Кабаре
Кабаре ( Французское произношение: [кабаʁɛ] ) — это форма театрального развлечения, включающая музыку , песни , танцы , декламации или драму . Местом выступления может быть паб , казино , гостиница , ресторан или ночной клуб. [ 1 ] со сценой для выступлений. Публика, часто обедающая или пьющая, обычно не танцует, а обычно сидит за столиками. Выступления обычно вводит конферансье ( МС). Зрелище в исполнении актерского ансамбля и по своему европейскому происхождению зачастую (но не всегда) ориентировано на взрослую аудиторию и носит явно андеграундный характер. В Соединенных Штатах стриптиз , бурлеск , дрэг-шоу или сольный вокал с пианистом, а также заведения , предлагающие это развлечение, часто рекламируются как кабаре.
Этимология
[ редактировать ]Этот термин первоначально произошел от пикардского языка или валлонского языка слов camberete или cambret , обозначающих небольшую комнату (12 век). Первое печатное использование слова каберет встречается в документе 1275 года в Турне . Этот термин использовался с 13 века в среднеголландском языке для обозначения недорогой гостиницы или ресторана ( кабере , кабре ). [ 2 ]
Слово камбре , само по себе, вероятно, произошло от более ранней формы шамбрет , маленькая комната, или от нормандского французского слова « камера » , означающего таверну, а также произошло от позднелатинского слова «камера», означающего арочную крышу. [ 3 ]
Национальная история
[ редактировать ]Франция (с 15 века)
[ редактировать ]Кабаре появились в Париже, по крайней мере, к концу 15 века. От таверн они отличались тем, что в них подавались не только вино, но и еда, стол был накрыт скатертью, а цену взимали за тарелку, а не за кружку. [ 4 ] Они не были особенно связаны с развлечениями, хотя музыканты иногда выступали и там, и там. [ 5 ] Вначале кабаре считались лучше таверн; к концу шестнадцатого века они стали предпочтительным местом для обедов вне дома. В 17 веке появилось более четкое различие, когда таверны стали ограничиваться продажей вина, а позже и подачей жареного мяса.
Кабаре часто использовались как место встреч писателей, актеров, друзей и художников. Такие писатели, как Лафонтен , Мольер и Жан Расин, как известно, часто посещали кабаре под названием « Мутон Блан» на улице Вье-Коломбье, а позже — « Круа де Лотарингия» на современной улице Бург-Тибур. В 1773 году французские поэты, художники, музыканты и писатели начали встречаться в кабаре «Каво» на улице де Бюси, где сочиняли и пели песни. Caveau просуществовал до 1816 года, когда его пришлось закрыть, потому что его клиенты писали песни, высмеивающие королевское правительство. [ 4 ]
Развлекательные заведения
[ редактировать ]В 18 веке появилось кафе-концерт или кафе-шантант , где предлагали еду наряду с музыкой, певцами или фокусниками. Самым известным было Cafe des Aveugles в подвалах Пале-Рояля , в котором располагался небольшой оркестр слепых музыкантов. В начале 19 века в городе появилось множество кафе-шантантов; самыми известными были Café des Ambassadeurs (1843 г.) на Елисейских полях и «Эльдорадо» (1858 г.) на Страсбургском бульваре. К 1900 году в Париже насчитывалось более 150 кафе-шантантов. [ 6 ]
Первым кабаре в современном понимании было Le Chat Noir в богемном районе Монмартра , созданное в 1881 году Родольфом Салисом , театральным агентом и предпринимателем. [ 7 ] Он сочетал музыку и другие развлечения с политическими комментариями и сатирой. [ 8 ] « Чат Нуар» объединил богатых и знаменитых парижан с богемой и художниками Монмартра и Пигаль . Его клиентура «представляла собой смесь писателей и художников, журналистов и студентов, служащих и светских людей, а также моделей, проституток и настоящих великих дам, ищущих экзотических впечатлений». [ 9 ] Хозяином был сам Салис, называвший себя джентльменом- кабарьером ; Каждое выступление он начинал с монолога, высмеивающего богатых, высмеивающего депутатов Национального собрания и шутящего по поводу событий дня. Кабаре было слишком тесно для толпы, пытавшейся войти; В полночь 10 июня 1885 года Салис и его клиенты переехали вниз по улице в новый более крупный клуб на улице де Лаваль, 12, декор которого описывался как «своего рода Бейрут с китайским влиянием». Композитор Эрик Сати после окончания учебы в Консерватории зарабатывал на жизнь игрой на фортепиано в « Чате Нуаре» . [ 9 ]
К 1896 году в Париже насчитывалось 56 музыкальных кабаре и кафе, а также десяток мюзик-холлов. Кабаре не пользовались высокой репутацией; один критик писал в 1897 году, что «они продают напитки стоимостью пятнадцать сантимов вместе со стихами, которые по большей части ничего не стоят». [ 9 ] Традиционные кабаре с монологами, песнями и небольшим декором были заменены более специализированными заведениями; некоторые, такие как Boite a Fursy (1899), специализировались на текущих событиях, политике и сатире. Некоторые из них были чисто театральными и представляли собой короткие сцены из пьес. Некоторые сосредоточились на жутком или эротическом. В « Кабере де ля фин дю Монд» официанты были одеты в костюмы греческих и римских богов и представляли собой живые картины, которые были между эротическими и порнографическими. [ 10 ]
К концу века осталось лишь несколько кабаре старого стиля, где собирались артисты и представители богемы. В их число входили Cabaret des noctambules на улице Шампольон на левом берегу; Lapin Agile на Монмартре; и Le Soleil d'or на углу набережной Сен-Мишель и бульвара Сен-Мишель, где поэты, в том числе Гийом Аполлинер и Андре Сальмон, встретились, чтобы поделиться своим творчеством. [ 10 ]
Музыкальный зал , впервые изобретенный в Лондоне, появился в Париже в 1862 году. Он предлагал более роскошные музыкальные и театральные постановки с тщательно продуманными костюмами, пением и танцами. Театры Парижа, опасаясь конкуренции со стороны мюзик-холлов, приняли закон Национального собрания, запрещающий артистам мюзик-холла носить костюмы, танцевать, носить парики или декламировать диалоги. Закон был оспорен владельцем мюзик-холла «Эльдорадо» в 1867 году, который поставил на сцену бывшую знаменитую актрису Комеди Франсез, чтобы она читала стихи Корнеля и Расина. Общественность встала на сторону мюзик-холлов, и закон был отменен. [ 11 ]
Мулен Руж был открыт в 1889 году каталонцем Жозефом Оллером. Он был очень заметен из-за большой красной имитации ветряной мельницы на крыше и стал местом зарождения танца, известного как французский канкан . Это помогло прославить певцов Мистингетта и Эдит Пиаф , а также художника Тулуз-Лотрека , который делал плакаты для этого места. « Олимпия » , также управляемая Оллером, была первой, названной музыкальным залом; он открылся в 1893 году, за ним последовали Мюзик-холл Альгамбры в 1902 году и Принтания в 1903 году. Принтания, открытая только летом, имела большой музыкальный сад , вмещавший двенадцать тысяч зрителей, и устраивала званые шоу, на которых было представлено двадцать три различных выступления. , включая певцов, акробатов, лошадей, мимов, жонглеров, львов, медведей и слонов, по два представления в день. [ 11 ]
В XX веке конкуренция кинофильмов вынудила танцевальные залы ставить более зрелищные и сложные представления. В 1911 году продюсер Жак Шарль из парижской «Олимпии» создал парадную лестницу в качестве декорации для своих представлений, конкурируя со своим великим конкурентом, театром «Фоли Бержер» , основанным в 1869 году. Среди его звезд в 1920-х годах была американская певица и танцовщица Жозефина. Бейкер . Казино де Пари , которым руководил Леон Вольтерра, а затем Анри Варна, представило многих известных французских певцов, в том числе Мистингетта, Мориса Шевалье и Тино Росси . [ 11 ]
Le Lido на Елисейских полях открылся в 1946 году, представив Эдит Пиаф, Лорел и Харди , Ширли Маклейн , Марлен Дитрих , Мориса Шевалье и Ноэля Кауарда . Салон Crazy Horse , предлагающий стриптиз, танцы и магию, открылся в 1951 году. Парижская «Олимпия» несколько лет работала в качестве кинотеатра, прежде чем в 1954 году была возрождена как музыкальный зал и концертная площадка. Среди выступавших там были Пиаф, Дитрих, Майлз Дэвис , Джуди Гарленд и Grateful Dead . Сегодня в Париже существует несколько музыкальных залов, которые посещают в основном гости города; и ряд более традиционных кабаре с музыкой и сатирой.
Нидерланды (с 1885 г.)
[ редактировать ]В Нидерландах кабаре или kleinkunst (буквально: «маленькое искусство») — популярная форма развлечения, обычно проводимая в театрах. Датой рождения голландского кабаре принято считать 19 августа 1895 года. [ 12 ] В Амстердаме есть Kleinkunstacademie (англ. Cabaret Academy). Часто это смесь (стендап) комедии, театра и музыки и часто включает в себя социальные темы и политическую сатиру. В середине двадцатого века «большой тройкой» были Вим Зонневельд , Вим Кан и Тун Херманс . В настоящее время многие кабаре-шоу популярных «кабарьеров» (исполнителей кабаре) транслируются по национальному телевидению, особенно в канун Нового года, когда в эфир выходит несколько специальных кабаре-шоу, где кабаре обычно размышляет о крупных событиях прошедшего года. [ 13 ]
Германия (с 1901 г.)
[ редактировать ]Немецкое кабаре развивалось с 1901 года, с созданием площадки «Юбербреттль» ( «Суперсцена» ), а к веймарской эпохе в середине 1920-х годов выступления «Кабаретта» характеризовались политической сатирой и юмором виселицы . [ 14 ] В нем была характерная атмосфера близости, как во французском кабаре, из которого оно было импортировано, но юмор виселицы имел отчетливый немецкий аспект. [ 14 ]
Польский (с 1905 г.)
[ редактировать ]Польское кабаре — популярная форма живого (часто транслируемого по телевидению ) развлечения с участием комедийной труппы и состоящая в основном из комедийных скетчей , монологов , стендап-комедии , песен и политической сатиры (часто скрытой за двойным смыслом, чтобы обмануть цензоров ).
Он берет свое начало от Zielony Balonik , известного литературного кабаре, основанного в Кракове местными поэтами, писателями и художниками в последние годы раздела Польши . [ 15 ] [ 16 ]
В межвоенной Польше существовало значительное количество кабаре на идиш . На идише этот вид искусства назывался клейнкунст (буквально «маленькое искусство»).
В послевоенной Польше оно почти всегда ассоциируется с труппой (часто гастролирующей ), а не с местом проведения ; довоенные ревю- шоу (с участием танцовщиц) давно прошли. [ нужна ссылка ]
США (с 1911 г.)
[ редактировать ]Американское кабаре было импортировано из французского кабаре Джесси Луи Ласки в 1911 году. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] В Соединенных Штатах кабаре разделилось на несколько разных стилей исполнения, в основном из-за влияния джазовой музыки. Чикагское кабаре сосредоточилось на более крупных ансамблях и достигло своего пика во время «ревущих двадцатых» , в эпоху сухого закона , когда оно выступало в подпитных и стейк-хаусах .
Нью-йоркское кабаре никогда не развивалось так, чтобы в нем было много социальных комментариев. Когда в нью-йоркских кабаре выступал джаз, они, как правило, сосредотачивались на таких известных вокалистах, как Нина Симона , Бетт Мидлер , Эрта Китт , Пегги Ли и Хильдегард , а не на инструментальных музыкантах. Ежегодные ревю Джулиуса Монка установили стандарт нью-йоркского кабаре конца 1950-х и 60-х годов.
Кабаре в США начало приходить в упадок в 1960-е годы из-за роста популярности рок-концертов , телевизионных варьете , [ нужна ссылка ] и общие комедийные театры. Тем не менее, он остался в некоторых обеденных шоу в стиле Лас-Вегаса, таких как « Тропикана» , с меньшим количеством комедийных сегментов. Этот вид искусства до сих пор сохраняется в различных музыкальных форматах, а также в формате стендап-комедии и в популярных выступлениях дрэг-шоу .
В конце 20-го и начале 21-го века произошло возрождение американского кабаре, особенно в Новом Орлеане , Чикаго , Сиэтле , Портленде , Филадельфии , Орландо , Талсе , Эшвилле, Северная Каролина и Канзас-Сити, штат Миссури , поскольку новые поколения исполнителей переосмысливают старое. формы как в музыке, так и в театре. Многие современные группы кабаре в США и других странах сочетают в себе оригинальную музыку, бурлеск и политическую сатиру. В Нью-Йорке с 1985 года успешные, устойчивые или новаторские выступления кабаре отмечаются ежегодной премией Bistro Awards. [ 20 ]
Великобритания (с 1912 г.)
[ редактировать ]Театральный клуб-кабаре, позже известный как «Пещера золотого тельца» , был открыт Фридой Стриндберг (по образцу «Каберетта Летучей мыши» в родной Вене Стриндберга) в подвале на Хеддон-стрит, 9, в Лондоне, в 1912 году. Она намеревалась сделать свой клуб авангардное место встреч богемных писателей и художников с украшениями Джейкоба Эпштейна , Эрика Гилла и Уиндема Льюиса , но оно быстро стало рассматриваться как место развлечений для высшего общества и обанкротилось в 1914 году. Тем не менее, Пещера была влиятельное предприятие, которое представило Лондону концепцию кабаре. Он послужил образцом для последовавшего за ним поколения ночных клубов. [ 21 ]
«Клубами, положившими начало нынешней моде на танцевальные клубы, был клуб-кабаре на Хеддон-стрит... Клуб-кабаре был первым клубом, члены которого должны были появляться в вечерней одежде... Клуб-кабаре ввел систему ваучеров Вопрос о законности этих ваучеров привел к знаменитому визиту полиции в ту ночь, когда некий герцог вышел из клуба через кухонный лифт. .Посещение было благовоспитанным делом». [ 22 ]
Иран (до 1979 г.)
[ редактировать ]Одним из главных центров сбора кабаре Тегерана (столица Ирана) была улица Лалех-Зар . Знаменитые персидские кабаре действовали в городе до 1979 года . Они также представили многих отечественных художников. В просторечии кабаре иранцы иногда называют «домом танца» (на персидском языке : رقاصخانه ) или «местом танцев». [ 23 ]
Швеция (с 1970-х гг.)
[ редактировать ]В Стокгольме шоу в 1974 году открылось андеграундное под названием Fattighuskabarén ( Кабаре «Бедный дом »), которое просуществовало 10 лет. [ 24 ] Исполнители более поздней известности и известности (в Швеции), такие как Тед Острем , Орьян Рамберг и Агнета Линден, начали свою карьеру там. Wild Side Story также несколько раз выступала в Стокгольме, у Александры (1976 с Уллой Джонс и Кристером Линдаром ), [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Камарилло (1997), [ 28 ] [ 29 ] Розенлундстетерн/Театр Тре (2000), [ 30 ] Wild Side Lounge в Бэкахастене (2003 с Хеленой Маттссон ) [ 31 ] и Манго-бар (2004). [ 32 ] Александра также принимала AlexCab в 1975 году. [ 33 ] как и Compagniet в Гетеборге . [ 34 ]
Сербия (с 2010-х гг.)
[ редактировать ]В 2019 году открылся первый сербский клуб-кабаре Lafayette. [ 35 ] Хотя в Сербии и Белграде была богатая ночная и театральная жизнь, до 2019 года здесь не было кабаре. [ 36 ] [ 37 ]
Известные места
[ редактировать ]- Кабане Шукун в Порт-о-Пренсе , Гаити
- Кабаре Red Light в Филадельфии, штат Пенсильвания.
- Кабаре Вольтер в Цюрихе.
- Кафе Carlyle в Нью-Йорке
- Кафе де Пари в Лондоне, Англия
- Кабаре в Индианаполисе, Индиана
- Залы кабаре в различных театрах Chuck E. Cheese's Pizza Time
- Сумасшедшая лошадь в Париже, Франция.
- Кабаре Дарлинг в Праге
- Мокамбо в Торонто , Онтарио, Канада.
- Эль Молино в Барселоне , Испания
- Feinstein's/54 Below в Нью-Йорке
- Фоли-Бержер в Париже, Франция.
- Лафайет в Белграде , Сербия.
- Lapin Agile в Париже, Франция
- Лидо в Париже, Франция
- Мертвая крыса в Париже, Франция.
- Метро Чикаго в Чикаго, Иллинойс
- Мулен Руж в Париже, Франция
- Тропикана в Гаване , Куба.
Известные художники
[ редактировать ]- Мэй Аликс
- Жозефина Бейкер
- Берни Дитер
- Марлен Дитрих
- Очаровательная Аида
- Уте Лемпер
- Мяу-мяу
- Мэйбл Мерсер
- Эрта Китт
- Эдит Пиаф
- Тино Росси
- Леди Райс
См. также
[ редактировать ]- Кабаре (фильм 1972 года)
- Кабаре Парадайз
- Темное кабаре
- Ужин в театре
- Вечер
- Акт ночного клуба
- Ревю
- Рекомендуемые (кабаре)
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Фиерро, Альфред (1996). История и словарь Парижа . Роберт Лаффон. ISBN 2-221--07862-4 .
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Лэтэм, Элисон (2002). Оксфордский спутник музыки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 189 . ISBN 9780198662129 .
- ^ «Этимология кабаре» (на французском языке). Ортолонг: сайт Национального центра текстовых и лексических ресурсов . Проверено 11 января 2019 г.
- ^ «Определение и значение кабаре | Словарь английского языка Коллинза» . www.collinsdictionary.com . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фиерро, Альфред (1996). История и словарь Парижа . Роберт Лаффон. ISBN 2-221-07862-4 . , стр. 737
- ^ Джим Шевалье, История еды Парижа: от жареного мамонта до стейков фри , 2018, ISBN 1442272821 , стр. 67–80.
- ^ Фиерро (1996), стр. 744
- ^ Микин, Анна (19 декабря 2011 г.). «Шат Нуар: Историческое кабаре Монмартра» . Бонжур Париж . Проверено 12 августа 2017 г.
- ^ (Одежда 8). Хейн, В. Скотт (2013). Пространство мышления: кафе как культурное заведение в Париже, Италии и Вене . Эшгейт. п. 8. ISBN 9781409438793 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 17 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Цитируется в Fierro, History and Dictionary of Paris , стр. 738
- ^ Перейти обратно: а б Фиерро (1996), стр. 738
- ^ Перейти обратно: а б с Фиерро (1996), стр. 1006.
- ^ Виллем Фрийхофф, Марийке Шпис (2004) Голландская культура в европейской перспективе: 1900 год, эпоха буржуазной культуры. Архивировано 22 мая 2016 г. в Wayback Machine , стр. 507.
- ^ ru:Новогодняя конференция. [ циклическая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б (1997) Новая Британская энциклопедия. Архивировано 28 апреля 2016 г. в Wayback Machine , том 2, стр. 702, цитата:
Оно сохранило интимную атмосферу, развлекательную платформу и импровизационный характер французского кабаре, но развило свой характерный юмор виселицы. К концу 1920-х годов немецкое кабаре постепенно стало представлять собой слегка рискованные музыкальные развлечения для представителей среднего класса, а также острую политическую и социальную сатиру. Это также был центр подпольных политических и литературных движений. [...] Они были центрами левой оппозиции подъему немецкой нацистской партии и часто подвергались возмездию нацистов за критику правительства.
- ^ Маленький зеленый шарик. Архивировано 25 апреля 2012 г. в Wayback Machine Akademia Pełni Życia, Краков. (на английском и польском языках)
- ^ Зеленый шар. Архивировано 1 апреля 2012 г. в Wayback Machine 2011 Книжном институте , Польша.
- ^ Фогель, Шейн (2009) Сцена кабаре Гарлема: раса, сексуальность, представление. Архивировано 28 апреля 2016 г. в Wayback Machine , глава 1, стр.39.
- ^ Эренберг, Льюис А. (1984) Выход: ночная жизнь Нью-Йорка и трансформация американской культуры, 1890–1930. Архивировано 11 мая 2016 г. в Wayback Machine , стр. 75–76.
- ^ Мальниг, Джули (1992) Танцы до рассвета: век выставочных бальных танцев. Архивировано 20 мая 2016 г. в Wayback Machine , стр.95.
- ^ Холл, Кевин Скотт. «@ Bistro Awards 2010» . Архивировано 10 июля 2011 г. в Wayback Machine . Журнал Edge , 15 апреля 2010 г.
- ^ «Программа и меню от Пещеры Золотого Тельца, Кабаре и Театрального Клуба – Исследуй Лондон 20-го века» . 20th Centurylondon.org.uk . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 6 января 2017 г.
- ^ «Раунд ночных клубов» Г.Х. Фосдайк Николс, стр. 945 в изд. «Чудесный Лондон» . Сент-Джон Адкок 1927 г.
- ^ Entekhab.ir, избранный аналитический новостной сайт (29 мая 2023 г.). «Отчет о ночах Тегерана 47 лет назад / важные статистические данные о жителях Тегерана и расходах, которые они тратили на развлечения» . фа (на персидском языке ) Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «О Swenglistic Underground — Facebook» . Facebook.com . Проверено 6 января 2017 г.
- ^ Калле Вестерлинг (2006) La Dolce Vita ISBN 91-85505-15-3 стр. 20-22.
- ↑ Кристер Линдарв и Кристина Келлберг в «Это моя жизнь» ISBN 978-91-7424-533-2 стр. 75-76
- ^ Стен Хедман (14 января 1976 г.) Дамернас Вэрлд Стокгольм «Лучшее шоу города с дикой историей» стр. 10. [ циклическая ссылка ]
- ↑ Ева Норлен (21 июля 1997 г.) Aftonbladet «Восемь тщательно отобранных артистов обещают дикую ночь», стр. 37.
- ^ Кэти Райли (16 июля 1997 г.) Stockholm International SR International - Радио Швеции
- ↑ Линда Романус, Tidningen Södermalm / Nöjesrepubliken , 24 июня 2000 г., «КАБАРЕ: Дикая история до Гамла Стана», стр. 22.
- ^ Что происходит в городе Стокгольм (июль 2003 г.) «Дикая история - то, что не писал Леонард Бернштейн» с. 16
- ^ Что происходит в Стокгольме (июль 2004 г. ) «Не пропустите Wild Side Story на английском языке» с. 12
- ^ Лисбет Боргер-Бендегард в Svenska Dagbladet 14 сентября 1975 г. «Не следует спать ...» стр. 20 и 24 октября 1975 г. «Паб сейчас; как хорошо провести время!» стр. 17
- ↑ Лассе Роде в Гетеборге-Тиднингене, 21 ноября 1975 г., "Юбилейное шоу!" стр. 16
- ^ «Парижский дух в Белграде – открылся кабаре-клуб кухни «Лафайет» .
- ^ «Открытие нового ночного клуба в Белграде – Lafayette. Открытие нового ночного клуба в Белграде – Lafayette. – ATAIMAGES.RS» .
- ^ «Лаффайете Белград» . lafayette.rs . Проверено 22 ноября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья «Анатомия голландского кабаре» из журнала The Low Countrys (1994).
- Голландское кабаре за 8 шагов, статья «Нидерланды в цифрах» (2015)
- Кабаре , 1921 картина Александра Дейнеки