Jump to content

Предлагаемая директива о патентоспособности изобретений, реализованных с помощью компьютера

Директива
директива Европейского Союза
Заголовок Предложение по директиве Европейского парламента и Совета о патентоспособности изобретений, реализованных с помощью компьютера
Отклоненный закон

Предложение о директиве Европейского парламента и Совета о патентоспособности изобретений, реализованных с помощью компьютера (предложение Комиссии COM(2002) 92), [1] номер процедуры 2002/0047 (наложенный платеж) [2] было предложение о Европейского Союза (ЕС) директиве , направленной на гармонизацию национального патентного законодательства и практики, касающейся выдачи патентов на изобретения, реализованные с помощью компьютера , при условии, что они соответствуют определенным критериям. Европейское патентное ведомство описывает изобретение, реализованное с помощью компьютера (CII), как «изобретение, которое предполагает использование компьютера, компьютерной сети или другого программируемого устройства, где одна или несколько функций реализованы полностью или частично с помощью компьютерной программы». [3]

Это предложение стало основным предметом конфликта между теми, кто рассматривал предложенную директиву как способ кодификации прецедентного права Апелляционных советов Европейского патентного ведомства (не связанного с институтами ЕС) в сфере вычислительной техники, и теми, кто утверждал, что что директива является расширением сферы патентоспособности , а не просто гармонизацией, что идеи не патентоспособны и что выражение этих идей уже адекватно защищено законом об авторском праве .

После нескольких лет дебатов и многочисленных противоречивых поправок к этому предложению, оно было отклонено 6 июля 2005 года Европейским парламентом подавляющим большинством в 648 против 14 голосов. [4]

Оригинальный проект

[ редактировать ]

20 февраля 2002 года Европейская комиссия инициировала предложение [1] директиву патенты о кодификации и «гармонизации» различных национальных патентных законов ЕС и закреплении практики Европейского патентного ведомства по выдаче патентов на изобретения, реализованные с помощью компьютеров, при условии, что они соответствуют определенным критериям (см. на программное обеспечение в соответствии с Европейской патентной конвенцией ). Директива также взяла на себя роль исключения «бизнес-методов» из патентоспособности (в отличие от ситуации в соответствии с законодательством США ), поскольку бизнес-методы как таковые не подлежат патентованию в соответствии с различными европейскими национальными патентными законами или в соответствии с Европейской патентной конвенцией .

Противники первоначальной директивы утверждали, что это была плохо замаскированная попытка сделать все программное обеспечение патентоспособным. Сторонники, однако, утверждали, что это не так, поскольку в нескольких местах предложения (стр. 11, 14, 24, 25) разъясняется, что не должно быть расширения существующего объема патентоспособности компьютерных программ и что чистые бизнес-методы, реализуемые в программное обеспечение не будет патентоспособным. [1] Только компьютерные программы, вносящие «технический вклад», будут патентоспособными.

Такое использование слова «технический» было важным недостатком директивы, поскольку это слово не имеет четко определенного значения, а «технический вклад» определялся только как «вклад в современное состояние техники». в области техники, которая не очевидна для специалиста в данной области техники». (См. статью 2 предложения). [1] этот термин использовался Европейским патентным ведомством , а также отдельными национальными патентными ведомствами и судами Европы (особенно Великобритании Тем не менее, с начала 1980-х годов и Германии) в качестве ориентира для определения того, что патентоспособно, а что нет. Общее понимание его значения можно почерпнуть из изучения прецедентного права, обобщенного в книге « Патенты на программное обеспечение в соответствии с Европейской патентной конвенцией» . Последующая неспособность Европейского парламента разработать приемлемое определение того, что подразумевается под словом «технический», иллюстрирует трудности, присущие попыткам сделать это.

Трансформация Европейского парламента

[ редактировать ]

24 сентября 2003 г. Европейский парламент принял директиву в существенно измененной форме: [5] что наложило значительные ограничения на патентоспособность программного обеспечения. Наиболее существенные изменения включали:

  • определение требования «техничности» для патентоспособности, которое проводит различие между абстрактными процессами обработки информации и конкретными видами физических процессов (только последние являются «техническими»);
  • общее правило, согласно которому патенты не могут использоваться для предотвращения взаимодействия между компьютерными системами.

Патентный поверенный Аксель Х. Хорнс, однако, выразил обеспокоенность тем, что формулировка парламента может распространить запрет на патенты на программное обеспечение на изобретения, потенциально реализуемые с помощью программного обеспечения, такие как оборудование для обработки сигналов. [6]

В политическом отношении эти поправки были почти единогласно поддержаны небольшими партиями как правого, так и левого толка, в то время как все более крупные группировки ( социалисты , либералы и консерваторы ) были расколоты: баланс социалистов склонялся в пользу поправки, а баланс консерваторов - против. .

Поправки парламента стали крупным поражением первоначальных сторонников директивы. Вместо того, чтобы подтвердить практику выдачи патентов на компьютерные программы, которые обеспечивают технический вклад, пересмотренная директива наложила существенные ограничения на патентоспособность.

Отмена Советом министров

[ редактировать ]

В соответствии с процедурой совместного решения и Европейский парламент, и Совет министров (представляющий национальные правительства) должны одобрить текст в идентичных условиях, чтобы предложение стало законом. 18 мая 2004 г. Совет совещательным голосованием согласился повторно представить в парламент то, что было описано как « компромиссная версия» предложения. Согласованная версия разрешала патентование изобретений, реализованных с помощью компьютера (при условии, что изобретения имеют «технический характер») и отменяла большинство поправок парламента. Критики Директивы утверждали, что требование «технического характера» допускает слишком широкую интерпретацию и может привести к практически неограниченной патентоспособности программного обеспечения. Сторонники также считали, что измененная версия содержит слишком много двусмысленностей, чтобы соответствовать первоначальной цели Директивы, которая заключалась в гармонизации законодательства по всей Европе. Тем не менее, Совет официально одобрил эту резолюцию 7 марта 2005 года. [7] Пересмотренное предложение было повторно представлено в парламент.

Развитие событий между первым решением Парламента и решением Совета

[ редактировать ]

Впоследствии, сделав беспрецедентный шаг, национальный парламент Нидерландов принял предложение, требующее, чтобы министерский представитель страны в совете Лоренс Ян Бринкхорст изменил свое голосование по версии директивы совета с «за» на воздержание. Бринкхорст заявил, что не будет этого делать. [8] Подтверждение (или иное) «компромисса» его президента также было отложено. [9]

16 ноября 2004 г. польское правительство объявило, что оно не может «поддержать текст , согласованный Советом 18 мая 2004 г.». [10] Совместный пресс-релиз FFII , Интернет-сообщества Польши и NoSoftwarePatents.com поддержал опасения противников директивы Совета, заявив:

на встрече, организованной польским правительством 5 числа этого месяца, все, включая представителей Польского патентного ведомства, SUN, Novell, Hewlett-Packard и Microsoft, а также различных патентных юристов, подтвердили, что настоящее предложение Совета ЕС делает все программное обеспечение потенциально патентоспособным. [11]

7 декабря 2004 года министр экономики Бельгии Марк Вервильген заявил, что никакое решение Совета не будет принято до 2005 года «по той причине, что квалифицированного большинства больше не существует». Однако на фоне слухов об изменении позиции Польши заседание Комитета постоянных представителей совета 13–15 декабря установило, что квалифицированное большинство, по-видимому, существует и что пересмотренная версия директивы совета будет официально принята Советом. советом, без дальнейшего обсуждения, вероятно, на заседании Совета по сельскому хозяйству и рыболовству 21 и 22 декабря 2004 г. [12]

Заявления с оговорками к этой общей позиции были приложены Бельгией (которая воздержалась), Францией (которая надеялась на дальнейшие изменения в директиве), Нидерландами ( где парламент потребовал, чтобы их представители проголосовали против), Польшей (которая была против до недавнего дипломатического давления). ), Венгрия и Латвия . Германия отнеслась к этому неоднозначно, заявив, что текст директивы можно было бы усовершенствовать.

Из-за высказанных оговорок и особенно противодействия со стороны Польши, министр науки и информационных технологий которой специально приехал в Брюссель, чтобы потребовать снятия директивы с повестки дня, голосование в совете было отложено «на неопределенный срок».

Тем временем группа из 61 депутата Европарламента из 13 стран внесла «предложение о принятии резолюции» о возобновлении всего законодательного процесса. 2 февраля 2005 г. JURI, Комитет по правовым вопросам Европейского парламента, проголосовал 19 голосами против 1 за обращение к комиссии с просьбой отозвать директиву и возобновить процесс.

На следующий день Николас Шмит , заместитель министра иностранных дел Люксембурга (который в то время возглавлял совет), заявил, что вместо этого он попросит совет официально принять проект директивы на заседании 17 февраля. Хотя Польша заявила, что будет выступать против этого только в том случае, если другие страны выразят возражение, сообщения о возражении со стороны Дании , Нидерландов и Испании гарантировали, что общая позиция не была в повестке дня этого заседания комиссии.

17 февраля парламентская конференция президентов (председатель парламента и лидеры политических групп) одобрила просьбу JURI о возобновлении процесса и согласилась передать просьбу Европейской комиссии. 24 февраля пленарное заседание Европейского парламента подтвердило это послание, предложив комиссии пересмотреть решение, но 28 февраля Комиссия отклонила просьбу парламента.

«Общая позиция» вновь появилась в повестке дня заседания совета 7 марта как «пункт А» для принятия без обсуждения. На заседании совета по конкурентоспособности Дания потребовала удалить это. Президент совета, по-видимому, нарушив процедуры совета, выступил против этого «по административным причинам» и потому, что это противоречило бы логике директивы. Представитель Дании принял это за чистую монету, отказался возражать официально и внес возражения Дании в протокол. Таким образом, общая позиция была принята без дебатов и передана в Европейский парламент для второго чтения с несогласными заявлениями и оговорками со стороны ряда стран. В действительности только Испания проголосовала против: Австрия , Бельгия и Италия воздержались (что имеет тот же эффект, что и голосование против, учитывая принцип работы квалифицированного большинства ).

Второе чтение в парламенте

[ редактировать ]

В июне 2005 года комитет по правовым вопросам Европейского парламента обсудил директиву и отклонил планы ее полного пересмотра. [13] Голосование комитета состоялось 21 июня 2005 г., и на нем было решено не вносить существенных изменений в версию директивы Совета. По мнению Financial Times , это «голосование знаменует собой поворотный момент в затянувшейся битве за закон, который расколол индустрию программного обеспечения и вызвал серьезные взаимные обвинения». [14]

5 июля 2005 года отчет комитета был передан на пленарное заседание парламента для обсуждения всеми депутатами Европарламента. 6 июля 2005 года парламент отклонил это предложение подавляющим большинством голосов (648 за отклонение, 14 против и 18 зарегистрированных воздержавшихся из 729 общего числа депутатов Европарламента), не рассмотрев ни одну из других 175 предложенных поправок. В соответствии с процедурой кодрешения законодательный процесс завершился этим отклонением, и предложенная директива не стала законом ни в какой форме. Это был первый и по состоянию на 2005 год единственный раз, когда директива была отклонена парламентом во втором чтении. [15]

Голосование стало результатом компромисса между различными партиями: сторонники патентов на программы опасались текста, который сильно ограничит их сферу применения, тогда как противники отвергли весь принцип. Тяжелое поражение было «наименее худшим вариантом» для обеих сторон. Кроме того, некоторые увидели в поражении выражение негодования парламента по поводу того, как поступило это предложение со стороны Совета Европейского Союза и Европейской комиссии, а также его обеспокоенность по поводу содержания самого предложения.

Последствия отказа

[ редактировать ]

Решение парламента отменить окончательный проект приведет к тому, что национальные законы не будут гармонизированы. Национальные законодательные органы могут продолжать принимать законы, разрешающие патентовать изобретения, реализованные с помощью компьютеров, если они того пожелают, а национальные суды могут обеспечивать соблюдение таких законов. его интерпретации Согласно Европейская патентная конвенция и правила ее применения.

Сторонники

[ редактировать ]

Среди сторонников предложенной директивы были Microsoft , IBM , Hewlett-Packard и Европейское патентное ведомство.

Европейская ассоциация информационных и коммуникационных технологий (EICTA) заявила, что директива «чрезвычайно важна для будущего инноваций в Европе, поскольку она касается двух третей всех изобретений в европейской индустрии высоких технологий». [16] Противники патентов на программы охарактеризовали эту позицию как «доминирующую патентных юристов из патентных подразделений крупных компаний-членов». [17] «большинство из которых квалифицируются как неевропейские компании» [18] и «с патентной политикой (...), адаптированной к особым интересам нескольких крупных корпораций (...)». [19] После того, как сильно измененный проект директивы был окончательно отклонен, генеральный директор EICTA заявил: «Это мудрое решение, которое помогло отрасли избежать законодательства, которое могло бы сузить сферу действия патентного законодательства в Европе. ... Парламент сегодня проголосовал за статус quo, который сохраняет действующую систему, которая хорошо служит интересам наших 10 000 компаний-членов, как больших, так и малых». [20]

Оппоненты

[ редактировать ]

Это предложение вызвало общественное несогласие со стороны различных противников патентов на программы , которые утверждали, что патенты на программы не являются ни экономически желательными, ни обязательными по международному праву . FFII и и Альянс EuroLinux сыграли ключевую роль в координации этой кампании, которая получила поддержку со стороны некоторых разработчиков свободного программного обеспечения программ с открытым исходным кодом , некоторых ученых, некоторых групп малого бизнеса и некоторых разработчиков проприетарного программного обеспечения . Многие из этих организаций выразили обеспокоенность по поводу того, что они считают злоупотреблением системой патентов на программное обеспечение в США, и заявили, что, хотя некоторые патенты на программное обеспечение могут быть полезными, конечным эффектом предложений комиссии будет подавление инноваций и ослабление законной конкуренции. В свою очередь кампания оппонента была охарактеризована сторонниками директивы как «небольшое, но высокоорганизованное и громкое лобби». [21] [22] при этом EICTA заявляет, что «Те, кто изображает проект директивы о патентоспособности изобретений, реализованных с помощью компьютера, как своего рода «патентный закон о программном обеспечении», в лучшем случае дезинформированы, а в худшем случае нечестны, злонамеренны и неуважительны по отношению к европейскому демократическому процессу». [23]

В число тех, кто поддержал кампанию против патентов на программное обеспечение в Европе, входят Тим ​​Бернерс-Ли , разработчик Всемирной паутины ; Флориан Мюллер , свободного программного обеспечения лоббист ; Ассоциация компьютерной и коммуникационной индустрии, некоммерческая международная ассоциация по торговле технологиями, и Линус Торвальдс , создатель ядра Linux . Среди политиков, выступавших против директивы, был Мишель Рокар . [ нужна ссылка ]

Последствия

[ редактировать ]

Поскольку директива была отклонена, ранее существовавший закон остался в силе, а изобретения, реализованные с помощью компьютера, в настоящее время регулируются статьей 52 Европейской патентной конвенции . Статья 52 запрещает некоторые патенты, в том числе патенты на программы для компьютеров , но только как таковые . часто интерпретируют Европейское патентное ведомство , а также суды стран ЕС , что изобретение должно носить технический характер . Например, хотя математический метод не является патентоспособным, применение такого метода при проектировании электрических фильтров обычно не исключается из патентоспособности согласно статье 52(2) и (3).

Таким образом, окончательное толкование законодательства в этой области по-прежнему остается обязанностью национальных судов в соответствии с национальной судебной практикой (за исключением случаев, когда европейская заявка на патент отклоняется или когда европейский патент отменяется в ходе процедуры возражения в ЕПВ, и в этом случае Последнее слово в отношении интерпретации EPC остается за ЕПВ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д «Предложение о директиве Европейского парламента и Совета о патентоспособности изобретений, реализованных с помощью компьютера» . eur-lex.europa.eu .
  2. ^ «Предложение о директиве Европейского парламента и Совета о патентоспособности изобретений, реализованных с помощью компьютера» . eur-lex.europa.eu .
  3. ^ Европейское патентное ведомство, Указатель изобретений, реализованных с помощью компьютера , по состоянию на 19 июля 2022 г.
  4. ^ Директива о патентах отменена Европейским парламентом , OUT-LAW News, 07.06.2005
  5. ^ Europarl 24 сентября 2003 г.: Исправленная директива о патентах на программное обеспечение. Архивировано 5 февраля 2007 г. в Wayback Machine , Фонд свободной информационной инфраструктуры , по состоянию на 7 июля 2005 г.
  6. ^ «Защита программного обеспечения и кризис патентной системы». Архивировано 11 сентября 2005 г. в Wayback Machine , Аксель Х. Хорнс, стр. 8,15.
  7. ^ «Министры ЕС одобряют патентный закон» , BBC News.
  8. ^ «Голландский парламент вызывает кризис патентов на программное обеспечение в ЕС» , The Inquirer , по состоянию на 7 июля 2005 г.
  9. ^ «Директива ЕС по патентам на программное обеспечение отложена» , iDABC eGovernment News .
  10. ^ «Закон о патентах на программное обеспечение висит в воздухе после выхода Польши» , EuroActiv.com .
  11. ^ «Польша не поддерживает текущее предложение по Директиве ЕС по патентам на программное обеспечение». Архивировано 24 января 2005 г. в Wayback Machine , Объединенный фонд пресс-релизов, инфраструктура свободной информации, Интернет-сообщество Польши, Nosoftwarepatents.com. Выпущен 4 декабря 2004 г.
  12. ^ 2077-е заседание комитета постоянных представителей (Часть 1) . Протокол заседания: состоялось в понедельник 13 (11.00) и среду 15 (10.15) декабря 2004 г.
  13. ^ «Репортаж Europarl News (21 июня 2005 г.): Последние новости о компьютеризированных изобретениях» .
  14. ^ Тобиас Бак, «ИТ-группы выигрывают решение ЕС по патентам» , Financial Times .
  15. ^ «Парламент ЕС голосует против законопроекта о патентах на программное обеспечение - комиссия ЕС» , Forbes.com ; «Европейский парламент отклоняет закон о патентах на программное обеспечение (обновление 1)». Архивировано 11 сентября 2005 г. на сайте Wayback Machine , Bloomberg.com ; Ян Слива, «Европейский парламент отменяет закон о патентах на программное обеспечение» , BusinessWeek Online ; «Ассамблея ЕС отвергает законопроект о гармонизации патентов» , Reuters ; « Европейский парламент отклоняет патенты на программы », WikiNews .
  16. ^ «Европейский патентный спор «угрожает рабочим местам и изобретениям» » . Хранитель . 15 ноября 2004 г.
  17. ^ «EICTA и патенты на программное обеспечение» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2004 года . Проверено 25 ноября 2004 г.
  18. ^ «AEL (Association Electronique Libre) WikiWiki - Представительство Агории» . 22 февраля 2006 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2006 г.
  19. ^ «Нет патентам на программное обеспечение!» . Архивировано из оригинала 13 марта 2005 года . Проверено 25 ноября 2004 г.
  20. ^ «Директива о патентах отменена Европейским парламентом» . Пинсентские масоны .
  21. ^ «Патенты на программное обеспечение в Европе: развенчание мифов» . Пинсентские масоны .
  22. ^ «Патенты на программное обеспечение в Европе: ответ адвокату» . Пинсентские масоны .
  23. ^ Поддержка европейской директивы о патентах на программное обеспечение , OUT-LAW News, 11.09.2004
[ редактировать ]

Исследования и рабочие документы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a114ad1c5e8abf72c36662eb5cfaa75__1683847680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/75/2a114ad1c5e8abf72c36662eb5cfaa75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Proposed directive on the patentability of computer-implemented inventions - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)