Хенеч Кон
Хенеч Кон или Хенрик Кон (9 августа 1890 г. - 20 апреля 1972 г.) [1] был польским композитором и кабаре артистом .
Кон родился в Лодзи в хасидской семье и в 12 лет был отправлен к деду в Кутно , где он изучал Тору , но также учился у местных клезмеров , впитывая народную музыку от исполнителей и бадхонимов . [2] Когда его семья поняла, что он никогда не станет раввином, они отправили его в музыкальную школу в Берлине.
В 1912 году он вернулся в Польшу , где был вовлечен в литературно-художественные круги еврейской Варшавы, в частности в «салон художественной культуры» известной польской актрисы Теи Арцишевской (урожденной Мирьям Исроэлс), позже участницы ревитеатра «Азазель». Ее тогдашний муж, скульптор Бернард Кратко, познакомил Кона с Исааком Лейбом Перецем , и Кон положил на музыку несколько произведений Переца, в том числе «Трейст майн фолк» («Утешайте моих людей») и пьесу «Бэй нахт ойфн альтен марк » («Ночь на старой рыночной площади»).
В 1922 году «пролетарская Лодзь устала от серьезных драм и легких комедий». [2] В ответ на новую популярность сатиры Кон вместе с поэтом Мойше Бродерзоном и художником Ицхоком Бройнером создал театр марионеток Чад-Гадя , первый из ряда ревитеитеров (площадок для ревю музыкальных театров) в польских городах и поселках.
Хенех Кон был ближайшим соратником Мойше Бродерсона, построив вместе с ним все клейнкунст -театры в Польше: театр марионеток Хад-Гадье (1922) в Лодзи, клейнкунст-театр « Азазель» (1925) в Варшаве, «Самбатийон» (1926) и «Арарат» (1927). . За всем этим стоял музыкальный дух. [3]
Позже он также был тесно связан с местом проведения клейнкунста Арарат . Он написал музыку примерно к 40 театральным постановкам. [4] в том числе Шолома Аша , «Киддуш ха-Шем» «Шейлок » Шекспира , » Аарона Цейтлина (Цейтлина) «Иднштот , «Гершеле Остропольер » Моше Липшица , Довида Бергельсона ( «Ди бройтмил» «Хлебная мельница» Х. Лейвика » ), «Голем и многие другие. другие.
Его опера «Давид и Ватьшеба» была написана (совместно с Мойше Бродерзоном) и представлена в Варшаве в 1924 году в фортепианной версии. В постановке пел сам Кон и хор Моше Шнеура. Девяносто пять лет спустя оркестровая версия была создана в Веймаре , 16 августа 2019 года, во время Летнего Веймарского фестиваля идиш. [5]
Он тесно связан с варшавским Юнг-театром. [6] Идишский авангардный театр, возникший на базе Идишской театральной студии Михала Вейхерта. Он написал музыку для Бостона , о Сакко и Ванцетти , Трупе Таненцапе , Авраама Гольдфадена спектакле , «Сокровище Наполеона » по мотивам рассказа Шолом-Алейхема и многих других.
После Второй мировой войны Генох Кон работал в Идишском художественном театре в Париже. С 1934 года он также работал в кино; он написал музыку для «Диббука» и » Зигмунта Туркова и «Веселых нищих других. Он переехал в Америку, где никогда не добился особого успеха. [7] и умер в Нью-Йорке.
Ссылки [ править ]
- ^ «Кон Енох | Виртуальный штетл» . shtetl.org.pl . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Отец, Исашар (1970). Еврейская музыка в Польше между двумя мировыми войнами, стр. 200–206.
- ^ Фатер, Исашар (1970). Идише музыка в Пойлн цвишн бейде вельт-милхомес (Еврейская музыка в Польше между двумя мировыми войнами). Тель-Авив: Шельт-Федеративные развлечения Пойлише Йидн. п. 26.
- ^ Нахман Майзель (1952). Идишские темы и идишские мелодии разных музыкантов . Нью-Йорк: Икуф (Фарбанд идишской культуры). п. 70.
- ^ «Jiddische Oper! Треугольный оркестр - Идиш Лето Веймар» . yiddishsummer.eu . Проверено 26 августа 2019 г.
- ↑ Штайнлауф, Майкл К. (10 ноября 2010 г.). « Юнг-тиатр ». YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . Проверено 5 мая 2017 г.
- ^ Ярдейни, Мордехай (1979). Vort un klang: eseyen, eseytn, eseyetkes, poezie . Нью-Йорк: Фарлаг Малка. Том 3. [ нужна страница ]