Ан Дуонг Выонг
Ан Дуонг Выонг Король Аньян | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Статуя короля Ан Дуонг Выонга в храме Ко Лоа, Донг Ань, Ханой | |||||
Король О Лака | |||||
Царствование | 257–179 до н.э. | ||||
Предшественник | Хунг Дуэ Выонг из Ван Ланга | ||||
Преемник | Династия рухнула Триу Да из Наньюэ | ||||
Рожденный | Неизвестно (возможно, 300 г. до н.э.) | ||||
Умер | около 179 г. до н.э. (около 121 года) | ||||
Проблема | Мой Чау | ||||
| |||||
Отец | Thục Chế 最 之 (в Тай ) легенде народа |
Ан Дуонг Выонг | |
Вьетнамский алфавит | Ан Дуонг Выонг |
---|---|
Китайские иероглифы | Аньян Король |
Имя при рождении | |
Вьетнамский алфавит | Тхук Фан |
---|---|
Китайские иероглифы | 蜀Шупан |

Ан Дуонг Выонг (англ. Вьетнамский: [ʔaːn zɨəŋ vɨəŋ] ), личное имя Thục Phan , был королем-основателем и единственным правителем королевства Âu Lạc , древнего государства с центром в дельте Красной реки . Как лидер племен Ау Вьет , он победил последнего короля Хун государства Ван Ланг и объединил его народ, известный как Лок Вьет , со своим народом, Ау Вьет. Ан Дунг Вонг бежал и покончил жизнь самоубийством после войны с войсками Наньюэ в 179 г. до н.э.
Биография
[ редактировать ]Происхождение и основание О Лака
[ редактировать ]Королевство Шу
[ редактировать ]Согласно традиционным вьетнамским историям, Ан Донг Вонг происходил из Королевства Шу (в современной провинции Сычуань ), которое было завоевано королем Цинь Хуэйвэнь в 316 году до нашей эры. [ 1 ] [ 2 ] Многие хроники, в том числе «Записи внешних территорий провинции Цзяо» , [ 3 ] Đại Việt sử lược и Đại Việt sử ký toàn thư заявляют, что он был принцем Шу (мс. «蜀王子», буквальное значение: «сын короля Шу») или королем Шу. Некоторые историки сомневаются в подлинности этого происхождения. Королевство Шу было завоевано Цинь в 316 году до н. э., что сделало положение Ан Дун Вонга как короля или принца Шу хронологически хрупким. Однако связь между Прото-Вьетнамом и регионом к северо-западу от него может иметь определенные преимущества. Существуют убедительные археологические свидетельства, связывающие культуру Юньнани на юго-западе Китая с протовьетнамской культурой. По словам Стивена О'Хэрроу, Ан Дунг Вонг мог происходить не из Шу, а откуда-то еще, еще дальше. Из-за разрыва во времени между происхождением рассказа и моментом его записи место могло быть изменено из современных соображений или просто ошибочно из-за ошибки в географических знаниях. [ 4 ] В « Кхам Динь Вьет Су Тонг Гиам Куонг Мук » авторы выразили сомнения относительно происхождения Ан Дуонг Выонга, утверждая, что принц Шу не может пересечь тысячи миль через леса и многие королевства, чтобы вторгнуться в Ван Ланг. Однако в 1950-х годах историки Чан Ван Зиап и Дао Дуй Ань утверждали, что шуйское происхождение Ан Дуонг Выонга на самом деле было правдой. [ 5 ] [ 6 ]
Нам Куонг
[ редактировать ]устная традиция народа тай в Цао Бонг под названием Cẩ chủa cheng vùa «Девять лордов, соперничающих за королевскую власть». В 1963 году была записана [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Согласно этому сообщению, в конце династии Хонг Банг на территории современных Цао Бонг и Гуанси существовало королевство под названием Нам Цонг (букв. «Южная граница») . [ 1 ] Это была конфедерация из 10 миллионов , в которой король проживал в центральной части (современная провинция Цао Бонг). Остальные девять регионов находились под контролем девяти лордов. [ 9 ] [ 10 ] Когда отец короля Ан Дуна ( Ток Чо 蜀 制 ) умер, он был еще ребенком; тем не менее, его интеллект позволил ему сохранить трон, и все лорды сдались. Нам Конг становился все более могущественным, а Ван Ланг становился слабым. [ 1 ] [ 7 ] Впоследствии он вторгся в Ван Ланг и примерно в 257 г. до н.э. основал государство О Лак, провозгласив себя королем Ан Дуонг (Ан Дуонг Выонг). [ 1 ]
Некоторые историки считают историю происхождения Ан Дунг Вонга в Нам Конге подозрительной. Рассказ был опубликован в 1963 году как перевод рассказа Тай Лана Ван Ло. В 1969 году Институт археологии попытался найти происхождение этой истории в Цао Бонг, но не смог найти никаких археологических свидетельств этой истории. Расследование действительно установило, что эта история была первоначально записана Ле Динь Су. Ле Динь Су был Тай, он собирал различные истории Тай и записывал их в прозе. Предположительно, это было то, что Ла Ван Ло перевел на вьетнамский язык, но расследование не смогло подтвердить, было ли это правдой, поскольку человек, которому принадлежал текст Ла Ван Ло, умер. Таким образом, некоторые историки сомневаются в достоверности этой истории как исторического документа. Копии оригинальной версии этой истории Тая не сохранилось. Название на тайском языке - Cẩu chủa chenh vùa, но, за исключением «Cẩu» («девять» на тайских языках ), остальные слова - это просто вьетнамские слова с разными тонами или незначительной разницей в написании. [ 8 ]
Строительство цитадели Ку Лоа
[ редактировать ]Исторические источники утверждают, что после якобы прихода к власти Кинь Ан Донг приказал построить укрепленное поселение в Тай Ву, известное в истории как Ку Лоа, в качестве своего центра власти. [ 11 ] [ 12 ] Она выглядела как раковина улитки (ее название Cổ Loa 古 螺 означает «старая улитка»: согласно Đại Việt Sử Ký Toàn Thư , цитадель имеет форму улитки). [ ‡ 1 ] ). [ 13 ] [ 14 ]
События, связанные со строительством этой спиралевидной цитадели, вспоминаются в легенде о золотой черепахе . Согласно этой легенде, когда строилась цитадель, вся проделанная работа была загадочным образом отменена группой духов во главе с тысячелетним белым цыпленком, стремившихся отомстить за сына предыдущего короля. [ 13 ] В ответ на просьбу короля из воды внезапно появилась гигантская золотая черепаха и защищала короля до завершения строительства цитадели. Перед уходом черепаха дала королю один из своих когтей и велела ему сделать арбалет, используя его в качестве спускового крючка, заверив его, что с ним он будет непобедим. [ ‡ 2 ] [ 13 ] Человеку по имени Цао Ло (или Цао Тонг) было поручено создать этот арбалет . Тогда его называли «Святой арбалет сверхъестественно светящегося золотого когтя» (靈光金爪神弩; SV: Linh Quang Kim Trảo Thần Nỏ ) ; один выстрел мог убить 300 человек. [ ‡ 3 ] [ 15 ] [ 13 ]
Война с Наньюэ
[ редактировать ]В 204 году до нашей эры в Паньюе (ныне Гуанчжоу ) Чжао То основал королевство Наньюэ . [ 16 ] Тейлор (1983) считал, что, когда Наньюэ и О Лук сосуществовали, О Лук временно признал Наньюэ, чтобы продемонстрировать их взаимные антиханьские настроения, и это не означало, что Наньюэ имела какую-либо реальную власть над О Луком. Влияние Наньюэ на Ау Лука ослабло после того, как отношения с династией Хань стали нормальными. Армия, которую Чжао То создал для противостояния Хань, теперь была доступна для развертывания против Ау Лока. [ 17 ]
Подробности кампании достоверно не зафиксированы. Ранние неудачи Чжао То и возможная победа над королем Ань Дуном были упомянуты в «Записях внешней территории региона Цзяо» (английский английский) и «Записях эпохи Тайкан эпохи Цзинь» (английский английский). [ примечание 1 ] [ ‡ 4 ] В записях великого историка не упоминается ни о военном завоевании Ау-Лока королем Ань Дуонгом, ни Чжао То, только то, что после смерти императрицы Лю (180 г. до н.э.) Чжао То использовал свои войска для угрозы, а свое богатство - для подкупа Миньюэ , западного Оу , и Луо в подчинение. [ ‡ 5 ] Тем не менее, эта кампания породила легенду, темой которой является передача арбалета с черепашьим когтем от короля Ан Дуонга Чжао То. Согласно мифу, владение арбалетом давало политическую власть: «Тот, кто способен держать этот арбалет, правит царством; тот, кто не сможет держать этот арбалет, погибнет». [ 18 ]
Потерпев неудачу на поле боя, Чжао То попросил перемирия и послал своего сына Чжун Ши подчиниться королю Ань Дуну и служить ему. [ 19 ] [ 18 ] Там он и дочь короля Ан Дуонга, Мо Чау, влюбились друг в друга и поженились. [ 18 ] [ 20 ] Пережиток матрилокальной организации требовал, чтобы муж жил в резиденции семьи своей жены. [ 21 ] В результате они проживали при дворе Ань Дуонга, пока Чжун Ши не открыл секреты и стратегии короля Ань Дуна. [ 21 ] Тем временем король Ан Дуонг плохо обращался с Цао Ло, и тот ушел. [ 22 ]
Чжун Ши попросил Мо Чау показать ему арбалет, после чего тайно изменил его спусковой крючок, нейтрализовав его особые способности и сделав его бесполезным. [ 20 ] Затем он попросил вернуться к своему отцу, который после этого предпринял новую атаку на Ау Лока и на этот раз победил короля Ан Дуна. [ 21 ] История свидетельствует, что после своего поражения черепаха рассказала королю о предательстве дочери и убила свою дочь за ее предательство, прежде чем отправиться в водное царство. [ ‡ 6 ] [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]Вьетнамские историки обычно рассматривают основные события той эпохи как имеющие корни в исторических фактах. Однако соответствие истории советской доктрине истории в 1950-е годы было неполным. [ 23 ] Столица короля Ан Донга, Ко Лоа , была первым политическим центром вьетнамской цивилизации докитайской эпохи. [ 24 ] Комплекс состоит из двух внешних валов и внутренней цитадели прямоугольной формы. Рвы состоят из ряда ручьев, включая реку Хоангзянг и сеть озер, которые обеспечивали Ко Лоа защиту и навигацию. [ 25 ] По оценкам Кима, население Ку Лоа, возможно, колебалось от 5 000 до примерно 10 000 жителей. [ 26 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Британская видеоигра Stronghold: Warlords.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Сегодня эти произведения уже не сохранились, но отрывки из них сохранились в тексте VI века, « Комментарии Ли Даоюаня к классике воды».
Цитаты
[ редактировать ]Рано
[ редактировать ]- ^ ĐVSKTT (Периферийные записи/Том 1:6a): «Затем король построил город в Юешанге, ширина которого составляла тысячи футов и который закручивался по спирали, поэтому его назвали Луочэн».
«Затем король построил цитадель во Вьет Тхонге шириной в тысячу чжан , кружащуюся и кружащуюся в форме улитки. Поэтому ее назвали Старым Городом Улиток (Лоа Тхань)». - ^ ĐVSKTT (Периферийные записи/Том 1:6b-7b)"
- ^ ĐVSKTT (Периферийные записи/Том 1:6b-7b)"
- ↑ Оба цитируются в SJZ (том 37): «В «Иностранных территориях Цзяочжоу» говорится: Когда в прошлом в Цзяочжи не было уездов, на этой земле был Луотянь. Поля поднимались и опускались из-за прилива, и люди Из-за этого их называли Луоминь. Король Ло и владыка Ло управляют округами. Генералы Ло позже получили бронзовые печати и зеленые ленты. принц Шу послал 30 000 солдат, чтобы напасть на короля Ло и правителя Ло. Позже Вэй То, король Наньюэ, напал на короля Аньяна, у короля Аньяна был бог по имени Гаотун, который помогал ему. Он использовал арбалет для короля Аньяна и одним выстрелом убил 300 человек. Король Наньюэ знал, что не может сражаться, но остался в округе Вунинг, «Цзинь Тайкан Цзи», уезд принадлежит королю Цзяочжи. Юэ послал принца Минши сдаться королю Аньяну и служить ему министром. В мире погибнет любой, кто не сможет держать этот арбалет. У Тунцю, короля Аньяна, есть дочь по имени Мэй Чжу. Когда она видит Ши Дуаньчжэна, Чжу общается с Ши. — спрашивает Ши Чжу и приказывает отцу взять арбалет и посмотреть на него. Когда Ши видит арбалет, он крадет его и распиливает. Отрезав арбалет, он убежал обратно, чтобы доложить королю Наньюэ. Аньяна выстрелил из арбалета и потерпел поражение. Король Аньян высадился и вышел к морю, где нашел свой старый дворец в уезде Пиндао».
- ↑ Шиджи (том 113): «В результате Туо угрожал границе войсками, подкупил Миньюэ, Сю и Ло собственностью и служил Яну, который находится на расстоянии более 10 000 миль с востока на запад».
Уотсон (1961 , с. 241): «Он посылал подарки и взятки вождям Минъюэ, Западного Оу и Ло-ло, убеждая их подчиниться его власти, пока область, находившаяся под его контролем, не расширилась более чем на десять тысяч ли. с востока на запад». - ^ ĐVSKTT (Периферийные записи/Том 1:10a)
Современный
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Тейлор 1983 , с. 19.
- ^ Келли 2013 , с. 66.
- ↑ Цитируется в «Комментариях Ли Даоюаня к классике воды» , Vol. 37
- ^ О'Харроу 1979 , с. 148.
- ^ Кхам Динь Вьет Су Тонг Гиам Куонг Мук ( 欽定越史通鑑綱目 )
- ^ Келли 2013 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Дао Дуй Ань, 2016 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Келли 2013 , с. 67-68.
- ^ Дао Дуй Ань, 2016 , с. 29.
- ^ Келли 2013 , с. 68.
- ^ Тейлор 2013 , с. 14.
- ^ Тесситор 1989 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с д Тейлор 1983 , с. 21.
- ^ Локхарт и Дуикер 2006 , с. 74.
- ^ Келли 2014 , с. 88.
- ^ Loewe 1986 , с. 128.
- ^ Тейлор 1983 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с д Тейлор 1983 , с. 25.
- ^ Лиминг 2001 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б Келли 2014 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 2013 , с. 15.
- ^ Тейлор 2013 , с. 16.
- ^ Патрисия М. Пелли - Постколониальный Вьетнам: Новые истории национального прошлого - страница 50 2002 г. «которая больше полагалась на работы Ленина - в первую очередь Трун Куок Вонг , Ха Ван Тон и Фан Хуй Ле - опубликовала два новаторских исследования, Примитивный Коммунизм и «История феодализма», из которых они явно опустил... вместо этого переход непосредственно от первобытного коммунизма к феодализму. Вдохновленные утверждениями Ленина относительно славянских стран, историки в университете настаивали на том, что начиная с царей Хун и королевства Ван Ланга ... во время правления. Ан Дыонг Вонг, который правил королевством Ау Лок, и в раннюю эпоху китайской оккупации (с 2879 г. до н. э. по 43 г. н. э.) Вьетнамское общество было основано на первобытном коммунизме»
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 111.
- ^ Хайэм 1996 , с. 122.
- ^ Ким 2015 , с. 219-220.
Библиография
[ редактировать ]Рано
[ редактировать ]- Нго Си Лиен , Шу Джи [Династия Шу], Полная история Дай Вьет [ Полные летописи Дай Вьет , Полные летописи Дай Вьет ], т. 1, с. Периферийные записи/Тома 1
- Ли Даоюань , Шуйцзинчжу [ Комментарий к «Водной классике », т. 2, с. 37
- Сыма Цянь , Биография Южного Вьетнама [Счет Южного Юэ], Исторические записи [ Записки великого историка ], т. 113
Современный
[ редактировать ]- Алвес, Марк (2019). Данные различных дисциплин, связывающие Вьетик с культурой Донгшон . Контактные зоны и колониализм в Юго-Восточной Азии и на юге Китая (~ 221 г. до н.э. – 1700 г. н.э.). дои : 10.13140/RG.2.2.32110.05446 .
- Бриндли, Эрика (2015). Древний Китай и Юэ: представления и идентичности на южной границе, около 400 г. до н.э.-50 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-110-70847-8-0 .
- Баттингер, Джозеф (1958). Меньший дракон: политическая история Вьетнама . Издательство Прагер .
- Кало, Амбра (2009). Распространение бронзовых барабанов в ранней Юго-Восточной Азии: торговые пути и культурные сферы . Оксфорд: Археопресс . ISBN 9781407303963 .
- Шапюи, Оскар (1995). История Вьетнама: от Хонг Банга до Ту Дыка . Гринвуд Пресс . ISBN 0-313-29622-7 .
- Де Вос, Джордж А.; Слот, Уолтер Х., ред. (1998). Конфуцианство и семья . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0-791-43735-3 .
- Даттон, Джордж; Вернер, Джейн; Уитмор, Джон К., ред. (2012). Источники вьетнамской традиции . Введение в азиатские цивилизации. Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-13862-8 .
- Дао Дуй Ань (2016) [1964]. Страна Вьетнам через поколения: исследования по географии и истории Вьетнама (на вьетнамском языке). Нха Нам. ISBN 978-604-94-8700-2 .
- Дао Дуй Ань (2020) [1958]. История Вьетнама: от истоков до конца XIX века (на вьетнамском языке). Ханойское издательство. ISBN 978-604-556-114-0 .
- Ферлус, Майкл (2009). «Слой донгсонийской лексики на вьетнамском языке». Журнал Лингвистического общества Юго-Восточной Азии . 1 : 95–108.
- Хоанг, Ань Туан (2007). Шелк за серебро: голландско-вьетнамские отношения; 1637 – 1700 . БРИЛЛ . ISBN 978-90-04-15601-2 .
- Хайэм, Чарльз (1989). Археология материковой Юго-Восточной Азии . Издательство Кембриджского университета .
- Хайэм, Чарльз (1996). Бронзовый век Юго-Восточной Азии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-56505-7 .
- Холмгрен, Дженнифер (1980). Китайская колонизация Северного Вьетнама: административная география и политическое развитие в дельте реки Тонкин, с первого по шестой века нашей эры . Издательство Австралийского национального университета.
- Келли, Лиам К. (2014). «Построение местных повествований: духи, сны и пророчества в средневековой дельте Красной реки». В Андерсоне, Джеймс А.; Уитмор, Джон К. (ред.). Встречи Китая на юге и юго-западе: переформирование огненной границы за два тысячелетия . США: Бриллс. стр. 78–106.
- Келли, Лиам К. (2013). «Слова Тай и место Тай во вьетнамском прошлом» . Журнал Сиамского общества . 101 – через ResearchGate.
- Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-190-05379-6 .
- Ким, Нам С.; Лай, Ван Той; Трин, Хоанг Хиеп (2010). «Ко Лоа: исследование древней столицы Вьетнама». Античность . 84 (326): 1011–1027. дои : 10.1017/S0003598X00067041 . S2CID 162065918 .
- Ким, Нам К. (2015). Истоки Древнего Вьетнама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-199-98089-5 .
- Ким, Нам К. (2020). «Путь к возникающей социальной сложности и государственной власти: взгляд из Юго-Восточной Азии». Бондаренко Дмитрий М.; Ковалевски, Стивен А.; Смолл, Дэвид Б. (ред.). Эволюция социальных институтов. Эволюция мировых систем и глобальное будущее . Издательство Спрингер . стр. 225–253. дои : 10.1007/978-3-030-51437-2_10 . ISBN 978-3-030-51436-5 . S2CID 226486108 .
- Лиминг, Дэвид (2001). Словарь азиатской мифологии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-512052-3 .
- Ли, Тана (2011). «Геополитический обзор». Ин Ли, Тана; Андерсон, Джеймс А. (ред.). Залив Тункин в истории . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета . стр. 1–25.
- Ли, Тана (2011). «Цзяочжи (Джао Чо) в заливе Тунцин периода Хань». Ин Ли, Тана; Андерсон, Джеймс А. (ред.). Залив Тункин в истории . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. стр. 39–53. ISBN 978-0-812-20502-2 .
- Липсон, Марк; Чероне, Оливия; Маллик, Свапан; Роланд, Надин; Оксенхэм, Марк; Петрусевский, Майкл; Прайс, Томас Оливер; Уиллис, Анна; Мацумура, Хирофуми; Бакли, Халли; Дометт, Кейт; Хай, Нгуен Зианг; Хип, Трин Хоанг; Чьяу, Аунг Аунг; Победа, Тин Тин; Прадье, Батист; Брумандхошбахт, Насрин; Кандилио, Франческа; Чангмай, Пия; Фернандес, Даниэль; Ферри, Мэтью; Гамарра, Беатрис; Харни, Эдаоин; Кампуансай, Ятуполь; Кутанан, Вибху; Мишель, Меган; Новак, Марио; Оппенгеймер, Йонас; Сирак, Кендра; Стюардсон, Кристин; Чжан, Чжао; Флегонтов Павел; Пинхаси, Рон; Райх, Дэвид (17 мая 2018 г.). «Древние геномы документируют многочисленные волны миграции в доисторическую эпоху Юго-Восточной Азии» . Наука . 361 (6397). Американская ассоциация развития науки (AAAS): 92–95. Бибкод : 2018Sci...361...92L . bioRxiv 10.1101/278374 . дои : 10.1126/science.aat3188 . ISSN 0036-8075 . ПМК 6476732 . ПМИД 29773666 .
- Лоу, Майкл (1986). «Бывшая династия Хань». В Твитчетте, Денис К.; Фэрбенк, Джон Кинг (ред.). Кембриджская история Китая: Том 1, Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 110–128.
- Локхарт, Брюс; Дуйкер, Уильям (2006). Вьетнам от А до Я. Лэнхэм: Scarecrow Press.
- Микшич, Джон Норман ; Ян, Го Геок (2016). Древняя Юго-Восточная Азия . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-317-27903-7 .
- Милберн, Оливия (2010). Слава Юэ: аннотированный перевод Юэцзюэ шу . Синица Лейденсия. Том. 93. Издательство «Брилл» . ISBN 978-90474-4-399-5 .
- Нгуен, Ба Кхоач (1980). «Фунг Нгуен». Азиатские перспективы . 23 (1): 23–54.
- О'Харроу, Стивен (1979). «От Ко-лоа до восстания сестер Чунг: ВЬЕТНАМ, КАК КИТАЙЦЫ НАШЛИ ЕГО» . Азиатские перспективы . 22 (2): 140–164. JSTOR 42928006 – через JSTOR.
- Джеймисон, Нил Л. (1995). Понимание Вьетнама . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-20157-6 .
- Пейн, Линкольн (2013). Море и цивилизация: морская история мира . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-96225-6 .
- Шафер, Эдвард Хетцель (1967). Киноварная птица: Танские образы Юга . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
- Шюсслер, Аксель. (2007). Этимологический словарь древнекитайского языка . Издательство Гавайского университета.
- Тейлор, Кейт (1980). «Оценка китайского периода во вьетнамской истории». Журнал азиатских исследований . 23 (1): 139–164.
- Тейлор, Кейт Веллер (1983). Рождение Вьетнама . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07417-0 .
- Тейлор, Кейт Веллер (2013). История вьетнамцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87586-8 .
- Тесситор, Джон (1989). «Вид с Восточной горы: исследование взаимоотношений между цивилизациями Донгшон и озера Тянь в первом тысячелетии до нашей эры». Азиатские перспективы . 28 (1): 31–44. JSTOR 42928187 .
- Уотсон, Бертон (1961). Записи великого историка Китая . Издательство Колумбийского университета .
- У, Чуньмин; Ролетт, Барри Владимир (2019). Доисторические морские культуры и мореплавание в Восточной Азии . Спрингер Сингапур. ISBN 978-981-329-256-7 .
- Ю, Ин-ши (1986). «Ханьские международные отношения». В Твитчетте, Денис К.; Фэрбенк, Джон Кинг (ред.). Кембриджская история Китая: Том 1, Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 377–463.