Джон Уилрайт
Джон Уилрайт | |
---|---|
![]() Преподобный Джон Уилрайт, ок. 1677 г. | |
Рожденный | в. 1592 г. Салеби , Линкольншир, Англия |
Умер | 15 ноября 1679 г. |
Место отдыха | Колониальное кладбище, Солсбери |
Образование | Колледж Сидни Сассекс, Кембридж , бакалавр 1614/5; Массачусетс 1618 г. |
Занятие | Священнослужитель |
Супруг (а) | (1) Мэри Сторр (2) Мэри Хатчинсон |
Дети | ( 1-я жена ): Джон, Томас, Уильям, Сюзанна; ( 2-я жена ): Кэтрин, Мэри, Элизабет, Мэри, Сэмюэл, Ребекка, Ханна, Сара. [1] |
Родитель | Роберт Уилрайт |
Подпись | |
![]() |
Джон Уилрайт (ок. 1592–1679) был пуританским священнослужителем в Англии и Америке, известным тем, что был изгнан из колонии Массачусетского залива во время антиномианской полемики и впоследствии основал город Эксетер, штат Нью-Гэмпшир . Он родился в Линкольншире , Англия, окончил Сидней-Сассекский колледж в Кембридже . Рукоположенный в 1619 году, он стал викарием Билсби , Линкольншир, пока не был отстранен от должности за симонию .
Отправляясь в Новую Англию в 1636 году, он был встречен в Бостоне , где жена его зятя, Энн Хатчинсон , начала привлекать негативное внимание своей религиозной откровенностью. Вскоре он и Хатчинсон обвинили большинство министров и судей колонии в поддержке « завета дел ». Когда этот спор достиг пика, Хатчинсон и Уилрайт были изгнаны из колонии. Уилрайт отправился на север с группой последователей суровой зимой 1637–1638 годов и в апреле 1638 года основал город Эксетер на территории, которая впоследствии стала провинцией Нью-Гэмпшир . Пребывание Уилрайта в Эксетере продлилось всего несколько лет, поскольку Массачусетс активировал ранее выдвинутые претензии на земли там, вынудив изгнанного Уилрайта уехать. Он отправился дальше на восток, в Уэллс, штат Мэн , где жил, когда его приказ об изгнании был отозван. Он вернулся в Массачусетс, чтобы проповедовать в Хэмптоне (позже часть провинции Нью-Гэмпшир), где в 1654 году его прихожане помогли ему получить полное оправдание, которого он добивался от суда Массачусетса в отношении событий, произошедших 17 лет назад.
В 1655 году Уилрайт вернулся в Англию со своей семьей и проповедовал возле своего дома в Линкольншире. В то время как в Англии его развлекали двое его влиятельных друзей, Оливер Кромвель , ставший лордом-протектором , и сэр Генри Вейн , занимавший ключевые посты в правительстве. После смерти Кромвеля, восстановления монархии в 1660 году и казни Вейна Уилрайт вернулся в Новую Англию, чтобы стать министром в Солсбери, штат Массачусетс , где он провел остаток своей жизни. Его характеризовали как сварливого и несгибаемого, но в то же время всепрощающего, энергичного и смелого человека. Его искреннее благочестие никогда не подвергалось сомнению даже теми, чье мнение сильно отличалось от его.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Уилрайт, родившийся около 1592 года, был сыном Роберта Уилрайта из Камберворта и Сейлби в Линкольншире , Англия. [2] Когда его отец умер в 1612 году, Уилрайт управлял поместьем, а также был наследником некоторой собственности в Линкольншире. [3] Его дед, которого также звали Джон Уилрайт, умер в 1611 году в Мамби . [4]
В 1611 году Уилрайт поступил в Сидней-Сассекский колледж в Кембридже на должность сизара , получив степень бакалавра в 1614/5 и степень магистра в 1618 году. [2] В Кембриджском университете Уилрайт обладал выдающимися спортивными способностями, и американский пуританин Коттон Мэзер (род. 1663) писал: «Когда Уилрайт был молодой искрой в университете, он был известен не только обычными ударами в борьбе». [3] Другом Уилрайта по колледжу был Оливер Кромвель . [3]

Уилрайт был рукоположен в дьякона 19 декабря 1619 года, а на следующий день был рукоположен в священники англиканской церкви . [2] Мэри Сторре, дочери Томаса Сторре, викария Билсби 8 ноября 1621 года он женился на . [1] [2] В апреле 1623 года, после смерти тестя, Уилрайт был назначен викарием Билсби. [2] [5] Его первая жена умерла в 1629 году и была похоронена в Билсби 18 мая того же года. [1] Вскоре после этого он женился на Мэри Хатчинсон , дочери Эдварда Хатчинсона из Алфорда и сестре Уильяма Хатчинсона , чьей женой была Энн Хатчинсон . [2]
После почти десяти лет пребывания на посту викария Уилрайт был отстранен от должности в 1633 году после попытки продать свое служение в Билсби обратно его покровителю, чтобы получить средства для поездки в Новую Англию. Вместо того, чтобы добыть необходимые средства, он был уличен в симонии (продаже церковных должностей) и отстранен от должности. [6] После своего переезда из Билсби он, вероятно, был в Лейсби в июне 1633 года, где крестилась его дочь Элизабет. [7] Затем он проповедовал в Белло, Линкольншир . [2] но вскоре церковные власти заставили его замолчать из-за его пуританских взглядов. [ нужна ссылка ] Уилрайт покинул Англию в 1636 году со своей второй женой, ее матерью Сюзанной Хатчинсон , и пятью живыми детьми. [1]
Массачусетс
[ редактировать ]Уилрайт прибыл в Бостон в колонию Массачусетского залива 26 мая 1636 года и был принят в Бостонскую церковь 12 июня 1636 года вместе со своей женой Мэри и ее матерью Сюзанной Хатчинсон. [2] [7] В год его прибытия несколько пуританских служителей Массачусетса обратили внимание на религиозные собрания, которые его родственница по браку Энн Хатчинсон проводила в своем доме, а также у них возникли вопросы о проповедях Джона Коттона , чья родственница по браку Энн Хатчинсон проводила в своем доме. Им казалось, что прихожане Бостона придерживаются каких-то теологически необоснованных мнений. [8] Уилрайт, как и Хатчинсон, был ярым сторонником теологии Коттона, но их взгляды отличались от взглядов большинства министров колонии, и вскоре они оказались втянутыми в крупный конфликт по этому вопросу. [9] [10]
Богословские взгляды
[ редактировать ]После прибытия в Новую Англию Уилрайт проповедовал в первую очередь бостонским поселенцам, владевшим землей на горе Волластон (современный Куинси ), которая в то время все еще считалась частью Бостона, но располагалась примерно в десяти милях к югу от бостонского молитвенного дома. Через несколько месяцев кто-то предупредил магистрата Джона Уинтропа , мирянина бостонской церкви, о том, что Уилрайт придерживается фамилистских и антиномистических доктрин. [11] Фамилизм, теология Семьи Любви , предполагала совершенный союз человека с Богом под Святым Духом в сочетании со свободой как от греха, так и от ответственности за него. [12] Антиномизм , или освобождение от морального закона по завету благодати , был формой семейности. [13] Большинство пуританских священников Новой Англии были категорически против этих богословских доктрин, считая их причиной жестоких и кровавых опустошений анабаптистов в Германии во время Мюнстерского восстания 1530-х годов. [12] Столкнувшись с обвинениями в семейности, Уилрайт отрицал проповедь такой доктрины. В то время как Уинтроп и многие министры колонии, возможно, считали Уилрайта фамилистом, Коттон видел в нем ортодоксального священника. [14]
Антиномический спор
[ редактировать ]Еще весной 1636 года министр Ньютауна (позже переименованного в Кембридж ) Томас Шепард начал переписку с бостонским министром Джоном Коттоном, и в своих письмах Шепард уведомлял Коттона о своей обеспокоенности по поводу теологии Коттона и о некоторых странных мнениях, циркулирующих среди членов. Бостонской церкви. Коттон, который выступал за то, чтобы Божья благодать была единственным путем к спасению, отличался от всех других служителей колонии, которые считали, что освящение (дела) является необходимым компонентом спасения. [15] Когда Уилрайт прибыл в колонию, он стал твердым союзником Коттона в этих богословских разногласиях. Мнения, которые сначала были высказаны в частной переписке, вскоре начали проникать в проповеди Шепарда перед его общиной в Ньютауне. [16] Эта «агрессия за кафедрой» не осталась незамеченной Уилрайтом, и вскоре в его собственных проповедях появился критический взгляд на « завет дел », проповедуемый Шепардом. [17]

Теологическая напряженность в колонии нарастала, но только в октябре 1636 года она стала достаточно заметной, чтобы Уинтроп сделал запись в своем дневнике. 21 октября 1636 года или вскоре после него он отметил растущую разобщенность, но вместо того, чтобы указать пальцем на одного из благочестивых служителей, он вместо этого возложил вину на невестку Уилрайта, написав: «Одна миссис Хатчинсон, член В церкви в Бостоне женщина остроумная и смелая духом принесла с собой две опасные ошибки: 1. Что личность Святого Духа обитает в оправданном человеке. 2. Никакое освящение не может помочь нам засвидетельствовать нашу веру. оправдание». [18]
В конце октября министры колонии напрямую столкнулись с вопросом о религиозных взглядах и провели «конференцию наедине» с Коттоном, Хатчинсоном и Уилрайтом. [19] Итог этой встречи оказался благоприятным, и стороны пришли к согласию. Коттон, чье богословие основывалось на завете благодати, удовлетворил других служителей тем, что освящение (завет дел) действительно помогло обрести благодать в глазах Бога, и Уилрайт тоже согласился. [19] Однако эффект конференции был недолгим, потому что большинство членов Бостонской церкви, прихожан Коттона, твердо придерживались идей свободной благодати и хотели, чтобы Уилрайт стал вторым пастором церкви после Коттона. В церкви уже был другой пастор, преподобный Джон Уилсон , который не симпатизировал сторонникам свободной благодати. Уилсон был другом Уинтропа, который был мирянином в церкви, и именно Уинтроп воспользовался правилом, требующим единогласия при церковном голосовании, чтобы помешать назначению Уилрайта. [19] Хотя Уинтроп «с благоговением думал» о талантах и благочестии Уилрайта, он чувствовал, что тот «склонен поднимать сомнительные споры, [и] не мог согласиться выбрать его на это место». [20] Это был способ Уинтропа предположить, что Уилрайт придерживается фамилистских доктрин. [14]
В декабре 1636 года министры встретились еще раз, но эта встреча не привела к соглашению, и Коттон предупредил, что вопрос освящения становится, по сути, заветом дел. [21] На прямом допросе Хатчинсон обвинил других служителей в проповеди дел, а не благодати, но делал это только наедине. [21] Эти богословские разногласия начали сказываться на политических аспектах колонии, и губернатор Массачусетса Генри Вейн , который был ярым сторонником свободы благодати, объявил о своей отставке на специальной сессии депутатов. [21] Ссылаясь на неотложные дела в Англии как на причину своего ухода, когда его подтолкнули, он не выдержал, выпалив обеспокоенность тем, что Божий суд «постигнет нас за эти разногласия и разногласия». [21] Члены бостонской церкви успешно убедили Вэйна отозвать свою отставку, в то время как в Генеральном суде начались дебаты о том, кто несет ответственность за проблемы колонии. [21] Генеральный суд, как и остальная часть колонии, был глубоко разделен и призвал провести 19 января всеобщий пост в надежде, что такое покаяние восстановит мир. [21]
Проповедь постного дня
[ редактировать ]Во время назначенного дня поста 19 января 1637 года Джон Коттон проповедовал утром, сосредоточив свою проповедь на необходимости умиротворения и примирения. [17] Затем Уилрайт выступил во второй половине дня, и хотя в глазах мирянина его проповедь могла показаться мягкой и неопасной, для пуританского духовенства она была «достойна порицания и подстрекала к причинению вреда». [20] Историк Майкл Уиншип более резко назвал это «крайне немилосердной проповедью» и «самым печально известным вкладом Бостона в эскалацию риторики с кафедры». [17] Немедленной реакции на проповедь не последовало, за исключением того, что Уинтроп заметил в своем дневнике, что «служители теперь обсуждают доктринальные вопросы на своих кафедрах». [22] Он также отметил, что один только Коттон был на стороне одной партии против других министров, даже не думая об Уилрайте как об игроке в развивающемся противоречии. [22]
Однако по мере распространения слухов о проповеди Уилрайта Уинтроп стал лучше осознавать ее зажигательный характер, и затем он написал, что Уилрайт «яростно критиковал всех, кто ходил в завете дел», а что касается тех, кто проповедовал дела, он «назвал их антихристами». и настраивали против них народ с большой горечью и яростью». [21] С другой стороны, защитники свободной благодати были воодушевлены проповедью и усилили свой крестовый поход против «законников» среди духовенства. Во время церковных служб и лекций они публично спрашивали служителей об их доктринах, которые расходятся с их собственными убеждениями. [21] и Генри Вейн, в частности, стал активно оспаривать доктрины богословов колонии. [23]
Мартовский суд
[ редактировать ]В течение следующих двух месяцев другие служители выдвинули несколько доктринальных обвинений против Уилрайта, отметив не только его проповедь в постный день, но и его проповеди на горе Волластон. [24] На следующем заседании Генерального суда 9 марта Уилрайту пришлось ответить за свою проповедь в постный день. [25] В то время в суде заседало 12 мировых судей и 33 заместителя, и среди мировых судей Генри Вейн, Уильям Коддингтон и Ричард Даммер были сильными сторонниками Уилрайта. Четверо других судей, Джон Хамфри , Саймон Брэдстрит , Ричард Беллингем и Джон Уинтроп-младший , были известны своей терпимостью к религиозному разнообразию по сравнению со своими коллегами-магистратами. Именно депутаты вели дело против Уилрайта, и обвинение, которое они выдвинули против него, заключалось в том, что он «проповедовал в постный день еретическую и подстрекательскую проповедь, ведущую к мятежу и беспорядкам». [26]
После новых обвинений и встречных обвинений Уилрайт представил суду стенограмму своей проповеди в постный день, а затем был уволен на этот день. После его ухода его сторонники представили суду петицию, подписанную более чем сорока людьми, оспаривающую право суда рассматривать дело совести до того, как оно будет рассмотрено церковью. Ходатайство было отклонено. [27]

На следующее утро Уилрайту была предоставлена частная встреча с судом, на которой он спросил, кто его обвинители. Ответ суда заключался в том, что обвинителем была его проповедь. В тот же день суд был открыт для широкой публики, на нем также присутствовали министры колонии. [28]
Одной из линий атаки против Уилрайта было определение его доктрины и доктрины Коттона как «ложной доктрины» из-за ее отличия от доктрины всех других министров Новой Англии. Гневным ответом Коттона на это было: «Доктрина брата Уилрайта была согласно Богу», давая суду понять, что, преследуя Уилрайта, они преследовали и его, и это, по сути, положило конец этой линии атаки. [29] После нескольких дополнительных неэффективных попыток обвинения суду пришла в голову идея спросить министров колонии, считают ли они, что проповедь Уилрайта на них напала. После вечера, чтобы обсудить это между собой, министры вернулись в суд на следующий день. Несмотря на несогласие Коттона, другие служители заявили, что они действительно «пришли» и учили тому, что Уилрайт назвал заветом дел, и, следовательно, они были антихристами, о которых упоминалось в проповеди. [30]
К чести министров, министры предоставили Уилрайту возможность изящно отказаться от испытания, и это произвело большое впечатление на Уинтропа, который отметил их «человечность и уважение». Однако Уилрайт был непримирим и не заинтересован в каком-либо примирении, поэтому суд продолжил свой курс. Позже Коддингтон отметил, что «священники привлекли на свою сторону двух судей, и, таким образом, большая часть получила их». После того, как депутаты проголосовали, Уилрайт был объявлен виновным в «неуважении и подстрекательстве к мятежу» за то, что он «намеренно решил разжечь и усилить» горечь в колонии. [25] [31] Хотя вынесение приговора было отложено до следующего суда, спор теперь стал политическим вопросом. [32]
Приговор Уилрайту не прошел без боя, и его друзья официально выразили протест. Губернатор Вейн и некоторые судьи и депутаты, не согласившиеся с решением, хотели, чтобы их особое мнение было внесено в протокол суда, но суд отказался. Затем они подали протест, который также был отклонен. [33] [34] По этой причине был подготовлен протест, написанный Уильямом Аспинволлом , но первоначальная версия была настолько воинственной, что пришлось вносить дальнейшие правки, чтобы смягчить риторику. Даже окончательная версия опасно отклонялась от почтительного характера, предполагая, что суд «вмешивался в дела пророков Божьих», тем самым навлекая на себя возмездие Господа. [35]
Однако негодование по поводу приговора Уилрайту было настолько велико, что документ подписали более 60 человек. Те, кто подписался, тоже имели немаловажное значение; большинство из них были свободными людьми, многие из них занимали государственные должности или принадлежали к числу наиболее богатых жителей колонии, и большинство из них находились в колонии более трех лет. [35] Эта петиция стала поводом для суровых наказаний, которым позже подверглись подписавшие ее лица. [34]
Выборы в мае 1637 г.
[ редактировать ]Поскольку политические аспекты противоречия обострились, губернатор Вейн не смог помешать суду провести следующую сессию в Ньютауне, где ортодоксальная партия большинства судей и министров имела больше шансов на победу, если выборы будут проводиться вдали от Бостона. . [25] В день выборов, 17 мая 1637 года, губернатор Вейн хотел зачитать петицию в защиту Уилрайта, но Уинтроп и его партия настояли на том, чтобы сначала состоялись выборы, а затем была рассмотрена петиция. [25] После шума и дебатов большинство свободных людей, желая, чтобы выборы состоялись, пошли с Уинтропом на одну сторону Ньютауна и избрали его губернатором вместо Вейна. После этого против сторонников свободной благодати были приняты дополнительные меры, а при выборах судей те, кто поддерживал Уилрайта, были исключены. [36] Кроме того, суд принял закон, согласно которому «посторонние» не могут находиться в колонии дольше трех недель без разрешения суда. Уинтроп заявил, что этот закон необходим для предотвращения добавления новых иммигрантов к числу его противников «добровольной благодати». [36]
Порядок изгнания
[ редактировать ]Когда суд снова собрался в августе 1637 года, Уилрайту сообщили, что, если он откажется от своих неприятных мнений, «он может рассчитывать на благосклонность». На это он ответил, что если он виновен в подстрекательстве к мятежу, его следует предать смерти, а если суд намерен вынести ему приговор, ему следует обратиться к королю. Никаких дальнейших действий предпринято не было, и вынесение приговора снова было отложено. [37]

Следующее заседание Генерального суда началось 2 ноября 1637 года в молитвенном доме на Спринг-стрит в Ньютауне. [38] Биограф Уилрайта Чарльз Белл писал, что целью встречи было «избавить колонию от сектантов, которых не заставят отказаться от своих убеждений». [39] Одним из первых дел в тот понедельник было разобраться с Уилрайтом, дело которого Уинтроп долго откладывал в надежде, что он наконец увидит ошибочность своего пути. [40] Когда его спросили, готов ли он признаться в своих преступлениях, Уилрайт ответил, что «он не виновен, что он не проповедовал ничего, кроме истины Христа, и он не несет ответственности за то, как они [другие служители] применили это». [40] [41] Уинтроп нарисовал картину мирной колонии до прибытия Уилрайта и того, как после его проповеди в постный день бостонцы отказались присоединиться к войне с пекотами , к пастору Уилсону часто пренебрегали, и на городских собраниях возникали разногласия. [42] Суд убеждал его покинуть колонию добровольно, но он не стал этого делать, посчитав такой шаг признанием вины. [43] Уилрайт вел себя стойко, но приговор ему не был вынесен, поскольку суд объявил перерыв на вечер. [42] Во вторник, после дальнейших прений по делу, суд признал его виновным и зачитал приговор:
Г-н Джон Уилрайт, ранее осужденный за неуважение к мятежу и подстрекательство к мятежу, а теперь оправдывающий себя и свою прежнюю практику, нарушая гражданский мир, судом лишает его избирательных прав и изгоняет. [41]
- Генеральный суд Массачусетса, 3 ноября 1637 г.
Первоначально Уилрайту было дано время до марта, чтобы он покинул колонию, но когда ему было приказано не проповедовать в это время, он отказался, а затем ему дали две недели на то, чтобы покинуть колонию. [44] [45] Когда его попросили предоставить гарантии его мирного отъезда, он отказался, но позже осознал тщетность неповиновения, проведя ночь под стражей. Когда ему было приказано не проповедовать в течение двух недель подготовки, он снова отказался, и на этот раз суд постановил, что такой запрет не стоит применять. [46]
Эксетер, Уэллс и Хэмптон
[ редактировать ]Эксетер
[ редактировать ]После событий «Антиномического спора» некоторые семьи отправились с Уилрайтом на север, в провинцию Нью-Гэмпшир , а другие отправились на юг с Хатчинсонами, на остров Аквиднек . Вместе с некоторыми верными друзьями Уилрайт переехал в регион Пискатаква примерно в 50 милях (80 км) к северу от Бостона и провел суровую зиму 1637–1638 годов в Сквамскотте . [5] Зимой он приобрел права индийского сагамора Вехановнуита и его сына и 3 апреля 1638 года основал город Эксетер, штат Нью-Гэмпшир . Его жена, дети и теща покинули гору Волластон, чтобы добраться до горы. заселение эмбриона примерно в это время. [47] К весне 1638 года там находилось около 20 женатых мужчин, примерно половина из которых имела связи с Уилрайтом еще в Линкольншире, Англия. [48]
Почти сразу же был построен молитвенный дом, пастором которого стал Уилрайт. Потребность в правительстве вскоре стала очевидной, и в 1640 году Уилрайт составил соглашение (управляющее соглашение), подписанное им самим, членами церкви и другими жителями местности. [49] В отличие от беспорядков, охвативших поселение Аквиднек, сообщество Уилрайта в Эксетере началось гладко. [48]
Уэллс
[ редактировать ]Однако пребывание Уилрайта в Эксетере было недолгим, поскольку колония залива основала поселение в Хэмптоне , которое включало покупку Уилрайта в свою юрисдикцию , и это поместило изгнанного Уилрайта на территорию Массачусетса. Затем он начал искать новое место для поселения, и двое его партнеров по покупке 1638 года, Сэмюэл Хатчинсон и Николас Нидхэм, начали разведку региона на северо-востоке. 24 сентября 1641 года они получили лицензию от Томаса Горджеса , заместителя губернатора штата Мэн, на собственность, которая стала Уэллсом, штат Мэн . [50]
Уилрайт приобрел 400 акров (1,6 км²) 2 ) земли на реке Оганквит и почти сразу же построил лесопилку и дом для своей большой семьи. Его теща, Сюзанна Хатчинсон , сопровождала семью и вскоре умерла там. [50] Значительное количество прихожан из Эксетера сопровождали его в Уэллс, поэтому церковь была построена сразу же, и он стал ее пастором. Люди, которых он оставил в Эксетере, продолжали относиться к Уилрайту с большим уважением и не спешили терять надежду на то, что он сможет вернуться к ним. [51]
Снятие изгнания
[ редактировать ]В сентябре 1642 года, когда он еще находился в Эксетере, от его имени было подано заявление о примирении, на что колония залива ответила, что ему будет предоставлена охранная грамота, чтобы он мог вернуться в Бостон и подать прошение в суд. Хотя он, судя по всему, не предпринял никаких действий в этом отношении, Массачусетс был заинтересован в восстановлении отношений, и без каких-либо просьб они снова пригласили его в Генеральный суд, который должен был состояться 10 мая 1643 года. [52] Это побудило его пообщаться с некоторыми из тамошних министров, и они были настолько довольны его поведением, что, вероятно, научили его, как составить письмо в Генеральный суд. Он написал это письмо 10 сентября, и оно достигло Бостона 4 октября 1643 года. Суд был сильно склонен отозвать приказ о изгнании, и ему снова предложили охранную грамоту, чтобы он мог представить свое дело суду. Джон Уинтроп даже отправил ему личное письмо, на которое тот ответил. В этом письме Уилрайт теперь основывал свое требование об оправдании на справедливости, а не на милосердии. [53] Он не хотел отказываться от своих принципов, хотя «мужски признал свою ошибку, чтобы добиться примирения и мира, что в высшей степени подобало его священному призванию». [54] Получив второе письмо Уилрайта, Уинтроп рекомендовал ему явиться в суд лично, но он не пожелал этого сделать. Затем дело оставалось до 29 мая 1644 года, когда законодательный орган действовал без физического присутствия Уилрайта и сделал следующее заявление:
что г-н Уилрайт (после особого, торжественного и серьезного подтверждения и уступки в письме своих злых поступков и вашего правосудия за них) снят с изгнания и принят как член этого Содружества. [54]
- Генеральный суд Массачусетса, 29 мая 1644 г.
Добавленный курсив показывает, что Суд извратил честные намерения его писем и оказал ему свою милость на основании признания, которого он никогда не делал. [54]
Американский Меркурий
[ редактировать ]Пока велась эта переписка, возникла еще одна проблема, когда в начале 1644 года «Краткая история возвышения» господство и гибель антиномианцев, фамилистов и распутников заразили церкви Новой Англии. .. было опубликовано в Лондоне. Автор работы так и не был назван, хотя преподобный Томас Уэлд представил введение и предисловие. Ученые на протяжении многих лет почти единогласно приписывали авторство этой работы Джону Уинтропу, и Коттон сказал это в книге, которую он опубликовал в 1648 году. [55] [56] Вряд ли это было сбалансированное описание событий, и биограф Уилрайта Чарльз Белл писал, что «его можно охарактеризовать как очень горькое и предвзятое произведение даже для того дня». [55]
Уилрайт получил информацию об этой публикации примерно в то же время, когда он получил письмо об отмене его изгнания с его необоснованными предположениями. Он был глубоко уязвлен содержанием этой работы, происходящей в то время, когда он делал серьезные попытки оставить в прошлом события, вызвавшие спор, с помощью и при поддержке некоторых влиятельных судей и министров в колонии залива. [57] Он не хотел, чтобы его друзья и родственники в Англии сложили свои впечатления о его пребывании в Новой Англии на основе этого несправедливого рассказа тех, кто выступал против него. [57] Чтобы защитить своего персонажа, Уилрайт заручился помощью нескольких друзей, которые помогли ему опубликовать ответ на «Рассказ» . В 1645 году Mercurius Americanus был опубликован в Лондоне под именем Джона Уилрайта-младшего, предположительно его сына, который находился в Англии, посещая колледж Иисуса в Кембридже . в то время [58] Белл говорит об этой работе: «По тону и темпераменту она, несомненно, превосходит « Рассказ» , и, хотя она посвящена в основном защите доктринальных взглядов ее автора, что соответствует модной в то время школе полемики, она содержит некоторые ключевые реплики. на своих хулителей и указывает на ум, обученный логической остроте и проникнутый знаниями времени». [57]
Хэмптон
[ редактировать ]После более чем пяти лет в Уэллсе Уилрайт получил приглашение от церкви и города Хэмптон , находившегося тогда под юрисдикцией Массачусетса, присоединиться к преподобному Тимоти Далтону в качестве пастора местной церкви. Без видимых колебаний он отправился туда весной 1647 года и заключил письменное соглашение с комитетом церкви и города. [59] По некоторым данным, он был назначен министром 12 апреля 1647 года. [2] [7] или 24 июня 1647 г. по другому. [60] Эта работа давала 55-летнему Уилрайту более высокую зарплату, чем в приходе Уэллса, что немаловажно, учитывая большой размер его семьи. Он больше не находился в приграничной среде, теперь он был в пределах досягаемости профессиональных братьев и мирян, культурных и социальных, более соответствующих его образованию. [60]
Оправдание судом
[ редактировать ]Хотя город признал его заслуги подарками земли и вознаграждением, их величайший подарок пришел в другой форме — оправдание от Генерального суда Массачусетса. , «Рассказ» предисловием которого выступил преподобный Уэлд, был широко принят в Англии и одобрен выдающимся шотландским богословом преподобным Сэмюэлем Рутерфордом . Уилрайт, вероятно, уже давно чувствовал, что необходимо какое-то возмещение за отношение, выраженное как в « Рассказе» , так и в его освобождении из изгнания, и его жители Хэмптона, вероятно, хорошо знали об этом. [61] 1 мая 1654 года они составили петицию в законодательный орган, а 3 мая Генеральный суд сделал следующее заявление:
не желая вспоминать те неприятные разногласия, которые раньше существовали между этим Судом и г-ном Уилрайтом по вопросам религии или практики, и они не знают, в чем его обвиняют г-н Резерфорд или г-н Уэллс [Уэлд], однако они считают, что встреча является подтверждением что мистер Уилрайт уже давно оказывает такое удовлетворение как Суду, так и старейшинам в целом, как и сейчас, и поэтому в течение многих лет он является служащим церкви в Хэмптоне, находящейся в [sic] нашей юрисдикции, и однако, насколько нам известно и насколько нам известно, не оскорбляя никого, он был полезным и действенным [sic] инструментом, приносящим много добра в этой церкви. [5] [62]
- Генеральный суд Массачусетса, 3 мая 1654 г.
Самостоятельно опубликованное оправдание
[ редактировать ]Хотя его оправдание в суде Массачусетса позволило Уилрайту наладить отношения со своими братьями в Новой Англии, он все еще чувствовал себя уязвленным обвинениями авторов «Рассказа » и Сэмюэля Резерфорда в его работе 1648 года «Обзор духовного антихриста» . ... и он намеревался очистить свое имя перед людьми в Англии. [63] Уилрайта В 1658 году Эдвард Коул из Лондона опубликовал «Краткое и простое извинение» , длинный подзаголовок которого гласил: «Там, где он оправдывает себя во всех тех ошибках, ересях и возмутительных преступлениях, в которых его обвинил мистер Томас Уэлд в своей короткометражке». история, и далее закрепленная за ним г-ном Сэмюэлем Резерфордом в его «Обзоре антиномизма». [64]
Целью Уилрайта при публикации этой работы было признание его невиновности и несправедливости суда над ним, а также чтобы «его взгляды на процесс, посредством которого спасенные обретали благодать, были приняты как правильные, даже ортодоксальные». [65] Он решил подчеркнуть семь богословских вопросов, которые разделил на три «предложения» и четыре «тезиса». Эти три положения отражали суть доктрины Уилрайта, которая легла в основу его проповеди в постный день. [66] После предложений, но перед тезисами, идут девять страниц текста, повествующие о событиях и личностях Антиномического спора. Здесь Уилрайт говорит, что справедливость не восторжествовала и что его обвинили в политических преступлениях, связанных с подстрекательством к мятежу и неуважением к делу, тогда как настоящей причиной его изгнания были доктринальные разногласия с другими министрами. [67] Далее он обвиняет своих прокуроров в «закулисных сделках» и тайной работе. Он узнал об этих сделках от друга-судьи (возможно, Уильяма Коддингтона ), который тайно записал некоторые из этих разбирательств и передал их ему. [68]
В этот раздел включена защита Уилрайта Коттоном: «Я осознаю и исповедую, что доктрина нашего брата Уилрайта соответствует Богу…» (эти слова опубликованы Коттоном в его « Пути очищения конгрегационалистских церквей» 1648 года ). Затем Уилрайт завершает среднюю часть, «яростно обвиняя Уэлда во лжи» и обманывая своих читателей. [69]
Четыре тезиса вытекают из синода 1637 года, и здесь Уилрайт изображает себя ортодоксальным министром, следующим за такими ранними реформаторами, как Кальвин , Занчи , Дортский синод , Беза , Перкинс и другие. [70] По мере того как его тезисы повторяют его предложения, они сокращаются, и он возвращается к обвинениям, выдвинутым в «Рассказе» . Он заканчивает свою работу, заявляя, что он был прав с самого начала и что он не был антиномистом . [71]
Написание « Краткого и простого извинения» Уилрайта , возможно, началось еще в 1644 году, когда был опубликован «Рассказ» , но, основываясь на датируемых событиях, последняя часть была написана после его оправдания судом Массачусетса в 1654 году. В первой половине этой работы Уилрайт называет автора « Рассказа» уникальным человеком, явно думая, что Томас Уэлд написал всю пьесу. Однако позже в своей «Апологии» Уилрайт ссылается на авторов (во множественном числе) «Рассказа» , понимая, что Уэлд был не одинок в написании материала. [71] Хотя Уилрайт не упоминает ни одного автора «Рассказа», кроме Томаса Уэлда, он, конечно, понял, что другим автором был Джон Уинтроп, поскольку в книгах Коттона и Резерфорда 1648 года этот факт упоминался в качестве отступления. [72]
Уинтроп умер в 1649 году, имея репутацию эффективного колониального лидера, уважаемого как в Англии, так и в колониях, и у Уилрайта не было разумных причин ставить под сомнение его доброе имя. [72]
Англия
[ редактировать ]
В конце 1655 года Уилрайт вместе с семьей вернулся в Англию, в Алфорд , родной город его жены Мэри. Он получил свою последнюю зарплату от церкви в Хэмптоне в конце лета, но проповедовал в Алфорде к 12 декабря, когда надбавка к зарплате должна была быть предоставлена на 60 фунтов «Джону Уилрайту, священнику из Алфорда, графство Линкольн, который большая нагрузка на детей». [56] Это вознаграждение было в дополнение к уже разрешенной зарплате в 40 фунтов стерлингов. [56]
Недавно в Англии произошли чрезвычайные события: король Карл I был казнен, власть перешла в руки Кромвеля, а кафедры были переданы пуританам. [73] Генри Вейн, который был близок к Уилрайту во время событий Антиномического спора , также достиг высоких постов в правительстве. [73] Вейн и Кромвель работали бок о бок, но в начале 1650-х годов отдалились друг от друга и стали враждебно относиться друг к другу. Вейн ушел из общественной жизни, а Кромвель занял высшую руководящую должность в Англии. [74] Уилрайта был хорошо принят Кромвелем, с которым Уилрайт учился в колледже и который однажды описал его так: «Я помню время, когда я боялся встречи с Уилрайтом на футболе больше, чем с тех пор, как встретил армию на поле боя. , ибо я был безошибочно уверен, что он меня подставит». [3] Уилрайт написал письмо своей церкви в Хэмптоне от 20 апреля 1658 года, в котором описал свою встречу с Кромвелем, написав: «Я беседовал наедине около часа. Все его речи казались мне очень ортодоксальными и милостивыми». . [75]
Уилрайт, вероятно, провел большую часть своего времени в Англии, в Линкольншире, и, помимо проповеди в Алфорде, он, вероятно, проповедовал в Белло, поместье сэра Генри Вейна, «который очень заметил его с момента его прибытия в королевство». [76] Вполне возможно, что Вейн призвал Уилрайта опубликовать его «Извинения» . [56] После смерти Кромвеля в 1658 году события для английских пуритан стали менее благоприятными. После восстановления монархии в 1660 году Вейн был заключен в тюрьму за свою роль во время Междуцарствия в Англии и казнен в июне 1662 года. Уилрайт вернулся в Новую Англию летом 1662 года вместе с несколькими другими министрами, посетившими королевство. [77]
Солсбери
[ редактировать ]Должность Уилрайта в церкви в Хэмптоне, как и ожидалось, была заполнена во время его отсутствия, но жители соседнего города Солсбери быстро призвали его стать их пастором, и 9 декабря 1662 года, когда ему исполнилось 70 лет, он был назначен своим пастором. там. [77] Это стало самым продолжительным пастырством Уилрайта в его разнообразной жизни, продолжавшимся почти 17 лет. [78]

Вероятно, самое примечательное событие за время его пребывания в Солсбери произошло очень поздно в его жизни, когда майор Роберт Пайк , мирянин и видный член его церкви, столкнулся с ним зимой 1675–1676 годов. [79] Возможно, существовало множество причин серьезных разногласий между мужчинами, одна из них заключалась в том, что Уилрайт был против присутствия квакеров в Новой Англии, тогда как Пайк был более терпим к их евангелизации. [80] Другая причина могла заключаться в том, что во время выборов 1637 года Пайк проделал весь путь от Ньюбери до Ньютауна, чтобы проголосовать за отстранение губернатора Вейна от должности. [80] Более поздней и местной причиной разногласий, вероятно, стало разделение Солсбери, когда город Эймсбери из него был создан . Пайк выдвинул определенные претензии к Уилрайту, на что Уилрайт написал ходатайство в суд, и 10 марта 1676 года суд встал на сторону Уилрайта. [79] Пайк, которого нелегко было упрекнуть, заручился поддержкой других членов церкви и города, после чего Уилрайт призвал к вмешательству гражданских властей. [81]
Вмешательство произошло не сразу, в результате чего обе стороны начали критиковать друг друга. В то время как большинство членов церкви поддерживали Уилрайта, значительное меньшинство поддерживало Пайка, и когда братья попытались подвергнуть Пайка дисциплинарному взысканию за проступок, он с презрением отказался от приговора, и затем Уилрайт отлучил его от церкви. Весной 1677 года недовольные члены церкви и города обратились в суд с ходатайством о том, что Уилрайт был причиной беспорядков и что его проповеди имели тенденцию настраивать одного человека против другого, и потребовали отстранить его от служения. [82] Биограф Пайка писал в 1879 году, что Пайк «выступал против Уилрайта и произвола его церковной политики, вплоть до отлучения от церкви». [83] Законодательный орган назначил комитет, ранее предложенный Уилрайтом, и ценой больших усилий смог установить мир. Обеим сторонам была предъявлена вина в этом вопросе, Пайку пришлось признать свои ошибки, а церкви было предложено вернуть его к причастию. Судя по всему, проблема разрешилась и больше не повторялась. [84]
В октябре 1677 года Уилрайт продал свою собственность в Линкольншире (купленную у Фрэнсиса Леветта, джентльмена) своему зятю Ричарду Криспу, мужу его младшей дочери Сары. [1] [85] В июне 1679 года Уилрайту был дан, по более ранней рекомендации, помощник, преподобный Джордж Берроуз , который впоследствии стал единственным министром, казнённым во время салемских процессов над ведьмами . [84]
В возрасте почти 87 лет Уилрайт умер от апоплексического удара 15 ноября 1679 года и был похоронен на кладбище Ист-Виллидж, где в течение следующих 200 лет не ставили никаких памятников. [86]
Акт Уилрайта 1629 г.
[ редактировать ]В 1707 году документ был найден среди древних архивов округа Йорк, штат Мэн , недалеко от того места, куда Уилрайт привел свою паству, чтобы поселиться в Уэллсе. В документе, датированном 17 мая 1629 года, Уилрайт указан как один из нескольких получателей земли от индейских сагаморов южного Нью-Гэмпшира и подписавший документ. Таким образом, документ подразумевал, что Уилрайт присутствовал в Новой Англии в 1629 году, хотя в то время он был известен как викарий Билсби в Линкольншире. Хотя многие историки объявили этот документ подделкой, Чарльз Х. Белл в своей биографии Уилрайта в 1876 году представил доказательства того, что этот документ может быть законным. [87]
Было известно, что как викарий Билсби Уилрайт был обязан раз в год отправлять расшифровку приходских книг в центральное хранилище, и это было сделано в марте. Однако из найденных стенограмм с подписью Уилрайта не удалось найти запись за март 1629 года, что оставляет открытой возможность того, что Уилрайт приехал в Новую Англию в это время, а затем вернулся в Англию. Через некоторое время после того, как Белл опубликовал свою книгу об Уилрайте, была найдена недостающая стенограмма, почти убедительно доказавшая, что Уилрайт никогда не покидал Англию во время своего служения в Билсби, и с уверенностью продемонстрировав, что акт 1629 года был подделкой. Незадолго до своей смерти губернатор Белл признал последовательность событий и то, что этот поступок был гениальной выдумкой, и заявил об этом в недатированном письме Историческому и генеалогическому обществу Новой Англии . [88]
Наследие
[ редактировать ]Чарльз Белл в своей биографии Уилрайта дал неоднозначную оценку характеру Уилрайта, назвав его сварливым, лишенным примирительного духа и никогда не уклоняющимся от полемики. В Массачусетсе он был виноват во многом в том характере и духе, которые он проявил, хотя «более умеренным поведением он мог бы смягчить горечь раздора…» [89] Однако Белл не нашел его ни упрямым, ни беспощадным и назвал его особенно энергичным, трудолюбивым и смелым. Его искреннее благочестие никогда не подвергалось сомнению даже теми, с кем он наиболее сильно расходился. [90]
Губернатор Уинтроп, хотя и поддерживал судебное разбирательство против Уилрайта, публично заявил, что «он действительно любил личность этого брата и чтил в нем дары и милость Бога». Священник Новой Англии и историк Коттон Мэзер говорил о нем как о «человеке, в котором была суть дела». Историк и губернатор Массачусетса Томас Хатчинсон назвал его «ревностным министром, обладающим как ученостью, так и благочестием», а историк из Нью-Гэмпшира Джереми Белкнап назвал его «джентльменом учености, благочестия и рвения». [75]
Зал Уилрайта в Академии Филлипса в Эксетере , комната Уилрайта в городской администрации Эксетера, [91] Пруд Уилрайт в Ли, штат Нью-Гэмпшир , место битвы во время войны короля Вильгельма . [92] и Уилрайт-авеню в Эксетере [93] все названы в его честь.
Семья
[ редактировать ]У Уилрайта было 12 детей, 10 из которых дожили до взрослого возраста. От своей первой жены Мэри Сторр у Уилрайта было четверо детей, трое из которых пережили детство и приехали в Новую Англию. [1] Старший ребенок от этого брака, Джон Уилрайт-младший, остался в Англии и опубликовал оправдание своего отца в 1645 году. От второй жены Мэри Хатчинсон у Уилрайта было еще восемь детей. Первые трое были крещены в Англии, двое выжили, оставив ему пятерых детей во время иммиграции в Новую Англию. Еще пятеро детей родились в Новой Англии, все они выжили и поженились. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Нойес, Либби и Дэвис 1979 , с. 744.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Уилрайт, Джон (WHLT611J)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Jump up to: а б с д Белл 1876 , с. 2.
- ^ Белл 1876 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с Литературно-биографический словарь 2006 года .
- ^ Виншип 2005 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б с Нойес, Либби и Дэвис 1979 , с. 743.
- ^ Холл 1990 , стр. 6–12.
- ^ Белл 1876 , с. 9.
- ^ Виншип 2002 , стр. 1–9.
- ^ Виншип 2002 , стр. 92–93.
- ^ Jump up to: а б Уиншип 2002 , с. 22.
- ^ Уиншип 2002 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Уиншип 2002 , с. 94.
- ^ Уиншип 2002 , стр. 64–82.
- ^ Уиншип 2002 , стр. 83–89.
- ^ Jump up to: а б с Уиншип 2002 , с. 111.
- ^ Андерсон 2003 , с. 482.
- ^ Jump up to: а б с Холл 1990 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Белл 1876 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Холл 1990 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Уиншип 2002 , с. 114.
- ^ Уиншип 2002 , с. 116.
- ^ Уиншип 2002 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б с д Холл 1990 , с. 8.
- ^ Уиншип 2002 , с. 121.
- ^ Уиншип 2002 , с. 122.
- ^ Уиншип 2002 , стр. 122–123.
- ^ Уиншип 2002 , с. 123.
- ^ Уиншип 2002 , с. 124.
- ^ Уиншип 2002 , с. 125.
- ^ Уиншип 2002 , с. 127.
- ^ Холл 1990 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Белл 1876 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Уиншип 2002 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Холл 1990 , с. 9.
- ^ Белл 1876 , с. 23.
- ^ Баттис 1962 , с. 180.
- ^ Белл 1876 , стр. 27–28.
- ^ Jump up to: а б Баттис 1962 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Белл 1876 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Баттис 1962 , с. 183.
- ^ Уиншип 2002 , с. 168.
- ^ Уиншип 2002 , с. 169.
- ^ Баттис 1962 , стр. 184–5.
- ^ Белл 1876 , с. 29.
- ^ Белл 1876 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Уиншип 2002 , с. 214.
- ^ Белл 1876 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Белл 1876 , с. 44.
- ^ Белл 1876 , с. 46.
- ^ Белл 1876 , с. 47.
- ^ Белл 1876 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б с Белл 1876 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Белл 1876 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с д Буш 1991 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с Белл 1876 , с. 53.
- ^ Буш 1991 , с. 42.
- ^ Белл 1876 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Белл 1876 , с. 57.
- ^ Белл 1876 , с. 58.
- ^ Белл 1876 , с. 59.
- ^ Буш 1991 , стр. 22–25.
- ^ Буш 1991 , стр. 24–25.
- ^ Буш 1991 , с. 27.
- ^ Буш 1991 , с. 28.
- ^ Буш 1991 , стр. 30–31.
- ^ Буш 1991 , с. 31.
- ^ Буш 1991 , с. 33.
- ^ Буш 1991 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Буш 1991 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Буш 1991 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Белл 1876 , с. 60.
- ^ Белл 1876 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Доу 1893 г.
- ^ Белл 1876 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Белл 1876 , с. 64.
- ^ Белл 1876 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Белл 1876 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Уиншип 2002 , с. 240.
- ^ Белл 1876 , с. 72.
- ^ Белл 1876 , стр. 73–4.
- ^ Пайк 1879 , стр. 10–11.
- ^ Jump up to: а б Белл 1876 , с. 74.
- ^ Округ Саффолк, Массачусетс, 1899 г. , стр. 215-217 .
- ^ Белл 1876 , с. 75.
- ^ Белл 1876 , стр. 80–130.
- ^ Белл ок. 1890 , стр. 1–3.
- ^ Белл 1876 , с. 76.
- ^ Белл 1876 , стр. 76–77.
- ^ Городское управление Эксетера, 2012 г.
- ^ Смит 1880 , с. 187.
- ^ Уилрайт-авеню .
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Роберт Чарльз (2003). Великая миграция, иммигранты в Новую Англию 1634–1635 гг . Том. III ГХ. Бостон: Историческое генеалогическое общество Новой Англии . ISBN 0-88082-158-2 .
- Баттис, Эмери (1962). Святые и сектанты: Энн Хатчинсон и антиномианский спор в колонии Массачусетского залива . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-0-8078-0863-4 .
- Белл, Чарльз Х. (1876). Джон Уилрайт . Бостон: напечатано для Общества принца.
- Белл, Чарльз Х. (ок. 1890 г.), «Дело Уилрайта 1629 г.», в книге Белл, Чарльз Х. (редактор), Джон Уилрайт , Бостон: Общество принца, приложение 1–3.
- Буш, Сарджент-младший (март 1991 г.). «Забытые извинения Джона Уилрайта: последнее слово в антиномическом споре». Ежеквартальный журнал Новой Англии . 64 (1): 22–45. дои : 10.2307/365896 . ISBN 978-1-1503-9243-6 . JSTOR 365896 .
- Доу, Джозеф (1893). История Хэмптона, штат Нью-Гэмпшир. Получено 16 сентября 2012 г. - из Мемориальной библиотеки Лейна.
- Холл, Дэвид Д. (1990). Антиномический спор, 1636–1638, Документальная история . Дарем [Северная Каролина] и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-1091-4 .
- Нойес, Сибил; Либби, Чарльз Торнтон; Дэвис, Уолтер Гудвин (1979). Генеалогический словарь штата Мэн и Нью-Гэмпшир . Балтимор: Генеалогическая издательская компания. ISBN 978-0-8063-0502-8 .
- Пайк, Джеймс Шеперд (1879). Новый Пуританин, Новая Англия двести лет назад, некоторые сведения о жизни Роберта Пайка ... Нью-Йорк: Harper & Brothers Publishers.
- Смит, Сэмюэл Фрэнсис (1880). История Ньютона, Массачусетс . Бостон: Американская компания по производству логотипов. п. 762 .
Пруд Уилрайт.
- Округ Саффолк, Массачусетс (1899 г.). Саффолкские дела . Liber X. Бостон: Муниципальная типография.
- Уиншип, Майкл Пол (2002). Создание еретиков: воинствующий протестантизм и свободная благодать в Массачусетсе, 1636–1641 гг . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-08943-4 .
- Уиншип, Майкл Пол (2005). Времена и испытания Энн Хатчинсон: разделенные пуритане . Университетское издательство Канзаса. ISBN 0-7006-1380-3 .
Интернет-источники
- Словарь литературной биографии Джона Уилрайта . Книга Тряпки. 2006 год . Проверено 1 июля 2012 года .
- «Часы работы городской администрации Эксетера» . Quinta.house.gov. 20 января 2012 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2012 года . Проверено 3 июля 2012 г.
- «Уилрайт, Джон (WHLT611J)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- «Уилрайт-авеню» . Риэлтор.com . Проверено 3 июля 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеффердс, Джером С. (1982). Семья Джеффердов . АСИН B0006EJR36.
- Кларк, CC (1938). Семья Уилрайтов . Кирпичный магазин-музей.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1590-е годы рождения
- 1679 смертей
- Христианское духовенство 17 века
- Выпускники Сидней-Сассекского колледжа Кембриджа
- основатели американских городов
- Американские религиозные писатели
- Англиканские священники 17 века
- Люди из колониального Массачусетса
- Духовенство Массачусетса колониальной эпохи
- Пуританские министры Новой Англии 17 века
- Люди из колониального Нью-Гэмпшира
- Люди из округа Ист-Линдси
- Жители Эксетера, Нью-Гэмпшир
- Жители Солсбери, Массачусетс
- Люди из Уэллса, штат Мэн
- Люди из штата Мэн до образования штата
- Похороны в Массачусетсе