Маркелл Эш
Маркелл Эш | |
---|---|
Епископ Полоцкий и Витебский | |
![]() | |
Церковь | Русская Православная Церковь |
Установлено | 1882 |
Срок закончился | 1889 |
Заказы | |
Рукоположение | 20 января 1850 г. |
Посвящение | 8 июля 1875 г. |
Личные данные | |
Рожденный | 31 декабря 1821 или 1825 г. |
Умер | 29 сентября 1903 г. Санкт-Петербург |
Похороненный | Nikolskoe Cemetery |
Национальность | Украинский |
Номинал | Восточное православие |
Маркелл Попель в Галиче или Медухе , умер 29 сентября [ OS 16 октября] 1903 года в Санкт-Петербурге ) был епископом Русской Православной Церкви украинского (родился 31 декабря 1821 или 1825 года происхождения.
Он родился в греко-католической семье. Окончил изучение философии и католического богословия и после женитьбы был рукоположен в священники униатского обряда в 1850 году. В течение года занимался пастырской деятельностью в приходе в Бучаче , затем с 1851 по 1859 год был катехизатором в гимназию в Тернополе , а до 1866 года — катехизатор гимназий во Львове . Он издавал учебники по литургике и моральному богословию, предназначенные для студентов греко-католической семинарии.
С 1854 года принимал активное участие в русофильском движении. Он также был одним из лидеров ритуального движения в Галиции , которое требовало удаления всех латинских элементов из литургии Греко-католической церкви. Первоначально он выступал лишь за очищение восточного обряда внутри католической церкви, но со временем пришел к убеждению, что Брестская уния была негативным событием для русского народа и что его первоначальной верой было православие . Следовательно, в 1866 году он переехал в Хелмскую землю , находившуюся под властью России, чтобы способствовать очищению восточного обряда от латинского влияния. Таким образом царские власти намеревались подготовить полную отмену Союза в Российской империи.
За свою роль в ликвидации последней униатской административной единицы в Российской империи он был хиротонисан 8 июня 1875 года в сан епископа-помощника Хелмской и Варшавской епархии с титулом епископа Люблинского , осуществляя личный надзор за бывшим униатом. приходы. В 1878 году, после конфликта с архиепископом Хелмским и Варшавским Леонтием был переведен на Подольскую и Брацлавскую кафедру, где служил ординарием до 1882 года. Затем с 1882 по 1889 год был епископом Полоцким и Витебским. В 1889 году он вышел в отставку, но остался членом Святейшего Синода и участвовал в его работе до своей смерти в 1903. Умер и похоронен в Санкт-Петербурге.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Молодежь и деятельность в Галисии
[ редактировать ]Маркелл Попель родился в Галиции в семье дворянина Онуфрия Попеля. [ 1 ] Он был крещен в греко-католической церкви . [ 2 ]
Окончил четырехлетнюю немецкую школу в Галиче, затем классические гимназии в Станиславове и Бучаче . Продолжил обучение в университете в Черновцах (философия), а также во Львове и Вене (теология). [ 2 ] 20 января 1850 года он был рукоположен в сан священника и возглавил приход в Бучаче. [ 1 ]
гимназии С 1851 по 1859 год был катехизатором тернопольской . [ 1 ] В первые годы своего творчества он не проявлял русофильских симпатий; он поручил своим ученикам петь религиозные песни на немецком или латыни. [ 3 ] Однако к 1854 году он радикально изменил свои взгляды и примкнул к группе преподавателей гимназии, которые в сотрудничестве с Яковом Головатским распространяли среди студентов русофильские издания. [ 4 ] Позже он три года работал учителем русского языка в академической гимназии во Львове, а с 1862 по 1866 год был катехизатором немецкой гимназии во Львове. [ 2 ] Он является автором драмы «Немира» , печатавшейся в журнале «Галичка Зоря» , и размышлений о барде Бояне , герое « Слова о полку Игореве» . [ 1 ] Он также опубликовал статьи о нынешнем положении и идентичности Греко-католической церкви в Галиции. [ 5 ]
Отец Попель был одним из лидеров ритуального движения, выступавшего за удаление всех латинских элементов из литургии униатской церкви. Такие изменения он осуществил в своей пастырской практике. [ 6 ] В 1862 году львовский греко-католический митрополит Григорий Яхимович назначил его в комиссию для координации усилий по очищению восточного обряда, предотвращения дальнейших низовых и самовольных инициатив приходского духовенства в этом районе. Внезапная смерть иерарха помешала работе комиссии, а его преемник Спиридон Литвинович существенно свернул движение. [ 7 ] В это время отец Попель еще не был защитником православия. В 1857 году он опубликовал учебник по моральному богословию. [ 2 ] а в 1863 году издал во Львове учебник по литургике для греко-католических богословов, в который вошли учения о первенстве папы в соответствии с католическим учением. [ 8 ]
По словам Влодзимежа Осадчи : [ 9 ]
Маркелла Попеля следует считать идейным искателем чистоты восточного обряда, который, хотя и заявлял о верности и послушании папе, вникая в тонкости восточной церковной идентичности, пришёл к убеждению в недостатках унии и тайно склонялся к отступничество.
С 1864 по 1865 год редактировал религиозный журнал «Неделя» . [ 2 ]
Деятельность в Хелмской униатской епархии
[ редактировать ]
В 1866 году вместе с сыновьями он покинул Галичину и навсегда перебрался в Россию. Его прибытие в Хелмскую землю было связано с запланированным упразднением Хелмской униатской епархии российскими властями . По мнению российской администрации, ликвидации последней униатской административной единицы в Империи должно было предшествовать устранение латинских элементов (глубоко укоренившихся в епархии) из литургии, что должно было способствовать полной русификации Руси. население Хелма. Эти действия должно было осуществить униатское духовенство русофильских взглядов, которое должно было быть завербовано из числа участников ритуального движения в Галичине. [ 10 ]
По словам Витольда Колбука, отец Попель был одним из немногих священнослужителей, мотивированных приехать в Хелмскую землю не материальными соображениями, а искренней поддержкой идеи распространения православия. [ 11 ]
Отец Маркелл Попель прибыл в Хелмскую землю по рекомендации активиста -славянофила и капеллана церкви при посольстве России в Вене отца Михаила Раевского , [ 12 ] как один из первых галичан. [ 8 ] В 1867 году он начал работать катехизатором в Хелмской гимназии и преподавателем в униатской семинарии. [ 2 ] Он преподавал катехизис, основы церковных обрядов и библейскую историю. [ 8 ] Он также был включен в число клириков униатской церкви Рождества Богородицы в Хелме. [ 1 ] и был удостоен титула протоиерея . [ 8 ]
Российские власти, готовясь к окончательной ликвидации униатской церкви в Империи, решили поручить управление Хелмской епархией священнослужителю русофильских взглядов, который поддержал бы планы царской администрации. В 1868 году отец Маркелл Попель был представлен Папе в качестве кандидата на пост епископа Хелмского, но Папа не согласился на его выдвижение. В конце концов Михаил Куземский стал епископом Хелмским. [ 13 ] С самого начала деятельности нового Ординария отец Попель оставался с ним в конфликте. Куземский отрицательно относился к деятельности пришедшего в Хелм галицкого духовенства и радикально боролся со всеми латинскими элементами в литургии. В 1869 году между отцом Попелем и епископом возник конфликт по поводу бойкота первым праздника Тела Христова . [ 14 ] Отец Попель также участвовал в привлечении новых галицких русофилов в Хелмскую землю. [ 8 ] Он пользовался полным доверием российских властей, чьи проекты относительно будущего Хелма он реализовал самоотверженно и преданно. [ 13 ] Поэтому российские власти безуспешно добивались его назначения викарным епископом Хелмской епархии. [ 13 ]
В 1869 году он получил российское подданство. [ 8 ]
Администратор Хелмской епархии
[ редактировать ]В 1871 году Михаил Куземский ушел из управления Хелмской епархией. 15 апреля 1871 года царь издал указ о назначении отца Маркелла Попеля временным администратором епархии. Это назначение было плохо встречено духовенством епархии, а также православными священниками Хелмской и Варшавской епархии. Они обвинили отца Попеля в распутном образе жизни. [ 8 ] Кроме того, Папа Пий IX считал нового администратора узурпатором. [ 13 ] Папа по-прежнему считал Михаила Куземского епископом Хелмским и потребовал от него письменного осуждения деятельности отца Попеля, что Куземский не выполнил. [ 15 ]
Отец Маркелл Попель продолжал привозить из Галичины новых священников, лично оформив для них приглашения. Такие документы облегчали получение российских виз и пересечение границы. [ 16 ] Будучи администратором епархии, он открыто начал подготовку к массовому обращению хелмских униатов в православие. В апреле 1871 года он издал циркуляр, предписывающий исключить латинские элементы из униатской литургии. [ 15 ] В декабре он приказал обязательно отмечать праздники Св. Николая, Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя, исключив при этом праздники Св. Иосафата, Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и Тела Христова. [ 17 ] Его указы в сочетании с антиобъединительной политикой седльцкого губернатора Степана Громиеко [ волнения среди некоторых униатов, приведшие к беспорядкам в приходах в Подляшье . [ 15 ] В результате в июне 1872 года царь Александр II поручил обер-прокурору Святейшего Синода создать Особый комитет по делам Хелмской епархии для координации действий гражданских и церковных властей в крае. Отец Попель был назначен одним из ее членов. Комитет разработал инструкции о карательных мерах против сопротивляющихся приходов. Администратору Хелмской епархии было поручено оценить отношение духовенства к внесенным изменениям и предложить меры наказания для противников. От него также требовалось сообщить верующим, что целью очищения обряда является не подготовка к массовому обращению, а восстановление униатского обряда в его первоначальном виде без латинских элементов. [ 15 ]
12 сентября 1872 года отец Попель сообщил о результатах своего опроса среди униатского духовенства, заявив, что 75 из 262 священников были против пересмотренной литургии, а еще 45 считались неопределенными. В октябре того же года в список «неуверенных и нелояльных» священнослужителей Люблинской губернии вошли 47 имен. [ 15 ] Дальнейшие действия администратора Хелмской епархии были согласованы в январе 1873 года с губернаторами Люблина и Седльце. Было решено в течение трех месяцев ввести в униатских приходах литургию, полностью основанную на русских образцах (так называемый синодальный чин). [ 15 ]
В октябре 1873 года отец Попель издал специальный циркуляр, предписывающий убрать колокола, дароносицы , исповедальни и приделы из униатских церквей, ввести иконостасы , прекратить упоминание о папе и совершать Святое Причастие только стоя. [ 17 ] Он снабжал униатские приходы православными богослужебными книгами, напечатанными в Петербурге. [ 8 ] праздник святителя Иосафата Кунцевича и Тело Христово. Из списка праздников, отмечаемых в епархии, исключены [ 15 ] Целые церковные здания перестраивались в стиле, типичном для русской церковной архитектуры. [ 15 ] Из-за сопротивления населения этим действиям они были проведены при поддержке царских войск (значительные протесты произошли в 29 из 266 приходов епархии). [ 18 ] Противники перемен были репрессированы, заключены в тюрьмы и сосланы в Сибирь . В 1874 году произошло два случая российской военной агрессии против униатских церквей, в результате которых погибли люди в Пратулине и Дрелове . [ 19 ] За время пребывания отца Попеля на посту администратора 74 униатских священника с антиправославными взглядами были сосланы или интернированы, а еще 66 бежали из Хелма в Галичину. [ 3 ]
В своих проповедях и семинарских лекциях отец Попель, официально оставаясь униатом, преподавал православное богословие. [ 8 ] 13 мая 1874 года Папа Пий IX осудил деятельность отца Попеля в энциклике Omnem sollicitudem . [ 20 ] Он объявил литургические изменения, внесенные Попелем, недействительными и назвал его несчастным псевдоадминистратором . [ 21 ]

В феврале 1875 года отец Маркелл Попель вместе с другими священниками, служившими в униатском соборе в Хелме, направил царю Александру II письмо с просьбой разрешить принять православие. [ 22 ] Это письмо, озаглавленное « Акт о духовенстве Хелмского собора» , было вручено царю 6 апреля того же года делегацией, в которую входил управляющий епархией. Утверждение акта и последующее решение Святейшего Синода от 23 мая 1875 г. ознаменовали роспуск Хелмской епархии и включение ее пастырских учреждений в состав Русской Православной Церкви. [ 23 ] Следуя этому решению, отец Попель принял христианство вместе с подавляющим большинством приехавшего в Хелм галицкого духовенства. [ 22 ]
Епископ Люблинский
[ редактировать ]За роль в упразднении Хелмской епархии отец Маркелл Попель был награжден орденом Святой Анны первой степени. [ 22 ] он был хиротонисан во епископа Люблинского, вспомогательного епископа Хелмской и Варшавской епархии . Кроме того, 8 июня 1875 года в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга [ 2 ] Уникально то, что от него не требовалось постригаться в монашество до епископской хиротонии, что является исключительным явлением в истории Русской Православной Церкви. Кроме того, 2 февраля 1876 г. специальным правительственным постановлением его имя должно было поминаться в бывших униатских приходах вместо ординарного Хелмской и Варшавской епархии, и он должен был иметь над ними непосредственный контроль. [ 24 ] Эти права были также предоставлены последующим епископам Люблина, а их резиденцией остался Хелм. [ 25 ] Будучи епископом, Маркелл Попель окружил себя духовенством из Галичины и поначалу пользовался поддержкой обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева и министра просвещения Дмитрия Толстого . [ 24 ]
Сразу после хиротонии епископ Маркелл оказался в конфликте с главой Хелмско-Варшавской епархии архиепископом Иоанницием , который был настроен против духовенства из Галичины. Архиепископ также счел епископа Маркелла недостойным своего епископского сана из-за его безнравственного образа жизни. Кульминацией этого конфликта стал перевод архиепископа Иоанниция на Херсонскую и Одесскую кафедру, вероятно, под влиянием высокопоставленных сторонников Маркелла. [ 24 ] Однако его преемник, архиепископ Леонтий , также негативно относился к галицкому духовенству, считая, что миссию распространения православия в Хелмской земле следует поручить местному духовенству. Благодаря усилиям Леонтия Маркелл Попель был переведен в Каменец-Подольскую епархию и покинул Хелм. [ 24 ] Его деятельность на посту православного епископа также была негативно оценена Святейшим Синодом, в том числе его бывшим сторонником Победоносцевым. [ 26 ] После его ухода ранее влиятельный круг галицкого духовенства потерял свою известность. [ 24 ]
Епископ Каменец-Подольский.
[ редактировать ]
10 декабря 1878 года Святейший Синод назначил Маркелла Попеля епископом Каменец-Подольским и Брацлавским . В этой епархии он особенно внимательно следил за качеством церковного пения, поручая настоятелям следить за тем, чтобы приходские священники формировали хоры из учащихся приходских школ. Он наградил самых преданных делу улучшения качества пения. [ 2 ] Он также подчеркнул важность того, чтобы проповеди были понятны всем слушателям, потребовал от деканов назначать постоянных проповедников и поручил всему духовенству произносить проповеди по воскресеньям и праздникам, запоминать их и вести записи для просмотра деканом и епископом. Сам епископ регулярно произносил проповеди и опубликовал около 60 проповедей в епархиальном журнале « Подольские епархиальные ведомости» . [ 2 ]
Епископ Полоцкий
[ редактировать ]6 марта 1882 года Маркелл Попель был переведен на Полоцкую кафедру. В этой епархии он сосредоточил свое внимание прежде всего на организации приходских школ, основав 172 таких учреждения. [ 2 ] Как и в Каменец-Подольской епархии, он также уделял приоритетное внимание формированию качественных церковных хоров, строительству и оснащению церквей. [ 2 ] Братство Святого Владимира В 1887 году он основал в Витебске . [ 1 ]
Последние годы
[ редактировать ]В 1889 году Маркелл Попель ушел с поста епископа Полоцкого и был отправлен в отставку. [ 1 ] Однако одновременно он был включен в состав Святейшего Синода и участвовал в его работе до самой смерти. [ 2 ] избран почётным членом -Русского благотворительного 16 марта 1903 года он был [ 27 ]
Он умер в 1903 году в Санкт-Петербурге и был похоронен в церкви Св. Исидора комплекса Александро-Невской лавры . В 1932 году его останки были перенесены на Никольское кладбище . [ 2 ]
В польской литературе конца 19 — начала 20 веков, описывающей обстоятельства роспуска униатской Хелмской епархии и последующих царских репрессий против униатов, сопротивлявшихся насильственному обращению в православие, епископ Маркелл Попель вместе с митрополитом Иосифом Семашко часто упоминается . как один из величайших врагов униатов и лживый виновник их трагедии. [ 28 ]
Семья
[ редактировать ]До 1850 г. он женился на Клементине Еловецкой (умерла в 1864 г.), от которой у него было двое сыновей. [ 1 ] [ 2 ] Один из них, Зиновьев (1850–1889), был рукоположен в священники в 1873 году и служил в последующие годы в соборе Рождества Богородицы в Хелме, а также занимал преподавательскую должность в духовной семинарии в Хелме. . [ 29 ] Другой сын, Юлиан, также стал православным священником, достиг сан протоиерея и до Первой мировой войны служил приходским священником в церкви в Плаваницах . Умер от холеры в полевом госпитале в Маларите во время эвакуации в Россию в 1915 году. [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дмитрук С. «1821 XII 31 год родился епископ Марцелий (Попель)» . lublin.cerkiew.pl (на польском языке) . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Маркиел (Попель)» . орто-рус.ру (на русском языке). Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Войтович-Хубер, Бернадетта; Козбял, Ян (2008). «Отцы нации»: греко-католическое духовенство в национальном движении галицких русинов (1867-1918) (на польском языке). Варшава: Издательство Варшавского университета. стр. 104. ISBN 978-83-235-0383-5 .
- ^ Осадчи (2007 , стр. 146)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 121)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 132)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 127–128)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Осадчи (2007 , стр. 226)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 131)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 208–209)
- ^ Колбук (1992 , стр. 104)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 375)
- ^ Jump up to: а б с д Левандовски (1996 , стр. 99–102)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 224)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Левандовски (1996 , стр. 112–115)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 219)
- ^ Jump up to: а б Колбук (1992 , стр. 100–101)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 358)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 227)
- ^ Осадчи (2007 , стр. 231)
- ^ Левандовски (1996 , стр. 116)
- ^ Jump up to: а б с Осадчи (2007 , стр. 229)
- ^ Левандовски (1996 , стр. 118–119)
- ^ Jump up to: а б с д и Осадчи (2007 , стр. 232–233)
- ^ Латавец, Кшиштоф (2007). На службе империи: социально-профессиональная структура русского населения Люблинской губернии в 1864-1915 годах (на польском языке). Люблин: Издательство Университета Марии Кюри-Склодовской. стр. 226. ISBN 978-83-227-2698-3 .
- ^ Вержховский, М. (1957). «Дело Хелмского района в Государственной Думе России». Исторический обзор (на польском языке). ЛВII . Варшава: 98.
- ^ Осадчи (2007 , стр. 523)
- ^ Зейка, Дж. (1994). «Подляские чтения. Союз и униаты в польской литературе на рубеже XIX и XX веков». В Лужнах, Рышард; Зейка, Францишек; Кемпинский, Анджей (ред.). Брестская уния: истоки, история и последствия в культуре славянских народов: коллективный труд (на польском языке). Краков: Университеты. стр. 226. ISBN 978-83-7052-220-9 .
- ^ Jump up to: а б Латавец, К. «Духовенство Православного Собора в Хелме в 1875–1905 годах». Рочник Хелмский (на польском языке). XI : 60–61.
Библиография
[ редактировать ]- Осадчи, Влодзимеж (2007). Святая Русь. Развитие и влияние идеи православия в Галичине (на польском языке). Люблин: Издательство Университета Марии Кюри-Склодовской. ISBN 978-83-227-2672-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Колбук, Витольд (1992). Униатское духовенство в Царстве Польском 1835-1875 (на польском языке). Люблин: Научное общество Люблинского католического университета. ISBN 83-85291-09-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Левандовски, Дж. (1996). На границе. Политика государственной власти по отношению к униатам Подляшья и Хелмщины 1772-1875 гг. (на польском языке). Люблин: Издательство Университета Марии Кюри-Склодовской. ISBN 83-227-0898-Х .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )