Веселая лодка

Веселая лодка — это тип корабельной лодки, использовавшийся в 18 и 19 веках. Используемый в основном для переправки персонала на корабль и обратно или для других мелких работ, к 18 веку он был одним из нескольких типов корабельных лодок. Конструкция менялась на протяжении всего периода эксплуатации.
Этот термин до сих пор неофициально используется при описании современной спасательной моторной лодки. Слово «Веселый» также до сих пор используется в морском сообществе для описания посещения берега на небольшой лодке или для оправдания того, чтобы не находиться на борту корабля.
Происхождение
[ редактировать ]Термин «веселая лодка» имеет несколько возможных источников происхождения. Оно может происходить от голландского или шведского слова jolle , термина, означающего небольшой лай или лодку. [ 1 ] Другие варианты включают английский термин yawl или «gelle-wate», последний термин использовался в 16 веке для обозначения лодки, которую капитан использовал для поездок на берег и обратно. [ 1 ] [ 2 ] Согласно Оксфордскому словарю английского языка , этот термин появляется в энциклопедии Чембера начала XIX века его называют просто «веселым» между 1727 и 1741 годами. В романах Фредерика Марриата . Это слово, возможно, использовалось значительно раньше, поскольку в отчетах о путешествиях Фрэнсиса Дрейка и Джона Хокинса говорится: «В тот день веселый «Пегас» вышел на берег за водой, не неся никакой охраны. Испанцы, заметив это, напали на них». [ 3 ]
Дизайн и использование
[ редактировать ]
Лодки Jolly обычно были самым маленьким типом лодок, перевозимых на кораблях, и обычно имели длину от 16 футов (4,9 м) до 18 футов (5,5 м). [ 4 ] Они были построены из клинкера и приводились в движение четырьмя или шестью веслами. [ 1 ] Когда веселая лодка не использовалась, она обычно висела на шлюпбалках на корме корабля, и ее можно было поднимать на воду и вынимать из нее. [ 1 ] [ 4 ] Лодки Jolly использовались для перевозки людей и товаров на берег и обратно, для проведения осмотров корабля или других небольших задач и обязанностей, которые требовали лишь небольшого количества людей и не требовали использования более крупных лодок, таких как катер или катер . Лодки Jolly использовались практически на всех типах военных кораблей Королевского флота в эпоху парусного спорта , от линейных кораблей до шлюпов и бригов . [ 5 ] Линейные корабли должны были нести баржу, катер, пиннас , два катера разного размера и веселую лодку, тогда как бриги могли нести только веселую лодку и катер. [ 5 ]
Применение весёлой лодки получило дальнейшее развитие во время Французской революции и наполеоновских войн , особенно командиром сэром фрегата Джорджем Кольером . [ 6 ] Коллиер, принимавший активное участие в блокаде испанского побережья во время войны на полуострове , объединил характеристики веселой лодки с особенностями вельбота и нашел результат чрезвычайно мореходным и особенно эффективным при высадке на берег. [ 6 ] Конструкция была особенно плавучей, и ее часто описывали как спасательную шлюпку. Несколько капитанов заказали эти лодки для своих кораблей, в то время как Адмиралтейство несколько раз рассматривало возможность заказа общей замены веселых лодок старого образца на новые «спасательные шлюпки», но его сдерживала стоимость. [ 6 ] Однако к 1815 году Комитет по запасам санкционировал замену весёлых лодок старого образца улучшенными версиями, когда и когда командиру корабля это окажется практичным. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Бетси (шхуна) , рассказ о потерпевшей кораблекрушение команде, которая села на веселую лодку.
- Выжившие после затопления СС «Англо-Саксон» в 1940 году, пережившие 70 дней дрейфа в веселой лодке.
- HMY Britannia – ныне плавучий музей в Лейте, Шотландия – несет на борту две современные веселые лодки на шлюпбалках: одну по левому и одну по правому борту.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Oxford Companion to Ships and the Sea, с. 434
- ^ Oxford Companion to Ships and the Sea, p. 340
- ^ Больше слов, древних и современных, стр. 92-3.
- ^ Jump up to: а б Адкин. Трафальгарский спутник . п. 94.
- ^ Jump up to: а б Лавери. Флот Нельсона . п. 70.
- ^ Jump up to: а б с д Гардинер. Фрегаты наполеоновских войн . стр. 108–9.
Ссылки
[ редактировать ]- Адкин, Марк (2007). Трафальгарский спутник: Путеводитель по самому известному морскому сражению в истории и жизни адмирала лорда Нельсона . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 978-1-84513-018-3 .
- Гардинер, Роберт (2006). Фрегаты наполеоновских войн . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-292-5 .
- Кемп, Питер, изд. (1979) [1976]. Оксфордский справочник по кораблям и морю . Паладин. ISBN 0-586-08308-1 .
- Лавери, Брайан (1989). Флот Нельсона: корабли, люди и организация; 1793-1815 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-521-7 .
- Уикли, Эрнест (1971). Больше слов: древние и современные . Айерс Пресс. ISBN 0-8369-5917-5 .