Анналы Кведлинбурга
Оригинальное название | Анналы Кведлинбургенсы |
---|---|
Язык | латинский |
Предмет | История |
Анналы Кведлинбурга ( латынь : Annales Quedlinburgenses ; немецкий : Quedlinburger Annalen ) были написаны между 1008 и 1030 годами в монастыре Кведлинбургского аббатства . В последние годы сложилось мнение, что летописцем, вероятно, была женщина. [1] Анналы большей частью посвящены истории Священной Римской империи ; они также содержат первое письменное упоминание названия Литвы («Литуа») в описании события, датированного мартом 1009 года. Оригинальный документ исчез, сохранившись только в виде копии XVI века, хранящейся в Дрездене . [2] но его содержание остается научным ресурсом.
Фон
[ редактировать ]Город Кведлинбург в Германии впервые упоминается в письменном виде в документе, датированном 922 годом. Святая Матильда основала там Кведлинбургское аббатство , религиозную общину для женщин, в 936 году и руководила ею до своей смерти в 966 году. Аббатство стало ведущим учебным заведением. для дворянок герцогства и курфюршества Саксонии и сохранял свою миссию в течение почти 900 лет. [3] [4] Город служил имперским пфальцом саксонских императоров, где был похоронен Генрих Птицелов , основатель династии Оттонов . [5] Кведлинбург располагался недалеко от Магдебурга , Королевского собрания империи, и поэтому его летописцы могли полагаться на подлинную информацию из королевского дома и получать свидетельства очевидцев. [5] Город потерял некоторый статус во время правления Генриха II , который нарушил традицию празднования здесь Пасхи; Анналы изображают его неблагоприятно и демонстрируют, в какой степени королевский монастырь имел право критиковать своего монарха. [6]
Анналы
[ редактировать ]«Анналы» открываются хроникой всемирной истории от времен Адама до Третьего Константинопольского собора 680–681 годов, основанной на хрониках Иеронима , Исидора и Беды . [3] Повествование в значительной степени заимствовано из нескольких более старых источников до 1002 года, хотя существуют оригинальные отчеты уже за 852 год. Начиная с 993 года, повествование включает события, которые представляют собой свидетельства очевидца летописца о событиях в Кведлинбурге и его окрестностях. [3] Количество деталей значительно увеличивается, начиная с 1008 года, что заставляет некоторых аналитиков прийти к выводу, что 1008 год был фактической датой первого составления Анналов, хотя Роберт Хольцман утверждает, что датой начала является 1000 год. [7] Было высказано предположение, что летописец временно отказался от проекта между 1016 и 1021 годами. [3] Точные причины приостановки работ неизвестны. Работа над проектом продолжалась между 1021 и 1030 годами, когда его авторы смогли сообщить о военной победе над Мешко II Ламбертом , королем Польши .
Основной задачей летописцев было зафиксировать наследие династии Оттонов и самого Кведлинбурга. «Анналы» включают истории ряда исторических и легендарных личностей, таких как Аттила Гунн , король готов Дитрих и другие. [3] Историк Феличе Лифшиц предположил, что количество материала саги , включенного в ее повествование, не имеет аналогов. [3]
«Анналы Кведлинбурга» стали важным источником исследований; в XII веке их использовали как минимум пять современных историков. Феличе Лифшиц утверждает, что «Анналы Кведлинбурга» сыграли ключевую роль в формировании взглядов влиятельных немцев XIX и XX веков на свое средневековое прошлое. [3] Они продолжают анализироваться в других контекстах: исследователи «Беовульфа», обсуждающие использование им термина «Гюгоны» для обозначения франков , климатологи и в книге, обсуждающей страх перед тысячелетием . [7] [8] [9]
Упоминание Литвы
[ редактировать ]Первое письменное упоминание относится названия Литвы . к Кведлинбургским летописям в описании 1009 года [10] [11] Отрывок гласит:
Святой Бруно, известный как Бонифаций, архиепископ и монах XI. 18:7 Идентификатор. – спросил Марш у небес. [12]
По-английски:
Святой Бруно, называемый также Бонифаций, архиепископ и монах, на одиннадцатом году своего обращения, на границе Малороссии и Литвы, был убит язычниками вместе с 18 своими людьми 9 марта и попал на небеса. [13]
По поводу перевода «VII. Ид. Мартия»: в римском календаре даты отсчитывались назад от трех определенных точек лунного месяца. В данном конкретном случае «VII. Ид. Мартий» буквально означает 7-е число мартовских ид », т. е. около 15-7 = 8 или 9 марта. [14]
Из других источников, описывающих Бруно Кверфуртского , ясно, что этот миссионер пытался христианизировать языческого короля Нетимера и его подданных. [15] Однако брат Нетимера, отказавшись принять христианство, убил Бруно и его последователей. Историк Альфредас Бумблаускас предположил, что эта история описывает первую попытку крещения в истории Литвы . [15]
Редакции и переводы
[ редактировать ]- Латинское издание (включая Анналы Хильдесхайма и Вайсембурга): MGH SS 3, стр. 18f.
- Гизе, Мартина, изд. Анналы Quedlinburgenses (на латыни). Ганновер: Книжный магазин Ханше. ISBN 3-7752-5472-2 (« Памятники немецкой истории . Писатели-германцы, издаваемые отдельно для использования школ», 72).
- Анналы Священной Римской империи. Анналы Кведлинбурга. Перевод и аннотации Гжегожа Казимира Валковского (Вальковский, Быдгощ, 2014 г.) ISBN 978-83-930932-6-7
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Титмар Мерзебургский ; Дэвид Уорнер (2001). Оттонская Германия: Хроника Титмара Мерзебургского . Манчестер: Манчестерский университет. Нажимать. стр. 43. ИСБН 0-7190-4926-1 .
- ^ «В ОТМЕЧАНИИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ЛИТВЫ» . Управление празднования тысячелетия Литвы при Канцелярии Президента Литовской Республики. Архивировано из оригинала 3 октября 2008 года . Проверено 2 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лифшиц, Феличе (13 января 2006 г.). «Рецензия на: Гизе, изд., Annales Quedlinburgenses» . Средневековый обзор . Университет Индианы.
- ^ «Кведлинбург, Всемирное наследие ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 16 июня 2008 г. Проверено 2 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Альфредас Бумблаускас . История Старой Литвы 1009-1795 гг. 2005, с. 16 ISBN 9986-830-89-3
- ^ Рейтер, Тимоти; Розамонд МакКиттерик; Дэвид Абулафия (1999). Новая Кембриджская средневековая история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-36447-8 .
- ^ Jump up to: а б Чейз, Колин (1997). Датировка Беовульфа . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-7879-7 .
- ^ Стотерс, Ричард Б. (август 1998 г.). «Дальний предел извержения Эльджья в десятом веке, Исландия» (PDF) . Климатические изменения . 39 (4): 715–726. дои : 10.1023/А:1005323724072 . S2CID 127398721 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2011 г. Проверено 2 сентября 2008 г.
- ^ Броуди, Ховард С. (2003). Апокалиптический 1000 год: религиозные ожидания и социальные изменения, 950–1050 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-511191-0 .
- ^ Баранаускас, Томас (осень 2009 г.). «О происхождении названия Литвы» . Литуан . 55 (3). ISSN 0024-5089 . Архивировано из оригинала 9 июля 2021 г. Проверено 24 октября 2015 г.
- ^ Ричард К. Фрут. Восточная Европа . 2004. с. 169 ISBN 1-57607-800-0
- ^ Альбинус, Питер Фабрициус, Георг. Chronicon Quedlenburgense от начала мира через века . Проверено 5 сентября 2013 г.
- ^ Литве, Тысячелетие , Витязь , вып. 31, нет. 3, 2009 г.
- ^ Мартовские иды. Судьбоносный день Юлия Цезаря
- ^ Jump up to: а б Альфред Бумблаускас. Литовское тысячелетие - Миллениум Литвы. Архивировано 7 июля 2021 г. в Wayback Machine . Проверено 1 сентября 2009 г.