Николай Успенский
Николай Успенский | |
---|---|
Рожденный | Ступино, Тульская губерния , Российская империя. [ 1 ] | 31 мая 1837 г.
Умер | 2 ноября 1889 г. Москва , Российская Империя | ( 52 года
Занятие | Писатель, педагог |
Период | 1860–1880-е гг. |
Родственники | Глеб Успенский |
Nikolai Vasilyevich Uspensky (Russian: Никола́й Васи́льевич Успе́нский ; 31 May 1837 – 2 November 1889) was a Russian writer, and a cousin of fellow writer Gleb Uspensky . [ 2 ] Успенский много писал о реалиях крестьянской жизни в сельской России во времена Акта об освобождении 1861 года царем Александром II , добившись критического и коммерческого успеха. Пережив растущее отчуждение и упадок карьеры, Успенский покончил жизнь самоубийством 2 ноября 1889 года.
Биография
[ редактировать ]Николай Васильевич Успенский родился 31 мая ( по старому стилю 18 мая) 1837 года в Ступино, небольшом селе Тульской губернии , Российской империи в семье местного священнослужителя . У него было семь братьев и сестер: братья Иван, Александр и Михаил, а также сестры Анна, Мария, Елизавета и Серафима. Несмотря на свое относительно привилегированное положение сына священника, Успенский вырос в окружении бедности и насилия, вызванного алкоголизмом , часто общался с крестьянскими детьми и часто работал вместе с ними. [ 3 ] «Пока мы с братом Иваном стремились к барскому детскому образу жизни, Николай был другим: пахал, пилил, косил и часто совершал ночные вылазки в поля», — вспоминал позже его брат Михаил. [ 3 ]
В 1848 году Успенский поступил в духовную семинарию в Туле, где его пороли . ежедневно [ 4 ] По словам Корнея Чуковского,
Казни такого рода были единственным педагогическим методом, известным в этой школе. Порка, водка, взяточничество, карты, атмосфера раболепия и предательства, [ 5 ] внешнее благочестие и тайное развратство — таковы были основные элементы воспитания Николая на протяжении более десяти лет. Единственное, в чем он мог укрыться, - это дикие махинации... в которых его блестящие таланты, иначе сдерживаемые, могли в некоторой степени реализоваться. Ибо, несмотря на все, что происходило вокруг него, веселье его было фонтаном, заставляя его каждую минуту проделывать какой-нибудь трюк, розыгрыш или мистификацию. [ 4 ]
Единственным человеком, который интересовался жизнью Успенского, был его дядя Иван Успенский, богатый тульский государственный чиновник. У Ивана был сын, будущий писатель Глеб , которому запрещалось общаться с «грязными бурсаками» (так называли воспитанников семинарии [бурс]) и которого каждое утро возили в школу в коляске. Это само по себе давало Николаю достаточно оснований ненавидеть своего двоюродного брата Глеба. [ 4 ] — Мы с ним братья по закону, конечно. Два Лазаря, он — богатый, я — бедный. Он сын местного секретаря, я деревенский парень, сын бедного священника. Он катался, как сыр. в масле в юности я корку грыз. Он ушел из школы со всякими дипломами, я навсегда остался студентом", - цитировалось позже Николая Успенского. [ 6 ]
Успенский не был хорошим учеником. Большую часть времени он проводил в местных трактирах , играл в бильярд и напивался, и его описывали как «изможденного бездельника, идущего по нисходящей спирали», но именно в те дни он начал писать. В 1856 году, еще до окончания учебы, Успенский оставил семинарию и переехал в Петербург, чтобы поступить в Медико-хирургическую академию. Однако менее чем через год его исключили после странного инцидента, в ходе которого он разрушил медицинский кабинет, по-видимому, без какой-либо причины. [ 4 ] Он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета , но вскоре покинул и его. [ 7 ]
Писательская карьера
[ редактировать ]В 1857 году «Сын Отечества» опубликовал свои первые два рассказа «Старуха» и «Крещение», оба проигнорированные критикой. Третье его произведение, «Хорошее существование», было опубликовано в 1858 году в « Современнике » и произвело впечатление; вскоре автор подписал контракт, взяв на себя обязательство публиковать свои произведения исключительно в этом журнале. Кроме того, редактор Николай Некрасов обратился к ректору СПбГУ Плетневу с просьбой оказать финансовую поддержку Успенскому. Некрасов видел в Успенском возможную ключевую фигуру для журнала, основные авторы которого, Тургенев , Толстой и Григорович , не чувствовали причастности к его новой, более радикальной политике и начали искать в другом месте. Также в «Современнике» вышли рассказы «Пятачок», «Сцены деревенского праздника», «Грушка» и «Дракон» (1858), «Канун святого дня», «Деревенский аптекарь», «Холостяк» и «Современник». Дорожные сцены» (1859), «Деревенская газета», «Вечер», «Продовольственный поезд» и автобиографический «Брусилов» (1860). [ 2 ] [ 8 ]
Рассказы Успенского, описывающие нищету и нищету крестьян, жизнь русских священнослужителей, разночинцев-интеллигентов , привлекли внимание многих видных радикалов. В 1860 году Николай Добролюбов рекомендовал школьному читателю несколько своих рассказов, составленных Алексеем Галаховым . [ 7 ] Чернышевский имел с ним много частных бесед, и консервативная российская пресса, критикуя «Современник» , часто упоминала их обоих на одном дыхании, считая Успенского «крикуном идей Чернышевского». [ 7 ]
В Европе
[ редактировать ]В январе 1861 года Успенский уехал за границу, чтобы путешествовать по Италии и Швейцарии , и провел некоторое время во Франции, на средства Некрасова, ожидавшего от него большого романа. Но, по словам биографа Корнея Чуковского, «…он купил себе щегольскую одежду, широкополую шляпу и начал разгуливать по парижским бульварам, как богатый турист, словно предвидя, что это будет его последний яркий проблеск жизни». Несколько раз в Париже Успенский встречался с Тургеневым , который работал над романом «Отцы и дети» и нуждался в материалах из первых рук. Лишь прочитав о « нигилистах » в российской прессе, он воспринял шанс встретиться с настоящим человеком как находку. В письме Павлу Анненкову Тургенев писал: « Мизантроп по имени Успенский, Николай был здесь недавно и обедал у меня. Он считал своим долгом почему-то поругать Пушкина и уверял меня в том, что последний только делал в своих стихах, восклицал беспрестанно: «Встань, встань на борьбу за нашу святую Русь!» Что-то мне подсказывает, что он скоро сойдет с ума». Полагая, видимо, что такой «человеконенавистнический» взгляд на Пушкина свойственен «новым людям», Тургенев использовал в своем романе приведенную фразу, придав ее своему персонажу Базарову. [ 7 ]
В Риме Успенский познакомился с Василием Боткиным , знатоком античной культуры , который попытался поделиться своей любовью к ней со своим спутником. Но Успенский считал, что Рим выглядит «некрасиво». «Ни один шедевр искусства не мог оградить от меня изможденные лица и надежды в сапогах бедняков», — писал он позже. Через 15 лет он опубликовал зарисовки своих путешественников, весьма наивные, поверхностные и отрывочные, но полные сочувствия к страдающим низам. [ 7 ]
реформа 1861 года
[ редактировать ]Отношение Успенского к освободительной реформе 1861 года было враждебным, близким к поведению Чернышевского, поскольку оба считали неприемлемыми попытки улучшить жизнь русского крестьянского класса путем постепенной реформы. «Я давно предвидел эту [реформу] и никакого интереса к «Манифесту» не испытывал, даже Устава не читал», — писал он Случевскому. Его самые известные рассказы того времени — антилиберальные «Сельская аптекарь» и «Деревенская аптекарь» Театр» преследовал людей, выдававших себя за «просветителей», как подлых и опасных интриганов. [ 7 ]
Через несколько лет по рекомендации Андрея Краевского тогдашний министр образования Александр Головнин поручил Успенскому провести проверку школ Московской, Тульской и Орловской губерний и дать рекомендации о возможных мерах по улучшению качества преподавания в них. Успенский в своем отчете утверждал, что реформа образования не имела смысла в сельской местности, опустошенной реформами Александра II, поскольку русскому крестьянину в первую очередь нужно было достаточно еды. Он также выступал против народнического движения, которое считало общину (сельскую общину) своим идеалом, рассматривая ее как еще один механизм, позволяющий сделать богатых крестьян еще богаче и еще больше подтолкнуть бедняков к нищете. «Современное российское крестьянство безнадежно, оно никогда не воскреснет, больное умрет», — писал Успенский в одной из своих статей «Записки помещика». [ 7 ]
Между нигилизмом Успенского и идеологией нового «Современника» была принципиальная разница . В то время как последний отвергал либеральные реформы, считая их препятствием для предстоящих социальных потрясений, на которые они надеялись, у первого не было конкретной причины для своей ненависти ко всему, что исходило от правительства. Чуковский писал: «...Он даже не пытался понять политическую доктрину журнала, которая способствовала его развитию как движущей силе крестьянской революции... Поэтому, когда Чернышевский использовал свою раннюю прозу для обоснования своей собственной теории о русских крестьянах, будучи готовым к бунту, Успенский, по-видимому, был настолько равнодушен к последнему, что сразу же после его издания покинул «Современник» во вражеский стан». [ 7 ]
Скандалы и падение популярности
[ редактировать ]В конце лета 1861 года Успенский вернулся из парижских каникул и после недолгого пребывания в Ступино, своей глухой родной деревне в Тульской губернии, отправился в Санкт-Петербург, где его дебютный сборник рассказов «Рассказы Н.В. Успенского». только что с большим успехом вышел в свет . [ 9 ] «Этот неожиданный успех вскружил ему голову», — писал позже Яков Полонский . "Слава богу, я не лишен таланта. Не знаю, что будет дальше, но теперь за своих противников я буду стоять как кость в горле, не позволю им опередить меня ни на шаг", - сказал Успенский журналист Мартьянов. «Антагонистами» Успенского была группа начинающих разночинских писателей — Александр Левитов , Николай Помяловский , Василий Слепцов , — которых он теперь считал опасными конкурентами и, по словам Мартьянова, называл « клещом », «отбросами» и «грязью». [ 9 ]
Проведя восемь месяцев в Европе на деньги Некрасова (2500 рублей по словам Чуковского), вдруг обвинил последнего в недоплате ему, и разразился некрасивый скандал. В январе 1862 года Успенский просил Чернышевского созвать третейский суд для решения финансового вопроса, тот отказался и заявил, что, если такое слушание когда-нибудь состоится, он будет на стороне Некрасова. В начале 1862 года Успенский разорвал все связи с журналом и удалился в Ступино, очень больной и подавленный. [ 9 ] Это добровольное изгнание длилось недолго, поскольку «Отечественные записки» , Лев Толстой и Иван Тургенев начали поощрять Успенского вернуться к писательству. Тургенев, который сам в то время открыто обвинял Некрасова в финансовых проступках, всецело принял версию событий Успенского. В 1862 году Толстой пригласил Успенского преподавать русскую грамматику в его Яснополянской школе. Через несколько лет Толстой сказал одному из своих гостей, Захарьину: «Я оцениваю Николая Успенского гораздо выше, чем второго, Глеба, который сильно отстает и по реализму, и по художественности». [ 9 ] После ссоры с Толстым Николай Успенский переехал в Спасское, имение Тургенева, где последний пожаловал ему участок земли. Опять же, это пребывание было недолгим, как заявил один из родственников: «Увлекшись в свое время идеями сельскохозяйственных новшеств, Николай Васильевич начал особым образом обрабатывать свою почву, удобряя ее солью и распаренными костями животных... Ничего из этого не помогло. конечно, и он, ничего не зная о сельском хозяйстве, уехал из Спасского недовольным». [ 10 ] Несколько лет Успенский путешествовал по России, преподавал в многочисленных школах и гимназиях Тульской губернии, Оренбурга , Санкт-Петербурга и снова вернулся в Ясную Поляну, никогда не задерживаясь надолго на одном месте. [ 2 ] [ 8 ] [ 11 ] Наконец, движимый финансовыми трудностями, он вернулся в Спасское, чтобы продать подаренную ему землю. В ужасе Тургенев попросил своего управляющего вмешаться: «Неужели этот человек должен быть настолько нечестным, чтобы продать этот участок третьему лицу?» — задавался он вопросом в письме. [ 12 ] Переговоры оказались тщетными, и только после того, как Тургенев согласился выкупить собственную землю, Успенский согласился покинуть имение, по-прежнему обвиняя хозяина в том, что он «забрал обратно свой подарок». Тургенев писал Полонскому: «Николай Успенский — конченный человек, о нем можно и забыть». [ 10 ]
В 1860-е годы работы Успенского время от времени появлялись в «Отечественных записках» , «Вестнике Европы» , «Искре» , «Русском вестнике» , «Гражданине» и некоторых других журналах и газетах, не привлекая особого внимания. Успенского первая повесть « Федор Петрович» В 1866 году вышла . Оглядываясь назад, можно сказать, что это первое произведение в русской литературе, показывающее зарождение капитализма в сельской России, но современные критики проигнорировали его. [ 10 ] Его следующий роман «Старое – по- старому », 1870, опубликованный в «Вестнике Европы» , был посвящен либеральным ценностям вообще и институту земства в частности. Романтическая идиллия « Пастух Егорка» ( «Вестник Европы» ), где впервые в сюжете доминируют добродетельные персонажи, вышла в 1871 году и также была проигнорирована. «Побежденный... Он вернулся в свою захолустную тульскую деревню, чтобы погрузиться в мелкую рутину и, полностью отбросив собственное литературное прошлое, начал писать небольшие очерки на микроскопические темы. Даже его язык, когда-то богатый и красочный, потерял свою живость и стал пресным и напыщенным», — написал Корней Чуковский. [ 13 ] Все четыре сборника рассказов Николая Успенского (опубликованные в 1871, 1872, 1875 и 1883 годах) были либо проигнорированы, либо раскритикованы прессой. [ 3 ]
Семья
[ редактировать ]В 1878 году 42-летний Успенский женился на 16-летней женщине по имени Елизавета, дочери богатого местного священника, который не одобрял их отношения и отказывался от ее финансовой поддержки. [ 14 ] Успенский ответил рассказом о богатом священнослужителе, который доводит свою дочь до чахотки, ввергая ее в нищету. [ 15 ] Через три года Елизавета действительно умерла от туберкулеза , но причиной тому стал кочевой образ жизни ее мужа, который переезжал из одной деревни в другую, таща за собой жену и малолетнюю дочь. Все это время он продолжал вести войну против своего тестя, обвиняя его в финансовых преступлениях, писал письма чиновникам и организовывал публичные собрания в поддержку своего дела. «Было больно видеть, сколько таланта и пафоса растрачено в этих мелких ссорах, но корень трагедии был в том, что, поднявшись однажды из трясины провинциальной тьмы, он — в отличие от многих авторов той же разночнческой породы (Чернышевский, Добролюбов, Помяловский, Елисеев, Левитов) — однажды литературный мир выбросил его, вернулся туда, откуда пришел, и погрузился туда», — писал Чуковский. [ 16 ] Похоронив в 1881 году жену, Успенский взял с собой гармонику, чучело крокодила и двухлетнюю дочь Ольгу и начал жизнь бродячего артиста , развлекая пьяную публику литературными «лекциями» и самозваными мюзиклами. шоу (с участием танцующей Ольги в костюме мальчика), ищет в качестве оплаты рюмку водки. Родственники пытались похитить Ольгу у Успенского, но он отбился. Иногда попытки оказывались успешными, и тогда приезжал Успенский, чтобы «осадить» дом. «Для меня это были времена многих слез. В молодости он был таким добрым, красивым и умным. И вот он сидел сейчас в канаве, седой, ужасного вида. Я посылал ему немного хлеба и плакала, наблюдая за ним, поедая его в грязи", [ 17 ] вспомнил Елизавету Васильевну, его сестру, главную движущую силу этих «похищений». В десятилетнем возрасте Ольга поселилась в доме дедушки, и отчаявшийся отец начал забрасывать родственников письмами, написанными в странном псевдорелигиозном стиле. Некоторое время бывший нигилист уверял своих друзей (все они были местными преступниками, известными лишь по прозвищам), что его намерением было совершить святое путешествие в монастырь , куда его, видимо, звал какой-то "внутренний голос", но это ни к чему не привело. и вскоре он возобновил свои «литературные выступления», поставив жизни писателей-мучеников на первое место в своем «прейскуранте», в самом низу которого находился Пушкин, которого он все еще считал никчемным. [ 16 ]
Последние годы
[ редактировать ]В последние годы жизни Успенский подружился с богемным писателем Иваном Кондратьевым (известным как «Поэт Никольского базара»), сотрудничавшим с «Развлечение журналом ». Там Николай Успенский начал публиковать свои новые очерки деревенской жизни, изображающие кривых мерзких крестьян и благородных, наивных господ. [ 18 ] Под влиянием Кондратьева Успенский начал серию «разоблачительных» воспоминаний о Льве Толстом, Некрасове, Тургеневе и Глебе Успенском. Для левых критиков это лишь оправдало их мнение о том, что Успенский ушел в прошлое, и даже консервативные журналисты, такие как Виктор Буренин, предостерегали своих читателей от восприятия этих произведений как чего-то отдаленно заслуживающего доверия. Глеб Успенский написал письмо с требованием прекратить публикацию этих клеветнических статей, а после того, как появились доказательства клеветы воспоминаний Успенского о Некрасове, серия резко прекратилась. [ 16 ] Эти публикации были благосклонно приняты консервативной прессой, и Успенский был приглашен в Федора Берга » «Русский вестник . Там он опубликовал свои «Очерки из усадьбы» похвалил за «верность православной традиции» , которые Константин Леонтьев . [ 19 ] Все это мало прибавило настроения автору, которого теперь описывали как «бедно одетого, худого и крайне подавленного». Осенью 1889 года Успенский совершил последнюю поездку в Ступино, чтобы навестить любимую дочь Ольгу, но та так испугалась, что отказалась выходить. [ 16 ]
Смерть
[ редактировать ]Вскоре после посещения Ступино Успенский вернулся в Москву, где покончил жизнь самоубийством 2 ноября ( 21 октября по старому стилю ) 1889 года. Сообщается, что накануне он подошел к Ивану Кондратьеву за бритвой, и тот сказал: «Хочешь покончить с собой». ? Перочинный нож подойдет». Успенский действительно купил перочинный нож и перерезал себе горло. По сообщению одной газеты, «21 октября возле одного из домов Смоленского рынка было обнаружено тело мертвого старика с двумя ранами на горле... Тело лежало в двух больших лужах крови и тупой рядом был найден перочинный ножик. В кармане у него был паспорт бывшего учителя Николая Васильевича Успенского». Восемь копеек , найденные у него в кармане, были отправлены дочери Ольге, ее единственному наследству. На похоронах не присутствовал ни один литератор, и единственным официальным лицом был Карл Кноблох, инспектор московского училища, пришедший отдать дань уважения Успенскому как бывшему учителю. [ 11 ] [ 16 ] Первый некролог был опубликован «Русскими ведомостями», где Успенский упоминался только как «бывший учитель». [ 20 ] «Сколько наших читателей когда-либо слышали, а тем более читали этого автора?» - спрашивали "Новости" (№ 295, 1889 г.), и в нескольких номерах позже повторялось стереотипное мнение, что этот автор "высмеивал крестьян и его талант был злым и гадким..." [ 21 ] Консервативная пресса была настроена более благосклонно, и 29 октября в «Гражданине » Владимир Мещерский писал: «Писатель, как мы знаем, принадлежал к консервативному лагерю, он не был слугой либеральной музы и не занимался излиянием либерально-народнических идей». причитания — вот почему он умер бедным и голодным в стране, где есть Литературный фонд, и в огромном городе, где есть множество журналов и газет». [ 22 ]
Критический прием
[ редактировать ]В 1861 году «Рассказы Николая Успенского» вышли в двух миниатюрных томиках и вызвали резонанс. Критики были почти единодушны в своей неприязни, обвиняя автора в «плевании на убеждения и образ жизни людей» и не видя за юмором ничего, кроме холодного цинизма. «У него острый, но бесцельный взгляд, без видимой причины фиксирующий все, что попадается на глаза», — писал Степан Дудышкин в «Отечественных записках» . «Он подхватывает все возможные детали, совершенно не относящиеся к делу, даже не думая о том, чтобы как-то связать их с основным действием», — соглашался Федор Достоевский , писавший во «Времени» . «Индифферентная природа юмора важна для дара Успенского», Павел Анненков — заметил несколько лет спустя были характерны «интеллектуальное безразличие», «незабота» и «душевная спячка» . . Для прозы автора, по мнению Евгения Эдельсона (« Библиотека для чтения »), [ 23 ] Критики слева в основном согласились со своими коллегами из либерального лагеря. Всеволод Крестовский выразил удивление тем, насколько лишена идей проза Успенского. "Он довольно хороший фотограф. Но у него также холодное, бесстрастное отношение к миру, который он фотографирует в своих зарисовках... Он никогда не сможет отличить крик бедняка от крика пьяницы", - отметил Крестовский. [ 23 ]
Единственным несогласным был голос Николая Чернышевского . В своем эссе « Это начало перемен?» он приветствовал ранние рассказы Успенского как новое свидетельство неизбежности революции в русской стране. Критик приписывал Успенскому некоторые взгляды, которых у последнего никогда не было, утверждая, например, что автор осуждал «тьму, в которую погружались простые люди», чтобы подчеркнуть причины, которые удерживали людей от бунтов, и «показать, как прогрессивные разночинцы должны руководить невежественными массами». «к их освобождению. Сама позиция автора, который, отбросив всякое сочувствие, ругал или высмеивал русских мужчин за образ их жизни, была, по мнению критика, симптомом какой-то радикальной перемены. В новой реальности, утверждал он, угнетенным нужно не сентиментальное сочувствие (его в изобилии предоставляли такие писатели, как Тургенев и Григорович), а некоторое побуждение к реальным действиям. Эссе Чернышевского в некотором смысле открыло шлюз для целого ряда авторов-единомышленников: Sleptsov , Reshetnikov , Levitov , Gleb Uspensky , Pomyalovsky thus making Nikolay Uspensky a pioneer of the Raznochintsy movement in the Russian literature. [ 23 ]
После ухода Успенского из «Современника» его тепло встретили «Отечественные записки» . В рецензии этого журнала за 1863 год утверждалось, что новые рассказы писателя демонстрируют зрелость, и теперь он приближается к идеалу «чистого артистизма», никогда не позволяя идеологии преобладать над формой. Ответ « Современника » был поспешным и заключался в том, что Успенский действительно скатился на платформу «искусства ради искусства» и именно поэтому его новейшая работа ничего не стоит. Позже учёные пришли к выводу, что в какой-то степени правы были обе стороны. Объективно новые рассказы Успенского уступали его прежним. С другой стороны, « Современник » полностью переоценил и свои первые рассказы (назвав их автора «писакой с куриным мировоззрением»), что действительно выглядело как предательство – не Успенского, а, скорее, идей Чернышевского и Добролюбова. На этот раз оппонентом Успенского выступил Салтыков-Щедрин (неподписанная статья которого называлась «Невежество и жадность идут рука об руку»). [ 9 ]
К середине 1870-х годов Николай Успенский для русской литературной общественности остался в прошлом. Его называли «забытым писателем» даже те (как Николай Михайловский в 1877 году), кто делал попытки напомнить о нем читающей публике. Он впал в забвение, продлившееся почти полвека, не из-за его художественного упадка, настаивал Чуковский, а из-за изменения общей атмосферы в российском обществе и быстрого подъема народничества , крестьянского социалистического учения. Для народников всякая критика «простого человека» была кощунством. Александр Скабичевский , один из видных деятелей народнического движения, обвинил Успенского в том, что он сознательно высмеивает русский народ. [ 24 ] В своей «Истории современной русской литературы» он писал об Успенском: «В его рассказах простые люди представлены в чрезвычайно безобразном виде. Каждый мужчина — или вор, или пьяница, или дура, которая никогда не жила на земле, каждая женщина — невероятная идиотка. ... Все, что Успенскому удавалось увидеть или услышать, он показывал, насколько невежественен, некультурен, смешон, затоптан русский человек и насколько глубоко он погряз в грязи глупости, суеверий и пошлости». [ 25 ] Неприятие и даже ненависть преследовали Успенского вплоть до его смерти и продолжались и после него, каждое новое поколение критиков повторяло сказанное ранее, никогда не пытаясь переоценить его наследие. Единственным исключением был Георгий Плеханов , который в конце 1890-х годов, критикуя народников, пытался показать, насколько несправедливо они относились к Успенскому, но так и не написал о нем подробного очерка, как о Глебе Успенском и некоторых второстепенных писателях, таких как Каронин. и Наумов. Лишь в советские времена Николай Успенский был вновь открыт, его главный труд был переиздан. [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]Непосредственным предшественником Николая Успенского в нише «простых народных сказок» был Владимир Даль . На какое-то время и критики, и читающая публика увидели в новичке последователя Даля. «Отечественные записки» и «Ведомости» в своих первых рецензиях описывали автора как «явного подражателя известным рассказам Даля». [ 26 ] По словам Чуковского, вскоре Успенский сделал Даля ненужным. Еще более сокрушительный удар он нанес всей школе литературы 1840-х — начала 1850-х годов, занимавшей сентиментальное, сентиментальное отношение к русскому крестьянину. [ 23 ]
Николаю Успенскому приписывают звание первого разнотчинца в истории русской литературы выдающегося писателя- , того самого, который, по словам Федора Достоевского , «идя вслед за Островским , Тургеневым , Писемским и Толстым », оказался первым, кто «не просто представить другой взгляд высшего сословия на простых людей, но выразить точку зрения этих людей» и «рассказать правду о жизни русских людей без прикрас и лести», по словам Николая Чернышевского. [ 2 ]
Радикальные критики «Современника» приветствовали Успенского как новую силу в русской литературе, «самое счастливое открытие, о котором, конечно, нечего писать», как выразился Чернышевский. Позднее историки литературы сошлись во мнении, что Успенский был первым писателем русского низшего сословия, создавшим резкие и жестокие картины сельской жизни. Успенский считается предшественником цикла деревенской прозы Антона Чехова и, в большей степени, Ивана Бунина , который в 1890 году потратил некоторое время на сбор фактов о жизни Успенского для будущих биографов. [ 2 ]
английские переводы
[ редактировать ]- «Каша » и «Деревенский учитель» , (рассказы) из «Юмора России» , Этель Войнич / Степняк , Walter Scott Publishing, 1909. с Archive.org
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ По другим данным, 1834, Большое Скуратово, Чернской области.
- ^ Jump up to: а б с д и Чупринин, Сергей (1990). «Н.В. Успенский» . Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том. 2 Эд. П. А. Николаев. Издательство «Просвещение» . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Корней Чуковский. Жизнь и творчество Николая Успенского. Полное собрание сочинений К. И. Чуковского в 6 томах. Художественная литература. 1976. Том. VI. стр. 138–140
- ^ Jump up to: а б с д Чуковский, стр. 141–150.
- ↑ Чуковский использует слово «наушничество» , подразумевая, что ученики докладывали друг другу своим наставникам.
- ^ Мартьянов, П.К. Дела и люди века. Санкт-Петербург, 1893, р. 233.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чуковский, стр. 151–156
- ^ Jump up to: а б Справочник по русской литературе, Виктор Террас, издательство Йельского университета, 1990.
- ^ Jump up to: а б с д и Чуковский, стр. 179–185.
- ^ Jump up to: а б с д Чуковский, стр. 186–189.
- ^ Jump up to: а б Большая советская энциклопедия, 3-е издание (1970–1979). 2010, Gale Group, Inc.
- ^ Письма И. Ис. Тургенев в 13 томах. Том VII. 1964. с. 205.
- ^ Чуковский, 190–194.
- ^ Milovidov, S. Remembering N.V. Uspenky. Priazovsky Krai , 1893, No. 119.
- ^ Сочинения Н. В. Успенского, Том II, 1883, стр. 133–150.
- ^ Jump up to: а б с д и Чуковский, стр. 189–206.
- ^ Istorichesky Vestnik , 1905, No. 12, р. 498
- ^ Razvlecheniye , 1889, Nos. 5, 9, 11, 15
- ↑ «Русский вестник», 1889, № 1. 5
- ↑ «Русские ведомости» , 1889, № 295. Чуковский предполагает, что это произошло из-за близости этой газеты к Глебу Успенскому.
- ^ Novosti, 1889, #302
- ^ Grazhdanin , 1889, No.300, October 29
- ^ Jump up to: а б с д Чуковский, стр. 168–175.
- ^ Чуковский, стр. 187–189.
- ^ Скабичевский, А. М. История современной русской литературы. Санкт-Петербург, 1909, р. 219
- ^ Syn Otechestva , 1858, Nos. 15, 44. / Saint Petersburg's Vedovosti , 1858, No. 140.
- 1837 рождений
- 1889 смертей
- Жители Ефремовского района.
- Люди из Ефремовского Уезда
- Русские писатели-мужчины
- Писатели-мужчины из Российской Империи
- Российские преподаватели
- Журналисты XIX века из Российской империи
- Российские журналисты-мужчины
- Писатели рассказов Российской империи XIX века.
- Писатели-мужчины XIX века
- Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета
- Самоубийства острым инструментом в России
- Самоубийства в Российской Империи
- Самоубийства 1880-х годов