Театр Хеббель
Формирование | 1908 |
---|---|
Расположение |
|
Координаты | 52 ° 30'00 "N 13 ° 23'14" E / 52,50000 ° N 13,38722 ° E |
Лидер | Аннеми Ванакере |
Веб-сайт | www |
Hebbel -Theater ( Театр Хеббель ) — историческое здание театра для спектаклей в Берлине-Кройцберге , Германия. С 2003 года здесь располагалась компания Hebbel am Ufer (HAU).
Театр примерно на 800 мест был построен Оскаром Кауфманом в 1907/08 году в стиле модерн . Угловое здание интегрировано в ряд домов. Это была ранняя и уникальная работа театрального архитектора, прославившая его как мастера театрального строительства, который затем создал еще пять театров в Берлине. Театр Хеббель процветал в 1920-х годах. Это был единственный берлинский театр, переживший Вторую мировую войну практически без повреждений. Театр Хеббель, Шаубюне-ам-Халлешен-Уфер и Театр-ам-Уфер - все это площадки HAU.
История
[ редактировать ]История и период строительства
[ редактировать ]В мае 1906 года венгерский театральный режиссер Ойген Роберт (он же Йенё Коваз) запланировал строительство Шаушпильхауса в Берлине с намерением ставить там популярные и современные постановки. видел дизайн спальни на выставке в Вертхайме Он вспомнил, как в том же году Оскара Кауфмана . [1] который впоследствии приобрел опыт строительства театров у берлинского архитектора Бернхарда Зеринга . [1] : 77 Роберт поручил ему построить игровой домик в берлинском Café Central. [2] [3]
Кауфманн нашел недвижимость в южном Фридрихштадте . [4] который зарегистрированная ассоциация владельцев зданий Theater на Кениггретцерштрассе приобрела в октябре 1906 года за 460 000 марок. [1] : 78 Угловой участок располагался между Бель-Альянс-Плац и Асканишер-Платц на нынешней улице Штреземанштрассе, 61, в жилом районе среднего класса. Театр был включен в существующую застройку блока по периметру . [1] : 78
Кауфман представил первые проекты театра в августе 1906 года. [4] : 222 Строительство было отложено из-за внезапной смерти финансиста Герцфельда, вызвавшей финансовую нестабильность. Кроме того, Министерство общественных работ первоначально отказало в разрешении из-за неурегулированных правовых отношений с прилегающей частной дорогой, на которой должен был быть построен театр. После незначительных изменений в планах выполнение строительства наконец могло начаться в феврале 1907 года. [1] : 79 Помимо Кауфмана, в проектировании театра участвовали еще три сотрудника: архитекторы Альберт Вебер и Сан-Михели Волькенштейн , а также частный лектор и инженер-строитель Бруно Шульц . [1] : 79–80 [2]
Расцвет 1920-х годов
[ редактировать ]Театр был открыт 29 января 1908 года после трехмесячного строительства. [1] : 84 Он был назван «Театр Хеббель» в честь драматурга Фридриха Хеббеля, умершего в 1863 году. его Мария Магдалена Для празднования открытия была выбрана [5] Роберту, основателю и первому директору театра, в начале 1909 года пришлось отказаться от управления из-за финансовых проблем; и подвергался критике за многочисленные ошибки, неблагоприятный выбор пьес и отсутствие независимого направления. После короткого периода самоуправления за ним последовали два режиссера Карл Мейнхард и Рудольф Бернауэр , и 30 сентября 1911 года театр был переименован в Театр на Кениггретцерштрассе . [1] : 84 Одной из звезд была Мария Орска Ведекинда , которая появилась в роли Лулу Уайльда в 1916 году и Саломеи . [6]
Расцвет театра Хеббель пришелся на 1920-е годы. [7] [5] когда Поль Вегенер , Тилла Дюрье , Элизабет Бергнер и Фрици Массари появились [5] в пьесах Генрика Ибсена , Августа Стриндберга , Франка Ведекинда [6] а позже в произведениях Уильяма Шекспира и Иоганна Вольфганга фон Гете . Репертуар был расширен за счет комедий, социальной сатиры , политических комедий и спектаклей в стиле оперетты в соответствии с преобладающими предпочтениями публики. Виктор Барновский взял на себя управление в 1925 году и привлек к работе таких звезд, как Ганс Альберс , [7] Фриц Кортнер , Пауль Хёрбигер и Курт Буа . В 1927 году была исполнена мистерия Ганса Кальтнекера «Сестра» с Орской в роли Руфи. Он также нанял режиссёра Эрвина Пискатора . [5] [7]
Во времена нацизма театр был закрыт в 1934 году. [7] под генеральным директором Ойгена Клёпфера из Фольксбюне , который полностью обновил оборудование и сократил зал до 672 мест. [1] : 85 Дом практически не был разрушен во время Второй мировой войны. [2] если не считать бомбы, попавшей в него в сезоне 1943/44, [7] повредил фойе и крышу сцены. [1] : 85 К концу июля 1945 года театр снова заработал. [7]
Послевоенный период и реставрационные работы
[ редактировать ]В 1945 году Театр Хеббель был единственным действующим театральным зданием в Берлине. [7] На открытии 15 августа 1945 года была исполнена « Дрейгрошенопера» Брехта и Вайля: [7] с Хубертом фон Мейеринком в роли Маки. Реставрационные работы дома возглавил Карл-Фридрих Деммер в 1946/47 году. [1] : 87 [2] Он заменил дубовые входные двери простыми деревянными порталами, покрыл черепицей крышу фасада здания и внес множество изменений в оформление интерьера. Театр в американском секторе был переименован в Театр Хеббель и вскоре стал считаться самой важной сценой Западного Берлина . [1] : 87 Благодаря своему уникальному расположению в разрушенном городе, это место всегда было аншлаговым местом для современных американских и западных драматургов. Вход можно было купить, предложив уголь для отопления. Художественным руководителем до 1948 года был Карлхайнц Мартин . В связи с денацификацией в его репертуаре отдавались произведения драматургов, опороченных в период с 1933 по 1945 год. С повторным открытием более крупного театра Шиллера в 1951 году театр Хеббель потерял значение. [7] 1 сентября 1952 года Клаус Кински выступил там на мировой премьере балета (или мимодрамы ) «Идиот» Достоевского по мотивам «Идиота» на музыку Ганса Вернера Хенце и хореографию Татьяны Гсовской . [8]
1960 г. по настоящее время
[ редактировать ]После того, как в 1952 году театр Хеббель был передан частной компании, в 1960-х годах он снова стал популярен как народный театр . Рудольф Кюлюс был режиссером и привлек к работе таких популярных звезд, как Ганс Эпскамп , Харальд Юнке , Инге Мейзель , Клаус Шварцкопф и Рудольф Платте . Театр был модернизирован в 1960 году архитектором Сигрид Крессманн . [1] : 88 [2] Она предпочитала пастельные тона, делала дом светлее за счет широких стеклянных дверей и обшивала стены необработанной штукатуркой . Также она установила рекламные надписи над входными порталами, которые были видны издалека, и обновила освещение в интерьере. После смерти Кюлюса управление взяла на себя его жена Хела Гербер, но безуспешно. После многих лет финансовых трудностей эпоха театра Хеббель закончилась банкротством в 1978 году. После этого театр использовался в качестве альтернативной площадки для других театров, включая Шаубюне-ам-Халлешен-Уфер, а также в качестве гостевой площадки. возрождение оперы Карла Грауна «Монтесума» В 1984 году здесь состоялось . Театр был спасен от сноса, поскольку был внесен в список памятников архитектуры Денкмальшуца . С 1972 года театр принадлежит городу Берлину. Реставрация, завершенная в 1987 году, вернула дому проект Кауфмана. [2] Финансируемый Сенатом Берлина , он был направлен на то, чтобы подготовить это место к 750-летию города. Он удобно служил и год спустя, когда Берлин стал культурной столицей Европы . [9]
В 1989 году Неле Хертлинг заняла пост управляющего и художественного руководителя дома. [7] [9] Благодаря ее усилиям театр стал всемирно уважаемой сценой современного театра. [10] Ей приходилось полагаться исключительно на гастрольные коллективы, так как у театра не было своего ансамбля. В 2003 году театр Хеббель объединился с театром Шаубюне-ам-Халлешен-Уфер и Театром-ам-Уфер в сезоне 2003/04 и образовал Хеббель-ам-Уфер (HAU). [10] Художественным руководителем был Матиас Лилиенталь до июля 2012 года, когда его сменила бельгийка Аннеми Ванакере . [11]
Архитектура
[ редактировать ]Из-за узкости участка Оскар Кауфман решил построить Логентеатр [1] : 81 с двумя фасадами: главный фасад на Штреземанштрассе и второстепенный фасад на прилегающей частной улице. [4] : 225 Такая ярусная форма здания театра строго отделяет зрительный зал от сцены и в то же время дает возможность объединить многочисленные зрительские места. [2]
Структура театра обеспечивает оптимальное использование пространства и четкую планировку, разделенную на парадный корпус с вестибюлями (входами, гардеробами, лестницами и фойе), зрительно-сценический зал и административное крыло. [12] На втором фасаде видна эта группа фасадных и задних зданий. Оба фасада покрыты выступом почти до фронтона , создающим скульптурный эффект за счет связки блоков поочередно широких и узких каменных рядов. [2] Репрезентативному главному фасаду из ракушечника предшествует перрон, ведущий к трем входам, встроенным в стену. [4] : 225 Фасад увенчан многоугольным эркером, окаймленным балюстрадой и завершенным фронтоном с медной крышей. [12] : 119 Эта нишеобразная конструкция подчеркнута удлиненными оконными рамами и глазками . Последние обрамлены рельефными фигурами. [4] : 225 Деление окон повторяется на лестницах слева и справа от эркера и на передней части второго фасада. Округленный фронтон парадного фасада украшен по бокам рельефами-масками работы Германа Фейерхана . [2] Дизайн главного фасада имеет новую форму и был скопирован другими архитекторами, такими как Фриц Шумахер для Дрезденского крематория. [4] : 225 Внешняя архитектура Кауфмана поражает отсутствием лишних строительных элементов. Строительство и отделка здания в основном ограничиваются потребностями и служат, прежде всего, реальному назначению здания: театральным представлениям. [12] : 117 Задние постройки малозаметны благодаря простому функциональному дизайну и оштукатуриванию. Перед возвышающимся сценическим театром расположены две лестничные башни, покрытые простыми куполообразными крышами. Фасады трех задних корпусов кажутся замкнутыми за счет равномерного вертикального расположения окон и простой штукатурки без декоративных элементов. [12]
Дизайн интерьера и меблировка
[ редактировать ]В фасадном здании театра Хеббель расположены входы и вестибюли зрительного зала. Облицованный дубом вестибюль, где расположены кассы, ведет к гардеробам и проходам, обшитым палисандровым деревом. [12] : 128 Оттуда боковые лестницы ведут в главный фойе и на ярусы. На второй ярус можно попасть снаружи по двум лестницам. Двухэтажное главное фойе, представительный зал театра, построено овально-эллиптической формы и облицовано панелями из красновато-коричневого красного дерева и черной груши. [4] : 226 В верхней отделке – вставки из палисандра и перламутра. [12] : 131
Кауфман придавал большое значение внутреннему убранству всех помещений. [1] : 77 Даже администрация и гардеробные были им специально обставлены и тщательно декорированы. [12] : 133
Аудитория
[ редактировать ]Зрительный зал имеет уменьшенную двухпроходную планировку. Здесь второй ярус не полностью выдвинут к сценическому пространству, чтобы обеспечить всем зрителям наилучшие условия просмотра и не допустить искажения обзора сцены. [1] : 81 Хвостовая форма балюстрады характерна для архитектуры Кауфмана, а также использовалась в качестве однонефной системы в Берлинском театре «Ренессанс» и Калининградском областном драматическом театре в Кенигсберге . Две цилиндрические башни по обе стороны сцены, в каждой из которых есть лестница, соответствуют изогнутым ярусам. Зрительный зал на 800 мест почти полностью покрыт мореными панелями из березы от красноватого до золотисто-коричневого цвета и первоначально был дополнительно декорирован ценными шелковыми тканями. Однообразия обычного чиновного театра можно избежать закруглением пандусов. Деревянная обшивка, изготовленная компанией EE Lehmann, [12] : 124 простирается до второго яруса и включает в себя также две башни. [12] : 124 Эта облицовка создает единообразное впечатление помещения, которое намеренно не разбивается установкой задних лож за первым ярусом и, таким образом, представляет собой решающее новаторство Кауфмана по сравнению с другими театральными конструкциями того времени. Потолок без украшений и без «обязательной» люстры. [12] : 124
Сценическое пространство
[ редактировать ]Оскар Кауфманн стремился к строгому разделению сцены и зала, спроектировав каркас сцены, похожий на рамку для картины. Эта воронкообразная авансцена создает впечатление сцены-смотровой будки и должна была стать характерной чертой архитектуры Кауфмана. Благодаря почти квадратному формату высотой 12 м и ширине проема спектакль на сцене выглядит как картина в рамке, тем самым полностью пространственно отделяя драматическое действие от зрительского зала. [12] : 124 Просторный театр (19×16×14 м) включал в себя новую вращающуюся сцену диаметром 12,3 метра. Концепция Кауфмана также включала музыкальные и оперные постановки. Первые ряды партера в зрительном зале можно было убрать, а пространство под ними использовать в качестве оркестровой ямы . [12] : 128
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Дирк Йонкански: Театр Хеббель Оскара Кауфмана. в Джерарде Кучше (ред.): Берлинский медведь. Ежегодник Ассоциации истории Берлина. Берлин/Бонн 1989/1990. ISSN 0522-0033 . п. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Театр Хеббель (на немецком языке) Государственного управления памятников Берлина, получено 15 июня 2021 г.
- ^ Вестхафен, Вернер фон: Забытый основатель театра Хеббель (на немецком языке) Kreuzberger Chronik , март 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Антье Хансен: Оскар Кауфманн. Театральный архитектор между традицией и современностью. Берлин 2001. ISBN 3-7861-2375-6 . стр. 222 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б с д Театр Хеббель в Уфере (на немецком языке) in-berlin-brandenburg.com 2021
- ^ Перейти обратно: а б Биография о Марии Орской: Новое открытие звезды театра (на немецком языке) taz 12 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Театр Хеббель (на немецком языке) berlin-sicht.de 2021
- ^ Ханс Вернер Хенце / The Idiot Schott Music 2021
- ^ Перейти обратно: а б «Театр Хеббель» . tanzimaugust.de . 2017 . Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стретц, Сюзанна. «Самый хаотичный театр столицы» . merian.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 22 января 2021 года.
- ^ Валь, Кристина (30 октября 2012 г.). «Театр и сцена в Берлине: Портрет новой начальницы HAU Аннеми Ванакере» . Tip-berlin.de (на немецком языке). Архивировано из оригинала 14 мая 2021 года . Проверено 15 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Яуманн, Антон: Театр Хеббель в Берлине . В немецком искусстве и декорировании. Иллюстрированные ежемесячные журналы о современной живописи, скульптуре, архитектуре, домашнем искусстве и женском творчестве (на немецком языке). Том 22 (апрель – сентябрь 1908 г.), стр. 116–133.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Антье Хансен: Оскар Кауфманн. Театральный архитектор между традицией и современностью . (Здания и памятники искусства Берлина. Приложение; 28). Гебр Манн Берлин 2001, ISBN 3-7861-2375-6 .
- Дирк Йонкански: Театр Хеббель Оскара Кауфмана . В книге Джерарда Куча (ред.): Берлинский медведь. Ежегодник Ассоциации истории Берлина . ISSN 0522-0033 , том. XXXVIII/XXXIX (1989/1990), стр. 77–93.
- Кристиана Кюль: 100 лет Театру Хеббель. Прикладная театральная лексика по Густаву Фрейтагу . Хеббель-ам-Уфер, Берлин, 2008 г.
- Дитрих Ворбс: Комедия и театр на Курфюрстендамме. Наследие Оскара Кауфмана и Макса Рейнхардта . Немецкое художественное издательство, Мюнхен [среди прочих] 2007 г., ISBN 978-3-422-06694-6 .
Документация
[ редактировать ]- Любопытство и риск. Берлинский театр «Хеббель» и его европейские партнеры . документация, Германия 1997, 60 мин., реж.: Кристоф Рютер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Театр Хеббель berlinlayers.com 16 апреля 2014 г.