Шемен (библия)
Шемен ( иврит : שמן ) — наиболее часто используемое слово, обозначающее масло в еврейских писаниях , использованное около 170 раз в различных контекстах.
Растительное масло
[ редактировать ]В Исходе 29:1–9, описывающем рукоположение Аарона пресная хала ( חלה ), приготовленная с маслом, что переводится как «лепешки», и облатки ( רקיק и его сыновей, среди обязательных приношений входят ), намазанные маслом. Лепешки, вафли и хлебное приношение ( לחם высшего качества, ), приготовленные из пшеницы кладут в корзину. После помазания Аарона и его сыновей елеем и кровью курдюк овна , почки и другие части тела овна сжигаются как приношение, а также один лепешка, одна облатка и кусок опресноков. Затем оставшееся мясо барана варят, чтобы Аарон и его сыновья могли съесть его вместе с остатком хлеба и лепешек.
Во Второзаконии 8:8 она упоминается как eretz zeit shemen в описании «доброй земли»: «Земля пшеницы, ячменя, виноградной лозы, инжира и гранатов, земля оливок для масла и (финикового) меда. ". [1] Судя по этому стиху и дополнительным описаниям, данным во Второзаконии 6:11 , Второзаконию 28:40 , Иисусу Навину 24:13 и 4 Царств 18:32 , можно сделать вывод, что оливкового масла было в изобилии. Раскопки в Тель-Микне-Экроне выявили более сотни маслопрессов, и, судя по всему, этот регион занимал центральное место в крупной промышленности по производству оливкового масла. [2]
В Бытии 49:20 описывается богатство земель Асира : «От Асира придет тучный хлеб [богатая пища], и он доставит царские деликатесы». [3] Отношения между жиром ( иврит : שמנה , шемене ) и маслом ( иврит : שהנ , шемен ) обсуждались Ибн Эзрой . [4] Благословение исключительно плодородных земель Ашера дано Моисеем во Второзаконии 33:24 : «Да окунет он ногу свою в масло». [5]
Описывая невзгоды пустыни, в Числах 11:8 у израильтян есть только манна , из которой они готовят лепешки, называемые угга ( עוגה ), которые, согласно отрывку, по вкусу напоминают лесад хасамен ( לשד השמן ). В переводе JPS это слово означает « сливки» насыщенные , но точное значение этого слова неизвестно. Помимо Псалмов 32:4 , этот стих является единственным известным использованием слова лесад . Оно было переведено на греческий как лепешка с маслом ( ενκρις εζ ελαιου ), энкрис также использовался для еврейского цаппиххит вместо облаток в Исходе 16:31 (где вкус описан как «как лепешка, приготовленная с медом»). [6]
Ритуальное использование
[ редактировать ]В Исходе 29:21 два незапятнанных овна приводятся к Аарону и его сыновьям для рукоположения в священники. Одного приносят в жертву во всесожжение , а второго закалывают, а часть крови смешивают с маслом для помазания и окропляют священнические одежды. Его также использовали для помазания царей. [7]
Он используется для помазания маслом в сочетании с Вефилем и другими местами, которые были «помазаны» в повествовании о Лестнице Иакова и последующем втором посещении Вефиля ( Бытие 35: 9–15 ). [7] [8] Это одно из приношений, которые Бог требует от израильтян для Скинии в Исходе 25: 3–8 в контексте специй, которые будут использоваться для приготовления масла помазания и благовоний, а также для использования в светильниках. [7] Оно также используется в контексте жертвоприношений в Михея 6:7 : «Будет ли доволен Господь тысячами овнов, десятью тысячами рек с маслом? Отдам ли я первенца моего за преступление мое, плод тела моего за грех мой? грех моей души?» [9]
В книге Левит 24:1–9 обсуждаются обязательства Израиля обеспечивать ежедневное масло для светильников в скинии и хлеб на неделю для священников. [2]
Существуют различные дополнительные правила использования масла для освещения в различных контекстах, например, при поиске хамеца во время Песаха . Иногда свечу шамаш делают из воска, а для остальных свечей используют оливковое масло. [1]
Торговля
[ редактировать ]Согласно Иезекиилю 27:17, масло обменивается с Тиром : «Иуда и земля Израилева были твоими торговцами: они торговали на твоем рынке пшеницей Миннит и Паннаг, и медом, и маслом, и бальзамом». Осия 12:1 обсуждает контекст отношений между Ефремом и Египтом: «Ефрем питается ветром и следует за восточным ветром: он ежедневно умножает ложь и опустошение; и они заключают завет с ассирийцами, и масло переносится в Египет. ". [5]
Парфюмерное или косметическое масло
[ редактировать ]Есть несколько библейских упоминаний о неритуальном использовании косметики. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гелбард, Шмуэль Пинхас. Обряд и разум: 1050 еврейских обычаев и их источники, Том 1 . Фельдхайм. п. 283 . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Милгром, Джейкоб. Левит: Книга ритуалов и этики: континентальный комментарий . Крепость . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ Полтер, Моше. Племена в Библии . Таргум Пресс . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ Стикман, Х. Норман. Комментарий Ибн Эзры к Пятикнижию . Издательство Менора. п. 439.
- ^ Перейти обратно: а б Бар, Шауль. Рождение нации: История Джейкоба . Випф. п. 146 . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ Эшли, Тимоти Р. Книги чисел . Эрдмана. п. 209 . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ренн, Стивен Д. Толковый словарь библейских слов: изучение ключевых английских библейских слов на основе еврейских и греческих текстов . Издательство Хендриксон . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ Стикман, Х. Норман. Комментарий Ибн Эзры к Пятикнижию . Издательство Менора. п. 333.
- ^ Стикман, Х. Норман. Комментарий Ибн Эзры к Пятикнижию . Издательство Менора. п. 266.