- ^ Перейти обратно: а б «Статья Луи Жилле о Бурделе» (PDF) . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «Франко-прусский мемориал в Монтобане» . Проверено 24 мая 2014 г.
- ^ Путь памяти: Диссертация Сесиль Лестрейд по П. Вувенелю, Interne des Hôpitaux. Архивировано 3 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ База Мериме : Памятник спорту и Майсонье , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Афина» (PDF) . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ «Военный мемориал Монсо-ле-Мин» . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ База Палисси : 2 статуи (колоссальная фигура): ангелы , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Национальный памятник Хартмансвиллеркопф» . Проверено 24 мая 2014 г.
- ^ Запись о памятниках Эльзаса времен Великой войны , дата обращения 26 мая 2014 г. [ циклическая ссылка ]
- ^ «Монтобанский мемориал погибшим в Великой войне» (PDF) . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «Военный мемориал Капулети и Жюнака» . История Арьежа . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ «Военный мемориал Тру» . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ «Военный мемориал Тру» . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 29 мая 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Военный мемориал Тру» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2014 года . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ База Палисси : Богородица с Младенцем , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Мадонна с младенцем 2» . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ База Джоконды : Бюст Эмиля Гарриссона , Министерство культуры Франции . (на французском языке)
- ^ «Коклен Эне» . Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ «Коклен-кадет» . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ База Джоконды : Ахилл Буи , Министерство культуры Франции . (на французском языке)
- ^ База Джоконды : Бюст Селестин Арго , Министерство культуры Франции . (на французском языке)
- ^ База Джоконды : Бюст Франсуа Муленка , Министерство культуры Франции . (на французском языке)
- ^ Мона Лиза : Бетховен с пышными волосами , Министерство культуры Франции . (на французском языке)
- ^ База Джоконды : Бюст Леона Кладеля , Министерство культуры Франции . (на французском языке)
- ^ База Джоконды : Бюст доктора Феге , Министерство культуры Франции . (на французском языке)
- ^ База Джоконды : Бетховен «а-ля колонна» , Министерство культуры Франции . (на французском языке)
- ^ «Освещение всех этюдов Бетховена Бурделя» . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ «Энгр» . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ База Джоконды : Бюст Родена , Министерство культуры Франции . (на французском языке)
- ^ «Бюст Огюста Керси» . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «Бюст Огюста Керси 2» (PDF) . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «Бюст Тристана Корбьера» . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ Архивы общей хирургии и хирургии желудочно-кишечного тракта во Франции.
- ^ «Эжен Кеберле» . Проверено 24 мая 2014 г.
- ^ База Джоконды : Онисим Реклю , Министерство культуры Франции . (на французском языке)
- ^ «Анатоль Франс» . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ «Бюст Джеймса Джорджа Фрейзера» . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «Заметка галереи Тейт о бюсте Джеймса Джорджа Фрейзера» . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «Огюст Перре» . Проверено 24 мая 2014 г.
- ^ « Жанна д'Арк о Священной » . Проверено 3 июня 2014 г.
- ^ База Палисси : Жанна д'Арк со штандартом , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Эглиз Сен-Мартен Жанны д'Арк» . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ База Мериме : Церковь Нотр-Дам (работа Огюста Перре) , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ «Вотив с изображением святого Барба» . Проверено 3 июня 2014 г.
- ^ «Людвиг ван Бетховен» . Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 24 мая 2014 г.
- ^ «Сдержанный медведь» . Проверено 23 мая 2014 г.
- ^ «Оффранд» . Проверено 24 мая 2014 г.
- ^ «Сила воли» . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ «Сила воли 2» . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ «Сила воли 3» . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ «Виктуар» . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ «Виктуар» . Проверено 21 мая 2014 г.
- ^ «Пьер Лапрад» . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ «Мальчик из Монтобана» . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ «Матернитэ» . Проверено 25 мая 2014 г.
- ^ «Лицее Энгр» . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ «Пенелопа» . Проверено 23 мая 2014 г.
- ^ «Заметки Канберрской художественной галереи о скульптуре» . Проверено 25 мая 2014 г.
- ^ «Карпо за работой» . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ База Джоконды : мемориальная доска PTT , Министерство культуры Франции . (на французском языке)
- ^ "Работа сирот PTT", Музей Орсе.
- ^ «Геракл убивает птиц озера Стимфалия» . Проверено 24 мая 2014 г.
- ^ «Адам Мицкевич» (PDF) . Проверено 24 мая 2014 г.
- ^ «Голова Аполлона» . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «День и Ночь» . Проверено 28 мая 2014 г.
- ^ «Памятник Антуану Бурделю с автопортретом» . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ «Памятник Антуану Бурделю с автопортретом 2» . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ «Памятник Антуану Бурделю с автопортретом 3» . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ «Автопортрет в шляпе» . Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ «La mort du dernier centaure/Смерть последнего кентавра» . Проверено 23 мая 2014 г.
- ^ «Смерть последнего кентавра 2» . Проверено 23 мая 2014 г.
- ^ «Марсельская опера» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2014 года . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «Национальная галерея Шотландии» . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ База Мериме : Театр Елисейских Полей , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ Перейти обратно: а б «Театр Елисейских полей» . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ «Театр Елисейских полей» (PDF) . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «Работа «Сафо» в Монтобане» . Проверено 23 мая 2014 г.
- ^ «Сафо» . Проверено 23 мая 2014 г.
- ^ «Домье» . Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ «Памятник Оноре Домье» . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Домье» . Проверено 4 июня 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные со скульптурами Антуана Бурделя, на Викискладе?